УДК 327 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-10-16
МИРОВОЙ ПОРЯДОК ПОСЛЕ 2022 ГОДА: СЦЕНАРИИ ТРАНСФОРМАЦИИ
Д.А. Ежов, Е.С. Жаркова, К.Р. Филимонова
Рассматриваются актуальные проблемы трансформации мирового порядка в контексте последствий специальной военной операции России на Украине для ведущих акторов современных международных отношений. На основе сценарного подхода авторами предложено три потенциальных варианта развития событий, ориентированных на среднесрочную перспективу. Отдельный акцент делается на определяющей роли России как центра силы в условиях реализации построенных сценариев.
Ключевые слова: трансформация мирового порядка, международные отношения, акторы мировой политики, структура устройства мира, ЕС, стратегии развития миропорядка, центры силы.
Утвердившийся после распада биполярной системы международных отношений гегемонистский мировой порядок с центром влияния в лице США в настоящее время претерпевает коренную трансформацию, что обусловлено закономерным ходом политического развития, предопределяющего изменения конфигурации пула государств-лидеров в мировой политике. Состояние неопределенности, отражающее динамику изменений в мире, характеризуется множеством конфликтов, развязанных при непосредственном участии США, фактически выполнявших задачу по созданию очагов нестабильности, прикрываясь при этом идеей борьбы за сохранение демократии. В качестве примеров, в частности, можно привести действия мирового гегемона в Ираке, Ливии и Сирии. Серия революционных демонстраций, волна протестов и вооружённых мятежей затронули Алжир, Египет, Марокко, Мавританию, Иорданию, Судан и даже Оман. Позднее волна протестных выступлений перекинулась на другие страны. Упомянутые конфликты стали причиной происходящих изменений в разных сферах. Так, например, можно отметить диспропорции в показателях численности населения в разных регионах, что приводит к постоянной циркуляции миграционных потоков, обостряющих межэтнические конфликты; экономические показатели становятся катализаторами обострения конфликтов за ресурсы; деятельность наднациональных политических институтов деформирует международные отношения и приводит к противостоянию и поляризации в рамках модели мирового порядка. По состоянию на 2022 год акторы мировой политики находятся в состоянии исторического выбора дальнейшего пути развития, что обосновывает актуальность построения возможных сценариев перспектив трансформации мирового порядка. В качестве дополнительного фактора назревшей трансформации выступают геополитические и экономические последствия реакции миро-
вого сообщества на специальную военную операцию России на Украине (далее - СВО), инициированную в феврале 2022 года, и ставшую катализатором отказа от гегемонистской модели развития.
Указанное выше предопределяет объектно-предметную область исследования, в качестве содержательного ядра которой фигурируют сценарии развития устройства мира после 2022 года. Авторы исходят из гипотезы, сводящейся к следующему предположению, что при любом сценарии трансформации мирового порядка Россия сохранит положение на международной арене в качестве влиятельного актора.
Актуальность поднимаемого вопроса не вызывает сомнений, однако в настоящее время в научной литературе отмечается дефицит подобных исследований по причине необходимости осмысления тенденций мирового развития, предопределенных ходом и последствиями СВО. В то же время, следует упомянуть существующие точки зрения на дальнейшее развитие миропорядка без учета событий 2022 года. В частности, Сирота Н.М. основным сценарием трансформации миросистемы считает становление по-лицентричности и цивилизационной разнородности, а наиболее вероятным способом перехода — революционный [1]. Малахова Т.С. выделяет два сценария развития в контексте формирования нового устройства мира: углубление интеграционных процессов в мире, формирование наднационального правительства в рамках отдельных объединений; глубокая трансформация экономической интеграции в мире, где основополагающую роль играют страны мирового экономического авангарда [2]. Заметим, что на фоне тектонических изменений мирового политического ландшафта формируются условия для содержательного переосмысления видения будущего западного мира, предложенных, в том числе, П. Бьюкененом [3] и Э. Тоддом [4].
По состоянию на данный момент определяется несколько крупных игроков на мировой политической арене, оказывающих влияние на устройство мира и его изменения.
Одним из первых центров силы является Российская Федерация, которая обладает большим экономическим и военным потенциалом, в том числе и ядерным оружием, что позволяет оказывать существенное влияние во время принятия решений на мировой арене. За последнее десятилетие Россия провела рекордное количество военных учений, что является ответными действиями в противовес расширению НАТО в восточном направлении. Однако экономические показатели страны находятся на сравнительно низком уровне, в том числе по причине беспрецедентного санкционного давления.
Другой ведущий актор - США, имеет сильную экономику и технологическое превосходство, обладание которыми позволяет оставаться государству гегемоном в существующей системе международных отношений. Гегемония США оказывает сильное влияние на мировой порядок, так как
наднациональные организации действуют в интересах данного государства.
Достаточно мощным актором становится Китай, усиливающий свои позиции на международной арене путём увеличения темпов экономического роста, установления долговременных политических отношений с различными государствами в рамках международных организаций, в которых КНР играет ведущую роль (Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.), а также путём создания и следования стратегии экономического развития «Один пояс - один путь».
Европейский союз, включающий в себя 28 стран, - важнейший политико-экономический центр на международной арене. Из-за количества членов Ассоциации, их различий в развитии, Европейский Союз имеет множество проблем: различные направления и тенденции изменений национального государства, культурный и экономический сепаратизм некоторых государств, миграционные проблемы и другие. Текущее положение дел в Евросоюзе в настоящее время не так безоблачно, о чем свидетельствует и выход Великобритании из ЕС в 2016 году (Вгехй). Учитывая тенденции развития, выраженные в фактической стагнации в деятельности Европейского Союза, можно предположить, что в скором времени в объединении будут преобладать дезинтеграционные процессы [5].
Оптимистическим сценарием развития международных отношений после трансформации мирового порядка в 2022 году является стабилизация многополярного мира путем выделения нескольких государств, равных по своему влиянию. Существующая система устройства международных отношений претерпевает серьезные изменения. Либеральные установки теряют актуальность вслед за капиталистическим устройством, так как могут существовать только в симбиозе. На данный момент происходит формирование нового центра-ядра мировой политики. Оптимистический сценарий мирового порядка после 2022 года рассмотрен с точки зрения положительного для России. В контексте данного вопроса стоит отметить окончательное сближение России и Белоруссии. По мнению С.А. Кизимы будет происходить постепенная интеграция двух стран [6].
Вопрос строительства современного миропорядка, который даст стабильное развитие всего человечества, основывается на дилемме, сформируется ли ядро, объединяющее Китай и Россию, которое станет мировым регулятором, подчиняющим основные институты. Новый расклад сил повлечёт усиление развивающихся стран и падение авторитета развитых стран. Главной задачей многих стран становится необходимость склонить США к признанию и одобрению новой реальности и переустройства мира и к взаимодействию в мировом пространстве с учетом интересов всех стран. Таким образом, результатом оптимистического сценария будут но-
вые центры силы и новые наднациональные формирования при участии в них России.
Пессимистический сценарий развития мирового порядка основывается на самом тревожном исходе и переходом событий в стадию большого конфликта с активным участием стран Запада. Во главу угла в 2022 году ставится вопрос геополитики и нового передела мира. Третья мировая война может начаться по причине защиты интересов государства, чтобы обозначить суверенность собственных границ в качестве ожидаемой реакции на действия западных стран и продолжающегося расширения НАТО в восточном направлении. После начала СВО на Украине 24 февраля 2022 года, президент РФ на встрече в Кремле 27 февраля 2022 г. с руководителем Минобороны С. Шойгу сделал заявление и поручил перевести силы сдерживания в российской армии в особый режим несения службы, так как представители стран НАТО «допускают агрессивные высказывания в адрес нашей страны». Таким образом, в случае начала полномасштабной войны с участием стран, преследующих собственные интересы, в качестве одной из стратегий можно рассматривать полное переустройство мира по итогам возможного серьезного военного конфликта.
Серьезные последствия в виде замедления роста во всей мировой экономике в случае не перехода конфликта в стадию мировой войны приведут к затяжному экономическому кризису. Из-за резко негативной оценки Западом действий России страна может постепенно оказаться в полной или частичной изоляции и полностью потерять авторитет на международной арене, позиции европейских государств и США могут укрепиться в противостоянии "общему врагу", что также невыгодно для России. Однако для избежания какой-либо изоляции даже в данной стратегии устройства мира у России есть альтернативный путь: сотрудничество со странами Востока и африканскими развивающимися странами [7].
Реалистический сценарий подразумевает окончательное установление многополярного мира, экстраполируя тенденции, укрепившиеся с начала 2000-х годов. Так, продолжится ускоренное преобразование экономики развивающихся стран, таких как Китай, Бразилия, Индия. Это стабилизирует мировой порядок с помощью увеличения политического веса в международных отношениях. Наращивание военного потенциала и восстановительный курс России продолжит укрепление позиций государства во внешнеполитическом аспекте, из чего следует "перетягивание" политического влияния и снижение политической силы США. Следовательно, будет происходить деконструкция гегемонии данного государства, что вызовет реакцию в различных наднациональных организациях, так как ранее они "обслуживали" интересы США. В результате изменений нынешние альянсы и союзнические объединения будут вынуждены сменить вектор развития, и в итоге произойдет их постепенный распад. Для Европейского союза оптимальным вариантом мироустройства станет мировой порядок с
разносторонними акторами. Помимо крупных игроков на мировую арену будут привлечены государства, имеющие небольшое политическое и экономическое влияние. Китай в мировой системе после трансформации миропорядка в 2022 году будет стремиться обеспечить влиятельность Пекина в соответствии с концепцией о единой судьбе человечества, которая была предложена Си Цзиньпином в ноябре 2012 года. Также по итогам встречи 4 февраля 2022 года В.В. Путина с Си Цзиньпином обозначился курс на сотрудничество и одобрение взаимовыгодной внешней политики. Россия, в свою очередь, подтвердила приверженность принципу «одного Китая», и заявила, что считает Тайвань неотъемлемой частью Китайской Народной Республики и выступает против его независимости в какой бы то ни было форме. В данном случае страны имеют схожие приоритеты во внешней политике. Примечательно, что в ходе реализации цели и задач СВО контуры тактического альянса России и Китая приобрели более четкие очертания.
С высокой долей вероятности, Китай будет способствовать партнерским отношениям и взаимопониманию между участниками мировой политики, а также придерживаться политики содействия межцивилизаци-онных обменов, которые являются источником поиска общего при сохранении различий. Такой подход к международной политике, очевидно, будет поддержан Россией и странами Ближнего Востока, что поспособствует сотрудничеству между государствами на разных уровнях. Кроме того, еще в 2019 году министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров заявил о том, что «глобальное развитие ориентировано на процессы, направленные на повышение многополярности и то, что мы называем полицентрическим миропорядком». По мнению главы Министерства иностранных дел России, с появлением в настоящий момент новых центров экономического роста - стран Азиатско-Тихоокеанского региона и ВШСБ, увеличивших свой ВВП (валовый внутренний продукт), будет поддерживаться стабильность мирового порядка в будущем, хотя есть сложности в отношении США из-за отсутствия компромиссов и точек соприкосновения интересов, а также из-за доминирования и лоббирования своих интересов путем их навязывания другим с целью сохранения своих позиций. П. Де-нин указывает на то, что «либерализм потерпел поражение именно потому, что добился успеха в реализации своих основных идей», однако это не приводит к стабилизации процессов в общественной жизни, наоборот, можно заметить рост недовольства и недоверия к власти, управленческим структурам, электоральной системе и институту голосования [8].
Рассмотрев потенциальные сценарии трансформации нового мироустройства после 2022 года, можно заметить, что при любом возможном исходе Россия не только становится инициатором создания нового миропорядка, но и повышает свой политический вес в рамках складывающейся модели мироустройства, что подтверждает сформулированную гипотезу.
Давление на Россию посредством санкций, введенных «коллективным Западом» в ответ на начало СВО на Украине, и его последствия следует рассматривать в качестве первостепенного фактора, предопределяющего вектор развития современных государств в среднесрочной перспективе.
Список литературы
1. Сирота Н.М. «Новая нормальность» глобальной миросистемы: особенности и перспективы // Герценовские чтения: Россия 2021. Актуальные вопросы политического знания. 2021. С. 38-43.
2. Малахова Т.С. Преобразование форм внешнеэкономического взаимодействия между странами мирового авангарда и периферии: оценка интеграционных перспектив // Финансы и кредит. 2018. №8 (776). С. 18741888.
3. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2003. 444 с.
4. Тодд Э. После империи. PAX AMERICANA - начало конца. М., 2004. 240 с.
5. Перестронин А.А. Проблемы и перспективы развития ЕС // Университетская книга. 2018. С. 184-186.
6. Харитонова Н.И. Анонс конференции. Внешняя политика России в условиях формирования нового мирового порядка // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4. C.117.
7. Шаклеина Т.А. «Дилемма Америки» в формировании современного мирового порядка результаты действий США и формирование «евразийского центра» // Международные процессы. 2019. № 4 (59). C. 36-48.
8. Deneen P.J. Why Liberalism Failed // Yale University Press, 2018. P. 225.
Ежов Дмитрий Александрович, канд. полит.наук, доц., president@,lenta.ru, Россия, Москва, Финансовый Университет при Правительстве РФ,
Жаркова Екатерина Сергеевна, студент, ketrin2013@,icloud.com, Россия, Москва, Финансовый Университет при Правительстве РФ,
Филимонова Ксения Романовна, студент, ks-fiv@yandex. ru, Россия, Москва, Финансовый Университет при Правительстве РФ
THE WORLD ORDER AFTER 2022: TRANSFORMATION SCENARIOS D. A. Ezhov, E. S. Zharkova, K. R. Filimonova
The article is devoted to the actual problems of the transformation of the world order in the context of the consequences of Russia's special military operation in Ukraine for the leading actors of modern international relations. Based on the scenario approach, the au-
thors proposed three potential scenarios for the development of events focused on the medium term. A separate emphasis is placed on the decisive role of Russia as a center ofpower in the context of the implementation of the constructed scenarios.
Key words: transformation of the world order, international relations, actors of world politics, structure of the world order, EU, strategies for the development of the world order, centers of power.
Ezhov Dmitriy Aleksandrovich, candidate of political sciences, associate professor, president@,lenta.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Zharkova Ekaterina Sergeevna, student, ketrin2013@icloud.com, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Filimonova Ksenia Romanovna, student, ks-fiv@yandex.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 321.8 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-16-24
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
К.В. Маслов
Рассматривается произошедшее во второй половине ХХ века сближение между элитами западных стран и частью российской элиты посредством укрепления финансово-экономических и промышленных связей, что серьезным образом повлияло на суверенитет России. Проведен сравнительный анализ транснационализации политических элит стран Юго-Восточной Азии и России.
Ключевые слова: транснационализация, политические элиты, транснациональные корпорации, государственный суверенитет.
Введение
Данное исследование направленно на сравнительный анализ транснационализации политических элит стран Юго-Восточной Азии и России. В ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть организации, благодаря которым оказалась возможна транснационализация политических элит;
- изучить механизмы, которые способствовали процессу транснационализации;
- разработать принципы, направленные на преодоление последствий процесса транснационализации, оказывающего негативное влияние на российский государственный суверенитет.