Научная статья на тему 'Мировой торговый и рыбопромысловый флот в 1970-егоды'

Мировой торговый и рыбопромысловый флот в 1970-егоды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ / ТАНКЕРЫ / БАЛККЭРИЕРЫ / КОНТЕЙНЕРОВОЗЫ / КОМБИНИРОВАННЫЕ СУДА / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА / GROSS TONNAGE / TANKERS / BULK CARRIERS / CONTAINER CARRIERS / COMBINED VESSELS / FISHING VESSELS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луценко Владимир Трофимович, Прохоров Виктор Иванович, Савинкин Роман Васильевич, Луценко Елеонора Владимировна

Систематизированы сведения об общей валовой вместимости флота в мире в целом и отдельных государств, а также по типам судов в 1970-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world trade and fishing fleet in the 1970s

Presented is the information on the gross tonnage of the fleets of the world in whole and those of individual states in the 1970s.

Текст научной работы на тему «Мировой торговый и рыбопромысловый флот в 1970-егоды»

КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Владимир Трофимович ЛУЦЕНКО - заслуженный работник высшей школы, доктор технических наук, профессор, действительный член Академии транспорта. Владимир Трофимович родился 19 марта 1940 г. в селе Пожарское Приморского края. 15 апреля 1964 г. пришел ассистентом на кафедру сварки и технологий судостроения, в 1974 г. был переведен на должность старшего преподавателя кафедры. С 1979 по 1988 г. - старший научный сотрудник НИС. В 1988 г. вернулся на кафедру, в 1992 г. избран на должность ученого секретаря Ученого совета университета. С 2008 г. - профессор кафедры конструкции судов ДВГТУ (с 2011 г. -кафедра кораблестроения и океанотехники Инженерной школы ДВФУ).

Ушел из жизни Владимир Трофимович ЛУЦЕНКО. Владимир Трофимович был не только членом редколлегии «Вестника Инженерной школы ДВФУ», но и активным автором журнала. Кроме статьи, которую мы публикуем ниже, в редакционном портфеле осталась еще одна.

Если за очередной выпуск номера от редколлегии отвечал Владимир Трофимович, можно было быть абсолютно уверенным, что статьи сдадут вовремя и научная их сторона тщательно выверена.

Он был ершистым - часто не соглашался, спорил, доказывал свою правоту -но всегда шел на разумный компромисс. И всегда за этим непростым общением с ним стояло одно: искреннее желание сделать работу родного вуза лучше.

Он не мог смириться с новым статусом ДВГТУ. С опаской относился к стремительно меняющемуся времени и его технологиям: не освоил компьютер, у него никогда не было сотового телефона и электронной почты. Все время приводил в пример прошлое.

Но без него, человека, оставшегося - теперь и для нас - в этом прошлом, жизнь университета и его студентов станет беднее...

От имени редколлегии журнала «Вестник Инженерной школы ДВФУ» главный редактор А. Т. БЕККЕР

УДК 629 (05)

В.Т. Луценко, В.И. Прохоров, Р.В. Савинкин, Э.В. Луценко

ЛУЦЕНКО1 ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры кораблестроения и океанотехники Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

ПРОХОРОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ - кандидат политических наук, начальник Учебного военного центра Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

E-mail: uvc@tech.dvfu.ru

САВИНКИН РОМАН ВАСИЛЬЕВИЧ - доцент Учебного военного центра Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

E-mail: savromvas@mail.ru

ЛУЦЕНКО ЭЛЕОНОРА ВЛАДИМИРОВНА - главный экономист-эксперт (Федеральная служба Государственной статистики по Приморскому краю,

г. Владивосток).

E-mail: elya.89@mail.ru

МИРОВОЙ ТОРГОВЫЙ И РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ В 1970-е годы

Систематизированы сведения об общей валовой вместимости флота в мире в целом и отдельных государств, а также по типам судов в 1970-е годы.

Ключевые слова: валовая вместимость, танкеры, балккэриеры, контейнеровозы, комбинированные суда, рыбопромысловые суда.

The world trade and fishing fleet in the 1970s. Vladimir T. Lutsenko, Victor I. Prokhorov, Roman V. Savinkin (Far Eastern Federal University, Vladivostok), Eleonora V. Lutsenko (Federal State Statistics Service, Vladivostok).

Presented is the information on the gross tonnage of the fleets of the world in whole and those of individual states in the 1970s.

Key words: gross tonnage, tankers, bulk carriers, container carriers, combined vessels, fishing vessels.

© Луценко В.Т., Прохоров В.И., Савинкин Р.В., Луценко Э.В., 2013

Морской флот играет важнейшую роль в политических и экономических межгосударственных взаимоотношениях, поэтому страны, прилегающие к морям, придают большое значение количественным и качественным показателям состава своих флотов. Более того, некоторые континентальные государства (в частности, Монголия и некоторые европейские страны) в последние годы стремятся обзавестись морскими судами, во-первых, для возможности грузоперевозки морским путем, во-вторых, для доступа к морским биоресурсам.

Цель данной работы - рассмотреть состояние и изменения показателей развития флотов в мире в целом и отдельных государств в 1970-е годы.

Следует отметить, что это время характеризовалось напряженностью отношений между государствами и интенсивным развитием военно-морских флотов, появлением новых типов судов, освоением и массовыми перевозками углеводородов с Ближнего Востока и Южной Америки в Европу, Северную Америку и Японию. Позднее к ним добавились массовые перевозки зерна из Канады в Советский Союз и твердых полезных ископаемых из стран третьего мира в развитые страны Европы, в Соединенные Штаты Америки и бурно развивавшуюся Японию. Развитые страны нуждались во флоте для перевозки продукции промышленного производства. К 1970-м годам страны Европы окончательно восстановили свое производство, разрушенное в годы Второй мировой войны, здесь бурно развивалась промышленность. В то же время усилилась экономическая зависимость промышленно развитых стран от передовых в силу неравномерного развития научно-технического прогресса. Развитые страны нуждались в сырьевых ресурсах (нефть, уголь, руды, лес и т.д.), развивающиеся - в новом оборудовании и другой продукции промышленности и товарах народного потребления (сталь, прокат, одежда, радиоэлектроника, электрооборудование и т.д.).

1971 г. В этом году общая валовая вместимость судов мирового торгового флота составила 247 203 тыс. рег. т - на 19 713 тыс. рег. т больше, чем в 1970 г. Наибольшим торговым флотом обладали Либерия - 38 552, Япония - 30 509, Англия - 27 335, Норвегия -21 720, США - 16 266, Греция - 13 066, ФРГ - 8 679, Италия - 8 139, Франция - 7 011, Панама - 6 262, Голландия - 5 269, Швеция - 4 978, Испания - 3 934, Дания - 3 520, Индия -2 478, Канада - 2 366, Польша - 1 760, Бразилия - 1 731, Югославия - 1 543 (в тыс. рег. т).

Самыми многочисленными были группы судов, предназначенные для перевозки генеральных (22 023 тыс. рег. т) и рыбопромысловых (14 468 тыс. рег. т) грузов. По суммарной вместимости первое место держали танкеры (96 141 475 рег. т), второе - суда для перевозки грузов (71 930 612 рег. т.). За последние 4 года число судов валовой вместимостью 50 000 рег. т и более возросло до 532 ед. (было 118 ед.), среди них танкеры - 406 ед. (было 108 ед.), балккэриеры - 121 ед.

С постройкой новых судов увеличивалась валовая вместимость мирового торгового флота. Значительное пополнение флота отмечалось у Либерии (5 256 тыс. рег. т), Японии (3 506), Норвегии (2 373) и Греции (2 114 тыс. рег. т).

По возрасту наибольший удельный вес приходился на суда до четырех лет эксплуатации (43 213 ед., 91 750 302 рег. т), а по типу двигателя - на теплоходы (47 691 ед., 159 684 504 рег. т), из которых 803 ед. имели дизель-электрическую установку, а паротрубную установку имели 7 350 ед. (87 518 130 рег. т), в том числе 267 ед. (3 308 883 рег. т) -турбоэлектрическую установку, 3 910 ед. (8 950 241 рег. т) - паровую машину, из которых 320 ед. (1 138 252 рег. т) были с поршневой машиной и турбиной низкого давления (ТНД).

Танкерный флот имел валовую вместимость 96 141 тыс. рег. т, увеличение на 10 002 тыс. рег. т, 36,9% валовой вместимости всего торгового флота (1970 г. - 37,9%).

В это время наибольший танкерный флот имели Либерия - 22 313 тыс. рег. т, Англия -10 723, Норвегия - 10 277, Греция - 4 645, США - 4 645, Франция - 3 935, Панама - 3 244, Италия - 3 027, Голландия - 2 003, ФРГ - 1 848, Испания - 1 724, Швеция - 1 562, Дания -1 490 и Финляндия - 702, тыс. рег. т. Наибольшее пополнение произошло у флотов Либерии (+2 981), Японии (+1 495), Норвегии (+1 420) и Англии (+1 399), тыс. рег. т.

Наиболее многочисленные группы - танкеры со сроком эксплуатации до 4 лет (1 271 ед., 37 956 911 рег. т), 5-6 лет (1 282 ед., 23 476 964 рег. т) и 10-14 лет (1 785 ед., 18 977 137 рег. т).

Балккэриеров и комбинированных судов насчитывалось 2 760 ед. (58 797 тыс. рег. т), они составляли 21,8% валовой вместимости торгового флота.

Наибольшим количеством судов этого типа обладали Либерия (12 139), Япония (9 646), Норвегия (7 673), Англия (4 343), Греция (2 680), Италия (2 455), США (1 981), ФРГ (1 768), Швеция (1 657) и Канада (1 256), тыс. рег. т.

В этом году наибольшее пополнение получили флот Либерии (+1 961) и Японии (+1 761), тыс. рег. т.

По срокам эксплуатации преобладали суда до 4 лет (1 156 ед., 29 052 079 рег. т).

Контейнеровозов насчитывалось 231 ед. вместимостью 2 780 681 рег. т.

Наибольшим их количеством обладали Либерия (79 858), Япония (353 690), Англия (627 448), Норвегия (691 133), США (1 067 468), ФРГ (326 030) и Франция (26 437), тыс. рег. т.

Судов для перевозки генеральных грузов насчитывалось, включая грузопассажирские, 22 023 ед. (71 930 612 рег. т): Либерия (3 582 246 тыс. рег. т), Япония (5 244 082), ФРГ (4 258 840), Италия (1 444 572), Франция (1 614 561) и Панама (1 947 699 тыс. рег. т).

Газовозов насчитывалось 327 ед. валовой вместимостью 1 622 171 рег. т. Между ведущими странами они распределялись следующим образом: Либерия - 200 994, Япония -415 160, Англия - 145 017, Норвегия - 200 753, США - 15 134, Греция - 12 131, ФРГ - 8 567, Италия - 125 663, Франция - 109 169 и Панама - 147 805, рег. т.

Рыбопромысловый флот насчитывал 14 468 ед. валовой вместимостью 9 036 558 рег. т.: Япония (1 082 835), Испания (435 771), Франция (193 651), Норвегия (194 553), США (170 394), ФРГ (134 258), Канада (124 494) и Италия (85 185), рег. т.

1972 г. Общая валовая вместимость судов мирового торгового флота составляла 268 340 тыс. рег. т, что превышало показатель 1971 г. на 21 137 тыс. рег. т. В тройку ведущих стран входили Либерия - 44 444, Япония - 34 929 и Англия - 28 625 тыс. рег. т.

Наиболее многочисленной была группа судов для перевозки генеральных грузов: первое место здесь занимали танкеры - 105 128 937 рег. т, за ними следовали суда для перевозки генеральных грузов - 70 590 752 рег. т.

Число судов валовой вместимостью 100 тыс. рег. т. составляло более 230 ед., из них 228 танкеров и 11 судов предназначались для перевозки комбинированных грузов (в 1968 г. таких судов было 12, в 1969 г. - 51, в 1970 г. - 98 и в 1971 г. - 164 ед.).

Наибольшее пополнение в этом году получили флоты Либерии - 5 892, Японии - 4 420 и Греции - 2 263 тыс. рег. т.

В зависимости от типа главного двигателя преобладали теплоходы (50 582 ед. общей валовой вместимостью 173 365 978 рег. т), среди которых основная часть приходилась на суда с дизель-электрической установкой. Судов с паротрубной установкой насчитывалось

6 799 ед. общей валовой вместимостью 94 974 167 рег. т. Среди них были 250 пароходов (3 152 007 рег. т), оборудованных турбоэлектрическими установками, и 3 463 судна (7 198 298 рег. т) с паровой поршневой машиной (278 ед. общей валовой вместимостью 1 005 710 рег. т с паровой машиной и турбиной низкого давления ТНД).

Валовая вместимость судов танкерного флота в 1972 г. возросла по сравнению с 1971 г. на 8 988 тыс. рег. т, составив 105 129 тыс. рег. т (33,2% валовой вместимости всего торгового флота).

Наибольшим танкерным флотом обладали Либерия - 25 501 тыс. рег. т, Англия - 13 671 и Япония - 12 717, тыс. рег. т. Наибольшее пополнение по этой позиции было зафиксировано у Либерии - 3 188, Японии - 1 991 и Панамы - 735 тыс. рег. т. По сроку эксплуатации среди судов танкерного флота преобладали: до 4 лет, 5-9 лет и 10-14 лет.

Балккэриеры и комбинированные суда имели общую валовую вместимость 63 487 905 рег. т (23,7% валовой вместимости всего торгового флота (1970 г. - 20,5 и 1971 г. - 21,8%). Для комбинированных судов этот показатель составил 15 073 353 рег. т. Первые три места в этой группе судов принадлежали Либерии - 14 449, Японии - 11 708 и Норвегии - 8 919 тыс. рег. т., при этом наибольшее пополнение было у первых двух стран. Наибольшее количество судов (1 195 ед.) имело срок эксплуатации до четырех лет.

Валовая вместимость судов для перевозки генеральных грузов отдельных стран составляла: Либерия - 3 903 тыс. рег. т, Япония - 6 773, Англия - 5 970, Норвегия - 2 392, Греция - 5 848, США - 5 767, ФРГ - 3 672, Италия - 1 307, Панама - 2 412 и Франция -1 459, тыс. т.

Большая часть контейнерных судов имела срок эксплуатации менее четырех лет: 222 контейнеровоза общей валовой вместимостью 3 342 979 рег. т из 312 ед. валовой вместимостью 4 309 530 рег. т. Подобные суда имели США (28 ед., 1 148 188 рег. т), Англия (75 ед., 1 122 791 рег. т), Япония (27 ед., 711 687 рег. т) и ФРГ (57 ед., 521 989 рег. т), т.е. их количество резко возросло.

Газовозов насчитывалось 349 ед. валовой вместимостью 1 882 145 рег. т: Либерия -207 087 рег. т, Япония - 418 968, Англия - 294 351, Норвегия - 262 464, Греция - 6 539, США - 15 134, ФРГ - 17 924, Италия - 129 234, Панама - 145 102 и Франция - 107 520 рег. т.

По общей валовой вместимости рыбопромыслового флота (тыс. рег. т) первые три места занимали Япония - 1 172, Испания - 442 и Польша - 254, сюда включены промысловые и рыбоперерабатывающие суда и транспортные рефрижераторы.

1973 г. Общая валовая вместимость судов мирового торгового флота составила 289 927 тыс. рег. т, на 21 587 тыс. больше, чем в 1972 г. В тройку первых стран по этой позиции входили Либерия - 49 905, Япония - 36 785 и Англия - 30 160 тыс. рег. т. Наиболее многочисленную группу составили суда для перевозки генеральных грузов (21 389 тыс. рег. т): танкеры - 115 365 200 рег. т, суда для генеральных грузов - 69 505 903 рег. т.

Суда валовой вместимостью 100 тыс. рег. т и более насчитывали 239 ед. (1970 г. - 98 и 1971 г. - 164 ед.), свыше 140 тыс. рег. т - 29 ед., включая 5 комбинированных судов. Наиболее значительное пополнение флота по этой позиции отмечалось у Либерии - 5 461 тыс. рег. т, Греции - 3 966, Японии - 1 856, Панамы - 1 775 и Англии - 1 535, тыс. рег. т.

По валовой вместимости лидировали суда до четырех лет эксплуатации (13 485 ед., 70 280 345 рег. т).

По количеству и валовой вместимости (в зависимости от типа главной силовой установки) наибольшее число приходилось на теплоходы (53 124 ед., 186 356 693 рег. т),

среди которых с дизель-электрической установкой было 873 ед. (2 014 300 рег. т). Пароходы (6 482 ед., 103 569 993 рег. т) занимали второе место. С турбинной установкой 234 ед. (2 984 468 рег. т) были оборудованы турбоэлектрической установкой, 3 186 ед. (6 020 122 рег. т) - паровой поршневой машиной. Из последних 259 ед. (930 732 рег. т) имели поршневую машину и ТНД.

Танкерный флот по валовой вместимости составил 115 365 тыс. рег. т (39,8% всего торгового флота), увеличившись на 10 236 тыс. рег. т.

Наибольшим флотом обладали Либерия - 29 364, Япония - 14 193, Англия - 14 107, Норвегия - 11 163 и Греция - 6 448, тыс. рег. т, прирост вместимости составил соответственно 3 863, 1 476, 436, 482 и 1 243 тыс. рег. т.

Наибольшее количество танкеров имело срок эксплуатации до 4 лет (1 369 ед., 48 701 039 рег. т), 5-9 лет (1 333 ед., 27 319 873 рег. т) и 10-14 лет (1 593 ед., 18 433 293 рег. т).

Балккэриеры и комбинированные суда представлялись 3 303 ед. общей валовой вместимостью 72 648 374 рег. т (25,1% вместимости всего торгового флота). На комбинированные суда приходилось 349 ед. общей валовой вместимостью 19 538 746 рег. т. Балккэриеры и комбинированные суда преобладали у Либерии - 16 401, Японии - 12 583, Норвегии - 8 618, Англии - 6 981 и Греции - 5 813 тыс. рег. т. За прошедший год прирост или уменьшение составили соответственно 1 952, 874, -301, 1 378 и 2 137, тыс. рег. т.

Суда со сроком эксплуатации до четырех лет составили 1 170 ед. (34 932 851 рег. т).

Вместимость судов для генеральных грузов составляла, включая грузопассажирские суда: Либерия - 3 523, Япония - 5 731, Англия - 5 232, Норвегия - 2 215, Греция - 6 337, США - 4 741, Панама - 3 182, Италия - 1 279, Франция - 1 420 и ФРГ - 2 978 тыс. рег. т.

Контейнерный флот в этом году, как и в предшествующих, развивался интенсивно. Из 394 ед. (5 898 763 рег. т) срок эксплуатации менее четырех лет имели 260 ед. (4 469 767 рег. т). Они принадлежали 24 странам: наибольшее количество у США (104 ед.), Англии (92), Японии (37) и ФРГ (48 ед.). Валовая вместимость судов составила соответственно 1 724 (+579), 1 345 (+222), 951 (+239) и 614 (+92) тыс. рег. т (в скобках, здесь и далее приведены значения прироста вместимости за прошедший год в тыс. рег. т).

Газовозов насчитывалось 374 ед. валовой вместимостью 2 276 080 рег. т, распределение между основными странами следующее: Либерия - 194 707, Япония - 431 034, Англия -533 044, Норвегия - 285 912, Греция - 6 936, США - 15 134, Панама - 226 263, Италия -133 027, Франция - 126 320 и ФРГ - 19 303, рег. т.

Наибольшим рыбопромысловым флотом обладали Япония - 1 207 (+35), Испания - 471 (+29), США - 355 (+105), Польша - 268 (+14) и Англия - 246 (+4), тыс. рег. т.

1974 г. Общая валовая вместимость судов мирового торгового флота составила 211 323 тыс. рег. т, что на 21 396 тыс. рег. т превышало показатели 1973 г. (за 1970-1980 гг. -увеличение более чем в 20 раз). Наибольшим флотом обладали Либерия - 55 322 (+5 417), Япония - 38 708 (+1 923), Англия - 31 566 (+1 405), Норвегия - 24 853 (+1 232) и Греция -21 759 (+2 464), тыс. рег. т.

Наиболее многочисленными оставались суда для перевозки генеральных грузов - 21 139 ед. По суммарной вместимости лидировали танкеры - 129 491 446 рег. т и суда для перевозки генеральных грузов - 68 674 377 рег. т.

Распределение судов по валовой вместимости было следующим: 100 тыс. рег. т и более -419 ед., из которых 39 ед. имели вместимость свыше 140 тыс. рег. т.

Наибольшее пополнение флота получили Либерия - 5 417, Греция - 2 464, Япония -1 923, Панама - 1 434, Англия - 1 406 и Норвегия - 1 232, тыс. рег. т.

За последнее десятилетие в мире было построено судов более 63% общей валовой вместимости (в Японии - 85, Норвегии - 81, ФРГ - 81, Швеции - 80, Дании - 70 и Испании -74, %). По срокам эксплуатации суда составляли: до 4 лет - 13 070 ед. (118 868 430 рег. т) и 5-9 лет - 14 335 ед. (78 732 469 рег. т).

Больший удельный вес по количеству и суммарной валовой вместимости приходилось на теплоходы - 55 070 ед. (198 291 480 рег. т), среди которых 890 ед. (20 931 121 рег. т) были оборудованы дизель-электрической установкой. Пароходы составляли 6 124 ед. (113 031 146 рег. т). Среди судов с турбинной установкой 224 ед. (2 885 811 рег. т) были с турбоэлектрической установкой, 2 920 ед. (5 361 661 рег. т) - с паровой поршневой машиной, из них 211 ед. (789 068 рег. т) - с поршневой машиной и ТНД.

Танкерный флот имел валовую вместимость 129 491 тыс. рег. т и увеличился на 14 126 тыс. рег. т. Наибольший флот был у Либерии - 33 750 (+4 386), Японии - 16 012 (+1 819), Англии - 15 203 (+1 090), Норвегии - 12 203 (+1 040) и Греции - 7 500 (+1 112), тыс. рег. т, а самое большое пополнение получили флоты Либерии, Японии, Греции, Англии и Норвегии.

Суда со сроком эксплуатации до 4 лет составили 1 333 ед., 5-9 лет - 1 412 ед. и 10-14 лет - 1 499 ед.

Балккэриеры и комбинированные суда насчитывали 3 491 ед. (79 437 972 рег. т - 25,5% валовой вместимости всего торгового флота). Наибольшим таким флотом обладали Либерия - 17 459 (+1 058), Япония - 12 595 (+12), Норвегия - 9 138 (+520), Англия - 7 565 (+580) и Греция - 7 127 (+1 314), тыс. рег. т. Основное пополнение получили Греция, Либерия, Англия и Норвегия.

По этой позиции преобладали суда со сроком эксплуатации до четырех лет - 1 177 ед. (37 343 029 рег. т).

Валовая вместимость судов для генеральных грузов составляла (с учетом грузопассажирских судов): Либерия - 3 403, Япония - 5 443, Англия - 5 025, Норвегия - 1 969, Греция - 6 361, США - 3 918, Панама - 3 712, Италия - 1 148, Франция - 1 319 и ФРГ - 2 652, тыс. рег. т.

Контейнерный флот несколько увеличился численно и по валовой вместимости. Из 412 ед. (6 294 569 рег. т) 238 судов (4 392 997 рег. т) имели срок эксплуатации до четырех лет. Такими судами располагали 28 стран (в 1973 г. - 24 страны), среди которых были США (110 ед.), Англия (90 ед.), Япония (42 ед.) и ФРГ (48 ед.).

Наибольшим флотом контейнеровозов обладали США - 1 871 (147), Англия - 1 352 (77), Япония - 1 026 (+75), ФРГ - 626 (+12) и Либерия - 209 (+62), тыс. рег. т.

Газовозов насчитывалось 399 ед. валовой вместимостью 2 414 843 рег. т: Либерия -209 364, Япония - 493 430, Англия - 492 291, Норвегия - 289 668, Греция - 9 057, США -15 134, Панама - 262 948, Италия - 145 094, Франция - 164 309 и ФРГ 209 011, рег. т.

В рыбопромысловом флоте насчитывалось 17 955 ед. валовой вместимостью 10 683 058 рег. т, из которых до 500 рег. т было 14 339 ед. (3 172 320 рег. т). Более 4 000 рег. т имелось 303 судна (2 823 810 рег. т). Наибольшим флотом обладала Япония - 1 256 (+49), Испания -510 (+39), США - 358 (+3), Польша - 271 (+3) и Англия - 243 (-3), тыс. рег. т.

1975 г. Общая валовая вместимость судов торгового флота составила 342 162 тыс. рег. т, превысив этот показатель 1974 г. на 30 839 тыс. рег. т, а 1966 г. - в 2 раза.

Наибольшим торговым флотом обладали Либерия - 650 820 (+10 498), Япония - 39 740 (+1 032), Англия - 33 137 (+1 591), Норвегия - 20 154 (+1 301) и Греция - 22 527 (+768), тыс. рег. т.

Самые многочисленные в этой позиции - суда для перевозки генеральных грузов (21 353 ед.): танкеры - 150 057 269 рег. т, суда для перевозки генеральных грузов -70 398 753 рег. т.

Продолжался рост удельного веса крупнотоннажных судов: вместимость 100-140 тыс. рег. т была показателем для 479 ед. (дедвейт 200-275 тыс. т). В 1971 г. эта цифра равнялась 164 ед., 1972 г. - 239, 1973 г. - 322 и 1974 г. - 419 ед. Наибольшее пополнение флота наблюдали у Либерии - 10 498, Панамы - 2 664, Франции - 1 911, Англии - 1 391, Норвегии

- 1 301 и Швеции - 1 259, тыс. рег. т.

Более 64% (в 1974 г. - 63%) валовой вместимости флота приходилось на суда, построенные за последние 10 лет. Для Японии - до 84, Швеции - 83, Норвегии - 82, ФРГ -80, Франции - 76, Дании и Испании - 75%. Судов со сроком эксплуатации до четырех лет насчитывалось 13 225 ед. (132 964 038 рег. т) и 5-9 лет - 14 877 ед. (86 757 327 рег. т).

Большая часть судов по удельному весу, количественно и по валовой вместимости приходилась на теплоходы (57 767 ед., 215 978 567 рег. т), из которых 923 ед. (2 232 759 рег. т) имели дизель-электрические силовые установки. Пароходы (5 957 ед.) имели общую валовую вместимость 126 183 796 рег. т, из них с турбинной установкой - 211 судов (2 724 769 рег. т) имели турбоэлектрическую систему; 2 761 судно (4 741 670 рег. т) было оборудовано поршневой машиной (из них 192 ед. (73 676 рег. т) имели поршневую машину с ТНД).

Танкерный флот имел общую валовую вместимость 150 057 тыс. рег. т (43,9% всего торгового флота), что на 20 566 тыс. рег. т превысило показатель 1974 г. Наибольший флот имели Либерия - 41 584 (7 834), Япония - 17 520 (+1 508), Англия - 15 096 (+893), Норвегия

- 13 387 (+1 184) и Греция - 8 295 (+735), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение получили Либерия, Франция, Англия, Швеция и Польша.

Основную группу среди танкеров составили суда со сроком эксплуатации до 4 лет -1 462 ед., (68 098 185 рег. т), 5-9 лет - 1 383 ед. (34 995 886 рег. т) и 10-14 лет - 1 469 ед. (20 619 437 рег. т).

Балккэриеры и комбинированные суда насчитывали 3 711 ед. (85 547 609 рег. т, 25% валовой вместимости флота), из них комбинированные суда - 403 ед. (23 715 812 рег. т). Наибольшей валовой вместимостью обладали Либерия - 19 676 (+2 217), Япония - 12 401 (194), Норвегия - 9 215 (+77), Англия - 8 108 (+543) и Греция - 7 172 (+45), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение флота получили Либерия, Норвегия, Англия и Италия (+417).

Основное число судов имело срок эксплуатации до четырех лет (1 220 ед., 38 603 115 рег. т).

Вместимость судов для генеральных грузов составила (включая грузопассажирские суда): Либерия - 3 611, Япония - 4 913, Англия - 4 886, Норвегия - 1 867, Греция - 6 303, США - 3 843, Панама - 4 739, Франция - 1 389, Италия - 1 135 и ФРГ - 2 448, тыс. рег. т.

Контейнерный флот численно практически не изменился (419 ед., 6 244 213 рег. т). Со сроком эксплуатации до четырех лет было 198 ед. (3 848 985 рег. т). Такими судами обладали 28 стран (например, США - 103 ед., Англия - 91, Япония - 45, ФРГ - 41 и Либерия - 23, ед.). По валовой вместимости у США суда составляли 1 750 (-121), Англии - 1 347 (-5), Японии -1 086 (+60), ФРГ - 638 (+12) и Либерии - 226 (+15), тыс. рег. т.

Газовозов насчитывалось 421 ед. валовой вместимостью 2 998 953 рег. т. Распределение между ведущими странами следующее: Либерия - 403 958, Япония - 583 450, Англия -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

702 917, Норвегия - 359 668, Греция - 17 255, США - 15 134, Панама - 215 685, Франция -241 050, Италия - 148 088 и ФРГ - 22 476, тыс. рег. т.

Наибольшим рыбопромысловым флотом обладали Япония - 1 217 (-39), Испания - 550 (+40), США - 398 (+40), Польша - 282 (+11) и Англия - 238 (-7), тыс. рег. т.

1976 г. Общая валовая вместимость судов торгового флота составила 372 000 тыс. рег. т, превысив 1975 г. на 29 838 тыс. рег. т. Наибольший показатель у Либерии - 73 477 (+7 657), Японии - 41 663 (+1 924), Англии - 32 923 (-234), Норвегии - 27 944 (+1 790) и Греции -25 035 (2 507), тыс. рег. т.

Самой многочисленной группой оставались танкеры и суда для перевозки генеральных грузов - 21 700 ед. Среди них лидировали танкеры - 168 160 516 рег. т, за которыми следовали суда для перевозки генеральных грузов - 73 607 824 рег. т.

В этом году произошел рост удельного веса крупнотоннажных судов: валовая вместимость 100-140 тыс. рег. т - 544 ед. и свыше 140 тыс. рег. т - 96 ед.

Наибольшее пополнение флота наблюдали у Греции (+2 507), Панамы (+1 964), Японии (+1 924), Норвегии (+1 790), Сингапура (+1 590) и Индии (+1 225), тыс. рег. т.

Порядка 80% вместимости флота приходилось на суда, построенные за последние 10 лет (Норвегия и Швеция - 83%, Япония - 82, ФРГ - 79, Франция - 73, Англия и Испания - 73%), среди которых суда со сроком эксплуатации до 4 лет составили 13 299 ед. (143 558 598 рег. т) и 5-9 лет - 15 092 ед. (97 144 551 рег. т).

На теплоходы приходилось 60 167 ед. (235 685 031 рег. т), среди них 960 ед. (2 322 936 рег. т) были оборудованы дизель-электрической установкой. Пароходов насчитывалось 5 720 ед. (136 314 895 рег. т): с турбинной установкой - 188 (2 425 426 рег. т), имевших турбоэлектрическую установку - 2 633 ед. (4 378 140 рег. т) с паровой поршневой машиной. Из последних 176 ед. (692 255 рег. т) имели поршневую машину с ТНД.

Танкерный флот увеличился на 8 103 тыс. рег. т и составлял 168 161 тыс. рег. т - 45,2% всей его валовой вместимости. Наибольшие показатели: Либерия - 47 253 (+5 669), Япония -19 046 (+1 526), Англия - 16 147 (+54), Норвегия - 14 891 (+1 504) и Греция - 8 910 (+615), тыс. рег. т. Наибольший прирост вместимости имели Либерия, Япония и Норвегия. Среди этой группы судов со сроком эксплуатации до 4 лет насчитывалось 1 540 ед. (80 445 858 рег. т) и 5-9 лет - 1 448 ед. (39 577 395 рег. т).

Балккэриеры и комбинированные суда насчитывали 3 513 ед. (65 714 290 рег. т) - 24,7% валовой вместимости всего торгового флота, среди них 419 ед. (25 023 290 рег. т) -комбинированные. Наибольшую вместимость этих судов имели Либерия - 21 105 (+1 429), Япония - 12 922 (+321), Норвегия - 9 466 (+251), Греция - 8 359 (+1 187) и Англия - 8 236 (+128), тыс. рег. т. Наибольший прирост вместимости наблюдался у Либерии и Греции. Со сроком эксплуатации до четырех лет было 1 206 ед. (27 264 588 рег. т).

Валовая вместимость судов для генеральных грузов (с учетом грузопассажирских судов) составила: Либерия - 3 725, Япония - 4 637, Англия - 4 457, Норвегия - 1 713, Греция -6 981, Панама - 5 463, США - 1 340, Франция - 1 484, Италия - 1 084 и ФРГ - 2553, тыс. рег. т.

Контейнеровозы по числу и вместимости несколько увеличились (443 ед., 6 685 382 рег. т). Со сроком эксплуатации до четырех лет насчитывалось 178 ед. (3 675 745 рег. т). В основном они были у США (103 ед.), Англии (87 ед.), Японии (48 ед.), ФРГ (38 ед.) и Либерии (31 ед.). По валовой вместимости лидировали США - 1 763 (+13), Англия - 1 347, Япония - 1 134 (+48), ФРГ - 616 (-22) и Либерия - 323 (+97), тыс. рег. т

Английский газовоз «Greta Kosan»

I

Универсальное судно «ANDESBORG» (Голландия)

Греческий танкер-газовоз «York»

Судно для прокладки кабеля «MAERSK RESPONDER» (Дания)

Испанский балкер «LUNO»

Итальянское судно RoRo «GRANDE BENIN»

Газовозов насчитывалось 433 ед. вместимостью 3 377 066 рег. т, распределение следующее: Либерия - 666 064, Япония - 581 856, Англия - 835 789, Норвегия - 359 275, Греция - 17 434, Панама - 215 665, США - 15 883, Франция - 209 125, Италия - 148 093 и ФРГ - 26 776 рег. т.

По рыбопромысловому флоту лидировали Япония - 1 191 (-26), Испания - 594 (+44), США - 424 (+20), Польша - 320 (+38) и Англия - 231 (-5), тыс. рег. т.

1977 г. Общая валовая вместимость составляла 393 678 тыс. рег. т, увеличение на 21 678 тыс. рег. т. Количество судов возросло на 2 058 ед. и составило 67 945 ед.

Наибольшим флотом обладали Либерия - 79 983 (+6 500), Япония - 40 036 (-1 627), Англия - 31 646 (-1 277), Греция - 29 517 (+4 482), Норвегия - 27 801 (-142), Панама - 19 453 (+3 827), США - 15 300 (+391), Франция - 11 614 (+336), Италия - 11 111 (+34), ФРГ - 9 592 (+328), Швеция - 7 429 (-542), Испания - 7 186 (+1 159) и Сингапур - 6 791 (+1 310), тыс. рег. т.

По типам судов вместимость распределилась следующим образом: танкеры - 174 124 (+5 964), для перевозки генеральных грузов (включая грузопассажирские) - 77 078 (+3 480), балккэриеры - 74 832 (+8 118), комбинированные суда (включая нефтерудовозы) - 26 089 (+1 066), контейнеровозы - 7 543 (+858), газовозы - 4 411 (+1 034), наливные суда для химикалий - 1 755 (+461), суда специального назначения - 26 062 (+1 061), прочие - 1 773 (-384), тыс. рег. т.

Наиболее многочисленную группу составили суда для перевозки генеральных грузов, их число уменьшилось на 25 ед. В то же время на 374 ед. возросло число балккэриеров, а наливных судов для химикалий - на 97 ед., контейнеровозов и газовозов - соответственно на 64 и 60 ед.

Возрос удельный вес крупнотоннажных судов: для 567 ед. вместимость составила 100140 тыс. рег. т, а для 124 ед - более 140 тыс. рег. т. Наиболее существенное пополнение вместимости судов имели Либерия, Греция, Панама, Сингапур и Испания.

При этом около 60% объемов вместимости приходилось на суда, построенные за последние 10 лет (Швеция - 87%, Норвегия и Франция - 81, Япония - 80, Испания - 79, ФРГ и Англия - 78%).

Наибольший удельный вес по вместимости приходился на суда со сроком эксплуатации до 4 лет - 13 582 ед. (147 340 301 рег. т) и 5-9 лет - 15 067 ед. (107 751 116 рег. т), менее 5% - на суда возрастом более 25 лет.

Теплоходы составляли 62 628 ед. (253 578 643 рег. т), из которых 991 ед. (2 464 029 рег. т) с дизель-электрической установкой. Пароходов было 5 317 ед. (140 099 720 рег. т). Среди судов с турбинной установкой - 178 пароходов (2 293 964 рег. т) являлись турбоэлектроходами, 2 405 ед. (3 936 726 рег. т) имели паровую поршневую машину, из них 147 ед. (596 003 рег. т) - паровую машину и ТНД.

Танкерный флот имел вместимость 174 124 тыс. рег. т - 44,2% общей вместимости торгового флота, увеличение на 5 964 тыс. рег. т.

Наибольший танкерный флот имели Либерия - 50 772 (+3 519), Япония - 17 117 (-1 929), Англия - 14 834 (-1 313), Норвегия - 14 401 (490), Греция - 9 725 (+815), Франция - 7 513 (+107), Панама - 7 513 (+107), США - 5 976 (+374), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение получили флот Либерии, Испании и Греции. Основную группу составляли суда со сроком эксплуатации до 4 лет - 159 ед. (82 794 498 рег. т) и 5-9 лет - 1 504 ед. (45 055 714 рег. т).

Балккэриеров и комбинированных судов насчитывалось 4 313 ед. (100 921 626 рег. т -25,6% вместимости флота), из них на комбинированные суда приходилоась 426 ед. (26 089 373 рег. т).

Наибольший флот имели Либерия - 23 243 (+2 138), Япония - 13 478 (+556), Греция -10 580 (+2 221), Норвегия - 9 613 (+147), Англия - 6 260 (+24), Панама - 4 289 (+1 070), Италия - 3 987 (+136), Индия - 2 341 (+296), Швеция - 2 225 (-504), ФРГ - 2 152 (-112), США - 1 841 (+28), Франция - 1 631 (+304), Канада - 1 619 (+162) и Сингапур - 1 298 (+25б), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение флота отмечено у Греции, Либерии и Панамы. По срокам эксплуатации большинство судов было до четырех лет - 1 470 ед. (48 069 240 рег. т) и 5-9 лет - 1 449 ед. (45 606 084 рег. т).

Суда для перевозки генеральных грузов имели вместимость, с учетом грузопассажирских, 77 088 000 рег. т, что составляло 19,6% общей вместимости торгового флота (увеличение - на 3 480 тыс. рег. т).

Наибольшей вместимостью флота обладали Греция - 8 523 (+1 542), Панама - 7 208 (+1 745), Япония - 4 520 (-117), Англия - 4 228 (-229), Либерия - 3 951 (+226), США - 3 664 (-76) и ФРГ - 2 653 (+100), тыс. рег. т. Значительное пополнение флота получили Панама и Греция.

Контейнеровозов насчитывалось 507 ед. (7 543 242 рег. т), со сроком эксплуатации до 4 лет - 175 ед. (2 993 190 рег. т) и 5-9 лет - 228 ед. (3 496 225 рег. т). Судами владели: США -98 ед. (1 712, -51), Англия - 89 ед. (1 471, +124), Япония - 52 ед. (1 262, +128), ФРГ - 48 ед. (708, +92), Либерия - 32 ед. (299, -24), Дания - 424 (+55) и Франция - 253 (+69), тыс. рег. т; всего 32 страны.

Газовозов насчитывалось 493 ед. (4 410 727 рег. т), увеличение числа судов на 60 ед. (1 034 тыс. рег. т). Наибольшим флотом обладали Либерия (для которой в этом году отмечено самое большое пополнение) - 1 096 (+430), Англия - 873 (+37), Япония - 603 (+21), Норвегия - 441 (+32), Панама - 305 (+90) и Франция - 211 (+2), тыс. рег. т.

Рыбопромысловых судов насчитывалось 19 940 ед. (12 162 035 рег. т), из которых вместимость до 500 рег. т имели 15 849 ед. (3 509 005 рег. т); 344 судна имели вместимость более 4000 рег. т, что в целом составило 3 165 841 рег. т.

Наибольший флот имели, с учетом промысловых, перерабатывающих и транспортных судов: Япония - 1 159 (-32), Испания - 594, США - 435 (+11), Польша - 353 (+33), Южная Корея - 294 (+15), Норвегия - 223 (+5), Англия - 198 (-33) и Франция - 196 (-12), тыс. рег. т.

За этот год значительно возросло число буксиров (на 873 ед.), научно-исследовательских судов (на 37 ед.) и уменьшилось число судов с горизонтальной грузообработкой (на 52 ед).

1978 г. Общая валовая вместимость мирового торгового флота составляла 406 002 тыс. рег. т, что превысило показатель 1977 г. на 12 324 тыс. рег. т, количество судов достигло 69 020 ед., превысив предыдущий год на 1 075 ед.

Наибольшим флотом обладали Либерия - 80 191 (+208), Япония - 39 182 (-854), Греция - 33 956 (+4 439), Англия - 30 897 (-750) и Норвегия - 25 128 (-1 673), тыс. рег. т. По группам суда распределились следующим образом: танкеры - 175 035 (+911), балккэриеры -80 173 (+5 340), для перевозки генеральных грузов - 79 675 (+2 587), комбинированные -25 372 (+283), контейнеровозы - 8 674 (+1 131), газовозы - 5 530 (+1 119), наливные для химикалий - 1 930 (+175), специального назначения - 26 238 (+176) и прочие - 2 376 (+603), тыс. рег. т.

Наиболее многочисленная группа - суда для перевозки генеральных грузов, число которых за год увеличилось на 320 ед., а судов с горизонтальной грузообработкой - на 45 ед., наливных для химикалий - на 35 ед., газовозов - на 43 ед. и контейнеровозов - на 24 ед. А вот число танкеров и грузопассажирских несколько уменьшилось.

Удельный вес крупнотоннажных судов вырос: вместимость 100-140 тыс. рег. т - 572 ед.; более 140 тыс. рег. т - 130 ед.

Наибольшее пополнение получили флоты Греции и Панамы (+1 290 тыс. рег. т), уменьшились - Норвегии, Швеции, Японии, Англии, Кипра, Голландии и Португалии.

Около 64% валовой вместимости приходилось на суда, построенные за последние 10 лет (1977 и 1976 гг. - 65%, 1975 г. - 64 и 1974 г. - 63%): Швеция - 90%, Франция - 83, Норвегия - 82, Япония - 80, Испания - 79, Дания и Англия - 78%. На суда до 4 лет эксплуатации приходилось 13 260 ед. (139 300 340 рег. т) и 5-9 лет - 15 221 ед. (121 022 996 рег. т). На суда возрастом 25 лет приходилось менее 5% валовой вместимости.

Теплоходы составляли 64 159 ед. (267 198 810 рег. т), среди них 1 000 ед. (2 599 165 рег. т) имели дизель-электрические установки. Пароходов насчитывалось 1 891 ед. (138 803 169 рег. т): с турбинными установками - 152 ед. (1 959 106 рег. т). Турбоходами являлись 2 171 ед. (3 458 000 рег. т), они имели паровую поршневую машину, 128 ед. из них - поршневую машину с ТНД.

Танкерный флот имел валовую вместимость 175 035 тыс. рег. т, увеличение на 911 тыс. рег. т, 43,1% всей вместимости торгового флота. Наибольшим он был у Либерии - 49 778 (994), Японии - 15 386 (-721), Англии - 14 731 (-103), Норвегии - 13 894 (-507) и Греции -10 653 (+928), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение получили Греция, Испания и США, уменьшился флот Либерии, Японии, Швеции и Норвегии.

По срокам эксплуатации в составе флота было 1 559 ед. до 4 лет (75 580 175 рег. т) и 1 500 ед. - до 5-9 лет (53 515 072 рег. т).

Балккэриеров и комбинированных судов насчитывали 4 557 ед. (106 544 622 рег. т), 26,2% валовой вместимости всего флота, комбинированных судов - 427 ед. (26 371 801 рег. т).

Наибольшим такой флот был у Либерии - 24 114 (+871), Японии - 13 431 (-47), Греции -12 960 (+2 380), Норвегии - 8 381 (-1 232) и Англии - 7 850 (-410), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение имели Греция, Либерия и Панама, а уменьшение - Норвегия.

Со сроком эксплуатации до 4 лет было 1 470 ед. (41 715 008 рег. т) и 5-9 лет - 1 407 ед. (51 022 078 рег. т).

Для перевозки генеральных грузов валовая вместимость судов составляла 79 674 071 рег. т, (19,2% валовой вместимости торгового флота) и увеличилась на 2 587 тыс. рег. т.

Наибольшим флотом обладали Греция - 9 589 (+1 066), Панама - 7 704 (+566), Япония -4 341 (-179), Либерия - 3 839 (-112) и Англия - 3 774 (-454), тыс. рег. т. Значительно пополнился флот Греции и Панамы, а вот флот Англии уменьшился.

Контейнеровозов насчитывали 531 ед. (8 674 055 рег. т), срок эксплуатации до 4 лет имели 170 ед. (2 891 799 рег. т) и 5-9 лет - 239 ед. (4 476 892 рег. т). В основном суда были у Англии (98 ед.), США (97 ед.), Японии (53 ед.) и ФРГ (38 ед.), всего у 32 стран. По валовой вместимости преобладали: Англия - 1 801 (+330), США - 1 744 (+32), Япония - 1 312 (+50), ФРГ - 901 (193) и Дания - 466 (+42), тыс. рег. т.

Газовозов насчитывали 536 ед. (5 529 622 рег. т), увеличение на 43 ед. (1 119 тыс. рег. т). Наибольшим флотом обладали Либерия - 1 389 (+293), Англия - 933 (+60), Япония - 607 (+4), Норвегия - 603 (+162), Франция - 358 (+140) и Панама - 317 (+12), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение имело место у Либерии, Норвегии и Франции.

Рыбопромысловый флот насчитывал 19 969 судов (12 198 487 рег. т), из которых до 200 рег. т было 18 437 ед. (5 734 287 рег. т). Более 2 000 рег. т имели 1 532 судна (6 464 200 рег. т). Наибольшим флотом обладали Япония - 1 092 (-67), Испания - 590 (-4), США - 433 (2), Польша - 361 (+8) и Южная Корея - 303 (+9), тыс. рег. т Франция и Англия имело соответственно 185 (-11) и 182 (-16), тыс. рег. т.

В этот год наблюдался существенной прирост судов с горизонтальной грузообработкой -159 ед. вместо 114 предыдущего года.

Из-за аварий в 1978 г. вышло из строя 473 судна (1 711 тыс. рег. т) и сдали на слом 1 078 судов (10 070 тыс. рег. т), что превышало показатели за время регистрации.

1979 г. Общая валовая вместимость флота составила 413 021 тыс. рег. т, возросла на 7 019 тыс. рег. т. Количество судов составило 71 029 ед. и увеличилось на 2 109 ед.

Наибольшим флотом обладали: Либерия - 81 528 (+1 337), Япония - 39 993 (+811), Греция - 37 353 (+3 397), Англия - 27 951 (-2 945) и Норвегия - 22 349 (-3 779), тыс. рег. т. На танкеры приходилось 174 213 (-822) - 42,2%, балккэриеры - 81 827 (+1 655) - 19,8%, для перевозки сжиженных газов - 6 676 (+1 147) - 1,5%, для перевозки генеральных грузов -81 678 (+2 003) - 19,5%, комбинированные суда - 26 496 (+124) - 6,4%, контейнеровозы -9 996 (+13,22) - 2,4%, наливные суда для химикалиев - 2 079 (+149) - 0,5%, суда специального назначения - 27 224 (+986) - 6,6% и прочие суда - 2 832 (+456), тыс. рег. т, или 6,7% общей валовой вместимости торгового флота.

Количество судов для перевозки генеральных грузов составило 22 407 (+406), для рыбопромыслового флота произошло увеличение на 439 ед., буксиров - на 248, паромов и пассажирских - на 192, балккэриеров - на 78, наливных для химикалиев - на 69, танкеров -на 68, контейнеровозов - на 63, танкеров - на 68, газовозов - на 44, с горизонтальным способом грузообработки - на 28, ед. В то же время на 30 ед. уменьшилось пассажирских судов. Возросло число крупнотоннажных судов: 100-140 тыс. рег. т - 573 ед. и свыше 140 тыс. рег. т - 142 ед.

Наибольшее пополнение флота произошло у Греции, пополнился флот Панамы, США, Либерии и ряда других стран, уменьшился - у Норвегии, Англии, Швеции и ФРГ.

Около 62% валовой вместимости составляли суда, построенные за предыдущие 10 лет (Швеция и Норвегия - 85%, Франция - 83, Дания и Испания - 78, ФРГ - 77, Япония и Англия - 76%). Наибольший удельный вес валовой вместимости (15 554 ед., 135 467 057 рег. т) составили суда со сроком эксплуатации 5-9 лет. На суда со сроком эксплуатации до 4 лет приходилось 12 996 ед. (121 841 918 рег. т), более 25 лет - 5% валовой вместимости.

Теплоходы составляли 66 522 ед. (276 151 571 рег. т), почти 67% всех судов, среди которых 1 020 ед. (2 681 479 рег. т) были оборудованы дизель-электрической установкой. Пароходов насчитывалось 4 607 ед. (136 869 855 рег. т). Среди судов с турбинной установкой 147 ед. (1 893 075 рег. т) являлись турбоэлектроходами, 2 029 ед. (3 212 191 рег. т) имели паровую поршневую машину, из которых 123 ед. - паровую машину и ТНД.

Танкерный флот имел валовую вместимость 174 213 тыс. рег. т, которая уменьшилась по сравнению с предыдущим годом и составила 42,2% от общей вместимости флота. Наибольшим флот был у Либерии - 50 198 (+420), Японии - 17 215 (+829), Англии - 13 313 (-1 418), Норвегии - 12 284 (-1 610) и Греции - 11 214 (+561), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение наблюдалось у США - 7 597 (+939) тыс. рег. т, Японии и Греции. Заметное уменьшение фота имело место у Норвегии, Англии, Швеции и ФРГ.

Наиболее многочисленными в этой группе были суда со сроком эксплуатации 5-9 лет -1 602 ед. (65 402 823 рег. т) и до 4 лет - 1 434 ед. (59 406 962 рег. т).

Балккэриеров и комбинированных судов насчитывалось 4 638 ед. (108 323 261 рег. т), 26,2 % общей валовой вместимости, комбинированных судов - 430 ед. (26 496 001 рег. т). В основном они были у Либерии - 24 833 (+719), Греции - 14 965 (+2 005), Японии - 12 806 (-625), Англии - 6 628 (-1 222) и Норвегии - 6 081 (-2 300), тыс. рег. т. Наибольшее пополнение имели Греция, Панама - 5 679 (+949), тыс. рег. т и Либерия, уменьшение -Норвегия и Англия. Эти суда имели срок эксплуатации в основном 5-9 лет (1 516 ед., 55 393 769 рег. т) и менее 4 лет (1 305 ед., 35 766 913 рег. т).

Суда для перевозки генеральных грузов имели вместимость 81 677 544 рег. т, увеличение на 2 003 тыс. рег. т, и составили 19,8% общей валовой вместимости флота. В основном суда были у Греции - 10 238 (+649), Панамы - 8 082 (+318), Японии - 4 405 (-64), Либерии - 3 720 (-119), США - 3 432 (-120) и Англии - 3 239 (-535), тыс. рег. т. Заметно пополнился флот Греции и Панамы, уменьшился - Англии.

Контейнерный флот насчитывал 694 ед. (9 995 812 рег. т), из них 229 ед. (4 532 842 рег. т) эксплуатировались 5-9 лет и 812 ед. (3 735 277 рег. т) - до 4 лет. Судами располагали 36 стран: Англия - 1 772 (-28), США - 1 766 (+22), Япония - 1 392 (+80), ФРГ - 1 029 (+128) и Дания - 489 (+23), тыс. рег. т. Значительно пополнили флот Сингапур - 339 (+132) и ФРГ -1 029 (+128), тыс. рег. т.

Газовозов насчитывалось 580 ед. (6 676 456 рег. т), увеличение на 44 ед. (1 147 тыс. рег. т). Суда были у Либерии - 1 462 (+73), Англии - 1 079 (+146), США - 749 (414), Норвегии - 719 (116), Японии - 646 (+9) и Франции - 358, тыс. рег. т. Существенно пополнили флот США, Англия и Норвегия.

Рыбопромысловый флот имел 20 426 ед. (12 443 872 рег. т), из которых 1 555 ед. (6 442 473 рег. т) обладали валовой вместимостью более 2 000 т. Наибольшим флотом располагали Япония - 1 081 (-11), Испания - 569 (-21), США - 464 (+31), Польша - 355 (-6), Южная Корея - 327 (+24) и Норвегия - 243 (+21), тыс. рег. т. Франция, Англия и Румыния имели соответственно 173 (-14), 170 (-12) и 170 (+32), тыс. рег. т.

В 1979 г. из-за аварий из строя вышло 465 судов (2 210 тыс. рег. т), на слом было сдано 926 судов (6 682 тыс. рег. т).

В Советском Союзе 1970-х годов во время Второй мировой войны значительная часть к западу от Волги была оккупирована, а предприятия, в том числе судостроительные на Украине, были взорваны, что задержало развитие флота. Однако страна быстро выходила из тяжелейшего положения и в 1970-е годы по общей валовой вместимости торгового флота заняла шестое место в мире. Поэтому когда СССР был вынужден закупать кормовое зерно в Канаде, доставка его в порты Дальнего Востока осуществлялась на паритетных началах: 50% - на своих судах и 50% - на американских. Такое решение было принято, несмотря на попытки диктата США.

В 1960-е годы Советский Союз успешно пополнял торговый и рыбохозяйственный флот постройкой судов на отечественных судостроительных заводах (серия сухогрузов для Северного морского пути типа «Амгуема», сухогрузы типа «Бежица», «Полтава», «Ленинский комсомол» и др., танкеры типа «Казбек», лесовозы типа «Адимилес» и «Беломорсклес»), поставками из стран экономического взаимодействия (сухогрузы типа «Андижан», «Повенец», «Пула» и др.) и удачными закупками в странах капиталистического мира (сухогрузы типа «Омск»). В этот период флот получил китобазы «Владивосток», «Дальний Восток», «Советская Россия» и «Советская Украина», рыбоконсервную базу «Слава», крабо-консервные заводы типа «Андрей Захаров», плавбазы типа «Спасск», а также «Пятидесятилетие СССР», СРТМ и СТР различных модернизаций, РТМ и РТМС (два

последних были построены крупными сериями в ГДР), БМРТ, тунцеловы, креветколовы, китобойцы, транспортные рефрижераторы и т.д.

В 1960-е же годы в Финляндии была построена серия дизель-электрических ледоколов типа «Москва», обеспечивших продление навигации по Северному морскому пути, а на собственной судостроительной базе был создан первый в мире атомный ледокол «Ленин», обеспечивший круглогодичную навигацию в Западном секторе Арктики.

Более подробные сведения о мировом торговом флоте капиталистических стран см. в [8].

Информацию о судах, спроектированных и построенных в Советском Союзе в этот период, можно получить в многочисленных монографиях и в разделе «Проектирование судов» журнала «Судостроение» [1-7, 9, 10].

Итак, общая валовая вместимость мирового и отдельных государств торгового и рыбопромыслового флота в 1970-х годах непрерывно возрастала, в то же время появлялись новые типы судов.

Получил рассмотрение метод увода судовладельцами судов капиталистических стран под «удобный флаг», как правило, малых стран с благоприятной налоговой системой, позволяющей уходить от налогов в бюджеты государств, в которых проживали судовладельцы.

Соединенные Штаты Америки имели на приколе значительный резерв вместимости торгового флота, который в любой момент мог использоваться по прямому назначению.

Советский Союз по общей валовой вместимости торгового флота занимал пятое-шестое места в мире, чем подтверждалось его признание как мировой морской державы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутома Б.Е. К дальнейшим успехам отечественного промыслового судостроения // Судостроение. 1975. № 7. С. 3.

2. Бутома Б.Е. К новым достижениям советских судостроителей // Судостроение. 1976. № 1. С. 3-4.

3. Евстафьев В.А., Родионов А.А. Создание транспортных судов смешанного и внутреннего плавания // Судостроение. 1977. № 9. С. 3.

4. Егоров М. Судостроение за годы советской власти // Судостроение. 1977. № 11. С. 3-5.

5. Ишков А.А. Советский промысловый флот // Судостроение. 1975. № 7. С. 4-5.

6. Клеба Э. ГДР надежный партнер Советского Союза в развитии судостроения // Судостроение. 1976. № 11. С. 5-8.

7. Силантьев Л.Н. Развитие судостроения и социалистической и экономической интеграции в судостроении // Судостроение. 1976. № 11. С. 3-5.

8. Судостроение. 1972. № 2. С. 26-31; 1973. № 2. С. 68-75; 1974. № 2. С. 71-74; 1975. № 2. С. 5659; 1976. № 3. С. 61-64; 1977. № 2. С. 51-54; 1978. № 3. С. 76-78; 1979. № 3. С. 56-60; 1980. № 2. С. 56-59.

9. Сытов Н.П., Соколов Д. Г. Достижения советского транспортного судостроения // Судостроение. 1975.№ 9. С. 3-4.

10.Шапошников Е.Н. Задачи судостроителей по созданию технических средств для освоения богатств Мирового океана // Судостроение. 1975. № 10. С. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.