Научная статья на тему 'МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЙ ОПЫТ / ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕСА / ИНСТИТУТЫ / GOVERNMENT REGULATION / BUSINESS ACTIVITIES / INTERNATIONAL EXPERIENCE / BUSINESS INFRASTRUCTURE / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова М.А.

В статье рассмотрены основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности в зарубежных странах. Актуальность изучаемого вопроса связана с необходимостью выработать новые пути развития предпринимательства в России с участием государства, опираясь на мировой опыт. Рассматривается роль инфраструктуры, специальных институтов в регулировании зарубежными странами предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY

The article discusses the main directions of state regulation of business activities in foreign countries. The relevance of the issue under study is related to the need to develop new ways of developing entrepreneurship in Russia with the participation of the state, based on international experience. The role of infrastructure, special institutions in the regulation of entrepreneurial activity by foreign countries is considered.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338.2

Егорова М.А. студент 3 курса факультет «Экономика» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Россия, г. Люберцы МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассмотрены основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности в зарубежных странах. Актуальность изучаемого вопроса связана с необходимостью выработать новые пути развития предпринимательства в России с участием государства, опираясь на мировой опыт. Рассматривается роль инфраструктуры, специальных институтов в регулировании зарубежными странами предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование,

предпринимательская деятельность, мировой опыт, инфраструктура бизнеса, институты.

Egorova M.A.

Student

3 course, faculty "Economics" "Russian Customs Academy" Russia, Lyubertsy WORLD EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY

Annotation: the article discusses the main directions of state regulation of business activities in foreign countries. The relevance of the issue under study is related to the need to develop new ways of developing entrepreneurship in Russia with the participation of the state, based on international experience. The role of infrastructure, special institutions in the regulation of entrepreneurial activity by foreign countries is considered.

Keywords: government regulation, business activities, international experience, business infrastructure, institutions.

Зарубежное право, как прямой метод государственного регулирования, уделяет много внимания вопросам выделения предприятия как самостоятельный вид деловых активов. Законодательство развитых стран не требует проведения регистрации индивидуальных предпринимателей в целях осуществления своей деятельности. Это считается дополнительным ограничением экономической свободы, помимо общих обязательств по уплате налогов и сообщения властям о месте своего проживания. Требование о регистрации отсутствует в отношении лиц свободных

профессий (врачи, юристы, аудиторы, архитекторы). Такие лица обязаны получить право практиковать на территории государства только в случае успешной сдачи квалификационных экзаменов в профессиональной ассоциации. Знания и признание коллег, а не регистрация, являются гарантией защиты потребителей указанных услуг.

Зарубежная правовая мысль в течение многих лет выработала основные общеправовые принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности. К ним относятся принципы соразмерности, недискриминации, экономической и иной разумной обоснованности принимаемых решений и совершаемых действий, системности правового регулирования, презумпции добросовестности субъектов предпринимательской деятельности.

Помимо общеправовых принципов, зарубежная правовая мысль в течение последних ста лет выработала специальные принципы регулирования предпринимательских отношений245. Обеспечение защиты интересов кредиторов и частных инвесторов, которые предоставляют свои личные сбережения рыночным институтам для превращения в капитал - цель этих принципов. К числу таких принципов относятся:

- недопущение конфликта интересов;

- обеспечение прозрачности бизнеса;

- обеспечение свободной и справедливой конкуренции;

- сохранение рыночных условий для бизнеса;

- учет правом экономических реалий.

Во всех развитых странах созданы институты государственной поддержки предпринимательства. Такими институтами могут выступать, как органы государственной власти и управления, так и специально созданные инфраструктурные институты. Важным направлением государственной поддержки предпринимательства в странах Европейского Союза является развитие инфраструктуры бизнеса. В Великобритании организована широкая сеть институтов по оказанию за невысокую плату или бесплатно консультативных услуг. Данные функции реализуют следующие субъекты поддержки предпринимателей:

- агентства;

- центры труда, помогающие людям, оказавшимся без работы, организовать бизнес;

- инициативные группы по содействию развития бизнеса.

Такое внимание к малому бизнесу вызвано тем, что именно данный сектор экономики является базой развития среднего класса в национальной экономике, позволяет существенно снизить безработицу за счет самозанятости.

Опыт Германии показывает, что государство решает задачу по

245 Предпринимательское право Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. Е.П. Губина. - М: Изд-во «ИНФРА-М», 2017. — с. 155

созданию равных условий для бизнеса вне зависимости от его размеров, что существенно повышает конкурентоспособность средних и малых фирм. Инструментами государственного регулирования предпринимательской деятельности выступают программы поддержки. В Германии ещё с конца 70-х годов ХХ века началась реализация государственной программы «Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм». Она включает такие меры государственной поддержки малых и средних предпринимателей, как финансирование рисковой деятельности, оптимизация условий обмена технологиями, развитие кадрового капитала.

Следующей программой поддержки стала программа под названием «Стимулирование накопления для основания собственного дела», главным инструментом которой стало кредитование малых предприятий. Согласно программе банк развития при федеральном правительстве выдает предпринимателям кредиты под очень низкие проценты и на очень длительные сроки действия. Процентная ставка по таким кредитам зафиксирована. В момент одобрения выдачи кредита устанавливается график, когда кредитору необходимо вернуть заимствованные средства.

В Германии федеральные и региональные власти предоставляют субъектам предпринимательской деятельности льготные инвестиционные кредиты, кредиты для создания собственных предприятий, региональные кредиты. С помощью органов государственной власти реализуется специальная программа роста собственного капитала предпринимателей. Органами государственной власти Германии на постоянной основе проводится работа по укреплению связей малых и средних фирм с научными и исследовательскими лабораториями.

Правительство Германии уделяет большое внимание поддержке НИОКР, развитию инновационных производств. Во Франции поддержка инноваций чаще всего финансируется посредством налоговых кредитов246.

Налоговая политика в Германии является еще одним механизмом государственного регулирования. Данная политика признана стимулировать инновационную деятельность в отраслях специализации. Данный инструмент получил также широкое применение во Франции. Опыт Франции показывает, какой размер государственных инвестиций, направляемых на поддержку предпринимательской деятельности, необходимо установить: помощь ограничена на уровне 7,5 % инвестиций для средних предприятий и 15 % для малого бизнеса.

Во Франции также проводится политика стимулирования перемещения предпринимателей в слабо развитые территории. Предприниматели имеют возможность получить целевые кредиты на капиталовложения или на структурную перестройку производственной

246 Воробьева С.А. Механизмы государственной поддержки предпринимательства в зарубежных странах // Регион: государственное и муниципальное управление. Воронеж: Изд-во «Воронежский филианл РАНХиГС при Президенте РФ», 2015. № 4. С. 5.

линии, если перенесут предприятия по данной программе.

Инфраструктура во многом определяет высокие достижения в поддержке государством предпринимательства. На Западе сильны традиции гражданского общества. В предпринимательской сфере это проявляется в форме создания объединений предпринимателей, которые смягчают столкновение при взаимодействии бизнеса и власти. Эффективное саморегулирование предполагает наличие: кодекса поведения, механизмов его защиты, эффективной системы разрешения споров.

Быстрое развитие предпринимательства требует эффективной работы институтов, разрешающих споры как внутри собственной среды, так и между бизнесом, властью и непосредственными потребителями его продукции и услуг. Это не только судебная власть. В 1997 г. во Франции появились независимые органы административной власти. Они создаются в соответствии с законом в областях, где права граждан очень чувствительны,

- борьба против бюрократии, регулирования рыночной экономики с целью защиты граждан, информации и коммуникаций. Поэтому у них двойная роль

- представление, как граждан, так и публичной власти. К этим органам относятся банковская комиссия, совет по конкуренции, Высший совет агентства Франс-Пресс, комиссии по биржевым операциям, налоговым нарушениям, безопасности потребителей, доступу к административным документам, контролю страхования и другие.

Зарубежный опыт государственного регулирования

предпринимательской деятельности необходимо изучать для того, чтобы выработать новые пути развития предпринимательства в России с участием государства247. На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы по оптимизации подобной системы в Российской Федерации:

1. На опыте Франции, следует стимулировать развитие предпринимательства в слабых регионах, обеспечивая особые условиях налогообложения и оформления бизнеса для субъектов хозяйствования, которые переносят свой бизнес в слаборазвитые субъекты РФ.

2. Следует создать независимые органы административной власти, которые являются элементом гражданского общества. Данный шаг позволит существенно снизить административные барьеры для бизнеса в РФ и сократить коррупцию.

3. Опыт Германии показывает, что особое внимание органам государственной власти РФ следует уделять предоставлению долгосрочных кредитных ресурсов субъектам предпринимательской деятельности с фиксированной ставкой.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности необходимо для стимулирования развития экономики. Следует

247 Димитров А.В., Ходзинская А.В., Ильина Ю.В. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса и проблемы его применения в России.// X Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум» - 2018. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2014/759/3927. (дата обращения: 05.05.2018)

создавать специальные институты, формировать конкурентную среду, формулировать более конкретные направления для развития социально-экономических процессов в предпринимательской сфере. Если развивается система регулирования общественным объединениям предпринимателей, развиваются институты оперативного разрешения конфликтов.

Использованные источники:

1. Предпринимательское право Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. Е.П. Губина.- М: Изд-во «ИНФРА-М», 2017. — с. 155

2. Воробьева С.А. Механизмы государственной поддержки предпринимательства в зарубежных странах // Регион: государственное и муниципальное управление. Воронеж: Изд-во «Воронежский филианл РАНХиГС при Президенте РФ», 2015. № 4. С. 5.

3. Димитров А.В., Ходзинская А.В., Ильина Ю.В. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса и проблемы его применения в России.// X Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум» - 2018. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2014/759/3927. (дата обращения: 05.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.