Научная статья на тему 'Мировой кризис обнажил проблемы экономической безопасности России'

Мировой кризис обнажил проблемы экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой кризис / золотовалютные резервы / кредитование / контроль за расходованием средств / world crisis / gold and foreign exchange reserves / crediting / control of spendings

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочетов И. А.

На материалах из публикаций в открытой печати рассмотрены основные угрозы экономической безопасности России, проявившиеся на фоне нарождающегося мирового финансового кризиса. Сделан вывод, что государственная помощь финансовому сектору страны нуждается в строгом контроле со стороны государства в использовании выданных кредитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main threats to Russia's economic security were considered on the materials of opened publication's which displayed on the background of booming world financial crisis. It was deduced that government support to financial sector needs to be controlled harsher by state in using of receipted credits.

Текст научной работы на тему «Мировой кризис обнажил проблемы экономической безопасности России»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009

УДК 332.012

МИРОВОЙ КРИЗИС ОБНАЖИЛ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© и. А. КОЧЕТОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: onest.j @ rambler.ru

Кочетов И. А. - Мировой кризис обнажил проблемы экономической безопасности России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 67-70. - На материалах из публикаций в открытой печати рассмотрены основные угрозы экономической безопасности России, проявившиеся на фоне нарождающегося мирового финансового кризиса. Сделан вывод, что государственная помощь финансовому сектору страны нуждается в строгом контроле со стороны государства в использовании выданных кредитов.

Ключевые слова: мировой кризис, золотовалютные резервы, кредитование, контроль за расходованием средств.

Kotchetov I. A. - World crisis exposed the problems of Russia's economic security // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 67-70. - The main threats to Russia's economic security were considered on the materials of opened publication's which displayed on the background of booming world financial crisis. It was deduced that government support to financial sector needs to be controlled harsher by state in using of receipted credits. Key words: world crisis, gold and foreign exchange reserves, crediting, control of spendings.

Мировой кризис внёс коррективы в наше представление о надёжной защищённости российской экономики, как нам это пытались представить наши многие аналитики.

Оказалось, что российский бизнес не такой уж и надёжный. Оказывается, что он сильно зависит от получения кредитов, не в малой степени зарубежных.

Люди склонны верить в лучшее. Ещё недавно даже трезво и критически мыслящие граждане оказались убаюканы речами об успехах российской экономики. Всё изменилось в одночасье. Сегодня обнажились все внутренние болячки, тихо дремавшие в организме до поры до времени. Говорят, где тонко, там и рвётся. А рвётся сегодня всё и везде.

Похоже, что и наши олигархи тоже заблуждались, думая, что их деньги надёжно защищены от всяких потрясений и не были готовы к такому резкому повороту событий. Но деньги не церемонятся ни с кем. Они, как вода, имеют свойство быстро перетекать из одного места в другое.

«Россия полностью расплатилась с внешними долгами, в том числе долгами бывшего СССР», - цитировали два года назад президента Путина мировые информагентства. Глава государства говорил абсолютную правду.

После августовского дефолта 1998 года страна была в долгах. На конец 1998 года только внешний государственный долг (не считая внутреннего) состав-

лял 156 млрд долларов: 50 млрд долларов страна должна была Парижскому клубу кредиторов, 24 млрд -Лондонскому клубу, ещё 6 млрд - Токийскому и т. д. На выплату только процентов по заимствованиям у России ежегодно уходила половина всех доходов бюджета. За десять лет удалось радикально решить проблему. В августе 2006 года Россия с большой помпой сообщила о досрочном и полном погашении своего долга 18 странам-кредиторам, членам Парижского клуба, сэкономив на досрочном урегулировании проблемы 7,7 млрд долларов [1].

К 2008 году наш внешний государственный долг снизился по сравнению с 1998 годом в три с половиной раза и составлял 45 млрд долларов. Соотношение долга и ВВП страны стало одним из лучших в Европе. Великолепная динамика, если бы не маленький нюанс. В то время как государственный долг Западу быстро сокращался, внешний долг российских корпораций стремительно нарастал, увеличившись за десятилетие в 14 раз и перевалив за 400 млрд долларов. Эксперты били тревогу, но на все их доводы правительство снисходительно поплёвывало, поощряя следующую стратегию: свои нефтегазовые доходы мы прячем в западные кубышки, в то же самое время отечественные предприятия и банки набирают западные кредиты. В результате огромный внешний долг был сформирован небольшим числом крупнейших и важнейших для российской экономики корпораций (сегодня поч-

ти половина долга нерезидентам приходится всего на

15 заёмщиков). Они, между прочим, являются и крупнейшими налогоплательщиками.

Худшие опасения оправдались. Пирамида действительно посыпалась. По оценкам аналитиков, до конца года частным компаниям предстоит погасить порядка 47 млрд долларов зарубежных кредитов и займов, в 2009 году ещё больше - около 116 млрд. Вот как Deutsche Bank в своём докладе «Russia - the «other» crisis» разложил внешние обязательства российских банков по следующим полочкам: внешние обязательства ВТБ составляют 30,2 млрд долларов, Россельхозбанка -

16 млрд долларов, Газпромбанка - 8,3 млрд долларов, Сбербанка и Альфа-Банка - по 6,1 млрд долларов.

Возвращать долги не с чего. Нахватавшие в благополучные времена кредитов на развитие бизнеса и покупку активов, российские компании рассчитывали перекредитоваться там же, где занимали и раньше, - на Западе. Но в каком состоянии сегодня находятся мировой финансовый рынок, говорить не приходится.

Когда лавочка по выдаче дешёвых кредитов закрылась, а требования платить по прежним долгам, да ещё с процентами, ужесточились, бизнес зарыдал. И есть от чего. Российские корпорации столкнулись с угрозой потери долей в своих активах, которые были заложены в обеспечение по кредитам.

В принципе, так устроен бизнес во всем мире. Если компания не рассчитала своих сил и не в состоянии расплатиться с долгами, она просто меняет владельца. Однако отечественный бизнес «устроен по-другому».

государство решило помочь нуждающемуся бизнесу расплатиться по внешним долгам. На эти цели оно выделило для начала 50 млрд долларов национальных золотовалютных резервов. Давать организациям кредиты в валюте для погашения и обслуживания займов будет Внешэкономбанк. В середине октября ВЭБ заявил, что уже получил от российских компаний и банков заявки на рефинансирование внешних долгов на сумму более 50 млрд долларов. Среди тех, кто остро нуждается в деньгах, оказались крупнейшие нефтяные компании страны: «Роснефть», ТНК-BP, «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». Они попросили у государства 9 млрд долларов. их заявка незамедлительно была одобрена. А следом слёзные письма с жалобами на жизнь буквально посыпались со всех сторон. То есть жировать и тратить - дело частное, а платить по долгам - наше, общее [2]?

Ещё одно решение, по сути, ведёт к национализации частных компаний. Порядка 7 млрд долларов из Фонда национального благосостояния будут направлены на выкуп российских акций и облигаций. Приобретать их будут также через ВЭБ.

итак, долги компаний трансформируются в долги государства. и созданные государством за счёт недр и налогов со своих граждан резервы теперь пойдут на то, чтобы спасать крупнейшие компании.

Что же касается российского фондового рынка, то и здесь не всё так просто.

В «чёрный понедельник» 6 октября 2008 года произошёл рекордный обвал фондового рынка. За один день индексы потеряли

19 %. Падение рынков наблюдалось везде. Но почему спад на фондовом рынке России с начала года был самым большим в мире? - задавались вопросом эксперты. В Америке и Европе спад - 30-37 %, в Японии - 40 %. В России - 66 %. Разразившийся кризис убедительно продемонстрировал, что на фондовом рынке страны была создана обычная финансовая пирамида. Она-то с таким грохотом и рухнула.

Неужели никто не замечал, как на ведущей бирже страны идёт её активное строительство? На долю ММВБ, главным акционером которой является Центробанк (29,9 %), действительно до недавних пор приходилось 99 % совокупного оборота акций на российском рынке и около 70 % глобального биржевого оборота российских ценных бумаг (включая GDR и ADR). По объёму биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами ММВБ входила в топ-20 фондовых бирж мира. Что на самом деле происходило на бирже, заметили только тогда, когда всё в одночасье рухнуло.

Так что на самом деле в последние годы представлял собой биржевой оборот акций на ММВБ? Огромную махину, которая проворачивала преимущественно операции с повышенным уровнем риска, так называемые сделки РЕПО. В очень упрощённом виде они представляют собой выдачу кредитов под залог акций с их обязательным последующим выкупом. Грубо говоря, если кому-то очень нужны деньги, то их через биржу можно одолжить, причём без процентов, у того, у кого есть свободные средства. Получая деньги, заёмщик передаёт на время кредитору имеющиеся у него акции предприятий. Но в чём, собственно говоря, заключается технология построения пирамиды РЕПО? Клиент на собственные деньги покупает акции, например «Газпрома», потом он их закладывает на бирже, получает кредит, на который снова покупает акции «Газпрома». И так до бесконечности [1].

При нормальной ситуации в экономике страны это выгодно кредитору, потому что за время кредита акции могут вырасти в цене. Когда же придёт час их выкупа, то заёмщик отдаёт кредит и получает назад свои акции. Маржу, то есть стоимость, на которую выросли акции за время кредита, кредитор оставляет себе. Это его своеобразные проценты за кредит.

Но фондовая биржа заигралась в РЕПО. Если по итогам прошлого года на операции РЕПО приходилась половина всех сделок с акциями на ММВБ, то к началу сентябрьского кризиса - уже две трети. удивительно, что и брокеры были наивно уверены в бесконечном росте рынка, отбрасывая элементарную осторожность и профессионализм. И продолжали строить пирамиды РЕПО из акций и облигаций.

При отсутствии регулирования им это удавалось, пока рынок не развернулся. После череды дефолтов по облигациям произошло резкое падение курсов этих ценных бумаг. В результате посыпались все пирамиды РЕПО. С начала сентября рынок начал сваливаться в штопор неплатежей. 17 сентября на ММВБ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

не было исполнено 450 сделок РЕПО на общую сумму в 7,1 млрд рублей. На следующий день объём неисполненных обязательств по РЕПО увеличился почти в 10 раз. Правление ММВБ признало ситуацию чрезвычайной. А Федеральная служба по финансовым рынкам (регулятор фондового рынка) впервые в российской биржевой истории была вынуждена остановить торги.

Тушить пожар, за которым не уследили на бирже, пришлось уже правительству. Чтобы ликвидировать неплатежи по сделкам, оно выделило для участников фондового рынка 60 млрд рублей и зарезервировало на эти цели ещё 500 млрд рублей бюджетных средств. В результате рынок, опять же за счет народных средств, спасли, но проблема осталась [2].

Как только деньги начали уходить, всплыла наша вторая специфическая проблема: у нас много спекулянтов и игроков, связанных с собственностью, которые заложили пакеты акций для того, чтобы покупать активы. крупные акционеры компаний покупали пакеты, закладывали их и тут же покупали на них другие проекты. Эта система при таком тотальном падении привела к эффекту домино: чем больше падает цена, тем больше margin calls (требования о необходимости довнесения клиентом денежных средств до уровня минимального гарантийного обеспечения), тем больше ты вынужден продавать.

Вызывает сомнение утверждение наших некоторых аналитиков о том, что наши банки «твёрдо стоят на ногах». Некоторые банки, заигравшись на фондовом рынке, стали «выходить из игры». Кризис показал, что наши кредитные организации оказались не такими устойчивыми, как казалось со стороны. А многие крупные банки вели просто опасную игру, рискуя деньгами своих клиентов. В частности, уже после продажи бизнеса в Связь-банк пригласили правоохранительные органы, чтобы они расследовали деятельность прежнего руководства кредитной организации. Этим банкам ещё повезёт, если их кто-нибудь купит. Так или иначе, прошлые рекорды, когда за банк давали рекордные суммы в три, а то и пять капиталов, можно забыть. Сегодня красная цена российским частным банкам три копейки в базарный день. Число проблемных банков в системе стремительно увеличивается, констатируют эксперты. В октябре рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило группе российских финансовых организаций прогноз рейтинга со «стабильного» до «негативного». В список вошли тринадцать банков и компаний. Ни для кого не секрет, что серьёзные проблемы сегодня испытывают такие крупные банки, как «Глобэкс», «Российский капитал», «Союз». А сколько ещё небольших региональных банков находятся у опасной черты или уже перешли её [2]?

Первый зампред Центробанка Геннадий Ме-ликьян заявил, что регулятор не будет помогать всем подряд и давать деньги кому попало, а будет поддерживать только банки, которые «имеют значение для страны»: «Ряд банков сильно заигрались, кредитуясь за рубежом. Я убеждён, что слабые, кто плохо управлял, игнорировал риски, должны пострадать. Не будет

такого, чтобы мы помогали всем банкам и всех держали на плаву!»

В более выгодном положении сегодня находятся государственные и иностранные банки. Первых просто залили бюджетными деньгами. Из общей суммы в 950 млрд долларов, которые Банк России направил на субординированные кредиты финансовому сектору, до 500 млрд рублей получил Сбербанк, до 200 млрд -ВТБ, до 25 млрд - Россельхозбанк. Иностранные кредитные организации получают подпитку от своих материнских компаний. Вот почему Standard & Poor's не имеет претензий ни к тем, ни к другим, подтвердив устойчивое положение ВТБ, Газпромбанка, Райффайзенбанка, Юникредит Банка, Росбанка и Русфинанс Банка (оба банка принадлежат французской группе Societe Generale). Французская банковская группа опубликовала результаты финансовой деятельности за третий квартал 2008 года. Из него следует, что деятельность группы в России не пострадала серьезно от кризиса на российских финансовых рынках [1].

У россиян возникли серьёзные сомнения в безоблачности рыночного пути России. граждане по наивности считали, что в условиях рыночной экономики бизнес сам отвечает за свои решения. Но кто сейчас первым получает помощь от государства? И за чей счёт? И куда сегодня тратится стабилизационный фонд, который был создан на случай серьезных потерь бюджета? На нужды самых богатых людей страны. Правда, в октябре по всем телеканалам усиленно крутили сюжет о выделении дополнительных средств на покупку жилья для офицеров: вот, дескать, и простым людям что-то перепадает из нефтегазовой кубышки. Но едва ли кого-то убедят такие маленькие пропагандистские хитрости. Потому что рядом полно других, альтернативных сюжетов.

Российские власти рассматривают возможность выделить до 300 млрд рублей (10,7 млрд долларов) на предоставление банкам госгарантий по выдаваемым ими кредитам. По словам Кудрина, таким образом государство будет делить риски и с банками, предоставившими кредит, и с предприятиями их взявшими. Власти не собираются брать обеспечение под эти займы.

глава минфина надеется, что эта мера будет способствовать более активному кредитованию реального сектора экономики.

главное при этом, чтобы деньги, выделенные государством, шли по назначению. Необходимо, чтобы они доходили до реального сектора экономики страны. А то уже сейчас имеют место факты, свидетельствующие о том, что банки, получившие деньги в качестве государственной поддержки, переводят их в валюту для спекулятивных операций.

Необходим строгий государственный контроль за использованием выданных государством кредитов. Если пустить всё на самотёк, то пользы от этих денег не будет ни государству, ни самим банкам. И государство осознало эту необходимость, и в госдуму внесён законопроект о введении специальных кураторов в банки для контроля за использованием полученных средств господдержки. Представители ЦБ смогут наложить

вето на проведение крупных платежей, а за несоблюдение требований кураторов банки будут наказывать ограничением осуществления операций.

Разработанный при участии ЦБ РФ законопроект предусматривает поправки в ст. 76 закона «О Центральном банке Российской Федерации». Документ наделяет дополнительными полномочиями спецпредставителей Банка России для осуществления контроля за всеми банками, получающими антикризисную поддержку в виде субординированных займов Внешэкономбанка, беззалоговых кредитов Банка России, средств федерального бюджета, размещённых на банковских депозитах.

Специальные кураторы будут отслеживать распределение госсредств: представители ЦБ вправе присутствовать на заседаниях органов управления банка, участвовать (но без права голоса) в принятии решений по кредитованию и управлению пассивами, а также запрашивать необходимую для проверки деятельности банка информацию. Банку потребуется согласие куратора на совершение ряда сделок и операций.

В частности, на то, чтобы распоряжаться недвижимым имуществом и другим имуществом, стоимость которых превышает 1% от совокупной стоимости активов банка; на перевод денежных средств в иностранные банки, если сумма превышает 1 % от стоимости активов (для банка из ТОП-20 согласие обязательно на проведение платежа свыше 1,8 млрд руб.), на исполнение банками обязательств по депозитам и кредитам, если их сумма выше 1 % пассивов банка (для банка из ТОП-20 это платежи на сумму свыше 400 млн руб.). Если банк отказывается исполнять требования куратора, то он, согласно законопроекту, может быть оштрафован на сумму в размере 0,1 % минимального уставного капитала (5 млн евро). Кроме того, в отношении банка могут быть применены санкции в виде ограничения на отдельные операции на срок до шести месяцев.

Институт кураторов официально введён 1 января 2008 года, кураторы работают более чем с 200 банками. Ещё планируется не менее в 100 банков назначить кураторов. Полномочия у спецкураторов

будут гораздо шире, чем у тех, которые работают в банках сейчас. Если, согласно действующей инструкции ЦБ, кураторы имеют доступ к отчётностям и вправе запрашивать информацию по уже совершённым сделкам, то новый законопроект требует предварительного согласия куратора на совершение сделок. кроме того, кураторы сейчас осуществляют удалённый контроль и могут присутствовать на заседаниях в банке только по согласованию с его руководством [2].

Банкиры, обращавшиеся за господдержкой, согласны с необходимостью введения контроля за расходованием госсредств. добросовестным банкам усиление надзора ничем не грозит, так как им скрывать нечего.

В то же время многие опрошенные банкиры опасаются, что способ осуществления контроля может негативно отразиться на их текущей деятельности, затянув сроки проведения операций. По их мнению, запрос предварительного согласия на операции может существенно затянуть их проведение из-за длительного срока принятия решения представителями ЦБ.

Эксперты уверены, что основная цель законопроекта - ограничить вывод капитала банками за рубеж. Поэтому одно из требований законопроекта -получение согласия ЦБ на перевод средств в иностранные банки - будет дополнительной страховкой для государства от возможного вывода капитала за рубеж.

В заключение отметим, что какие бы решения не принимались сейчас на уровне государства, не нужно бояться «вторжения государства» в регулирование экономики. Сейчас даже в странах с «самыми рыночными экономиками» правительства не гнушаются такого «вмешательства» и не боятся разрушения от этого рыночных отношений. А нам, тем более, не стоит этого стесняться.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухоцкий К. А. Как финансовый коллапс США может отразиться на России // Русская служба Би-би-си. 2008. 15 декабря.

2. Хазин М. А. Прогноз на 2008 год для России // Ведомости М. № 6. С. 6-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.