Научная статья на тему 'Мировой кризис и его влияние на развитие туризма'

Мировой кризис и его влияние на развитие туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой кризис и его влияние на развитие туризма»

Х-я Всероссийская конференция по маркетингу в Махачкале

Татаева Э.О., Маллаева З.М.

Мировой кризис и его влияние на развитие туризма

Мировой финансовый кризис затронул практически все отрасли экономики, не обойдя и сферу туризма. Однако последствия кризиса оцениваются специалистами весьма неоднозначно, и точки зрения на дальнейшие перспективы развития отрасли у различных экспертов существенно расходятся. Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франжиалли заявил, что, несмотря на то, что финансовый кризис окажет некоторое влияние и на туристскую сферу, причин для паники у представителей турбизнеса нет. По его словам, люди не прекратят путешествовать, но сокращение расходов и длительности поездок при этом очень вероятны.

Другие эксперты менее оптимистичны в прогнозах. Согласно их мнению, серьёзных негативных последствий не избежать. Больше всего от финансового кризиса может пострадать международный туризм, поскольку россияне предпочитают в критических ситуациях не тратить деньги на отдых, а переждать кризис. Если в последние годы рынок активно рос, то сейчас туроператоры говорят о стагнации, а в ряде направлений даже о снижении. В первую очередь, это коснётся фешенебельных курортов, дорогих отелей. Тенденция кратковременных визитов в разные точки мира несколько раз в год, которая была популярна среди российских туристов, пойдёт на спад.

Президент Кипрской гостиничной ассоциации Харрис Лоизидес заявил, что индустрия туризма острова нуждается в поддержке государства для того, чтобы пережить мировой финансовый кризис, основной упор правительству нужно сделать на снижении высоких аэропортовых сборов для пассажиров и авиакомпаний.

Турецкие аналитики прогнозируют значительное снижение доходов в туристическом секторе. В 2009 г. уменьшится поток туристов в Турцию из европейских стран и России, вступивших в фазу экономического спада.

Самый сильный спад отмечен в парижских отелях. Снижение доходности здесь составило 31,7%.

Мировой финансовый кризис повлиял и на российский туристский рынок. Совокупное снижение потребительского спроса к началу декабря 2008 г. составило 30-35%, на некоторых направлениях - до 50%. Некоторые туроператоры пытались привлечь туристов, снижая цены на турпродукт, однако, демпинговая ценовая политика весьма рискованна в условиях кризиса. Проблема банковских неплатежей также является серьезным поводом для беспокойства со стороны отечественных туроператоров. Не менее острой проблемой турбизнеса на фоне кризиса является авиаперевозка.

Сложившаяся ситуация вынуждает участников туристского рынка создавать антикризисные программы.

Неизбежно уменьшение глубины продаж: люди не могут планировать отдых на 3-6 месяцев вперед. Кризис способствует изменению структуры спроса: возрастает интерес к низкобюджетному отдыху и внутреннему туризму. В экономически нестабильные периоды хорошо продаются самые дорогие и самые дешевые туры. В условиях нарастающего финансового кризиса те виды отдыха, которые раньше были ориентированы на узкий круг людей, постепенно приобретают массовый характер: потребители среднего класса начинают выбирать более бюджетные виды. Игроки западного туристского рынка пытаются развивать новые виды туризма: «филантропические» путешествия - туры, которые представляют собой сочетание отдыха класса люкс и социальных программ; каучсерфинг - с предоставлением бесплатного ночлега.

Столичные и региональные агентства намерены оптимизировать затраты - на рекламу, услуги связи. В период кризиса, для туроператоров реклама наиболее эффективна. Сокращение штатов, снижение зарплат и бюджетов ведет к падению спроса.

Мировой финансовый кризис, затронувший туристский рынок, оказал значительное влияние на поведение и взаимодействие его основных участников, вынуждая их приспосабливаться к сложившейся ситуации и разрабатывать стратегию поведения в новых условиях, а также комплекс антикризисных мер. Необходимо тесное сотрудничество отрасли и государства с целью выработки совместных действий для преодоления кризисных явлений.

Не стоит рассматривать влияние экономического кризиса на деятельность предприятий в области туризма только с отрицательной стороны. Там, где можно найти минусы, всегда есть и свои плюсы.

Как было замечено экспертами, кризисная ситуация в экономике разорит мелкие, неэффективные и несостоятельные туристические компании, тем самым укрепив положение более прогрессивных предприятий. Для туристов, несомненно, этот факт носит оптимистический характер, они будут подвержены меньшему обману и риску, в целом. К тому же, современный рынок насыщен туристическими предприятиями, но, к сожалению, многие из них предлагают услуги низкого качества, не соответствующие стандартам обслуживания. В свою очередь, предприятиям, выжившим в условиях экономического кризиса, не нужно будет растрачивать свои силы на конкурентную борьбу с мелкими предприятиями. На рынке останутся лишь крупные предприятия, которые будут вынуждены усовершенствовать свой сервис для выживания среди сильнейших.

Предприятия, которые смогут продолжать свою деятельность с высокими показателями производительности и в условиях экономического кризиса, несомненно, будут оставаться лидерами и в будущем.

Некоторые туроператоры давно работают в минус, но за счет наращивания оборотов и привлечения дешёвых кредитов большинству из них удавалось оставаться на плаву.

В тоже время кризис задержит приход в Россию крупных иностранных игроков, и у российского турбизнеса появится время, чтобы по-настоящему встать на ноги. Любопытно, что кризис внесёт также и корректировку в маркетинговые инструменты, и бюджеты турфирм.

Спрос также сместиться на самые дорогие и самые дешёвые туры, при этом потребителями будет отдаваться предпочтение путешествиям на более короткие расстояния, отчего должен выиграть внутренний туризм. Эксперты также считают, что в условиях кризиса непременно произойдёт усиление тренда индивидуализации в формировании, заказе и покупке туристических услуг потребителями.

Развитие кризиса приведет к переориентации спроса на более дешевые направления и отели эконом-класса из-за того, что представители среднего класса переориентируются на менее дорогие маршруты. События на финансовом рынке не могут не повлиять на российский туристический рынок. Пострадают, прежде всего, крупные туроператоры, абсолютное большинство которых активно используют оборотные средства и кредиты банков. Они вынуждены корректировать планы на 2009 год, так как в условиях дефицита ликвидности банки сокращают объемы кредитования и повышают ставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.