Научная статья на тему 'Мировой опыт финансово-экономического стимулирования развития агропромышленного комплекса: потенциал адаптации в России'

Мировой опыт финансово-экономического стимулирования развития агропромышленного комплекса: потенциал адаптации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Господарев А. Н.

В работе обобщаются приоритетные направления адаптации мирового опыта государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, формирования Таможенного союза и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Обосновывается тезис о необходимости адаптации опыта Европейского союза в проведении Единой аграрной политики, активизации программно-целевых методов и многоканальной финансовой поддержки агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes the priorities for adaptation of world experience of state support for agriculture in the conditions of entry into the World Trade Organization, the formation of the Customs Union and the Common Economic Space of Russia, Belarus and Kazakhstan. The thesis of the necessity of adaptation of the EU experience in the conduct of the Common Agricultural Policy, revitalization of program-target methods and multi-channel financial support to agriculture is concluded.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт финансово-экономического стимулирования развития агропромышленного комплекса: потенциал адаптации в России»

Господарев А.Н.

Аспирант кафедры международной торговли и таможенного дела РГЭУ (РИНХ) Эл. почта: [email protected]

МИРОВОЙ ОПЫТ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ПОТЕНЦИАЛ АДАПТАЦИИ В РОССИИ

В работе обобщаются приоритетные направления адаптации мирового опыта государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, формирования Таможенного союза и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Обосновывается тезис о необходимости адаптации опыта Европейского союза в проведении Единой аграрной политики, активизации программно-целевых методов и многоканальной финансовой поддержки агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, конкурентоспособность, продовольственная безопасность, Таможенный союз.

Агропромышленный комплекс любого государства имеет целый ряд общих для любой страны характеристик - таких, как: зависимость от погодных условий, сезонный характер производства, использование природных ресурсов (в первую очередь -земельных); тесная связь АПК с вопросами обеспечения занятости сельского населения, сохранением традиционного образа жизни, природных ландшафтов. Не менее значимой является общность глобальных проблем развития мировой экономики в целом и агропромышленного комплекса, в частности. Вместе с тем высокая степень гармонизации и унификации форм и методов государственного регулирования российского агропромышленного комплекса с международными нормами и принципами

является одним из ключевых условий, способствующих эффективному включению России в мирохозяйственные связи, созданию благоприятных условий для развития национального АПК. При анализе потенциала адаптации инструментария повышения международной конкурентоспособности АПК зарубежных государств и России необходимо исходить из следующих положений:

- основу производственной структуры АПК ведущих зарубежных стран составляют коммерчески ориентированные крупнотоварные производства. Так, в США крупнотоварные производства дают более 90% всей выручки, характеризуются наивысшей производительностью как с гектара, так и на одного среднегодового занятого. Россия же характеризуется иной, двуполярной, структурой производства, на одном полюсе - огромное число мелких и мельчайших сельхозтоваропроизводителей рекреационных и подсобных фермерских хозяйств (свыше 30 млн.) с минимальным земельными наделами, за счет своей многочисленности и избыточного вложения труда на га производящих 35% совокупного объема продукции, с другой - немногочисленные крупноземельные хозяйства с вкладом свыше 55%;

- для аграрной структуры развитых аграрных государств характерна большая устойчивость крупнотоварного производства за счет меньшей концентрации крупного землепользования в руках отдельных хозяйств. В России крупнейшие объемы земельных ресурсов концентрируются менее чем у 1% всех товарных хозяйств (для сравнения, в США - у 24%). В результате при 9,8% занятых в сельском хозяйстве удельный вес инвестиций в основной капитал в общем их объеме по народному хозяйству составляет 1,9%. Если на 1% занятых в США приходится 5,6% фондов, то в России - 0,2%;

- для ведущих аграрных государств характерна иная организация производства, чем в России. В России крупные сельхозпроизводители предпочитают иметь ресурсы в своем хозяйстве (рабочих, сельскохозяйственную технику), то в зару-

70

Финансовые исследования № 1 (42) 2014

бежных держат минимум постоянных работников, тракторов, часть работ выполняется на принципах аутсорсинга и специализации. В результате Россия существенно отстает по производительности труда в агропромышленном комплексе как в абсолютных, так и относительных показателях и в настоящее время в 11 раз ниже, чем в США и в 7 раз - чем в Германии [1, с. 2-4];

Государственное регулирование сыграло основную роль в существенном повышении конкурентоспособности АПК и увеличении производства продовольствия в странах, являющихся его крупнейшими импортерами в современных условиях, -США, Канаде, ЕС, Китае. Мировой опыт показывает, что существует множество инструментов, при помощи которых государство может повышать конкурентоспособность национального агропромышленного комплекса, воздействовать на структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, условия жизни сельского населения, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Разнообразие использования методов и инструментов регулирования, которое можно укрупнённо разделить на прямые и косвенные, обусловлено национальными особенностями развития сельского хозяйства и промышленного производства, уровнем производительных сил, климатическими и географическими факторами, позициями страны на мировом аграрном рынке.

В аграрной политике ведущих зарубежных стран применяются как прямые, так и косвенные методы регулирования агропромышленного комплекса. При этом можно выделить общие позиции:

- применение мер государственного регулирования носит долгосрочный программно-целевой характер (как правило, срок программ составляет не менее четырех лет и закрепляется на законодательном уровне);

- основу государственной поддержки аграрных товаропроизводителей составляют разрешенные правилами ВТО прямые платежи в доход фермеров, направленные на обеспечение конкурентоспособности агропромышленного производства,

сбалансированное территориальное развитие, восстановление, сохранение и укрепление экосистем, зависящих от сельского и лесного хозяйства:

- в зависимости от специфики национального аграрного производства отдельные сельскохозяйственные товары могут подвергаться особому режиму государственного регулирования, направленному на стимулирование объемов производства (в США - сахар, в ЕС - молоко, в Японии -рис);

- выделение государственной поддержки увязано с жесткой системой контроля и аудита целевого использования выделяемых средств и соблюдения установленных государством требований.

Роль прямых государственных субсидий в странах с развитой рыночной экономикой существенно трансформируется на современном этапе развития мировой экономики. Цели стимулирования производства, финансирования закупок средств производства, строительства и прочих производственных нужд по мере насыщения рынка продовольствия и значительного во многих случаях перепроизводства продукции АПК трансформировались в цели поддержания стабильного уровня доходов сельхозтоваропроизводителей, а также обеспечения структурной, социальной и региональной политики, не связанной непосредственно с производством, но обеспечивающей повышение качества жизни сельского населения.

Вместе с тем, несмотря на тох что существенное сокращение объемов прямой государственной поддержки АПК становится мировой тенденцией, ведущие аграрные государства не минимизируют свои обязательств перед национальными производителями продовольствия, а трансформируют ее способы - меньше поддержки оказывается производству определенных сельскохозяйственных продуктов и самим производителям, что лежит в области «янтарной корзины» ВТО, при этом все больший удельный вес приобретают затраты на страхование, развитие информационной, финансовой, транспортной инфраструктуры агропромышленного

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

71

комплекса, мелиорацию земель, поддержку развития сельского хозяйства в районах с неблагоприятными климатическими и почвенными условиями, научные исследования, ветеринарные услуги. Данные меры поддержки в рамках «зеленой корзины» имеют существенное значение для аграрного сектора в долгосрочной перспективе, так как преимущества в ценовой конкурентоспособности производства одной страны могут быть элиминированы меньшей стоимостью транспортировки и меньшими издержками сбыта в другой стране.

По данным американских исследований, значительный прирост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50% был обеспечен за счет государственного финансирования сельскохозяйственной науки. В Японии 85% всей поддержки в рамках «зеленой корзины» приходится на услуги общего характера. В ЕС большая часть «зеленой корзины» приходится на программы инвестиционного характера, охраны окружающей среды и услуги общего характера [2, с. 62]. Страны ЕС в период с 2002 по 2012 год увеличили объем «зеленой» корзины в три раза (с 20 до более чем 60 млрд. евро соответственно), что произошло в первую очередь за счет перераспределения средств «янтарной» и «голубой» корзин.

Характерной особенностью современной аграрной политики развитых государств в условия ВТО является активная государственная поддержка инноваций и развития наукоемких технологий в рамках «зеленой корзины» на всех стадиях агропромышленного производства: механизации, селекции, химизации, региональной специализации, применении биотехнологий [3, с. 6; 4, с. 46-47].

Данная целевая направленность развития аграрной экономики на новой исторической волне выдвигает на первый план задачи увеличения производства на единицу затрачиваемых ресурсов при количественном их сокращении в масштабе отрасли, оптимизации структуры производства в соответствии с ресурсными возможностями растениеводства и животновод-

ства, с учетом структуры общественных потребностей и спроса населения.

Все более широкое распространение в развитых аграрных государствах получает прецизиозное (точное) сельское хозяйство, основанное на использовании глобальных позиционных и геоинформационных систем, информационных технологий, дистанционных и бортовых датчиков, автоматических исполнительных органов машин, что позволяет обеспечить сохранность и улучшение качества продукции, электронный мониторинг различных показателей, снижение рисков, развитие сельской местности [5, с. 12-14; 6, с. 9-15].

С появлением новых технологий в сельском хозяйстве доминантами развития агропромышленного производства в развитых государствах становятся:

- программирование урожайности сельскохозяйственных культур, применение новых методов селекции животных (иммуногенетика, генная инженерия, генное тестирование, экспресс-анализ племенного материала, генетическая паспортизация);

- совершенствование сортов и новых гибридов сельскохозяйственных культур на основе достижений генетики;

- автоматизация и компьютеризация производительных сил, развитие машиностроения в соответствии с тенденциями ресурсосбережения и повышения производительности труда [7, с. 75-76].

Существенным элементом поддержки инновационных процессов в АПК в экономически развитых зарубежных странах является формирование государственной инновационной инфраструктуры, включающей формирование информационной системы внутри страны. Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство проводит такую инновационную политику, которая обеспечивает повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Так, в ЕС в качестве одной из первых мер решения существующих аграрных проблем функционирует Европейская сеть центров обмена инновациями, по сути, пред-

72

Финансовые исследования № 1 (42) 2014

ставляющая собой сеть технологических брокеров, которые способствуют передаче бизнесу инновационных технологий от научно-исследовательских организаций. В настоящий момент данная сеть включает в себя 68 центров в 30 государствах Европы, в том числе в государствах, не являющихся членами ЕС (Исландия, Израиль, Швейцария). В ряде государств ЕС правительство возмещает производителям сельхозпродукции около 50% затрат на консультационное обслуживание и внедрение эффективных новшеств. Значимым примером системы сельскохозяйственного консультирования является внедренная в Канаде, США, Великобритании, Дании и ряде других стран мира система целенаправленного обучения фермеров, рассчитанная на доведение необходимой информации, поступающей от органов управления АПК и от университетов до предприятий, и решение стоящих перед ними конкретных производственных проблем. Основной целью данных программ является адаптация рекомендаций науки к местным природно-климатическим и социально-экономическим условиям, что позволяет предприятиям АПК оперативно пользоваться новейшими достижениями с учетом региональной специфики [8, с. 16-26].

Такой подход позволяет значительно увеличить и качественно улучшить производство продукции при общем снижении количества используемых в агропромышленном комплексе земельных и трудовых ресурсов, средств химизации, техники, семенного фонда. При этом научно-технический прогресс проявляется не только в модернизации производства, но и в новых организационно-управленческих методах, современных методах ведения бизнеса, различных видах предпринимательства, многообразии мер и механизмов государственного влияния.

Особое значение в условиях федеративного государственного устройства России, а также формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана имеет исследование опыта Европейского союза и США в проведении аграрной политики, которые являются примером наиболее успешной мо-

дели становления и развития аграрной экономики в рамках Единого экономического пространства, а также решения вопросов разграничения государственной поддержки между государством и регионами.

В широком понимании Единая аграрная политика Европейского союза (ЕАП ЕС) - это стратегическая концепция ЕС, направленная на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора. Структурно ЕАП является системой субсидий, которые выплачиваются фермерам стран ЕС, и состоит из двух финансовых блоков. I блок, полностью финансируемый из бюджета ЕС, содержит инструменты, предназначенные для регулирования рынка и прямые платежи, которые обеспечивают поддержку и стабилизацию доходов производителей (интервенционные закупки, хранение, экспортные субсидии, системы производственных квот, специальные интервенционные меры (например, предназначенные для борьбы с распространением болезней животных, применяемые в случае потери потребительского доверия, программы, поощряющие употребление определенной продукции). На эволюцию инструментария данного блока значительное влияние оказали требования ВТО, которые привели к отказу от экспортных субсидий, кардинально изменили принцип выплаты прямых платежей (переход от связанных с производством выплат к несвязанным платежам). II блок, финансируемый как из бюджета ЕС, так и из национальных бюджетов, связан с меж-страновой спецификой проведения Единой аграрной политики. Вместе с тем эволюция аграрного сектора ЕС определила новые проблемы, которые укрупненно разбиты на три блока: поддержку сельхозпроизводителей, защиту окружающей среды, обеспечение продовольственной безопасности и разработку мер, позволяющих быстро и гибко преодолевать последствия экономического кризиса.

В рамках разрабатываемой Единой аграрной политики с 2013 г. предусмотрен

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

73

ряд изменений, позволяющих усовершенствовать действующую политику [9, с. 6568]. С 2014 г. в отношении прямых субсидий предполагается кардинальное изменение модели поддержки фермеров, привязывающее ее размер к площади используемых ими сельскохозяйственных земель с учетом производства как сельхозпродукции, так и экологических, ландшафтных и других общественно полезных эффектов. К 2019 году предполагается переход с прежнего «исторически обусловленного» способа расчета субсидий (невыгодного для новых стран ЕС) на унифицированные погектарные выплаты для обеспечения «справедливого распределения» помощи между фермерами, регионами и странами. Члены ЕС становятся ответственными за преобразование целей стратегии «Европа 2020» и шести приоритетов развития сельских территорий в действии, обозначенных в ЕАП. Национальные (региональные) программы будут сочетать усовершенствованные и новые меры II финансового блока, необходимые для достижения приоритетов ЕС [10].

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы

1. Процесс повышения международной конкурентоспособности агропромышленного производства в развитых и активно развивающихся государствах базируется на прочной научной основе, внедрении наукоемких аграрных технологий, стимулирующей активной протекционистской аграрной политике, системе целенаправленного государственного программно-целевого регулирования и социальной защиты сельхозтоваропроизводителей, обеспечении взаимодействия между аграрным сектором и промышленностью. Опыт ведущих зарубежных стран в проведении политики повышения конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса в условиях ВТО свидетельствует о необходимости выработки гибкой системы инструментов, своевременного и регулярного пересмотра основных направлений аграрной политики, основанных на анализе текущего состояния национальной и мировой экономики.

2. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о недопустимости прямого копирования западного опыта повышения эффективности АПК без учета специфики текущего кризисного состояния российского агропромышленного комплекса, значительно более сложных климатических условий функционирования агропромышленного комплекса. В отличие от России, в условиях насыщенного агропромышленного рынка ведущих зарубежных государств, наличия дополнительных инструментов государственного регулирования (субсидирование экспорта), государственная политика в сфере повышения конкурентоспособности АПК направлена преимущественно не на увеличение объемов производства и обеспечение продовольственной безопасности, а на стимулирование экспорта излишков продовольствия, обеспечение стабильного развития сельских территорий, улучшение качества продукции, соблюдение высоких экологических стандартов, что ограничивает возможности адаптации зарубежного опыта в российских условиях.

3. Особое значение в условиях формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана приобретает адаптация опыта Европейского союза в проведении Единой аграрной политики. Доминирующими в Европейском союзе на современном этапе становится программно-целевой метод оказания государственной поддержки и модель многоканальной финансовой поддержки агропромышленного комплекса, основанная на сочетании межгосударственных, национальных, местных и внебюджетных источников и эффективная в решении проблем повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, обеспечения взаимодействия между аграрным сектором и промышленностью, развития и внедрения новых аграрных технологий.

Библиографический список

1. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Производственные ресурсы и факторы экономического роста // АПК: регионы России. № 4. 2012.

74

Финансовые исследования № 1 (42) 2014

2. Абдимолдаева Н.К. Поддержка сельского хозяйства в странах-членах ВТО и интеграция аграрных рынков стран Таможенного союза в мировую экономическую систему // Евразийская экономическая интеграция. № 2 (7). 2010.

3. Глазьев С.Ю. Перспективы становления в мире нового VI технологического уклада // Модернизация. Инновации. Развитие. 2010. № 2. С. 6.

4. Гумеров Р. О господдержке отечественной агроэкономики: стоит ли ориентироваться на идеологемы ВТО и на индикаторы ОЭСР // Российский экономический журнал. № 3. 2013.

5. Рунов Б.А. Информационные технологии в управлении АПК в условиях глобализации // Сельскохозяйственные машины и технологии. № 1. 2013.

6. Измайлов А.Ю., Личман Г.И., Марченко Н.М. Точное земледелие: проблемы и пути решения // Сельскохозяйственные машины и технологии. № 5. 2010.

7. Гайсин Р. О технологических укладах в аграрном секторе // Вопросы экономики. № 12. 2011.

8. Кадомцева М.Е. Зарубежный опыт управления инновационным развитием АПК // Вестник научно-технического развития. № 2 (66). 2013.

9. Юркенайте Н. Реформа аграрной политики Европейского союза после 2013 г. // АПК: регионы России. № 2. 2012.

10. European Union: facts and commentaries / editor-in-chief - Borko J.A./ Association of European Research. - 2012. -issue 66. - P. 15-20 [Электронный ресурс] http://www.edcaes.ru.

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.