Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненный кризис / мировоззрение / модель мира / модальность мировосприятия

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельничук Андрей Степанович

Показано, что выраженность хаотической, механистической и антагонистической модальностей восприятия мира прямо коррелирует с проявлениями смысложизненного кризиса, а восприятие мира как организма снижает выраженность его симптомов. Отмечено влияние смысложизненного кризиса на модели мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА»

3. Булатов М.А. Немецкая классическая философия. В 2-х частях. Часть I. Кант. Фихте. Шеллинг. К.: Стилос, 2003. 322 с.

4. История субъективности: Средневековая Европа. М.: Академический проект, 2009. 565 с.

5. Клинический Архив Гениальности и Одарённости. 1925 год. Том 1. Вып. 1. [Электронный ресурс] / ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»; Web-мастер М.А.Омельченко. Москва: ФГБНУ НЦПЗ, 2022. URL: http://ncpz.ru/ (дата обращения: 01.03.22)

6. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 688 с.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения /Сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1998. 750 с.

8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия. 1997. 402 с.

9. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.192 с.

10. The Cambridge Handbook of Creativity. In J.C. Kaufman, R. J. Sternberg (Eds). Second Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 778 p.

УДК 159.9.072.432

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА

Мельничук Андрей Степанович - кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ; г. Москва; e-mail: melnichook@rambler.ru Аннотация

Показано, что выраженность хаотической, механистической и антагонистической модальностей восприятия мира прямо коррелирует с проявлениями смысложизненного кризиса, а восприятие мира как организма снижает выраженность его симптомов. Отмечено влияние смысложизненного кризиса на модели мира,

Ключевые слова: смысложизненный кризис, мировоззрение, модель мира, модальность мировосприятия

WORLDVIEW ASPECTS OF THE LIFE-MEANING CRISIS

Melnichuk Andrey Stepanovich, PhD, associate professor, the Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration, Moscow; e-mail: melnichook@rambler.ru

Abstract

It is shown that the severity of chaotic, mechanistic and, antagonistic modalities of the world perception directly correlates with the manifestations of a life-meaning crisis, and the perception of the world as an organism reduces the severity of its symptoms. The influence of the life-meaning crisis on the models of the world is noted

Keywords: life-meaning crisis, worldview, world model, modality of worldview.

Для современного социума характерно существенное изменение ценностных приоритетов и появление разнообразных «вариантов жизни» (часто противоположных друг другу). При этом накладывающиеся друг на друга социальные коллизии существенно затрудняют успешную реализацию выбранных человеком жизненных приоритетов. Все это

создает предпосылки для возникновения и углубления у значительного числа людей смысложизненных проблем разного плана. Содействие в их решении требует понимания условий и факторов, влияющих на выраженность кризиса смысла жизни. В число таких детерминант представляется целесообразным включить мировоззрение человека как совокупность его наиболее общих представлений о реальности. Одним из оригинальных вариантов операционализации мировоззрения является выделение культурно обусловленных моделей мира (модальностей мировосприятия) - механистической, хаотической, антагонистической и организмической [3, 4].

Данные о характере связи картины мира и некоторых симптомов смысложизненного кризиса были получены в рамках исследования взаимосвязи убеждений сотрудников и их отношения к профессиональной деятельности (проведенного совместно с Д.С. Игнатьевой). Выборку составил 101 работник проектно-строительной компании. Для диагностики проблем в смысловой сфере в анкету были включены три пункта из «Дифференциального опросника смысложизненного кризиса» [1] и один пункта опросника СЖО [2]. Для оценки специфики мировоззрения из шкал методики «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» (Г.Н. Малюченко и В.М. Смирнов [4]) были выбраны по 3 пункта, по нашему мнению, в наибольшей степени отражающих специфику каждой модальности мировосприятия.

Хаотическая модальность предполагает восприятие мира как совокупности непредсказуемых событий. Выраженность убеждения, что «происходящие в мире изменения - это непрерывная цепь случайностей» прямо коррелирует с ощущением пустоты и бессмысленности жизни (г=0,290; р=0,003), а также представлением о реализации ценностей, неадекватных смыслу жизни (г=0,249; р=0,012). Первое из указанных мнений также прямо связано с убеждением «Любого рода жизненные и личные проблемы возникают вследствие случайностей, вызванных непредсказуемостью и хаотичностью нашей жизни (г=0,234; р=0,018);

Мы полагаем, что переживание неопределенности и «непрочности» своего существования делает затруднительным выстраивание системы жизненных ориентиров, способствуя «размыванию» смыслов. Так выраженность восприятие событий как «цепи случайностей» может рассматриваться как предиктор разочарования в прежних ценностях (Ь*=0,202; р=0,043; 4,1% дисперсии), обессмысливания жизни (Ь*=0,268; р=0,007; 7,2%), осознания реализации неадекватных ценностей (Ь*=0,257; р=0,009; 6,6%). Кроме того ощущение отсутствия в жизни смысла также испытывает влияние со стороны представления о связи проблем с «хаотичностью жизни» (Ь*=0,244; р=0,014; 6,0%).

Можно говорить и об обратном воздействии. Например, на убежденность в случайности происходящего в мире влияют разочарование в ценностях (Ь*=0,202; р=0,043; 4,1%) и ощущение бессмысленности жизни (Ь*=0,268; р=0,007; 7,2%). Последний признак смысложизненного кризиса также влияет и на представление о том, что «Любого рода жизненные и личные проблемы возникают вследствие случайностей, вызванных непредсказуемостью и хаотичностью нашей жизни» (Ь*=0,244; р=0,014; 6,0% дисперсии). В данном случае речь может идти о том, что ощущение неблагополучия в смысловой сфере приводит к отмеченному выше размыванию ориентиров, вследствие чего мир воспринимается как «поток случайностей».

Механистическая модальность является «антиподом» хаотической, поскольку характеризует представление о мире как «сверхупорядоченном» феномене. Несмотря на это, выявленные тенденции сходны с указанными выше. Так сила убеждения «Изменения, происходящие в мире, строго предопределены его законами и не зависят ни от человеческой воли, ни от случайностей» прямо коррелирует с ощущением бессмысленности и пустоты жизни (г=0,309; р=0,002) и с разочарованием в прежних ценностях (г=0.225; р=0,024). Данное «механистическое» убеждение о мире не просто связано с указанными признаками смысложизненного кризиса, но также влияет на их выраженность (Ь*=0,217; р=0,029; 4,76% и Ь*=0,236; р=0,017; 5,6% соответственно).

Представление о том, что человек реализует «не те ценности» коррелирует с представлением о мире как «огромном часовом механизме, в котором все основные события запрограммированы на много лет вперед» (г=0.219; р=0,028). Такое мировосприятие значимо влияет как на выраженность указанного кризисного симптома (Ь*=0,307; р=0,002; 9,4%), так и на сожаление о невозможности «построить свою жизнь иначе» (Ь*=0,207; р=0,038; 4,3%). Восприятие мира как безличного «механизма» неразрывно связано с ощущением себя «объектом». Следствием этого может выступать неверие в возможность полноценно реализовать те смыслы, которые человек считает значимыми.

Отметим и обратную направленность воздействия. Было выявлено воздействие на убеждение в предопределенности событий в мире и их независимости от воли человека и случайностей двух симптомов кризиса - разочарования в ценностях (Ь*=0,236; р=0,017; 5,6%) и ощущения бессмысленности жизни (Ь*=0,217; р=0,029; 4,7%). Как правило, достаточно выраженному кризисному состоянию предшествуют попытки человека обрести значимые смыслы или выстроить жизнь в соответствии с ними. Субъективным объяснением неудачности таких попыток может как раз стать убеждение в предопределенности происходящих с человеком событий.

В рамках антагонистической модальности сущностной чертой мира выступает противоборство людей. Исследование показало связь между убеждением «В этом мире у человека есть выбор между двумя основными ролями: победителя или побежденного» и сожалением о невозможности иного построения жизни. При этом можно говорить как о наличии корреляции (г=0,235; р=0,018), так и о влиянии мировосприятия на симптом кризиса (Ь*=0,260; р=0,009; 6,8%).

Одновременно, неудовлетворенность своей жизненной траекторией испытывает влияние «антагонистического» убеждения «Обращаясь с людьми, необходимо ясно понимать, кто твой друг и кто твой враг, и помнить: "Кто не с нами, тот против нас"» (Ь*=0,59; р=0,009; 6,7%). Кроме того, предиктором выраженности мнения о реализации неадекватных смыслов выступает приверженность представлению «В этом мире у человека есть выбор между двумя основными ролями: победителя или побежденного» (Ь*=0,233; р=0,019; 5,4%).

Восприятие реальности как «поля борьбы» имплицитно задает конкурентные стратегии поведения, а их реализация с высокой вероятностью, вызывает встречное противодействие. Следствием этого может выступать недостаточная жизненная удовлетворенность (как в «предметном», плане, так и в «экзистенциальном» аспекте). При этом имеются основания говорить о том, что ситуация смыслового кризиса может способствовать формированию «агрессивного» взгляда на мир. Так на согласие с тезисом о наличии «только победителей и побежденных» влияют как сожаление о невозможности изменить жизнь влияет на (Ь*=0,260; р=0,009; 6,8%), так и мнение о вынужденной реализации «не своих» ценностей (Ь*=0,233; р=0,019; 5,4%). Последний симптом смыслового кризиса также выступает предиктором позиции «Обращаясь с людьми, необходимо ясно понимать, кто твой друг и кто твой враг, и помнить: "Кто не с нами, тот против нас"» (Ь*=0,259; р=0,009; 6,7%). Мы полагаем, что данные тенденции могут быть обусловлены возрастанием внешней атрибуции причин неудач в построении жизненной траектории в соответствии с предпочтениями человека.

Организмическая модальность предполагает репрезентацию мира как системы, все части и элементы которой неразрывно связаны между собой. Она имеет принципиально иную направленность связи с симптомами смыслового кризиса, чем рассмотренные выше модальности. Наиболее ярко это видно на примере согласия с пунктом «Каждый человек является "живой клеткой" единого общественного организма, и, нанося ущерб другому мы вредим себе». Такое согласие обратно коррелирует с такими и проявлениями кризиса как разочарование в прежних ценностях (г=-0,256; р=0,010), переживание реализации «чуждых» ценностей (г=-0,225; р=0,024), ощущение бессмысленности и пустоты жизни (г=-

0.200. р=0,045). Приверженность указанному мировосприятию значимо влияет на снижение степени разочарования в ценностях (Ь*=-0,278; р=0,005; 7,7%). Одновременно можно говорить и об обратном воздействии потери веры в прежние ценности на приверженность восприятию мира как «организма», причем с аналогичными статистическими показателями.

Выявленные тенденции могут быть достаточно логично объяснены. Уверенность в своих «сущностных» связях с другими людьми выступает ресурсом, позволяющим снизить вероятность возникновения кризиса (или скорость его развития) за счет, нахождения альтруистических смыслов или же интерпретации наличия кризисных явлений как «платы» за включенность в значимые связи с окружающими. Наличие же смысложизненных проблем, наоборот, способно подрывать «организмическое» мировосприятие. Переживающий кризисные явления человек может начать «отстраняться» от окружающих как от не оказывающих ему необходимой поддержки или же не имеющих подобных смысловых затруднений.

На основе полученных данных можно сделать несколько выводов. Во-первых, между симптомами смысложизненного кризиса и мировоззрением человека существуют значимые связи. Во-вторых, речь идет о взаимном воздействии указанных феноменов друг на друга (хотя оно является достаточно слабым). В-третьих, в качестве фактора возникновения проблем в смысловой сфере следует рассматривать снижение у человека ощущения субъектности как результате жизни в непредсказуемом или же «предопределенном» мире.

Литература

1. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности. Дисс. ... доктора психол. наук. М. 2017. 563 с.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. 18 с.

3. Малюченко Г.Н. Опыт социально-психологического анализа целостных представлений о мире // Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1/2. С. 77-81;

4. Смирнов В.М. Социально-психологические факторы, определяющие целостные представления о мире акцентуированных личностей. Дисс. ... канд. психол. наук. Самара. 2006. 225 с.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАСКРЫТИЯ ВЫСОКОГО ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ФОРМИРОВАНИЯ

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Белова Елена Сергеевна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4, elenasbelova@mail.ru.

Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты смыслообразования во взаимосвязи с особенностями раскрытия высокого творческого потенциала как основы творческой одаренности. Основное внимание уделяется начальному этапу данных процессов - детству и юности в жизнеописаниях выдающихся инженеров, архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.