Научная статья на тему 'МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ИНВЕСТИЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / INVESTMENTS / "GREEN" INVESTMENTS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RATIONAL NATURE MANAGEMENT / ECONOMIC GROWTH / DEVELOPMENT STAGES / STRUCTURE / TYPES / SOURCES OF INVESTMENT / EFFICIENCY / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полоник С.С., Хоробрых Э.В., Литвинчук А.А.

Рассмотрен опыт формирования и развития «зеленых» инвестиций в ряде зарубежных стран. Определена сущность понятий «инвестиции», «зеленые» инвестиции, их особенности в рациональном природопользовании, направления осуществления с выделением отдельных видов, форм проявления. Освещены этапы развития, формы инвестиций и виды источников «зеленого» инвестирования в рациональное природопользование с учетом конкретных показателей их формирования, целевого назначения и эффекта от «зеленого» инвестирования. На примере ряда стран приведена структура источников формирования «зеленых» инвестиций: экологические платежи, платежи, связанные с ответственностью за ущерб, экологические налоги, субсидии, система торговли правами на загрязнения, залоговая система, обязательства осуществления и др. Представлены теоретические и практические характеристики экологических налоговых инструментов, классификация видов сопряжения источников «зеленых» инвестиций в рациональное природопользование с детализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF "GREEN" INVESTMENTS IN CONDITIONS OF PROVIDING SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

The article considers the experience of formation and development of “green” investments in a number of foreign countries. The essence of the concepts of “investment”, “green” investments, their features in rational nature management, directions of implementation with the identification of individual species, forms of manifestation is defined. The stages of development, forms of investments and types of sources of “green” investment in rational nature management, taking into account specific indicators of their formation, purpose, and the effect of “green” investment are described in detail. A number of countries show the structure of sources of formation of “green”investments: environmental payments, payments associated with liability for damage, environmental taxes, subsidies, the system of trade in rights for pollution, collateral system, implementation obligations, etc. Theoretical and practical characteristics of environmental tax instruments are presented, classification of the types of conjugation of sources of “green” investment in rational nature management.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330.322+330.15

МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНЫХ» ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

д-р экон. наук, проф. С. С. ПОЛОНИК (Белорусский государственный университет, Минск); канд. экон. наук, доц. Э.В. ХОРОБРЫХ; А.А. ЛИТВИНЧУК (Институт экономики НАН Беларуси, Минск)

Рассмотрен опыт формирования и развития «зеленых» инвестиций в ряде зарубежных стран. Определена сущность понятий «инвестиции», «зеленые» инвестиции, их особенности в рациональном природопользовании, направления осуществления с выделением отдельных видов, форм проявления. Освещены этапы развития, формы инвестиций и виды источников «зеленого» инвестирования в рациональное природопользование с учетом конкретных показателей их формирования, целевого назначения и эффекта от «зеленого» инвестирования. На примере ряда стран приведена структура источников формирования «зеленых» инвестиций: экологические платежи, платежи, связанные с ответственностью за ущерб, экологические налоги, субсидии, система торговли правами на загрязнения, залоговая система, обязательства осуществления и др. Представлены теоретические и практические характеристики экологических налоговых инструментов, классификация видов сопряжения источников «зеленых» инвестиций в рациональное природопользование с детализацией.

Ключевые слова: инвестиции, «зеленые» инвестиции, устойчивое развитие, рациональное природопользование, экономический рост, эффективность, зарубежный опыт.

Сущность понятия «зеленые» инвестиции. На современном этапе социально-экономических реформ, проводимых во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь, с целью решения сложных социально-эколого-экономических проблем, все более активно обсуждается переход к «зеленой» экономике. Это вызвано тем, что внедренные ранее экономические методы управления рациональным природопользованием, охраной окружающей среды «не работают» вследствие несовершенства как законодательно-правовой базы, так и организационно-распорядительных методов, неразвитости самой экологической политики большинства стран, из-за несовершенства системы финансового ресурсного обеспечения природоохранных мероприятий и, наконец, из-за неотработанности в целом инвестиций в рациональное природопользование. Кроме того, предшествующие подходы к природопользованию обусловили современную неблагополучную экологическую обстановку со значительными социальными, экологическими, экономическими последствиями. В этих условиях, особенно при реализации государственных целевых комплексных экологических программ, региональных образований, существует объективная необходимость объединения ресурсов большого количества природопользователей, выявления и реализация резервов инвестиций в охрану окружающей среды, так называемых «зеленых» инвестиций.

Термин «инвестиция» характеризуется долговременным вложением капитала в отрасли экономики внутри страны и за рубежом для финансового, ресурсного поддержания и развития условий оптимального функционирования, прекращения деградации и разрушения какой-либо системы, зависящей от факторов, нарушающих ее устойчивое развитие. Как показали исследования, понятие инвестиций трактуется по-разному рядом экономических школ, но затрагивает только один фактор производства без учета остальных составляющих производственных процессов, выражающихся в денежном эквиваленте (трудовые, интеллектуальные, научные, предпринимательские), а также социальные, временные, природные и другие составляющие, обеспечивающие высокую эффективность, которые требуют конкретизации и учета особенностей во взаимоотношениях: «общество - природная среда - человек».

В отличие от инвестиций, традиционно осуществляемых человеком, созданных трудом и относительно обособленных от экосистемы, особенности инвестиций в рациональное природопользование следующие: экологические инвестиции направлены на использование, воспроизводство условий природоохранной деятельности; объект инвестиций имеет общий для многих потребителей и пользователей характер, и задача не может быть решена отдельным хозяйствующим субъектом, регионом и даже страной (имеются в виду глобальные экологические проблемы); форма инвестиций, предполагающая государственные, межгосударственные, частные, смешанные формы собственности и формы организации экономической деятельности природопользователей; природоохранные, природовосстановительные инвестиции (в сфере охраны и воспроизводства природных объектов) всегда должны осуществляться с учетом са-

морегулирующей, самовосстанавливающей способности экосистем, отдельных ее компонентов. Это обусловлено тем, что человеческим трудом воссоздать то, что создает (качества элементов и экосистем в целом) природная среда, на 100% невозможно; природная система, ее элементы не могут дисконтироваться, хотя они могут снижать, терять свои первоначальные свойства под влиянием антропогенных факторов [1].

Так, из вышеуказанных особенностей под «зелеными» инвестициями, по нашему мнению, понимаются целевые экологические инвестиции, обеспечивающие экологические выгоды в условиях социально-экономического развития страны, в частности такие, как: уменьшение загрязнения воздуха, воды и почвы; снижение эмиссии парниковых газов; повышение эффективности использования существующих природных ресурсов; смягчение последствий и адаптация к изменениям климата и сопутствующие выгоды; расширение системы мероприятий учета влияния на окружающую среду; разработка и включение экологических показателей в анализ риска и ущерба. Инвестиции в экологию охватывают широкий спектр финансовых организаций и видов активов как государственных, так и частных по эффективному управлению экологическими риск-ситуациями в финансовой системе.

По направлениям осуществления природоохранных мероприятий «зеленые» инвестиции подразделяются на следующие: 1) ликвидационные - финансирование деятельности по ликвидации последствий экологических катастроф и аварий; 2) стабилизирующие - инвестирование денежных средств в мероприятия по поддержанию свойств и качеств экосистем на постоянном уровне; 3) улучшающие свойства экосистемы - осуществление деятельности по финансированию проектов, направленных на улучшение свойств и качеств окружающей среды, ее элементов; 4) предупредительные - осуществление деятельности, направленной на недопущение экологических катастроф и аварий.

В составе «зеленых» инвестиций выделены такие их виды: 1) законодательно-правовые - это организационно-распорядительные инвестиции, направляемые на взаимодействие, регулирование природоохранной деятельности, обусловливающие реализацию целей программ по экологической экспертизе, культуре производства, организационно-планировочные и т.д.; 2) социально-природоохранные инвестиции - это целенаправленное использование социальных факторов, направляемых на улучшение качеств окружающей среды; 3) финансово-природоохранные инвестиции - это затраты (вложения) денежных средств в финансовые инструменты с целью получения прибыли через определенный промежуток времени посредством улучшения качества окружающей среды; 4) интеллектуально-технологические природоохранные инвестиции - это разработка и внедрение новых технологических средств, оборудования, мощностей с целью улучшения качеств окружающей среды посредством модернизации технологического процесса, внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий [2].

По форме проявления «зеленые» инвестиции в рациональное природопользование подразделяются на прямые и косвенные. Прямые природоохранные инвестиции - это инвестиции, направляемые на улучшение качеств окружающей среды и способствующие решению определенной задачи, например, снижению эмиссии загрязняющих веществ. Косвенные природоохранные инвестиции - это инвестиции, осуществляемые в различные области хозяйственной или любой другой деятельности, способствующие сохранению и улучшению свойств и качеств окружающей среды.

Для повышения эффективности «зеленых» инвестиций природопользователю необходимо производить инвестиции в виде комбинаций видов природоохранных инвестиций, например: технологические + интеллектуальные, социальные + финансовые и т.д.

Такие комбинации видов дают более ощутимый эффект улучшения качеств окружающей среды, чем инвестиции, производимые только в каком-то одном, отдельном виде, так как позволяют реализовы-вать резервы в процессе их сопряжения.

Зарубежный опыт формирования и использования «зеленых» инвестиций в решении проблем природопользования. В последние несколько лет во многих странах проводится политика, направленная на сохранение и улучшение окружающей среды, стимулирование использования возобновляемых источников энергии и модернизацию законодательства по охране окружающей среды, улучшение благосостояния людей. В экономиках таких стран рост занятости и доходов обеспечивается не только государственными, но и частными инвестициями, направленными на повышение эффективности использования ресурсов и энергии. Эти инвестиции необходимо стимулировать и поддерживать с помощью целевых государственных программ и реформ в области изменения регулирования и политики.

В настоящее время «зеленое» инвестирование обладает существенным потенциалом роста. Так, меньше 1% глобальных облигаций отмечены как «зеленые», меньше 1% активов глобальных институциональных инвесторов являются активы «зеленой» инфраструктуры. Однако, несмотря на то, что в области «зеленого» финансирования достигнут определенный прогресс, только небольшая часть банковских кредитов классифицируется согласно различным определениям исследователей как «зеленая» и сталкивается с рядом трудностей: сложность в расширении учета влияния на окружающую среду; информационная несимметричность между инвесторами и получателями, недостаточные возможности анализа и отсутствие точности в определениях, свойственных «зеленым» проектам.

Для решения вышеуказанных проблем большинством стран применяются: налоги, субсидии и нормативные акты, что значительно влияет на расширение «зеленого» инвестирования. За последнее десятилетие во многих странах появились различные дополнительные финансовые возможности развития «зеленого» инвестирования, к которым относятся: принципы добровольности для устойчивого кредитования и инвестирования, расширенные требования к раскрытию экологической информации и управления, «зеленые» кредиты, «зеленые» облигации, инвестиционные трастовые компании для «зеленой» инфраструктуры, продукция с «зеленым» индексом. Международное сотрудничество между центральными банками, министерствами финансов, регуляторами и участниками рынка в развитии «зеленого» инвестирования в рациональное природопользование опирается в большей степени на использование зарубежного опыта, позволяет выявить особенности и динамику поэтапного перехода от преобладания административных методов к эколого-экономическим методам и формам инвестиций (таблица 1).

Таблица 1. - Этапы развития форм и источников «зеленых» инвестиций

Этапы развития Форма инвестиций Содержание

Административно- законодательный подход Организационные, социальные Введение стандартов, нормативов, формирование законов, специализированных органов управления, регулирования, контроля, создание программ, разработка и внедрение платежей

Организационно- экономический подход Организационно-экономические (на базе 1-го этапа) Экологическая реструктуризация и модернизация производства, практическое использование платежей, льгот, стимулов, санкций, торговли эмиссиями, продуктовые и залоговые платежи

Новые факторы экологической политики Интеллектуальные платежи на базе 1-го и 2-го этапов Подготовка, работа с общественностью, повышение экологического сознания, внедрение результатов научно-технического прогресса, интернационализация методов (сотрудничество, объединение усилий)

Источник: авторская разработка на основе [3].

В большинстве стран с развитой экологической политикой к основным источникам «зеленого» инвестирования в природоохранную деятельность относят такие, как: эмиссионные платежи; продуктовые и пользовательские платежи; система торговли правами на загрязнение (квоты на выбросы); залоговая система; субсидии; экологические налоги и прочие финансовые инструменты (таблица 2).

Таблица 2. - Основные источники формирования экологических инвестиций и их эффект

Вид источника «зеленого» инвестирования Показатель и форма сбора Целевое назначение использования Эффект от «зеленого» инвестирования

Эмиссионные платежи

Загрязнение воздушной среды предприятиями и транспортом Объем выбросов за определенный период Специальные экофонды для инвестиций в охрану атмосферы Снижение выбросов диоксида азота (К02)

Сброс сточных вод Объем сбрасываемых сточных вод дифференцированно Управление качеством водных ресурсов Снижение сброса стоков в водные объекты

Опасные отходы Объем образуемых складируемых отходов и захоронение по типам отходов Инвестиции по сбору и переработке отходов и очистке мест их хранения Снижение вредного воздействия отходов на экосистему, сельское хозяйство, население

Плата за шум (въезд моторных транспортных средств) Мощность источника шума Мероприятия по снижению шума Снижение воздействия шума

Продуктовые платежи за продукты, загрязняющие экосистему в ходе их производства, потребления отходами Объем производства (потребления) товаров. Параллельно со специализированными продуктовыми налогами Сбор средств на модификацию цен, снижение производства и их потребления на рециклинг Переработка более 50% использованных батарей, 40% холодильников, 80% шин, почти полного сбора свинцовых батарей

Система торговли правами за загрязнение

Загрязнение атмосферного воздуха Принцип: любое увеличение эмиссии загрязнений должно быть замещено равным или большим снижением Инвестиции в мероприятия по снижению выбросов и сбросов Снижение издержек

Загрязнение водных объектов

Загрязнение земли

Залоговая система Залог при покупке (плата) возмещается при возврате предприятию по переработке. Величина зависит от характера вредности продукта Инвестиции в мероприятия по сбору и переработке товаров (контейнеров, ламп, батарей, аккумуляторов, автомашин, шин) Эффект от возврата, например, батарей 75-99%, автомашин 85-90%, контейнеров 80-85%

Окончание таблицы 2

Вид источника «зеленого» инвестирования Показатель и форма сбора Целевое назначение использования Эффект от «зеленого» инвестирования

Субсидии Гранты, льготные займы, налоговые льготы, ускоренная амортизация Гранты до 50%, льготные займы по ставке на 1,5-2% ниже рыночных, ускоренная амортизация до 75% стоимости оборудования в первый год Списание долгов по сравнению с установкой очистительного оборудования, снижение объемов выбросов, увеличение обработки стоков, переработка отходов, строительство канализационных сетей

Экологические налоги С налоговой базы, имеющей определенную экологическую релевантность. Базируются на объеме эмиссии загрязняющих веществ Часть субсидий для интер-нализации экстерналий Достижение общественно-оптимального уровня загрязнений при минимальных издержках

Источник: разработка авторов на основе [2; 3].

Согласно данным Комитета по экологической политике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) источники «зеленого» финансирования, к примеру, в таких странах, как США, Канада, странах Западной Европы, ЕЭС, Австралии и Японии, формируются в виде налогов, сборов, платежей, залогов, субсидирования и др. (таблица 3).

Таблица 3. - Источники «зеленых» инвестиций в рациональное природопользование

Страна Источники «зеленых» инвестиций Целевое назначение

Австралия Торговля правами на использование водных ресурсов Проекты, программы по рациональному использованию природных ресурсов

Австрия Субсидии Развитие инфраструктуры рационального использования природных ресурсов

Великобритания Платежи за водопользование и сброс промышленных сточных вод, налогообложение за использование материала (налог на ископаемое топливо) Покрытие правительственных издержек поддержания водных ресурсов

Кредиты, инвестиции в акционерный капитал, финансирование через инвестиционный фонд и гарантии, экологические налоги и льготы Увеличение финансирования малого и среднего бизнеса. Сокращение выбросов углекислого газа на 80% к 2050 году. Осуществление производства 15% всей энергии за счет возобновляемых источников. Переработка 50% бытовых отходов и сокращение свалки биоразлагаемых городских отходов на 35% к 2020 году

Венгрия Платеж за извлечение воды Ставка за один метр кубический варьируется по источникам и регионам

Германия Платеж за извлечение воды Снизить извлечение воды (зависит от законодательства земли и использования воды)

Налог на токсические отходы Снижение объем токсических отходов на 20-45%

Финансирующие экологические платежи (платеж за отработанное машинное масло) Выполняют управляюще мотивационные функции, финансируют доходную часть бюджета

Выравнивающие экологические платежи (платежи земли Гессен, которые взимаются в случае изменения ландшафтов) Взимаются после произведенного вмешательства в окружающую среду и заменяют компенсационные мероприятия

Управляющие экологические платежи (налог на минеральные масла) Основываются на экономическом воздействии на плательщиков и вступают в конкуренцию с экологическим административным правом

Субсидирование процентных ставок Сокращение на 40% выбросов парниковых газов. Увеличение до 30% доли возобновляемых источников теплоэнергии. Увеличение энергоэффективности в два раза. Двукратное увеличение мощностей комбинированного производства электроэнергии и тепла при росте 25% объемов выработки энергии

Льготное тарифное кредитование, целевые субсидии, государственные гарантии Финансирование «зеленых» проектов. Стимулирование производителей электроэнергии из возобновляемых источников на покупку

Продолжение таблицы 3

Страна Источники «зеленых» инвестиций Целевое назначение

Греция Платежи Финансирование издержек региональных компаний по доставке воды

Налог на воду Снижение потребления воды (платиться только домохозяйствами)

Субсидии Очистка воды при ее доставке специализированными компаниями

Дания Плата за отходы Повторное использование отходов

Италия Комбинированный платеж за пользование водными услугами Покрытие издержек предоставления воды и обработки сточных вод. Тарифная формула определяется наблюдательным комитетом

Канада (Альберта, Онтарио, Торонто) Торговля правами за загрязнение Финансирование экологических проектов (чистый транспорт, энергосбережение и энергоэффективность, экологически чистая энергия, лесное и сельское хозяйство, управление земельными ресурсами, адаптация и устойчивость к изменению климата)

Обязательства осуществления Обеспечить выполнение работ, предусмотренных лицензий на создание водной инфраструктуры

Платежи, связанные с ответственностью за причиненный ущерб Компенсация ущерба при выполнении Водного акта

«Зеленые» облигации, прямое государственное финансирование через «зеленые» фонды, программа кредитования по повышению энергоэффективности, льготная тарифная программа Строительство сети быстрых зарядных станций для электромобилей. Сокращение выбросов парниковых газов и расходов электроэнергии. Поддержка инициативы энергоэффективности для малых и средних предприятий. Поддержка других инициатив

Нидерланды Налог на извлечение подземных вод Минимизация объемов извлечения подземных вод

Польша Платеж за извлечение воды Минимизация объемов извлечения вод (зависит от типа воды, типа использования и доступности ресурсов)

Франция Платежи Извлечение и потребление воды для регулирования ее использования (ставки дифференцируются от типа воды (поверхностная или подземная) и зоны извлечения и выплачиваются Водным агентством для управления качеством воды). Доставка воды, для финансирования инвестиций в водную инфраструктуру. Финансирование общественных систем потребления и доставки питьевой воды (варьируется по муниципалитетам)

Добавочный налог Сбор муниципальных средств на потребление минеральной воды. Варьируется по муниципалитетам

Чешская Республика Платежи Выплаты в Государственный Экологический Фонд направлены на: использование поверхностных и подземных вод в соответствии с установленными стандартами. Проекты по использованию возобновляемых источников энергии для производства тепловой энергии, по энергосбережению в зданиях (частичная или полная теплоизоляция), по строительству пассивных домов

Швеция Налоги на углерод, этиловый и неэтиловый бензин, дизельное топливо с низким уровнем загрязнения Уменьшение загрязнения на 6%; снижение уровня этилового загрязнения до 80%, уменьшение от автомобилей на 75%

Япония Платежи за извлечение воды из рек,пользование водой из хранилищ Покрытие издержек префектуры на поддержание качества воды. Распределение воды между пользователями

Южная Корея Экспортные и импортные кредиты, гарантии, рынок венчурного капитала Поощрение стратегических научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализация технологий в области новых и возобновляемых источников энергии. Создание нового рынка для стимулирования развития промыш-лености в области новых и возобновляемых источников энергии

Окончание таблицы 3

Армения Платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (воздух и воду), за размещение производственных и бытовых отходов, за экологически вредную продукцию Проекты, связанные с энергосбережением (включая жилищное хозяйство), возобновляемой энергией, сельским хозяйством (экологически чистое фермерство), горнодобывающей и обрабатывающей промышленностью (внедрение природоохранных технологий), а также экотуризм,агротуризм

Республика Беларусь Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод, за захоронение, хранение отходов производства, за добычу (изъятие) природных ресурсов Внедрение современных энергоэффективных технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии - солнечной, ветровой, геотермальной, биогаз, экологически безопасных технологий производства сельхозпродукции, строительство «зелёных» жилых кварталов и микрорайонов, совершенствование системы управления отходами, увеличение доли транспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям

Казахстан Платежи за использование особо охраняемых природных территорий, за пользование животным миром, за эмиссию в окружающую среду, за лесные пользования, за пользование водными ресурсами поверхностных источников Стабилизация и улучшение качества окружающей среды,переход к низкоуглеродному» развитию

Киргизия Платежи за загрязнение и за размещение отходов, роялти - текущие платежи за пользование недрами с целью разработки, бонусы - платежи за право пользования недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, а также налог на движимое имущество, который можно считать транспортным налогом Внедрение современных технологических решений по снижению энергозатрат, приобретение оборудования для использования альтернативных источников энергии, реконструкция в целях повышения энергоэффективности зданий самих органов местного самоуправления, а также объектов их социальной инфраструктуры

Россия Финансирование государственных программ. Государственные гарантии. Фонд развития промышленности Энергоэффективность и развитие энергетики. Воспроизводство и использование природных ресурсов. Охрана окружающей среды на 20122020 годы. Проекты, связанные с энергосбережением и повышением энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и сфере промышленности. Разработки новой высокотехнологичной продукции, создание конкурентоспособных производств на базе лучших доступных технологий

Источник: разработка авторов на основе [2; 3].

Структура источников формирования «зеленых» инвестиций в зарубежных странах представлена в таблице 4.

Для «зеленого» инвестирования в развитых странах используются различные виды источников:

- платежи;

- торговля квотами на использование природных ресурсов;

- залоговая система;

- выплаты за невыполнение требований охраны окружающей среды;

- «обязательные осуществления»; платежи, связанные с ответственностью за причиненный ущерб;

- субсидии, экологические налоги.

В сфере применения их необходимо подразделять по обеспечению рационального использования на следующие:

- водные, зеленые, лесные ресурсы;

- рыбного хозяйства;

- ресурсы биоразнообразия.

В основном направленность рассматриваемых источников «зеленых» инвестиций такова:

- максимальное предотвращение;

- снижение экологического ущерба и достижение предельно допустимого уровня загрязнений при минимальных издержках.

Таблица 4. - Структура источников формирования «зеленых» инвестиций в Беларуси и зарубежных странах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Экологические платежи Экологические налоги Субсидии Система торговли правами на загрязнения Залоговая система Выплаты за невыполнение природоохранных требований Обязательства осуществления Платежи, связанные с ответственностью за ущерб

Австралия * * * * *

Австрия * * * *

Бельгия * *

Великобритания * * * *

Венгрия * * * *

Германия * * *

Греция * * *

Дания * * * * * *

Исландия * * *

Италия * *

Канада * * * * * * *

Корея * * *

Мексика * * *

Нидерланды * * * *

Норвегия * * * * *

Польша * * * * * *

США * * * * * * *

Турция * * * * *

Финляндия * * * * *

Франция * * *

Чехия * * * * *

Швейцария * * * *

Швеция * * * * * *

Япония * * * *

Россия * * *

Армения * * *

Беларусь * * *

Казахстан * * *

Киргизия * * *

Источник: разработка авторов на основе [2; 3].

Так как возможности в формировании «зеленых» инвестиций в природоохранную деятельность ограничены в любой стране, поэтому у хозяйствующего субъекта они могут достигать больших масштабов в случае ликвидации последствий при отсутствии или недостаточном осуществлении природоохранных превентивных затрат у локальных загрязнителей (таблица 5).

Таблица 5. - Теоретические и практические характеристики экологических налоговых инструментов

Теоретические характеристики Практические характеристики

Эмиссионные налоги

• Налог уплачивается на объем выбросов определенного качества • Налоговая ставка устанавливается равной предельным внешним издержкам загрязнения для достижения общественно оптимального уровня загрязнения • Эффективность достигается за счет стимулирования осуществления загрязнителем наибольшей величины снижения загрязнения при минимизации издержек • Необходимы точные методы измерения (проверки) объемов эмиссии загрязняющих веществ • Точная оценка общественных предельных издержек затруднена или невозможна, что не позволяет выявить оптимальный объем загрязнений (существующий при равенстве предельных общественных издержек и выигрышей от загрязняющей деятельности) • Прямое налогообложение эмиссии стимулирует минимизацию издержек снижения загрязнения

Экологические и продуктовые налоги

• Налог уплачивается на продукт или деятельность, взаимосвязанную с определенным экологическим ущербом. • Налоговая ставка устанавливается, чтобы достичь снижения загрязнения до общественно-оптимального уровня. • Приводит к минимальным издержкам загрязнения только при определенных условиях, поскольку налог стимулирует только один метод снижения загрязнения (снижение потребления ресурса или конечного товара) • Продуктовые налоги менее эффективны, где внешние издержки зависят от процесса производства и очистных технологий принятых фирмой, или потребительские манеры использования. • Лучшие результаты достигаются там, где есть прямая связь между облагаемым товаром и экологической проблемой. • Не требует прямого измерения эмиссии. Легко реализуется, используя систему косвенного налогообложения

Экологические налоговые льготы

• Экологические налоговые льготы проектируются для стимулирования экологически позитивного поведения. • Стимулирование только одного способа снижения загрязнения может не привести к минимизации издержек снижения загрязнения. • Величина льготы должна отражать общественный выигрыш (снижение экологических общественных издержек) • Льготы могут привести к увеличению объемов загрязнения, снижая издержки загрязняющих отраслей. • Стимулы определяются параметрами налога в рамках, которого предоставляется льгота. • Льгота приводит к необходимости сбора недополученных средств, что приводит к повышению реальной налоговой ставки. • Налоговые льготы увеличивают сложность и административные издержки налоговой системы

Источник: разработка авторов на основе [2; 3].

Применяемые в развитых странах экологические налоговые инструменты включают:

- эмиссионные налоги;

- экологически продуктовые налоги;

- экологические налоговые льготы.

Показателем использования экологических налогов как инструмента эколого-экономической политики государства может служить доля этих налогов в совокупных налоговых доходах и в ВВП.

Доля экологических налогов в общих налоговых доходах значительно варьируется по странам, при этом среднеарифметический показатель по развитым странам составляет 7%, а средневзвешенный по величине ВВП - 5,8%.

Доля экологических налогов в ВВП этих стран также высока, что свидетельствует о высокой степени экологической ориентированности налоговых систем западных стан.

Анализ направлений и форм «зеленых» инвестиций в рациональное природопользование в зарубежных странах показывает, что во многом результативность инвестиций в экологию достигается и обеспечивается при согласовании и сопряжении их по источникам и характеру реализации.

Важным фактором обеспечения и сопряжения является взаимодействие таких форм инвестиций, как: финансирование, законодательно-правовые, распределительные, интеллектуальные и др. (таблица 6).

Сопряжение на уровне международного разделения труда можно представить следующим:

1) страны золотого миллиарда экономят на инвестициях в природоохранную деятельность:

- дешево покупают сырье и дорого продают продукцию обрабатывающих отраслей;

- «прокачивают» в бедные страны грязные технологии и отходы;

2) в приграничных районах строят свои предприятия и экономят на охране окружающей среды:

- в частности, Финляндия построила свои металлургические предприятия и заводы целлюлозно-бумажной промышленности вдоль границ с Российской Федерацией так, что сточные воды с них по-

ступают в реку Вуоксу и Ладожское озеро. Подобным образом экономят на инвестициях в охрану окружающей среды за счет «фактора сопряжения» при либеральности природоохранных органов России, финская сторона перекладывает затраты (заботы) по охране водных ресурсов на российскую сторону.

Таблица 6. - Классификация видов сопряжения источников «зеленых» инвестиций в рациональное природопользование

Уровень инвестиций Содержание, формы сопряжения

Международный уровень Согласование проблем природопользования в системе международного разделения труда, размещения и развития производительных сил в пространстве с учетом сопредельных территорий (государств)

На уровне страны и регионов Законодательно-правовые методы инвестиций, технико-технологические, организационно-распорядительные, экономические,культура производства,территориальная организация производства, межотраслевые пропорции, межрегиональные пропорции

Уровень субъекта республики Пропорции в схемах развития и размещения производительных сил (отраслевой, территориальный разделы), межбюджетные отношения (между республиканским и местным бюджетом), регулирование права собственности и распоряжения, согласование экологических программ субъекта республики с экологическими программами муниципальных образований

Уровень муниципальных образований, хозяйствующих субъектов Сопряжение мероприятий в стратегических планах социально-эколого-экономического развития муниципальных образований, городов: между программами и направлениями стратегии; между сопредельными территориями использующими общие объекты природопользования

Источник: разработка авторов на основе [2; 3].

В аспекте разделения труда на уровне страны и регионов сопряжение инвестиций в охрану окружающей среды предусматривает:

1) сопряжение пропорций между структурными элементами процесса воспроизводства:

- между сферами народного хозяйства (материальное, нематериальное производство);

- между отраслями (добывающие, обрабатывающие, в том числе между мероприятиями на воспроизводство минерально-сырьевой базы и результатами природопользования);

- между регионами (ассимиляционный потенциал регионов, их взаимосвязь экосистем). Например, сброс стоков в Финляндии отображается в экобалансе Ладоги, что необходимо устранять посредством переговоров;

- между элементами рационального использования природных ресурсов (использование, охрана, воспроизводство);

2) технологический аспект (форма территориальной организации производства, использование природных ресурсов, внедрение достижений НТП);

3) организационно-распорядительные: планирование; культура производства;

4) конкретизация права распоряжения и права собственности на природные ресурсы и объекты;

5) взаимодействие в аспекте сопредельных территорий.

Приведенная классификация сопряжения мероприятий по охране окружающей среды в воспроизводственном процессе способствует выявлению следующих приоритетов:

- приоритетность мероприятий по уровню их реализации (республиканский, региональный, локальный), поскольку в силу пространственного характера функционирования природоохранных объектов и их использования очевидна и объективна проблема осуществления подхода «вкладывания» как элементов природы, а значит - мероприятий;

- приоритетность мероприятий по охране окружающей среды в территориальном аспекте, так как от степени полноты и масштабности их осуществления на одной территории (особенно при расположении водопотребителей по течению реки и в случае трансграничного переноса загрязнений) зависит социально-эколого-экономическое благополучие природопользователей, расположенных на сопредельных территориях;

- приоритетность в аспекте организационно-распорядительного и технико-технологического характера. Важность этого момента заключается в особенностях экологизации самого воспроизводственного процесса и ее этапности. Ограниченность ресурсов является критериальным, поэтому определен выбор следующих решений: внедрению ресурсосберегающих, малоотходных технологий предшествуют мероприятия по достижению культуры производства, которые не требуют крупных единовременных и текущих затрат.

Заключение. На современном этапе социально-экономических реформ, проводимых во всем мире, одной из ключевых проблем дальнейшего развития экономики государств является фундаментальная проблема дисбаланса между экономическим ростом и сохранением природного капитала, которая приводит к таким негативным последствиям, как отрицательное влияние на человеческий потенциал (потенциал здоровья), истощение природного капитала. С этой точки зрения весьма актуально развитие «зеленой» экономики, направленное на рост благосостояния общества, социальных гарантий и одновременное уменьшение экологических рисков и дефицитов при выборе приоритетных направлений повышения качества жизни населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и развитие «зеленых» инвестиций в условиях обеспечения устойчивого экономического роста является одной из главных задач этого направления, а изучение зарубежного опыта для любого государства, в том числе и Республики Беларусь, позволит применить его при разработке и внедрении природоохранных мероприятий во взаимоотношениях «общество - природная среда - человек».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров, В.В. Инвестиции / В.В. Бочаров. - СПб. : Питер, 2003. - 288 с.

2. Рогачёв, С.Б. Экологическое законодательство / С.Б. Рогачёв, С.Б. Новичков // Экология и промышленность. - 2002. - № 10. - С. 152-156.

3. Юдин, Е. Проблемы налогового регулирования природопользования / Е. Юдин // Налоги. - 2002. -№ 2. - С. 67-80.

4. Папенов, К.В. Совершенствование экономического механизма недропользования в современных условиях / К.В. Папенов, Е.С. Мелехин // Вестн. Моск. гос. ун-та. - 2002. - № 1. - С. 36-56.

Поступила 25.09.2018

WORLD EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF «GREEN» INVESTMENTS IN CONDITIONS OF PROVIDING SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

S. POLONIK, E. KHOROBRYKH, А. LYTVYNCHUK

The article considers the experience of formation and development of "green " investments in a number offoreign countries. The essence of the concepts of "investment", "green " investments, their features in rational nature management, directions of implementation with the identification of individual species, forms of manifestation is defined. The stages of development, forms of investments and types of sources of "green " investment in rational nature management, taking into account specific indicators of their formation, purpose, and the effect of "green " investment are described in detail. A number of countries show the structure of sources offormation of "green " investments: environmental payments, payments associated with liability for damage, environmental taxes, subsidies, the system of trade in rights for pollution, collateral system, implementation obligations, etc. Theoretical and practical characteristics of environmental tax instruments are presented, classification of the types of conjugation of sources of "green" investment in rational nature management.

Keywords: investments, "green" investments, sustainable development, rational nature management, economic growth, development stages, structure, types, sources of investment, efficiency, foreign experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.