ЭКОНОМИКА
Смена геополитических центров и их влияние на нефтегазовый сектор
А. М. Новикова
В статье анализируются проблемы, стоящие перед мировым сообществом в период после кризиса. Выражены мнения по поводу смены геополитических центров и представлены прогнозы развития нефтегазового сектора при изменяющейся геополитической картине.
Ключевые слова: глобализация, кризис, нефтегазовый сектор, национализация экономики.
The Change of Geopolitical Centers and Their Influence on the Oil and Gas Sector
A. M. Novikova
The following article is aimed to analyze problems standing before the international community after the world economic crisis. Some thoughts and opinions on the change of the geopolitical centers are expressed and the forecasts of the possible development of the oil and gas sector are given.
Key words: globalization, crisis, oil and gas sector, the nationalization of the economy.
Мировой кризис экономики, вне сомнений, наложит отпечаток на расстановку сил в мировой экономике, удалит более слабых игроков и прольет свет на новых, более сильных. Проект американской глобализации поставлен под сомнение, как и американское лидерство. Закат глобализации заставляет всех игроков мировой арены переосмыслить свою роль и роль Америки. Каждая отдельная нация теперь займется переобустройством своего внутреннего хозяйства, внутреннего спроса. При кризисе идея глобализации и открытых рынков может совершить попятное движение.
Безусловно, задача, стоящая перед Бараком Обамой, заключается в сохранении американской привилегированной позиции в мире. Во время правления Джорджа Буша прославленная американская уверенность в собственной уникальности и миссионерский пафос были доведены до абсурда. Таким образом, задача Барака Обамы заключается не столько в изменении курса, сколько в изменении смысла его политической деятельности. Концепция «продвижения демократии», использованная предшественником Обамы, имела меркантильные геополитические цели. Завершением подобной политики Буша стал экономический кризис, оттолкнувший большинство стран от сотрудничества с Америкой. Первый союзник Америки, Европа, постепенно отдаляется от навязанной ей политической системы. Несмотря на довольно отстраненную позицию бывших союзников Америки, все вы-
ступления Барака Обамы пронизаны мыслью о том, что Америка не намерена отказываться от роли мирового лидера. Ослепленные славой и идеей собственного величия, Соединенные Штаты отказываются разглядеть новые центры экономической силы, иногда превосходящие саму Америку. Ошибки американского руководства ставят под сомнение позицию безусловного образца для подражания. В любом случае, лишится ли Америка своего превосходства или нет, остается неясным вопрос о том, как изменится мир, утративший лидера. Некоторые экономисты выражают мнение о том, что после кризиса страна навсегда утратит пост мирового лидера. Другая группа экономистов придерживается мнения, что мир не сможет сбросить Америку с позиции «безусловного гегемона», по крайней мере, еще 15-25 лет [1]. Экономисты полагают, что превращение Америки в «обычное» государство станет болезненным не только для ее жителей, но и для всего мира.
Несколько лет назад безусловной альтернативой США стал Евросоюз как проект, объединяющий страны по принципу экономического и политического сотрудничества. Когда в 2004 г. Америка уже скомпрометировала себя как распространителя демократии и модернизации и обрела черты агрессора, Европа стала альтернативой цивилизационного развития.
Итоги саммита «20», состоявшегося в Лондоне в апреле этого года, показали, что Соединенные Штаты утратили возможность продавливать
2008 2010 (прогноз)
Япония 196 227
Великобритания 52 73
Греция 95 109
Ирландия 43 84
Италия 106 121
Норвегия 67 67
Новая Зеландия 19 30
Голландия 53 61
Португалия 65 78
Испания 39 59
США 71 98
Швеция 36 44
[Источник: Fmi]
выгодные им экономические решения, действуя без оглядки на остальных. Европа, в лице Ангелы Меркель и Николя Саркози, дала понять, что не согласна с планом выхода из кризиса, предложенным администрацией США. Борясь за финансовое будущее Европы, франко-немецкая делегация поставила несколько задач:
1) добиться транспарентности всех участников газовой торговли - отныне все сделки будут исключительно прозрачны под контролем неправительственной организации Extractive Industries Transparency Initiative;
2) добиться от членов «20» координации мер по стимулированию экономики;
3) положить конец односторонним протекционистским акциям отдельных государств (США, в первую очередь);
4) добиться жесткого регулирования мирового финансового рынка; создать систему гласного и открытого финансового надзора за «налоговыми оазисами» [23].
В «черный список» налоговых оазисов попали Коста-Рика, Малайзия, Уругвай и Филиппины. Тот факт, что континентальной Европе удалось переломить жесточайшее сопротивление главных противников этого решения - китайцев и англичан, не оставляет сомнений в том, что в списке «оазисов» вскоре появятся также Гонконг, Макао, Лихтенштейн и Швейцария. Министр финансов Германии Пеер Стайнбрук считает усиленный контроль финансовых рынков необходимой мерой для развития индустрии стран «20» [23].
Согласно прогнозам правительства Германии, развитие экономики в 2009 г. замедлится до -6 %, хотя небольшой рост ожидается уже в 2010 г. Германии предстоит приготовиться к худшему концу мирового финансового кризиса. Во многом, по словам министра экономики Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга, развитие экономики Германии будет зависеть от мировой рецессии. Государственный долг Германии продолжает расти и выходит на третье место после США и Японии (см. табл. 1.) [22].
Таблица 1 Государственный долг стран
В период кризиса стало ясно, что именно единая европейская валюта удерживает Европу на плаву. Реальная картина такова: сильные члены Евросоюза (ЕС) тянут за собой более слабых, так что евро сейчас напоминает мину замедленного действия. Первой неразрешенной проблемой объединенной Европы стал ее юг - Португалия, Италия, Греция и Испания, сокращенно PIGS (свиньи). Безусловной ошибкой и более серьезной проблемой на пути европейского объединения стало включение стран Восточной Европы. Бурный рост развивающихся рынков Восточной Европы вызвал эйфорию и притупил бдительность. «Старые» члены Евросоюза, которые всегда могли договориться, теперь сталкиваются с постоянными противоречиями со стороны стран Восточной Европы. Польша использует свое членство в ЕС как возможность шантажа. Принятие Восточной Европы при неурегулированном Лиссабонском договоре стало причиной роста фашистских настроений, связанных с появлением большого количества рабочей силы с востока в странах Старой Европы. Мировой экономический кризис усугубил положение нелегальных иммигрантов и вос-точноевропейцев. Некогда объединенная Европа теперь разваливается по частям. Только в Италию ежедневно иммигрируют тысячи африканских нелегалов, уже заполонивших острова Лампедузу и Сицилию. Еще до кризиса в Италию ежегодно прибывало около 100 тысяч нелегалов из Африки. В настоящий же момент число бедствующих жителей в Африке растет, и они все больше и больше стремятся доплыть до итальянского берега [16]. Чужими для Старой Европы в таком случае оказываются не только африканцы, но и «европейские» соседи - поляки. Все больше инвесторов верят в немецкую экономику, а не в экономику еврозоны. Хотя на данный момент евро поддерживается мощной политической волей, так что отказ от него невозможен. В среднесрочной пер-
237
в соотношении с ВВП ^ (в %)
2008 2010 (прогноз)
Австралия 8 7
Австрия 62 73
Канада 64 73
Дания 22 30
Финляндия 33 46
Франция 67 80
Германия 67 87
спективе единая европейская валюта будет ослабевать. Существует возможность того, что курс евро к доллару может снизиться до уровня 1,15— 1,20, однако к концу 2009 г. снова поднимется до отметок 1,35—1,40 [10].
В постглобалистском континууме определяющую геополитическую роль по-прежнему играют углеводороды. 12 мая этого года цена на нефть впервые с 11 ноября прошлого года превысила 60 долл. за барр. [13]. Так рынок отреагировал на сообщение об увеличении импорта нефти Китаем в апреле на 14 % в рамках специальной государственной программы по накоплению стратегических сырьевых товаров. В итоге в апреле Китай уже закупил на мировых рынках 16,17 млн метрических тонн нефти. Объем инвестиций в китайский промышленный сектор и в сектор недвижимости вырос на 30,5 % в первые четыре месяца текущего года. Решение стран ОПЕК будет принято с учетом потребности спроса на сырье в мире. Фундаментальные данные говорят, что реальных признаков восстановления экономики пока нет, а значит, и долговременного роста цен на нефть ожидать не приходится. Однако, вопреки сомнениям ряда экспертов, ожидающих новых провалов в стоимости до 40 долл. за баррель, ослабление доллара, уменьшение объемов добычи нефти странами ОПЕК, а также пиратские захваты нефтетанкеров поддерживают высокий спрос.
Европа, опасаясь нового газового кризиса со стороны России, включила в план по диверсификации поставок углеводородов север Африки, способный гарантировать дополнительно 40 млрд куб. м газа к 2015 г.; газопровод из Алжира в Испанию, проходящий сейчас через Марокко, чем Марокко пользуется [17]. Добыча в Британии и Голландии уже пошла на спад, а Норвегия к 2015 г. выйдет на пик добычи. Таким образом, все значимые европейские поставки углеводородов в обход России должны проходить через Турцию. Турция, безусловно, как и Украина, будет использовать статус транзитера с целью вступления в ЕС. Именно эта причина стала определяющей в прекращении строительства газопровода «Голубой поток-2». Европейские лидеры, Николя Саркози и Ангела Меркель, предлагают Турции лишь привилегированное сотрудничество. Европа устала от расширения, а Турция не может рассчитывать на полноправное членство в ЕС. Расширение союза сказывается исключительно негативным образом на его функциональности. Негативное отношение к Турции объ-
ясняется, в первую очередь, серьезным усилением ее политической роли. Трубопроводы, которые планируют вести через Закавказье в Европу, дипломатические инициативы на Южном Кавказе — все это придало Турции роль не просто регионального лидера, но и игрока на поле стратегических решений, которые принимает собственно ЕС. Главной проблемой отношений ЕС с Турцией остается проект КаЬиеео.
Газопровод КаЬиеео на саммите в Праге не поддержали Узбекистан, Казахстан, а также Туркмения, на которую Европа возлагает особые надежды. Без согласия Туркмении КаЬиеео придется заморозить на неопределенный срок. Проект оценивается в 7,3 млрд долл., его мощность должна составить порядка 30 млрд куб. м газа в год. Согласно проекту, сырье пойдет из Центральной Азии и Азербайджана в обход России через Турцию и балканские страны до Австрии. Начало поставок планируется в 2014 г. [17]. В Праге 8 мая в рамках саммита «Южный коридор — новый шелковый путь» Евросоюз подписал с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом соглашение, призванное ускорить строительство КаЬиеео. Однако крупнейшие экспортеры газа в Центральной Азии — Казахстан, Туркмения и Узбекистан — отказались подписать декларацию под предлогом того, что документ «требует значительной доработки».
В настоящее время в Туркменистане работает российская компания «Газпром». Проектно-инвестиционная активность России и российских компаний в нефтегазовой отрасли Туркмении пока крайне низка и охватывает только сферу транспортировки газа, а объем российских инвестиций на конец 2007 г. составил всего лишь около 25 млн долл. [29]. «Газпром» связывает возможность предоставления инвестиций с контролем национальной газотранспортной системы Туркмении. В целом российские компании не проявляют особого интереса к разработке нефтегазовых месторождений на шельфе. Во многом это объясняется тем, что интересующие Россию шельфовые месторождения углеводородов расположены вблизи туркмено-иранской морской границы. Статус Каспийского моря пока не определен, а Иран настаивает на увеличении своего сектора. Более того, освоение морских месторождений технологически более сложно, чем месторождений на суше, что требует дополнительных инвестиций.
В отношении Узбекистана интерес проявляют такие российские компании, как «Газпром» и
«Лукойл». По состоянию на конец 2007 г. российские инвестиции в нефтегазовую отрасль Узбекистана составили от 520 до 1050 млн долларов. До 2012 г. Россия планирует вложить в нефтегазовую отрасль Узбекистана предположительно от 4,7 до 6,2 млрд долл. Эти средства планируется направить в основном в проекты по геологоразведке и освоению нефтегазовых месторождений, а также на модернизацию трубопроводной инфраструктуры [29].
По мнению администрации США, Туркмения хочет присоединиться к КаЬиссо, но боится испортить отношения с Россией. США намереваются поддержать этот проект, при этом, как заметил новый спецпредставитель президента США Ричард Морнингстар, ресурсной базой проекта Ка-Ьиссо вполне может стать Иран. Морнингстар выступил в поддержку проекта, давая понять, что США будут поддерживать его реализацию [17]. В администрации Билла Клинтона Морнингстар вел переговоры по нефтепроводу Баку - Тбилиси -Джейхан. Именно тогда американская сторона выступала последовательным сторонником и спонсором проекта, в результате чего он был реализован. До конца 2009 г. будет создан консорциум, который по плану будет закупать газ для Ка-Ьиссо. К тому же в ближайшее время планируется заключить меморандум о взаимопонимании в энергосфере между ЕС и Ираком, а до конца года - межправительственное соглашение о строительстве газопровода из Греции в Италию.
Евросоюз тем временем уладил одну из важных проблем на пути реализации проекта КаЬиссо - достиг соглашения с Турцией. Ранее Анкара настаивала на дополнительной плате за прокачиваемый газ и требовала 15 % этого газа по сниженным ценам. ЕС удалось договориться о транзите на основе стоимости. Президент Турции, Абдулла Гюль, открыто заявил, что для его страны проект КаЬиссо является стратегическим [17]. Турция намеревается приложить всю свою политическую волю для его реализации. Франция, Израиль и Иран не хотят усиления Турции. Ее и так обвиняют в пристрастности при допуске судов в проливы Босфор и Дарданеллы, а если Анкара получит и контроль над транзитом газа в Европу, то это существенно увеличит ее политическое влияние на Европу.
В борьбу за углеводороды включились два новых игрока - Индия и Китай. От того, смогут ли они гарантировать себе источники нефти и газа, зависит их будущее как мировых супердержав. За последние десять лет Китай резко увеличил свое
влияние во всех частях света, начиная с Африки и заканчивая Латинской Америкой, где он уже долгие годы ведет ожесточенные дипломатические войны с Тайванем, хотя Пекин к роли единоличного хозяина Азии пока не готов. Не готовы к этому и Япония и США. Единственное, что остается США, - это поддерживать Китай экономически. Любое обострение ситуации увеличит шансы того, что Япония захочет выйти из под опеки США и стать самостоятельной военной державой. Прямое же военное столкновение США с Китаем в Восточной Азии - слишком опасное и дорогое удовольствие, поскольку именно в этом регионе сосредоточены основные экономически развитые зоны.
Резкий рост влияния Китая в Азии начался в 1998 г. после финансового кризиса, который подорвал доверие в регионе к западным международным институтам и дал возможность властям КНР проявить ответственность, отказавшись от девальвации курса юаня по отношению к доллару. Переживая новый кризис, источник которого по-прежнему на Западе, Китай вновь показывает, что на него можно положиться. Отказ от девальвации юаня оставляет хоть какой-то шанс экспортерам из других стран Азии, курсы валют которых упали на десятки процентов. Народный банк Китая подписал своп-соглашения с центро-банками Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Индонезии, а также Белоруссии на общую сумму 500 млрд юаней, что позволило снизить давление на финансовые системы этих стран. Китай развивает международную торговлю в юанях, что соответствует интересам всех стран в регионе, особенно соседей КНР.
Во время правления Джорджа Буша США стремились максимально активно вовлекать Китай в деятельность различных региональных институтов для того, чтобы контролировать рост его влияния. Новый госсекретарь США Хилари Клинтон совершила свой первый внешнеполитический визит именно в Азию.
Китай прекрасно осознает, что энергетика -одна из его ахиллесовых пят. Если потребление газа пока еще растет одновременно с добычей, то потребление нефти уже давно ушло в отрыв. А в том, что китайский рынок энергоносителей будет расти и дальше, сомнений почти нет. Ведь если экономический рост Китая составит менее 6-8 % в год, то у него начнутся проблемы социального характера. Энергетическая экспансия Китая будет направлена на Южную Америку и Африку. Естественно, эти шаги встретят и уже встречают
противодействие Запада, в частности США. Внимание Китая к Судану и найденной там нефти вызвало панику у Запада: Европа и США вдруг обнаружили, что в этой стране вырезают людей и нужно срочно вмешаться в конфликт в Дарфуре. Осознавая, что слабым звеном для Китая являются транзитные пути, Запад начал активно бороться с сомалийскими пиратами.
Иран становится ключевой фигурой в мировой геополитике. Поскольку замены углеводородам нет и в течение нескольких десятков лет не будет, Иран становится вполне серьезным игроком. По оценкам компании "British Petroleum", Иран занимает второе место в мире по доказанным нефтяным и газовым запасам [1; 4]. Продолжение же ядерной программы Ирана неизбежно приведет к тому, что он станет наиболее важным игроком на Ближнем Востоке. Вопрос, интересующий всех: кому и какими путями будут транспортироваться иранские углеводороды. У США в Иране есть свой интерес. Сближение с Ираном поможет США оторвать его от Китая и России. Несколько лет назад Иран озвучил идею строительства газопровода в Индию и Китай. После этого в Пакистане - ключевой транзитной стране - начались политические беспорядки, одним из которых стал теракт в Мумбае. Таким образом, США, создавая проблемы на несколько лет вперед, отсекают всех потенциальных инвесторов, выразивших желание инвестировать строительство газопровода через Пакистан в Индию и Китай.
Катар готов поставлять свой сжиженный газ в Европу, что может открыть новую эру в мировой энергетике. Польша уже подписала с Катаром 20-летний контракт на поставку сжиженного природного газа (СПГ), а Хорватия занимается строительством терминала по приему СПГ как раз в том месте, куда первоначально должен был прийти "South Stream" («Южный поток»). На газовом саммите только лишь греческий президент Костас Караманлис положительно отозвался о проекте «Южный поток», который также должен быть реализован. США здесь выступают против газпромовского проекта, называя его слишком дорогим. Стоимость "South Stream" составит 15,3 млрд евро, а Nabucco - 8 млрд евро [18]. В последнее время конкуренция между европейским проектом Nabucco и «Южным потоком» сильно обострилась. Для реализации российского проекта сейчас, бесспорно, сделано больше, но по проекту Nabucco уже приняты политические решения. По «Южному потоку» остаются еще не под-
писанными межправительственные соглашения с Австрией и Венгрией. Российская сторона настаивает, что принципиальная разница проектов в том, что в «Южном потоке» есть газ, предлагая включить его в число приоритетных проектов ЕС. Российский премьер, Владимир Путин, уже договорился о поставке 17,5 млрд куб. м. газа до 2030 г. в Болгарию в рамках строительства проекта «Южный поток» [28; 14]. Венгрия, также участвующая в проекте «Южный поток», начнет строительство собственого участка газопровода и газохранилища на своей территории. Условия строительства газопровода уже согласованы с другим участником проекта - Сербией. Длина участка составит 450 км, а пропускная способность более чем вдвое превысит планируемую «Газпромом» и составит не менее 21,4 млрд куб. м. Ранее именно мощность сербского участка трубы была камнем преткновения на российско-сербских переговорах. В данном случае российская сторона показала себя вменяемым партнером, готовым идти навстречу обоснованным требованиям другой стороны. Увеличение объема поставок газа через Сербию повысит транзитную роль страны, в связи с чем вырастет потенциал для газификации ряда районов Южной и Западной Сербии, равно как и сербской автономии в соседних Боснии и Герцеговине. Итальянская компания "Eni", также участвующая в проекте, расширяет вдвое подводную часть газопровода. "Eni" и «Газпром» объявили также об увеличении мощности газопровода с 31 до 63 млрд куб. м газа в год. Ввод проекта в эксплуатацию возможен в 2014-2015 гг. [18].
Другим приоритетным проектом для России является газопровод "Nord Stream" («Северный поток»), который должен стать принципиально новым маршрутом для экспорта российского газа в Европу. Он будет проложен по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода пропускной способностью 27,5 млрд куб. м. газа в год намечен на 2010 г. Акционерами компании-оператора "Nord-Stream AG" являются российский «Газпром» (51 %), немецкие "Wintershall Holding" и "E.ON Ruhrgas" (по 20 %), а также нидерландская "Gasunie" - 9 %. Партнеры по проекту приступили к переговорам по вхождению в проект французской "Gaz de France" [8]. Для нынешних акционеров проекта появление нового партнера как нельзя кстати. В условиях кризиса сокращение расходов за счет нового акционера не станет лишним. За счет
подключения к Франции "Nord Stream" проект получит еще одного влиятельного участника, который будет способствовать решению экологической проблемы. "Gaz de France" еще в 2006 г. подписала договор с «Газпромом» о поставках газа через газопровод «Северный поток» в объеме 2,5 млрд куб. м. Контракт рассчитан на десять лет. Благодаря вхождению в проект французская компания сможет снизить стоимость газа, так как будет закупать его без посредников.
Отдельное место в российской стратегии диверсификации поставок углеводородов занимают Китай и Япония. В феврале этого года российские компании «Транснефть» и «Роснефть» подписали договор с китайским банком о получении кредита на общую сумму 25 млрд долл. Условия займа неизвестны, но, по неофициальной информации, ставка составляет 5,0-5,5 % годовых. Взамен «Роснефть» должна поставлять Китаю в течение 20 лет по 15 млн т нефти ежегодно по ответвлению от магистрали Восточная Сибирь -Тихий Океан (ВСТО). Протяженность ветки от российской станции в городе Сковородино до китайской границы составит 67 км. Планируемый срок завершения проекта - декабрь 2010 года [15].
Россия готова увеличить участие японских компаний в осуществлении долгосрочных энергетических проектов на Дальнем Востоке. Японские компании смогут принять участие в строительстве завода по СПГ. В Приморском крае планируется строительство завода по производству СПГ и газохимического комплекса. После выхода нефтегазового проекта «Сахалин-2» на полную мощность доля российского СПГ на японском рынке превысит 8 %. Строительство газопровода Сахалин -Хабаровск - Владивосток, к которому компания приступила в этом году, создает благоприятные условия для развития и расширения поставок газа из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), включая Японию, которая является основным потребителем сахалинского СПГ. В эту страну будет поставляться около 65 % всего газа по долгосрочным 25-летним контрактам. Участниками этого проекта, помимо «Газпрома», являются компании "Mitsui" (12,5 %), "Shell" (27,5 %), "Mitsubishi" (10 %) [15]. При этом и Москва и Токио все чаще оставляют за скобками переговоров главное препятствие в развитии отношений между двумя странами-соседями - Курильский вопрос. Несмотря на пока неразрешенный территориальный спор, Россия и Япония наращивают экономи-
ческое сотрудничество, в первую очередь в сфере энергетики.
Учитывая трения России с потребителями и транзитерами газа в Европе, возникшие в последнее время, иметь надежный источник дополнительных поступлений на востоке страны будет кстати. Не станет лишним и участие японцев в строительстве ВСТО, что повысит статус проекта и позволит профинансировать его, не обращаясь к государственным средствам (выделяя кредиты «Транснефти»).
Становится вполне очевидным тот факт, что Россия не будет паровозом, тянущим за собой весь мир. Она в этом кризисе играет второстепенную роль. По мере того, как начнет стабилизироваться ситуация в США и Китае - ключевых экономиках в данном случае, Россия тоже получит надежду на стабилизацию и рост. Стабилизация в нашей стране может быть связана с тем, что закончится кризис доверия на глобальных финансовых рынках. Иностранные инвесторы примутся искать более прибыльные инструменты, чем гособлигации США.
Мировой кризис, по мнению большинства европейских экспертов, продлится в среднем еще два года. Острая часть кризиса закончилась или должна вскоре подойти к концу, а вот выход из него может затянуться. В новой Стратегии национальной безопасности президент Дмитрий Медведев подчеркивает, что страна обладает достаточным потенциалом, чтобы победить зависимость от импорта, «слезть» с «нефтяной иглы» и закрепиться в числе лидеров мировой экономики. Тем не менее, базовым преимуществом России по-прежнему считается наличие сырьевых ресурсов.
Библиографический список
1. Власова, О. Мир после Лондона [Текст] / О. Власова, М. Завадский, А. Кокшаров, С. Сумлен-ный // Эксперт. - № 13. - 2009. - С. 17-20.
2. Завадский, М. Сумо в аквариуме [Текст] / М. Завадский // Эксперт. - № 13. - 2009. - С. 22-24.
3. Быков, П. Дисциплина для гегемона [Текст] / П. Быков // Эксперт. - № 13. - 2009. - С. 30-31.
4. Мирзаян, Г. Стратегия созидающего хаоса [Текст] / Г. Мирзаян // Эксперт. - № 13. - 2009. -С. 32-34.
5. Власова, О. Не сбылось [Текст] / О. Власова // Эксперт. - № 13. - 2009. - С. 36-37.
6. Мирзаян, Г. На всех не хватит [Текст] / Г. Мирзаян // Эксперт. - № 13. - 2009. - С. 38-41.
7. Новикова, Е. Бросок в Европу [Электронный ресурс] / Е. Новикова // Эксперт Online. - Режим доступа: [http:// www.expert.ru/] - 07.05.2009.
8. Шток, А. Французский партнер [Электронный ресурс] / А. Шток // Эксперт Online. - Режим доступа: [http://www.expert.ru/] - 10.04.2009.
9. Бахвалова, М. Учиться на ошибках [Текст] / М. Бахвалова // РБК. - 2009. - № 4. - С. 36-38.
10. Бахвалова, М. Еврориск [Текст] / М. Бахвалова // РБК. - 2009. - № 4. - С. 24-28.
11. Зыгарь, М. Nabucco наполнился американской поддержкой [Текст] / М. Зыгарь // Коммерсант. - 2009.
- 27 апреля. - № 75.
12. Сергеев, О. Энергетики не сдаются [Электронный ресурс] / О. Сергеев // РБК daily. - Режим доступа: [http:// www.rbcdaily.ru/] - 30.04.2009.
13. Старинская, Г. Нефтяной рывок [Электронный ресурс] / Г. Старинская // РБК daily. - Режим доступа: [http://www.rbcdaily.ru/] - 27.03.2009.
14. Поморцев, А. Сербия дала добро [Электронный ресурс] / А. Поморцев, Ю. Назарова // РБК daily.
- Режим доступа: [http://rbcdaily.ru/] - 13.05.2009.
15. Назарова, Ю. Предпочтение Японии [Электронный ресурс] // РБК daily. - Режим доступа: [http://rbcdaily.ru/] - 13.05.2009.
16. Povoledo, Elisabetta. Italy returns 227 migrants to Libya // The New York Times. - May 8, 2009. - P. 4.
17. Cerretelli, Adriana. La Ue stringe su Nabucco // Il Sole 24 Ore. - 8 Maggio 2009. - P. 11.
18. Scott, Antonella. South Stream, Eni chiede di piu // Il Sole 24 Ore. - 8 Maggio 2009. - P. 11.
19. Bufacchi, Isabella. Germania terzo debito del mondo // Il Sole 24 Ore. - 22 Aprile 2009. - P. 3.
20. Magiocco, Mario. "La Cina? Non vuole la leadership" // Il Sole 24 Ore. - 24 Aprile 2009. - P. 16.
21. Livini, Ettore. "Nel 2009 ripresa lentissima ma e ora di tornare a investire" // la Repubblica. - 28 Aprile 2009. - P. 9.
22. Regierung erwartet 2010 wieder Wachstum // Handelsblatt [http://www.handelsblatt.com/]. -29.04.2009.
23. Merkel und Sarkozy bringen G20 auf Linie // Handelsblatt [http://www.handelsblatt.com]. -02.04.2009.
24. Gazprom verliert Millionen wegen politischer Vorgaben // Handelsblatt [http://www.handelsblatt.com]. -20.05.2009.
25. Farrell, Diana; Remes, Jaana. Promoting energy efficiency in the developing world // The McKinsey Quarterly [http://www.mckinsey.com/]. - February 2009.
26. Farrell, Diana; Lund, Susan. The new role of oil wealth in the world economy // The McKinsey Quarterly [http://www.mckinsey.com/]. - № 26. - Winter 2008.
27. The incredible shrinking economy // the Economist. - April 4th 2009. - P. 63-64.
28. Russia and Hungary to set up joint venture for South Stream project // Alexander's Gas and Oil Connections. - April 23 2009.
29. Парамонов, В. Российские нефтегазовые проекты и инвестиции в Центральной Азии [Текст] / В. Парамонов, А. Строков // Defence Academy of the United Kingdom. - Май 2008 г.