Научная статья на тему 'Мировой рынок вооружений и военной техники'

Мировой рынок вооружений и военной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5531
698
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧНЫЕ ВООРУЖЕНИЯ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / МИРОВОЙ РЫНОК / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой рынок вооружений и военной техники»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

2018.03.012. И.Ю. ЖИЛИНА. МИРОВОЙ РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ. (Обзор).

Ключевые слова: обычные вооружения; военная техника; военные расходы; мировой рынок; экспорт; импорт.

В обзоре рассматриваются особенности мирового рынка обычных вооружений1 и тенденции его развития.

Мировой рынок обычных вооружений значительно отличается от других товарных рынков и характеризуется рядом особенностей. По сути, основными игроками на этом рынке являются государства. Они определяют уровень военных расходов, от размера которых зависит объем как жестко контролируемого производства вооружений и военной техники (ВВТ), так и международной торговли, принимают решения, кому и на каких условиях продать или у кого купить ВВТ. При этом государства руководствуются скорее политическими соображениями: все страны - экспортеры ВВТ используют экспорт вооружений для укрепления и расширения сферы своего геополитического влияния (5). В то же время считается, что экспорт ВВТ способствует улучшению состояния торговых балансов стран-экспортеров, сохранению рабочих мест, стимулированию инноваций и повышению конкурентоспособности национальных оборонных компаний.

Однако некоторые аналитики не столь однозначны в оценках влияния экспорта ВВТ на национальные экономики, указывая на ряд связанных с ним скрытых затрат (coûts cachés). В частности, данные о доходах от экспорта ВВТ маскируют альтернативные (вмененные) издержки (coûts d'opportunité), обусловленные большими вложениями государственных средств в национальные оборонные компании для создания их экспортного потенциала, тогда как армию можно обеспечить более дешевым зарубежным оружием; реальные объемы поставок могут значительно отличаться от

1 К обычным вооружениям ООН относит военные корабли, включая подводные лодки; боевые танки; боевые бронированные машины; боевые самолеты и вертолеты; артиллерийские системы большого калибра; ракеты и ракетные пусковые установки, включая переносные зенитно-ракетные комплексы. Обычные виды вооружений. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/peace/disarmament/arms.shtml

официально заявленных; отсутствует информация о размере импорта комплектующих и других ресурсов, необходимых для производства ВВТ; весьма туманны реальные размеры компенсаций, предоставляемых странам-покупателям (6, с. 76-78).

На состояние рынка вооружений, помимо состояния мировой экономики1, большое влияние оказывают количество и масштабы различного рода локальных конфликтов. В целом все страны, имеющие территориальные претензии к соседям, участвующие в межнациональных и религиозных конфликтах, являются потенциальными импортерами оружия. В связи с этим стоит отметить такую специфическую для рынка ВВТ черту, как нелегальные сегменты рынка. Обычно выделяют «серый» и «черный» рынки. На «сером» рынке поставки ВВТ осуществляются с ведома правительственных организаций (либо глав государств), но без какой-либо огласки. По оценкам экспертов, годовые объемы таких соглашений составляют не менее 2 млрд долл. «Черный» рынок, включающий поставки ВВТ в обход существующих запретов и международных соглашений, значительно уступает «серому» и очень приблизительно оценивается в 200-500 млн долл. в год (1).

Расчет показателей, характеризующих открытый рынок ВВТ, также сопряжен с определенными трудностями, обусловленными непрозрачностью международной торговли оружием, использованием различными исследовательскими организациями собственных методик расчета показателей, что приводит к расхождениям в оценках. Так, по данным британской аналитической компании «IHS Markit», анализирующей оборонные бюджеты 105 стран, обеспечивающих около 99% мировых расходов на оборону, в 2018 г. оборонные расходы во всем мире достигнут рекордных 1,67 трлн долл. Предыдущий рекорд в 1,63 трлн долл. был установлен в 2010 г. (2). В то же время Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm international peace research institute, SIPRI)2 уже в

1 Так, в течение последних десяти лет наблюдается корреляция между повышением цены нефти и ростом военных расходов стран - экспортеров нефти. Напротив, падение нефтяных цен вынуждает многие страны-производители сокращать военные расходы (9, с. 12).

2

Б1РК[ предоставляет данные о военных расходах стран и импорте-экспорте вооружений ежегодно, при этом доклады о тенденциях международной торговли оружием традиционно опираются на данные за пятилетний период. Показатели рас-

2016 г. оценивал военные расходы в мире в 1686 млрд долл. (в постоянных ценах 2014 г.) (2,2% мирового ВВП) (9, с. 12).

В силу того, что за продавцами и покупателями ВВТ в конечном итоге стоят государства, к торговле ВВТ не применяются правила Всемирной торговой организации (ВТО) о свободе торговли. На рынке работает небольшое количество компаний, уполномоченных государственными органами, они жестко конкурируют между собой на уровне издержек, цен, торговых рисков, связанных с развитием глобального рынка. На практике входные барьеры на рынок очень высоки, для него в целом характерна тенденция к росту олигополизации, хотя она и тормозится национальным протекционизмом. При этом на рынке ВВТ контрагенты обычно поддерживают относительно длительные связи, что объясняется необходимостью тесного взаимодействия в течение всего жизненного цикла продуктов, привязкой торговых отношений к планам военного строительства (6, с. 69; 1).

Параллельно крупные мультинациональные компании (МНК) придерживаются стратегий, характерных для секторов, производящих высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Они создают филиалы или совместные предприятия за границей для более глубокого внедрения на некоторые рынки и установления партнерских отношений с конкурентами в условиях роста постоянных производственных затрат, связанных с ускорением технологического прогресса. Таким образом, развитие военной промышленности на мировом уровне (как и многих других секторов в условиях глобализации) определяется сочетанием конкуренции и сотрудничества.

Мировой экспорт ВВТ постоянно рос с 1950-х до середины 1980-х годов (его объем увеличился почти в 3 раза за 1955-1985 гг.). Снижение экспорта ВВТ, начавшееся в середине 1980-х годов, ускорилось с окончанием холодной войны и распадом СССР. Небольшой рост мирового экспорта ВВТ в 1990-е годы не привел к разрыву понижательной тенденции, поскольку он был обусловлен в основном модернизацией армий некоторых стран Латинской Америки и Азии в условиях экономического роста. Новый повы-

считываются на основе открытых данных, но, как правило, официальная статистика государств, представленных на мировом рынке вооружений, с ними расходится (4).

шательный цикл, который не прервал даже финансовый кризис 2008 г., начался в 2003 г.: в 2001-2016 гг. объем международной торговли ВВТ вырос на 64,4% (6, с. 71).

Мировой рынок ВВТ отличается очень высокой концентрацией на уровне предложения: он фактически поделен между пятью странами (США, Россия, Китай, Франция, Германия), на долю которых в 2012-2016 гг. приходилось 74% экспорта, а на топ-10 стран-экспортеров - 88,8% (9, с. 15). Доминируют на рынке США, хотя доля экспорта в обороте американских оборонных компаний составляет лишь 10% (6, с. 71). Со стороны спроса концентрация рынка не так высока: доля пяти ведущих стран-импортеров (топ-5) составляет 34%, доля топ-10 - 46,7% (см. табл.) (9, с. 15).

Таблица

Основные экспортеры и импортеры ВВТ в 2012-2016 гг.

Экспортер Доля на рынке (%) Импортер Доля на рынке (%)

1. США 33,0 1. Индия 13,0

2. Россия 23,0 2. Саудовская Аравия 8,2

3. Китай 6,2 3. ОАЭ 4,6

4. Франция 6,0 4. Китай 4,5

5. Германия 5,6 5. Алжир 3,7

6. Великобритания 4,6 6. Турция 3,3

7. Испания 2,8 7. Австралия 3,3

8. Италия 2,7 8. Ирак 3,2

9. Украина 2,6 9. Пакистан 3,2

10. Израиль 2,3 10. Вьетнам 3,0

Итого: топ-10 88,8 Итого: топ-10 46,7

Источник: 9, с. 15.

Стоит отметить, что в конце 2000-х годов статус Китая (с импортера на экспортера) на мировом рынке ВВТ начал меняться. Если по итогам 2003-2007 гг. Китай закупил ВВТ на 14,09 млрд долл. и был крупнейшим импортером вооружений, то в 2008-2012 гг. по этому показателю он спустился на второе место, сократив закупки почти вдвое - до 7,5 млрд долл. В 2013 г. Китай вошел в топ-5 экспортеров ВВТ с долей рынка в 5%, потеснив Великобританию (4).

В 2012-2016 гг. Китай занимал третье место в топ-10 экспортеров и четвертое - в топ-10 импортеров ВВТ (см. табл.). Росту

объемов китайского экспорта ВВТ способствуют отсутствие запретов на продажи ВВТ в некоторые страны, на которые распространяется эмбарго западных стран, и низкие издержки производства по сравнению с конкурентами (6, с. 72). Основными покупателями китайских ВВТ являются Пакистан, Бангладеш и Мьянма. Китайское оружие также пользуется популярностью во многих африканских странах. Хотя военные эксперты признают повышение качества китайских вооружений, Китаю предстоит еще немало потрудиться, чтобы конкуренты его признали (7).

По оценкам SIPRI, мировая торговля ВВТ (в денежном выражении) в целом составляла в 2015 г. как минимум 91,3 млрд долл. Однако ее истинный объем, скорее всего, выше (9, с. 15).

Согласно ежегодному рейтингу SIPRI объемы продаж на внутренних и внешних рынках 100 крупнейших военно-промышленных компаний мира (топ-100) в 2016 г. после пяти лет непрерывного падения выросли по сравнению с 2015 г. на 1,9% (до 374,8 млрд долл.).

По общему объему продаж (217,2 млрд долл.) в рейтинге традиционно лидируют американские компании, доля которых в общем объеме продаж в 2016 г. выросла на 4% (до 57,9%) по сравнению с 2015 г. Крупнейшим мировым военным производителем остается корпорация «Lockheed Martin», продажи которой увеличились в 2016 г. на 10,7% (до 40,83 млрд долл.) главным образом за счет развертывания серийного производства истребителей F-35 и присоединения компании «Sikorsky Aircraft». Второе и третье места в рейтинге заняли американские корпорации «Boeing» (29,51 млрд долл. продаж) и «Raytheon» (22,91 млрд долл.).

В 2016 г. совокупные продажи западноевропейских компаний увеличились по сравнению с 2015 г. на 0,2% (до 91,6 млрд долл.). Крупнейшей номинально европейской компанией в рейтинге остается «ВАЕ Systems», занимающая четвертое место в мире (22,79 млрд долл., рост продаж составил 2%). Однако наблюдалось общее снижение продаж ВВТ трансъевропейских, французских и итальянских компаний, в то время как объемы продаж британских компаний (несмотря на решение о выходе из ЕС) и Германии возросли. Некоторые немецкие компании смогли увеличить продажи за счет высокого спроса на оружие в Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

Общий объем продаж российских компаний, вошедших в рейтинг, равнялся в 2016 г. 26,6 млрд долл. (рост на 3,8%). Но экономические трудности, с которыми столкнулась Россия в 2016 г., привели к замедлению темпов роста продаж. Доля продаж российских компаний в общем объеме продаж составила 7,1%. АО «Объединенная авиастроительная корпорация» заняла 13-е место среди мировых оборонных компаний (в 2015 г. - 17-е место); АО «Объединенная судостроительная корпорация» - 19-е (15-е - в 2015 г.); АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"» - 24-е место (26-е - в 2015 г.), АО «Вертолеты России» - 29-е место (24-е - в 2015 г.) В рейтинг также вошли еще шесть российских компаний, занявших 35, 44, 50, 52, 53 и 56-е места. Из десяти представленных в рейтинге компаний у пяти продажи выросли, у остальных снизились.

В категории новых / развивающихся производителей вооружений, в которую 81РШ включает компании Бразилии, Индии, Южной Кореи и Турции, наибольший рост показали военно-промышленные компании Южной Кореи. Совокупный объем их продаж вырос на 20,6% по сравнению с 2015 г. и составил 8,4 млрд долл. Аналитики объясняют это, с одной стороны, постоянно растущими опасениями угроз, с другой - стремлением Южной Кореи стать крупным экспортером вооружений (3, с. 8).

Учитывая, что большинство как стран-экспортеров, так и импортеров ВВТ, планируют в 2018 г. увеличение военных расходов, которые, по оценке «1Н8 Магкй» в целом в мире вырастут на 3,3% по сравнению с 2017 г. (2), а также множество непрекращающихся локальных конфликтов, можно предположить, что рост производства и мировой торговли ВВТ в 2018 г. продолжится.

Список литературы

1. Кушнир А.М. Особенности мирового рынка продукции военного назначения и тенденции его развития // Военный академический журнал. - М., 2016. - № 4 (12). - С. 96-99.

2. Макаренко Г., Басисини А. Курс на милитаризацию: Кто и зачем наращивает военные расходы // РБК. - М., 2017. - 18.12. - Режим доступа: rbc.ru/politics/18/12/2017/5a37b0ed9a79473d41df7bfe

3. Рейтинг БГРМ ста крупнейших военно-промышленных компаний мира за 2016 год // Новости ВПК [электронный ресурс]. - 2017. - 13.12. - Режим доступа: https://vpk.name/news/200938_reiting_sipri_sta_krupneishih_voennopromyisЫenny ih_kompanii_mira_za_2016_god.html

4. Сычев В. Китай вошел в пятерку крупнейших военных экспортеров // Lenta.ru. -2013. - 20.03. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2013/03/20/sipri/

5. Bret C. Les exportations d'armes: un levier d'influence géopolitique pour la Russie // Rev. géopolitique [en ligne]. - 2017. - 07.12. - Mode of access: https://www. diploweb.com/Les-exportations-d-armes-un-levier-d-influence-geopolitique-pour-la-Russie.html

6. Coulomb F. Industries de la defense dans le monde. - Grenoble: PUG, 2017. -120 p. - Mode of access: https://www.pug.fr/extract/show/3629

7. Granier Ch. La Chine va s'affirmer sur le marché de l'armement des pays en voie de développement // Monde. - P., 2017. - 08.03. - Mode of access: http://www. lemon de.fr/idees/article/2017/03/08/la-chine-va-s-affirmer-sur-le-marche-de-l-armement-des-pays-en-voie-de-developpement_5091188_3232.html

8. Industrie d'armement mondiale: Nouvelle augmentation des ventes d'armes depuis 2010, selon le SIPRI // Communiqué de presse. - Stockholm: SIPRI, 2017. - 11.11. -3 с. - Mode of access: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017-12/sipri_top_ 1oo_pr_fre.pdf

9. SIPRI Yearbook 2017. Armaments, disarmament and international security. Résumé en français. - Stockholm: SIPRI, 2017. - 28 p. - Mode of access: https://www.sipn. org/sites/default/files/2017-09/yb17-summary_fr.pdf

2018.03.013. СЕЗАР Р., ФЕГАР Г. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ ФРАНЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПОСТАВКИ. CEZAR R., FÉGAR G. Commerce international de services de la France par mode d'offre // Bulletin de la Banque de France. - 2018. -Janvier-février, N 215. - Р. 27-41. - Mode of access: https://publica tions.banque-france.fr/sites/default/files/medias/documents/bulletin-de-la-banque-de-france-215.pdf

Ключевые слова: международная торговля услугами; способы поставки услуг; Генеральное соглашение по торговле услугами; глобальные цепочки создания стоимости.

В исследовании, подготовленном сотрудниками Управления платежного баланса (Direction de la Balance des paiements) Банка Франции, проанализирована внешняя торговля услугами Франции по четырем способам поставки, согласно методике Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС): трансграничная поставка (1); потребление за рубежом (2); коммерческое присутствие (3); перемещение физических лиц (4).

Первый способ означает традиционную поставку услуг через границу на территорию потребителя с территории страны-производителя (в основном, транспортные, финансовые, страховые услу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.