Научная статья на тему 'Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на работу морского транспорта России'

Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на работу морского транспорта России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЦИКЛИЧНОСТЬ / МИРОВАЯ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПОРТ / РАЗВИТИЕ / ANTI-CRISIS` POLICY / FINANCIAL AND ECONOMICAL CRISIS / CYCLING / WORLD / RUSSIAN ECONOMICS / TRANSPORT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панамарева О. Н.

В статье исследуется сущность современного финансово-экономического кризиса. Приводятся его аналогии. Анализируются причины возникновения современного кризиса. Уточняются особенности кризисного состояния мировой и российской экономики. Показывается цикличность развития экономики. Доказывается неэффективность антикризисной политики России. Выделяются и предлагаются базовые направления развития экономики РФ в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of the modern world financial and economical crisis is investigated in this article. The analogies of crisis are given here. The reasons of modern crisis' arising are analyzed. The peculiarities of crisis situation of the world and Russian economics are specified. The cycling of economical development is demonstrated. The effectiveness of anti-crisis` Russian policy is proved. The basic directions of Russian economical development are detached in crisis` conditions.

Текст научной работы на тему «Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на работу морского транспорта России»

¡Выпуск 4

3. http://www.cacsaflexitanks.com/ru/contacto.html

4. http://www.interbulkgroup.com/about_us/about_us.html

5. http://www.braidco.com/index.php

6. http://www.bullocks.net.au/horizontal_menu/contact.cms;jsessionid=975066B5AFE1844C9907CC 07EC34F909.tomcat1

7. http://www.globalflexis.com/flexitanks.html

8. http://www.axs-alphaliner.com

9. http://www2.jfhillebrand.com/SCMServices/tabid/57/Default.aspx

10. http://eptpac.ru/environment/growth.html

11. http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=516

12. http://www.informarket.ru/index.php?id_o=1485

13. http://tcj.ru

14. http://www.ruseconomy.ru/nomer22_200611/ec25.html

15. http://www.raexpert.ru/researches/chemistry/chemicals/part_7

16. http://www.minprom.gov.ru/activity/chem

17. http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Economics/index.htm

18. http://www.flexitank.ru/main.htm

МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТУ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ THE WORLD FINANCIAL AND ECONOMICAL CRISIS AND IT’S INFLUENCE ON FUNCTIONING OF RUSSIAN TRANSPORT

В статье исследуется сущность современного финансово-экономического кризиса. Приводятся его аналогии. Анализируются причины возникновения современного кризиса. Уточняются особенности кризисного состояния мировой и российской экономики. Показывается цикличность развития экономики. Доказывается неэффективность антикризисной политики России. Выделяются и предлагаются базовые направления развития экономики РФ в условиях кризиса.

Essence of the modern world financial and economical crisis is investigated in this article. The analogies of crisis are given here. The reasons of modern crisis’ arising are analyzed. The peculiarities of crisis situation of the world and Russian economics are specified. The cycling of economical development is demonstrated. The effectiveness of anti-crisis' Russian policy is proved. The basic directions of Russian economical development are detached in crisis' conditions.

Ключевые слова: финансово-экономический кризис, цикличность, мировая, российская экономика, антикризисная политика, транспорт, развитие.

Key words: financial and economical crisis, cycling, world, Russian economics, anti-crisis' policy, transport, development.

О. Н. Панамарева,

канд. экон. наук, МГА им. адмирала Ф. Ф. Ушакова

А СОВРЕМЕННОМ этапе разви- совый и экономический кризис», «кризисное

тия мировой экономики стало при- положение», «кризисная ситуация», «эскала-

вычным повсеместное применение ция», «стагнация», «рецессия», «финансовый

такой терминологии, как «кризис», «финан- коллапс» и др.

В целом до сих пор еще нет унифицированного представления о так называемом «дне» мирового кризиса и его влиянии на развитие социально-экономической системы России. На протяжении многих лет в РФ само это понятие — «кризис» — имело больше идеологический, нежели практический характер, поэтому при разработке экономической политики развития производства нашей страны его влияние не учитывалось изначально.

Кризис (от греч. krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояния страны, выражающееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся экономико-производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, что в конечном счете приводит к снижению жизненного уровня и благосостояния населения. Другое понимание этого термина сводится к такой формулировке, как кризис — «выход, решение конфликта» или «решающая фаза развития болезни». В последнем случае речь заходит о crisis тогда, когда усиливается интенсивность болезни либо происходит переход в иную болезнь или заканчивается летальным исходом [1].

Более частое применение понятия «кризис» прослеживается в XVII-XVIII вв., в основном это связано с так называемыми военными и политическими кризисами. А вот «классическое» экономическое понятие кризиса в XIX в. трансформировалось в такое более широкое понятие, как «экономический кризис», означающее не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, последствиями.

Как известно, и экономика, и природа функционируют циклично, при этом процесс их развития порождает кризисные ситуации. Так, М. И. Турган-Барановский в своей работе «Основы политической экономии» отмечает, что «самой загадочной и поражающей вооб-

Рис. 1. Состояния кризиса

ражение особенностью капиталистического развития является свойственная ему цикличность. Рост капиталистического производства идет не по прямой, а волнообразно. Последовательные подъемы и падения этих волн совершаются с такой правильностью, что напоминают явления скорее природного, а не социального характера» [2].

В принципе кризис объективно характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления каким-либо объектом, особенно сложной системой. Исходя из этого, выделяют ряд состояний кризиса (рис. 1).

Учитывая вышесказанное, отметим, что классический цикл общественного воспроизводства включает четыре основные фазы (рис. 2).

Классическое понимание экономического кризиса связано с кризисом воспроизводства и распределения благ, кризисом основных институтов и финансовых каналов, «неоконсервативной» экономической политики, нацеленной на увеличение концентрации богатства у богатых за счет бедных. Данная концепция экономической политики была приоритетной на протяжении 1980-1990-х гг. и сохранила свое значение также и в начале XXI в.

Аналогиями сегодняшнего кризиса являются следующие этапы развития мировой экономики:

— кризис 1797 г. — период Французской революции и глобализационных процессов;

Выпуск 4

¡Выпуск 4

— Великая депрессия 1894-1896 гг. — развал оборота и «проклятье золота».

И тот и другой кризис имеют типичные характерные черты: аналогичные причины и экономико-технологические последствия.

Так, в первом случае развитие кризиса связывают с банкротством Франции в результате значительных затрат на военные цели, повлекшие самоналогообложение, вернее сказать, саморазорение, хлебные бунты, дефолт, финансовый коллапс и практическую остановку обращения. Лишь выпуск золотого наполеондора и привлечение откупщиков в рамках четких целевых проектов позволили вернуть финансовую стабильность, что повлекло за собой финансирование военной экспансии [3].

А во втором случае Великой депрессии 1894 г. предшествовал ипотечный бум, дли-

тельность которого составила 25 лет, неконтролируемый рост монетизации, рейдерские налеты на страновые валюты, раздутие объемов денежной массы за счет притока «горячих денег». Все это привело к таким последствиям, как:

1) дестабилизация обращения;

2) обвал пирамиды, построенной на секьюритизации ценных бумаг и развитии ипотеки;

3) финансовый крах и массовые банкротства банков в США и в мире;

4) отмена биметаллизма и присоединение к пулу стран золотого стандарта;

5) экономический и социальный крах, выраженный в разорении населения, потере собственности, невозможности расплачиваться по ипотекам «дорогим» золотом, взамен

I фаза

«КРИЗИС

(СПАД)»

П фаза

«ДЕПРЕССИЯ

(СТАГНАЦИЯ)»

Ш фаза «ОЖИВЛЕНИЕ (ВОССТАНОВИ ЕНИЕ)»

IV фаза «ПОДЪЕМ (БУМ)»

Сокращение объема производства и деловой активности

Падение цен

Затоваривание

Рост безработицы

Резкое увеличение количества банкротств предприятий

Приспособление производственно-хозяйственной жизни к новым условиям функционирования экономики

Обретение нового равновесия

Осуществление капиталовложений

Рост цен, производства, занятости, процентных ставок

Возникновение новых товаров, услуг и предприятий

Стремительный рост капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг

Ускорение экономического развития

Аргументы оптимистично настроенных аналитиков

Высокие цены на нефть и значительные ее отечественные запасы

Заявления инвестиционных аналитиков о наступлении устойчивой фазы роста на мировых фондовых и товарных рынках

РФ входит в сотню кризисоустойчивых государств мира

«дешевого» серебра, на которое приобреталось имущество.

Эти особенности и определяли развернувшийся кризис. Однако следует отметить, что и в этом случае кризис дал толчок для стремительного инновационного развития США. Как подчеркнуто в работе [3] «под колоссальным дефляционным давлением шел технологический перелом начала века».

Новый технологический стиль, получивший тогда распространение, получил название «фордизм» и привел страну к колоссальному экономическому подъему, возведя ее на позиции мирового политического лидера. Таким образом, технологический перелом произошел за счет роста нового технологического уклада в условиях формирования нового механизма аккумуляции развития регуляционного климата.

Таким образом, само проявление кризиса в обоих случаях выражалось в резкой утрате ликвидных средств, финансовом коллапсе и параличе банковской системы с вытекающим параличом производства и ростом безработицы. Разрешение указанных кризисов осуществлялось посредством наращивания военных расходов, милитаризации экономики и эскалации конфликтов в мире.

Анализируя причины, условия и последствия кризисов прошлых эпох, ученые и практики пытаются определить основы современного мирового кризиса, а также его последствия для государств и мировой экономики в целом. Однако, к сожалению, бизнес-круги, денежные власти и правительство продолжают совершать ошибки в формировании антикризисных мер, не желая прислушиваться к мнению и обоснованным предложениям научного сообщества. Таким образом, сегодня важным вопросом стало решение проблемы первопричины возникновения кризиса как та-

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ экономики

I

/ / /

СТАБИЛИЗАЦИЯ УГЛУБЛЯЮЩАЯСЯ ДЕПРЕС СИЯ

/ /

/ / /

Аргументы пессимистично

настроенных аналитиков

/ /

Реальный сектор и банковская система понесли из-за кризиса сильный урон

РФ — одна из лидеров по падению уровня ВВП

Допустимый уровень инфляции в РФ должен составлять не 13 %> а 8-9 % [5]

Рис. 3. Факторы, оказавшие влияние на формирование оптимистичной и пессимистичной точек зрения на состояние современной российской экономики

кового (неоднократно говорится о присущих ему особенностях и о его сложности), а также поиска путей выхода из сложившейся ситуации. Особенно это актуально для России: ряд аналитиков, настроенных оптимистично, считают, что экономика РФ сегодня находится в стадии стабилизации; другие же не предвещают ничего положительного в течение ближайших десяти лет [4]. На рис. 3 представлены факторы, которые позволяют им делать подобные выводы.

Что касается стабилизации экономики РФ, то это вызывает много сомнений. Согласно прогнозу развития ситуации процент падения экономики России в 2009 г. составит от -6,0 до -7,4 % [5], ВВП — по состоянию на конец января 2009 г. уже сократился по сравнению с таким же периодом прошлого года на 8,8 % (в то время как в США — только на 2,6 %), а промышленное производство — на 13 % (в США — 10,8 %) [7]. Если брать во внимание рейтинговую оценку стран, проведенную швейцарской Международной школой бизнеса (1МБ), то здесь положение РФ также не добавляет оптимизма. Данную оценку бизнес-школа проводила на основе таких 20 индикаторов, наиболее точно описывающих способность стран справиться с кризи-

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Страны

Рис. 4. Рейтинг кризисоустойчивых стран и России. Источник: рейтинг 1МБ, 2008 г.

сом, как: темпы роста ВВП, уровень деловой этики, уровень развития правовой системы, социальная сплоченность, уровень риска политической нестабильности, бюрократия и способность властей быстро принимать ключевые решения. Все критерии были разделены на четыре основные группы, в том числе экономические перспективы, а также способность правительства, бизнеса и общества противостоять кризису. По каждой из групп был составлен отдельный рейтинг, на основе которого и определялось место страны в основном рейтинге.

Позиция нашей страны в рейтинге стран, устойчивых к глобальному кризису, такова — здесь Россия набрала лишь 7,13 бал-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темпы роста (падения),%

□«#

РЙ

ч

оо г~ 40 «о

§ § § 1

р ц & О

СО & к о т

о

Он

Рис. 5. Темпы роста (падения) экономик стран в 2008 г. (построен автором на базе источника [5])

ла из возможных 100 (рис. 4), заняв в списке 51-е место из 57. Хуже РФ продемонстриро-

вали результат только Венгрия, Хорватия, Румыния, Украина, Аргентина и Венесуэла. Согласно оценке 1МБ, Россия оказалась среди худших, потому что у нее не было достаточно времени для экономического роста, благодаря которому можно было бы укрепить структуру экономики, а также создать необходимый запас прочности, чтобы справиться со столь масштабным кризисом.

В рейтинге экономических перспектив России досталось 55- е место (хуже ситуация только у ЮАР и Украины). По потенциальному воздействию кризиса на общественные институты Россия оказалась на 44-м месте, а в рейтингах способности государства и бизнеса противостоять кризису 1МБ поставила Россию на 49-е и 54-е места соответственно. Одновременно с рейтингом устойчивости к глобальному кризису, швейцарская Международная школа бизнеса составила и традиционный для нее список самых конкурентоспособных экономик мира, публикуемый ею с 1989 г.

Для этого рейтинга конкурентоспособность оп-

ределялась по 329 критериям, две трети из них представляют собой макроэкономическую информацию, а треть — данные опроса 3960 топ-менеджеров ведущих компаний. В этом рейтинге ре-зультатРоссиистал также неутеши-

тельным — 49-е место. Проводя

Страны

О

о.

и

оценку ситуации в мировой экономике исследователи 1МБ не стали претендовать на объективность подготовленного списка, так как расчет позиций стран осуществлялся на базе статистических данных 2008 г., в начале которого в большинстве стран еще наблюдался

экономический рост при незначительном влиянии глобального кризиса, и к тому же они вступали в кризис в разное время. При этом прогнозы Минэкономразвития также не утешительны. Из рис. 5 видно, что Россия и по прогнозам темпов роста (падения) экономик

Эмиссия дешевых кредитов ЦБ РФ в пользу коммерческих банков

Секвестр федерального и региональных бюджетов

Их конвертация в доллары и евро / Порочный \ Ожидание дальнейшей девальвации

А

Девальвация рубля | «РУГ 1 1 1 1 Спад производства

V V у А

Сокращение валютных резервов V / Снижение денежной массы

Сокращение конечного спроса / Порочный \ Сокращение спроса

А

Дальнейший спад производства ( т ) Снижение реальных доходов

V J А

Нарастание неплатежей 4 У Рост инфляции

а

Выпуск 4

¡Выпуск 4

стран занимает опять не лучшую позицию — 4-е место, если темп падения составит 6,0 % (наилучший вариант), и шестое — при 7,4 %.

Итак, что же стало первопричиной столь плачевных результатов? Большинство научных деятелей склоняются к такой точке зрения — изначально стал развиваться мировой финансовый кризис, что объективно повлекло возникновение экономического кризиса — обвал мировой банковской системы в

2007 г. привел к катастрофическим последствиям в экономиках многих государств, в том числе и России. Действительные причины куда глубже. Автор данной статьи полностью солидарен с мнением С. Ю. Глазьева о первопричинах современного кризиса [6]. На рис. 6 показаны так называемые «порочные круги» как источники современного мирового финансово-экономического кризиса.

Если обратимся к истории развития мировой экономики, то заметим, что углубляющийся кризис — это проявление закономерного замещения технологических укладов, имеющего выражение в циклах экономичес-

кого роста Кондратьева (в длинных волнах). В чистом виде развитие мировой экономики нельзя охарактеризовать с помощью конра-тьевской математической модели, так как наблюдается наслоение таких специфических процессов, как формирование финансовых пирамид долговых обязательств эмитента мировой валюты и финансовых деривативов (в том числе нефтяных контрактов). Следовательно, сегодняшний кризис нельзя назвать нетипичным, необходимо учитывать его особенности.

Выделяют две основные особенности современного финансово-экономического кризиса — его предсказуемость и военно-политическая его составляющая. Касательно первой сказать, что кризис стал неожиданностью, нельзя. О наступлении мирового кризиса в финансовой и экономической сфере говорили уже давно. И все же, как показала практика, большинство стран оказались так и не готовы к его наступлению и тем более развитию и углублению. Ряд заготовленных правительствами государств мер и средств преодоления

Рис. 7. Состав обобщенных первопричин возникновения современного мирового финансово-экономического кризиса

кризиса оказался недостаточным для противодействия ему. Это в первую очередь связано с тем, что необходимо «лечить» первопричину кризиса, а не устранять его «симптомы». При этом первопричина современного финансовоэкономического кризиса известна—это отрыв финансового сектора от производственного сектора, возникшая необеспеченность денег реальными активами, имеющими подлинную стоимость, отсутствие унифицированного стандарта в валютно-кредитных отношениях, ограниченность энергетических и сырьевых ресурсов государств (рис. 7).

Что касается второй особенности современного кризиса, то именно энергосырьевые ресурсы ограничены и сильно влияют на изменение мировых цен, а контроль над ними — стратегическая задача кризисоустойчивых государств и условие поддержания высокого уровня жизни. Однако эффективный контроль без военной составляющей достаточно затруднен. Что мы можем наблюдать на примере конфликтных взаимоотношений США и Ирака. Таким образом, как подчеркивает автор работы [7], с одной стороны, военные и геостратегические задачи напрямую связаны с потребностью обеспечения высокого уровня жизни и богатства, а с другой — в определенной степени задаются этим уровнем. Примером же разительного влияния резких колебаний цен на нефть, вызвавших крах экономик ряда государств, является изначально феерический взлет цен до 150 долл. США и стремительное падение их до 35-50 долл. США. При этом предпосылки такого краха появились в результате прокола «интернет-пузыря» 1999-2002 гг., последующей массивной секьюритизации неликвидных и малоликвидных активов, а также возрастания массы дешевых долларов за счет сверхлевериджа. Это стало причиной замедления роста мировой экономики и значительного снижения мировой торговли.

Обобщив вышесказанное, отметим, что отрыв «финансовой» стоимости от реальной стоимости производства и фондовой базы экономики, развертывание инфляции цен на энергетические и другие ресурсы, борьба ряда государств за военно-стратегическую монополию — это основные факторы, опреде-

ляющие сущность современной архитектуры мировой финансовой системы, где в высокой степени спекулятивный характер фондового рынка предопределил построение его по принципу большой финансовой «пирамиды».

А феерический рост и резкое падение цен на энергоносители — характерный признак структурного кризиса, который опосредует замещение технологических укладов. Таких укладов история насчитывает пять, и сегодня мы являемся свидетелями «свержения» пятого уклада шестым, которое сопровождается так называемым «штормом нововведений». Реализация последнего не возможна без грамотной стратегии каждой из стран.

К сожалению, антикризисная политика России оставляет желать лучшего: ее основные результаты — промахи — представлены на рис. 8.

Все представленные на рис. 8 «промахи» антикризисной политики РФ вылились в глубокий спад ВВП страны в 2008 г. — почти на 10 % (в то время как в других странах его снижение составило следующие значения: в США — 2,6 %, в Германии — 6,9 %, в Италии — 5,9 %, в Великобритании — 4,1 %, во Франции — 3,2 %, в Канаде — 2,3 %) [5]. Наилучше подготовленными оказались антикризисные меры Китая и Индии, сохранившие высокие темпы экономического роста, 6,1 % в

2008 г. (прогноз на 2009 г. — 7,2 %) и 5,8 %. (прогноз на 2009 г. — 5,1 %). Итак, основные ошибки отечественной антикризисной политики это:

1) рассмотрение кризиса с точки зрения его финансовой составляющей и краткосрочности;

2) ошибочность в выборе объекта применения мер антикризисной политики — финансового рынка и банковской системы;

3) применение административных, а не рыночных механизмов управления сложившейся ситуацией;

4) не учет прогнозов отечественных и иностранных ученых-экономистов, которые еще десять лет назад предсказывали наступление кризиса в той форме, в которой мы сейчас его видим, указывали на объективные реальные первопричины, предлагали пути выхода из грядущего тогда кризиса.

Выпуск4

¡Выпуск 4

Потеря 200 млрл долл. США валютных резервов, в том числе примерно 100 млрл долл. США — экспортированный за рубеж капитал

Резкое снижение инвестиций в развитие производства (более 15% в 2008 г. по сравнению с 2007 г.)*:

— уменьшение прямых инвестиций в виде кредитов от зарубежных совладельцев организаций— =18 %;

— уменьшение прочих инвестиций в виде прочих кредитов — =22 %;

— уменьшение портфельных инвестиций всего— =65 %;

— уменьшение портфельных инвестиций в акции и пан — =72 %.

В январе-мае 2009 г. его значение— 15,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Замедление притока (в 2008 г. на 14,2 % чем в 2007 г.) и ускорение оггока (в 2008 г. на 16,3 % чем в 2007 г.) иностранного капитала из экономики РФ

Сокращение денежной массы и удорожание кредита для конечных заемщиков

Разорение сотен тысяч граждан, взявших потребительские кредиты в иностранной валюте

Значительное падение промышленного производства — более чем на 10 %, в том числе обвальный спад машиностроения

Девальвация рубля на 40 % [6| (по иным источникам [5] — 18 % за 2008-2009 гг., против 95 % 1998 г.) и утрата доверия к валюте РФ, сопровождающееся возвращением к долларизации экономики

Рост инфляции до 18 % в среднем в расчете на год (вместо обещанны х 13 % и допустимых 8-9 %)

Увеличение безработицы па 1 млн человек, не считая скрытой (4 млн человек)

Обогащение более чем на 1,5 трлн руб. небольшой группы банкиров, получившим досту п к беззалоговым кредитам и использовавших их на спекуляции против рубля

Рис. 8. Основные негативные последствия антикризисной политики РФ по состоянию на конец 2008 г. (создан автором на базе анализа материала источников [5; 6; 8]

□2*

Если реальные меры на будут предприняты, то мировую экономику и экономику РФ ожидают неблагоприятные последствия, выражающиеся в длительной депрессии. Но, как известно, любой кризис рано или поздно трансформируется в экономический подъем. Однако чтобы начался подъем, необходимо

достаточное количество свободных капиталов, которые способны привести в движение промышленность, прежде всего, в основных отраслях, производящих средства производства [2]. В целом уже намечены ключе -вые направления развития экономики РФ (рис. 9).

/ /

БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

1

Биотехнологии, базирующиеся на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии

Системы искусственного интеллекта

Гибкая автоматизация производственных процессов

Космические технологии

Атомная промышленность

Глобальные информационные сети

Глобальные интегрированные высоко скоростные транспортные системы

Рис. 9. Необходимые направления развития экономики РФ, способствующие выходу из кризиса

Как мы можем заметить, транспортная система РФ, интегрированная с глобальной транспортной системой, — один из элементов успешного выхода России из кризиса. При этом неоднократно указывается на ведущую роль в развитии внешнеэкономических отношений такой составляющей экономики, как морской транспорт [5; 9]. Морской транспорт, которым перевозится подавляющее большинство грузов мировой торговли, не избежал воздействия разносторонних кризисных факторов. Последствия очевидны: морские порты снижают грузообороты, а флот эксплуатируется с не-дозагрузкой, либо становится в отстой, либо списывается. Уменьшились портфели заказов верфей на строительство новых судов.

В 2009 г. прогнозируется продолжение снижения объемов перевозок на основных мировых торговых маршрутах (например: Азия — Европа — на 9-12 %, Азия — США — на 7 %). К сожалению, прогнозы подтвердились, и в январе 2009 г. было зафиксировано существенное снижение экспорта крупнейшими экспортерами АТР — Южной Кореей, Японией, Тайванем, Китаем и

США. По сравнению со среднегодовым уровнем 2008 г. снижение экспортных объемов по этим странам составило от 18 до 42 %.

Вследствие мирового кризиса снизились объемы переработки экспортных грузов в российских портах, импорт тоже сократился. Всего в России по состоянию на начало 2009 г. насчитывалось 62 морских порта, 34 из них обслуживают внешнеторговые перевозки, 28 — каботажные и завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. В целом российский портовый бизнес лишь в четвертом квартале 2008 г. ощутил на себе падение внешнеторговых перевозок. Поэтому по итогам года показал незначительный, но все же рост, хотя каждому морскому порту в связи сокращением отдельных грузопотоков пришлось оперативно перестраивать свою работу. Если в 2007 г. грузооборот портов России вырос по сравнению с 2006 г., то в

2008 г. рост составил только 1,1 %. Прогноз на

2009 г. — падение от 15-20 % до 30-40 % — не утешительные результаты.

Опасности текущего момента для морской отрасли, в частности для каждого отде-

Выпуск 4

¡Выпуск 4

льно взятого морского порта, разнообразны:

— во-первых — это недостаток ресурсов (времени, финансов, полномочий на местах) для противодействия кризису;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— во-вторых — сопутствующие риски на этапах выработки и применения антикризисных мер;

— в-третьих — специфичность конкретных портов, обусловленная отличиями обслуживаемой грузовой базы по номенклатуре, географии перевозок, следовательно, по роли порта в экономике страны;

— в-четвертых, учитывая, что взаимозависимость экономик различных территорий, грузов и портов — разная, то унифициро-

ванный подход при выработке антикризисных мер может привести не только к риску возникновения разной концентрации преференций в портах, но и к совершенно непредсказуемым последствиям их принятия для тех или иных регионов (если роль российских портов, их влияние на экономику окружающих территорий различается, то, естественно, при общем падении экономики будут отличаться и социально-экономические последствия, казалось бы, одинакового в процентном выражении падения грузооборота).

В то же время сегодня для российских судовладельцев появилась реальная возможность пополнения активов за счет приобретения на вторичном рынке современных судов, возрастом до 5 лет, по доступным ценам, и выхода на лидирующие позиции в сфере морских перевозок. Накопленный капитал позволяет это сделать.

Кроме того, пессимистичный прогноз по ценам на нефть оправдался лишь отчасти. Снова появились сообщения о «высокой нефти», которая позволит улучшить свои позиции не только сырьевому сегменту РФ, но и металлургам, энергетикам и транспортникам России. Для них ее положительное влияние связано с тем, что нефтегазовые компании потребляют 30 % производимой в стране электроэнергии, 20 % потребляемой стали в стране идет на строительство трубопроводов, и наконец — 20 % транспортных перевозок приходится на нефть и газ. Оптимизма добавляют прогнозные значения цен на нефть: либо цены останутся на достигнутом уровне — 70 долл. США за баррель; либо поднимутся

до отметки 85-95 долл. США за баррель; либо к концу 2009 г. — 100 долл. США за баррель. Оптимальной — «справедливой» — ценой ОПЕК считает 75-80 долл. США за баррель.

В целом для экономики РФ, завязанной на «дорогую нефть», это было бы основным фактором безболезненного выхода из кризиса — с наименьшими потерями. Так, по оценке Экономической экспертной группы при Минфине РФ, при цене нефти 50 долл. США за баррель средств Резервного фонда хватит до конца

2010 г., следовательно, при цене, лоббируемой ОПЕК, появится возможность не расходования, а накопления указанного фонда [5]. Однако рассчитывать только в нефть нельзя.

Обобщая вышесказанное, выделим основные направления правильной политики РФ, которые реально способны вывести страну на совершенно новый производственноэкономический уровень (рис. 10).

Итак, сегодня мировая экономика и экономика России находятся на этапе стремительного роста разработки и внедрения совершенно иных технологий производства, ориентированных на использование резко подешевевших ресурсов, и создания на их основе кардинально новых продуктов, что в итоге, как и при смене предыдущих технологических укладов, приведет к построению инфраструктуры нового уровня — формированию и развитию нового технологического уклада. В итоге можно сказать, что мировая экономика действительно находится на рубеже эпох, а какую нишу займет экономика России, будет всецело зависеть от грамотных оперативно-стратегических мер правительства государства.

Список литературы

1. http: // www.wikipedia.org.ru

2. Рогачевская М. А. Российские ученые об экономических кризисах // ЭКО. — 2009. — № 8.

3. Бадалян Л. Г., Кривротов В. Ф. Экономическая суть разворачивающегося кризиса // ЭНСР. — 2009. — № 2 (45).

4. Греков И. Е. Об оптимальном уровне инфляции // ЭКО. — 2009. — № 8.

5. ПивовароваМ. ВВП неудержимый, падающий // Морские порты. — 2009. — № 6 (77).

6. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М., 1993.

7. Юсим В. Первопричина мировых кризисов // Вопросы экономики. — 2009. — № 4.

8. Казанцев С. В. 2008: иностранные инвестиции в экономике России // ЭКО. — 2009. — № 8.

Выпуск 4

Выпуск 4

9. Панамарева О. Н. Экономико-правовые аспекты интеграции транспортной системы России в мировое информационно-коммуникационное пространство // Сб. науч. тр. / РИО НГМА. — Новороссийск, 2005. — Вып. 10.

10. Панамарева О. Н. Инвестиционные аспекты российского судостроения // Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России: материалы VII региональной научно-технической конференции ППС, ученых и аспирантов. — М., 2008.

PRINCIPLES AND REALITY OF THE BUSINESS ADDED VALUE TAXATION

В статье предлагается подход к снижению налоговой нагрузки на предприятия и соблюдению принципа одноразового налогообложения объекта путем изменения методики определения налоговой базы для расчета налога на добавленную стоимость.

The article suggests the approach to reducing the tax loadfor business and to observance the principle of the single-attempt taxation by changing the method of defining the tax basis for the value added tax.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, добавленная стоимость, стоимость продукции, налоговая

база.

Key words: tax load, value added, production value, tax base.

Л. П. Суворова,

канд. экон. наук, проф., СПГУВК;

Е. П. Копцева,

доц., СПГУВК

ПРИНЦИПЫ И РЕАЛИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

СОВРЕМЕННОМ обществе налоги — основная статья формирования доходов государства (фискаль-

Во-первых, установление уровня налоговой ставки с учетом возможностей налогоплательщика, то есть с учетом уровня его доходов (принцип равнонапряженности). Во-вторых, необходимость соблюдения условий однократного налогообложения доходов. Многократное налогообложение дохода или капитала недопустимо (примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, при котором созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога)).

ная функция налогов). Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса (регулирующая функция налогов). Также налоговая система используется для контроля государством уровней доходов и расходов населения, для количественного сопоставления налоговых поступлений с потребностями расходной части бюджета.

кодексе РФ (части I и II) продекларированы принципы налогового законодательства, важнейшими из которых можно считать два.

В принятом в 2001-2002 гг. Налоговом

Налог на добавленную стоимость по механизму его расчета, взимания оплаты и контроля исполнения — один из самых удобных налогов для бюджета. Определяется база

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.