Б01 10.52170/1815-9262_2021_56_28 УДК 656.212.5
А. Л. Казаков, М. М. Павидис
Мировой опыт работы железнодорожных сортировочных станций:
*
современное состояние, тенденции и перспективы
Поступила 16.09.2020
Рецензирование 26.10.2020 Принята к печати 13.01.2021
Одна из ключевых задач для железных дорог мира - это развитие сортировочных комплексов, поскольку от их слаженной работы зависит надежность всего перевозочного процесса. Несмотря на то что все национальные железные дороги имеют свои особенности, существуют общие закономерности развития железнодорожного транспорта.
В настоящей статье проводится анализ зарубежного опыта сортировочной работы. Авторы рассматривают сортировочные станции, расположенные на территории от Юго-Восточной Азии до Северной Америки. В каждом регионе выявлены свои тенденции и особенности. Так, в Северной Америке и Германии сортировочным станциям уделяется большое внимание, строятся новые и модернизируются существующие объекты. Новая станция Машен, самая крупная и мощная в Европе, оснащенная самым современным оборудованием, располагается в Германии. Самой большой в мире является сортировочная станция Бейли-Ярд, которая находится в США. В крупнейших промышленных центрах Канады, где объем местной работы значителен, новые сортировочные станции сооружают с двумя последовательно расположенными сортировочными парками, что позволяет обеспечить наибольшую поточность операций. Во Франции построена сортировочная станция Сиблен, на которой между парком прибытия и сортировочным парком сконструированы две горки. Это позволяет одновременно надвигать поезда, что увеличивает скорость сортировочной работы. В США и странах Азии развивается обращение контейнерных маршрутов. Работа в данном направлении подразумевает транзитное проследование контейнерных поездов через большинство сортировочных станций, что позволяет существенно увеличить их скорость движения. Еще одной важной мировой тенденцией развития сортировочной работы является повсеместная автоматизация процессов.
В заключении на основе выполненного анализа тенденций и особенностей сортировочной работы за рубежом формулируются некоторые рекомендации по совершенствованию работы отечественных железнодорожных сортировочных станций, а также определяются возможные направления дальнейших исследований, связанных с моделированием их работы.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, мировой транспорт, транспортный процесс, транспортная логистическая система, железнодорожная сортировочная станция, математическое моделирование.
Введение
В настоящее время железнодорожный транспорт России активно развивается: модернизируются имеющиеся и строятся новые пути, разрабатываются методы увеличения пропускной способности, автоматизируются операции на железнодорожных станциях и др. При этом одним из препятствий на пути поступательного развития российской железнодорожной отрасли является проблема скорости движения поездов. Так, маршрутная скорость грузовых поездов составляет 460 км/сут, что отрицательно сказывается на работе транспортной отрасли и экономике в целом. В решении обозначенной проблемы большую роль играют сортировочные станции (СС), так как на скорость движения поездов напрямую
влияет маршрутная скорость, которая учитывает время на разгон, замедление и остановку на всех технических станциях.
Основные принципы работы СС РФ изложены в нормативных документах. Так, в [1-3] приведены классификация железнодорожных СС, основные операции по пропуску поездов и переработке вагонопотоков; изложены принципы конструирования горловин парков, обеспечивающие высокую надежность работы. Кроме того, в [2] определены варианты маршрутов в горловинах парков и проектные решения, устраняющие их массовые пересечения. В [3] изложены принципы проектирования железнодорожных станций и узлов, которые в настоящее время используются российскими железнодорожниками.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект 20-010-00724; РФФИ и правительства Иркутской области, проект 20-47-383002.
Для совершенствования сортировочной работы, помимо отечественных разработок, считаем целесообразным применение зарубежного опыта. В отечественной литературе имеются работы, посвященные анализу зарубежных СС. Так, например, в [4] изучается мировой опыт работы железных дорог, в частности история развития железных дорог США, Канады и других стран. В статьях [5, 6] представлены тенденции развития зарубежного и отечественного железнодорожного транспорта. В [7] проводится анализ методов математического моделирования СС СевероАмериканского континента, приведены сведения о различных технических решениях, которые позволяют максимально автоматизировать работу сортировочных горок. В [8, 9] представлен опыт регулирования и реформирования железнодорожного транспорта США, Германии, Великобритании, Франции и Канады.
Тем не менее авторам не удалось найти научных публикаций, в которых был бы выполнен комплексный анализ сортировочной работы зарубежных железных дорог и организации работы СС. Целью настоящей статьи является устранение этого пробела.
Авторы рассматривают СС от Юго-Восточной Азии до Европы и Северной Америки. В каждом регионе определяются основные тенденции и характерные особенности. На основе проведенного анализа делаются выводы и высказываются рекомендации по применению зарубежного опыта для совершенствования работы российских сортировочных станций, а также обосновывается целесообразность проведения дальнейших исследований, связанных с применением методов математического и компьютерного моделирования для сценарного анализа сортировочной работы.
Восточная и Юго-Восточная Азия
В регионе ключевую роль играют экономики Японии, Китая и Индии. Прочие государства существенно уступают указанным по размеру ВВП. Рассмотрим самые крупные сортировочные станции данного региона.
Япония. На сегодняшний день железнодорожный транспорт Японии ориентирован на перевозку пассажиров. Грузы перевозятся морским и автомобильным транспортом, так как тарифы на их перевозку значительно ниже, чем на
железных дорогах. Из-за отсутствия грузового вагонопотока все СС Японии закрыты [10].
Тем не менее схемы СС Японии интересны для изучения, поскольку на них были использованы нестандартные инженерные решения. В частности, путевое развитие и расположение сортировочных устройств на СС Японии во второй половине ХХ в. позволили обеспечить максимальную (на тот момент) поточность операций.
СС в Японии [10] имели следующие особенности:
- раздаточные кольцевые пути;
- наличие парка типа «елочка» для формирования многогруппных поездов без участия локомотивов;
- наличие специальных буферов-упоров для остановки вагонов накапливаемых групп вагонов, которые устанавливаются перед стрелочным переводом.
Китай. В начале XXI в. Китай стал ведущей мировой индустриальной державой по объемам промышленного производства. В связи с этим увеличивается и грузооборот на железнодорожном транспорте, для обеспечения которого строятся новые и модернизируются существующие СС, следствием чего являются колебания движения вагонопотоков, которые имеют несистемный характер. На железных дорогах КНР преимущественно сконструированы двухсторонние СС с последовательным расположением парков (рис. 1). Рассмотрим СС Чжэнчжоу, которая является типовой для Китайских национальных железных дорог и крупнейшей СС не только Китая, но и мира. Чжэнчжоу [11] расположена в провинции Хэнань на северо-востоке Китая, ее перерабатывающая способность составляет 6 000 ваг./сут.
На станции Чжэнчжоу вагонопотоки распределены по системам (четная и нечетная), поезда принимаются в парки прибытия (11111 и ПП2) вместимостью по восемь путей в каждом. В центре системы располагаются сортировочные парки СП1 и СП2, в каждом из которых по 30 путей. Сформированные составы переставляют в парки отправления (ПО1 и ПО2) для дальнейшего отправления поездов из системы. Достоинством данной схемы является поточность вагонопотока, при таком расположении парков на производство маневровой работы затрачивается минимальное время.
Рис. 1. Схема сортировочной станции Чжэнчжоу (Китай)
Индия. К особенностям железных дорог Индии относится протяженность неэлектри-фицированных путей, вследствие чего там преобладает тепловозная тяга, только 15 % из всех линий электрифицированы. Также данный вид транспорта Индии является мировым лидером по числу железнодорожных аварий. На нем наблюдаются существенные колебания движения вагонопотоков и систематическое невыполнение графика движения поездов.
Поскольку железнодорожным транспортом в Индии перевозится основная доля грузов, в стране располагается много мощных СС. Одна из крупнейших - Мугхаласарай (рис. 2), которая находится в штате Уттар-Прадеш на юге Индии [12].
СС Мугхаласарай является односторонней с последовательным расположением парков [12], т. е. достаточно типичной (см. рис. 2). Перерабатывающая способность сортировочной горки в течение 20 ч работы составляет 3 500 вагонов. Достоинством этой СС является наличие (внутри парка прибытия) пути для возвращения горочного локомотива.
Выводы. Железнодорожный транспорт на территории Юго-Восточной Азии развивается быстрыми темпами, строятся новые и модернизируются старые СС. Проектируются и строятся новые железнодорожные линии. Вследствие этого многие поезда имеют отклонения от нормативного графика движения, ко-
торые носят случайный характер. Поэтому основным направлением развития СС Восточной и Юго-Восточной Азии является организация беспрепятственной и бесперебойной переработки входящего вагонопотока, а также максимальной поточности операций. К особенностям станций региона относят:
- использование схем с раздаточными кольцевыми путями, за счет чего возможно максимально увеличить поточность операций;
- применение двухсторонних СС, поскольку на них обеспечивается разделение вагонопо-токов по системам;
- создание специализированных путей для возвращения горочного локомотива, что позволяет своевременно прогонять локомотивы надвига под составы поездов.
Далее рассмотрим сортировочные станции Северо-Американского континента и Европы.
Северная Америка
Сеть железных дорог Северо-Американ-ского континента весьма развита и имеет большую протяженность. Она создавалась и функционирует в условиях рыночной экономики, для которой колебания перевозок - характерный признак. Рассмотрим особенности эксплуатации железнодорожных СС Канады и США. Они являются крупнейшими в данном регионе и в мире.
Пути стоянки локомотивов
СП
ПО
\ Тр
Рис. 2. Схема сортировочной станции Мугхаласарай (Индия): 1111 - парк прибытия; СП - сортировочный парк; ПО - парк отправления; Тр - транзитный парк
Канада. На железных дорогах Канады в 6080-х гг. ХХ в. реконструированы и автоматизированы пять крупных односторонних СС, в числе которых Монреаль, Монктон, Симингтон, Торонто, Алайт [13]. В некоторых промышленных центрах Канады, где объем местной работы большой, новые станции сооружают с двумя последовательно расположенными сортировочными парками, каждый из которых оборудуют горками. При этом один из парков (второй) используется исключительно для обработки местных вагонопотоков. Пути обоих парков проектируют относительно короткими, а параллельные сортировочным приемо-отправочные -длинными [13]. Примером такой станции является СС Торонто (рис. 3), расположенная на северо-востоке провинции Онтарио. Она спроектирована по типу схемы СС с параллельным расположением парков прибытия. Сортировочный парк состоит из 80 путей. В парках прибытия и отправления располагается по 10 путей. Парк прибытия разделен на два парка - ПП1 и III12, где в ПП1 производится работа с поездами, поступающими в расформирование. В ПП2 принимаются транзитные поезда без переработки. СС Торонто оснащена автоматизированной горкой большой мощности, которая за сутки перерабатывает 5 000 вагонов [13]. Все сортировочные процессы на СС Канады автоматизированы - информация о наличии вагонов на путях станции передается с напольных устройств на диспетчерское автоматизированное рабочее место.
На СС Торонто в сортировочном парке последовательно размещены вторая горка и
местный сортировочный парк из 50 путей, где производится работа с местным вагонопото-ком. Горки имеют по два спускных пути, а система горочной автоматической централизации позволяет осуществлять параллельный роспуск двух составов [13].
К особенностям СС Торонто относят:
- автоматизацию сортировочных процессов;
- наличие второй сортировочной горки и местного сортировочного парка;
- параллельный роспуск поездов.
Соединенные Штаты Америки. Основным грузом, перевозимым железнодорожным транспортом США, является уголь, его доля в общем объеме перевозок в 2018 г. составляла около 49 %. Далее по значению следуют сельскохозяйственные грузы и продукция химической промышленности. Стоит отметить, что уголь, сельскохозяйственная и химпромпро-дукция перевозятся в США отдельными маршрутами. Особенность маршрутизации заключается в том, что поезда следуют на технические станции без переработки (со сменой локомотивных бригад или локомотивов), что позволяет сократить время остановки поездов на технических станциях (СС) и увеличить маршрутную скорость движения поездов.
Характерным примером СС США [14] является крупная односторонняя станция Янг, расположенная на севере штата Техас (рис. 4).
СС Янг имеет автоматизированную горку большой мощности со сложной программно-технической аппаратурой, на которой производится параллельный роспуск поездов.
Рис. 3. Схема сортировочной станции Торонто (Канада): СП - сортировочный парк; ПО - парк отправления; ПП1 и ПП2 - парки прибытия; СПм - сортировочный парк для местных вагонов; Г-1 - основная горка; Г-2 - вспомогательная горка
для местного вагонопотока
В сортировочном парке располагается восемь пучков, в каждом из которых по девять путей. Последовательно основному сортировочному парку располагается местный парк, где производится работа с местным вагонопотоком [14].
Кроме того, помимо односторонних СС, в США имеются и двухсторонние. Самой крупной из них является СС Бейли-Ярд в узле Норт-Платт (рис. 5), в которой располагается два сортировочных комплекта для обработки восточного и западного вагонопотоков. Восточная часть станции (Бейли-Восточная) построена по типовой схеме с последовательно расположенными парками, а западная часть (Бейли-Западная) имеет комбинированное расположение всех парков.
К особенностям сортировочных станций США относят:
- наличие параллельного роспуска;
- расположение местного парка последовательно относительно сортировочного для переработки местного вагонопотока (СС Янг);
- наличие дополнительных парков для обработки угольных маршрутов и «больных» поездов (СС Бейли-Ярд).
Можно также отметить, что на железнодорожном транспорте США нет разделения устройств сигнализации, централизации и блокировки на станционные и перегонные, так как железнодорожные линии не делятся на станции и перегоны. Помимо этого, существуют «глухие» участки линий, где машинист единолично (без служебных переговоров) руководит следованием поезда [14].
Выводы. Сеть железных дорог Северо-Аме-риканского континента весьма развита и имеет большую протяженность. Она функционирует в условиях рыночной экономики, которая характеризуется постоянно колеблющимся спросом на перевозку и наличием других случайных факторов, влияющих на движение вагонопото-ков. В настоящее время быстрыми темпами развивается маршрутизация и контейнеризация поездов, что позволяет сократить время стоянки на
На Чикаго
На Нью-Йорк
Рис. 4. Схема сортировочной станции Янг (США): ПП - парк для приема поездов; ПО1, ПО2 - парки отправления поездов; СП - сортировочный парк;
МП - местный парк; Г - горка
Рис. 5. Схема сортировочной станции Бейли-Ярд (США): ППз, ППв и ПОз, ПОв - западный и восточный парки для приема и отправления поездов соответственно; СПз, СПв - западный и восточный сортировочные парки соответственно; ПБ - парк для поездов с техническими и коммерческими неисправностями («больными» вагонами); УП - парк
для формирования и отстоя угольных маршрутов
станциях и число отклонений движения поездов от графика. СС имеют следующие особенности:
- высокую степень автоматизации технологических процессов;
- использование двух последовательно расположенных сортировочных парков - общего и местного;
- наличие специализированных горок, которые позволяют осуществлять параллельный роспуск поездов.
Европа
Европейский союз стремится упростить трансграничные перевозки, а также повысить конкурентоспособность железных дорог. В данном разделе рассматриваются особенности крупнейших СС Западной Европы.
Франция. На железных дорогах Франции сортировочная работа концентрируется на сравнительно небольшом количестве хорошо оснащенных (автоматизированных) СС. При этом уменьшение числа СС позволяет снизить эксплуатационные расходы и уменьшить капитальные затраты на создание контактной сети при электрификации железных дорог [15].
Односторонняя СС Сиблен [16], расположенная в Лионском железнодорожном узле (рис. 6) на юге региона Оверень - Рона -Альпы, имеет определенную структуру. Парк приема состоит из двух частей, включающих 12 и 13 путей соответственно. Сортировочный парк включает 44 пути длиной по 900 м. Парк отправления также состоит из двух частей по шесть и семь путей соответственно. На СС Сиблен сконструированы две горки, которые позволяют производить параллельный ро-
спуск поездов, за счет чего достигается наиболее эффективная и быстрая переработка поступающего вагонопотока. Также в сортировочном парке выделена группа путей, необходимых для отправления поездов.
Следует отметить, что из-за высоких тарифов на перевозку грузов вагонопоток во Франции постепенно снижается, так как автомобильный транспорт является более дешевым, чем железнодорожный. Также к особенностям железных дорог Франции относят наличие отдельных СС, ориентированных только на работу с ускоренными грузовыми поездами и местным вагонопотоком (детализация работы на СС).
Особенности СС Сиблен следующие:
- автоматизация технических процессов;
- наличие двух горок (для параллельного роспуска поездов);
- использование сортировочно-отправоч-ных путей для отправления поездов из сортировочного парка.
Великобритания. Железнодорожный транспорт Великобритании - старейший в мире, первая общественная железная дорога на локомотивной тяге открылась в 1825 г. В настоящее время день британские железные дороги, как и японские, ориентированы на перевозку пассажиров. Из-за развития автомобильных грузоперевозок в Великобритании закрыты все сортировочные станции. Тем не менее схемы СС Великобритании, на которых ранее производилась сортировочная работа, заслуживают внимания, поскольку в них использовались сортировочно-отправочные парки, что позволяло отправлять поезда из сортировочного парка без перестановки в парк отправления [17].
Рис. 6. Схема сортировочной станции Сиблен (Франция): 1 - главное направление на Лион; 2 - вокзал Фейзер; 3 - главное направление на Марсель; 4 - вокзал Серезен; 5 - ходовые пути; 6 - парк отправления на юг; 7 - парк отправления на север; 8 - транзитный парк; 9 - сортировочно-отправочный парк; 10,11 - сортировочные парки; 12,13 - парки прибытия;
Г1, Г2 - горки
Германия. ФРГ располагает наиболее развитой и эффективной железнодорожной сетью в Западной Европе. Однако рост трансграничных перевозок привел к ее высокой загрузке, вследствие чего в последние годы часто возникают различные сбои и отказы в движении поездов.
На севере Германии, федеральной земле Нижняя Саксония, располагается самая большая в Европе СС Машен (рис. 7), которая имеет в двух сортировочных парках 112 (48 + 64) путей [18].
СС Машен построена по типовой схеме двухсторонней сортировочной станции с местным сортировочно-отправочным парком. Для накопления местного вагонопотока на станции выделяют по четыре пути для предварительной сортировки (ППС1 и ППС2), два из которых соединяются с ходовым путем. Это позволяет выводить отсевной вагонопоток на вспомогательную горку для повторной сортировки. Все сортировочные горки на станции автоматизированы, что дает возможность осуществлять параллельный роспуск поездов. Также в сортировочном парке пути предварительной сортировки объединяют в пучок и последовательно им размещают горку для местного вагонопотока. После переработки местный вагонопоток поступает в местный сорти-ровочно-отправочный парк, где производится подборка вагонов по назначению и отправление поездов местных назначений [19].
К особенностям СС Машен относят:
- наличие вспомогательной горки для переработки местного вагонопотока;
- параллельный роспуск поездов;
- использование путей предварительной сортировки, которые выводят основной ваго-нопоток на повторную сортировку.
Выводы. Основными направлениями разви-тия железнодорожного транспорта в Европе являются: создание новой высокотехнологичной инфраструктуры и ее эффективное применение; развитие интермодальных перевозок как способа обеспечения совместной работы различных видов транспорта, включая железнодорожный; концентрация основной сортировочной работы на минимальном числе СС, за исключением случаев, когда подобное приводит к значительным перепробегам и появлению сверхнормативных простоев вагонов в узле; повышение скорости на трансграничных маршрутах, характеризующихся колебаниями спроса на перевозки. Крупнейшие СС в Европе обладают следующими особенностями:
- эффективное использование сортировочных устройств за счет автоматизации их работы;
- детализация работы на сортировочных станциях, что позволяет отделить местный ва-гонопоток от основного;
- наличие специализированных путей -для предварительной сортировки и сортиро-вочно-отправочных, что позволяет увеличить производительность системы.
Гамбург
Ганновер
ППС2
ППС1
Рис. 7. Схема сортировочной станции Машен (Германия): ПП1, ПП2 - парки прибытия; СП1, СП2 - сортировочные парки; ПО1, ПО2 - парки отправления по направлениям; Г - горка; СПм - местный сортировочно-отправочный парк; ППС1, ППС2 - пути предварительной сортировки, предназначенные для накопления местного вагонопотока
Заключение
На основе проведенного анализа организации работы зарубежного железнодорожного транспорта можно выделить следующие общемировые тенденции развития сортировочной работы:
1) внедрение автоматизации сортировочных процессов;
2) применение ускоренных контейнерных поездов и маршрутизации;
3) детализация работы на СС;
4) совершенствование инфраструктуры станций для повышения производительности системы: использование новых инженерных решений для создания специальных дополнительных элементов (путей, парков и т. д.).
В настоящее время первые две из указанных тенденций наблюдаются и в России. Так, в мае 2017 г. введена в эксплуатацию система автоматизации СС (MSR32) на станции Луж-ская-Сортировочная Октябрьской железной дороги. Горка оснащена микропроцессорной системой управления Trackguard Cargo немецкой компании Siemens и позволяет ускорить процесс расформирования поездов [20]. За последние пять лет появились ускоренные контейнерные поезда, которые движутся по твердым ниткам графика [21], что является результатом внедрения зарубежных разработок на отечественных железных дорогах.
Тем не менее проблема скорости движения поездов продолжает оставаться в нашей стране весьма актуальной. Анализ зарубежного опыта показывает, что возможным способом ее решения является внедрение специализации СС на определенном виде поездопо-тока, в частности на местных, ускоренных и трансграничных поездах. Это позволит разгрузить работу наиболее крупных СС и тем самым увеличить скорость движения поездов. Также целесообразно совершенствование инфраструктуры станций за счет использования новых инженерных решений, что обеспечит максимальную поточность операций. В частности, создание путей для возвращения горочного локомотива уменьшает время ненормативного простоя в парках прибытия, использование нескольких специализированных горок в одной системе обеспечивает непрерывный параллельный роспуск поездов, наличие
последовательно расположенных сортировочных парков (общего и местного) снижает количество требуемой маневровой работы.
В данной статье авторами указаны наиболее очевидные схемы и инженерные решения, которые, судя по мировому опыту, могут быть применены для повышения эфективности сортировочной работы на российском железнодорожном транспорте. Однако эти рекомендации носят общий харатер и нуждаются в уточнении для внедрения на конкретных сортировочных станциях, для чего необходим детальный анализ их работы. Это касается как зарубежных станций, которые используются в качестве эталонных, так и российских, эффективность работы которых предполагается повысить.
Поскольку проведение натурных исследований в контексте рассматриваемого вопроса весьма проблематично, единственным возможным решением является применение методов математического и компьютерного моделирования, что, в свою очередь, требует разработки точных и адекватных математических моделей. Как установлено в ходе проведенного анализа, в современных условиях железнодорожным перевозкам присущи неустойчивость и колебания вагонопотоков и размеров движения, а также действует ряд других случайных факторов, поэтому эффективный математический инструментарий может быть создан на основе теории массового обслуживания.
В данном направлении авторами уже начата работа, предложена и апробирована соответствующая методика моделирования работы СС [22, 23], которая позволяет учесть многоуровневую структуру транспортного объекта и влияние случайных факторов на поступающий ваго-нопоток. На основе этой методики создана и реализована имитационная модель [24, 25]. Разработанный программно-алгоритмический инструментарий был апробирован на примере нескольких СС, включая две зарубежные [24], для которых были найдены текущий уровень загрузки, максимальная пропускная способность и узкие места в структуре [23-25]. Таким образом, можно утверждать, что методика прошла апробацию и показала свою эффективность.
На основании вышеизложенного, важной и актуальной задачей, по мнению авторов, является проведение комплексного компьютерного
моделирования работы зарубежных СС в рамках единого подхода, предусматривающего учет случайных факторов; осуществление сравнительного анализа результатов подобного исследования и формирование на его основе перечня мероприятий по повышению эффективности работы российских СС; выполнение сценарного моделирования работы СС с учетом
предложенных мер для оценки результативности последних. Разумеется, решение столь амбициозной задачи находится за пределами возможностей авторов настоящей статьи, оно требует усилий большого исследовательского коллектива, а также применения высокопроизводительных вычислений и поддержки на уровне
РЖД.
Библиографический список
1. СП 225.13260000.2014. Станционные здания, сооружения и устройства : утв. Приказом Минтранса России № 331 от 6 июля 2015 г. // Консорциум «Кодекс» : сайт. URL: http://docs.cntd/ru/docu-ment/1200120203 (дата обращения: 15.09.2020).
2. Инструкция по оперативному планированию поездной и грузовой работы железных дорог. М. : Транспорт, 2008. 23 с.
3. Правила и технические нормы проектирования станции и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм. М. : Техинформ, 2001. 255 с.
4. Семенова Е. Л. Сортировочные станции в России и за рубежом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11. С. 194-197.
5. Долженко А. М., Пушкаренко Н. В., Бутрина Е. Г. Проблемы модернизации сортировочных станций // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2014. С. 72-82.
6. Куклев Д. Н. Развитие зарубежных железнодорожных узлов и место в них для обходов // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2016. № 3 (8). С. 13-16.
7. Модернизация сортировочных станций на железных дорогах Северной Америки / Б. С. Костюк, П. В. Куренков, М. А. Нехаев, И. Р. Рувинов // Вестник транспорта. 2013. № 12. С. 33-41.
8. Рачек С. В. Зарубежный опыт реформирования железных дорог // Известия УрГЭУ. 2013. № 6 (50). С. 62-66.
9. АвимскаяМ. А. Формирование железнодорожного транспорта в северных районах Западной Сибири и Зарубежного Севера: сравнительный анализ // Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы. 2004. № 7. С. 312-314.
10. Денисов Ю. Д. Научно-технический прогресс Японии. М. : Наука, 1984. 172. с.
11. Bèi jïng guâng tielù gâibiàn de chéngshi: Zhèngzhôu hé wuhàn de = Cities changed by the Beijing-Guangzhou Railway: Zhengzhou and Wuhan = 2018 (in Chinese).
12. [IRFCA] Indian Railways FAQ: Freight Sheds and Marshalling Yards. URL: www.irfca.org. (дата обращения: 07.01.2020).
13. Canadian Pacific Railway - Lambton Yard. URL: http://www.trainweb.org/oldtimetrains/CPR_Lamb-ton/history_1.html (дата обращения: 10.01.2020).
14. Wegner R. Classification yards. Map of the Month // NY: Trains. 2003. № 4. Р. 42-43.
15. The train marshalling problem / E. Dahlhausa, P. Horakb, M. Millerc, F. Joseph // Discrete Applied Mathematics. 2000. Р. 41-54.
16. Desrosiers J., Soumis F., Desrochers M. Routes sur un réseau espace-temps // Centre de recherche sur les transports : Technical Report. Université de Montréal. 2009.
17. Habib M., McConnell R. M. Lex-bfs and partition refinement, with applications to transitive orientation, interval graph recognition and consecutive ones testing // Science. 2000. № 234 (1). Р. 59-84.
18. Delorme X., GandibleuxX. Stability evaluation of a railway timetable at station level // European Journal of Operational Research. 2009. № 195 (3). Р. 780-790.
19. Reinventing crew scheduling at Netherlands railways / E. Abbink, M. Fischetti, L. G. Kroon, G. Timmer // Interfaces. 2010. № 35 (5). Р. 393-401.
20. Симагин Ю. С., Подсосонная О. В. Система MSR32 на станции Лужская-Сортировочная // Железные дороги мира. 2017. № 8. С. 63-71.
21. Габбасова В. В. Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 348-351.
22. Казаков А. Л., Павидис М. М., Жарков М. Л. Применение многофазных систем массового обслуживания для моделирования сортировочной станции // Вестник УрГУПС. 2018. № 2 (38). С. 4-14.
23. Казаков А. Л., Павидис М. М. Об одном подходе к моделированию работы сортировочных станций // Транспорт Урала. 2019. № 1 (60). С. 29-35.
24. Лемперт А. А., ПавидисМ. М., Жарков М. Л. Моделирование зарубежных сортировочных станций на основе теории массового обслуживания // Вестник УрГУПС. 2019. № 3 (43). С. 24-32.
25. Бычков И. В., Казаков А. Л., Жарков М. Л. Интеллектуальная технология моделирования железнодорожных станций на основе теории массового обслуживания // Управление товарными потоками и перевозочным процессом на железнодорожном транспорте на основе клиентоориентированности и логистических принципов : коллективная монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / под. ред. Б. М. Лапидуса, А. Т. Осьминина. СПб. : ЛЕМА, 2019. С. 185-193.
А. L. Kazakov, M. M. Pavidis
World Experience of Railway Marshalling Yards: Current State, Trends and Prospects
Abstract. One of the key tasks for the world's railroads is the development of sorting complexes, since the reliability of the whole transportation process depends on their well-coordinated work. Despite the fact that all national railroads have their own peculiarities, there are common regularities of railway transport development.
In this article the analysis of foreign experience of sorting work is conducted. The authors consider marshalling stations from Southeast Asia to North America. Each region has its own trends and features. For example, in North America and Germany, marshalling stations are paid much attention, new facilities are being built and existing ones are being modernized. The new Mashen station, which is equipped with the latest technology, is located in Germany; it is the largest and most powerful in Europe. The largest in the world is the Bailey Yard marshalling station, which is located in the USA. In the largest industrial centers of Canada, where the volume of local work is large, new marshalling stations are being constructed with two sequentially located sorting bowls, which allows ensuring the greatest flow of operations. In France, the Sybilen marshalling station has been built, where two slides have been constructed between the arrival park and the bowls park. This allows for simultaneous pushing of trains, which increases the speed of sorting operations. In the USA and Asian countries the circulation of container routes is developing. Work in this direction implies the transit of container trains through most of the marshalling stations, which allows you to significantly increase the speed of trains. Another important global trend in the development of sorting work is the widespread automation of processes.
In conclusion, on the basis of the performed analysis of tendencies and peculiarities of sorting work abroad, some recommendations for improvement of work of domestic railway marshalling stations are formulated, and also possible directions of further researches connected with modeling of marshalling stations work are defined.
Key words: railway transport; world transport; transport process; transport logistics system; railway marshalling station; mathematical modeling.
Казаков Александр Леонидович - доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института динамики систем и теории управления им. В. М. Матросова Сибирского отделения Российской академии наук, профессор. E-mail: [email protected]
Павидис Михаил Максимович - аспирант кафедры «Управление процессами перевозок» Иркутского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected]