Научная статья на тему 'Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: исследование, анализ, направления совершенствования'

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: исследование, анализ, направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2136
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Алина Михайловна

В статье анализируется состояние ключевых элементов инфраструктуры электронного правительства, активность пользователей единого портала государственных услуг. Также рассматриваются направления совершенствования механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, мероприятия, направленные на стимулирование спроса на электронные государственные услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN ELECTRONIC FORM: RESEARCH, ANALYSIS, IMPROVEMENT DIRECTIONS

This article examines the condition of the key elements of e-government infrastructure, activity of users of the unified portal of public services. Also discusses the ways of improving the mechanisms providing the state and municipal services in electronic form, the actions directed on stimulation of demand for electronic public services

Текст научной работы на тему «Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: исследование, анализ, направления совершенствования»

УДК 330.117 © А.М.Степанова

А.М. Степанова

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ, АНАЛИЗ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье анализируется состояние ключевых элементов инфраструктуры электронного правительства, активность пользователей единого портала государственных услуг. Также рассматриваются направления совершенствования механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, мероприятия, направленные на стимулирование спроса на электронные государственные услуги.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-телекоммуникационные технологии, электронное правительство.

Задача по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид закреплена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В период 2009-2013 годов в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» проводились работы по созданию инфраструктуры электронного правительства для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также организации эффективного межведомственного информационного взаимодействия и государственного управления.

Основными элементами инфраструктуры являются: единый портал и реестр государственных и муниципальных услуг; единая система межведомственного электронного взаимодействия; единая система идентификации и аутентификации.

Инфраструктура введена в действие в марте 2011 года и позволяет дистанционно оказывать услуги органами власти всех уровней гражданам и организациям, сократить время и количество документов для оказания услуги, обеспечить прозрачность оказания услуг.

Министерством связи и массовых коммуникаций совместно с Министерством экономического развития была разработана Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утверждена распоряжением

Правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 2516-р) в соответствии с поручением премьер-министра и направлена на повышение качества и доступности электронных государственных услуг в рамках выполнения Указа Президента № 601 от 7 мая 2012г.

Концепция предусматривает мероприятия по созданию и развитию:

• единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

• организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей при оплате государственных услуг;

• национальной платформы (облачных вычислений);

• информационных систем, обеспечивающих эффективную реализацию своих полномочий органами государственной власти и местного самоуправления;

• системы учёта информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого информационного пространства в сфере управления информационно-коммуникационными технологиями в государственном секторе;

• системы межведомственного электронного взаимодействия.

Меры, предусмотренные Концепцией, направлены на повышение эффективности деятельности по формированию в Российской Федерации электронного правительства и предполагают повышение доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, до 70 процентов, а также на повышение

уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления услуг до 90 процентов.

Одним из ключевых элементов электронного правительства является система межведомственного электронного взаимодействия. С 2012 года стартовал информационный обмен сведениями между субъектами Российской Федерации и федеральными органами власти Российской Федерации. По состоянию на 28 октября 2013 года доступ в информационную систему «Система контроля прохождения регламентных процедур» получен всеми субъектами. На основании статистики по использованию системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) составляется рейтинг субъектов путём соотнесения количества запросов с использованием СМЭВ на 1 тыс. жителей каждого субъекта Российской Федерации.

социологической службы Фонд Общественного Мнения, ежемесячная активная аудитория российского Интернета насчитывает 66,1 млн. пользователей, что составляет около 57 % населения России (рис.1). Более 52,2 млн. пользователей выходят в Интернет ежедневно [1].

Однако согласно данным, содержащимся в аналитическом отчете о работе Единого портала государственных услуг, подготовленном Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, по итогам 2013 года количество пользователей, зарегистрированных на едином портале государственных услуг (далее - ЕПГУ), превысило всего 7,1 миллиона человек.

Главным итогом портала работы за предыдущий год стало более чем двукратное увеличение числа зарегистрированных пользователей, абсолютный прирост зарегистрированных посетителей ЕПГУ в 2013 году - 3,4 миллиона человек. Все эти пользователи могут совершать с

Рис. 1. Динамика проникновения Интернета в России (по данным ФОМ)

В настоящее время готовность региональных сведений в продуктивной среде СМЭВ составляет 86,6%. Среди лидеров: Московская, Новосибирская, Курганская, Ростовская, Иркутская, Ульяновская области, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, а также ряд других субъектов.

Россия обладает большим потенциалом в Интернет-пространстве для развития электронных государственных услуг. По данным отчета «Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2013» (подготовлен по результатам опроса 30 тыс. респондентов, приведенные в отчете показатели относятся к населению России в возрасте 18 лет и старше) независимой

помощью ЕПГУ юридически значимые действия удаленно, то есть избавлены от необходимости посещения государственных органов. Также за прошлый год более чем вдвое выросла и среднемесячная аудитория портала.

Согласно отчету, в течение 2013 года ЕПГУ в среднем ежемесячно посещало 3,1 миллиона человек, это более чем вдвое превышает показатель 2012 года, когда среднемесячная аудитория портала составляла 1,4 миллиона человек. Пик посещений 2013 года пришелся на май - 4 423 740 посетителей.

Согласно данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, самой востребованной среди населения государственной

услугой стала проверка штрафов ГИБДД (39% от общего числа запросов). В области налогообложения прямые резервы в виде наращивания налоговой базы, как правило, уже отсутствуют, поэтому не менее важным направлением представляется проведение информационной работы с населением [2, с. 56]. Следующая по популярности услуга - проверка налоговой задолженности (21%) способствует сокращению недоимки по налогам. На третьем месте - выдача загранпаспорта нового образца (14 %).

Всего через ЕПГУ было подано свыше 14 миллионов заявлений: более 13 миллионов через сайт и более 800 тысяч через мобильные приложения. В 2012 году эти числа составляли примерно 7 миллионов и 340 тысяч, соответственно.

В 2013 году почти в 5 раз увеличилось количество платежей через ЕПГУ. Было осуществлено транзакций более чем на 560 миллионов рублей при общем количестве платежей более 527 тысяч. Таким образом, средний платеж составил чуть более 1000 рублей. Это оплаты штрафов ГИБДД, госпошлин за постановку транспортных средств на учет и за выдачу водительских удостоверений, задолженностей службе приставов и начислений ЖКХ.

Самый значительный рост зарегистрирован по направлению Госавтоинспекции МВД России, которая отправила с помощью портала более 1,8 миллиона уведомлений о начислении штрафов гражданам по сравнению с 21 тысячами уведомлений в 2012 году.

Таким образом, более 4,5 % граждан страны зарегистрированы на Едином портале (по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2010 году - 0,15 %, в 2012 году - 1,8 %), в то время как к 2018 году необходимо довести долю пользователей портала до 70 %.

В июле 2013 года Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подготовило сводку статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом единым порталом государственных услуг во всех субъектах России.

Как выяснилось, наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1 % населения). Эксперты министерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу государственных услуг в электронный вид.

Следом в рейтинге расположились Калининградская (10,5 %) и Амурская (10,4 %) области, а также Ханты-Мансийский АО (10,1 %) и Хабаровский край (8,7 %).

Вопреки ожиданиям, Москва оказалась на лишь 13 месте (5,7 %), Омская область (4,4 %), а Санкт-Петербург (3,8 %) занял 26 строчку. Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению государственных услуг. По этой же причине, Татарстан, будучи лидером в России по уровню информатизации госорганов, с показателем в 0,9% оказался в пятерке регионов с негативными показателями.

В это же число, но по другим основаниям, попали: Кабардино-Балкария (0,5 %), Карачаево-Черкесская Республика (0,7 %), Тыва (0,8 %) и Ингушетия (1,0 %). Результат этих регионов, как правило, определен экономической ситуацией, невысоким уровнем доступности широкополосного интернета и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала.

Для увеличения числа подключенных граждан Министерство связи и массовых коммуникаций РФ планирует реализовать несколько инициатив. В частности, в 2013 году был реализован проект по развитию единой системы идентификации и аутентификации, в том числе созданы возможность проверки данных в режиме онлайн и дополнительные инструменты регистрации и авторизации, направленные на упрощение прохождения процедуры регистрации. В дальнейшем планируется поэтапное увеличение точек верификации и регистрации учетных записей пользователей системы на базе отделений ФГУП «Почта России», многофункциональных центров, территориальных отделений федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов. Пилотные проекты по регистрации на ЕПГУ через многофункциональные центры в феврале 2014 г. стартуют в Башкирии, Приморском крае, Ростовской, Томской, Тюменской и Челябинской областях. В апреле-июле 2014 г. аналогичные пилотные проекты пройдут в почтовых отделениях. Эти мероприятия направлены на приобщение большего числа граждан к получению услуг в электронном виде.

Также Министерство экономического развития подготовило законопроект, который направлен на стимулирование спроса на электронные услуги. Законопроект опубликован на едином портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

ЗаконопроектразработанМинэкономразвития России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации и предусматривает увеличение закрепленного Налоговым кодексом

Российской Федерации размера некоторых государственных пошлин. При этом размер отдельных государственных пошлин, напротив, был существенно сокращен, учитывая их социальную значимость для граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Так, пошлина за государственную регистрацию брака увеличится с 200 до 300 рублей; при расторжении брака в судебном порядке с каждого из супругов будут взиматься не 400, а 1000 рублей; изменение имени обойдется в полтора раза дороже - в 1500 рублей, во столько же подорожает выдача загранпаспорта старого образца, а пошлина за документ с биометрическими параметрами составит 3600 рублей (вместо 2500 рублей).

Законопроектом предлагается установить скидку при оплате государственной пошлины в размере 50% в случае направления заявителем заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронной форме и получения результата без посещения уполномоченного органа власти (в электронном виде или посредством почтовых отправлений). Предположительно 35% обращений по услугам, предоставление которых возможно полностью в электронном

виде в соответствии с действующим законодательством, в 2014 году будет предоставлено в электронном виде. Соответственно, доход от предоставления электронных услуг может достигнуть 10 % от общего объема средств, полученных от предоставления государственных услуг (по которым взимается государственная пошлина). Предполагаемая дата вступления законопроекта в силу - 1 июля 2014 г.

Принципиальным отличием настоящего этапа развития предоставления государственных услуг является уже не увеличение числа услуг, предоставляемых в электронном виде, а качество оказания государственных и муниципальных услуг с точки зрения пользовательского опыта. Определение стандартов качества оказания услуг и их применение к наиболее популярным и востребованным услугам призвано максимально упростить взаимодействие граждан с государством. Применение современных информационных технологий позволит создать полный жизненный цикл государственной услуги в электронном виде с момента заявления и информирования о статусе до гарантированного получения результата услуги или его обжалования.

Библиографический список

1. Отчет независимой социологической службы Фонд Общественного Мнения «Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2013» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://runet. fom.rU/Proniknovenie-interneta/11067, свободный.

2. Симонова, Н. Ю. Проблемы формирования местных бюджетов в современных условиях хозяйствования [Текст] / Н.Ю. Симонова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - №2 (6). - С. 55-61.

PROVIDING THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN ELECTRONIC FORM: RESEARCH,

ANALYSIS, IMPROVEMENT DIRECTIONS

Alina M. Stepanova,

assistant, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. This article examines the condition of the key elements of e-government infrastructure, activity of users of the unified portal of public services. Also discusses the ways of improving the mechanisms providing the state and municipal services in electronic form, the actions directed on stimulation of demand for electronic public services.

Keywords: information society, information and telecommunication technologies, e-government.

Сведения об авторе:

Степанова Алина Михайловна - ассистент кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: a251814@mail. ru.

Статья поступила в редакцию 06.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.