СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Статья поступила 27.01.2024 г
МИРОВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ФОНЕ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ К РОССИИ
В 2022-2023 ГГ.
У Е.В. Килимник,
профессор кафедры философии, психологии и гуманитарных дисциплин, член-корреспондент РАЕ, Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
Ключевые слова: продовольствие, безопасность, сельскохозяйственная продукция, международная торговля, регионы мира, санкции, угрозы, Россия, страны Запада, Украина, последствия
Key words: food, security, agricultural products, international trade, regions of the world, sanctions, threats, Russia, Western countries, Ukraine, consequences
Введение. Актуальность работы заключается в том, что возникший в ходе государственного переворота в Украине в 2014 г. националистический режим своими действиями, подрывающими национальную безопасность России (желание войти в блок НАТО, развязанная гражданская война на юго-востоке страны, упразднение русского языка как государственного и пр.), привел летом 2022 г. к значительному ослаблению ситуации на мировых рынках сельскохозяйственных товаров, в первую очередь, продовольственного назначения. Следствием усиления спроса и снижения поставок стало увеличение кривой цен на пищевую продукцию у сельхозпроизводителей и поставщиков продовольствия на мировых рынках в рамках глобальной торговли. Возникшая ситуация поставила под вопрос ситуацию с существующей продовольственной безопасностью, которая оказалась напрямую зависимой от возникших политических коллизий в мире. Исправление ситуации, возникшей на мировых рынках поставок сельскохозяйственной товарной продукции, вызывает необходимость во всестороннем решении вопроса, затрагивающем ведущие страны, представляющие основных игроков на мировом рынке поставок сельхозпродукции, так как именно от их торговой политики будет напрямую зависеть обеспечение продовольственными товарами государств, находящихся в прямой зависимости от поставляемого на рынок продовольствия, стабильной ценовой политики на него на максимально длинном отрезке времени.
Возникшая крайне непростая ситуация межгосударственного конфликта основных поставщиков сельскохозяйственных товаров продовольственного назначения (пшеница, масло, кукуруза и пр.) Украины и России настоятельно требует переформатирования ценностного социально-экономического отношения к продовольственно-пищевой продукции сельскохозяйственной мировой отрасли для всеобъемлющего обеспечения вопросов мировой продовольственной безопасности населения, особенно зависимых от этой продукции государств, прежде всего, Ближнего Востока и Северной Африки, достижения стабильности на региональном и общемировом уровне, так как нехватка продовольствия и рост цен могут повлечь массовый поток беженцев из этих мест в страны Западной Европы, что уже было продемонстрировано с начала осенних месяцев 2015 г.
Цель исследования заключается в политико-экономическом анализе мировой системы продовольственной безопасности в условиях расширяющихся санкций стран объединенного Запада в отношении Российской Федерации в 2022 г.
Задачами работы становятся: определение уровня развития международной торговли зерном и поставок российской пшеницы в регионы Ближнего Востока и Северной Африки, анализ уровня угроз для продовольственных поставок зерна за рубеж. В статье исследуются вопросы логистики и международного сотрудничества в области агропродоволь-ствия.
Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили анализ и синтез совокупности показателей по экспорту сельхозпродукции России в страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Результаты исследования. С началом вынужденной со стороны России специальной операции в Украине разворачивается в условиях наращивания западных санкций многогранная продовольственная катастрофа для стран Ближнего Востока и Магриба. Так, западные союзники украинского политического истеблишмента ответили последовательными санкционными волнами, наносящими ущерб российской экономике. В результате антироссийской политики мер рыночная структура, задействованная в торговых операциях по сельскохозяйственной продукции, испытывает значительные коллизии из-за деформации и слома традиционных поставок сельскохозяйственно-пищевой продукции, ухудшения логистических операций, нарушения торговых операций, что прямо отражается на увеличении цен и социальной напряженности малообеспеченного населения Северной Африки и Ближнего Востока.
Особенно сильно пострадали мировые рынки зерновых культур и продуктов из масла, поскольку Российская Федерация и Украинская республика - одни из ведущих мировых стран-экспортеров этих товаров продовольственного назначения. Пшеничная мука является ведущим продовольственным продуктом питания для многочисленного населения в регионах Земли, составляющего более трети от общего мирового количества (35%) [1]. Пока не ясно, будет ли возможность у других стран-экспортеров заполнить своими производственными мощностями дефицит поставок пшеницы на мировой рынок. Вероятный сценарий развития проблемы нехватки зерна заключается в том, что страны-производители будут ограничивать экспорт в рамках политики защиты своих внутренних поставок [1]. Мировые рынки удобрений также пострадают, поскольку Россия и Беларусь являются ведущими экспортерами. Это, в свою очередь, усугубит рост цен на продовольствие. В целом, повышение цен на энергоносители, ресурсы и продовольствие в итоге окажет прямое воздействие, породив нестабильную и критическую ситуацию сохранения продовольственной безопасности в уязвимых регионах Земли.
Как показывает политико-экономический анализ исторических событий в регионах ми-
ра, нарушение ситуации, связанной с продовольственной безопасностью, становится основной из причин социально-политических катаклизмов, например, возникшая ситуация, получившая название «арабская весна». Подобное возникновение критической социально-политической ситуации возможно особенно в государствах, где существуют небольшие возможности маневрирования в своей торговле, что могло бы помочь в решении вопроса продовольственного дефицита и последующего социального шока. Действительно, дефицит разработанной и принятой политики продовольственной безопасности стал главной причиной протестов «арабской весны», возникших в 2011 г. после запрета на экспорт зерна из России в 2010 г. Представляется, что результаты массовых беспорядков периода «арабской весны» напрямую зависят от принятой государственной политики в области обеспечения безопасности в продовольственном секторе экономики. Это особенно актуально для бесперебойных поставок ведущими странами-экспортерами на мировые рынки зерна и сохранения на него ровной и стабильной ценовой политики, поскольку, если масштабные потрясения происходят в крупном регионе мира, то они провоцируют нестабильность для мировой торговли в целом.
Чтобы правильно оценить воздействие и зависимость мировой экономики, государств и товаропотребителей сельскохозяйственной продукции от возникающих социально-политических потрясений, следует определить ряд показателей этой зависимости и способность справляться с возникающими продовольственными трудностями с учетом количественной оценки, насколько это возможно, с использованием данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАОСТАТ).
Первым показателем является зависимость мировой экономики от экспорта пшеницы, ячменя, подсолнечного масла и зерновых культур из России и Украины и других крупных экспортеров. Данные о глобальных запасах зерновых могут служить показателем уязвимости к дефициту продовольствия. Несмотря на высокую стоимость и роль продовольственных резервов в качестве буфера, который может смягчить последствия возникающих политических проблем, предложения мировых рынков продовольственных товаров сохраняют свою значимость. Так, например, отношение продовольственных запасов к их использованию обозначает уровень оборота продовольственных ресурсов в процентном соотношении
от общего спроса или потребления. Небольшой объем имеющихся сельскохозяйственных резервов продовольствия по отношению к их использованию отмечает незаполненность поставками сельхозпродукции рынка и, соответственно, возникновение незащищенности в зависимых регионах мира.
Второй фактор уязвимости выражен зависимостью ряда государств (например, Ближний Восток, Северная Африка) от импортируемых поставок российского и украинского зерна на местные рынки. Коэффициентом и показателем уязвимости страны от импортной пшеницы становится ее итоговый объем, демонстрирующий, сколько зерна является импортным, а сколько создается собственными производителями.
Уязвимость государства в отношении импортных поставок сельхозпродукции возможно установить от разницы в средней ценовой политике между экспортируемой и импортируемой товарной массой продовольствия.
Третий, а также четвертый фактор политико-социальной нестабильности в том или ином государстве мира определяется продовольственным обеспечением населения, а также общим положением дел в экономике и политике этого государственного образования. В результате, становится возможным установить объемы необходимой социальной помощи, которые могут существенно смягчить вероятность социальных конфликтов. Кроме того, эти объемы необходимой социальной государственной помощи возможно установить, исходя из имеющихся в условиях рынка страны объемов продовольствия, расширения продовольственного кризиса и возможного голода среди населения, нестабильной социально-политической ситуации в целом.
Пятым фактором возможной социально-политической нестабильности государства становится уровень доходной составляющей у населения страны, объем которой оно затрачивает на приобретение продовольствия. Увеличение расходов на питание и снижение доходной части может спровоцировать политический кризис внутри какого-либо государственного образования. В этом отношении население экономически развитых государств использует лишь небольшой объем своих совокупных доходов на ежемесячное приобретение продовольствия. Например, население Соединенных Штатов, Канады и Англии ежемесячно расходует меньше десяти процентов от своего совокупного дохода. При этом, население ряда африканских стран (Нигерия и Ке-
ния) расходует на приобретение продуктов свыше пятидесяти процентов от своего совокупного дохода ежемесячно. В результате, объем трат из совокупного ежемесячного дохода становится своеобразным индикатором, который свидетельствует о кризисе в системе обеспечения продовольственной безопасности в том или ином государстве, возможности социальных конфликтов и потрясений.
Уязвимость международной торговли продовольствием прямо свидетельствует об отношениях устойчивости и характере стратегических зависимостей в тех или иных государствах или регионах Земли в целом. Например, эпидемия COVID-19 или украинско-российский конфликт привели к кризису в торговых операциях на мировых рынках, обнажили сложности в бесперебойности работы логистического обеспечения продовольственными товарами мировых рынков, вызвали увеличение тарифов на энергетику (после событий Майдана в Киеве в 2014 г.), что также негативно отразилось на производстве продукции в сельскохозяйственной отрасли.
Российская Федерация традиционно экспортирует порядка сорока процентов от своих торговых операций природного газа в страны Евросоюза. При этом, несмотря на эту прямую признанную уязвимость, она пока не считается серьезной проблемой для стран ЕС. Это может быть связано с тем, что в прошлых оценках не учитывались другие элементы истинной стоимости энергетической зависимости, например, санкции, вводимые ЕС против России в ходе возникшего конфликта с Украиной, которые способны в ответ увеличить цену российских углеводородов. Возможно также, что сейчас замена российского поставщика может считаться неосуществимой.
Ведущими странами-потребителями, импортирующими российские товары сельскохозяйственного назначения, традиционно являются Китайская Народная Республика, Южная Корея, государства Нидерланды, Египет, Казахстан, Турция и пр. (порядка 59,0 млрд долларов в 2020 г.) (рис. 1).
При этом необходимо четко разграничивать производство и экспорт. В 2020 г. мировое производство пшеницы составило 760,9 млн тонн, из которых Россия произвела 11,3%, а Украинская республика - 3,3%. Около четверти произведенного зерна, 198,5 млн. тонн, было продано. Согласно данным ФАОСТАТ, Российская Федерация и Украинская республика поставляли, соответственно, 18,8 и 9,1% пшеничного зерна на международные рынки
Рис. 1. Структура крупнейших покупателей российского продовольствия в 2020 г., %
в 2020 г., при этом другими крупными экспортерами пшеничного зерна были США, Канада и Франция. Российская Федерация и Украинская республика поставляли, соответственно, 13,1 и 13,3% ячменя, продаваемого на мировом рынке в 2020 сельскохозяйственном году. В 2020 г. Украина поставила 44,0% масла подсолнечника, продаваемого на международных рынках, а Россия - 20,5%. Это означает, что ведущим игрокам мирового импорта масла подсолнечника нужно будет находить иных поставщиков или переключаться на приобретение других сортов масленичных культур.
Следует также отметить, что эти данные по экспорту не дают представления о зависимости стран-импортеров. Около пятидесяти государств приобретают порядка тридцати процентов российского и украинского зерна. При этом, пятнадцать государств из пятидесяти приобретают порядка семидесяти процентов российского и украинского зерна. Важно подчеркнуть, что в этой категории стран особенно уязвимыми стали государства, отмеченные небольшим совокупным доходом на душу населения, а также испытывающие нехватку товаров продовольственного назначения. К ним относятся государства Северной Африки и Ближнего Востока, чьи природно-климатические особенности и невысокий уровень технологий не позволяют получать высокие урожаи, способные удовлетворить в полном объеме нужды местного населения. Их торговый баланс сельскохозяйственной продукции показывает, насколько страна может зависеть от
импорта, что прямо отражается на их безопасности в области продовольствия, проблемах с голодом, внутриполитической неустойчивости и уязвимости. Среди вышерассмо-тренных стран в зоне максимальной уязвимости их продовольственной безопасности оказываются следующие государства: Египет, Йемен, Тунис, Ливан. При этом, они, с одной стороны, в значительной степени нуждаются в российском импорте товаров сельскохозяйственного продовольственного назначения, а с другой, имеют небольшие ресурсы, чтобы их приобретать.
Данные по мировому производству и торговым операциям продовольственными товарами говорят о том, что государствам Земли вряд ли в ближайшей перспективе угрожает отсутствие товаров продовольственного назначения. В частности, совокупные объемы украинско-российской экспортной продукции составляют порядка девятнадцати процентов зерна, которое реализуется в условиях деятельности мировых рынков, а соотношение мировых запасов зерновых к потреблению на 2020-2021 гг. - 28,4% [2]. На складах по всему миру все еще есть запасы пшеницы, а новый урожай 2023 г. также обеспечивает всю полноту мировых нужд, но эти объемы зерна еще должны достичь своего потребителя.
Заключение. Таким образом, неотложной проблемой является продовольственная безопасность для государств с невысоким совокупным доходом на душу населения. Именно они стали основными потребителями сельско-
хозяйственных продовольственных товаров, поступавших из Российской Федерации и Украинской республики, особенно пшеницы и подсолнечника, - государства регионов Северной Африки и Ближнего Востока, имеющие к тому же дефицитный торговый баланс. Среди них серьезные опасения у специалистов по вопросам продовольственной безопасности вызывают государства Йемен, Ливан, Тунис, Египет и Турция, в которых дополнительно еще существует кризис экономики.
Для решения проблемы сохранения безопасности в продовольственной сфере Еврокомис-сия готова оказать содействие Украинской республике в вопросах производства пшеницы и подсолнечника с учетом прозрачности инвестирования выделяемыми средствами украинских сельхозпроизводителей. Это обосновано желанием Евросоюза содействовать стабилизации ценовой политики на продовольственные товары для граждан государств Европейского союза и его сельхозпроизводителей в вопросах приобретения сырьевых ресурсов.
В рамках осуществления политики по минимизации незащищенности ФАО Организации Объединенных Наций дает ряд рекомендаций и советов странам, имеющим проблемы в плане обеспечения граждан сельскохозяйственной продукцией:
1. Проводить открытую мировую торговлю удобрений и продовольственных товаров.
2. Вести активный поиск новых экспортеров продовольственных сельскохозяйственных товаров при условии диверсификации своей производственной сельскохозяйственной отрасли.
3. Увеличить масштабы государственной помощи категориям социально незащищенных граждан.
4. Не совершать непродуманных опрометчивых политических шагов.
5. Добиваться усиления открытости рыночной бизнес-среды и создания дружеских межгосударственных взаимоотношений.
Новая государственная политика по сокращению продовольственной незащищенности должна включать действия, которые будут сокращать риски по формированию ценовой политики на продовольственные товары, способствовать сохранению запасов пшеницы, что может значительно ослабить ценовой рост экспортеров зерновых культур, выделять дополнительные средства на энергоресурсы и торговлю продовольствием, ведение социально ориентированной налоговой политики, осуществлять быструю доставку сельскохо-
зяйственной продукции в нуждающиеся регионы. Полный и открытый учет текущих запасов продовольствия основными экспортерами может предотвратить повторение трагических событий финансового кризиса 2008-2009 гг.
Кроме того, выстраивая долговременную логистическую цепочку товарооборота в политике поставок сельскохозяйственной продукции, она может быть оптимизирована за счет:
- открытости информации о существующих логистиках в экспорте продовольственных товаров;
- организации анализа рисков в экспорте продовольственных товаров;
- организации резервных фондов продовольственной продукции.
В результате, исходя из интересов уязвимых государств Ближнего Востока и Северной Африки в вопросах обеспечения продовольственными товарами местного населения, им необходимо проводить более глубокую социальную политику, а с другой стороны, повышать уровень своего хозяйствования при поддержке со стороны политического курса Евросоюза и ФАО ООН. Кроме того, пересмотр антироссийской санкционной политики со стороны глобального Запада позволит также нормализовать ситуацию на мировых рынках с поставками российских зерновых культур, подсолнечника, удобрений, традиционно поступавших по Черноморско-Средиземномор-скому пути в арабские регионы, и позволит стабилизировать ценовую политику на продовольствие.
Библиографический список
1. Бержевут, Р. Анализ воздействия проекта в Украине : предварительный отчет от 10 марта 2022 г. / Р. Бержевут, Г. Юкема, Д. Верхуг. -Текст : электронный // Impactanalyse oorlog in Oekrai'ne. - URL: https://Impactanalyse oorlog in Oekrai'ne.foodlog.nl>.. .impactanalyse-oorlog-in-oekraine.pdf (дата обращения: 06.08.2022).
2. Бобенриет, Э. Соотношение запасов к потреблению и цены как индикаторы уязвимости к резким скачкам на мировых рынках зерновых / Э. Бобенриет, Б. Райт, Д. Цзэн. - Текст : электронный // Экономика сельского хозяйства. -2012. - С. 43-52. - URL: https://doi.org/ 10.1111/ agec.12049 (дата обращения: 06.08.2022).
3. Рабочий документ сотрудников Комиссии : Стратегические зависимости и возможности : European Commission : сайт. - URL: https:// ec.europa.eu/info/ sites/default/files/swd-stra-tegic-dependencies-capacities_en.pdf (дата обращения: 04.08.2022). - Текст : электронный.
4. Заметка о влиянии военных действий на продовольственную безопасность в Украине Food and Agriculture Organization of the United Nations : сайт. - URL: https://fao.org/philippines/ news/detail/zh/c/ 1476904 (дата обращения: 10.08.2022). - Текст : электронный.
5. Экспорт и импорт Украины в 2020 г. - URL: http://ukrstat.gov.ua/%7C (дата обращения: 06.08.2022). - Текст : электронный.
References
1. Berzhevut, R. Analiz vozdejstviya proekta v Ukraine : predvaritel'nyj otchet ot 10 marta 2022 g. / R. Berzhevut, G. YUkema, D. Verhug. - Tekst : elektronnyj // Impactanalyse oorlog in Oekraïne. - URL: https://Impactanalyse oorlog in Oekraïne. foodlog.nl>.. .impactanalyse-oorlog-in-oekraine. pdf (data obrashcheniya: 06.08.2022).
2. Bobenriet, E. Sootnoshenie zapasov k potrebleniyu i ceny kak indikatory uyazvimosti k
rezkim skachkam na mirovyh rynkah zernovyh / E. Bobenriet, B. Rajt, D. Czen. - Tekst : elektronnyj // Ekonomika sel'skogo hozyajstva. -2012. - S. 43-52. - URL: https://doi.org/ 10.1111/ agec.12049 (data obrashcheniya: 06.08.2022).
3. Rabochij dokument sotrudnikov Komissii : Strategicheskie zavisimosti i vozmozhnosti : European Commission : sajt. - URL: https:// ec.europa.eu/info/ sites/default/files/swd-stra-tegic-dependencies-capacities_en.pdf (data obrashcheniya: 04.08.2022). - Tekst : elektronnyj.
4. Zametka o vliyanii voennyh dejstvij na prodo-vol'stvennuyu bezopasnost' v Ukraine Food and Agriculture Organization of the United Nations : sajt. - URL: https://fao.org/philippines/news/ detail/zh/c/ 1476904 (data obrashcheniya: 10.08.2022). - Tekst : elek-tronnyj.
5. Eksport i import Ukrainy v 2020 g. - URL: http://ukrstat.gov.ua/%7C (data obrashcheniya: 06.08.2022). - Tekst : elektronnyj.
Контактная информация:
Килимник Евгений Витальевич
профессор кафедры философии, психологии и гуманитарных дисциплин,член-корреспондент Российской Академии Естествознания, Уральский юри-дический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66. E-mail: [email protected]
Contact Information:
Kilimnik Evgeny Vitalievich
Professor of the Department of Philosophy, Psychology and Humanities, Corre-sponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Ural Law Insti-tute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 620057, Yekaterinburg, Korepina St., 66 E-mail: [email protected]