Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательства в России и за рубежом'

Государственное регулирование предпринимательства в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
864
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS STATE REGULATION / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / POWER AND BUSINESS INTERACTION / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ECONOMIC-LEGAL SYSTEM / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNOVATIVE BUSINESS / ANTIMONOPOLY LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Артем Андреевич

В статье рассматривается система государственного регулирования предпринимательства в России и зарубежных странах, дается сравнительный анализ по группам стран в зависимости от экономико-правовой модели (англосаксонская, континентальная и смешанная). Система регулирования бизнеса анализируется автором по следующим направлениям: общий порядок регулирования, поддержка специальных направлений (преимущественно малого бизнеса, а также инновационного предпринимательства), антимонопольное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business state regulation in Russia and abroad

The system of state regulation of business in Russia and foreign countries is considered in this article, the comparative analysis on groups of the countries depending on economic-legal model (Anglo-Saxon, continental and mixed) is given. The system of regulation of business is analyzed by the author in following directions: the general order of regulation, support of special directions (mainly small business, and also innovative business), the antimonopoly law.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательства в России и за рубежом»

о <

о

о о

> <

Государственное регулирование предпринимательства в России и за рубежом

Business state regulation in Russia and abroad

УДК 346.5

Козлов Артем Андреевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, Д. 21

Ко2!оу Дг!ет Дп^еешеИ

191023, Эа^^егзЬигд, и1. Эа^уауа, 21

В статье рассматривается система государственного регулирования предпринимательства в России и зарубежных странах, дается сравнительный анализ по группам стран в зависимости от экономико-правовой модели (англосаксонская, континентальная и смешанная). Система регулирования бизнеса анализируется автором по следующим направлениям: общий порядок регулирования, поддержка специальных направлений (преимущественно малого бизнеса, а также инновационного предпринимательства), антимонопольное законодательство.

The system of state regulation of business in Russia and foreign countries is considered in this article, the comparative analysis on groups of the countries depending on economic-legal model (Anglo-Saxon, continental and mixed) is given. The system of regulation of business is analyzed by the author in following directions: the general order of regulation, support of special directions (mainly small business, and also innovative business), the antimonopoly law.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование бизнеса, малый бизнес, антимонопольное законодательство, взаимодействие власти и бизнеса, экономико-правовая система, инновационное предпринимательство

Keywords: business, business state regulation, small business, antimonopoly law, power and business interaction, economic-legal system, innovative business

Сравнительный анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и в промышленно развитых странах представляется нам актуальным, поскольку для России возможно и полезно использование позитивного зарубежного опыта.

Система зарубежного регулирования предпринимательства опирается на отработанные законы и традиции, в России же она строится лишь последние двадцать лет.

В отечественных публикациях рассматривается преимущественно система поддержки только малого (а в последние годы — расширенное понятие малого и среднего) предпринимательства, причем в форме сравнения опыта России и зарубежных стран.

В данном исследовании автором предпринимается попытка распространить понятие государственного регулирования на предпринимательство вообще независимо от его размеров.

Основой предпринимательской деятельности современной России стали основополагающие принципы, закрепленные в ст. 8 Конституции РФ:

• единство экономического пространства;

• свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

• поддержка конкуренции;

• свобода экономической деятельности;

• признание и защита равным образом частной, государственной и иных форм собственности.

В России предпринимательская деятельность относится к сфере регулирования преимущественно гражданского законодательства, основные положения которого — признание равноправия участников гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита [1].

Государственное регулирование в России в сфере предпринимательства различает общее (бизнес в целом) и специальное (малое и среднее предпринимательство) направления.

В сфере предпринимательства существует ряд нерешенных вопросов, которые касаются не только методических и внедренческих проблем, но и фундаментальных научно-теоретических и методологических аспектов.

Нуждается в углубленном предметном изучении содержательная трансформация идеологии малого предпринимательства применительно к условиям ее места в системе взаимоотношений власти и бизнеса.

Власть как явление и фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук всегда привлекала внимание исследователей самой разнообразной научной специализации. Вместе с тем, в политической науке проблематика институтов, структур и механизмов региональной политической власти еще только начинает изучаться.

В целом система государственного регулирования предпринимательской деятельности в России включает:

• разработку законодательства для правовой основы предпринимательской деятельности и создания условий ее безопасности;

• сокращение административных барьеров в экономике;

• формирование условий свободной конкуренции на рынке;

• формирование налоговой политики;

• иные направления государственного регулирования экономики — принятие инвестиционной политики, система антиинфляционных мер, поддержание стабильного рынка труда и других условий для стабильного функционирования экономики. Стабильный и эффективный бизнес, особенно малый и средний, — это основа гражданского обще-

ства, поэтому реальная государственная поддержка малого бизнеса несет в себе первоочередную политическую задачу.

Отчуждение общества от политики, сложившееся в России, порождает и неучастие представителей малого бизнеса в реализации наиболее важных экономических решений. Малое предпринимательство — неравный игрок в политико-правовом поле, требующий изменений сложившейся политической практики. Многие исследователи придерживаются концепции так называемого «политико-правового тоталитаризма» государства в экономике, которая означает, что правовое регулирование деятельности малого бизнеса идет не от общества (либо от его части, либо от представителей интересов предпринимателей), а от самого государства, а, следовательно, от политики.

Поиск оптимальных решений модернизационного развития России во многом зависит от сбалансированности роли государства в обществе и экономике. Пространство малого бизнеса находится на стыке этих сфер.

Малое предпринимательство способно придать экономике необходимую гибкость, оно предполагает возможность мобилизации значительных объемов труда и капитала для формирования конкурентной среды в экономике, осуществления инновационных проектов, решения проблем занятости и смягчения социальной напряженности, способствует демократизации экономических и социальных отношений в обществе.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства стала самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект [2].

Для создания условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы его государственной поддержки усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей [3].

Для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства требуются шаги по преобразованию нормативной правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения, обеспечивающих эффективное взаимодействие предприятий как между собой, так и с органами власти.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

Регулирование предпринимательской деятельности в России осуществляется посредством не только гражданского, но и административного и финансового законодательства (например, налогового).

Между тем, особо важное место занимает законодательство в сфере государственной антимонопольной политики. Антимонопольное регулирование —

комплекс экономических, административных и за- g конодательных мер, осуществляемых государством ^ и направленных на то, чтобы обеспечить условия для < рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной Ц монополизации рынка, угрожающей нормальному о функционированию рыночного механизма. Антимоно- к польное законодательство Российской Федерации Ее предусматривает: 5

• право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной вла- ^ сти, органы местного самоуправления, в коммер- g ческие и некоммерческие организации с целью х ознакомления на основании письменного запроса з с необходимыми документами; ^

• право осуществлять отграничение сфер и объек- < тов антимонопольного воздействия, в частности определять территориальные и товарные пределы рынка, доминирующих на нем субъектов, производить оценку балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов;

• государственный контроль над созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона о конкуренции);

• государственный контроль над концентрацией капитала;

• направление хозяйствующим субъектам предписаний о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, о прекращении нарушений, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения [4].

Разделение, характерное для России (по сфере законодательства и по объекту регулирования), встречается и в зарубежных экономико-правовых системах, приобретая в таком случае свои особенности.

Англосаксонская модель (США, Великобритания) предусматривает упор на разделение положения индивидуального предпринимателя (коммерсанта) и корпорации. Единообразный торговый кодекс (ЕТК) США (ст. 2-104) содержит следующее определение понятия «коммерсант»: «Коммерсант — это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или личного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом» [5, с. 38]. Каких-либо иных формальных требований к коммерсанту законодательство США не устанавливает.

Основное положение на рынке США, по сравнению с другими формами ведения предпринимательской деятельности, занимают корпорации. При этом следует иметь в виду, что понятие корпорации уникально и охватывает различные формы осуществления экономической и иной деятельности.

В решении Верховного суда США по делу «The Trustees of Dartmouth College v. Woodward» давалось следующее определение корпорации: «Корпорация — это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». Современное определение корпорации также исходит из ее «фиктивного» характера. В последнее время получила распространение договорная теория корпораций. В соответствии с ней корпорация

g рассматривается как формируемая на добровольной ^ основе система связей между участниками корпора-

< тивных отношений.

Законодательство США выделяет публичные и часто ные корпорации. Публичные корпорации создаются к главным образом для использования в сфере управле-I ния. К таким корпорациям относятся государственные 5 и муниципальные органы (города, округа).

В США действуют специальная система поддержки ^ малого бизнеса и развитое антимонопольное зако-g нодательство.

х В американской экономике сложилось две парал-з лельно сосуществующих формы финансовой под-^ держки малого предпринимательства: частное и го-

< сударственное.

Государственная поддержка осуществляется прямым финансированием через специально созданную в 1953 г. Администрацию малого бизнеса США (SBA). Это федеральная структура с региональными и межрегиональными подразделениями по всей стране, существующими в форме филиалов или местных центров, финансируемыми из федерального бюджета. Эти подразделения оказывают предпринимателям услуги в любой сфере инфраструктуры малого бизнеса и на любом этапе его существования: от самозанятости до выхода на мировой рынок.

В Администрации малого бизнеса ежегодно разрабатываются и реализуются программы развития малого бизнеса по разным направлениям.

Частная поддержка выступает в форме объединения самих субъектов малого бизнеса, наиболее известны группы SCORE (Counselors to America's Small Business), имеющие около 400 филиалов, в которых работают свыше 10 тыс. руководителей и владельцев малых предприятий [6].

Перейдем к другому направлению государственного регулирования предпринимательской деятельности в США — антимонопольной политике. Основная цель антимонопольного законодательства США — преследование антиконкурентного поведения. К нарушениям такого законодательства относятся горизонтальные и вертикальные ограничения [7].

Горизонтальные ограничения конкуренции определяются как договоры между сторонами, ведущими дела на одном и том же уровне производства или распределения товаров (услуг). Особенно сильно преследуются сговоры между конкурентами об установлении единой цены на товар или услугу, о разделе рынков. Считается противозаконной такая деятельность, как обмен между конкурирующими фирмами информацией о ценах.

К категории вертикальных ограничений конкуренции относятся договоры об исключительных торговых операциях, связывающие договоры (сговоры о ценах и ценовая дискриминация), установление и поддержание перепродажных цен, ограничительные условия в договорах о передаче прав на объекты промышленной собственности [8].

Антимонопольное законодательство США содержит вместе с тем систему исключений из запрета монополий, распространяющуюся как на отдельные компании, так и на целые отрасли хозяйства. Из-под действия данных законов выведены такие отрасли, как энергетика, транспорт и связь, которые являются объектом надзора со стороны специальных государственных органов. В разряд исключений попадает деятельность страховых и банковских организаций [9, с. 101].

Основную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитре-

стовский отдел (управление) Министерства юстиции, который правомочен возбуждать судебные дела против лиц, нарушающих антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции, государственный контроль осуществляет Федеральная торговая комиссия.

В континентальной модели (страны Евросоюза) могут быть выделены следующие особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. разделение гражданского и торгового права с доминированием преимущественно торгового права (причем торговое законодательство, как правило, кодифицировано);

2. разделение систем регулирования предпринимательской деятельности, при условии что регулирование предпринимательства в целом относится к государственной сфере, а поддержка малого предпринимательства — преимущественно к частно-государственному партнерству.

Такая система, например, принята для системы кредитования бизнеса в Германии. Особенностью предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т. е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются.

Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau — немецкий государственный банк, в котором федеральному правительству Германии принадлежит 80% акций, федеральным землям Германии — 20%) договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Затем государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям.

Коммерческий банк заключает с предприятием кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком [5].

В странах ЕС осуществляются действия, направленные на поддержку предприятий, в особенности малых:

• посредством мер налогового воздействия, которое позволит высвободить финансовые ресурсы в пользу предприятий;

• расширяя перечень финансовых инструментов, нацеленных на облегчение доступа предприятий к кредитам;

• в рамках специальных программ поддержки инновационного предпринимательства. Региональные программы имеют наибольший удельный вес (по количеству) и предлагают в общей сложности более 70 линий финансирования, отдавая приоритет созданию предприятий, генерирующих занятость и развитие слаборазвитых районов и областей и поддерживающих стратегически важные для данного региона отрасли, а также инновационные проекты.

Общегосударственные программы направлены, прежде всего, на поддержку районов с наметившимся спадом производства, развитие новых технологий и содействие предприятиям в выходе на международный рынок.

Осуществление отдельных направлений государственной экономической политики строится на взаимодействии органов административного управления (министерств, ведомств) и специализированных государственных или с государственным участием органи-

заций. Последние получают бюджетные ассигнования для реализации целей своей деятельности, во многих случаях их работа регламентируется специальным законодательством. Как правило, такие организации создаются в частно-правовых формах собственности, обладают широкой административной и финансовой самостоятельностью при разработке и реализации программ своей деятельности, функционируют на коммерческой основе [9].

Другой тенденцией последнего времени является увеличение доли общеевропейских программ в финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Европейский союз предлагает около 20 программ, делая акцент на крупные проекты, развитие высоких технологий, международное экономическое сотрудничество и проекты аудиовизуальной промышленности.

3. Существование специализированных отраслевых систем регулирования предпринимательства. Для стран ЕС это заметно на примере регулирования бизнеса в аграрном секторе, которое осуществляется с помощью учредительных договоров, регламентов и директив. Этим же документам подчинена деятельность продовольственных рынков сельскохозяйственной продукции. При прямом и косвенном субсидировании, которое реализуется в рамках правового регулирования продовольственных рынков Европейского союза, используются следующие инструменты: единый ценовой механизм и механизм интервенции; прямые дотации фермерам из расчета на один гектар земли или одну тонну произведенной продукции; импортные компенсационные сборы; экспортные субсидии и лицензирование торговли сельскохозяйственной продукцией.

4. В странах Евросоюза законодательство строится в направлении именно поддержки конкуренции, а не собственно как «антимонопольное» в понимании англосаксонской модели. Например, в Германии Закон против ограничения конкуренции (GWB) содержит определение «ограничения конкуренции», под которыми понимаются «искусственные ограничения свободы хозяйственной деятельности, которые выводятся из соглашений, решений, согласований заинтересованных предприятий». К нарушениям, ограничивающим конкуренцию, относятся вертикальные соглашения, злоупотребление господствующим положением на рынке, соглашения между предприятиями [Там же].

В ряде стран существуют смешанные системы государственного регулирования предпринимательства. Характерные примеры — Япония и Китай. Торговый кодекс Японии 1899 г. — это несколько модернизированный вариант Германского торгового уложения, построенный практически по той же системе и включающий те же книги, что и ГТУ.

По мере необходимости в Торговый кодекс Японии неоднократно вносились изменения, однако большее распространение получила практика издания дополнительных законов. Среди таких законов — законы о лицензиях, о торговых знаках и об авторском праве, законы об аренде земли и об аренде жилища, а также принятые после Второй мировой войны законы об обороте ценных бумаг (1948 г.), о восстановлении компаний (1952 г.).

В 1947 г. был издан Закон о запрещении частной монополии и поддержании частной торговли, отнесенный к числу «антимонопольных».

После Второй мировой войны перечень законов дополнился Законом о международных морских перевозках товаров (1957 г.), Патентным законом (1959 г.), Законом о торговой регистрации (1963 г.), Законом о финансовой ипотеке и другими законодательными

актами. Существенные изменения были внесены в ^ Торговый кодекс в связи с реформой акционерного ^ законодательства, проведенной в 1951 г. <

После Второй мировой войны ориентация япон- Ц ского законодательства изменилась: на смену кон- о тинентальному праву (особенно германскому) стало к приходить англосаксонское право. Это проявилось Ее как в заимствовании целых институтов, совершенно 5 неизвестных континентальному праву (например, доверительная собственность), так и в новом урегулиро- ^ вании институтов, уже известных японскому праву по ^ принципам континентального права. Особенно сильно х это сказалось на реформе акционерного законода- з тельства Японии в 1951 г., образцом для которого ^ послужили акционерные законы американских штатов < Нью-Йорк и Калифорния.

Вместе с тем во многих вопросах правового положения акционерных обществ в Японии по-прежнему сохраняются черты, присущие акционерному праву континентальной Европы. По американскому образцу построен японский «антитрестовский» закон 1947-1953 гг.

Таким образом, в Японии пришли в соприкосновение две правовые системы — континентальная и англо-американская.

В Китае также сочетаются континентальная и англосаксонская система, но при этом преобладает первая. Государственная поддержка бизнеса осуществляется в рамках различных программ и инструментов, разрабатываемых и применяемых центральными и местными финансовыми учреждениями, которые предоставляют постоянную финансовую поддержку предпринимательству. Предпочтение, как и в странах ЕС, отдается инновационному бизнесу.

Китайское правительство развивает финансовые схемы поддержки инновационного предпринимательства. Им предполагается: поддерживать покупку акций новых компаний для привлечения инвестиций в предприятия, не являющиеся инновационными; оказывать поддержку высокотехнологичным компаниям через фонды венчурного финансирования; размещать списки высокотехнологичных компаний на специальных досках на биржах высоких технологий.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса правительством Китая осуществляется и из региональных бюджетов.

Сопоставляя системы государственного регулирования в различных экономико-правовых системах, можно сделать вывод о том, что государства с рыночной экономикой проводят активное регулирование инновационного бизнеса и оказывают широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. При этом в различной степени сочетаются государственное регулирование и система государственно-частного партнерства.

Сопоставить систему поддержки предпринимательства в России и за рубежом можно также на основе статистических данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнение данных по России с данными ЕС и США показывает, что в России размер сектора малого бизнеса в абсолютных значениях количества предприятий в несколько раз ниже, чем за рубежом (см. табл. 1). При этом доля средних предприятий в России в общем количестве предприятий составляет 0,8%. В странах ЕС средние предприятия составляют 1% от сектора малых и средних предприятий (МСП), но обеспечивают 20% от общего оборота и 17% от общей занятости. В России средний бизнес обеспечивает лишь 3,9% от

Таблица 1

Сравнение основных параметров сектора малых и средних предприятий (МСП) в России и за рубежом (данные 2010 г.) [10]

Микропредприятия МП Средние предприятия МСП (Всего)

Россия Количество, ед. 5 037 741 227 742 17 723 5 283 206

Доля в секторе МСП, % 95,4 4,3 0,8 100

США Количество, ед. 14 049 000 468 000 191 000 14 709 000

Доля в секторе МСП, % 95 3,0 1,0 100

ЕС Количество, ед. 18 788 000 1 402 000 220 000 20 409 000

Доля в секторе МСП, % 92 7,0 1,0 100

о <

о

о о

> <

общего оборота и 3,2% от общей занятости — это в несколько раз ниже, чем за рубежом.

Из статистических данных можно сделать важный вывод, что в России существует огромный потенциал для экономического роста за счет поддержки растущих малых предприятий и средних предприятий, т. е. финансово устойчивых и прибыльных предприятий, зачастую использующих инновационные подходы к своему развитию и составляющих основу среднего класса.

Вместе с тем, меры господдержки в России на федеральном и региональном уровне направлены, в основном, на микро- и малые предприятия и ИП (субсидии, гранты start-up, обучение безработных, бизнес-инкубаторы, субсидирование процентной льготной ставки по кредитам). Российский средний бизнес по размерам и масштабам операций значительно отстает от европейского.

Для стабильного развития финансовой инфраструктуры бизнеса, особенно малого и среднего, в России необходимым условием должна являться активная государственная политика с расширением практики частно-государственного партнерства. Привлечение современного зарубежного опыта поддержки растущего бизнеса, техническое содействие в разработке политики и программ поддержки этого сегмента МСП, реализация соответствующих пилотных проектов в сотрудничестве с заинтересованными регионами могли бы восполнить существующий серьезный пробел в российской стратегии экономического развития.

Литература

1. Васин В. Н., Ткачев В. Н. К вопросу о гражданско-правовом обеспечении безопасности участников пред-

принимательской деятельности // Законодательство. 2008. № 2. С. 28-36.

2. Кружевникова А. А. Теоретическое обоснование роли бюрократии при изучении малого бизнеса как субъекта политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 4/37. С. 48-54.

3. Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства: Проект. Режим доступа: http://www.oporaast.ru/article. php?mode=view&site_id=52&own_menu_id=11967.

4. Белов А. П. Международное предпринимательское право. М., 2001. 38 c.

5. Фомина О. Н. Проблемы разграничения предпринимательских корпораций с другими видами корпораций и с иными правовыми формами ведения бизнеса в США // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. Вып. 8: В 3 т. Т. 2. М., 2008. С. 452-454.

6. Фомина О. Н. Понятие и признаки предпринимательской корпорации в США и акционерного общества в Российской Федерации // Законодательство. 2010. № 5. С. 79-87.

7. Никеров Г. И. Антимонопольное регулирование в США: 115-летний опыт и его итоги // Государство и право. 1999. № 6. С. 70-71.

8.Еременко В. И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран // Государство и право. 1995. № 9. С. 100-115.

9. Кредитование малого бизнеса в России и Германии: Мат-лы рос.-германского проекта / Под ред. Э. Макварта, И. Путинцевой. М.: OST-EURO, 2005. 206 c.

10. Данные Евростата (EUROSTAT) и Росстата (2010). Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/ portal/statistics/themes http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/.

СПбУУиЭ — лучшее предприятие — 2011

В рамках XVI Церемонии общественного признания «Элита национальной экономики» Санкт-Петербургскому университету управления и экономики присуждена Премия «Лучшее компания года — 2011». СПбУУЭ уже не первый год удостаивается столь престижной награды.

Международная премия «Лучшая компания года» учреждена по инициативе депутатов Государственной Думы Фондом содействия развитию предпринимательства и проводится при одобрении

• Государственной Думы Федерального Собрания РФ,

• Совета Федерации Федерального Собрания РФ,

• Совет Министров Союзного Государства Белоруси и России,

• Министерства экономического развития и торговли РФ,

• Министерства промышленности и энергетики РФ,

• Московской городской Думы.

Номинанты на Премию определяются по показателям финансовой отчетности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса (на основании данных ГМЦ Росстата, справочника Администрации, Президента и других источников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.