Научная статья на тему 'МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ВСЕМИРНО ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МИРОВОЙ ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухамадиева А. Г., Асанкызы-касымханова М.

В статье рассмотрены состояние мировой туристской индустрии. Несмотря на возникшие в последние годы проблемы, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом, нестабильной политической ситуацией в ряде туристических центров мира, отрасль сохраняет позиции одного из крупных, высокодоходных и быстро развивающихся секторов мировой экономики. Развитие туризма все в большей мере приобретает характер необходимого элемента социальной и экономической политики стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

3. Савельева О.Г., Тахумова О.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014, Издательство: ООО "Консалтинговая компания Юком" (Тамбов)

4. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. - М.: Высшее образование, 2013 - 654 с.

5. Тахумова О.В. Оценка факторов развития внешнеэкономической деятельности регионов в условиях институциональных изменений. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 178-182

Мухамадиева А. Г., к. э.н. зав.кафедрой «Экономика и туризм» Асанкызы-Касымханова М. магистрант 2 курса Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова Казахстан, г. Усть-Каменогорск МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассмотрены состояние мировой туристской индустрии. Несмотря на возникшие в последние годы проблемы, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом, нестабильной политической ситуацией в ряде туристических центров мира, отрасль сохраняет позиции одного из крупных, высокодоходных и быстро развивающихся секторов мировой экономики. Развитие туризма все в большей мере приобретает характер необходимого элемента социальной и экономической политики стран.

Ключевые слова: международная торговля, всемирно туристская организация, мировой туризм, национальная экономика.

Международный туризм - это достаточно своеобразный сектор услуг, связанный с международным перемещением людей или путешествиями. Эта сфера деятельности представляет собой особую категорию международной торговли, разновидность торговых услуг [1].

В сущности международный туризм - компонент внешней торговли, услуги, которые предоставляют туристу туристские фирмы в форме транспорта, размещения в гостиницах, питания и т.д., фактически обладают природой товара, и являются, как любой другой товар, - предметом купли-продажи на мировом рынке.

Известно, что под международной торговлей понимается обмен товарами между резидентами двух стран, а, следовательно, понятие «международные путешествия» предполагает физическое присутствие

резидента одной страны в другой стране. Все товары и услуги, которые потребил резидент во время пребывания в другой стране, составляют категорию торговли, которая обозначается как «путешествия». Также стоит отметить, что ценность туристской поездки, то есть путешествия, превышает зафиксированный объем расходов, поскольку люди имеют возможность ознакомиться с жизнью и культурой других стран и народов во время путешествия.

В международной торговле, а именно в секторе международных путешествий, происходит наиболее быстрый рост, который стимулируется увеличением доходов, сокращением реальных затрат, повышением оперативности средств связи и скорости перевозок. Сектор международных путешествий играет значительную роль в экономике многих стран.

Рисунок 1.Динамика мирового туристического потока, 2004-2015 гг., млн. чел.

Источник: [1]

Данные рисунка 1 позволяют проследить следующие тенденции в динамике мирового туристского потока. Так, за период с 2004 по 2014 гг., можно наблюдать положительную тенденцию в отношении данного показателя, о чем говорит увеличение потока туристов на 335 млн. человек, или на 48%. Однако, по итогам 2009 года, мировой туристский поток снизился на 7,8% в сравнении с 2008 годом. Такое ослабевание было вызвано, прежде всего, глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2010 гг. в результате которого, многие международные туристские компании либо обанкротились, либо подняли цены, что сопровождалось спадом продаж и вследствие этого, желающих провести отпуск за границей становилось все меньше.

В частности, данный показатель характеризуется неустойчивыми темпами роста, например, наибольший темп роста, был отмечен в 2004 году,

по сравнению с 2003 годом, и достиг отметки в 10%. Однако, несмотря на затянувшуюся экономическую нестабильность в мире, спрос на международный туризм растет, увеличиваясь ежегодно почти на 40 млн. туристов, а мировой туристский поток в 2012году превысил отметку в 1 млрд. прибытий.

Таблица 1- Структура мирового туристического потока по целям визита, 2004-2012 гг. (млн. чел., %)

Цель посещения 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Досуг, отдых, 396,8 403 431,5 460,5 470,2 449 479 501,3 538,2

отпуск

Друзь^ 183,1 209,6 228,4 243,8 248,9 238 254 265,4 279,5

родственники,

религия, лечение

Деловые поездки 122,1 129 135,4 135,5 138,3 132 141 147,5 144,9

Без уточнения 61,04 64,48 50,76 63,21 64,54 61,6 65,8 68,81 72,45

В % измерении

Досуг, отдых, 52% 50% 51 51 51 51 51 51 52

отпуск

Друзь^ 24% 26 27 27 27 27 27 27 27

родственники,

религия, лечение

Деловые поездки 16% 16 16 15 15 15 15 15 14

Без уточнения 8% 8 6 7 7 7 7 7 7

По данным «Всемирной туристской организации ООН» (ЮНВТО), структура мирового рынка туризма не претерпела значительных изменений за период 2002-2012 гг. (таблица 1) [2].

Однако стоит отметить сокращение числа деловых поездок на 2% в пользу поездок, связанных с посещением родственников или лечением, которые увеличились на 3% и составили четверть всего потока в 2012 году (280 млн. чел). Наибольшую долю, а именно 52%, в 2012 году, заняли поездки, связанные с туризмом и отдыхом.

По данным «Всемирной туристской организации ООН» (ЮНВТО), половина всех туристских поездок осуществляется в Европу (таблица 2). Отметим, что данный показатель для Азиатско-Тихоокеанского региона увеличился вдвое за период с 2002 по 2012 гг. и составил более 22% от общего мирового значения. Это явилось результатом развития туристского сектора в таких странах, как Таиланд, Индонезия, Сингапур и Филиппины. Однако, зафиксированы сокращение туристического потока в страны Среднего Востока до 52 млн. чел. в 2012 году и замедление темпов роста данного показателя в Африканском регионе (в 2012 году поток уменьшился на 5,3%). Это связано с политической нестабильностью в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки, в результате которых количество

туристов в Египте, Тунисе и других государствах региона заметно сократилось.

Таблица 2 - Структура туристского потока по географическому распределению (Европа, АТР, Америка, Средний Восток, Африка) 2000-2012 гг. (млн. чел./%) ______

2000 2005 2010 2011 2012 Среднегодовое изменение в % Доля туристического потока от общего мирового значения в %

Мир 677 807 949 995 1, 035 3,6 100

Европа 388 449 486 516 534,2 2,5 51,61

АТР 110 154 205 218 233,6 6,2 22,57

Америка 128 133 150 156 163,1 2,9 15,76

Средний 24,1 36,3 58,2 54,9 52 5,2 5,02

Восток

Африка 26,2 34.8 49,9 49,4 52,4 6 5,06

По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в мировом ВВП, учитывая мультипликативный эффект, приходится 9,4 %. Удельный вес туризма в ВВП разных стран составляют: в Греции - 15,5 %, Испании - 15,3%, Австрии - 12,5 %, в России в 6,5 % (рисунок 2 ).

9,3%

9,7%

9,7%%

12,5%

6,5%

15,3%

19,3%

15,5%

■ Мальта

■ Кипр

■ Греция 16,0% Испания

■ Австрия

■ Великобритания

■ Франция

■ Италия

■ Россия

Рисунок 2 Доля туризма в ВВП ведущих стран (2013 гг. в %)

Источник: [116]

Быстро развивающиеся процессы глобализации и региональной интеграции оказывают влияние, как прямое, так и косвенное, на приток

туристов в страну.

Таким образом, отмена каких-либо ограничений на въезд и выезд, а также на перемещение людей внутри региона, и стандартизация законодательства положительно влияют на приток туристов посредством расширения рынка и свободы перемещения. С точки зрения предложения, региональная интеграция и глобализация способствует привлечению и допуску иностранных фирм на рынок страны, повышает рентабельность и конкурентоспособность туристской отрасли, обеспечивает доступом к необходимым ресурсам, например, к иностранному капиталу, информационным технологиям, современным сетям авиалиний, управленческому опыты и квалифицированной рабочей силы.

Стоит отметить, что степень и сила воздействия вышеперечисленных факторов различны в разных странах, причиной этому служат уровень развития страны, структура экономики и характер государственного регулирования. В связи с тем, что барьеры для входа в эту отрасль высоки, а различия между странами существенны, либерализация международных путешествий приведет к большим потенциальным выгодам. Кроме того, глобализация и региональная интеграция способствуют свободному перемещению предпринимательской деятельности между странами.

В результате усиления конкуренции широкое распространение по различным странам мира получили такие гостиничные цепи, как «Sheraton», «Marriott», «Holiday Inn», «Best Western», «Hilton» и др.(Таблица 3).

Данные корпорации имеют возможность проникнуть на зарубежные рынки приобретая собственность, закупая франшизы и подписания управленческих контрактов.

Таблица 3- Рейтинг 15 мировых отельных брендов (на 1 января 2015

года)

Рейтинг Сеть отелей Группа Количество отелей Количество комнат прирост % прирост

1 Best Western Best Western 4018 295 254 16 357 5,50%

2 Holiday Inn +HI Express IHG 3347 421 944 2618 0,60%

3 СomfortInns&Suites Œoiœ Hotel Internat. 2590 199875 -5613 -2,80%

4 Hampton Inn by Hilton Hilton Worldwide 1847 181 087 3 678 2%

5 Hilton Hotels& Resorts Hilton Worldwide 562 197311 -6112 -3,10%

6 Marriott Hotels Resorts Marriott International 555 205 595 -678 -0,30%

7 Ibis (Megabrand**) Aœor 1519 163484 19012 11,60%

8 Sheraton Hotels&Resorts Starwood Hotels 415 144648 5136 3,60%

9 Super 8 Motels Wyndham Hotel 2249 142254 5258 3,70%

Group

10 Days Inn of America Wyndham Hotel Group 1864 150436 -2628 -1,70%

11 Countryard by Marriott Marriott International 911 134428 2125 1,60%

12 Quality Inn Hotels ^оюе Hotel Internat. 1410 128753 4762 3,70%

13 Ramada Worldwide Wyndham Hotel Group 845 114306 1505 1,30%

14 Home Inns Home Inns 1119 128621 35704 27,80%

Однако, местные гостиницы, которые обычно невелики, слабее с точки зрения организации и капитала, неустойчивее в сфере маркетинга и управленческого опыта, могут еще более ослабить свое положение на фоне, разрастающихся по всему миру, крупных конкурентоспособных сетей гостиниц, которые будут доминировать над ними.

Например, глобализация окажет существенное влияние на такие страны, как Италия, Греция, Франция, Испания и Великобритания, в которых индустрия туризма в большей степени представлена многочисленными местными предприятиями. В аналогичном положении находятся владельцы таких небольших предприятий и в развивающихся странах.

Поставив, своей основной целью получение прибыли, чтобы не разориться, небольшие местные фирмы и организации стремятся заключить стратегический союз с крупными гостиничными сетями, в основном через договоры-франчайзы (предпринимательский подряд) и договоры на управление, либо основывают свою деятельность на обслуживании рыночных ниш. Таким образом, рынок начинает дробиться, тем самым создавая широкий диапазон цен на услуги и на уровень их качества, а также на разнообразие туристских направлений и маршрутов.

В последние десятилетия международный туризм, превратившись в важнейшую отрасль национальных экономик, потребовал к себе соответствующего научного отношения, в том числе и маркетинговых подходов. Туристский международный маркетинг в настоящее время определяется как управление, посредством которого туристические организации формируют потоки путешественников-туристов, реализуя их потребности.

Лозунг туристского маркетинга - «производить только то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести». Всемирная туристская организация определила в туристском маркетинге три основные функции:

1) контактирование с клиентами, убеждение их в том, что предполагаемое место отдыха и имеющаяся там инфраструктура, достопримечательности и различные преимущества соответствуют тому, что желают получить потребители;

2) разработка и внедрение инноваций в целях поиска новых способов сбыта турпродуктов;

3) контроль-анализ (с помощью многочисленных методов) результатов деятельности по продвижению туристского продукта или услуги на рынке и проверка того, отражают ли данные результаты действительно емкое использование существующих возможностей в туристической сфере.

Таким образом, непосредственное влияние международного туризма на экономику особенно отчетливо проявляется в тех странах, которые привлекают к себе наибольшее число иностранных путешественников, прежде всего, это верно по отношению к западноевропейским странам [3].

Для того чтобы правильно оценить объем вклада иностранного туризма в национальную экономику той или иной страны необходимо использовать не один показатель, а целую систему показателей, которые бы максимально доступно и правильно показывали влияние туристской деятельности на создание новых рабочих мест не только в туристической сфере, но также и в других отраслях услуг и производства, которые в комплексе образуют индустрию туризма.

Так, наряду с прямой занятостью в сфере туристкой инфраструктуры наблюдается рост занятости в смежных с туризмом отраслях хозяйства. Спрос на туризм во многом дает стимул для развития отраслей, производящих товары и услуги, в которых нуждаются потребители туристских услуг, активизируя инвестиции в эти сферы производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, развитие туристской индустрии, строительство и обновление рекреационных территорий и курортных комплексов требуют определенного финансирования.

Увеличение капитальных вложений и рост реального объема производства, спровоцированные возрастанием спроса на туризм, являются характерной чертой оживления экономической деятельности. Толчки, вызванные данным ростом, передаются другим отраслям экономики. В них осуществляется инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, в конечном счете, результатом данной деятельности становится увеличения доходов населения - заработной платы и прибыли. Часть доходов, поступает государству в форме налогов. Полученные таким образом средства могут быть использованы для инвестирования в туристские проекты, оказание финансовой помощи при организации отдыха социально незащищенных слоев населения, на расширение системы обновления профессиональных туристских кадров и т.д. [4]

Государство и другие инвесторы, стремясь получить выгоду от предоставления займов, направляют денежные средства на новое строительство и капитальное переоборудование объектов туристского сектора. Материальный круг интересов направляет инвесторов на поиски наиболее выгодных условий вложения финансов и кредитования. Ведомые

этими целями они выходят на международные туристские рынки, становясь при этом экспортерами капиталов. Таким образом, основываясь на вышеперечисленных факторах можно рассматривать туризм как один из видов рыночных систем.

На основе проведенного исследования можно определить следующие основные тенденции в развитии международного туризма на современном этапе:

1) До середины 2008 года в течение четырех предшествующих лет наблюдался сильный рост данного сектора. Однако мировой экономический кризис, а также высокие цены на нефть (что влияет на стоимость авиабилета), резкое изменение валютных курсов кардинально изменили тенденцию роста. Так, в 2009 году численность международных путешественников снизилась с 917 до 883 млн. чел., прибыль компаний составила 670 млрд. долл., сокращение туристического потока было отмечено по традиционным туристическим направлениям, включая Турцию и Египет, а также ряде стран Европы, Азии и Ближнего Востока.

2) С 2010 года отмечают неуклонный рост и быстрое восстановление сферы международного туристического сектора, главным образом, благодаря численности выезжающих в другие страны путешественников. Так, их количество достигло своего максимума в 2012 г., составив приблизительно 1млрд. чел. Кроме того отмечается стабильный рост доходов от международного туризма, который в 2012 г. составил 1,1 трлн. долл. [5]

3) Неравномерное распределение международных туристских потоков в разных регионах и странах. В основном туристские потоки концентрируются в Европе и Азии. В то же время увеличивается роль стран Северной и Южной Америки в туристских обменах.

4) Прослеживается позитивное влияние международного тур туризма на экономику всех западноевропейских стран. Однако, данное влияние зависит и от степени развитости экономики и от того является ли страна нетто-импортером или нетто-экспортером туристских услуг. В целом же, наиболее важным показателем в этой сфере является динамика и характер въездного туризма, поскольку именно он стимулирует формирование и развитие туристской индустрии, в той или иной стране.

5) Активное участие страны на рынке международного туризма стимулирует создание новых рабочих мест, производство товаров и услуг и в целом положительно влияет на социально-экономическое состояние страны.

Таким образом, международный туризм представляет собой сложное образование. Как нечто целое он предстает, прежде всего, в отношениях с окружающими макросредами: политической, экономической, социальной, технологической и экологической. Внешний мир активно воздействует на туризм, в одних случаях открывая перед ним широкие возможности, в других - грозя новыми опасностями. В целях устойчивого развития он вынужден приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении.

Использованные источники:

1. UNWTO, 2015 (TourismHighlights - 2004- 2015). - 3 с.[Электронный ресурс] http://www2.unwto.org/^aTa обращения: 20.04.2012)

2. UNCTAD Handbook of statistics, 2013[Электронный ресурс] http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx7sCS_ChosenLa ng=en (дата обращения: 24.04.2014)

3. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. М.: «ИНФРА-М», 2012, с. 316

4. Балабанов И.Т. Балабанов А.И Учебное пособие «Внешнеэкономические связи» [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru/vneshneeconomicheskie-svyazi/63.htm

5. Полещук, Н. И. Основные тенденции развития международного туризма / Н. И. Полещук // Труды факультета международных отношений: науч. сб. / Белорус.гос. ун-т; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.] — Минск, 2012. — Вып. III. — С. 176—179.

Мухамадиярова А.Р. Путятинская Ю.В. ст. преподаватель ФГБОУ ВПО БашГАУ Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА

Аннотация: Статья посвящена оценке бизнеса связанные с сущностью оценки гудвилла как нематериального актива. В статье рассматриваются понятие гудвилла, нематериальных активов, их особенности в оценке бизнеса.

Ключевые слова: оценка стоимости предприятия (бизнеса), гудвилл, нематериальные активы.

Современные фирмы состоят из большого количества активов, основная их часть учитывается на балансе, а часть нет. Следовательно, оценка бизнеса - это оценка активов предприятия в широком смысле. Активы включают в себя как материальные, так и не материальные. При этом, деловая репутация или гудвилл является также нематериальным активом предприятия. Но особенность его состоит в том, что в условиях Российской Федерации, данный вид актива не является частью имущества предприятия и не «ставится» на баланс, как это распространено за рубежом.

Гудвилл, или деловая репутация компании в полной мере участвует в процессе создания прибыли предприятия. Гудвилл рассматривается в деловом мире как стоимость деловой репутации, которая определяется уровнем управления предприятием, его местоположением и удовлетворением потребности спроса на выпускаемую продукцию.

Гудвилл (англ. goodwill) - активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению: например, репутация, техническая компетенция, связи, маркетинговые приемы, влияние и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.