МИРОВОЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕГО В
ЯРОСЛАВСКОМ РЕГИОНЕ
Лисина О. В., Студентка 1-го курса, специальность: Государственное и муниципальное управление ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль Научный руководитель: Воробьев Е.Б., к.п.н., доцент ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль
Аннотация: В статье рассмотрена проблема открытых данных органов государственной власти, а также современный механизм коммуникации государства и общества. Кроме того, анализируется эффективность данного механизма в процессе изменяющийся политической ситуации в мировой практике.
Ключевые слова: массовая коммуникация, связи с общественностью, электронное правительство, открытое правительство, интернет-портал.
Summary: The article deals with the problem of open data of public authorities, as well as the modern mechanism of communication between the state and society. In addition, the effectiveness of this mechanism is analyzed in the process of changing political situation in world practice.
Keyword: Mass communication, public relations, e-government, open government, Internet portal.
В настоящий момент, по данным социологического опроса, субъекты Российской Федерации сталкиваются с проблемой невысокого уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти. Одним из главных недостатков вертикальной системы государственного управления является то, что между государством и обществом существует разрыв, противопоставление деятельности политиков и желаний людей. Особенно остро это ощущается между государственным аппаратом и гражданским обществом [4]. Именно по этой причине наблюдается снижение уровня доверия населения к государственным институтам, пренебрежение правовыми нормами, появление разобщенности в обществе.
На сегодняшний день государственной власти РФ необходимо развитие информационных технологий, направленных на решение задач открытости органов государственной власти: информирование граждан о деятельности государственных органов и о результатах проведенных работ [5]. Поэтому вовлечение граждан в работу госаппарата позволит решить насущные проблемы совместными усилиями: сократить бюджетные издержки, отказаться от избыточного функционала органов публичной власти, оптимизировать систему государственного управления.
В настоящее время в Ярославской области уже существует проект открытых данных органов государственной власти, который реализуется в виде портала открытых данных ЯО. Согласно данным проектного центра «Инфометр» г. Санкт-Петербурга, который создает рейтинг порталов открытой власти субъектов Российской Федерации, Ярославский регион входит в десятку лучших, занимая достойную девятую позицию в данном рейтинге из 74 [2]. Данный результат был достигнут за счёт существенного увеличения количества размещённых на портале наборов открытых данных, а также публикаций, которых требует федеральное законодательство. Однако, перед регионом стоит основная задача -улучшение данной позиции, а также повышение уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.
Важно отметить, что в разных странах мира имеется различный опыт по предоставлению открытых данных по широкому кругу вопросов: в сфере образования, медицины, экономики, безопасности и т.д. Далее мы будем анализировать мировой опыт и способы усовершенствования действующих систем в Ярославской области, чтобы повышения региона в индексе открытости правительства.
К примеру, власти Объединённых Арабских Эмиратов уверены, что участие в международных рейтингах может стать движущей силой реформ, касающихся проблемы удовлетворенности гражданами органов государственного управления. В начале 2014 года они ввели новую правительственную инициативу, которая заключалась в повышении прозрачности и подотчётности работы правительства. Согласно этой программе, для государственных услуг результату деятельности каждого органа власти присуждаются звезды по шкале от двух до семи [1]. Данное оценивание представляется собой присуждение звезд органам власти как, к примеру, отелям. Получение высшего балла означает, что орган власти, по опросам сотрудников и граждан, наладил открытый обмен информацией о предоставлении услуг. В случае получения минимальной оценки министерствам отводится год на исправление результатов, если в конце года рейтинг не изменится, то будет пересмотрен весь персонал, а также план деятельности органа. Данная практика мониторинга каждого органа власти является эффективной, поскольку она наглядно демонстрирует оценку работы каждого органа властного субъекта. На наш взгляд, недостаточная проработанность механизма оценок удовлетворенности качеством государственных услуг в Ярославской области может быть устранена с помощью данного амбициозного проекта.
На наш взгляд, если правительство Ярославской области рассчитывает достичь быстрого и результативного сотрудничества с гражданами и организациями оно должно сделать более доступным интернет и мобильную связь. Хорошим примеров является Южная Корея. В данной стране был создан интернет-портал Е-Реор1е, который объединяет жалобы, предложения и петиции от граждан [3]. Сейчас портал
функционирует на 14 языках, обеспечивая возможность взаимодействия с органами власти не только для корейцев, но и для иностранных граждан. Ведомства, подвластные государству комментируют вопросы, предоставленные гражданами. О результатах рассмотрения и проведения в жизнь государственных решений ведомства обязаны публиковать отчеты, поэтому по каждому обращению гражданин может оценить удовлетворенность его рассмотрением.
В Ярославском регионе летом 2017 года начнет функционировать интернет-портал для обращений граждан, сейчас его рабочее название «Добрыня», где жители смогу адресно оставить свое сообщение, жалобу или предложение. Исходя из примера в Южной Корее у нас появились дополнения к данному сайту:
1. Введение еще двух языков (английского и китайского) для того, чтобы обеспечить возможность взаимодействия не только для русскоговорящих, но и для иностранных граждан.
2. Предоставления гражданам возможность предлагать рекомендации органам власти по совершенствованию государственного управления.
3. Формирование органами муниципальной власти отчетов о принятых решениях по обращениям и рекомендациям граждан. Люди должны иметь возможность оценивать содержание и качество данного отчета
4. Официальное опубликование оценки эффективности функционирования интернет-портала.
Одна из самых инновационных участий граждан является инициатива «совместного бюджетирования». К примеру, в Германии реализовывается совместное бюджетирование с 2007 года: в городе Кельн был проведен опрос населения с тем, чтобы разработать наиболее эффективные проекты улучшения состояния дорог, зеленых зон и спортивных сооружений. Участники, проголосовавшие за наиболее выгодные и привлекательные, по их мнению предложения, а топ - 100 идей оценивал Городской совет. Проект получил несколько наград, в результате чего его решили распространить и в других городах данной страны. Данную практику нужно перенимать и Ярославской области, это позволит решить множество проблем, стоящих перед регионом в данный момент, а также увидеть и проанализировать недовольства и предложения граждан. Необходимо периодически проводить опросы среди населения для выявления проблемных вопросов и путей их решения. Результаты опроса и отчеты о принятых мерах должны размещаться на порталах.
Анализ проектов, используемых в мировой практике показывает, что необходимо воплощать в жизнь такие из них, которые приводят к возможностям контроля и оценки результативности рассмотрения решений, то есть позволит гражданскому обществу и государственному аппарату совместно обсуждать, принимать и отчитываться о
происходящих изменениях. Необходимо также применять не только показатели участия граждан, но и показатели реальных оценок изменений, имевших место после реализации идей, в рамках сетевого взаимодействия.
Список использованных источников:
1. Абучакра Р., Хури М., Эффективное правительство для нового века/Реформирование государственного управления в современном мире //Под ред. М.: Олимп-Бизнес, 2016.
2. Инфометр //2016 Открытые данные регионов [электронный ресурс] URL: http: //system.infometer.org/ru/monitoring/3 71 /rating/
3. Камалова Г.Р. Открытые данные органов государственной власти: российский и зарубежный опыт. Башкортостан, 2014.
4. Рогозина Л.Г., Коваленко Е.А., Гришина Е.Е., Пороховская М.А. Участие общественных коллегиальных органов управления в социальных услугах: российский и зарубежный опыт // Под ред. Т.М. Малевой — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.
5. Скалабан И.А. Общественное участие: теория и практика социального конструирования: монография. Новосибирск, 2015.
ПОДДЕРЖКА ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ СИЛ КАК ЧАСТЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В ЕВРОПЕ
Ребров С. А.
Студент (магистр)1 курс Санкт-Петербургский государственный университет, факультет
политологии, г. Санкт-Петербург.
Научный руководитель:
Завершинский Константин Фёдорович, д.п.н., профессор кафедры теории и философии политики, Санкт-Петербургский государственный
университет, г. Санкт-Петербург.
Аннотация: В статье подробно рассматривается вопрос поддержки руководством России праворадикальных партий и движений в современной Европе. Автором поднимается вопрос идеологического и политического взаимодействия между российским руководством и европейскими крайне правыми, а так же произведён анализ причин их взаимодействия.
Ключевые слова: Европа, праворадикалы, Россия, национализм.
Summary: The article considers in detail the question of support by the leadership of Russia of right-wing radical parties and movements in modern Europe. The author raises the issue of ideological and political interaction between the Russian leadership and the European far right, as well as an analysis of the reasons for their interaction.
Keywords: Europe, right-wing radicals, Russia, nationalism.
В современной научно-исследовательской литературе идейно-теоретическая типология к анализу политических идей и их носителей в виде шкалы "левые-правые" подвергается всё большей критике за