Научная статья на тему 'Мировая юстиция: путь к доверию'

Мировая юстиция: путь к доверию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
694
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРАВОСУДИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДА / INSTITUTE OF MAGISTRATES / JUDICIAL SYSTEM / PUBLIC CONFIDENCE / JUSTICE IMPROVEMENT OF QUALITY / PUBLIC OPINION / INDEPENDENCE OF COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дятчина Елена Владимировна

В статье акцентировано внимание на необходимость повышения доверия граждан к самому многочисленному звену судебной системы институту мировых судей. Несмотря на то, что для достижения целей повышения доверия проделана значительная работа, в настоящее время имеется ряд негативных моментов, разрешение которых окажет позитивное влияние на формирование общественного мнения о деятельности мировой юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article emphasized the need to enhance public trust in the most numerous link judiciary the institution of justices of the peace. In spite of the fact that for achievement of the objectives of increase of trust considerable work is done, now there is a number of the negative moments which permission will have positive impact on formation of public opinion about the activities of justice of peace

Текст научной работы на тему «Мировая юстиция: путь к доверию»

148

Юридическая наука. 2015. № 4

МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ: ПУТЬ К ДОВЕРИЮ

ДЯТЧИНА Елена Владимировна

Аннотация. В статье акцентировано внимание на необходимость повышения доверия граждан к самому многочисленному звену судебной системы - институту мировых судей. Несмотря на то, что для достижения целей повышения доверия проделана значительная работа, в настоящее время имеется ряд негативных моментов, разрешение которых окажет позитивное влияние на формирование общественного мнения о деятельности мировой юстиции.

Annotation. The article emphasized the need to enhance public trust in the most numerous link_ judiciary - the institution of justices of the peace. In spite of the fact that for achievement of the objectives of increase of trust considerable work is done, now there is a number of the negative moments which permission will have positive impact on formation ofpublic opinion about the activities ofjustice ofpeace.

Ключевые слова: институт мировых судей, судебная система, доверие населения, повышение качества правосудия, общественное мнение, независимость суда.

Keywords: institute of magistrates, judicial system, public confidence, justice improvement of quality, public opinion, independence of court.

Становление мировой юстиции в современной России - необходимый и важный шаг на пути формирования правового государства. Российское общество всегда настороженно и с недоверием относилось к судебной власти. В целях повышения доверия граждан к суду уже в 1991 году Концепцией судебной реформы РСФСР предусматривалось создание близких к населению мировых судов с целью защиты, неуклонного соблюдения основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве, обеспечения достоверности и повышения доступности информации о судебно-правовой статистике и деятельности судебных органов, разрешения по просьбе «мира» мелких конфликтов путем склонения сторон к соглашению1.

Возрождение в 1998 году мировой юстиции1 2 было призвано облегчить реальный доступ граждан к правосудию, чем добиться уважения общества к судебной системе и изменить правосознание населения в регионах России. Институт мировых судей в России со времен судебной реформы 1864 года3 и по на-

1 См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

2 См.: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

3 См.: Павлова Л.А. Из числа честных особ. Екатеринбург. Банк культурной информации, 2009 // Мировой судья. 2011. № 6. С. 25.

стоящее время настроен на создание предпосылок к дальнейшей демократизации и упрощению судопроизводства. В современном обществе имеются разные подходы к оценке судебной деятельности со стороны населения, а мнения относительно независимости и способности мировых судей вершить скорое и справедливое правосудие наличествуют порой в диаметрально противоположном выражении. Представляется справедливым не возводить ни одно из них в абсолют. Однако для целей исследования вопросов доверия граждан мировым судьям как самого многочисленного и приближенного к населению звена судебной системы представляется необходимым акцентировать внимание и проанализировать уже имеющиеся различные мнения по данному вопросу.

Нельзя не согласиться с И.А. Алешковой и И.А. Дудко в том, что общественное мнение о деятельности органов судебной системы формируется двумя способами: централизованным (например, воздействие государства, средств массовой информации) и децентрализованным (например, влияние социального опыта и слухов)4. Для формирования общественного мнения, положительный вес которого и определил бы величину доверия граждан к институту мировых судей, представляется

4 Алешкова И.А., Дудко И.А. Судебная деятельность и общественное мнение // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 8. С. 20.

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность 149

необходимым использование рычагов воздействия двух указанных способов. В.С. Шепель выделяет факторы, оказывающие влияние на формирование общественного мнения относительно степени доверия (недоверия) граждан к правосудию в целом, к которым ученый относит качество законодательства, качество судейского корпуса, а также степень доступности и открытости правосудия и реакцию средств массовой информации на работу судов5.

Важным выражением оценки института мировых судей общественным мнением являются конкретные примеры. Так, согласно опросу, проведенному Управлением судебного департамента в Республике Мордовия, мировому судье своего судебного участка доверяют 82 % граждан, находят организацию деятельности мировых судей удовлетворительной 85,4 % граждан6. Сайт Управления по обеспечению мировых судей г. Москвы содержит сведения об общественном мнении населения о работе судебных участков мировых судей, где отражены благодарности граждан конкретным мировым судьям7. Однако имеются и иные сведения относительно уровня удовлетворения граждан работой судов Российской Федерации.

Социологические опросы, проводимые в нашей стране, подтверждают «постепенное снижение доверия россиян к судам»8. По данным Счетной палаты РФ, доверие граждан к судебной системе в период с 2007 по 2013 год снизилось на 19,2 % (с 50 до 30,8 %)9. Эта проблема стала актуальной для политических и общественных деятелей в Российской Федерации и за ее пределами, представителей су-

5 Шепель В.С. Доверие к правосудию : сб. материалов междунар. науч.-практ. семинара в рамках сотрудничества с органами судебной власти Российской Федерации и Швеции, 15-16 сентября 2014 г., г. Вологда) / Вологодский областной суд ; Сев.-Зап. ин-т (филиал) Ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Вологда : ИП Валеева И.Н., 2014. С. 4-5.

6 Результаты опроса граждан на тему «Доверие мировой юстиции». Новость от 28.02.2012. // Официальный сайт Управления судебного департамента в Республике Мордовия. URL : http://usd.mor.sudrf.m/modules.php?did=148&name=press_dep&op =1

7 См.: Официальный сайт Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы. URL : http://ums.mos.ru/public-opinion-on-the-work-of-the-judicial-sites-of-world-judges-proposals-of-citizens/index.php

8 См.: Савкина М.А. Доверие граждан к правосудию: состояние и перспективы // Вестник Нижегор. ун-та имени Н.И. Лобачевского. 2013. № 6 (1). С. 317.

9 См. : Кудрин А. Государство и общество: Как вернуть

доверие // Ведомости. 2014. № 3721. URL : http://www.

vedomosti.ru/opinion/articles/2014/11/21/kak-vernut-doverie

дебной власти, специалистов-правоведов, многих средств массовой информации. Такое мнение нередко является решающим при оценке качества работы судов, что, с точки зрения юриспруденции, далеко не всегда уместно и справедливо.

Представляется далеко неверным высказывание о том, что в реальности решения по судебным делам принимает не судья, а «безликая бюрократическая машина», и персональной ответственности за принимаемые судебные решения не существует, о чем заявлял сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге М.Ю. Поздняков10 *. К сожалению, еще в 2001 году директор Управления международной безопасности и контроля над вооружениями Ливерморской национальной лаборатории США С. Кокран говорил, что «психология наших судей подобна психологии “мелких клерков”». Чтобы сделать карьеру в судебной власти России, судья должен постоянно советоваться с вышестоящим судьей и следовать за его мнением, «опасно оправдать подсудимого в уголовном деле или позволить истцу победить в тяжбе, где ответчиками являются местные власти»11. Также существуют мнения о том, что судьи получают прямые указания относительно разрешения дел. Одна из категорий дел, по которым судьи получают строгие инструкции, - это дела, затрагивающие свободу слова и свободу собраний, по которым судьям запрещают выносить решения в пользу активистов. Это особенно касается мировых судей, которые, в отличие от судей федеральных судов, практически никогда не выносят таких решений12.

Данные высказывания непременно находят свое отражение в децентрализованном способе формирования общественного мнения,

10 См.: Поздняков М.Л. Денег нет на аппарат // Эж-Юрист. 2010. № 35. URL : http://www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=1469/

11 См.: Cochran S., Pashin S. Current Situation with Judicial Reform in Russia. URL : http://belfercenter.ksg.harvard.edu/ publication/ 12717/current_ situation_with_judicial_reform_in_russia.html

12 См.: Состояние судебной системы в России // Доклад ис-

следовательской миссии по судебной реформе в Российскую Федерацию. Женева, 2010. С. 32. URL : http://www.hse.ru/data/ 2011/01/14/1208031240/%D0%A1%D0%BE%D1%81% D1%82%

D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1 %83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B9%2 0%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D0%BC%D 1 %8 B%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0% B8%D0%B8.pdf)

150

Юридическая наука. 2015. № 4

однако следует отметить, что обращения граждан к мировым судьям в количественном выражении ежегодно возрастают, и это находится в серьезном противоречии с утверждениями социологических опросов о невысоком доверии к ним. Скорее всего, в данных опросах новости о деятельности мировых судей формируются на необъективных данных. При этом следует иметь в виду, что общественное мнение о работе мировых судей может быть и предвзятым, поскольку они так же, как и другие судьи, принимают меры государственного принуждения, понуждения к признанию или восстановлению права, которые могут не совпадать с позицией и интересами половины, а по некоторым делам и большей части участников судопроизводства.

В последние годы многие исследователи касались вопроса о том, каковы причины и чем обусловлено недоверие значительной части населения к судебной власти. Одни объясняют это в основном огульной критикой судебной системы в средствах массовой информации13, другие - «коррупционными интересами чиновников и судей», выраженными посредством подсчета количества поступивших жалоб на коррупцию от населения14. Специалисты фонда «ИНДЕМ» считают такое положение дел результатом «недооцениваемого влияния» на функционирование судебной системы со стороны сопряженных институтов власти15, иначе говоря, чиновников различных уровней. Представители Счетной палаты РФ утверждают, что по ключевому параметру «повышение доверия граждан к правосудию» власти провалили реализацию Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы», не достигнув ни одного из целевых индикаторов, позволяющих оценить отношение общества к судебной системе и правосудию в целом16 17 *. Более того, в Феде-

13 См.: Савкина М.А. Доверие граждан к правосудию: состояние и перспективы. С. 318.

14 См.: Коррупция в России: независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». 14.01.2013-31.08.2014 // Ассоциация адвокатов России за права человека. М., 2014. URL : http://www.docme.ru/ doc/897510/nezavisimyj -godovoj -doklad-vserossij skoj

15 Там же.

16 См.: Счетная палата провела оценку результатов и анализ проблем ФЦП «Развитие судебной системы России на 20072012 годы» / Агентство экономической информации Прайм. 2013. URL : http://1prime.ru/press_release/20131213/772964194. html

ральной целевой программе «Развитие судебной системы на 2013-2020 годы» не ставится в качестве задачи повышение доверия к право-

17

судию .

Путь к завоеванию доверия общества к мировой юстиции представляется весьма трудным. В настоящее время в России нет единой программы, направленной на решение вопроса о повышении доверия общества к судебной системе. Статистические данные о доверии к деятельности именно мировых судей представлены недостаточно. В имеющихся немногочисленных сведениях о позитивном или негативном отношении граждан к суду представлена общая информация без акцентирования конкретики именно на институте мировых судей. Однако, несмотря на то, что мировая юстиция - самое многочисленное звено судебной системы и несет на себе основную нагрузку по рассмотрению дел различных категорий, имеющиеся общие статистические данные все же нецелесообразно соотносить с деятельностью исключительно мировых судей.

Для достижения целей повышения доверия общества к институту мировых судей на современном этапе проделана значительная работа:

- в интересах повышения качества правосудия, а также уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций разработана и настойчиво внедряется в жизнь регионов федеральная целевая программа со значительной долей инвестиций в развитие судов общей юрисдикции, в том числе и института мировых судей;

- активно ведется информатизационное обеспечение судебных участков с учетом возможности не только повышения качества и эффективности правосудия, создания электронного архива рассмотренных мировыми судьями дел, но и подробного освещения их работы, поддержания авторитета мировой юстиции в Интернете;

- постоянно совершенствуется российское законодательство, обеспечивающее статус, компетенцию и правовое регулирование деятельности мировых судей, особенно в части, касающейся максимальной открытости и прозрачности самого правосудия, реализации на

17 См.: Алешкова И.А., Дудко И.А. Судебная деятельность

и общественное мнение. С. 18-22.

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность 151

деле принципа независимости и объективности при вынесении судебных постановлений18;

- усиливается борьба с проявлениями коррупции в рядах судейского сообщества, административными рычагами «воздействия» на судебное решение19.

В качестве негативного аспекта важно отметить отсутствие регулярного и интенсивного проведения опросов населения каждого субъекта РФ о качестве и эффективности работы мировой юстиции, внимания со стороны средств массовой информации и освещения деятельности мировых судей, что позволило бы выявить существующее общественное мнение и реальный уровень доверия общества к судам. Чем выше эффективность работы института мировых судей, тем больше доверия к нему со стороны населения, ибо она не может рассматриваться вне правового и социального контекста и напрямую зависит как от эффективности проводимой в стране судебной реформы, так и от изменения уровня правосознания и правовой грамотности граждан. Следовательно, путь к повышению доверия населения к мировой юстиции может быть обеспечен системой общегосударственных мер по повышению качества и эффективности деятельности мировых судей при защите прав и свобод человека, внедрению в общественное правосознание базовой системы ценностных ориентиров, которые объединят россиян в единую

историческо-культурную и социальную общ-

20

ность .

Если говорить о доверии граждан к суду как о результате работы российского законодательства, необходимо понимать, что на практике уважать и исполнять действующие законы должны все граждане и органы власти. Реализация на практике правового положения о выборности мировых судей населением в большей степени снимет зависимость мирового судьи от чиновников и поставит его в зависимость от общественного мнения. Это станет первым шагом в направлении повышения доверия граждан к суду.

18 См.: Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р // СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5474.

19 См.: Коррупция в России.

20 См.: Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад / РАН ; Ин-т социологии. М., 2007. С. 35.

Безусловно, на качество и эффективность работы института мировых судей влияет профессионализм его работников. Однако к профессионализму требуется прибавить социальную и, прежде всего, материальную защищенность самих судей и работников их аппаратов. Финансирование мировых судов (пора вернуть им истинное название, действовавшее со времен судебной реформы 1864 года21) должно вестись из федерального бюджета и не по остаточному принципу, а по обоснованной необходимости. Именно этот шаг позволит в полной мере отнести мировых судей к низшему звену единой судебной системы22 (подтвердить статус местного суда субъекта Федерации) и гарантировать обществу подлинную независимость и объективность судебных решений.

Говоря о негативном отношении к суду, созданном средствами массовой информации, П.П. Одинцов, пресс-секретарь Верховного Суда РФ, предложил отойти от псевдосоциологии и формирования новостей о деятельности судов по законам информационной стихии. Необходимо в каждом судебном участке создать собственное средство массовой информации, где правила информационной политики будет определять сам мировой судья, сделать сайт в Интернете не только «доской объявлений», но и базой судебных решений, существенным элементом имиджа конкретного су-дьи23. При наличии в производстве дел различных категорий организация деятельности мирового судьи должна быть направлена на реализацию положений законодательства о защите прав и законных интересов человека при строгом соблюдении норм закона в различных отраслях права.

Весомым шагом к изменению общественного отношения к мировой юстиции будет и организация регулярных встреч мировых судей с журналистами. При честных и откровенных ответах на вопросы газетчиков, теле-, радиожурналистов мировой судья завоюет себе

21 См.: Павлова Л.А. Из числа честных особ. С. 20.

22 См.: Предеин И.В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 23.

23 См.: Одинцов П.П. Уровень доверия как критерий эффективности : тез. докл. на совещании-семинаре судей

в Москве. 2009 // Официальный сайт Верховного Суда РФ. URL : http://vsrf.m/catalog.php?c1=%CD%EE%E2%EE%F1%F2%E8%20 %E8%20%F 1 %EE%E 1 %FB%F2%E8%FF&c2=%CD%EE%E2%E E%F1%F2%E8&c3=2009&id=5666

152

Юридическая наука. 2015. № 4

настоящий авторитет у граждан и организаций своего участка. Разумеется, усилится этот авторитет и в случаях приглашения журналистов на судебные заседания, потому что подавляющее большинство дел разрешается в установленные законом сроки, справедливо и строго, в соответствии с действующим законодательством24, а «газеты, радио, телевидение, Интернет в последнее время не просто формируют общественное мнение, они им управляют»25.

Выступая на VIII Всероссийском съезде судей, Президент РФ В.В. Путин предложил судейскому сообществу объявить войну бюрократической амбициозности, непрофессионализму и нарушению этических норм поведения судей, а также организовать тесное взаимодействие с грамотными журналистами для освещения деятельности судов и формирования компетентного сообщества судебной журналистики26.

Борьба с коррупцией в судебной системе является приоритетом стратегии федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»27. Во Всероссийскую антикоррупционную приемную «Чис-

тые руки» за период с 14 января 2013 года по 31 августа 2014 года поступило 9 925 жалоб и обращений от граждан и организаций на проявления коррупции в органах государственной власти Российской Федерации и ее регионов, из них 28,5 % респондентов жаловались непосредственно на коррупцию в судах, что означает укрепление мнения людей об отсутствии беспристрастности и независимости судебной системы в целом 28.

Искоренение коррупции в мировой юстиции послужит уменьшению количества судебных ошибок и соответственно будет создавать общественное мнение о беспристрастности, справедливости судебной власти, неотвратимости наказания за преступления и правонарушения в обществе.

Данные шаги в развитии мировой юстиции будут означать не только становление России как правового государства, но и послужат источником повышения доверия большинства граждан к институту мировых судей и соответственно ко всей судебной системе в целом.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6270.

2. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 44. - Ст. 1435.

3. Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 20132020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р // СЗ РФ. - 2012. - № 40. - Ст. 5474.

4. Алешкова, И.А. Судебная деятельность и общественное мнение / И.А. Алешкова, И.А. Дудко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2013. - № 8.

5. Выступление Президента РФ В.В. Путина на VIII Всероссийском съезде судей // Цивилист. - 2013. - № 1.

6. Горбуз, А.К. Трансформация российской судебной системы. Опыт комплексного анализа / А.К. Горбуз, М.А. Краснов, Е.А. Мишина, Г.А. Сатаров. - СПб. : Норма, 2010.

24 См.: Горбуз А.К., Краснов М.А, Мишина Е.А., Сатаров Г.А Трансформация российской судебной системы. Опыт комплексного анализа. СПб. : Норма, 2010. С. 32-39.

25 См.: Шепель В.С. Доверие к правосудию. С. 9.

26 Выступление Президента РФ В.В. Путина на VIII Всероссийском съезде судей // Цивилист. 2013. № 1. С. 33-34.

27 Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г.

№ 1735-р // СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5474. 28 Коррупция в России.

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность 153

7. Коррупция в России: независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». 14.01.2013-31.08.2014 [Электронный ресурс] // Ассоциация адвокатов России за права человека. - М., 2014. - Режим доступа : http://www.docme.ru/ doc/897510/nezavisimyj -godovoj -doklad-vserossij skoj

8. Кудрин, А. Государство и общество: Как вернуть доверие [Электронный ресурс] // Ведомости. - 2014. - № 3721. - Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/opinion/artides/2014/11/21/kak-vernut-doverie

9. Одинцов, П.П. Уровень доверия как критерий эффективности 2009 : тез. докл. на совещании-семинаре судей в Москве. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа : http://vsrf.ru/catalog.php?c1=%CD%EE%E2%EE%F1%F2%E8%20%E8%20%F1%EE %E1 %FB%F2%E8%FF&c2=%CD%EE%E2%EE%F1%F2%E8&c3=2009&id=5666

10. Официальный сайт Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ums.mos.ru/public-opinion-on-the-work-of-the-judicial-sites-of-world-judges-proposals-of-citizens/index.php

11. Павлова, Л.А. Из числа честных особ. Екатеринбург. Банк культурной информации, 2009 // Мировой судья. - 2011. - № 6.

12. Поздняков, М.Л. Денег нет на аппарат [Электронный ресурс] // Эж-Юрист. - 2010. - № 35. -Режим доступа : http://www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=1469/

13. Предеин, И.В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России : дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2010.

14. Результаты опроса граждан на тему «Доверие мировой юстиции». Новость от 28.02.2012 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления судебного департамента в Республике Мордовия. - Режим доступа : http://usd.mor.sudrf.ru/modules.php?did=148&name=press_dep&op =1

15. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад / РАН ; Ин-т социологии. - М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Савкина, М.А. Доверие граждан к правосудию: состояние и перспективы // Вестник Ниже-гор. ун-та имени Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 6 (1).

17. Состояние судебной системы в России [Электронный ресурс] // Докл. исслед. миссии по судебной реформе в Российскую Федерацию. - Женева, 2010. - С. 32. - Режим доступа : http://www.hse.ru/data/2011/01/14/1208031240/%D0%A1%D0%BE%D1%81% D1%82%D0%BE%D1 %8F% D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D 0%BE%D0%B9%20%D 1%81%D0%B8%D 1%81%D 1%82%D0%B5%D0%BC%D 1%8B%20%D0%B2 %20%D0%A0%D0%BE%D 1%81%D 1%81%D0%B8%D0%B8.pdf)

18. Счетная палата провела оценку результатов и анализ проблем ФЦП «Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы» [Электронный ресурс] / Агентство экономической информации Прайм. 2013. - Режим доступа : http://1prime.ru/press_release/20131213/772964194. html

19. Шепель, В.С. Доверие к правосудию : сб. материалов междунар. науч.-практ. семинара в рамках сотрудничества с органами судебной власти Российской Федерации и Швеции, 15-16 сентября 2014 г., г. Вологда / Вологодский областной суд ; Сев.-Зап. ин-т (филиал) Ун-та имени

О.Е. Кутафина (МГЮА). - Вологда : ИП Валеева И.Н., 2014.

20. Cochran, S. Current Situation with Judicial Reform in Russia [Electronic resource] / S. Cochran, S. Pashin. - Mode of access : http://belfercenter.ksg.harvard.edu/publication/12717/current_situation_ with_judicial_reform_in_russia.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.