Научная статья на тему 'Мировой опыт стимулирования инновационного развития сельского хозяйства налоговыми инструментами'

Мировой опыт стимулирования инновационного развития сельского хозяйства налоговыми инструментами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А М. Тетёркина

В статье систематизированы результаты изучения мирового опыта стимулирования инноваций в сельском хозяйстве налоговыми инструментами. Исследование по данному вопросу осуществлялось через призму двух взаимосвязанных блоков анализа. Первый ориентирован на рассмотрение действующего налогового механизма в инновационной сфере экономики, а второй – на оценку особенностей системы налогообложения аграрного производства, обусловленных спецификой его функционирования. Представлены основные, наиболее часто применяемые за рубежом направления по созданию благоприятной налоговой среды для повышения инновационной активности сельскохозяйственныхтоваропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF STIMULATION INNOVATIVE AGRICULTURE DEVELOPMENTS BY TAX TOOLS

In the article the results of studying of world experience of stimulation of innovations in agriculture are systematized by tax tools. The research on the matter was carried out through a prism of two interconnected blocks of the analysis. The first is focused on consideration of the operating tax mechanism in the innovative sphere of economy, and the second – on an assessment of features of system of the taxation of the agrarian production, caused by specifics of its functioning. The main most often applied abroad are presented, the directions on creation of the favorable tax environment for increase of innovative activity of agricultural producers.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт стимулирования инновационного развития сельского хозяйства налоговыми инструментами»

УДК631.16:657.92:005.591.6 (100)

МИРОВОЙ ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА НАЛОГОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

А.М. ТЕТЁРКИНА, кандидат экономических наук

Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

WORLD EXPERIENCE OF STIMULATION INNOVATIVE AGRICULTURE DEVELOPMENTS BY TAX TOOLS

А.М. TSIATSIORKINA, Candidate of Economics The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus»

В статье систематизированы In the article the results of studying of

результаты изучения мирового опы- world experience of stimulation of та стимулирования инноваций в сель- innovations in agriculture are systematized ском хозяйстве налоговыми инстру- by tax tools. The research on the matter ментами. Исследование по данному was carried out through a prism of two вопросу осуществлялось через призму interconnected blocks of the analysis. The двух взаимосвязанных блоков анализа. first is focused on consideration of the Первый ориентирован на рассмотре- operating tax mechanism in the innovative ние действующего налогового меха- sphere of economy, and the second - on an низма в инновационной сфере эконо- assessment of features of system of the мики, а второй - на оценку особеннос- taxation ofthe agrarian production, caused тей системы налогообложения аграр- by specifics of its functioning. The main ного производства, обусловленных most often applied abroad are presented, спецификой его функционирования. the directions on creation of the favorable Представлены основные, наиболее tax environmentfor increase of innovative часто применяемые за рубежом на- activity of agricultural producers. правления по созданию благоприятной налоговой среды для повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Введение. Сельское хозяйство Беларуси по ряду показателей существенно отстает от ведущих европейских стран. Анализ свидетельствует, что основной причиной такой траектории развития отрасли является низкий уровень ее инновационной активности.

В числе мер, способствующих изменению сложившейся ситуации, может выступать разработка адаптированной к современным условиям

хозяйствования системы налогообложения, которая позволила бы снизить налоговую нагрузку товаропроизводителей, обеспечить экономию их средств и тем самым повысить заинтересованность в инновациях. С целью расширения базы поиска наиболее приемлемых способов решения данной задачи актуально изучение налогового инструментария, используемого в мировой практике для стимулирования инновационного развития аграрной сферы.

Основная часть. Актуальность проблем продовольственной безопасности и ограниченности производственных ресурсов, которые имеют мировой масштаб, определяет значимость поиска направлений интенсификации аграрного сектора. В целях активизации этого процесса правительства многих стран уделяют особое внимание поддержке механизма инновационного развития сельского хозяйства. Однако действующая практика показывает, что здесь основной акцент делается на обеспечение высокой результативности научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работ. Поэтому имеет место высокий уровень стимулирования субъектов, занятых созданием нововведений.

Общей тенденцией для мирового сообщества является повышение удельного веса налоговых преференций, которые наравне с конкуренцией обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. В ряде государств стимулы превышают инвестиции. Например, в Австралии налоговая льгота составляет 150 % инвестиций, в Бельгии - 110 %. А в Канаде, США, Японии, Франции и Италии предусматривается 100 %-е исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инновации.

Всю совокупность налоговых льгот, используемых для активизации инновационных процессов, можно систематизировать следующим образом [2, 6]:

- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, то есть отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказанные и совместные НИОКР;

- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых инновационным организациям;

- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

- зачисление части прибыли на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования ее в дальнейшем на инновационные цели.

Исследования показывают, что в каждой стране имеется своя специфика применения налоговых инструментов. Так, в США уже в 50-е гг. ХХ века в целях создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности был введен порядок вычета из налогооблагаемой суммы расходов на исследования и эксперименты в текущем году или амортизации этих расходов в течение периода до пяти лет. С 1981 г. до настоящего времени основной метод налогового стимулирования - налоговый кредит. Первоначально его ставка была установлена на уровне 25 % дополнительных затрат, подпадающих под определенную законом категорию расходов на инновации. Впоследствии она была снижена до 13,2 % [2, 6, 10].

В Канаде налоговые стимулы стали применяться с начала 60-х гг. Субъекты хозяйствования, занимающиеся созданием нововведений, получили возможность уменьшать налогооблагаемую базу на величину, равную 50 % прироста затрат на инновационные работы в текущем году по сравнению с предыдущим. В настоящее время канадская модель налогового стимулирования инновационных процессов строится на оценке фактических издержек соответствующего года [2, 6, 10].

Особая система налогообложения принята во Франции. Здесь с 1983 г. действует программа налоговых льгот, которая дает возможность исключать из налогообложения сумму, равную определенному проценту прироста исследовательских затрат в текущем году по отношению к средним затратам за два предыдущих года. В настоящее время указанный показатель составляет порядка 50 %.

В Германии специальной программы налоговых скидок в сфере инновационной деятельности нет. Однако инновационно активные субъекты наряду с обычным амортизационным списанием могут дополнительно списывать издержки по исследовательскому оборудованию в размере 10-40 % [2, 6, 10].

В Швеции налоговые льготы в инновациях применяются с 1973 г. Изначально освобождению от налога подлежали суммы, равные 10 % затрат на

исследовательские работы, кроме того, предусматривалась специальная 20 %-я скидка с суммы прироста исследовательских затрат в данном году по сравнению с уровнем предыдущего года. В современных условиях хозяйствования в шведское налоговое законодательство внесены поправки, в связи с чем указанные цифры скорректированы в сторону 5 и 30 % [2, 6, 10].

Все рассмотренные выше налоговые стимулы действуют на стадии разработки и апробации инноваций в аграрной сфере. В мировой практике отсутствует четкое определение налоговых преференций, направленных исключительно на освоение новшеств. Весь механизм налогообложения в сельском хозяйстве выстроен таким образом, что при определении размера налоговых платежей позволяет фермерам учесть дополнительные затраты и повышенный риск использования инновационных элементов в процессе своей деятельности. В свою очередь, регулярный пересмотр льгот дает возможность государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных направлениях, влиять на масштабы и структуру производства.

В настоящее время, как показывают исследования, налоги в аграрном секторе в общем виде подразделяются на национальные и местные (региональные, общинные, коммунальные и т. д.). Первая их категория единообразна, а вторая характеризуется существенными различиями, которые определяются задачами региона, его географическим положением, состоянием местного бюджета и т. д. Поступления от национального налога, как правило, распределяются между национальным и местным уровнями, региональный или местный налоги практически полностью остаются в местном бюджете [1].

Наиболее распространенными налоговыми платежами в сельском хозяйстве являются: подоходный, корпоративный, земельный налоги, НДС и налог с продаж.

Существенный удельный вес занимают налоги на доходы юридических и физических лиц. Однако значительная доля товаропроизводителей осуществляет свою деятельность на индивидуальной основе (семейная форма), что обусловило широкое применение подоходного налога. В большинстве случаев он относится к национальным платежам. Вместе с тем, согласно законодательству многих государств, поступления от его уплаты могут распределяться в определенной пропорции между национальным, региональными и местными бюджетами.

В ЕС базой для исчисления данного вида налога выступает чистый доход, который определяется как разница между выручкой от производственной деятельности и расходами, связанными с ней. При этом в чистый доход включаются и государственные дотации [9, 10].

Ставки подоходного налога в сельском хозяйстве почти не отличаются от среднего уровня по стране: в Великобритании они колеблются от 20 до 40 %, в Германии - от 15 до 53, во Франции - от 12 до 57 % и т. д., но фермеры пользуются дополнительными налоговыми льготами по сравнению с лицами, занятыми в других секторах экономики. Основными исключениями из общего режима налогообложения являются:

- упрощенный порядок расчета налога и ведения бухгалтерской отчетности. Например, во Франции и Германии аграрии с низким уровнем доходов не обязаны вести никакой бухгалтерии. Сумма налога для них рассчитывается на основе кадастрового или совокупного дохода;

- применение необлагаемого налогового минимума. Так, в Италии минимальный облагаемый размер дохода для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2,5 раза выше, чем для других субъектов хозяйствования. К тому же этот показатель подлежит индексации, учитывающей рост цен;

- применение системы налоговых вычетов. В частности, в Германии помимо вычетов, распространяющихся на всех граждан страны, установлен специальный вычет для лиц, получающих доходы от сельского и лесного хозяйства;

- уменьшение налогооблагаемой базы (выплаты в фонд социального страхования, расходы на профобразование, выручка от продажи земли, оборудования или скота и пр.);

- ускоренный порядок амортизации основных фондов. В сельском хозяйстве такой порядок предусмотрен практически во всех странах ЕС;

- возможность изменения налогового периода. Во Франции фермеры с определенным уровнем дохода вправе установить для себя производственный цикл, не совпадающий с календарным годом.

В США действует несколько иной порядок начисления и уплаты подоходного налога. Здесь применяется более широкое понятие налогооблагаемой базы. В частности, в общий доход включается бартерный доход, полученный от реализации продукции или продажи своего труда по бартеру. Он оценивается по «справедливой рыночной цене» (fair market value) определенного вида товара или услуг.

В отличие от других стран, в США подоходный налог относится не только к национальным налогам. Он взимается и на уровне штатов. При этом если ставки национального налога едины и находятся в пределах 15-33 %, то на местном уровне они существенно различаются. В штате Нью-Йорк, например, дополнительно к федеральному налогу устанавливается подоходный налог, равный 5,5 % при уровне дохода до 27 000 долл. США в год и 7,0 % - свыше 27 000 долл. США в год.

Льготный характер налогообложения в США сводится к следующему:

- основная часть фермеров имеет низкий доход по сравнению с доходами в других отраслях, поэтому они уплачивают подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков;

- из базы вычитается необлагаемый налогом минимум, а также выплаты в социальные фонды;

- имеется возможность платить налог со среднего за три года дохода.

Налог на доходы юридических лиц или корпоративный налог имеет

меньшее распространение в сельском хозяйстве развитых стран. Его уплачивают кооперативы. Объектом налогообложения является чистый доход, полученный от любых видов деятельности и операций, включая операции с имуществом за определенный период. Из выручки вычитаются: материально-технические затраты, заработная плата, процент по кредиту, амортизация, расходы будущих периодов, изменения остатков незавершенного производства и запасов.

Ставки корпоративного налога, как показывает исследование, находятся в диапазоне от 15 до 35 %. Однако и здесь действуют льготы:

- освобождение от уплаты налога. Такая практика используется в Италии, когда размер дохода, распределяемого между членами кооператива по паям, составляет менее 60 % размера совокупных издержек (расходов), за исключением расходов на сырье. Во Франции освобождены от уплаты животноводческие кооперативы и консорциумы кооперативов;

- снижение ставок и налогооблагаемой базы. В частности, в ЕС кредитные кооперативы исключают из налогооблагаемой базы проценты по кредитам, выплаченным членами кооперативов, кроме того, на 50 % снижен налог для кооперативов, расположенных в горной местности;

- определенные преференции вновь создаваемым кооперативным структурам. Например, в Италии в течение первых 10 лет с момента создания кооперативы по первичной переработке сельскохозяйственной продукции освобождаются от уплаты налога на доходы юридических лиц и местного налога на доходы. По истечении 10 лет деятельности ставка местного налога на прибыль составляет 15 % [10].

В мировой практике налогообложения достаточно высокий удельный вес занимает земельный налог. В большинстве стран он является местным платежом, а его уровень обуславливается следующими факторами: наличие земельного рынка и характер системы сбыта сельскохозяйственной продукции, результативность производства и т. д. Однако в любом случае ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения намного ниже аналогичных ставок на землю иного назначения (как правило, не превышают 1 % от стоимости земли).

К тому же законы многих государств предусматривают дополнительные льготы по уплате этого налога:

- исключение сельскохозяйственных земель из налогообложения. Так, в Великобритании, Голландии и Швеции сельскохозяйственная земля, включая постройки на ней, не подлежит налогообложению;

- оценка налоговой стоимости земли не по рыночным ценам, а по кадастру, как, например, в Италии, или по стоимости ее реального использования, как в Канаде, что приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы;

- другие преференции. Так, в США фермер получает льготу по земельному налогу, если подписывает с администрацией штата контракт о сельскохозяйственном использовании участка на определенный срок (например, 10-20 лет). Если землевладелец нарушает контракт, он должен вернуть сумму неуплаченного налога (то есть разницу между ставкой налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения) и заплатить набежавший за это время процент.

Кроме земельного налога, в ряде стран имеет место налог на продажу земельных участков. В качестве базы для его исчисления используется фактическая цена продажи участка. При его уплате сельскохозяйственные производители также имеют различные льготы. В Германии и во Франции не облагаются налогом покупки дополнительных земельных участков, если размеры фермы после покупки не превышают пределы стандартного семейного хозяйства. В Италии ставка налога на продажу земельных участков составляет 8 %, а при повторной продаже земельного участка в течение пяти лет она снижается на четверть.

Существенное значение в мировой системе налогообложения имеют косвенные налоги, которые представлены в европейских странах налогом на добавленную стоимость или налогом с оборота - в США.

В ЕС механизм действия НДС един. Однако ставки и порядок распределения поступлений от его уплаты между бюджетами различных уровней неодинаковы. Так, во Франции платежи по данному налогу полностью направляются в национальный бюджет, тогда как в Германии эта сумма составляет 65 %, а 35 % остается в местных бюджетах.

Учитывая то, что в европейских странах сельское хозяйство представлено относительно мелкими семейными фермами, которые не имеют возможности вести сложную бухгалтерию движения товаров и услуг, а также не могут нести расходы по бухгалтерскому учету, здесь используется преимущественно льготный режим обложения НДС. Его суть заключается в следующем:

- освобождение ряда товаров от налога;

- начисление НДС с общей суммы оборота по результатам года;

- введение таких ставок, при которых сумма уплаченного налога полностью покрывается суммой начисленного налога.

В США, в отличие от ЕС, вместо НДС действует налог с продаж. Он имеет местное значение и обеспечивает около 30 % поступлений в бюджеты штатов. Объектом налогообложения является валовая выручка с продаж на каждой стадии обращения товара. Ставка налога колеблется в пределах 3-7,5 %, а в среднем составляет 4 %. Налог уплачивается в розничном звене торговли. Льготы для фермеров состоят в том, что при покупке средств производства и сырья сельскохозяйственного назначения он не взимается [1, 4].

Для разработки в отечественной практике аграрного производства эффективного налогового механизма, стимулирующего инновации, особый интерес в силу общности типа ведения сельского хозяйства представляет опыт России.

По многим направлениям инновационная политика Российской Федерации имеет существенное сходство с европейскими странами. Это касается прежде всего предоставления налоговых преференций при налогообложении прибыли предприятиям, занимающимся созданием инновационного продукта. В частности, в 2011 г. были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации: определен перечень статей расходов, которые относятся к затратам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, усовершенствован порядок их учета.

Так, все налогоплательщики, осуществляющие расходы на НИОКР по перечню, который был установлен правительством, имеют право включать их в состав прочих расходов отчетного периода с коэффициентом 1,5. А с целью обеспечения равномерного учета затрат предоставляется возможность формирования резервов таких расходов. На основании уже разработанных и утвержденных программ налогоплательщик самостоятельно принимает данное решение и отражает его в учетной политике для налогообложения. Резерв может создаваться на запланированный срок, но не более двух лет [8].

В отношении стимулирования внедрения новшеств в аграрную сферу в России, как и в мировом сообществе, практикуется формирование благоприятной налоговой среды для сельскохозяйственных товаропроизводителей, ориентированной не столько на степень их вовлечения в инновационные процессы, сколько на общий уровень результативности. Отличием выступают виды налоговых платежей, что обусловлено развитием крупнотоварного сектора производства.

Российские аграрии имеют право выбора режима налогообложения - общий (традиционный) или специальный. Общую систему налогообложения применяют преимущественно налогоплательщики, которые наряду с производством сельскохозяйственной продукции занимаются ее переработкой, а также другими видами коммерческой деятельности. В этом случае предусмотрены следующие виды налоговых платежей:

- налог на прибыль, который рассчитывается по результатам реализации произведенной, переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. В 2004-2012 гг. его ставка составила 0 %, в перспективе планируется: 2013-2015 гг. - 18 %, с 2016 г. - 20 %;

- налог на добавленную стоимость. Его ставки дифференцированы в зависимости от вида проданной продукции (работ и услуг): 0, 10, 18 %;

- налог на имущество. Он относится к региональным налогам, рассчитывается исходя из размера остаточной стоимости имущества, а его ставки не должны превышать 2,2 %;

- земельный налог. Налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость земель. Для сельхозугодий используется ставка 0,3 %, для прочих - 1,5 %.

К специальным режимам налогообложения относятся упрощенная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. Последний на практике получил наибольшее распространение. Его применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество и единого социального налога [7].

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, у которых доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (в том числе выращивание рыбы) и продукции первичной переработки, произведенной из собственного сырья, составляет не менее 70 % валовой выручки. Ставка налога определена на уровне 6 % от суммы полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.

Заключение. Таким образом, проведенные исследования мирового опыта стимулирования инновационного развития сельского хозяйства налоговыми инструментами позволяют заключить, что налоговая политика зарубежных стран в этой сфере направлена преимущественно на поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Стимулирование внедрения новшеств осуществляется косвенно, путем создания благоприятных налоговых условий, позволяющих обеспечить

эффективность деятельности аграриев и их заинтересованность в инновационных процессах. При этом налоговый инструментарий сводится к следующему: снижение основной ставки налога; упрощенный порядок расчета налога и ведения бухгалтерской отчетности для фермеров с низкими доходами; введение необлагаемого налогового минимума; снижение налогооблагаемой части дохода за счет предварительных вычетов; выведение из налогообложения ряда поступлений; особый режим расчета капитальных затрат для подсчета издержек производства; использование режима ускоренной амортизации и т. д.

Список литературы

1. Алехин, С.Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства / С.Н. Алехин // Финансы и кредит. -2006. - № 9. - С. 60-65.

2. Береговой, В.А. Инновации: налоговый аспект (зарубежный опыт) / В.А. Береговой // Налоги. - 2007. - № 5. - С. 38-39.

3. Домрачева, Е.С. Налогообложение в системе государственного регулирования АПК / Е.С. Домрачева // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2008. - № 7. - С. 7.

4. Забегалова, Е. Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога / Е.Л. Забегалова // Финансы и кредит. - 2006. - № 12. - С. 48-49.

5. Касторнов, Н.П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК / Н.П. Касторнов // Финансы и кредит. - 2006. - № 7. - С. 47-48.

6. Кухаренко, В.Б. Налоговые системы зарубежных стран / В.Б. Кухаренко, Н .Н. Тютюрюков. - М.: РАГС, 2009. - 143 с.

7. Маркелова, С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С.В. Маркелова. -Ульяновск: УлГТУ, 2009. - С. 9-21.

8. «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Федеральный закон Российской Федерации № 132-ФЗ от 7 июня 2011 г. // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/08/ nalog-dok.html. - Дата доступа: 12.03.2012.

9. Папцов, А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса / А.Г. Папцов. - М.: Гриф и К, 2009. - 288 с.

10. Пьянова, М.В. К вопросу о налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей / М.В. Пьянова // Налоги и налогообложение. - 2012. -№ 1.- С. 51-57.

Информация об авторе

Тетёркина Алла Михайловна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора финансов Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси«. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-11-00. E-mail: [email protected].

Материал поступил в редакцию 08.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.