Научная статья на тему 'Мировоззренческая основа эффективности профессиональной подготовки будущих учителей в третьем тысячелетии: проблемы и их решение на основе методологии системного подхода'

Мировоззренческая основа эффективности профессиональной подготовки будущих учителей в третьем тысячелетии: проблемы и их решение на основе методологии системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА И ЕЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СУБЪЕКТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / SYSTEM APPROACH / THE SYSTEM AND ITS SYSTEM CHARACTERISTICS / SUBJECT / INTEROPERABILITY OF SYSTEMS / PHILOSOPHICAL COMPONENT OF PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянкина Екатерина Корнеевна

В статье раскрыто понимание мировоззренческой основы обучения и воспитания будущих учителей, обозначены условия повышения эффективности обучения и воспитания будущих учителей на методологической основе системного подхода, предложены варианты решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворянкина Екатерина Корнеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL BASIS OF TEACHERS’ TRAINING EFFICIENCY IN THE THIRD MILLENNIUM: PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS ON THE BASE OF SYSTEMS APPROACH METHODOLOGY

The article describes the concept of the ideological basis of training and education of future teachers; designates conditions of improving the effectiveness of training and education of future teachers on a methodological basis of a system approach; proposes solutions to the problems identified.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческая основа эффективности профессиональной подготовки будущих учителей в третьем тысячелетии: проблемы и их решение на основе методологии системного подхода»

УДК 378.1: 51

ДВОРЯНКИНА Е.К. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: системный подход, система и ее системообразующие характеристики, субъект, взаимодействие систем, мировоззренческая составляющая профессионализма.

В статье раскрыто понимание мировоззренческой основы обучения и воспитания будущих учителей, обозначены условия повышения эффективности обучения и воспитания будущих учителей на методологической основе системного подхода, предложены варианты решения обозначенных проблем.

DVORYANKINA E.K.

IDEOLOGICAL BASIS OF TEACHERS' TRAINING EFFICIENCY IN THE THIRD MILLENNIUM: PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS ON THE BAS E OF S YSTEMS APPROACH METHODOLOGY

Keywords: system approach, the system and its system characteristics, subject, interoperability of systems, philosophical component of professionalism.

The article describes the concept of the ideological basis of training and education of future teachers; designates conditions of improving the effectiveness of training and education of future teachers on a methodological basis of a system approach; proposes solutions to the problems identified.

Размышляя о проблемах образования третьего тысячелетия, Б.С. Гершунский отмечает: «Образование может и должно взять на себя решение важнейшей задачи цивилизационного масштаба: вернуть людям веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести каждого человека к пониманию и внутреннему принятию смысла человеческой жизни, указать ему путь достижения личностных жизненных устремлений. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры» [1, с. 3].

Системный подход к управлению образовательной целостностью позволяет, по логике нашего исследования, решать обозначенные проблемы. В понимании смысла жизни мы усилили работу в мировоззренческом аспекте педагогической деятельности, где считаем уместным остановиться на мнении Н.Н. Моисеева, который интерпретирует в современных условиях разделяемую им научную позицию В.И. Вернадского: «Биосфера перейдет однажды в сферу разума - в ноосферу», то есть в такое состояние биологического пространства жизни, когда его развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в границах познанных законов природы, в интересах Человека и его будущего.... Это будет мучительный и небыс трый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности» [3, с. 23].

В этом аспекте деятельности вузовских преподавателей адекватность нашей позиции ранее предложенному методологическому тезису мы видим в том, что в основу системы воспитания и обучения принята и положена логика конструирования субъектами образовательной системы информационно-целевых полей добра и зла по «дереву цели» нравственной категории. В свою очередь, субъекты самовоспитания несут ответственность за свободу выбора целей для моделирования своего поведения в соответствии с информационным полем, которому отдано предпочтение субъектом данного образовательного пространства.

При таком подходе к моделированию образовательных систем сложные методологические обоснования обретают по-человечески обозримое состояние, а сами информационные поля предстают визуальным объектом взаимодействия субъекта, для которого целевые конструкции становятся реальным источником энергии созидания или разрушения в жизни. Исходя из этой логики, считаем необходимым обозначить, в чем мы видим смысловой абрис системы воспитания студентов как субъектов саморазвития своего духовного, интеллектуального и профессионального потенциала.

Мировоззренческой основой жизни в образовательном пространстве является идея моделирования поведения и отношений человека в границах теории самоорганизующихся систем, основные положения которой мы и уточним применительно к системе образования в вузе.

1. Субъекты синергетических целостностей должны обрести опыт свободы выбора целей бытия из объективно существующих информационно-целевых полей, на основе которых осуществляется моделирование поведения, гармонично встраиваемого в логику природных и общественных систем. Это позволяет ограничивать энтропию жизненного пространства, которая рассогласовывает системную целостность и ее синхронное взаимодействие с гармонией окружающего мира, что приводит к нерациональному рассеиванию энергии субъектов систем (а значит - к рассеиванию энергии самой системы), восполнение которой (при утрате целевой логики функционирования) происходит за счет поиска «недостающих ресурсов» во внешних источниках кажущегося спасительным «вещества». Этим «веществом» зачастую оказываются зримо наблюдаемые явления, факты или распространенные асоциальные средства ложного пополнения растраченного энергетического потенциала: гедонизм, алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность и др., мотивируемые негативным, но сильным по энергетическому потенциалу побуждением.

По подобному поводу существуют многочисленные высказывания ученых. Сошлемся на достаточно убедительное и лишенное публицистической резкости мнение В.Ю. Троицкого: «Утрата значительной частью населения психологической и интеллектуальной самостоятельности, углубление замкнутости обыденного пространства ведут к почти рабской зависимости, управляемости в обстоятельствах, требующих активного духовно-личностного отношения... Только определяющее значение духовных ценностей может обеспечить подлинное органическое развитие нашего образования» [5, с. 7]. Таким образом, первое условие эффективности профессиональной подготовки будущего учителя - это обретение студентами опыта выбора духовно-нравственных целей из объективно существующих в Универсуме

информационно-целевых полей добра и зла с одновременным осознанием и принятием тезиса об их приоритетности в логике мироздания.

2. Выбранные цели требуют осознания и освоения технологий их реализации. В этом аспекте системного видения педагогической реальности, которая является образовательной интерпретацией культуры, субъекту необходимо строго ориентироваться в том, что реализации подлежат цели только тактического уровня их декомпозиции, в соответствии с чем только им может быть определена соответствующая технология, включающая алгоритм, методы, средства и формы, направленные на достижение прогнозируемого целью результата, ибо только тактические цели технологизируются.

Целевая опосредованность функционирования системы образования обеспечивает как репродуктивный и творческий режим деятельности субъектов, так и развитие образовательного пространства в целом. Исходя из понимания гармонии упорядоченного ритма природных систем, можно предположить, что целевая логика функционирования гуманитарно-образовательных целостностей, согласующаяся с гармонией движения окружающего мира, ограничивает стихийность операций. Отсутствие взаимосвязи цели и способов ее реализации приводит к тому, что искажается реальность бытия и происходит закономерное разрушение жизненного пространства и судеб многих людей, которые этого не ожидали. Происходит это потому, что оказываются задействованными технологии, которые работают совершенно на другую цель, не имеющую отношения к декларируемой. Наверное, недаром в народных преданиях и притчах говорится о том, что человечество спит. Пора просыпаться, ибо сон Разума рождает чудовищ. Спасение мира в принятии человеком целей добра и в освоении путей их претворения в жизни. Отсюда - второе условие эффективности профессиональной подготовки будущих учителей: обретение опыта согласования деятельности с целями, принятыми на основе свободы их выбора.

3. Становясь субъектом, то есть носителем целей и технологий их реализации, будущий учитель подготовлен и может приступать к моделированию своего поведения в образовательном пространстве вуза. На этом этапе своего развития он обретает опыт творца, ибо он создает новую информацию, новые модели познания и поведения в режиме самоорганизации. Понимание того, что мы живем в век «экологического императива», приводит к логике поведения, моделируемого на целях согласия, толерантности и доброты, которые составляют информационное поле свободы в границах его состава: целеустремленность, самостоятельность, самодеятельность, сознательность, ответственность. Это позволяет обозначить смысловое поле планетарного мышления, ибо с утратой перспектив, выраженных целями добра, общество не имеет шансов на развитие. Так обозначается вектор развития субъекта и общества при свободе выбора целей бытия и ответственности за судьбу цивилизации.

Для того чтобы сопоставить наши выводы с логикой фундаментальных исследований и не упустить методологические основы частно-предметных областей научного поиска, где необходимо определить, насколько рациональна системная позиция в поведении обычного человека в образовательном пространстве учебного заведения и личной жизни, где упомянутые целостности взаимодействуют с миром природных и общественных систем, обратимся к

высказыванию ученого Н.Н. Моисеева: «Без языка абстрактных моделей, позволяющего давать четкие, однозначные определения и указывать пределы допустимых действий, в глобальной экологической проблематике, как мне кажется, обойтись не удается» [3, с. 305]. Взяв в качестве ориентира высказывание Л.М. Когана: «И мы сами, и окружающий мир - огромный набор многочисленных систем. Человек постоянно вынужден иметь дело с системами, поэтому умение предсказывать их интегративные свойства часто сильно облегчает жизнь. Между тем, интегративные свойства любой системы, как правило, совершенно неочевидны. Для того чтобы их предсказать или создавать, нужно овладеть неким инструментом, именуемым "системный подход". Грамотное применение этого инструмента приносит плоды как в дебрях сложнейших наук (экономика, термодинамика, экология и др.), так и в сугубо бытовых ситуациях. Поскольку системы вездесущи, овладение этим инструментом будет полезно любому человеку, вне зависимости от его рода деятельности, возраста, образования и других качеств» [2, с. 4], мы констатируем третье условие эффективности профессиональной подготовки: обретение опыта опережающего моделирования своего поведения как системы, которая находится в разрушительной или созидательной позиции по отношению к саморазвитию и в состоянии синхронного или рассогласованного взаимодействия с окружающим миром систем, что определяется, регулируется и приводится в соответствие рефлексией.

4. Освоение логики системного подхода к осмыслению и созданию гармоничного жизненного пространства на Земле позволяет нарабатывать опыт жизни и деятельности в конкретном времени и пространстве. Исходя из того, что содержание образования есть педагогическая интерпретация культуры, образовательные системы можно рассматривать как тренажерный зал для подготовки к жизни в социокультурном пространстве, которое, следуя прогнозам Вернадского, новое поколение превратит в ноосферу, то есть в разумную биосферу, чего пока не наблюдается. В системе обучения у студентов создается ситуация пребывания в моделируемом пространстве. Ученые отмечают, что модель - это специальная форма кодирования информации, которая содержит не только известное знание, но и потенциальное, которое человек может приобрести и использовать в практике решения жизненных задач. Этим ученые объясняют предсказательную способность модельного описания. В методологии науки принята следующая трактовка взаимосвязи понятий «модели и теории». Модель понимается как концептуальный инструмент, ориентированный на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления. Теория - более абстрактное, чем модель, концептуальное средство, основной целью которого является объяснение состояний моделируемых систем. Функция предсказания ориентирована на цель объяснения явлений. Указанную характеристику моделируемых образовательных систем мы считаем основой для формирования у студентов опыта возможной экстраполяции его в образовательное пространство тех учебных заведений, где предстоит работа будущих учителей. Исходя из того, что в системе обучения взаимодействуют две целостности: учение и преподавание, соответственно рассмотрим их значение в развитии прогностических основ профессионально-педагогических качеств студентов.

Итак, каковы же условия, обеспечивающие освоение опыта моделирования реального образовательного пространства в вузе, которое позволит будущим учителям экстраполировать полученный опыт в пространства учебных заведений, в которых они будут работать? К таким условиям мы относим: (I) прогностический потенциал системы учения; (II) опыт обучения и становление интеллектуального потенциала субъектов; (III) опыт воспитания и становление духовно-нравственного потенциала субъектов; (IV) опыт самовоспитания как самоорганизующейся системы; (V) профессионально-кадровая система. Раскроем названные условия.

I. Прогностический потенциал системы учения. Система учения на занятиях в вузе является реальной моделью образовательной целостности. Технологическая документация для моделирования, анализа и самоанализа системы представляет собой «когнитивное клише», под которым понимается «жесткое знание, являющееся коллективным социальным продуктом мышления» [4, с. 109] и владение которым позволяет субъекту учения моделировать пространство трудовых систем, социокультурную сферу бытия и свободной жизнедеятельности в любой отрасли профессионального труда и сферы обитания. Управление развитием системы обучения способствует формированию у студентов системного видения образовательной целостности: осмысление состава системы (преподавание и учение) и ее субъектов; организация структурного функционирования систем, включающая: 1) содержательно-образовательные цели, которые выражаются тремя уровнями усвоения (сохраняемые модели содержания образования), для реализации которых используются адекватные технологии, что обеспечивает в качестве конечного результата развитие памяти, репродуктивного и творческого мышления с положительной мотивацией интеллектуального саморазвития субъекта. В состав технологии системы обучения входят алгоритмы (специфичные по каждому уровню усвоения), методы, средства, формы системы обучения, а также регуляторы бессознательной психической деятельности (интуиция), что создает сугубо индивидуальный механизм достижения целей интеллектуального развития субъекта, определяющего и неповторимый характер творческой деятельности человека; 2) мировоззренческие цели обучения выражаются в нравственных категориях, декомпозированных до рабочего уровня и реализуемых с учетом их аспектов (информационного, мотивационного, операционного); 3) развивающие цели системы обучения имманентно образуются из первых двух целей и выражаются в том, что обучающиеся становятся субъектами саморазвития своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала, так как субъекты указанной гуманитарной целостности становятся носителями целей и технологий саморазвития названного внутреннего потенциала.

II. Опыт обучения и становление интеллектуального потенциала субъектов. Фиксирование факта целевого взаимодействия систем преподавания и учения с одновременным освоением опыта управления синхронным взаимодействием этих образовательных целостностей состоит в: осмыслении единства образовательных целей в системах преподавания и учения; свободе выбора целей синхронного взаимодействия систем с логикой понимания созидательности целей добра и разрушительности целей зла; установлении осознанных субъектно-субъектных

отношений; моделировании созидательного образовательного пространства, обеспечивающих субъектное развитие преподавателей и студентов; понимание ведущей роли целей профессионального развития, выраженных педагогическими способностями. Изложенный нами подход и проведенное исследование раскрывает новую область педагогической науки, которая ориентирует субъектов образовательного пространства не на «передачу» и «прием» знаний, а на развитие моделируемых образовательных систем и их субъектов. В наших исследованиях дается теоретическое обоснование понятия системы с учетом логики системообразующих характеристик: состав, структура и функционирование. Особое значение мы придаем содержательно-смысловому пониманию структуры системы, под которой мы принимаем инвариант отношений между элементами состава системы. Исследование показало, что в гуманитарно-образовательных целостностях инвариантом отношений между элементами указанных систем является цель. Эта позиция положена в основу понимания логики моделирования образовательных систем: обучение, воспитание, профессионально-кадровая целостность.

Система обучения рассматривается нами как целевое взаимодействие преподавания и учения и их субъектов. Мы пришли к выводу, что развитие образовательных систем происходит в условиях целевого единства деятельности субъектов этих систем, обеспечивающих синхронность взаимодействия преподавания и учения, и способствует развитию синергетических образовательных систем. Система воспитания моделируется в условиях взаимодействия двух образовательных пространств: при изучении основ наук, то есть в системе обучения, и во внеакадемической воспитательной деятельности студентов вуза. Особое внимание мы уделяем как технологии реализации целей реальных образовательных систем, так и специфике становления студентов как субъектов управления саморазвитием своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала, когда устанавливается синхронное взаимодействие систем воспитания и самовоспитания. Моделирование вузовских образовательных систем и развитие студентов как их субъектов рассматривается нами не как самоцель, а как средство подготовки будущих учителей к педагогической работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения, то есть приобретаемый ими опыт вузовского обучения и воспитания экстраполируется в образовательное пространство учебных заведений, где предстоит работать будущим учителям.

III. Опыт воспитания и становление духовно-нравственного потенциала субъектов. 3.1. Осмысление воспитательной реальности как взаимодействия систем воспитания и самовоспитания в образовательном пространстве вуза, усиливает системное видение педагогической реальности у субъектов образовательных целостностей. 3.2. Свобода выбора целей воспитательного пространства из информационных полей добра и зла с одновременным фиксированием созидательности развития систем и субъектов при выборе целей добра и разрушительности при выборе целей зла. Овладение логикой целеполагания воспитывает нравственную позицию субъектов, проявляющуюся в любом времени и пространстве. 3.3. Освоение механизма построения стратегического «дерева цели», являющегося источником конструирования информационно-целевых полей, объективно существующих в Универсуме, что

обеспечивает понимание духовной доминанты мироздания и единства духовно-материального в природе. 3.4. Овладение опытом декомпозиции целей воспитания до тактического уровня, обеспечивающего духовно-нравственное становление субъектов, обладающих высоким уровнем развития нравственного сознания, высоких нравственных чувств и созидательного поведения. 3.5. Освоение технологий реализации целей с учетом тактического уровня их декомпозиции, что дает возможность освоения механизмов исполнения целей принятых решений в непредвиденно-критических ситуациях жизни. 3.6. Установление субъектно-субъектных отношений на основе целей добра, моделирование пространства доброты, любви, гуманности, справедливости и свободы.

Теоретической основой нашего исследования является системный подход к управлению образовательной целостностью, позволивший определить стратегические цели всех образовательных систем. Цели интеллектуального развития субъектов вузовской системы обучения определены в логике школьной дидактики как сохраняемые модели содержания образования и выражены уровнями усвоения. Развитие интеллектуального потенциала по уровням усвоения однозначно согласуется в системе обучения с технологией саморазвития субъектами своей памяти, репродуктивного и творческого мышления. Цели саморазвития духовно-нравственного потенциала студентов выражены категориями общечеловеческой морали и для практического применения декомпозированы по аспектам оперативного уровня: информационный, мотивационный и операционный, которые реализуются разработанными в процессе научного исследования технологиями. Цели профессионального саморазвития студентов выражены нами педагогическими способностями, которые для их применимости преобразованы до оперативного уровня и реализуются адекватными им технологиями.

IV. Опыт самовоспитания как самоорганизующейся системы формируется за счет: 4.1. Понимания субъектом самого себя как носителя целей и технологий их реализации; 4.2. Понимания человека как носителя моделей мира, обладающего системным видением объективной реальности и опытом управления синхронным взаимодействием своего поведения с миром природных и общественных систем; 4.3. Моделирования созидательного поведения на основе свободы выбора духовно-нравственных целей добра; 4.4. Владения опытом формирования идеала посредством наложения эталона, выраженного совокупностью нравственных целей и принятых субъектом. Моделирование синергетической системы бытия и владение рефлексией; определение конечного результата в развитии системы жизни и самого себя как субъекта этого пространства по степени реализации целей; 4.5. Владения рефлексией; 4.6. Определения конечного результата в развитии системы жизни и самого себя как субъекта этого пространства по степени реализации целей.

V. Профессионально-кадровая система, развитие которой предполагает такое моделирование образовательной целостности, в пространстве которой реализуются цели профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при изучении основ наук и во внеакадемической деятельности. Для реализации этих целей вузовской системы образования преподавательскому корпусу вуза предстоит освоить теорию и практику моделирования образовательных систем и развития их субъектов. К стратегическим целям развития профессионально-

педагогического мастерства будущих учителей мы относим педагогические способности, предлагая их декомпозировать до тактического уровня. Обозначим условия эффективности реализации названных целей в порядке их констатации: 1) профессионально-педагогическое мастерство студентов развивается посредством конвергенции содержательно-образовательных, мировоззренческих и профессионально-педагогических целей в системе обучения, то есть на всех академических занятиях по курсам учебных программ и стандартов; 2) во внеаудиторной воспитательной деятельности студенты овладевают опытом управления развитием воспитательных систем и их субъектов на научно-педагогической базе конструирования этих целостностей в образовательных учебных заведениях, где предстоит работать будущим учителям. Система воспитания в вузе не является самоцелью, а представляет собой образовательное пространство, которое является «тренажерным залом» для становления будущих учителей, владеющих опытом моделирования воспитательных систем и управления воспитанием субъектов жизни. Предложенные материалы представляет новую область педагогической науки, экстраполяция которой в сферу конкретного образовательного пространства позволит воспитать молодое поколение с пониманием своего целевого единства с миром природных и социально-культурных целостностей, гармоничное развитие которых в свою очередь предполагает необходимость сознательного встраивания поведения человека в окружающий мир, для чего необходимо овладеть существующими на данный момент разработками с технологией реализации духовно-нравственных целей бытия. Как говорится, земля должна иметь умного владельца, чему служит и тот вариант моделирования системы образования, который удалось определить и применить в логике проведенного нами исследования.

Литература и источники

1. Гершунский Б.С. Философско-методологическая основа стратегии развития образования в России. - М., 1993.

2. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988.

3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1987.

4. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамических социальных процессов. - М.: МПГУ, 1992.

5. Троицкий В.Ю. Национально-духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. - 1990. - № 1.

ДВОРЯНКИНА ЕКАТЕРИНА КОРНЕЕВНА - профессор кафедры математики Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Россия. Хабаровск (E-mail: sispodx@inbox.ru)

DVORYANKINA CATHERINE KORNEEVNA - professor of the Chair of Mathematics of Far East State University of Humanities. Russia. Khabarovsk

УДК 378.1: 51

КОЛПАКОВ Р.Г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В ПЕРИОД ПОСТВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: система, цель, субъект, моделирование, взаимодействие, управление.

В статье рассматривается логика моделирования образовательных систем на основе системного подхода. Развитие профессионализма работающего учителя с позиции системного подхода предполагает и обусловливается развитием у учителей системного видения педагогического труда, приобретением опыта моделирования системы обучения учащихся и развития их как субъектов. Методическая работа школы рассмотрена как механизм управления повышением квалификации учителей.

KOLPAKOV R.G.

SCHOOL'S METHODICAL SERVICE AS THE MANAGING MECHANISM OF TEACHER'S POST-GRADUATION PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Keywords: system, aim, subject, modeling, interaction, management.

The article considers the logic of educational system modeling on the basis of a system concept. From the position of system concept, development of working teacher's professionalism is implied and conditioned by teacher's systemic vision of pedagogical work, acquirement of experience of modeling studying system for learners and their growing as subjects. School's methodical services are contemplated as managing mechanism of professional development.

Актуальность проблемы, обозначенной в статье, определило то, что современное общество предъявляет качественно новые требования к одному из главных своих институтов - образованию, как базовому институту, ответственному за производство знаний, составляющему основу прогресса человечества, определяющему социально-экономическое процветание страны и преуспевание каждого человека.

Современное образование стоит на пороге смены научно-теоретической парадигмы, в которой оно понимается как система. Так, философ А.П. Валицкая обозначает позиции в новой парадигме: понимание ребенка как носителя культурного мира; учителя как носителя педагогического творчества, выступающего первым субъектом практики, организующего образовательное пространство школы, несущего ответственность за цели и технологии их достижения, строящего образовательное пространство в школе как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности [2, с. 16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.