Экеакуето Татьяна Валентиновна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
.: 88634312016.
Eksakusto Tatyna Valentinovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.
УДК 140.8
A.B. Юрченко
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Рассматривается проблема сохранения устойчивости мировоззрения личности в ситуации негативного информационного воздействия и мониторинга динамики состояния
.
выявления структурных изменений, влияющих на его целостность.
Мировоззрение; открытая система; безопасность жизнедеятельности; управление; .
A.V. Yurchenko HUMAN WORLD VIEW IN A SYSTEM OF PERSONALITY'S INFOPSYCHOLOGICAL SECURITY
This paper is devoted to a problem of world view's stability in a situation of negative informational influence, as well as a problem of world view monitoring. It shows a possibility to fix human world view structure and to reveal structural changes that affect the world view's integrity.
World view; open system; life safety; management; semantic spaces.
В философии, социологии и других гуманитарных науках существует представление о том, что человечество вступает в новую стадию развития, которую называют информационным обществом. Благодаря колоссальной скорости развития средств производства, доставки, и хранения информации, именно она в наше
,
целей и играть всё большую роль в формировании и развитии различных социаль-. , такой была всегда, но сейчас к этому мощному рычагу управления личностью и массами получило доступ множество людей самых разных категорий и уровней , -ним. В связи с этим в научной сфере обозначена и очень остро проявляется проблема обеспечения информационно-психологической безопасности, которой в настоящее время активно занимаются многие отечественные ученые, например
Г.В. Грачев, В.Е. Лепский, А.В. Непомнящий, АЛ. Петренко, Г.Г. Почепцов, . . .
Выделению информационно-психологической безопасности в качестве отдельного предмета рассмотрения способствует специфика воздействия информационной среды на духовную сферу социальной жизни. Г.В. Грачев в связи с этим определяет информационно-психологическую безопасность как «состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системноструктурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы» [1].
. . « -психологическая безопасность» исходя из того, что состояния опасности, безопасности человека и общества определяются исключительно механизмом и результатом процесса принятия решений, в котором всегда есть проблема нехватки информации (из-за ограниченности полосы пропускания сенсорных систем) и избытка мотивов (из-за хаотической, иерархически не выстроенной - сообразно поставленной основной жизненной цели, - мотивационной сферы личности), в связи с чем и проблема безопасности носит именно информационно-психологический характер. Таким образом, информационно-психологическая безопасность есть такое состояние личности или общества, при котором принимаются решения, не снижающие вероятности достижения основных, жизненно важных целей этой личности или общества [2].
Как и любой другой объект сознания человека, информация сама по себе может нести как положительный потенциал, так и деструктивный. В каждом конкретном случае возникает необходимость распознавания деструктивной компоненты общего информационного потока, воспринимаемого человеком, и в обеспечении ее нейтрализации. Это вызвано тем, что любая информация, прошедшая этап апперцепции, входит в структуры сознания и образует в итоге то, что называется мировоззрением личности - совокупностью её представлений о себе и мире.
, , , которые затем однозначно отображаются в его поведении [3]. Именно поэтому главными стратегическими задачами любой информационной войны являются изменение мировоззрения атакуемой стороны, его подгонка под желаемое новое поведение, и нарушение синхроничности в её структурной организации - принцип «р^деляй и властвуй» [4].
На нынешнем этапе развития социальных отношений, представляющих собой в преобладающем большинстве случаев перманентную информационную войну на всех уровнях социальной и межгосударственной организации, обеспечение информационно-психологической безопасности невозможно без постоянного мо, ,
, -лей своей жизнедеятельности и насколько эти цели способствуют его развитию.
В большинстве случаев наиболее общепринятым является рассмотрение человека, как закрытой системы - черного ящика, когда изучение состояния изучаемого объекта проводится путем подачи определенных сигналов на вход и соответственно регистрируются изменения данных на выходе. Особенность такого подхода заключается в том, что весь объем событий лежит внутри такой системы, а на внешнюю среду она либо просто реагирует, либо получает подпитку для своего существования. В социологии, например, таким образом построено большинство ,
вопросов, где нисколько не учитывается степень приближенности к данной про-
.
в явном виде занимает бихевиоризм, а, по сути, из него вытекают большинство , -ние, миропонимание, ценностные ориентации, знания.
Операциональные преимущества такого подхода для его адептов видятся очевидными, так как в нём якобы существуют четкие критерии, по которым возможно определять и выявлять особенности поведения, как отдельного человека, так и социальных групп. Однако здесь присутствует один нюанс, а именно, сведение такого сложного феномена как человек к относительно простой схеме стимул-реакция ведет к искусственному упрощению системы и, соответственно, теряется большинство важных показателей, которые характеризуют поведение человека, как сложной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы. В связи с этим упрощением появляется большой соблазн сознательно упростить системные связи, провести сознательное разграничение различных сфер жизнедеятельности, воздвигнуть искусственные границы, которые четко отделяют друг от друга, те категории, которые, по сути, представляют собой различные проявления одного явле-
- . -, -телей таких категорий, как мировоззрение, знание и ряда им подобных. Так ведь эта же упрощенная система понимания устройства человека транслируется и на .
представлений, причем зачастую достаточно упрощенных, то на выходе мы полу,
определенный набор функций, обладающую хорошо развитой системой узконаправленного мышления и считающей себя венцом творения. Фактически на выходе мы получаем социального робота, готового к выполнению определенных специфических функций и полностью управляемого. Конечно тут проблема не только науки, но и государства в целом, однако наука, как первая в этой цепочке трансля-, . В связи с этим необходимо применение методологического подхода к рассмотрению человека как сложной, открытой системы, поскольку иной подход не
- -, , , он, согласно декларациям института науки, должен быть в первую очередь на.
В рамках структурного функционализма У. Старк отмечал, что идеальная система есть система взаимоотношений. Это система, в которой все зависит от
, , ,
функцией суперструктуры, насколько последняя есть функция первой [3]. Фактически в мире присутствует единственная идеальная суперструктура с собственными различными элементами - это непосредственно сам Мир, в котором мы существуем, а человек соответственно является его субструктурой. В настоящий мо,
нас мира является самоорганизация и самосовершенствование, саморазвитие. Сле-
,
самосовершенствовании в соответствии с поступательным развитием окружающе-. , -лера, говорит о холоне, как о целом, которое одновременно является частью чего. , , -
, -
, -
, .
схему взаимодействия в окружающем мире уже достаточно давно приняли физики. Простейший пример это атом, который является частью молекулы, и одновременно сам содержит части своей структуры - самостоятельно устойчивые элемен-
- .
А в такой структуре, как человек, взаимопроникновение существует в отношениях каждого элемента со всеми остальными, и попытка упрощенного описания взаимодействия в такой структуре зачастую приводит к искажению того, что мы пытаемся зафиксировать, описать.
Наиболее перспективным для решения задач обеспечения информационно, ,
К. Уилбера, который рассматривает принцип возникновения мировоззрения, как актуализацию в сознании субъекта жизненного контекста. Интегральная модель , , , взаимодействия внешнего с внутренним, индивидуального с коллективным. Причем игнорирование любого из секторов, выпадение его из процесса взаимодействия, приводит к нарушениям во всей системе [3]. Поэтому главным принципом
-
обеспечения максимальной адекватности мировоззрения действительности Мира.
На пути к такому мировоззрению возникает проблема ощущения своих внутренних и внешних границ, которые и будут являться ограничителем адекватности , - -
ких границ нет [5]. Вся структура, понимаемая как существующее мировоззрение,
укладывается в том знаниевом и психологическом пространстве, с которым человек проводит самоотождествление, и, соответственно, искусственно, основываясь на своем знании об окружающем мире, ограничивает рамки собственного мировоззрения. На групповом уровне это становится еще более заметным, т.к. при организации группы в ней снижается разнообразие взглядов. Процесс отождествления и становления мировоззрения осложняется тем, что человек вынужден действовать в заведомо различных сферах приобретения опыта: личная сфера, группо-, , общения с элементами окружающего мира культуры.
Основной проблемой здесь вырисовывается вопрос ограничения максималь-
, , -
,
себя с личностью, что представляется немыслимым для человека «среднестатисти-» .
Вопрос о проведении границ, как процесса отделения мира, принадлежащего , « » -мальной реализации управления тем или иным человеком, общностью и т.д. При максимально суженных мировоззренческих границах внешнее управление челове-
( ), -симально расширенных границах внешнее неосознаваемое управление практически не возможно [4]. На таком уровне всё развитие осуществляется при помощи самоорганизации и гармоничном взаимодействии с окружающим миром на принципах экологической этики, сформулированных К. Уилбером, согласно которым каждая особь имеет право на своё существование и обязанность сохранять это право для других особей [3]. При таком способе организации своего мировоззрения обеспечивается максимальная информационно-психологическая безопасность, так как только внешнее управление на таких уровнях развития человека практически не реализуемо.
По сути всё сводится к расширению либо к сужению границ мировоззрения, которое является главной чертой, характеризующей взаимоотношение человека с . -. « », или условно замкнутой системы существует истинное недоказуемое утверждение. «Каждая замкнутая система или условно ограниченная система, будь то техниче-,
функционирования, который может быть представлен конечным числом знаков, формул, высказываний, сигналов и т.п. Сравнивая системы «А» и системы «В», мы считаем порядок системы «В» более высоким, если элементы языка «А» образуют
« », . . « » -ется системой уравнений более высокого порядка. Это означает, например, что член ограниченного коллектива может принять осознанное и логически доказуемое правильное решение по вопросу функционирования этого коллектива, только «выйдя» за его пределы, т.е. поднявшись в своем развитии на уровень более сложной системы, включающей в себя рассматриваемый коллектив как элемент»[5]. Вот именно здесь и проявляется задача максимального расширения границ миро, , самым, максимально обеспечить информационно-психолгическую безопасность. Исходя из выше изложенного, возникает вопрос, как зафиксировать уровень .
включают в себя множество факторов.
Психологические словари обозначают мировоззрение как систему представ, , , знаний и самосознания в ценностную картину мира, которая обуславливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и самому себе. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности. Для мировоззрения помимо понятийного и эмоционального аспекта характерна более высокая интеграция знаний и наличие как интеллектуального, так и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Степин В.С. отмечает, что сущность мировоззрения заключается не только в усвоении системы знаний и отражении , , -.
, -
темы, мировоззрение будет обладать такой же или, по крайней мере, схожей структурой. Однако, встает вопрос, как обнаружить структуру мировоззрения, зафиксировать адекватность этой структуры, и с помощью какого методологического аппарата произвести оценку его состояния.
Из всего множества определений мировоззрения можно сделать один общий для них всех вывод: состояние мировоззрения из-за его сложности и многоаспектное™ довольно сложно зафиксировать непосредственно, однако о его состоянии, , , .
В психологическом словаре А. Ребера знание определяется как массив ин-, , : или культура; те психические компоненты, которые возникают из любых и всех , -.
Основатель социологии знания К. Мангейм отмечает, что не существует знания вообще, т.к. оно является знанием лишь с определенной позиции. Мыслят не только люди как таковые, мыслят люди в определенных группах, которые разра-
ботали специфический стиль мышления в ходе бесконечного ряда реакций на ти, .
В феноменологической традиции П. Бергер и Т. Лукман трактуют знание как , , -дения и т.д. Такое знание составляет мотивационную динамику институционали-.
реальности и непрерывным созиданием этой реальности.
В рамках же структурного функционализма У. Старк отмечает, что знание детерминировано не общественными условиями жизнедеятельности, а аксиологической системой данного общества. Она определяет направленность процессов
,
или необъективность знания. Познающий субъект отбирает объекты познания из бесконечности его материала, на основе существующей аксиологической системы , , пласта его мышления, от принятой системы ценностей [7].
В связи с этим опираясь на интегральный подход и принцип организации открытой системы можно сказать следующее, помимо того, что знание является составной частью мировоззрения, их характеристики схожи, это позволяет, изучив количественные и качественные параметры знания об окружающем мире, более-менее точно говорить о структуре мировоззрения. А, получив структуру мировоз-, , изменения и которые соответственно вносят дисбаланс в работу такой системы, .
Один из методов фиксирования знаний, отношений, был предложен профессором Чичилимовым В.В. [7]. Данный метод нелинейного векторного сканирования позволяет зафиксировать внутреннюю «энергию» различных знаний по четырем пространствам взаимодействия субъекта с окружающим миром: пространство потребностей, пространство интересов, пространство субъектности (чувство хозяина), пространство «вероятность изменений» (диагноз - прогноз). Главной особенностью данного подхода к изучению знания является нелинейность оценки пространств взаимодействия с внешней средой. Многовекторный анализ позволяет максимально приблизиться к оценке человека как открытой системы. Четыре смысловых пространства при помощи модифицированной процедуры Лайкерта сводились в пятое пространство названое энергопотенциалом. Данное пространство характеризует мотивационный потенциал рефлексии, а также позволяет при помощи коэффициента ассоциаций выявить степень взаимосвязи рефлексий различных .
Исследование проводилось при помощи анкетирования, где респондентам
174 .
собой шкалу Лайкерта. Диспозиции охватывают следующие уровни: это отношение к стране, отношение к области, отношение к городу, отношение к организации в которой работаешь, отношение к собственному быту, ролевые практики, отношение к безопасности, сфера собственных знаний о своей жизнедеятельности и об окружающем мире. Были выделены группы по следующим признакам: пол, воз, , , , , домохозяйства, доход в месяц, имущество, зажиточность, отрасли экономики, ха, , , , , -
.
Экспериментальная база и контингент испытуемых: Российская федерация, Ростовская область, г. Таганрог, в качестве респондентов выступили 2600 представителей различных социальных групп города.
При проведении общего анализа результатов, полученных на массиве 2600 человек - представителей различных социальных групп г. Таганрога, было выяв-, , -ли из мировоззрения респондентов. Это говорит о том, что интегральная картина восприятия мира нарушена и, образно выражаясь, из «четырех колёс», на которых двигается к развитию наше мировоззрение, в рабочем состоянии только одно. Понятно, что устойчивость такой системы минимальна и есть все предпосылки к то, ,
, ,
, .
Метод естественно не претендует на полноту освещения всей структуры мировоззрения, т.к. наверняка оно имеет намного больше смысловых пространств. Здесь мы можем говорить о регистрации осознаваемой части мировоззрения, но уже на этом уровне заметны серьезные нарушения. Вопрос об исправлении данных нарушений не является целью этой статьи. Однако, даже мониторинг состояния мировоззрения позволяет выявить множество проблемных областей, которые дают немало ответов о том, что происходит в современном обществе.
Полученные результаты очень хорошо иллюстрируют принцип нарушения информационной безопасности носителей культуры, а так же явно указывают на то, как происходит процесс перестройки мировоззрения. Можно сказать, что на данном этапе наблюдается картина разрушения прежней картины мировоззрения и подготовка почвы для последующих изменений. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего мониторинга структуры мировоззрения носителя российской культуры для оперативного реагирования на негативные изменения. Кроме ,
между ними может использоваться для мониторинга состояния мировоззрения и выявления его структурных областей, нуждающихся в социально.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грачев ГВ. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ре-
сурс] .http://www.rusib.ru/book/32/Yrid_psihologiaj/Gracev/Gratev.htm#_Toc71281497, Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана.
2. . . -вания «Известия вузов. Электромеханика», 2002. Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ (НПИ), 2002. - С. 70.
3. Уилбер К. Краткая история всего. - М., 2006. - 225 с.
4. Почепцов ГГ. Информационные войны. - М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер» - 2000. - 576 с.
5. Уил бер К. Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. - М., 1998.
- 176 .
6. . . , .
« ». - : . 1989. - 85 .
7. . . .
- Таганрог, 2003. - 1200 с.
Юрченко Александр Владимирович
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347922, . , . , 2.
.: 88634312016.
Yurchenko Alexandr Vladimirovich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
2, Chehova St., Taganrog, 347922, Russia.
Phone: +78634312016.
УДК 371.321.4
C.M. Юрьева
,
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Раскрыта роль интегрального использования символа, образа и текста для активизации процесса освоения английского языка. Показаны способы их применения для решения задачи эффективного обучения английскому языку.
Интеграция; средства обучения; образ; символ; текст; активизация процесса.
S.M. Yurieva SYMBOL, IMAGE, TEXT INTEGRATION IN THE PROCESS OF THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING
The article deals with the role of integrative use of symbol, image and text for activization of the English language perception. The ways of the means ’ application are demonstrated in the article for the solution of the problem devoted to the most effective teaching of the English language.
Integration; education means; image; symbol; text; activization of process.
Давно замечено, что освоение других языков, даже «мёртвых» (например, ла-), -ного запаса людей, на обогащение их понятийного аппарата и нравственных цен, , -стижению как окружающего мира, так и самопознанию. Язык выражает душу на, . -кое чувство своей принадлежности к этносу, нации, становятся способными согласованно мыслить и действовать.
Выполняя важную роль в регуляции и саморегуляции интеллектуальной, ду-
- , - -,
индивидуальной свободы человека в полиязыковом образовательном пространстве. Полиязыковое образовательное пространство формирует полиязыковую культуру российского суперэтноса, выполняя важнейшие социальные функции.
Критический анализ систем преподавания английского языка в гимназиях, среднеобразовательных школах и вузах выявил, что интерес учащихся к языкам вообще чаще всего имеет инструментальный характер - получить положительную отметку в официальных документах, в лучших случаях - плюс получить навыки элементарного общения с иностранцами. Освоение иностранного языка в рамках средней школы традиционным методом на сегодняшний день неадекватно требованиям времени и условиям социума, как показывают результаты экзаменов и ЕГЭ выпускников. В среднем из 30 учащихся 11 класса лишь 2-3 выносят свои знания по иностранному языку на аттестацию.