ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
йО!: 10.17805^ри.2023.3.16
Мировоззренческий и воспитательный потенциал философии и философского клуба в вузе
Э. В. Никитина
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
В статье утверждается, что в современном отечественном образовании в рамках преподавания философии приоритет сохраняется за мировоззренческой и воспитательной функцией. Полноценная реализация мировоззренческого и воспитательного потенциала философии в вузах, ссузах и даже школах необходима в целях национальной безопасности. Повысить авторитет философии в вузах и социокультурном пространстве позволит академическая свобода в преподавании, ставка на проблемно-ориентирующие курсы в обучении и возможность просветительской деятельности философов вне стен университета.
Одна из препон на этом пути — отсутствие поддержки философского просвещения со стороны государства. Между тем именно философия как мировоззренческая система вырабатывает в личности такие важные социальные качества, как серьезность и ответственность. Занятия философией вызывают заинтересованность не только в профессиональных, но и в духовно-нравственных проблемах. Широкие перспективы для актуализации философии в студенческой среде открывает междисциплинарный курс «основы российской государственности», введенный в российских вузах с сентября 2023 г.
Простор для развития научно-творческого и духовного потенциала студенческой молодежи предоставляет внеаудиторная работа в виде философских клубов и дискуссионных площадок. Анализ опыта работы студенческого философского клуба «Школа Софии», действующего в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации, позволил автору выявить специфику философского клуба в кооперативном вузе. Она заключается в том, что потребительская кооперация является социально ориентированной системой, в задачи которой входит не только получение прибыли, но и социальная защита населения. Молодые кооператоры усваивают этот принцип со студенческой скамьи, в том числе на занятиях по философии и в философском клубе.
Ключевые слова: философия; мировоззрение; преподавание философии; философский клуб; воспитательный потенциал; кооперативный вуз; потребкооперация; потребительская культура; духовно-нравственные принципы
ВВЕДЕНИЕ
В России философия является одной из обязательных учебных дисциплин, преподаваемых в высшей школе и в системе среднего профессионального образования. На сегодняшний день вузовская философия — «одна из наиболее очевидных форм существования философии» (Мальцев, 2004: 42). Большая часть специа-
листов с этой наукой, кроме как во время учебы в колледжах и университетах, практически не сталкиваются. Институт философии РАН, представляющий собой вершину отечественной философской мысли, в сознании рядовых граждан ассоциируется чуть ли не с Олимпом древних греков, а деятельность Российского философского общества, объединяющего любителей мудрости со всех уголков страны, настолько не заметна в информационном пространстве государства, что нечего обсуждать.
В сложившихся обстоятельствах для всех тех, кто преподает философию в вузах и ссузах, из всех функций философии приоритетными оказываются две — мировоззренческая и воспитательная. Философия, будучи системно-рациональным типом мировоззрения, позволяет корректировать мировоззрение студентов, формируя их представления о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем. Философия проясняет цели, интересы и потребности человека, помогает выстроить универсальную картину мира и вырабатывает мировоззренческие идеалы. Воспитательная функция философии открывает просторы для формирования у молодых людей нравственных и культурных ценностей, она ориентирует личность на стремление к истине, благу и красоте, призывает творить и самосовершенствоваться. Философия избавляет человека от поверхностных и узких суждений, характерных для обыденного мышления, снабжает теоретическим и эмпирическим научным знанием с целью адекватного понимания противоречивой сущности бытия.
С учетом огромного мировоззренческого и воспитательного потенциала философии необходимость ее изучения студентами не вызывает сомнения. Вопросы о сущности и происхождении мира, о предназначении и смысле жизни человека, о смерти и бессмертии всегда беспокоили и будут беспокоить сознание молодых людей. Споры возникают вокруг другой проблемы — как преподавать философию в университетах и колледжах? По-кантовски теоретически-утонченно, высоконаучно, доступно лишь избранным умам? Или живо, просто, понятно уму и сердцу, как сократовские беседы? Опираться на историю философии или делать акцент на современном философском знании? Требовать конспектировать первоисточники, пересказывая мысли знаменитых философов, или писать собственные философские эссе, вступая в мировоззренческие споры друг с другом и с преподавателем?
На первый взгляд решение этой проблемы во многом зависит от преподавателя философии, его профессиональных умений и личностных качеств. В образовательном процессе педагог, действительно, главное лицо, и важно, чтобы он был энтузиастом и мастером своего дела. Особенно ярко эта особенность проявляется в переломные эпохи, когда преподавать философию приходится в условиях социально-экономической и политической нестабильности, как это было, например, в середине 1990-х гг. после распада СССР или как происходит сейчас на фоне специальной военной операции на Украине. Надо иметь сильную убежденность и нравственную твердость, чтобы рассказывать студентам об императивности вечных ценностей (прежде всего о безусловной ценности жизни каждого человека) на фоне трагической статистики в зонах вооруженных конфликтов. Свежие сводки об убитых и раненых способны мгновенно перечеркнуть долгие часы лекций о «разумном, добром, вечном».
Между тем для того чтобы преподаватель философии мог раскрыть свои таланты, эффективно реагируя на мировоззренческие запросы студентов и злобу дня,
нужна академическая свобода для творчества, ставка на проблемно-ориентирующие курсы в обучении и возможность просветительской деятельности вне стен университета — в школах, на предприятиях, в СМИ. Это позволит повысить авторитет философии не только в вузе, но и в социокультурном пространстве. Низкий уровень философской грамотности в массах — весьма нежелательный показатель, поскольку именно философия является критерием истинности и в науке, и в морали, и в искусстве, и в религии, и в экономике, и в политике. Без социально осознанной, зафиксированной в философской теории шкалы ценностей не исключено «превращение прекрасного в безобразное, добра в зло, истины в ложь» (Осипов, 2011: 44). В настоящее время полноценная реализация мировоззренческого и воспитательного потенциала философии в вузах, ссузах и даже школах необходима в целях национальной безопасности.
О ФИЛОСОФИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Отсутствие поддержки философского просвещения со стороны государства не носит случайный или локальный характер. Со времен Сократа философии сопутствовало непризнание и даже отторжение (Драч, 2021). Незавидное положение философского знания не является исключением и для России. Притеснение фундаментальных мировоззренческих дисциплин в истории нашего государства происходило не раз. Широко известен афоризм министра народного просвещения Российской империи П. А. Ширинского-Шихматова: «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен». В 1850 г. он исключил философию из числа преподаваемых в университетах дисциплин, что вписывалось в реакционную политику Николая I. Философия, прежде всего западноевропейская, рассматривалась как источник крамолы.
Из списка обязательных дисциплин философию вычеркнули в 1920-х гг. (Колосов, 2012). В 1922 г. в 5-м номере философского журнала «Под знаменем марксизма» была опубликована статья С. К. Минина «Философию за борт!» Автор пишет, что в жестокой борьбе за власть буржуазия воевала при помощи философии, как ранее помещики-рабовладельцы пользовались оружием религии, но пролетариат будет опираться исключительно на науку (Минин, 1922: Электронный ресурс). По его словам, «философия — это полувера, полузнание, полуоткровение, полунаука», «философия — это скорбь и чаяния "души" класса буржуазии, собственников капитала, сторонников парламентской монархии или монархической республики», «хаотическая, эклектическая помесь из религии и науки с большим или меньшим, но несомненным уклоном от науки к религии, как подобает "мировоззрению" эксплуататорского класса» (там же). Поэтому пролетариат не нуждается ни в религии, ни в философии, «у пролетариата остается и должна остаться наука, только наука, но никакой философии» (там же).
С середины 1920-х и до конца 1950-х гг. главной и единственной позицией в советской философии стал марксизм-ленинизм как «наука о законах развития природы и общества, наука о революции и эксплуатации масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строительстве коммунистического общества» (Лу-кичев, 2021: Электронный ресурс), а дискуссионность и полемичность, жизненно необходимые для философской рефлексии, вовсе исчезли из доктрины. Многие советские философы 1920-х гг., не разделявшие государственную философию, были репрессированы за свою профессиональную деятельность (Корсаков, 2022: 67).
Нет оснований считать авторитетным положение философии в России в настоящее время. В 2016 г. Московско-Петербургский философский клуб, Институт философии РАН, философский факультет МГУ и гуманитарный факультет НИУ ВШЭ обратились к президенту страны с предложением объявить 2017 г. Годом философии. По мнению авторов обращения, это могло бы способствовать «привлечению внимания общества к роли России в интеллектуальной истории человечества, популяризации отечественной философской традиции, созданию образа мыслящей России, способной предложить миру новую интеллектуальную повестку дня» (Эппле, 2015: Электронный ресурс). Предложение не было принято; вниманием отмечены другие важные сферы, которые не вызывают мировоззренческих противоречий в обществе, — Год культуры (2014), Год литературы (2015), Год российского кино (2016), Год экологии (2017), Год добровольца и волонтера (2018), Год театра (2019), Год памяти и славы (2020), Год науки и технологий (2021), Год культурного наследия народов России (2022), Год педагога и наставника (2023). Очевидно, философия по-прежнему настораживает власть, ассоциируясь с вольнодумством, критическим мышлением и диссидентством.
«О ФИЛОСОФИЯ, ВОЖДЬ ЖИЗНИ!»
Это знаменитое изречение принадлежит древнеримскому философу Цицерону: «О философия, вождь жизни! Ты породила города, ты созвала разрозненных людей в сообщество жизни». Сфера влияния современной философии ограничена статусом общеразвивающей дисциплины в университетах и колледжах. Но и это немало! Несмотря на то что иные представители выпускающих кафедр считают, что при овладении профессией такие мировоззренческие дисциплины, как философия, являются лишь довеском к специальным дисциплинам, философский дискурс остается парадигмой вузовского образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»1 цель высшего образования заключается не только в том, чтобы подготовить высококвалифицированные кадры в соответствии с потребностями общества и государства, но и удовлетворить потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Сформировать гармонично развитую личность без гуманитарных наук невозможно — именно они обеспечивают прирост общечеловеческого знания и обосновывают любой образовательный процесс. Правильно утверждает историк Л. А. Таймасов: «Важно стать профессионалом, но еще важнее — быть Человеком» (цит. по: Никитина, 2017: 2).
В мировоззренческих боях философия сегодня вновь находится между молотом и наковальней, но не между религией и наукой, как 100 лет назад, а между массовой культурой и сциентизмом. С одной стороны, давит культура быта, развлечений, информационного бума и впечатлений, стимулирующая потребительское отношение к миру, прожигание жизни, легковесность бытия, а с другой — наука и техника, сциентизм и технократия, оттесняющие духовно-нравственные поиски в угоду утилитарности и прагматизму. Между ними должна балансировать философия, соединяя эмоцио и рацио, настраивая общественную мысль на перспективу гармоничного развития человека, общества и природы. Задача философии — смотреть на отношения «мир — человек» без шаблонов и схем, навязываемых, с одной стороны, обществом потребления, а с другой — информационным обществом. Лавировать среди противоречий «информационного общества потребления» (Лек-син, 2020: 204) помогают мировоззренческие дисциплины.
Серьезность и ответственность — вот два главных качества, которые философия вырабатывает в молодом человеке. Философ М. Шелер называет это «посту-латорным атеизмом серьезности и ответственности» (Шелер, 1994: 94). В мире науки и техники, как известно, Бога нет, но отрицание Бога вовсе не означает снятие ответственности, уменьшение самостоятельности и свободы человека. Наоборот, ответственность и суверенитет должны повыситься до предельно допустимого уровня. По Шелеру, такая личность обладает максимумом ответственной воли, цельности, чистоты, ума и могущества. К самопониманию, самообразованию, самосовершенствованию, самоанализу, самоконтролю, самодисциплине, самоограничению, самоотверженности и, как следствие, к заинтересованности не только в профессиональных, но и духовно-нравственных проблемах ведут именно занятия философией.
Диалог, полемика, толерантная культура мышления, сомнение — отличительные свойства философии. Э. Г. Чернова подчеркивает: философское сомнение ведет к несогласию, но не к устранению оппонента (Чернова, 2013). Это предельно важное умение — признавать другую точку зрения, видеть в другом человеке цель, а не средство для достижения своих целей. Не менее важно понимание ценности науки для человека, но не человека для науки: не человек существует для вещей, а вещи для человека. Это значит, что, отстаивая часы по философии в университетах и колледжах, желательно продвигать не только философию и методологию науки, но и философскую антропологию, социальную философию, этику, эстетику, аксиологию.
Новые перспективы для актуализации философии в студенческой среде открывает междисциплинарный курс «Основы российской государственности», который введен в отечественных вузах с сентября 2023 г. (Мухаметшина, 2023). Раздел «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» (модель: человек — семья — общество — государство — страна) напрямую связан с эффективным использованием мировоззренческого потенциала философского знания. Используя богатый идейный опыт русской философии, студенты будут размышлять об особенностях российской цивилизации и ее основных ценностных принципах — многообразии, суверенности, согласии, доверии, созидании.
Для понимания этих принципов разработчики курса предлагают использовать такие термины, как общинность, адаптивность, стабильность (многообразие); независимость, «свой путь», самобытность (суверенность); единство, духовность, добро (согласие); легитимность, идеализм, солидарность (доверие); «поиск новых путей развития», первопроходчество, «свобода и воля» (созидание). Перечисленные понятия позволят преподавателю объяснить суть происходящих в современном мире геополитических процессов и помочь осознать причины и последствия трагедии, разворачивающейся на Украине. Курс «Основы российской государственности» имеет все шансы стать отличным примером того, как мировоззренческие дисциплины (философия, история, политология, социология, культурология, филология) способны «улавливать движение беспокойного времени» (Драч, 2021: 50), сохраняя духовное лидерство в отечественном образовании.
ВОСПИТАНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ
Воспитательная работа занимает важное место в деятельности любого вуза и ссуза, поскольку в задачи отечественного профессионального образования вхо-
дит формирование не только высококлассного специалиста и истинного интеллектуала, но и ответственного гражданина и культурного человека. Культурный — это значит образованный и воспитанный. Воспитание предполагает усвоение таких принципов, как справедливость, равенство, социальное согласие, преданность общему делу, свобода и ответственность (Грязных, 2016: Электронный ресурс), без которых в принципе невозможно существование общества всеобщего благоденствия. Из всех учебных дисциплин в вузе полноценным анализом духовно-нравственных и социокультурных проблем занимается философия.
На занятиях по философии у студентов формируется мировоззренческая и моральная позиция, вырабатываются правила для руководства ума в профессиональной деятельности и повседневной жизни, складываются духовные ориентиры для личностного развития и социального взаимодействия. От уровня духовно-нравственного развития личности во многом зависит успешная реализация полученного в вузе образования.
К сожалению, из-за жестких рамок учебного плана и рабочих программ на лекциях и семинарах не всегда удается в полной мере осветить актуальные философские темы и завладеть вниманием студентов абсолютно всех групп. Выходом из ситуации может стать создание студенческого философского клуба, на заседаниях которого у преподавателя появляется возможность дать больше информации заинтересованным студентам и инициировать свободные дискуссии по острым мировоззренческим, социальным, экономическим и политическим проблемам.
Философские кружки, клубы, сообщества, дискуссионные площадки действуют во многих вузах. Студентам очень нужны подобного рода формы внеаудиторной работы для развития научно-творческого и духовного потенциала (Философский клуб ЧГИК ... , 2020: Электронный ресурс). Главное преимущество философских кружков в том, что участие в них добровольное, бескорыстное, по интересам, а это значит, что нет места скуке, равнодушию, бездейственности, молчанию. Кроме того, дискуссионные клубы предоставляют участникам площадку не только для интеллектуального и культурного развития, но и для расширения дружеского круга общения и получения новых контактов и связей (Шиманская, Чудина, Беляева, 2018: 183).
В Интернете достаточно подробно и интересно освещена работа философского студенческого клуба Ивановского государственного энергетического университета имени В. И. Ленина (Ерофеева, 2005), философского клуба Челябинского государственного института культуры (Философский клуб ЧГИК ... , 2020: Электронный ресурс), научно-дискуссионного клуба «Трибуна» Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова (Шиманская, Чудина, Беляева, 2018), философского клуба «Мыслитель» колледжа Луганского государственного университета имени В. И. Даля (Восканян, 2022: Электронный ресурс). Из публикаций видно, что в целом кураторы клубов сталкиваются со схожими тенденциями и затруднениями.
К примеру, наибольший интерес у участников философских клубов вызывают не общетеоретические или историософские вопросы, а проблемы индивидуального бытия, человеческого самоопределения, творческих возможностей человека, человеческой экзистенциальности. Студентам хочется разобраться в сущности индивидуальности и формах ее проявления, способах ее самовыражения, самоконструирования и самоконституирования в современном мире (Философский
клуб ЧГИК ... , 2020: Электронный ресурс). Такое желание вполне понятно, ведь основной состав участников клуба, как правило, студенты младших курсов, которым по 17-19 лет. Им важно уяснить для себя, в чем смысл жизни и каковы истинные ценности.
Или, скажем, в работе каждого клуба случается такая ситуация, когда свободная дискуссия на философскую тему превращается в «хаотичное и аморфное словопрение» (Ерофеева, 2005: 1). Это может произойти из-за того, что проблема знакома многим, все хотят высказаться, начинают обсуждать возникшие вопросы по маленьким группам, становится шумно, как на телевизионных ток-шоу, и председательствующий теряет управление общей беседой. Также очень важно для участия в заседании клуба правильно подбирать докладчика «со стороны» — эксперта по заявленной теме. Он должен быть коммуникабельным, педагогичным, тонко чувствующим аудиторию, доброжелательно настроенным по отношению к начинающим философам. Иначе его выступление может превратиться в длинный заумный монолог, а студенты останутся пассивными слушателями и в дискуссию вступать не будут, боясь обнаружить свою некомпетентность.
ФИЛОСОФИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
В работе студенческого философского клуба в кооперативном вузе есть свои особенности. Они выявлены нами на основе опыта студенческого философского клуба «Школа Софии», действующего с 2022 г. в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации. Клуб «Школа Софии» функционирует на базе кафедры социально-гуманитарных дисциплин при участии преподавателей философии, истории, филологии (Е. М. Михайловой, Т. Н. Евграфовой, Э. В. Никитиной, С. Г. Филиппова, Т. А. Поповой, М. Ю. Чернояровой и др.). Заседания клуба проходят раз в месяц. Количество участников — 15-20 студентов и преподавателей из Чебоксарского кооперативного института и других вузов города. Информация с кратким резюме о каждом заседании размещается на сайте ЧКИ РУК, в соцсетях института («ВКонтакте», Telegram), а также в некоторых региональных новостных лентах. Благодаря этому охват аудитории в Интернете составляет в общей сложности 500-700 просмотров каждой публикации, что вполне можно считать элементом просветительской работы клуба. Новость о том, что в кооперативном вузе, который выпускает преимущественно экономистов и юристов, занимаются философы, уже работает на повышение статуса философии в обществе.
Если обратиться к истокам кружка, то идея философского клуба для Чебоксарского кооперативного института не нова. С 1980-х гг. по 2010 г. в вузе блестяще работал философский клуб под руководством профессора В. П. Трофимова. Владимир Прохорович — видный в Чебоксарах лектор, педагог, ученый. Историк по образованию, кандидат философских наук. В 1983-1990 гг. он был проректором Московского кооперативного института по Чебоксарскому филиалу (руководителем филиала), заведовал кафедрой марксизма-ленинизма и с 1991 г. — кафедрой общественных дисциплин. С 2000 г. профессор кафедры философии и политологии Чебоксарского кооперативного института. Автор более 100 научных работ, заслуженный работник образования Чувашской Республики. Именно он заложил традиции кружковой работы со студентами по философии в кооперативном институте.
Главная особенность работы клуба ЧКИ РУК в том, что учредителем Российского университета кооперации и всех его 14 филиалов от Калининграда до Камчатки, в том числе Чебоксарского кооперативного института, является Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз РФ). РУК является главным учебно-научным центром системы кооперативного образования России, который уже более 100 лет готовит высокопрофессиональные кадры для системы потребительской кооперации страны. Экономисты, юристы, товароведы, логисты, коммерсанты, программисты, технологи общественного питания, которые будут работать в этой системе, должны четко понимать ее специфику. Она заключается в том, что потребительская кооперация является социально ориентированной системой, и в отличие от других субъектов экономики в ее задачи, помимо получения прибыли, входит социальная защита населения.
Сущность потребкооперации заключается в формировании социальной инфраструктуры сельских территорий, жизнеобеспечении и повышении уровня духовно-нравственных ценностей жителей сельских населенных пунктов. Содержание ее деятельности определяется промежуточным положением между некоммерческими организациями и организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью. Социальная миссия, которую выполняет потребительская кооперация, выражается «в повышении качества жизни, росте материального обеспечения и социальной удовлетворенности сельского населения с помощью решения ряда социально-экономических проблем, к которым относится в том числе доставка и продажа продовольственных и промышленных товаров в территориально удаленных поселениях по доступным ценам не выше сложившихся в районе, ежедневный привоз хлеба, бесперебойная работа планово-убыточных магазинов, выполнение заявок населения, прежде всего инвалидов и пенсионеров, по доставке товаров первой необходимости по льготным ценам ветеранам потребкооперации и членам-пайщикам, оказание поддержки при обучении детей кооператоров в учебных заведениях для будущей работы в кооперативных организациях» (Набиева, Бродский, 2001: 5).
Для эффективного решения перечисленных социальных проблем на селе, связанных с капитализацией сельского хозяйства, главная из которых — ликвидация бедности, нужны специалисты с гуманистическим мировоззрением, с четкой шкалой надличностных ценностей и нравственными установками. Российская потребкооперация по давней традиции целенаправленно использует потенциал коллективного труда, опирается на равноправие своих членов и поддерживает высокий уровень профессиональных и личностных качеств кооператоров. Ориентиром для кооперативных организаций при работе над интеллектуально-нравственным обликом кооператоров являются «Нравственные принципы и правила работника потребительской кооперации», сформулированные в середине 2000-х гг. (Spiritual and Moral Foundations ... , 2023).
Этот документ играет важную роль в духовно-нравственном воспитании и профессиональной деятельности сотрудников всех региональных потребительских союзов. Однако, для того чтобы молодые специалисты прониклись содержанием этих правил, искренне приняли их и придерживались в своей работе, необходима дополнительная воспитательная работа в рамках обучения студентов в кооперативном вузе. Философский клуб, деятельность которого направлена на духовно-нравственное, творческое, эстетическое просвещение студентов, может стать
в этом процессе действенным инструментом. Большое подспорье для преподавателя — научно-теоретические исследования по философии потребительской кооперации. В Чебоксарском кооперативном институте этой проблемой вплотную занимались философы Ю. С. Гуров (Гуров, 2008), Н. А. Исмуков (Исмуков, 2005) и экономист К. И. Вахитов (Вахитов, 2007).
ОТБЛЕСКИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ
За 2022/2023 учебный год проведено восемь занятий студенческого философского клуба ЧКИ РУК «Школа Софии». Занятия проходят во внеучебное время в Центре духовно-нравственного развития студенческой молодежи института. На фоне широкого распространения просвещения молодежи в онлайн-режиме (например, просветительские онлайн-трансляции, онлайн-курсы и онлайн-марафоны Российского общества «Знание») для нас принципиально важно проведение живых встреч и дискуссий. В работе философского клуба ЧКИ РУК, который действует исключительно на общественных началах, акцент сделан на возможности каждого участника выступить с глазу на глаз перед аудиторией, вступить в диалог, сделать самостоятельный комментарий к высказыванию собеседника. Для этого используется метод живой дискуссии, участниками которой становятся любители философии разных поколений и разных статусов (студент — аспирант — преподаватель — ученый), разных научных направлений и сфер деятельности (философия — история — психология — журналистика — культурология — филология — юриспруденция — экономика).
Удачей философского клуба можно считать заседание, состоявшееся в январе 2023 г., когда гостем стал московский философ — кандидат политических наук, старший научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН Г. Ю. Канарш. Встреча с ним стала большим интеллектуальным и культурным событием для всего Чебоксарского кооперативного института и воспринималась не иначе, как сошествие бога Аполлона с Олимпа. Григорий Юрьевич выступил перед студентами и преподавателями с докладом «Россия в мировых процессах модернизации», апробировав перед публикой свое новое исследование (см.: Канарш, 2023). Он отметил, что Россия переживает сегодня один из самых трудных периодов своей истории. Нашей стране фактически объявлена полномасштабная информационная и научно-технологическая война, что требует скорейшего выстраивания новой модели социально-экономического развития. С одной стороны, без свободного рынка и предпринимательства нет развития, с другой — неолиберальная экономика и политика приводят к размыванию среднего класса и резкому разделению общества на богатых и бедных. Успешная модернизация предполагает выстраивание сильного государства, которое взаимодействует с бизнесом и направляет его развитие в направлении решения социальных проблем при помощи новейших технологий. Возможно, опыт Китая в области развития цифровой экономики и интернет-бизнеса мог бы оказаться полезен современной России.
Вторая часть заседания прошла в творческой, музыкально-поэтической атмосфере. Григорий Канарш не только видный философ и политолог, но и еще поэт, музыкант, певец. Он прочитал свои лирико-философские стихи, спел и сыграл на гитаре любимые песни из репертуара групп «Аквариум», «Кино», «Ковчег». Прозвучали также его собственные песни. Слушателей удивил «Даосский рок-н-ролл», написанный Григорием Юрьевичем под впечатлением от изучения даосской
философии. Эта встреча стала настоящей творческой лабораторией для всех ее участников.
На дальнейшее продолжение работы «Школы Софии» настраивает положительный отзыв Г. Ю. Канарша: «Студенческий философский клуб считаю важным делом — не столько из-за изучения философии, сколько как школу мысли, как возможность встреч с интересными людьми и расширения кругозора. Студенты — члены клуба — интересные, умные ребята, которые могут и не боятся ставить нетривиальные вопросы. Был удивлен глубиной знания некоторыми участниками российской истории, в том числе постсоветского периода. Понравился доклад участника клуба Арсентия Галкина о рыночной экономике и нравственности — он поднимает важные вопросы, очень актуальные на сегодня. Студент, несмотря на некоторую неопытность в выступлении, сумел внятно донести основную мысль своего доклада (о необходимости этики для деловой среды) и выступил в целом очень убедительно» (На заседании философского клуба ЧКИ РУК ... , 2023: Электронный ресурс).
В феврале 2023 г. состоялось четвертое заседание философского клуба «Школа Софии», которое стало знаковым и в организационном, и в идейном плане. Во-первых, был выбран председатель клуба из числа студентов, им стал второкурсник Кирилл Самарин. Во-вторых, определились с главным вектором исследований и обсуждений — это экзистенция и идентичность человека в современном мире. Тему заседания «Экзистенциализм — это гуманизм (проблема человека в философии Сартра и Камю)» студенты предложили сами. Кирилл Самарин, обучающийся в колледже ЧКИ РУК по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», выступил с докладом о философско-литературном творчестве Жан-Поля Сартра. Он проанализировал знаменитый роман французского экзистенциалиста «Тошнота» и эссе «Экзистенциализм — это гуманизм».
О личной и творческой судьбе последователя Сартра, французского философа, писателя, журналиста Альбера Камю, рассказал Станислав Павлов, изучающий в институте банковское дело. Он сделал акцент на эссе Камю «Миф о Сизифе», в котором поднимается тема абсурдности жизни человека и проблема неизбежного выбора между суицидом и бунтом. По Камю, человек, подтверждая и принимая абсурдность, создает свой собственный смысл и предназначение, делает свой выбор. В этом и проявляется человеческая свобода. «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым», — считает Камю (Камю, 1990: 93). Многие участники клуба, прочитавшие эссе, согласились с ним.
Приглашенный эксперт из Йошкар-Олы кандидат философских наук, доцент, преподаватель Института ¡$рпг^ Д. Н. Воробьев развернул разговор к истокам французского экзистенциализма. Он упомянул о философских концепциях русского экзистенциалиста Николая Александровича Бердяева и немецкого экзистенциалиста Мартина Хайдеггера. Книга Хайдеггера «Бытие и время» оказала большое влияние на философские взгляды Сартра. В общем-то, книга Сартра «Бытие и ничто» — это продолжение дискуссии с легендарным немецким философом. Тема заброшенности человека в бытие оказалась созвучной французским экзистенциалистам, однако решение этой проблемы оказалось разным. Если у Хайдег-гера заброшенность означает «обнаружение себя в обстоятельствах, над которыми человек не властен, понимание невозможности контролировать свои эмоции
и ситуацию» (Щербаков, 2018: 24), то для Сартра заброшенность проявляется «в безосновности человеческого существования и в полной ответственности за себя и все человечество» (там же: 23).
На заседаниях клуба были затронуты также темы, которые давно стали классическими для философии, но не утратили своей свежести для молодежи. Это влияние наследия античной философии на современную культуру («Вся история европейской философии — лишь комментарий к Платону»), роль религии в жизни человека и общества («Бог умер?»), «Постчеловек: проекты человека будущего» (кибер-панк, трансгуманизм, «темное просвещение» и т. д.), «Любить или быть любимым?» (философско-психологический подход). В перспективе — разговоры о постмодернистских веяниях в кино и литературе, об особенностях русского анархического дискурса, о взаимодействии искусства и философии и, конечно же, о влиянии искусственного интеллекта и машинного обучения на нашу повседневную жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная значимость студенческого философского клуба ЧКИ РУК «Школа Софии» заключается в формировании молодежного актива, подготовленного к просветительской деятельности в интересах продвижения философского знания и кооперативного образования в массах. Клуб является постоянной дискуссионной площадкой в вузе с привлечением профессиональных философов из разных городов России, что благоприятствует межличностному и научному общению, а также внимательному изучению философского наследия зарубежных и отечественных мыслителей. Объединение в единый коллектив студентов разных специальностей способствует расширению кругозора членов клуба, возникновению неожиданных ракурсов при рассмотрении философских проблем, знакомству со спецификой различных профессий. Как отмечает К. Л. Ерофеева, «общение между студентами разных возрастов, факультетов, уровней подготовленности дает неповторимую специфику этой форме работы» (Ерофеева, 2005: 3).
Хочется еще раз обратить внимание на то, что формат проведения заседаний клуба — это не онлайн-режим, а живое общение. Выше уже говорилось о том, что просвещение молодежи через кружковую работу обязательно включает в себя элемент воспитания, формирования в каждом студенте порядочного человека и активного гражданина, но это не всегда возможно осуществить через экран компьютера или телефона, даже в случае режима интерактивности. Виртуальное взаимодействие не предполагает человеческое общение тет-а-тет, которое требует и от преподавателя, и от студента огромного интеллектуального, эмоционального, коммуникативного напряжения. Например, в клубе «Школа Софии» 15 постоянных членов, и каждый из них личность, которая не обезличена виртуальной реальностью, интересна всем остальным по всем возможным для человека параметрам (возраст, пол, внешний вид, интеллектуальный багаж, особенности характера, биография, достижения и т. д.). Живое общение с этими 15 членами клуба, которые чувствуют, занимаясь вместе, что они действительно нужны институту, обществу, миру, — возможно, более ценно, чем охват интернет-пользователей в несколько тысяч, у большинства из которых ведущий онлайн-мероприятия не знает даже имени и возраста.
Итак, обозначим основные факторы мировоззренческого и воспитательного потенциала философского клуба в кооперативном вузе. Во-первых, это живое
творческое общение преподавателя (куратора философского клуба) и студентов. В период окончательного оформления ценностных приоритетов личности и закрепления жизненной позиции студентам необходимо взаимодействие с авторитетным наставником, обладающим общим культурным уровнем, активной гражданской позицией и способностью к взвешенной оценке общественных событий. В планах — приглашать на заседания клуба в качестве экспертов не только преподавателей и ученых, но и специалистов, имеющих отношение к бизнесу, политике, искусству.
Во-вторых, в ходе дискуссий у членов клуба совершенствуется умение публично выступать и аргументировать свою мировоззренческую позицию. У студентов появляется уверенность, что их мнение интересно другим людям и именно с ними хотят обсудить серьезные философские проблемы. Развитие самостоятельного аналитического мышления впоследствии сформирует устойчивый иммунитет против манипуляций массовым сознанием через СМИ и Интернет.
В-третьих, и это главное, занятия в философском клубе укрепляют убеждение молодых людей в непоколебимости приоритета духовно-нравственных ценностей в жизни общества. Духовность, нравственность, справедливость — исконно российские ценности (Ростовцева, 2002), но в эпоху общества потребления сохранить веру в их незыблемость неимоверно трудно. Под влиянием западных моделей потребительской культуры заметно ослабли характерные черты поведения потребителей в России — бережливость, неприхотливость, гостеприимство, доверчивость, недостаток рационализма и т. п. Л. И. Ростовцева отмечает, что тенденция к гедонизму в поведении российских потребителей, которая берет начало с 1990-х гг., вытесняет традиционное понимание духовности. А ведь «высшие духовные ценности — это не только образованность, интеллект, обладание знаниями и информацией, но и добро, красота, святость» (там же: 96).
В обществе потребления с подачи бизнес-элит культивируется индивидуализм, эгоизм, чувство недовольства тем, что есть. Навязываются стереотипы нездорового поведения (употребление алкоголя и наркотиков, отсутствие меры в питании и проведении досуга и т. д.), разжигаются гедонистические страсти. В силах университетского курса философии убедить студенческую молодежь ориентироваться во всем, в том числе в потреблении, в частной жизни и в профессиональной деятельности, на благоразумное поведение, свободное от крайностей как гедонизма, так и аскетизма. Задача философского клуба в кооперативном вузе — настроить будущих специалистов системы потребительской кооперации заботиться не только о собственном благополучии, но и о пользе для своего предприятия, коллектива, пайщиков, потребителей, партнеров. Как гласит один из главных пунктов документа «Нравственные принципы и правила работника потребительской кооперации», «лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу» (цит. по: Spiritual and Moral Foundations ... , 2023: 281).
примечание
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (2023) Ст. 69, п. 1 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/779e21e98202dcc3c9d0dd5994c7d061e7ab1f5f/ (дата обращения: 20.07.2023)
список литературы
Вахитов, К. И. (2007) История потребительской кооперации России. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 400 с.
Восканян, А. Н. (2022) Опыт организации внеурочной деятельности студентов при изучении общественных дисциплин (на примере работы философского клуба) [Электронный ресурс] // МультиУрок: проект для учителей. 14 февр. URL: https://multiurok.ru/files/opyt-organizatsii-vneurochnoi-deiatelnosti-student.html (дата обращения: 20.08.2023).
Грязных, Д. В. (2016) Бытийные искания: онлайн-книга. Ridero [Электронный ресурс] // IKNIGI.NET. URL: https://iknigi.net/avtor-dmitriy-gryaznyh/199748-bytiynye-iskaniya-dmit-riy-gryaznyh/read/page-2.html (дата обращения: 20.08.2023).
Гуров, Ю. С. (2008) Философский анализ проблем потребкооперации // Вестник Чебоксарского кооперативного института. №2 (2). С. 11-14.
Драч, Г. В. (2021) Философия в современной России: кризис или самообретение? (Продолжаем полемику) // Научная мысль Кавказа. №4. С. 47-53.
Ерофеева, К. Л. (2005) Философский студенческий клуб: опыт и перспективы // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. Вып. 2. С. 1-4.
Исмуков, Н. А. (2005). Философия потребительской кооперации (нравственный аспект) // Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации: материалы межвузовской научно-практической конференции (26-27 января 2005 г.). Ч. 1. Чебоксары : Руссика. 718 с. С. 8-14.
Камю, А. (1990) Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М. : Политиздат. 415 с. (Мыслители ХХ века). С. 24-100.
Канарш, Г. Ю. (2023) Россия в мировых процессах модернизации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. №1 (63). С. 113-127. DOI: 10.26456/vtphi-los/2023.1.113
Колосов, В. А. (2012) Ликвидаторство и нигилизм по отношению к философии в 1920-е годы в СССР и их преодоление // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. № 6. С. 61-67.
Корсаков, С. Н. (2022) Советские философы поколения 1920-х годов // Политическая концептология. №2. С. 65-117.
Лексин, В. Н. (2020) Синтез общества потребления и информационного общества // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 13. №2. С. 195-211.
Лукичев, В. А. (2021) Является ли марксизм-ленинизм наукой? Диспутклуб [Электронный ресурс] // РУСО: Российские ученые социалистической ориентации. 8 янв. URL: https://csru-so.ru/disputklub/5225/ (дата обращения: 20.08.2023).
Мальцев, А. Ю. (2004) Теоретико-философский подход к анализу проблематики философии как учебной дисциплины // Сумма философии. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. С. 42-48.
Минин, С. К. (1922) Философию за борт! [Электронный ресурс] // Армия и революция. Научный военно-политический журнал. №5. С. 16-26. URL: https://vk.com/@marxist_sci-ence-filosofiu-za-bort (дата обращения: 10.08.2023).
Мухаметшина, Е. (2023) Каким будет курс «Основы российской государственности» для всех российских студентов [Электронный ресурс] // Ведомости. 31 марта. URL: https:// www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/31/969106-kurs-osnovi-rossiiskoi-gosudarstvennosti (дата обращения: 10.08.2023).
Набиева, А. Р., Бродский, В. А. (2021) Социально-экономическая миссия потребительской кооперации в инфраструктуре национальной экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. №3. С. 3-10.
На заседании философского клуба ЧКИ РУК обсудили пути модернизации России (2023) [Электронный ресурс] // Чебоксарский кооперативный институт. 30 янв. URL: https://cheb. ruc.su/news/detail/126720/ (дата обращения: 20.08.2023).
Никитина, Э. В. (2017) Леонид Таймасов: «Важно стать профессионалом, но еще важнее — быть Человеком» // Студ. вестник ЧКИ РУК. Январь. №54 (129). С. 2-3.
Осипов, В. М. (2011) Философия и жизнь // Как изучать философию? : сб. науч. и метод. ст. / науч. ред. В. И. Чекушкин. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та. 208 с. С. 32-51.
Ростовцева, Л. И. (2002) Потребительская культура: между гедонизмом и аскетизмом // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. №4. С. 87-101.
Философский клуб ЧГИК: коммуникация людей, идей и пространства смыслов (2020) [Электронный ресурс] // Челябинский государственный институт культуры: офиц. сайт. 6 марта. URL: https://chgik.ru/sitemap/filosofskiy-klub-chgik-kommunikaciya-lyudey-idey-i-prostranstva-smyslov (дата обращения: 20.08.2023).
Чернова, Э. Г. (2013) Потенциал мировоззренческих дисциплин в системе высшего профессионального образования // Социум и власть. №1 (39). С. 30-31.
Шелер, М. (1994) Человек и история // Избранные произведения / пер. с нем. под ред. А. В. Денежкина. М. : Гнозис. 490 с. С. 70-97.
Шиманская, О. К., Чудина, Е. Г., Беляева, Т. К. (2018) Научно-дискуссионный клуб как эффективная форма организации студенческого самоуправления // Проблемы современного педагогического образования. №59-4. С. 375-378.
Щербаков, В. П. (2018) Сартр и Хайдеггер о человеческом существовании: заброшенность и свобода // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. №3. С. 15-25.
Эппле, Н. В. (2015) Философия хотя бы на год. Нужно ли России формирование рационально мыслящей, свободолюбивой и ответственной личности [Электронный ресурс] // Ведомости. 30 ноября. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/12/01/619010-filo-sofiya-god (дата обращения: 10.08.2023).
Spiritual and Moral Foundations of Consumer Cooperation in the Light of Ethnocultural Traditions (Using the Activities of Chuvashpotrebsoyuz as an Example) (2023) / Nikitina, E. V., Mikhailova, E. M., Evgrafova, T. N., Fadeeva, C. V., Grigorieva, M. N. // Challenges of the Modern Economy: Digital Technologies, Problems, and Focus Areas of the Sustainable Development of Country and Regions / ed. by Yakhya G. Buchaev, Arsen S. Abdulkadyrov, Julia V. Ragulina, Arutyun A. Khachaturyan and Elena G. Popkova. Springer, XX, 737 p. Pp. 279-282. DOI: 10.1007/ 978-3-031-29364-1
Дата поступления: 21.08.2023 г.
worldview and upbringing potential of philosophy and philosophy club in higher education E. V. Nikitina Cheboksary Соoperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation
The article argues that in modern Russian education, in the framework of teaching philosophy, the worldview and upbringing function remains the priority. The full realization of the worldview and upbringing potential ofphilosophy in universities, colleges and even schools is necessary for the purposes of national security. Academic freedom in teaching, a focus on problem-oriented courses and the possibility of philosophers' educational activities outside the university will help to increase the authority of philosophy in universities and socio-cultural space.
One of the obstacles on this path is the lack of state support for philosophical education. Meanwhile, it is philosophy as a worldview system that develops in personality such important social qualities as seriousness and a sense of responsibility. Philosophy classes arouse interest not only in professional but also in spiritual and moral problems. The new interdisciplinary course "Fundamentals of Russian Statehood", which has been introduced in Russian universities since September 2023, opens wide prospects for the actualization of philosophy among students.
Such forms of extracurricular activities as philosophical clubs and discussion platforms provide space for the development of scientific, creative, and spiritual potential of students. The analysis of the experience of the student philosophical club "School of Sophia", operating in the Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, allowed the author to identify the specifics of the philosophical club in the cooperative university. It consists in the fact that consumer cooperation is a socially-oriented system, the tasks of which include not only profit making, but also social protection of the population. Young cooperators internalize this principle since their student years, including philosophy classes and philosophical club.
Keywords: philosophy; worldview; teaching philosophy; philosophy club; upbringing potential; cooperative university; consumer cooperation; consumer culture; spiritual and moral principles
references
Vakhitov, K. I. (2007). The history of consumer cooperation in Russia. Moscow, Publishing and trade corporation «Dashkov and K° ». 400 p. (In Russ.).
Voskanyan, A. N. (2022) Opyt organizacii vneurochnoj deyatel'nosti studentov pri izuchenii obshchestvennyh disciplin (na primere raboty filosofskogo kluba). Mul'tiUrok: proekt dlya uchi-telej [online]. Feb. 14. Available at: https://multiurok.ru/files/opyt-organizatsii-vneurochnoi-deiatelnosti-student.html (accessed: 20.07.2023). (In Russ.).
Gryaznyh, D. V. (2016) Bytijnye iskaniya: onlajn-kniga. Ridero IKNIGI.NET [online] Available at: https://iknigi.net/avtor-dmitriy-gryaznyh/ 199748-bytiynye-iskaniya-dmitriy-gryaznyh/read/page-2.html (accessed: 20.07.2023). (In Russ.).
Gurov, Yu. S. (2008) Filosofskij analiz problem potrebkooperacii. Vestnik Cheboksarskogo kooperativnogo instituta, no. 2 (2), pp. 11-14. (In Russ.).
Drach, G. V. (2021) Filosofiya v sovremennoj Rossii: krizis ili samoobretenie? (Prodolzhaem polemiku). Nauchnaya mysl' Kavkaza, no. 4, pp. 47-53. (In Russ.).
Erofeeva, K. L. (2005) Filosofskij studencheskij klub: opyt i perspektivy. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta, iss. 2, pp. 1-4. (In Russ.).
Ismukov, N. A. (2005). Filosofiia potrebitel'skoi kooperatsii (nravstvennyi aspekt). In: Perspektivy razvitiia i dukhovno-nravstvennye osnovy sotsial'no-ekonomicheskoi deiatel'nosti potrebitel' skoi kooperatsii: materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (26-27 January 2005). Part 1. Cheboksary, Russika. 718 p. Pp. 8-14. (In Russ.).
Kamyu, A. (1990) Buntuyushchijchelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo. Moscow, Politizdat. 415 p. (In Russ.).
Kanarsh, G. Yu. (2023) Rossiya v mirovyh processah modernizacii. Vestnik Tverskogo gosu-darstvennogo universiteta, Seriya: Filosofiya, no. 1 (63), pp. 113-127. DOI: 10.26456/vtphilos/ 2023.1.113. (In Russ.).
Kolosov, V. A. (2012) Likvidatorstvo i nigilizm po otnosheniyu k filosofii v 1920-e gody v SSSR i ih preodolenie. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta, Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki, no. 6, pp. 61-67. (In Russ.).
Korsakov, S. N. (2022) Sovetskie filosofy pokoleniya 1920-h godov. Politicheskaya koncep-tologiya, no. 2, pp. 65-117. (In Russ.).
Leksin, V. N. (2020) Sintez obshchestva potrebleniya i informacionnogo obshchestva. Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo, vol. 13, no. 2, pp. 195-211. (In Russ.).
Lukichev, V. A. (2021) Yavlyaetsya li marksizm-leninizm naukoj? DisputklubRUSO: Rossijskie uchenye socialisticheskoj orientacii. 8 Jan. [online] Available at: https://csruso.ru/disputk-lub/5225/ (accessed: 20.07.2023). (In Russ.).
Mal'cev, A. Yu. (2004) Teoretiko-filosofskij podhod k analizu problematiki filosofii kak ucheb-noj discipliny. Summa filosofii, iss. 1. Ekaterinburg, Ural University Press, pp. 42-48. (In Russ.).
Minin, S. K. (1922) Filosofiyu za bort! Armiya i revolyuciya. Nauchnyj voenno-politicheskij zhurnal, no. 5, pp. 16-26 [online]. Available at: https://vk.com/@marxist_science-filosofiu-za-bort (accessed: 10.07.2023). (In Russ.).
Muhametshina, E. (2023) Kakim budet kurs «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti» dlya vsekh rossijskih studentov. Vedomosti. March 31 [online] Available at: https://www.vedomosti.ru/socie-ty/articles/2023/03/31/969106-kurs-osnovi-rossiiskoi-gosudarstvennosti (accessed: 10.07.2023). (In Russ.).
Nabieva, A. R. and Brodskij, V. A. (2021) Social'no-ekonomicheskaya missiya potrebitel'skoj kooperacii v infrastrukture nacional'noj ekonomiki. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki, no. 3, pp. 3-10. (In Russ.).
Na zasedanii filosofskogo kluba CHKl RUK obsudili puti modernizacii Rossii (2023) Cheboksarskij kooperativnyj institut. 30 Jan. [online] Available at: https://cheb.ruc.su/ news/detail/126720/ (accessed: 20.07.2023). (In Russ.).
Nikitina, E. V. (2017) Leonid Tajmasov: «Vazhno stat' professionalom, no eshche vazhnee — byt' Chelovekom». Stud. vestnik ChKI RUK, January, no. 54 (129), pp. 2-3. (In Russ.).
Osipov, V. M. (2011) Filosofiya i zhizn'. In: Kak izuchat' filosofiyu?: sb. nauch. i metod. st. / ed. by V. I. Chekushkin. Cheboksary, Chuvash University Press. 208 p. Pp. 32-51. (In Russ.).
Rostovceva, L. I. (2002) Potrebitel'skaya kul'tura: mezhdu gedonizmom i asketizmom. Vestnik Moskovskogo universiteta, ser. 18. Sociologiya i politologiya, no. 4, pp. 87-101. (In Russ.).
Filosofskij klub CHGIK: kommunikaciya lyudej, idej i prostranstva smyslov (2020) Chelyabinskij gosudarstvennyj institut kul'tury. March 6 [online] Available at: https://chgik. ru/sitemap/filosofskiy-klub-chgik-kommunikaciya-lyudey-idey-i-prostranstva-smyslov (accessed: 20.07.2023). (In Russ.).
Chernova, E. G. (2013) Potencial mirovozzrencheskih disciplin v sisteme vysshego profession-al'nogo obrazovaniya. Socium i vlast', no. 1(39), pp. 30-31. (In Russ.).
Sheler, M. (1994) Chelovek i istoriya. In: Sheler M. Izbrannye proizvedeniya / transl. from German; ed. by A. V. Denezhkina. Moscow, Gnozis, 490 p. Pp. 70-97. (In Russ.).
Shimanskaya, O. K., Chudina, E. G. and Belyaeva, T. K. (2018) Nauchno-diskussionnyj klub kak effektivnaya forma organizacii studencheskogo samoupravleniya. Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya, no. 59-4, pp. 375-378. (In Russ.).
Shcherbakov, V. P. (2018) Sartr i Hajdegger o chelovecheskom sushchestvovanii: zabroshen-nost' i svoboda. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, no. 3, p. 15-25. (In Russ.).
Epple, N. V. (2015) Filosofiya hotya by na god. Nuzhno li Rossii formirovanie racional'no myslyashchej, svobodolyubivoj i otvetstvennoj lichnosti Vedomosti. Nov. 30. [online] Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/12/01/619010-filosofiya-god (accessed: 10.07.2023). (In Russ.).
Spiritual and Moral Foundations of Consumer Cooperation in the Light of Ethnocultural Traditions (Using the Activities of Chuvashpotrebsoyuz as an Example) (2023) / Nikitina, E. V., Mikhailova, E. M., Evgrafova, T. N., Fadeeva, C. V., Grigorieva, M. N. In: Challenges of the Modern Economy: Digital Technologies, Problems, and Focus Areas of the Sustainable Development of Country and Regions / ed. by Yakhya G. Buchaev, Arsen S. Abdulkadyrov, Julia V. Ragulina, Arutyun A. Khachaturyan and Elena G. Popkova. Springer, XX, 737 p., pp. 279-282. DOI: 10.1007/978-3-031-29364-1
Submission date: 21.08.2023.
Никитина Эрбина Витальевна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Адрес: 428025, Россия, г. Чебоксары, пр. М. Горького, д. 24. Тел.: +7 (8352) 41-98-93. Эл. адрес: [email protected]
Nikitina Erbina Vitalyevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Cheboksary Cooperative Institute, Branch of Russian University of Cooperation. Postal address: 24, M. Gorkogo Ave., Cheboksary, Russian Federation, 428025. Tel.: +7 (8352) 41-98-93. E-mail: [email protected]