Научная статья на тему 'Активизация инновационной деятельности в сельском хозяйстве с использованием системы налогообложения'

Активизация инновационной деятельности в сельском хозяйстве с использованием системы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарук Н. Ф., Носов А. В.

В статье рассмотрена роль системы налогообложения в стимулировании инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций. Авторами предложен механизм совершенствования действующей системы налогообложения сельскохозяйственных и научных организаций, предусматривающий систему налоговых льгот и преференций, направленных на активизацию инновационной деятельности в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the role of the system of taxation in stimulation of innovative activity of agriculture enterprises. The author of this article offer the mechanism of perfection of present system of the taxation in agriculture and scientific enterprises, including system of tax privileges and the preferences, directed to the activation of innovation activity in agriculture.

Текст научной работы на тему «Активизация инновационной деятельности в сельском хозяйстве с использованием системы налогообложения»

УДК 336.2+63

АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Н.Ф. Зарук, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Финансы» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, zaruk84@bk.ru

А.В. Носов, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры ««Финансы» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, a_nosov83@mail.ru

Ключевые слова: инновационная деятельность, сельское хозяйство, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые льготы, преференции, инвестиционный налоговый кредит.

В статье рассмотрена роль системы налогообложения в стимулировании инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций. Авторами предложен механизм совершенствования действующей системы налогообложения сельскохозяйственных и научных организаций, предусматривающий систему налоговых льгот и преференций, направленных на активизацию инновационной деятельности в сельском хозяйстве.

в современных условиях во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики. опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоёмкие технологии, активная инновационная деятельность являются исходной движущей силой всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост сельхозпроизводства обеспечивается благодаря реализации научно-технических достижений. так, в сША в течение последних десятилетий около двух третей прироста сельскохозяйственной продукции достигалось за счёт реализации достижений нтП. Показатели продуктивности растениеводства и животноводства европейского уровня могут быть достигнуты на базе инновационной модернизации, интеграции аграрной науки, финансовых, материально-технических и других ресурсов, решения задач, поставленных Госпрограммой развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. в настоящее время инновационный потенциал отечественного АПк используется на 4-5%, в то время как в сША он составляет 50%. доля наукоёмкой продукции в АПк россии не превышает 0,3% от общего объема, а в развитых странах составляет более 20%[3]. налогообложение сельскохозяйственных

товаропроизводителей в развитых странах строится по единым принципам, обладает большими возможностями воздействия на эффективность производства, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать инновационное развитие сельского хозяйства и повышать уровень благосостояния населения.

развитие сельского хозяйства на инновационной основе в современных условиях является залогом для обеспечения продовольственной безопасности россии, так как до сих пор сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. так, за счет импорта формируется до 40 % ресурсов на продовольственном рынке.

роль налоговой системы в поддержке инновационной активности организаций заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, то есть для активизации вложения инвестиций в новые продукты, технологии. налоговая система не должна создавать препятствий для предложения инноваций -деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследова-

ний и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда [1].

основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайшего времени впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности предприятий. создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в российской Федерации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе [2].

Нестабильность, сложность и неоднозначность российского налогового законодательства, его фискальная направленность, а также недостаточное использование налоговых инструментов в целях стимулирования инновационных и инвестиционных процессов не позволяет налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.

Общий размер кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области на 01.01.2010 года составил около 5 млрд. руб. Доля налогов и других обязательных платежей в бюджет в структуре кредиторской задолженности составляет в среднем около 30%. В 2009 году сельскохозяйственные организации Пензенской области перечислили всего налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 1,84 млрд. руб., что на 4,5% больше, чем в 2008 году. Размер начисленных налогов, сборов и других обязательных платежей составил 2,18 млрд.

руб., что на 36,2% выше, чем в 2008 году. Из этого следует, что полнота уплаты налогов и сборов составила в 2009 году 84,4%, что в первую очередь связано с последствиями финансового кризиса.

Анализируя уровень налоговой нагрузки сельскохозяйственных предприятий Пензенской области по наиболее распространенным методикам расчета, следует отметить, что он варьирует в разрезе методик. однако следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция роста налоговой нагрузки, например, нагрузка, рассчитанная по методике Минфина РФ, которая является официальной, составила 17,8%. однако эта методика не отражает реальный уровень налоговой нагрузки, так как налоги соотносятся с выручкой от реализации, включающей не только источники уплаты налогов, но и материальные затраты. По методикам Е.А.Кировой и М.И.Литвина уровень налоговой нагрузки за 2009 год составляет 34,4% и 31,6% соответственно. Уровень налоговой нагрузки, рассчитанный по предложенной нами методике, где учитываются реально уплаченные налоги из собственных источников, которые соотносятся с добавленной стоимостью за минусом субсидий и дотаций, оказывающих значительное влияние в сторону завышения показателя налоговой нагрузки, составил 55,1%. А уровень налоговой нагрузки, рассчитанный с учетом субсидий и дотаций, ниже почти в 2 раза и составил в 2009 году 28,6%.

таким образом, существующая система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей не в полной мере учитывает специфику отрасли, а относительно высокий уровень налоговой нагрузки не в полной мере обеспечивает стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве.

В настоящее время список налоговых льгот и преференций, предусмотренных для организаций, в том числе сельскохозяйственных, занимающихся инновационной деятельностью, относительно невелик. Так, в НК РФ предусмотрены следующие налоговые льготы для стимулирования инновационной активности предприятий (Рис.1). Так, например, в соответствии с НК РФ (ст. 262 ч. II) предусмотрено полностью принимать расходы НИОКР, относящиеся к созда-

рис.1. - Существующие налоговые льготы, стимулирующие использование инноваций в сельском хозяйстве

нию новой или усовершенствованию производимой продукции, после завершения этих разработок, включать в состав прочих расходов равномерно в течение года, а для отдельных видов НИОКР, установленных Правительством РФ, с коэффициентом 1,5. Не подлежат обложению Ндс операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий и т.д.

Однако для решения всех поставленных задач необходимо создание эффективного налогового механизма, включающего введение налоговых льгот и преференций для сельскохозяйственных и научных организаций АПК, создающих и внедряющих инновационные продукты и технологии в сельскохозяйственное производство.

В связи с этим можно сформулировать следующие предложения, направленные на активизацию инновационной деятельности в сельском хозяйстве посредством внесения изменений и дополнений в НК РФ:

- во всех организациях науки, независимо от формы собственности, а также с целью упрощения межбюджетных расчетов

восстановить льготу по налогу на имущество для организаций науки (Ц_,И). Поскольку научно-исследовательская деятельность осуществляется как в организациях науки, так и в системе высшего образования, то льгота должна распространяться и на высшие учебные заведения. Выпадение доходов бюджета Пензенской области при предоставлении льготы по налогу на имущество организациям отрасли науки и научного обслуживания, образования, по данным 2009 г., могло составить LНИ = 30419, 4 тыс. руб. (среднегодовая стоимость амортизируемого имущества за минусом амортизации, рассчитанная по данным Пензенского областного комитета государственной статистики в сумме 1382,7 млн. руб., умноженная на ставку налога на имущество 2,2 %). На эти цели в федеральном бюджете предусмотрен резерв на компенсации по уплате налога на имущество и земельного налога для федеральных государственных учреждений (в том числе учреждениям науки и образования). Однако подобный механизм межбюджетного перераспределения доходов представляется излишне сложным и дорогостоящим;

- для сельскохозяйственных организаций, применяющих инновационные тех-

нологии, а также использующих земельные участки для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, предусмотреть освобождение их от уплаты земельного налога (ЦНЗ). Так, на сегодняшний день в Пензенской области около 60% посевных площадей обрабатывается по интенсивной ресурсосберегающей технологии. Таким образом, при уплате земельного налога сельскохозяйственные товаропроизводители, использующие инновационные ресурсосберегающие технологии области, смогли бы сэкономить ЦНЗ = 13694,4 тыс. рублей. Это незначительная сумма, однако введение льготы по налогу на землю будет способствовать развитию земледелия на основе внедрения инновационных технологий;

- по средствам, направленным на финансирование капитальных вложений, для сельскохозяйственных предприятий, использующих общий режим налогообложения (около 25% от общего числа сельскохозяйственных предприятий Пензенской области) и применяющих инновационные технологии, размер амортизационной премии увеличить с 10% (30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) до 50% (ЦАП). Кроме того, современный научно-технический прогресс, высочайшие темпы морального старения инновационной идеи, продукта, технологии объективно приводят к необходимости более частой смены оборудования с целью соответствия уровню конкурентоспособности проводимых исследований и разработок. Поэтому считаем целесообразным предоставить право списывать расходы капитального характера на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки равномерно в течение года приобретения основных средств. При этом льгота по налогу на прибыль в сумме осуществленных капитальных вложений не должна уменьшать налогооблагаемую прибыль более чем на 90%. Введение данной льготы по налогу на прибыль равносильно снижению ставки по налогу на прибыль до двух процентов, т.е. в размере налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет. По данным 2009 г., платежи в региональный бюджет уменьшились бы на ЦАП = 39352 90%= 35416,8 тыс. рублей;

- предоставить возможность органам региональной власти субъектов Российской Федерации предоставлять инвестиционный налоговый кредит в размере 100% налоговых платежей для сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих специальные налоговые режимы. При этом размер процентов по кредиту не должен превышать % ставки рефинансирования ЦБ РФ. Предельный срок предоставления кредита не должен превышать 5 лет, причем на уплату процентов по инвестиционному налоговому кредиту должна предоставляться отсрочка на 12 месяцев, с момента получения кредита. Таким образом, максимальные потери бюджетной системы, рассчитанные по данным сельскохозяйственных предприятий Пензенской области, за 2009 г. составят около ЦИНК = 14187 тыс. рублей.

В результате предлагаемого пакета поправок в НК РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности в сельскохозяйственных и научных организациях АПК, общие потери бюджетной системы на уровне Пензенской области составят (Ц):

Ц = ЦНИ + ЦНЗ + ЦАП + ЦИНК

Ц = 30419, 7 + 13694, 4 + 39352 + 14187 = 97653, 1 тыс. руб.

Реализация предлагаемой системы налоговых льгот и преференций, направленных на активизацию инновационной деятельности в сельском хозяйстве, с одной стороны, позволит снизить налоговую нагрузку, а с другой - будет способствовать укреплению финансового состояния и развитию сельскохозяйственного производства на инновационной основе, что в последующем приведет к увеличению налоговых доходов бюджетов различных уровней в основном за счет роста объемов продукции, произведенной с использованием инноваций.

Библиографический список

1. Зарук Н.Ф. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности / Н. Ф. Зарук, А.В. Носов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 6.

- С.7-10.

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов / Налоговый вестник. -2010. - № 8.

3. Федоренко В.Ф., Инновационная

деятельность в АПК: состояние, проблемы, перспективы:/В.Ф. Федоренко, Д.С. Букга-лин, Э.Л. Аронов// научн.изд. - М.:ФГНУ «Росинформагротех», 2010. - 280с.

УДК 631.15; 338.43

становление малых форм хозяйствования В АПк ульяновской ОБЛАСТИ

М. С. Салова, кандидат экономических наук, доцент, директор департамента Министерства сельского хозяйства Ульяновской области тел. 8(8422)44-06-12

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, малые формы хозяйствования, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственная продукция, кредиты, экономическая поддержка, вертикальная кооперация, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.

Освещается работа малых форм хозяйствования на селе: личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, показывается их роль и место в сфере производства сельскохозяйственной продукции и в формировании продовольственных ресурсов области. Анализируется участие мелких сельхозпроизводителей в выращивании овощей, картофеля, молока и мяса. Аргументируется необходимость развития кооперации в сельском хозяйстве, создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В Ульяновской области сельское хозяйство выступает в качестве одной из важнейших отраслей и занимает особое место в экономике региона. На данном этапе особую значимость в развитии продовольственного комплекса области приобретает мелкотоварное сельскохозяйственное производство - личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства. Правовой основой деятельности мелкотоварного производства в сельском хозяйстве являются Федеральные Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О сельскохозяйственной кооперации», «Земельный кодекс», «Гражданский кодекс», ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие законодательные акты.

Формирование многоукладной экономики в АПК в целом можно рассматривать как одно из направлений экономической реформы в сельском хозяйстве. становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Ульяновской области повышает

актуальность более глубокого осмысления их деятельности, изучения сущности, особенностей, как уже достигнутых результатов функционирования, так и выработки стратегических направлений и перспектив развития этой формы сельскохозяйственного производства применительно к специфическим условиям региона.

С учетом сложившейся ситуации в аграрной политике страны и региона в Ульяновской области разработана целевая программа по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, предусматривающая создание наиболее эффективных организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий, способствующих успешному их функционированию. Программа предусматривает на основе развития мелкотоварного производства в агропромышленном комплексе области увеличение доли его продукции в областных продовольственных ресурсах.

Однако в современных условиях ры-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.