Научная статья на тему 'МИРОВОЙ ОКЕАН И КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ'

МИРОВОЙ ОКЕАН И КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
304
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЕ ПРАВО / ДЕЛИМИТАЦИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ / ВИДЫ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОКЕАНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бразовская Я.Е.

Размышляя о коммерческом использовании морских пространств, автор настоящей статьи попытался насколько это возможно кратко осветить наиболее интересные факты о Мировом океане. Затронул вопросы влияния человеческой деятельности на океан и расширение вариативности коммерческого использования его пространств. Уделил внимание существенным механизмам правового регулирования коммерческого использования морских пространств от делимитации до обеспечения безопасности. В заключении автором сделаны выводы и внесены предложения.The author of this article has been reflecting on the commercial use of maritime spaces, to be tried, as briefly as possible, to highlight the most interesting facts about the oceans. The author touched upon the impact of human activity on the ocean and the expansion of the variability of the commercial use of its spaces. In the article paid attention was paid to the essential mechanisms of legal regulation of the commercial use of maritime spaces from delimitation to maritime security. In conclusion, the author draws conclusions and makes suggestions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ ОКЕАН И КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ»

Арктическая география Финляндии, национальный опыт, вытекающий из нее, участие Финляндии в арктическом сотрудничестве и ее арктическая и/или северная национальная история и культура создают переплетение, различные стороны которого тесно связаны и которые в совокупности выступают в качестве строительных блоков финского самопонимания и Арктической Финляндии в представлениях финской арктической политики.

Пристатейный библиографический список:

1. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902395150

2. Finland's Strategy for Arctic Policy. Publications of the Finnish Government 2021:55 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://urn.fl/URN:ISBN:978-952-383-943-4

3. Expert group on Black carbon and methane. 3rd Summary of Progress and Recommendations Report / Arctic Council Secretariat, 2021. - 90 p.

4. Karajaoja N. Suomen arktisen politiikan taloudelliset ja ulkopoliittiset tavoitteet muuttuvassa toimintaymparistossa / Syksy, 2020. - 93 p.

5. Repo J. Suomen arktisuus geopoliittisena konstruktiona / Helsingfors universitet, 2015. - 95 p.

6. Ringbom H. Introduction // Regulatory Gaps in Baltic Sea Governance. - 2018. - №. 18. - P. 1 - 6.

7. Vaatanen V. Securing Anticipatory Geographies: Finland's Arctic Strategy and the Geopolitics of International Competitiveness // Geopolitics. - 2019. - №. 2. - P. 615 - 638.

8. Левит В.Т. Арктический совет как важнейший орган международного сотрудничества в сфере охраны природы и устойчивого развития в Арктике // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - №. 18. - С. 82 -87.

9. Официальный сайт Арктического совета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://arctic-council.org/ru/about/states/finland/

10. Официальный сайт Министерства иностранных дел Финляндии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://um.fi/documents/35732/0/Finland%27s%20Chairmanship%20Program%20for%20the%20Arctic%20Council%20%2 81°/o29.pdf/b13cda82-7b03-df0a-f86b-1d3e06b8041f?t=1533205711183

11. Официальный сайт Министерства обороны Финляндии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.defmin.fi/files/5066/Examples_on_international_training_and_exercise_events_in_2021.pdf

Для цитирования: Бразовская Я.Е. Мировой океан и коммерческое использование морских пространств / ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова // Океанский менеджмент. 2022. № 1(15). С. 24-32

Бразовская Я.Е.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова. Кафедра Международного и морского права, доцент.

МИРОВОЙ ОКЕАН И КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ

ПРОСТРАНСТВ

Аннотация. Размышляя о коммерческом использовании морских пространств, автор настоящей статьи попытался насколько это возможно кратко осветить наиболее интересные факты о Мировом океане. Затронул вопросы влияния человеческой деятельности на океан и расширение вариативности коммерческого использования его пространств. Уделил внимание существенным механизмам правового регулирования коммерческого использования морских пространств от делимитации до обеспечения безопасности. В заключении автором сделаны выводы и внесены предложения.

Ключевые слова: морское право, делимитация морских пространств, виды коммерческого использования океана.

WORLD OCEANS AND COMMERCIAL USE OF MARITIME AREA

Annotation. The author of this article has been reflecting on the commercial use of maritime spaces, to be tried, as briefly as possible, to highlight the most interesting facts about the oceans. The author touched upon the impact of human activity on the ocean and the expansion of the variability of the commercial use of its spaces. In the article paid attention was paid to the essential mechanisms of legal regulation of the commercial use of maritime spaces from delimitation to maritime security. In conclusion, the author draws conclusions and makes suggestions. Keywords: maritime law, maritime delimitation, types of commercial use of the ocean.

Прежде чем начать рассуждения о коммерческом использовании морских пространств, следует ответить на вопрос: что мы знаем о Мировом океане и его морских пространствах? Как осуществляется его правовое регулирование и что принято понимать под коммерческим использованием моря? Ответив на данные вопросы, и, зная существующие и перспективные виды коммерческой деятельности на море, мы сможем без труда ответить на главный вопрос: как обеспечивается безопасность коммерческого использования моря?

Что мы знаем о Мировом океане и его морских пространствах?

Общепризнанно, что жизнь на Земле зародилась в Мировом океане, хотя стоит отметить, что некоторые ученые полагают, что колыбелью жизни на Земле могли стать геотермальные источники1. Менее оспоримым является утверждение о необъятном океаническом пространстве2. Океаническое пространство покрывает около 140 миллионов квадратных миль, что составляет более 71 % поверхности Земли, а две трети мирового океана, или 45% поверхности Земли — это морские районы за пределами национальной юрисдикции.

Мировой океан является важным источником пищи, полезных ископаемых и энергии. Океаны с очень давних времен истории человечества способствовали развитию международной торговли и расширению экономических связей. Каждый день в океане происходит множество событий, которые оказывают влияние на нашу жизнь, например: судоходство, рыболовство и производство энергии, отдых и туризм, использование круизных судов или лодок, подводное плавание. По данным американского Национального управления океанических и атмосферных исследований3 об экономике океана, в американских компаниях работает в два раза больше людей в зависимых от океана областях, чем в сельскохозяйственном секторе, что подтверждает значимость использования океана для экономики.

В современном мире мы практически все знаем о сухопутной территории, у нас есть подробные карты всех ее уголков, люди свободно перемещаются по автомобильным дорогам, по речным, морским и воздушным путям. Однако применительно к использованию морских пространств для жизнедеятельности человека стоит констатировать, что большая часть жителей планеты по-прежнему живет в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны и тесно с ней связаны. А изученность мирового океана по мнению морского биолога Джона Копли меньше, чем 5 %4. Принято считать, что в настоящий момент человечество обладает гораздо более точными данными о поверхности Луны, Марса и Меркурия, чем о водной оболочке нашей собственной планеты5. Основной причиной неизученности глубоководного моря является физическая ограниченность доступности данного пространства. Глубоководное море покрывает примерно 60% твердой поверхности Земли, представляет по объему 90% океанов и представляется крупнейшим биомом на Земле и одной из самых богатых экосистем в мире, хотя и наименее изученной.

Конечно, нельзя сказать, что мы совсем ничего не знаем про Мировой океан и его обитателей. Ученые, используя спутники, радары и математические расчеты, создали карту океанского дна с разрешением около 2-5 км (по некоторым данным 0,5 км), которая предоставляет достаточно примерное представление о рельефе дна, течениях, температурах и общем уровне воды. Наука не стоит на месте, и современные технологии постепенно открывают новые возможности для более высокоточных измерений и отслеживания динамики водной экосистемы. Если в 1950-1960 годах точность измерений глубины моря определялась метрами, к 1980-1990 годам удалось добиться полуметровых систем разрешения, то сейчас стандартное разрешение измеряется в дециметрах, но есть и решения, которые позволяют получать сантиметровую точность6.

Необходимо ли нам вообще знание о Мировом океане? С точки зрения философии знания являются бесполезны при отсутствии четкой структуры и всеобъемлющего определения того, что же такое знание. Изучение океанов, точные топографические данные позволят создать модели взаимодействия со средой, а на практике улучшится понимание логистических процессов, хозяйственного оборота рыбаков и организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, позволят предотвратить техногенные катастрофы. К примеру, обладая данными о температуре в течениях, можно определить оптимальное место для размещения акваферм, зная ветровую нагрузку определить, где лучше поставить энергетические установки и так далее.

В условиях все большего охвата хозяйственной деятельностью Мирового океана, знание среды позволит понимать причины различных инцидентов, выработать решения ликвидации их последствий и уменьшить ущерб.

Ученые считают, что в Мировом океане сконцентрировано огромное количество различных ресурсов, в том числе «топлива будущего» - газогидратов. Их запасы вдвое превышают общемировые запасы всех традиционных видов топлива - угля, нефти и природного газа - и содержат в шесть раз больше никеля, в десятки раз - кобальта, в два раза - марганца. Важной особенностью глубоководных руд является высокое

«7

процентное содержание металлов, равное или в разы превосходящее показатели наземных месторождений . Важность научных знаний и подтверждение их скудности можно продемонстрировать на следующем примере: ранее ученые заверяли, что глубоководные полезные ископаемые концентрируются в основном в районах международной зоны морского дна, однако более новые данные демонстрируют, что значительная концентрация запасов всех трех видов морских руд (до 20% - для ЖМК, до 50% - для КМК и до 40% - для ГПС) располагаются внутри исключительных экономических зон8.

1 По словам одного из авторов работы, биофизика, сотрудника Оснабрюкского университета (Германия) и профессора МГУ им. Ломоносова Армена Мулкиджана ЬИР8 ://га.ги/2013/04/30/Ьи1юп-5Йе.Ыш1

2 В мире насчитывается 63 моря и 5 океанов. Самое чистое море — море Уэдделла, омывающее побережье Антарктиды. Самое глубокое море — Филиппинское, его максимальная глубина составляет 10265 метров. А Саргассово море занимает наибольшую площадь из всех морей Земли.

3 Электронный ресурс https://www.noaa.gov/

4 Загадки морских глубин. Тайны морских глубин. |1Цп:>: тапаппаи'ауе!. ги /адас1к ¡-пю^к ||1-д1и1ып-1а|пу. ИитI

5 Исследования Мирового океана как шаг на пути к устойчивому развитию человечества 28.07.2020. https://rg.ru/2020/07/28/issledovaniia-mirovogo-okeana-kak-shag-na-puti-k-razvitiiu-che1ovechestva.html

6 Там же.

7 Исследования Мирового океана как шаг на пути к устойчивому развитию человечества. 29 июля 2020 г. https://sk.ru/news/issledovaniya-mirovogo-okeana-kak-shag-na-puti-k-ustoychivomu-razvitiyu-che1ovechestva/

8 Глубоководные руды: современное состояние изучения и перспективы освоения. Владислав Стрекопытов. 15 января 2018 г. Интервью с заместителем директора ФГУП ВНИИ Океангеология, профессором СПбГУ, доктором геолого-минералогических наук, членом Юридической и технической комиссии Международного органа по морскому дну (МОМД) ООН Г.А. Черкашёвым. http://rareearth.ru/ru/pub/20180115Z03656.html

Стоит констатировать что применительно к глубоководной добыче ресурсов на данный момент она не рентабельна, безусловно дальнейшее развитие технологий вполне способно изменить данную ситуацию. В 2017 году произошло революционное событие в морской горной отрасли9 — впервые была проведена добычная операция в троге Окинава, с глубины 1500 м успешно было поднято промышленное количество сульфидной руды. Также в 2017 году бельгийская компания GSR успешно провела испытания коллекторной системы в своем контрактном районе на железомарганцевой корке (ЖМК) на глубине 5000 м.

К настоящему времени Международный орган по морскому дну10 одобрил 28 пятнадцатилетних контрактов11 на разведку в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, на которые приходится более 1,3 миллиона квадратных километров океанического дна. Россия имеет три 15-летних контракта с Международным органом по морскому дну: два участка в Тихом океане (железомарганцевые конкреции -ЖМК и кобальтоносные железомарганцевые корки - КМК, а также один в Атлантическом (полиметаллические сульфиды) - ГПС.

Стоит признать, что большинство реализуемых контрактов представляют собой затянувшиеся научно-исследовательские кампании, не обладающие коммерческой жизнеспособностью12, однако безусловно закладывают основу для коммерческой эксплуатации минеральных ресурсов с учетом снижения техногенных рисков, присущих добыче ресурсов.

Как осуществляется правовое регулирование морского пространства и что принято понимать под коммерческим использованием моря?

Долгие годы Мировой океан подпадал под действие доктрины «свободного моря», действовавшей с XVII века и предполагающей свободу Мирового океана от чьей-либо юрисдикции. Еще Гуго Гроций провозглашал, что «общие потребности человечества и интересы международной торговли требуют признания открытости морей» (принцип mare liberum).

Государства имеющие выход в открытое море в целях обеспечения безопасности провозглашали границей своих «морских владений» линию горизонта, видимого с берега, позже государства стали применять правило «пушечного выстрела»13 в среднем 3 мили (примерно, 4.8 км) от берега.

Большая часть Мирового океана была провозглашена свободной и не принадлежащей ни одному государству. Доктрина «свободного моря» и принцип определения прилегающих акваторий с помощью пушечного выстрела оставались основой международного права в области использования океана вплоть до 1945 года.

Со временем приоритет территориальной безопасности стал дополняться притязаниями на морские ресурсы прибрежного государства, так, например, США, установив новые правила рыбной ловли и добычи ресурсов, находящихся на морском дне, в водах, прилегающих к территории США, увеличили принадлежащее им морское пространство намного большее, чем обычные 3 мили.

Невиданная интенсификация морской деятельности государств, в условиях научно-технической революции потребовала кодификации и прогрессивного развития международного морского права с учетом объективных потребностей в такой кодификации.

С этой целью в 1958 г. в Женеве состоялась I Конференция ООН по морскому праву, в основу работы которой были положены проекты универсальных конвенций, разработанные в 1949-1957 гг. Комиссией международного права ООН. В конференции участвовало 86 государств, т.е. подавляющее их число на тот момент. Конференция разработала и приняла четыре Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., а именно: Конвенцию об открытом море; Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенцию о континентальном шельфе; Конвенцию о рыболовстве и охране

14

живых ресурсов моря .

Конвенции получили широкое признание государств, ставших их участниками, положили начало кодификации и прогрессивному развитию современного морского права.

Однако первая Женевская конференция не смогла достичь заметного единодушия по весьма важному вопросу — о предельной ширине территориального моря. Одни государства выступали за трехмильный лимит (Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США), другие за двенадцатимильный лимит (Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР), третьи, такие как Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания - за 50 миль15. Иначе говоря, речь шла о переделе территории государств, имеющих морское побережье.

На существенное изменение международного морского права, пересмотр Женевских конвенций повлияло появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств,

9 Там же.

10 Международный орган по морскому дну организация посредник государств-участников Конвенции ООН по морскому праву, которая организует и контролирует деятельность в Районе в целях управления ресурсами дна морей и океанов и его недр за пределами национальной юрисдикции. Часть XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года и Соглашения 1994 года об осуществлении части XI Конвенции.

11 Международный орган по морскому дну и глубоководная добыча https://www.un.org/ru/chronicle/article/21824

12 Пункт 12. Руководящие рекомендации контракторам по оценке возможного экологического воздействия разведки морских полезных ископаемых в Районе вынесены Юридической и технической комиссией ISBA/25/LTC/6/Rev. 1 https://isa.org.jm/files/files/documents/25ltc-6-rev1-ru.pdf

13 Идея принадлежала голландскому публицисту Корнелиусу фон Бинкершоку.

14 Стоит отметить, что эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения Конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности, международные обычаи, должны уважаться и другими государствами.

15 «Свое море». На пушечный выстрел. https://online.zakon.kz/Document/7doc к1 3|0Н)32446)&|р:':> 4:-88#пр:-1 4;-88

которые потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, а равно и возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов.

Специально для обсуждения этого вопроса в 1960 г. в Женеве была созвана вторая Конференция ООН по морскому праву. Но и она окончилась безрезультатно. В итоге некоторые новые независимые государства, особенно возникшие в результате деколонизации, стали расширять свои территориальные воды вплоть до 200 морских миль16 или же устанавливать прибрежные экономические и рыболовные зоны, подчиненные их исключительной юрисдикции, шириной до 200-300 миль. Возникла сложная и опасная ситуация в деле исследования и использования Мирового океана на равноправной основе всеми государствами с должным учетом их географического положения и интересов применительно к Мировому океану.

Стоит отметить, что ООН предпринимала усилия по обеспечению мирного, основанного на сотрудничестве и закрепленного законодательно, использования морей и океанов, в интересах как отдельных стран, так и всего человечества. Провозглашалось установление эффективного международного использования океанского и морского дна за пределами действия национальной юрисдикции. Был создан Комитет Организации Объединенных Наций по морскому дну17 и подписан договор, запрещающий размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов.

В 1972 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольмская конференция), провозгласившую ресурсы дна и недр морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы таких зон, общим достоянием человечества.

В целях решения проблемы исследования и использования Мирового океана на равноправной основе как одной из острой и глобальной проблемы, по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 г. была созвана III Конференция ООН по морскому праву. Всего в рамках конференции в период с 1973 по 1982 годы было проведено 11 сессий, результатом работы стало подписание в декабре 1982 г. на Ямайке Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Конвенция18 провозгласила регулирование всех основных видов деятельности государств по исследованию и использованию пространств и ресурсов Мирового океана. Важно подчеркнуть, что достичь столь благоприятного результата удалось благодаря методу работы конференции, принятие ее текста на основе консенсуса, т.е. отсутствия возражения против устанавливаемого юридического правила со стороны какого-либо государства-участника конференции, и «пакетного подхода» — принятия решений применительно к различным группам устанавливаемых норм с учетом неразрывной связи между ними. Государства-участники проявляли готовность поступиться некоторыми своими интересами применительно к какой-то группе норм при условии, что их существенные права и интересы будут в должной мере отражены в другой группе норм.

Из преамбулы Конвенции следует, что ее целью является установление «правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды».

Конвенция ООН по морскому праву внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

- определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и вод архипелага;

- введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

- усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

- разработана система мирного урегулирования международных споров.

Итак, Конвенция определяет юридический статус обозначенных в ней морских пространств (территориальное море, прилежащая зона, открытое море, континентальный шельф и т.д.) и их пределы (границы) в целях установления их юридического режима, т.е. совокупности прав и обязательств участников Конвенции применительно к пространству, имеющему данный статус.

16 Некоторые страны Латинской Америки, в частности, Чили и Перу объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам на расстояние до 200 миль. В 1952 году Чили, Эквадор и Перу подписали декларацию, в которой объявили зоной своей юрисдикции расстояние в 200 морских миль. К ним присоединились Никарагуа, а впоследствии аналогичную норму установило африканское государство Сьерра-Леоне.

17 18.12.1967 г. формирование Комитета по морскому дну (Ad Hoc Committee on the Peaceful Uses of the Sea-Bed and the Ocean Floor beyond the Limits of the National Jurisdiction, Резолюция ГА ООН 2340(XXIII)).

18 Конвенцию ООН по морскому праву подписали 168 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии. Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 г. Конвенция вступила в силу 16.11.1994 после того, как ее ратифицировали и стали ее участниками 60 государств, многие другие государства соблюдают ее на практике. Например, США не ратифицировали Конвенцию, однако признали ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. являются бессрочными международно-правовыми актами и сохраняют свою юридическую силу для их государств-участников.

Согласно ст. 311 Конвенции ООН по морскому праву, она имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г., т.е. в том случае, когда два государства являются одновременно участниками Конвенции 1982 г. той или иной конвенции 1958 г. Это, разумеется, не касается тех пространств Мирового океана, юридический статус и режим которых не был определен в конвенциях 1958 г.

Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает значительное число других международных соглашений и международных обычаев. Виды коммерческой деятельности на море и последствия такой деятельности

Термин «коммерция» - с латинского «commercium» (торговля). С 60-х гг. XX столетия применительно к праву происходит синонимичность терминов «торговое», «коммерческое», основой послужило создание ГА ООН в 1966 г. Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В ряде документов комиссии подчеркивалось о необходимости широкого толкования термина «коммерческое» (торговое), с тем чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера.

Применительно к использованию морских пространств в коммерческих целях под коммерческой деятельностью следует понимать деятельность, имеющую своей целью получение прибыли и/или рыночного дохода, в том числе с учетом процесса производства конечного продукта, товара или услуги.

Первоначальное использование моря и его ресурсов изменяется, и это связано прежде всего с научно-техническим прогрессом и растущими потребностями человека. Первоначальные рыболовство и судоходство, со временем не только модернизируются, но дополняются новыми видами использования дна океанов и морей. Приведем некоторые примеры: прокладка подводного коммуникационного кабеля (первый был проложен в 1850-х годах и предназначался для передачи телеграфного трафика, первый трансатлантический телеграфный кабель начал функционировать 16 августа 1852 года), трубопровод (в 1865 г. первый трубопровод построили в Пенсильвании, США, хотя двумя годами ранее Дмитрий Менделеев предложил доставлять нефть с бакинских нефтяных приисков до морского порта не в бочках, а по трубам, но его предложение не было принято), ветроэнергетика19 (в 2005 году ученые из Стэнфордского университета провели исследования потенциального развития мировой ветроэнергетики и получили результаты, что ветер способен дать в семь раз больше электроэнергии),20 волноэнергетика (с 1985 года в Норвегии работает первая в мире промышленная волновая станция мощностью 850 кВт.21, в 2008 г. вошла в коммерческую эксплуатацию волновая электростанция в районе Агусадора (Португалия) на расстоянии 5 км от берега,22 в 2006 году получен российский патент № 2006121511 (023345) «Волновая энергетическая установка»23) и т. д.

Сегодня человечество не только по-новому использует возможности Мирового океана, но в значительной степени отдаляется об прибрежной зоны, уходя все дальше и дальше от берега, например, добывающая, энергетическая, аквакультурная и транспортная инфраструктуры все чаще создаются на шельфе.

Важным является то, что коммерческое использование морских пространств не должно наносить ущерб окружающей среде, однако мы наблюдаем обратное, нерациональное рыболовство, загрязнение океана пластиком, отходами с морских и речных судов, и нефтяных танкеров, бороздящих морские просторы по всему земному шару и нередко перевозящих опасные и особо опасные грузы. В настоящее время темпы исчезновения биологических видов во всем мире, по меньшей мере, в десятки и сотни раз превышают средние показатели за последние 10 миллионов лет, и эти темпы возрастают24. Около одного миллиона видов (или 13%) в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, хотя риск исчезновения существенно варьируется в зависимости от таксонов25. В мире за 40 лет численность диких животных сократилась почти на 60%, при этом, по данным Всемирного фонда дикой природы, число позвоночных млекопитающих снизилось почти на 90%26.

19 По прогнозам с помощью этих плавучих турбин оффшорная ветроэнергетика будет удовлетворять 3% спроса на электроэнергию в Европе сегодня и 25% - к 2050 году. https://ru.euronews.com/green/2021/05/17/cl-05-offshore-energy

20 Применение ВИЭ на морских нефтедобывающих платформах. Тимур Урусов, Аника Чебан. Журнал № 2, 2019 г. http://zvt.abok.ru/articles/610/Primenenie VIE na morskih neftedobivayuchshih platformah

21 Как гнать энергию из ... волны. 27.03.2009 14:27. https://vecherka.su/articles/society/41838/

22 Разработка отечественной поплавково-волновой микро-электростанции. Елисеев А.В., Велькин В.И., Щеклеин С.Е., Лаврешин А.С., ОАО «OceanRusEnergy», Уральский федеральный университет (Екатеринбург). https://dropdoc.ru/doc/112586/%3Bdoc.

23 Плюсы волновой энергетики // Журнал «Юный техник» 2007 № 06 http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%96/zhurnal-yunij-tehnik/yunij-tehnik-2007--06/15

24 Пункт 24 Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года: Научно-техническая информация в поддержку обзора обновленных целей и задач, а также связанных с ними индикаторов и исходных параметров https://www.cbd.int/doc/c/a52f/08e7/bdfd827de907abcb7c72ad70/sbstta-24-03-add2-ru.pdf

25 IPBES (2019). Доклад о глобальной оценке биоразнообразия и экосистемных услуг Межправительственной научнополитической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам. IPBES secretariat, Bonn, Germany.

https://ipbes.net/global-assessment

26 WWF (2020). Living Planet Report -2020: Bending the curve of biodiversity loss. WWF, Gland, Switzerland. https ://livingplanet.panda. org/en-us/

Отметим, что по оценкам ученых27, более 650 000 морских млекопитающих — дельфинов, китов и морских свиней — ежегодно серьезно травмируются или погибают в результате промышленного рыболовства. Креветочные траулеры выбрасывают от 60 до 80 % своего улова, что делает их бизнес чрезвычайно разрушительным для окружающей среды. Или, например, такой вид рыболовства, как донное траление, при котором тяжелые сети тащат по морскому дну для сбора рыбы и моллюсков, что представляется крайне разрушительным для морской среды. Донное траление буквально очищает дно океана от жизни, приводит к изменению ландшафта дна и разрушает среду обитания, одновременно выделяя углерод в воду. Некоторые считают его подводным эквивалентом сплошной вырубки леса. Профессор зоологии доктор Лес Уотлинг, изучавший донное траление, называет его «самым разрушительным из всех действий, которые люди совершают в океане».28 Обеспечение безопасности коммерческого использования океана

Вопросы управления океанами обсуждаются и пытаются разрешаться как на международном уровне посредством принятия международных соглашений, конвенций, так и посредством проведения различных обсуждений на неправительственных, межправительственных и многосторонних форумах и встречах. Секретариаты многосторонних соглашений по окружающей среде занимаются вопросами сохранения и сбалансированного использования специфических живых ресурсов океанов с различных точек зрения.

Безопасность коммерческого использования морских пространств и его ресурсами осуществляется прежде всего на основании юридически обязательного рамочного договора об управлении океанами -Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая создает всеобъемлющий режим, охватывающий все аспекты пространства океанов от определения границ до контроля за состоянием окружающей среды, научных исследований, рыбного промысла и других видов экономической и торговой деятельности, технологий и урегулирования споров по вопросам океанов.

Часть V UNCLOS относится к исключительной экономической зоне. Статьи 55-57 устанавливают ИЭЗ, а также права и обязанности прибрежных государств в ИЭЗ, включая «суверенные права в том, что касается изучения и эксплуатации, сохранения живых и неживых природных ресурсов и управления ими» и устанавливают внешние границы ИЭЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть VII UNCLOS относится к сохранению живых ресурсов морей за пределами территориальных вод и управлению ими (Раздел 2). В Части XII UNCLOS говорится о защите и сохранении морской среды.

Несмотря на то, что в UNCLOS предусмотрены также права и обязанности по отношению к районам вне зоны национальной юрисдикции и что эта Конвенция была подкреплена Соглашением ООН об осуществлении Части XI (1994 года), Соглашением ООН о рыбных запасах (1995 года), Соглашением ФАО о содействии соблюдению рыболовными судами в открытом море международных мер по сохранению живых ресурсов и управлению ими (1993 года), все еще остаются серьезные проблемы в соблюдения обязательств.

Обратим внимание на обеспечение безопасности на примере некоторых сфер коммерческого использования моря - рыболовство, биоразнообразие и судоходство.

На международном уровне безопасность промышленного рыболовства для окружающей среды регулируется Конвенцией29 о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. Согласно положениям которой каждое государство имеет право на то, чтобы его граждане занимались рыболовством в открытом море, с учетом охраны живых ресурсов открытого моря (п. 1 ст.1). В Конвенции дается достаточно интересное определение «охрана живых ресурсов открытого моря», под которой понимаются меры, направленные на «обеспечение оптимума устойчивой добычи ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами. Программы охранительных мер должны составляться таким образом, чтобы в первую очередь обеспечивать снабжение пищей человека» (ст. 2).

При этом необходимо понимать, что защита морского биоразнообразия за пределами действия национальной юрисдикции является приоритетной задачей для всего человечества. Примером всеобъемлющего юридически обязательного инструмента, относящегося к одному из конкретных аспектов управления океанами, сохранению и использованию водного биоразнообразия, является Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., в которой рассматриваются инструменты, породившие идею интегрированного управления океанами и концепцию «экосистемного подхода».

Так интегрированное управление водными ресурсами - это система управления, основанная на учете всех видов водных ресурсов с учетом интересов различных отраслей водопользования, вовлечения всех заинтересованных сторон в принятие решений, в целях эффективного использования водных, земельных и других природных ресурсов в интересах устойчивого обеспечения требований природы и общества в воде.

27 Коммерческое рыболовство: как рыба попадает из открытого моря в ваш супермаркет https://www.peta.org/issues/anima1s-used-for-food/factory-faгшing/fish/coшшeгcia1-fishing/

28 Там же.

29 Опубликовано Морское право и практика, № 5, Информационный сборник, вып. 38, изд-во «Морской транспорт», Л., 1959 год.

Для разработки международного юридически обязывающего документа по морскому биоразнообразию в районах за пределами действия национальной юрисдикции (BBNJ) в 2017 году была созвана межправительственная конференция (IGC)30. На проведенных заседаниях отмечалось, что невыполнение Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы ставит под угрозу осуществление Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года31.

Решением 14/2 от 2018 г. отмечается важность выработки Сценариев Концепции в области биоразнообразия на период до 2050 года. Концепция на период до 2050 г. «Жизнь в гармонии с природой» подразумевает, что «к 2050 году биоразнообразие ценится по достоинству, сохраняется, восстанавливается и разумно используется, поддерживая экосистемные услуги и здоровое состояние планеты, принося выгоды, необходимые для всех людей».

Применительно к безопасности коммерческого судоходства отметим лишь некоторые международные акты, например, касающиеся охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновений судов, спасания, конструкции и оборудования судов, комплектования экипажей, пользования сигналами и связью. В частности, государства неоднократно заключали с учетом развития и изменения условий мореплавания соглашения об охране человеческой жизни на море. Последний вариант Конвенции об охране человеческой жизни на море (СОЛАС) был одобрен на конференции, созванной Межправительственной морской организацией (с 1982 г. - Международная морская организация) в Лондоне в 1974 году. В Конвенции и Протоколе к ней 1978 года установлены обязательные положения, касающиеся конструкции судов, противопожарной безопасности, спасательных средств, достаточных для обеспечения всех пассажиров и членов судовой команды в случае аварии или возникшей опасности, состава экипажа, правил плавания ядерных судов и др. В Конвенцию 1974 года и Протокол 1978 года в последующем были внесены поправки, учитывающие технические достижения в этой области.

Действующие в настоящее время Международные правила предупреждения столкновения судов были приняты в 1972 году и определяют порядок пользования сигналами (флажными, звуковыми или световыми), применения радиолокаторов, расхождения и скорости судов при их сближении и др.

Вопросы спасания на море регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года и Конвенцией о спасании 1989 года. (SALVAGE)32.

Общие положения, относящиеся к обязанностям государства в отношении обеспечения безопасности плавания судов, плавающих под его флагом, оказания помощи и ответственности в случае столкновения, содержатся в Конвенции об открытом море 1958 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Начиная с середины 80-х годов текущего столетия, участились случаи совершения преступных актов, направленных против безопасности морского судоходства, которые квалифицируются как терроризм на море (захват судна силой или путем угрозы силой, убийства или взятие заложников на захваченных судах, разрушение оборудования на судах или их уничтожение). Такие акты совершаются во внутренних водах, в территориальном море и за его пределами. Эти обстоятельства побудили международное сообщество заключить в 1988 году Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против стационарных платформ на континентальном шельфе. Указанные соглашения предусматривают меры борьбы с терроризмом на море, возлагая на их участников осуществление этих мер.

Безусловно стоит отметить, что приведенные выше международные акты — это лишь малая часть документов в большей или меньшей мере оказывающие влияние на обеспечение безопасного коммерческого использования морских пространств. Перспективное будущее

К сожалению, по мере увеличения активного коммерческого использования морских пространства возникает не только необходимость в охране, рациональном использовании, сохранении, воспроизводстве водных биологических ресурсов, но и в поиске решений исключения конкуренции между группами пользователей. Возрастает возможность причинения ущерба морской среде в результате усиленной нагрузки использования морской экосистемы, что ставит вопрос о необходимости поиска баланса между коммерческим использованием морских пространств и сохранением морской средой. Например, привычный для нас Интернет реализуется в результате проложенных подводных кабелей, созданные коралловые рифы являются средой обитания для моллюсков, которые используются в пищу и эти виды пользования конкурируют за пространство на дне. Конкуренция пользователей

30 На основании Резолюцию 72/249 (24 декабря 2017 г.) Генеральная Ассамблея ООН, четвертая сессия прошла в период с 23 марта по 3 апреля 2020 г.

31 Решении № 14/1 от 2018 г. «Обновленная оценка результатов выполнения определенных целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия...» Всего в рамках 14-го совещания 2018 г. участниками Конвенции о биологическом разнообразии было принято 38 разнообразных решений, в том числе - о проведении следующего совещания в последнем квартале 2022 года.

32 Международная конвенция о спасании 1989 года (SALVAGE) (Заключена в г. Лондон 28.04.1989) Россия ратифицировала данный документ 25 мая 1999 года с оговоркой (Федеральный закон от 17.12.1998 № 186-ФЗ). // Бюллетень международных договоров. 2001 № 4. С. 5 - 12.

просматривается также при коммерческом рыболовстве в пространствах, занятых морскими ветряными электростанциями, также нефтегазовая инфраструктура и коммерческое судоходство, по соображениям безопасности не могут занимать одно и то же пространство.

Стоит обратить внимание на возможную интеграцию результатов коммерческого использования морских пространств, при добыче углеводородов с морской средой, так нефтегазовая инфраструктура может обеспечивать морскую среду обитания - морские нефтяные вышки могут быть искусственным рифом, что безусловно является хорошим примером использования океана с пользой для морской среды, т.к. увеличивается рыболовство в океане.

Rigs-to-Reefs практика преобразования выведенных из эксплуатации морских нефтяных вышек в искусственные рифы. Такие биотические рифы были созданы на нефтяных вышках в США, Брунее и Малайзии. Программа в целом пользуется популярностью у рыбаков, нефтяников и государственных регулирующих органов в Мексиканском заливе, где морские платформы превращаются в коралловые рифы, и по состоянию на сентябрь 2012 года 420 бывших нефтяных платформ, были преобразованы в постоянные рифы33.

Одним из примеров коммерческого использования океанского пространства, в котором располагаются множество важных отраслей промышленности США в одном районе (нефть, газ, коммерческое рыболовство, туризм и несколько крупных морских портов) является Мексиканский залив.

Расширение видов использования морских пространств неизбежно ставит вопрос о грамотном морском пространственном планировании (MSP) как инструмента для управления конфликтами между пользователями и достижения социальных целей по использованию морского пространства34. Однако еще в 2009 г. отмечалось, что морское пространственное планирование недостаточно для удовлетворения растущих современных потребностей в устойчивом использовании морских ресурсов в интенсивно используемых морских районах. Одним из возможным благоприятным вариантом использования океана, является совместное «многоцелевое использование» морского пространства, при котором пространство используется для нескольких целей, максимально продуктивно и эффективно, с четкой целью предотвратить конфликты за счет синергии между видами использования35.

Концепция многоцелевого использования морских пространств возникла независимо друг от друга в разных частях мира в 1980-е годы, примерами служат многоцелевые комбинации выработки энергии морского ветра и волн36, морские ветряные электростанции, сосуществующие или активно поддерживающие сохранение морской среды или местное рыболовство, переходящее в туризм, создавая так называемый «песка-туризм»37, и это лишь небольшой набор возможных комбинаций.

Под «многоцелевым использованием океана» понимают совместное использование ресурсов в непосредственной географической близости либо одним пользователем, либо несколькими пользователями. Это общий термин, который охватывает множество комбинаций использования в морской сфере и представляет собой радикальный переход от концепции исключительных прав на ресурсы к инклюзивному совместному использованию ресурсов и пространства одним или несколькими пользователями.

Основа для нормативно-правового регулирования многоцелевого использования океана нашла закрепление в Директиве 2014/89/ЕС38 Европейского парламента и Совета Европейского «О создании основы для планирования морских пространств», которая устанавливает основу для морского пространственного планирования, детализирует основные цели (статья 5) и минимальные требования (статья 6), а также возлагает обязанности приморским государствам-членам Европейского союза ввести в действие законы, правила и административные положения, необходимые для развития морского пространственного планирования в ЕС (статья 15). Примечательно, что в конце 2017 года Европейская

T-/-I 39 40

комиссия решила направить в суд ЕС дела39 о невыполнении некоторыми государствами40 положения статьи 15 указанной Директивы и взыскании штрафа на основании статьей 260(3) Договора о Европейском Союзе и Договора о функционирования Европейского Союза 2012/С 326/01.

Развитие и эксплуатация морской инфраструктуры оказывают экологическое давление на океаны, угрожая морским экосистемам. Одним из способов решения этих проблем и удовлетворения растущих потребностей за счет интеграции различных пользовательских функций в одном устройстве является

33 Rigs-to-Reefs https://wikiboard.ru/wiki/Rigs-to-Reefs

34 Директива 2014/89/Eu Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014 г., устанавливающая основу для морского пространственного планирования. Брюссель: Официальный журнал Европейского Союза.

35 Шефер, Н. (2009). «Морское пространственное планирование: об устойчивом управлении использованием наших морей и океанов», в книге «Понимание и укрепление отношений между Европейским Союзом и Канадой в области морского права и управления океаном», редакторы Т. Койвурова, А. Чиркоп, Э. Франкс, Э. Дж. Моленаар и Д. Л. Вандерцвааг (Рованиеми: Лапландский полиграфический центр Финского университета).

36 Перес-Колласо, К., Гривз, Д., и Иглесиас, Г. (2015). Обзор комбинированной энергии волн и морского ветра. Продлить. Поддерживать. Энергия Ред. 42, 141-153. doi: 10.1098/rsta.2014.0350.

37 Песка-туризм зародился в Италии в 1998 году, предлагает однодневную поездку в море в целях участия в рыбалке, подъеме сетей, ловится только рыба, необходимая для приготовления еды, приготовленной моряками для туристов. Программа позволила наладить партнерские отношения между представителями рыболовов и устричным разведением.

38 European Union (2014). Directive 2014/89/Eu Of The European Parliament And Of The Council of 23 July 2014 Establishing a Framework for Maritime Spatial Planning. Brussels: Official Journal of the European Union.

39 European integrated maritime policy: Commission decides to refer Bulgaria, Finland and Greece to the Court, Brussels, 7 December 2017. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-4774_en.htm

40 Болгария, Греция и Финляндия.

создание многоцелевой оффшорной платформы. Такие платформы, как полагают разработчики, смогут сочетать оффшорную генерацию энергии, такую, как ветер, волны, солнечная энергия, морские течения и преобразование тепловой энергии океана, аквакультуру, отдых и транспорт. Например, платформы смогут собирать энергию ветра и волн, используя часть энергии на месте для различных целей, таких как мультитрофическая аквакультурная41 ферма, преобразование избыточной энергии в водород, который можно хранить и доставлять на берег в качестве экологически чистой энергии или продавать морским судам в качестве топлива, обеспечивая их чистоту и отсутствие выбросов.

Интеграция нескольких видов деятельности в одну платформу, как считают специалисты, будет способствовать оптимизации морского пространственного планирования и значительному преимуществу

«42

с точки зрения экономических показателей42. Вывод

Проведенный анализ коммерческого использования морских пространств продемонстрировал как множество видов использования, так и множество сопутствующих вопросов и проблем, связанных с обеспечением безопасности коммерческого использования морских пространств.

Расширение видов коммерческого использования морских пространств безусловно потребует нового специального нормативно-правового регулирования для каждого вида пользования. Совершенно логично, что положительный результат как в нормотворческой деятельности, так и в реализации широкого спектра устойчивых и стратегических инициатив возможно достичь исключительно при консолидации усилий представителей частного сектора, неправительственных организаций, научных учреждений и государственных структур.

Следует констатировать, что разноуровневое сотрудничество между заинтересованными в использовании морских пространств сторонами позволит в том числе добиться максимально полной оценки экологического воздействия человека на среду и максимально снизить антропогенное воздействие. В перспективе возможно добиться положительного результата для коммерческого использования морских пространств при сохранении благоприятной экосистемы Мирового океана и соответственно обеспечить его безопасность. Как следует из пункта 60 Рекомендации V.29-3143 совместная деятельность и оценка ее результатов сможет стать основой разработки региональных планов рационального природопользования.

Для цитирования: Воробьев А.А. Правовые основы расследования аварий на море / Юридический институт Севастопольского государственного университета // Океанский менеджмент. 2022. № 1(15). С. 32-39

Воробьев А.А.

к. ю. н., доцент кафедры Международное, морское и таможенное право, Юридический институт Севастопольского государственного университета

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ НА МОРЕ

Аннотация. В настоящей статье излагаются основные нормативные требования к проведению расследований морских аварийных случаев и инцидентов. Определяются особенности расследования с участием судов под иностранным флагом и национальных судов в территориальных водах и портах иностранных государств. Излагаются положения международных актов, касающихся расследования аварийных происшествий. Обосновывается необходимость привлечения к расследованию морских аварий классификационных обществ и сюрвейеров. Приводятся примеры ошибочных действий судовладельцев и капитанов, влекущих негативные последствия и даются рекомендации по избеганию таких ситуаций.

Ключевые слова. Аварийный случай, инцидент, Госкомречнадзор, РМРС, орган расследования, судовладелец, капитан, сюрвейер, материальный ущерб, основные документы, морской порт, международная конвенция.

LEGAL BASIS OF INVESTIGATION OF ACCIDENTS AT SEA

Annotation. This article sets out the main regulatory requirements for conducting investigations of marine accidents and incidents. The specifics of the investigation involving foreign-flagged vessels and national vessels in the territorial waters and ports of foreign states are determined. The provisions of international acts concerning the investigation of accidents are set out. The necessity of involving classification societies and surveyors in the investigation of marine accidents is substantiated. Examples of erroneous actions of shipowners and captains, entailing negative consequences, are given and recommendations for avoiding such situations are given.

41 Мультитрофическая аквакультура (или полимарикультура) означает выращивание различные видов организмов, занимающих разные трофические уровни, то есть, различные, но смежные, связи в пищевой цепи.

42 Schupp MF, Bocci M, Depellegrin D, Kafas A, Kyriazi Z, Lukic I, Schultz-Zehden A, Krause G, Onyango V and Buck BH (2019) Toward a Common Understanding of Ocean Multi-Use. Front. Mar. Sci. 6:165. doi: 10.3389/fmars.2019.00165

43 Конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.