Научная статья на тему 'Мировой финансовый кризис: по материалам зарубежных и российских печатных изданий'

Мировой финансовый кризис: по материалам зарубежных и российских печатных изданий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ИНФЛЯЦИЯ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / GLOBALIZATION / CRISIS / INFLATION / OIL AND GAS SECTOR / ANTI-CRISIS POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Анна Михайловна

В статье анализируются материалы иностранной и российской прессы, отражающие новые тенденции и прогнозы в сфере эволюции глобализации на примере мирового финансового кризиса. Высказаны соображения автора по ряду ключевых проблем мирового кризиса и принимаемых антикризисных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD FINANCIAL CRISIS ACCORDING TO FOREIGN AND RUSSIAN PRESS PUBLICATIONS

The following article is aimed to analyze press publications of Russian and of foreign origin which reflect new tendencies and forecasts in the sphere of evolution in globalizations based on the example of the current world financial crisis. The author has expressed some thoughts on a number of key problems of the world financial crisis and anti-crisis means taken.

Текст научной работы на тему «Мировой финансовый кризис: по материалам зарубежных и российских печатных изданий»

ЭКОНОМИКА

А. М. Новикова

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

В статье анализируются материалы иностранной и российской прессы, отражающие новые тенденции и прогнозы в сфере эволюции глобализации на примере мирового финансового кризиса. Высказаны соображения автора по ряду ключевых проблем мирового кризиса и принимаемых антикризисных мер.

Ключевые слова: глобализация, кризис, инфляция, нефтегазовый сектор, антикризисная политика.

А. М. Novikova

THE WORLD FINANCIAL CRISIS ACCORDING TO FOREIGN AND RUSSIAN PRESS PUBLICATIONS

The following article is aimed to analyze press publications of Russian and of foreign origin which reflect new tendencies and forecasts in the sphere of evolution in globalizations based on the example of the current world financial crisis. The author has expressed some thoughts on a number of key problems of the world financial crisis and anti-crisis means taken.

Key words: globalization, crisis, inflation, oil and gas sector, anti-crisis politics.

Современный процесс глобализации представляется неравномерным, его асимметричность создает все новые проблемы. Вместе со всем мировым сообществом Россия вступила в период глобальной переоценки всего - от мировых валют до сырьевых ресурсов. Экономический кризис исторически имеет несколько пороговых измерений. Острый структурный кризис, когда происходит изменение структуры экономики и рост ее эффективности, как правило, ограничивается 10-12 % спада валового внутреннего продукта (ВВП). Такие явления раньше были нормой рыночной экономики - в 70-е годы XX в. капиталистический мир пережил целую серию структурных кризисов. Более глубокие кризисы - более редкие. Великая депрессия измерялась 30 %-м падением ВВП и продолжалась больше 10 лет. Спад, связанный с развалом СССР, стоил нашей стране 50 % ВВП. Гражданская война в России - 80 %. Настоящий мировой кризис, с которым столкнулась Россия, может обернуться либо 10%-м, либо 30 %-м падением ВВП.

Финансовый кризис распространился на все без исключения мировые рынки, оказывая сильное воздействие на энергетический сектор, промышленность и продовольствие. Одним из его последствий во многих странах стал отрицательный экономический рост на конец 2008-начало 2009 г. Аналитики неустанно пишут о сильном росте безработицы, которая в странах ЕС в 2008 году достигла 7,8 %. Европейские

экономисты сильно обеспокоены возможным снижением уровня заработных плат. По прогнозам на 2009 г., общее снижение инвестиций и уровня потребления, а также активности в сфере строительства отразится снижением уровня ВВП многих стран. В Германии, например, рост ВВП сократится до -0,5 % в 2009 году, и, по данным немецких аналитиков, рецессия сохранится в течение 2009 г. Уровень безработицы достигнет 8 % (на декабрь 2008 г. число безработных выросло до 3,181 млн человек) [26]. В Италии, где проблема безработицы всегда находилась в центре внимания экономистов, на конец 2008 года насчитывалось 1,527 млн человек в поисках работы (рост ВВП на 2009 год составит -1 %) [6]. Если рассматривать основные европейские экономические державы, то необходимо также упомянуть Испанию и Францию, где, по прогнозам, рост ВВП составит соответственно -1,4 % и -0,4 %. Что касается инфляции в зоне евро, то она, по данным аналитического журнала "Economy", составит 1,5 % в 2009 году, при этом Испания станет страной с самой высокой инфляцией (почти 2 %) [6]. Что касается США, то там ВВП в 2009 г. вырастет на 2,2 %, а в 2010 - на 1,5 %. Безработица достигнет 9 % в начале 2010 г., по сравнению с 6,7 % в ноябре 2008 г. [7]. В России рост ВВП в 2009 г. сократится до 5,5 %, а инфляция достигнет 12 % [28].

Вопреки мнению большинства аналитиков, рецессия затронула и развивающиеся рын-

ки: Россию и Бразилию. Осенью 2008 г. российские биржи уже неоднократно приостанавливали торги акциями и облигациями. На фоне всепоглощающей мировой рецессии драматично низко упали цены и на энергосырье: главным образом, цены на нефть, перешагнув порог в $ 40/барр. на конец 2008 г. (в июле того же года цена на нефть составляла $ 140/барр.) [2]. Вызванное мировым экономическим кризисом снижение спроса на нефть, прежде всего в развитых странах, оказалось определяющим. Прогнозируя медленный рост мировой экономики, никто не ждет скорого возвращения цен к пиковому уровню лета 2008 г. Более того, аналитики утверждают, что на какой-то период цены могут упасть еще ниже - до $ 30-35/барр. [2]. Впрочем такая ситуация не устраивает ни производителей нефти, ни - в долгосрочной перспективе - потребителей. Первые оказываются не в состоянии обеспечивать свои бюджеты, сверстанные в ожидании значительно более высоких цен. А страны-импортеры не получают достаточных стимулов для развития альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий. Более того, потребители становятся заложниками инвестиционной паузы. Инвестиции в нефтедобычу в ближайшие несколько лет будут недостаточны, так что, когда мировая экономика вернется к росту, возможно уже в 2010-2011 гг., она, скорее всего, столкнется с физической нехваткой нефти. Очевидно, что это приведет к очередному взлету цен, как это было в середине 2008 года.

По данным агентства "Bloomberg", в течение 2008 года снизилось потребление нефти в Европе и в Японии [29]. В США, которые являются крупнейшим в мире потребителем и импортером нефти, потребление бензина, керосина и дизельного топлива в ноябре 2008 г. оказалось на 7,9 % ниже, чем в ноябре 2007 г. [17]. По данным журнала «Эксперт», три крупнейшие экономики мира - США, ЕС, и Япония -оказываются в рецессии [1]. «Поскольку сложно прогнозировать, как долго продлится экономический кризис, никто не знает, как долго может продлиться период сокращения потребления нефти, что будет тянуть цены на нефть вниз», - прокомментировал ситуацию Роберт Эбель, старший экономист Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне [4; 22]. Страны ОПЕК настаивают на том, что нынешний уровень цен является слишком низким для нормального развития нефтя-

ной отрасли. Оптимальной, по мнению организации, может стать цена в $ 75/барр., а «справедливой», по мнению президента Венесуэлы Уго Чавеса, будет цена в $ 80-100/барр. [4]. В результате снижения цен на нефть нефтяные компании по всему миру уже начали рассматривать бюджеты разведки и добычи. Крупные структуры, включая "Saudi Aramco", "Royal Dutch/Shell", "Petrobras", все решительнее сокращают свои инвестиционные планы, а также откладывают начало реализации новых проектов. При относительно низких ценах нефтяники будут делать упор на месторождения, приносящие доход уже сейчас. Продолжать освоение месторождений в сложных геологических и метеорологических условиях компании, очевидно, начнут после восстановления цен до уровня $ 70-90/барр.

В течение 5 лет, вплоть до 2007 г., экономики развивающихся стран росли со средним ВВП более чем 7 %. Но за вторую половину 2008 г. их рост заметно снизился, и экономики стран с развивающимися рынками пострадали еще больше, чем экономики развитых стран. По мнению журнала "The Economist", в долгосрочной перспективе появляющиеся экономики очень пострадали от глобального финансового кризиса [7]. От Бразилии до Китая экономический бум был, в первую очередь, вызван экспортом американским потребителям. Все это в настоящее время разрушено. Америка, которая теперь вынуждена экономить, будет импортировать меньше товаров в последующие годы, что, в свою очередь, снизит рост появляющихся экономик. Надежда этих стран на американский экспорт иногда преувеличена. Приблизительно 20 % ВВП появляющихся экономик зависит от их экспорта в развитые страны.

Официальные резервы в России с августа 2008 года снизились на $ 160 млрд или на 25 %. В результате снижения цен на нефть Россия, скорее всего, испытает бюджетный дефицит и ее экономика сократится в 2009 г. [7]. Китайское благополучие важно всем азиатским экономикам. Многие экономисты ожидают замедления ВВП Китая в 2009 году до 7 % (в то время как в 2007 году рост ВВП составлял 12 %), что станет самым минимальным ростом за последние 2 десятилетия. Тысячи фабрик уже закрылись на юге Китая, вызывая опасения, связанные с ростом безработицы [7].

По прогнозам, экономика Бразилии вырастет лишь на 1,5 % в 2009 г., в то время как

ВВП Мексики может снизиться до 0,5 % из-за ее близких связей с Америкой [7].

По словам экономического обозревателя "The Economist", будущее появляющихся экономик будет зависеть в большей степени от линии, которую они выберут: экономить, чтобы стимулировать экономику, или брать в долг [7].

Скорость развертывания кризиса в России и масштаб проблем, с которыми столкнулись локомотивные отрасли нашей экономики (экспортно-сырьевые и строительство), наводят на мысли о худшем сценарии. В 2007 г. производство нефти дошло до 488 млн тонн. Прогнозы на 2008 г. тоже были оптимистичными. Они предсказывали пик производства в 490,7 млн тонн. Согласно мнению экспертов, снижение производства нефти в 2009 г. достигнет 3,54 %. Резко снизится доля экспорта. Как известно, российская экономика в большей степени зависит от поставок нефти и газа. Падение цен на нефть уже спровоцировало инфляцию и подорожание потребительской продукции. В 2008 г. цена жизни в России поднялась на 13,3 % (16,5 % - продукты питания и 15,95 % -сервис), что стало рекордом за последние 6 лет. По данным Министерства экономического развития РФ, следует ожидать рост цен не менее чем на 10-12 % [3].

В результате резкого снижения спроса и цен на нефть, а также ранней договоренности с государствами Евросоюза об установлении общего для европейских и российских потребителей тарифа на газ, в 2009 году пройдет 2025 %-ное повышение цен на природный газ для

Производство природного газа

российских потребителей. Федеральная служба по тарифам утвердила повышение минимальной ставки внутренних цен на газ в 2009 г. в среднем на 27 % [9; 28]. До этого момента цена на газ регулировалась правительством и была намного ниже для российских потребителей, чем для европейских. Компания «Газпром» вместе со своими европейскими коллегами приняла решение уравнять цены для российских и европейских потребителей без учета транспортных расходов и экспортных тарифов. При условии, что нефть будет стоить $ 40/барр., цены на российский газ в Европе должны будут упасть до уровня $ 150, при этом в России цена составит $ 80-90. Учитывая, что российская экономика является одной из самых «газовых» (газ закрывает около 57 % российского баланса энергопотребления), кажется удивительным, что главное ископаемое топливо в условиях кризиса не подешевеет, а подорожает (табл. 1).

За гранью рентабельности рискует оказаться ряд экспорториентированных газо- и энергоемких предприятий. Такими могут стать производители продуктов базовой химии, азотных и смешанных удобрений (доля газа в себестоимости последних может превышать 50 %) с общей выручкой порядка $ 10 млрд. Резко увеличатся издержки в производстве строительных материалов, в частности на предприятиях по изготовлению цемента, кирпича и в стекольной промышленности. Рост цен на газ затронет и широкие слои населения. Так, в России в условиях суровой зимы резко возросли затраты на отопление.

Таблица 1

в России (в трлн куб. м) [21]

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Производство в целом 21,8 22,4 22,6 23,2 23,1 23,7 24,3 24,9

Только «Газпром» 19,1 19,2 19,3 19,4 19,4 19,7 19,9 20,1

Повышение цен на экспортируемый газ стало серьезной проблемой переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом», при этом украинская сторона отказалась от исполнения контракта по транзиту российского газа. Газовый кризис широко обсуждался в европейских СМИ. Экономический обозреватель итальянской газеты "II Майто" Давиде Табарелли так прокомментировал ситуацию между Украиной и Россией: «Нельзя спокойно относиться к данной ситуации. Мы получаем 25 млрд куб. м из России, то есть на треть зависим от ее поставок. Ситуация с газом дала толчок росту цен на

нефть, которые 7 января превысили $ 50/барр. Повысившийся спрос на нефть сыграл на руку российским поставщикам нефти» [11] (табл. 2).

По мнению журнала "The Economist", «ни одна из сторон не является виновной. Украина должна платить боле высокие рыночные цены за свой газ и не имеет права перекрывать газовый поток в европейские страны (табл. 3). Но и Россия не должна через Газпром действовать в политических целях, тем самым наказывая украинских лидеров, склоняющихся на сторону Запада» [7; 25]. По мнению журнала, «подобные выяснения отношений значительно

портят репутацию России как поставщика четвертой части газа, потребляемого в Европе, что говорит о необходимости задуматься в том, как уберечь себя и стать более независимыми в

плане энергетики» [7; 25]. Европа уже рассматривает строительство новых газопроводов из Азербайджана и Центральной Азии через Турцию в обход России.

Таблица 2

Зависимость европейских стран от российского газа (в %) [23]

Балтийские страны 100

Болгария 94

Чешская республика 82

Венгрия 72

Турция 65

Австрия 63

Польша 60

Германия 44

Италия 29

Франция 26

Румыния 24

Любопытная деталь: СМИ называют раз- "The Financial Times" - о $ 470 за 1000 куб. м. ные цены на газ, поставляемый на Украину. [8]. При этом есть подозрение, что цена на по-Официальная цена, запрашиваемая «Газпро- ставки газа украинским клиентам составляла мом» у компании «Нафтогаз», составляет $ 417 $ 179,5 за 1000 куб. м, в то время как тот же газ за 1000 куб. м [26]. Тем не менее, в иностран- компания «Нафтогаз» перепродавала своим ных обозревателях указана другая цена: "Il Sole клиентам по цене $ 320 за 1000 куб. м [4]. 24 Ore" пишет о $ 450 за 1000 куб. м. [18], а Таблица 3 Снижение поставок российского газа в Европу через Украину (в %) [9]

Македония 100

Греция 100

Турция 100

Хорватия 100

Венгрия 100

Болгария 100

Италия 90

Словения 90

Австрия 90

Польша 85

Румыния 75

Словакия 70

Франция 70

Газовый кризис в очередной раз поднял проблему возможного создания российской стороной «газового ОПЕК». В газете "The Financial Times" было опубликовано предупреждение НАТО, в соответствии с которым «следует остерегаться попыток России в создании "газового ОПЕК", что может значительно усилить влияние Москвы на Европу» [9]. Россия, со своей стороны, желает создать газовый картель в сотрудничестве с Алжиром, Катаром, Ливией и Ираном. По мнению газеты, российская сто-

рона намеревается использовать энергетическую политику в достижении политических целей с Украиной и Грузией. Кремль, в свою очередь, опровергает это утверждение, заявляя: «Только сумасшедший мог подумать, что Россия стала бы очернять Европу, используя газ, потому как и Россия и Европа в равной мере зависят друг от друга». По мнению Джонатана Стерна (университет Оксфорда), автора книги «Будущее российского газа и "Газпрома"», «в то время как западные экономисты видят в же-

лании России создать "газовый ОПЕК" больше политических, чем экономических интересов, скорее всего, будет более правильным рассмотреть возможность энергетического сотрудничества с другими странами» [5; 3].К 2020 г. Германия может сократить выбросы углекислого газа на 36 % по сравнению с 1990 г. К 2050 г. возможно снижение до 80 %. Зависимость от импортируемой энергии может быть сокращена на треть. Необходимость такого решения подтверждается настоящим непониманием между Россией и Украиной. Солнечная энергия станет важным звеном в экономическом производстве стран Средиземноморья. К 2050 г. возобновляемая энергия, по мнению газеты "Die Zeit", может стать доминирующей (80 % от всей) [25], а инвестиции в «зеленую энергию» — очень выгодными. Таким образом, для развития этого сектора необходима государственная поддержка, чтобы сделать возобновляемую энергию более конкурентоспособной. По утверждению газеты, производство возобновляемой энергии станет прибыльным для экономики.

В условиях мирового экономического кризиса правительства всех стран прибегают к новым мерам с целью оказания помощи экономике и компаниям. Что касается антикризисного плана в Германии, то немецкие правящие партии согласились на двухлетний стимулирующий план в 50 млрд евро (самый большой со времен Второй мировой войны). Из 50 млрд 18 (по данным журнала "Der Spiegel"), будет потрачено на строительство и ремонт дорог и железнодорожных путей, школ и университетов [27]. Некоторая сумма будет выделена на проведение скоростного интернет-соединения. Будут значительно снижены налоги, а также плата за медицинское страхование. В качестве отдельной меры политические партии решили создать фонд в 100 млрд евро с целью помощи фирмам, которые не получают достаточного финансирования в результате кризиса.

Антикризисная программа в Италии проводится региональными властями с целью поддержки покупательской способности населения. Подобными мерами являются снижение налогов, рассрочка ипотечных кредитов, касса взаимопомощи для временно не работающих (выплата 70 % от предыдущей средней зарплаты в течение 2-х месяцев). Одной из мер стало снижение тарифов на электроэнергию: с 01.10.2008 г. до 17.12.2008 г. тариф на электроэнергию снизился на 14 %. Банковской анти-

кризисной мерой стало кредитование по прежним ставкам в 4-5 % годовых. Правительство Италии планирует также расширение финансирования глобальных инфраструктурных проектов в 2009 году дополнительно к уже утвержденному бюджету на 16 млрд евро, которые пойдут на строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, морских портов и на использование альтернативных источников энергии [10; 16; 19; 20].

Важнейшая задача, которую Россия может решить в ближайшем будущем и для решения которой кризис открывает новые возможности, - активизация конкурентности. В ближайшее время возрастет конкуренция за все: за сбыт продукции, за получение бюджетных средств, за рабочие места, за доступ к кредитным ресурсам. Ее итогом станет сокращение непроизводительных функций, прекращение роста зарплат, уменьшение штатов и рост производительности труда. Потребуется продолжить усилия по избирательному снижению налогов и адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения. Но главными являются следующие меры: ограничение оттока капитала, отказ от помощи олигархам, удержание курса рубля и подавление инфляции. Именно на этом должна быть основана реализуемая программа помощи российскому среднему классу.

Если российское правительство позволит экономике быстро переориентироваться на обслуживание внутреннего спроса и переориентировать таким же образом инвестиционные проекты, то до продолжительной депрессии дело не дойдет. Тем не менее, на настоящий момент политика властей кажется жесткой и неадекватной кризису.

Сегодня очевидны три самые опасные проявления кризиса. Это отток капитала ($ 24,6 млрд в сентябре; 50,4 млрд - в октябре и не менее $ 65 млрд с 1 ноября до конца 2008 г.) на фоне сокращения валютных резервов ($ 146,6 млрд с 1 августа по 21 ноября 2008 г.); снижение курса национальной валюты (на 17,25 % с 18 июля по 1 декабря 2008 г.); и, наконец, падение производства, которое будет сопровождаться радикальным снижением зарплаты и массовыми увольнениями работников [4]. На этом фоне правительство объявило о новой антикризисной мере - адресной поддержке важнейших российских предприятий. На федеральном уровне речь идет о 300 предприятиях, которые, по данным журнала «Эксперт», производят бо-

лее 85 % ВВП страны. Это предприятия с годовым оборотом более 15-16 млрд рублей и числом работающих более 4 тыс. человек, то есть так называемые градообразующие предприятия.

Правительство уже утвердило поправки в бюджет 2009 г., предусматривающие выделение 300 млрд руб. на госгарантии по кредитам и 325 млрд руб. «на поддержание труда и отраслей реального сектора экономики». Общая сумма помощи, которую российские предприятия запросили у правительства, составила 3,5 трлн руб. [4].

Возражения у многих специалистов вызывает выбранный правительством путь - адресная поддержка компаний, то есть фактически продолжение пресловутого «ручного управления» экономикой. Тем не менее, единственной нерешенной в российской экономике проблемой после раздачи нескольких сотен миллиардов рублей является стимулирование спроса, а также поддержание нуждающихся: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, людей, потерявших работу, и бюджетников.

Финансовая глобализация - самая продвинутая сфера национальных экономик и, вместе с тем, самое слабое звено глобализации. В настоящий момент мировое сообщество оказалось на пороге значительных перемен с непредвиденным результатом. События осени 2008 г. становятся поводом для углубленного изучения механизмов цивилизации, а именно ее колебательности в экономике. На данный момент не исключается сценарий перемещения центров финансовой активности из США в страны АТР (Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Гонконг, Сингапур). Тем не менее, американская геополитическая цель в настоящее воемя заключается в недопущении возрождения евразийской империи. Америка не может мириться с благополучием не только Азии и России, но и Европы. За время глобального верховенства США, в экономике в том числе, весь мир успел убедиться, что глобализация «по-американски» ведет к доминированию США на мировой арене. Однако ситуация может измениться в ходе следующих четырех лет также благодаря политике избранного президента США Барака Обамы.

Иностранная пресса и иностранные экономисты возлагают большие надежды на избранного президента. По версии журналов "The Time" и "L'espresso", Барак Обама стал «чело-

веком года» как первый темнокожий президент США [14; 15]. В своем интервью итальянской газете "la Repubblica" Барак Обама представил план стимулирования экономики, реализация которого может обойтись в $ 1 трлн [22]. Джону Кеннеди, с которым часто сравнивают нового президента США, «холодная война» тоже сильно потрепала нервы. Для Обамы финансовый кризис может оказаться не менее сложным, чем карибский - для Кеннеди.

В планы Обамы входит развитие альтернативной энергетики, реформа здравоохранения, строительство дорог, налоговые льготы, увеличение доходов каждой американской семьи на $ 1000 и спасение 3 млн рабочих мест [22]. Тем не менее, европейские лидеры -Н. Саркози, А. Меркель и С. Берлускони - остаются обеспокоенными развитием кризиса. Перед Бараком Обамой стоит нелегкая задача: ему предстоит изменить направление в финансовом секторе и в экономике в целом. Как это прокомментировал итальянский журнал "Il Mondo", «избранный президент уже не сможет танцевать на палубе "Титаника", как это делал Джордж Буш, волновавшийся исключительно о спасении Уолл-Стрит и банков, игнорируя драмы реальных людей, пострадавших от кризиса» [13]. США не может больше решать только за себя как единственную в мире страну. В условиях мирового кризиса Америке необходимо равняться на мир.

Если сравнивать актуальный финансовый кризис с кризисом начала 30-х гг. прошлого столетия, то, по словам историка Генриха Августа Винклера, «сегодня международные соглашения должны нам помочь в избежании таких катастрофических последствий, как после 1929 года» [24]. Именно с таким предложением выступил Николя Саркози. Предложенная им реформа включает в себя структурное реформирование общественных институтов, то есть принятие второй Бреттон-Вудс. В намерения Саркози входит координирование финансовой и денежной политики, экономики властных инду-стрий или увеличение финансирования Всемирного Банка и денежного фонда, с предоставлением права голоса развивающимся экономикам. В связи с этим решением у стран «большой восьмерки» возникнет необходимость сотрудничества с новыми могущественными странами, такими как Индия и Китай. В целом механизм работы «большой организации», таких как «большая восьмерка», «боль-

шая десятка» и «большая двадцатка», заключается в том, что не дает права голоса стране за пределами организации. Согласно заявлению бывшего итальянского премьер-министра Джу-лиано Амато, «если бы лидеры стран действительно хотели укрепить правление мировыми финансами, им стоило бы начать с реформирования единственного многополярного финансового института, который менее зависел бы от больших организаций и более отвечал бы международному сообществу» [12].

В отношении прогнозов на будущее многие эксперты остаются пессимистами. Например, по мнению профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, «темпы роста экономики будут оставаться отрицательными. Возможно выздоровление экономики в 2010 и в 2011 гг., но оно будет очень слабым, с ростом ВВП от 1 до 1,5 %» [4]. По мнению профессора, нынешний кризис может быть началом конца американской империи.

Более оптимистичным является взгляд профессора Гарвардского университета Найал-ла Фергюсона. По его мнению, кризисы являются важной характеристикой рыночной системы, так как они приводят к ускоренному сокращению менее успешных отраслей и игроков и созданию следующего поколения отраслей и участников рынка. Фергюсон уверен, что в результате кризиса новые финансовые институты придут на смену старым банковским институтам [4]. Они станут более гибкими, а их размер уменьшится. Но, безусловно, самыми важными последствиями кризиса станут политические изменения. Связано это, прежде всего, с тем, что недемократические государства справятся с кризисом намного хуже, чем демократии, где существует взаимосвязь между «низом» и «верхом». Вполне понятно, что стабильность политического режима России гарантирована, тем не менее, экономические последствия могут стать достаточно непредсказуемыми и серьез-

ными.

Библиографический список

1. Эксперт. - 2008. - № 47.

2. Эксперт. - 2008. - № 48.

3. Эксперт. - 2008. - № 49.

4. Эксперт. - 2008. - № 50. - C. 20-22, 28-31.

5. Jonathan Stern, Gas-OPEC: A distraction from important issues of Russian gas supply to Europe // Oxford Energy Comment. February 2007.

Economy. 7 gennaio 2009. P. 6-7, 18-19, 29-32, 66-71. The Economist. January 10th - 16th 2009. P. 25-26, 61-63.

6.

7.

8. 9.

The Financial Times. November 13 th 2008. The Financial Times. January 6th 2009.

10. Il Denaro. 24 dicembre 2008. P. 33-35

11. Il Mattino. 7 gennaio 2009. P. 1, 4.

12. Il Mondo. 21 novembre 2008. P. 15.

13. Il Mondo. 28 novembre 2008. P. 13.

14. L'espresso. 30 dicembre 2008. P. 15.

15. L'espresso. 17 luglio 2008. P. 6-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Il Sole 24 Ore. 8 gennaio 2009. P. 2.

17. Il Sole 24 Ore. 9 gennaio 2009. P. 6.

18. Il Sole 24 Ore. 11 gennaio 2009. P. 1, 3.

19. la Repubblica. 5 gennaio 2009. P. 19-22.

20. la Repubblica. 8 gennaio 2009. P. 4, 7.

21. la Repubblica. 9 gennaio 2009. P. 1, 4.

22. la Repubblica. 11 gennaio 2009. P. 5-6.

23. la Repubblica. 13 gennaio 2009. P. 22-23.

24. Die Welt. 16.12.2008.

25. Die Zeit. 11.12.2008.

26. Die Zeit. 11.01.2009.

27. Der Spigel. 13.01.2009.

28. Smart Money. - 2008. - № 48. - P. 8, 28-34, 36-42.

29. www.bloomberg.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.