Научная статья на тему '\ мировая экономика \ глобальные контуры будущего'

\ мировая экономика \ глобальные контуры будущего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ мировая экономика \ глобальные контуры будущего»

4 І

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Глобальные

контуры

будущего

Увеличение спроса на качественные продукты и чистую воду, рост расходов на ВПК и интернет, дальнейшее расширение глобального бизнеса - таковы перспективы основных сегментов мирового хозяйства в ближайшие годы.

Владимир Кондратьев,

доктор экономических наук, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН

Смещение центров активности

В настоящее время можно выделить десять важнейших глобальных тенденций, которые будут определять развитие бизнеса в среднесрочной перспективе. Три из них можно отнести к макроэкономическим трендам, четыре — к социальным и экологическим и три — к промышленным и предпринимательским.

Важнейшая макроэкономическая тенденция, которая радикальным образом трансформирует глобальную экономику, — кардинальное смещение центров экономической активности, как в глобальном, так и региональном контексте. Вследствие экономической либерализации, технологических достижений, демографических сдвигов мир стал свидетелем крупнейшей перегруппировки экономической активности. На страны Азии (исключая Японию) приходится 13% мирового ВВП, а на западную Европу — более 30%. В течение ближайших двадцати лет соотношение поменяется на противоположное. Географические сдвиги в ряде отраслей (обрабатывающая про-

мышленность, услуги в области ИКТ) предполагаются еще более глубокие. При этом внутрирегиональные сдвиги окажутся не менее существенными, чем межрегиональные. Тем не менее, США будут оставаться крупнейшей экономикой мира и к концу двадцатилетнего периода.

Вторая важная макроэкономическая тенденция заключается в возрастании экономической активности государственного сектора. Беспрецедентные темпы старения населения в развитых странах потребуют нового уровня эффективности и креативности. Без существенного повышения производительности возрастающие затраты на здравоохранение и социальное обеспечение могут покрываться за счет роста налогов, что способно затормозить развитие бизнеса.

Однако эта проблема касается не только развитых стран. Многие развивающиеся экономики вынуждены принимать важные решения об уровне социальных услуг для своих граждан — их требования в социальной сфере все время возрастают. В этой связи наиболее вероятно широкое распространение частно-государственных

форм предоставления социальных благ, как в развитых, так и в развивающихся экономиках.

Третий макроэкономический тренд представляет собой заметное изменение потребительского ландшафта. В ближайшие десять лет на глобальном рыночном пространстве появится примерно 1 млрд. новых потребителей. Экономический рост в развивающихся странах приведет к преодолению порога годового семейного дохода (сейчас составляет $5 тыс.), выше которого люди начинают обычно интенсивно тратить деньги на приобретение разнообразных товаров. К 2015 году общий объем потребительского спроса в развивающихся странах вырастет с $4 трлн. более чем до $9 трлн. и практически сравняется с нынешним уровнем стран Западной Европы.

Таким же глубоким ожидается сдвиг внутри потребительских сегментов развитых экономик. Происходит не только старение населения. Например, в США к 2015 году потребительский спрос со стороны испаноязычных граждан составит около

60% уровня потребления жителей Китая. Сами потребители, независимо от места жительства будут получать все более подробную и всестороннюю информацию, а также доступ к одним и тем же товарам и брендам.

Ответное давление

Социальные и экологические тенденции менее предсказуемы и их влияние на сферу бизнеса менее очевидно. Наиболее заметна здесь тенденция воздействия на образ жизни населения технологической революции и формы их взаимодействия. При этом, по оценкам экспертов, человечество находится на начальной стадии такой революции. Физические лица, государственные секторы и бизнес осваивают новые возможности использования информационных технологий в проектировании, развитии и доступности разнообразных знаний. Новые разработки в области био-, лазерной и нанотехнологий развиваются намного быстрее сферы производства товаров и услуг.

В результате происходит еще более глубокий сдвиг в поведенческой модели насе-

ления. Его жизнь приобретает не только глобальный, но и «моментный» характер. Возникают новые формы коммуникации и взаимодействия (в США 12% новых браков заключается через интернет). Более двух миллиардов человек используют мобильные телефоны. Ежегодно в глобальной сети отправляется до 9 трлн. электронных писем. В одной лишь системе Google осуществляется до 1 млрд. поисковых операций, при этом более половины из них — не на английском языке. Вероятно, впервые в истории человечества географический фактор не выступает серьезным препятствием для социальной и экономической организации жизни.

Другой важной социальной тенденцией выступают изменения в своего рода борьбе за новые таланты. Сдвиг в сторону наукоемких отраслей отражает важную роль и в то же время дефицит квалифицированной рабочей силы. Растущая интеграция глобальных рынков рабочей силы открывает широкие возможности для поиска новых талантов. Число молодых профессионалов с университетским образованием

(33 млн. чел.) в развивающихся государствах вдвое превышает их число в развитых странах. Для многих компаний и государств глобальная политика поиска квалифицированных кадров и талантов становится такой же важной, как и производственная стратегия.

В ближайшие годы роль и поведение крупного бизнеса все больше будут подвергаться пристальному общественному вниманию. По мере того как крупный бизнес осваивает все новые глобальные рынки, а экологические требования усиливаются, степень общественной подозрительности по отношению к этому бизнесу возрастает. Идеологические принципы современного глобального бизнеса (например, стоимость компании для акционеров, свободная торговля, права интеллектуальной собственности и репатриация прибылей) общественность многих стран мира не разделяет.

Корпоративные скандалы и экологические катастрофы кажутся неизбежными, как и вероятность того, что эти инциденты будут подвергаться общественному осуждению

6 | мировая экономика

1 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008 ■

и вызывать стойкое и повышенное негодование, а значит, принятие соответствующих политических и регулятивных мер. Возрастающие темпы расширения глобального бизнеса и возникновение гигантских транснациональных корпораций вызовет ускоренное ответное давление на крупный предпринимательский сектор в ближайшие десять лет.

Бизнес, особенно крупный, никогда и нигде не был объектом любви. Однако можно повысить степень его признания со стороны общества. Руководители корпораций обязаны более аргументированно демонстрировать интеллектуальную, социальную и экономическую значимость бизнеса для общества и его вклад в социальное благосостояние.

Наконец, еще одна важная социальная тенденция заключается в усилении спроса на природные ресурсы и возрастании негативного воздействия на окружающую среду. По мере экономического роста, особенно в развивающихся странах, использование природных ресурсов увеличится в беспрецедентных масштабах. Согласно прогнозам экспертов, спрос на нефть в ближайшие два десятилетия увеличится на 50% и без открытия новых крупных месторождений или радикальных инноваций его невозможно будет удовлетворить. Аналогичные тенденции наблюдаются в спросе и на широкий спектр других природных ресурсов. В Китае, например, за последнее десятилетие спрос на медь, сталь и алюминий почти утроился.

Мировые ресурсы становятся все большим дефицитом. Уже сейчас ясно, что нехватка воды станет главным сдерживающим фактором экономического роста во

многих странах. Технологические инновации, государственное регулирование и эффективное использование ресурсов будут иметь ключевое значение в создании условий для здорового экономического роста и устойчивого экологического развития.

Нетрадиционные бизнес-модели

Среди трех промышленных и предпринимательских трендов нужно выделить, прежде всего, возникновение новых глобальных промышленных структур. В ответ на изменение рыночного регулирования и появление новых технологий формируются нетрадиционные бизнес-модели. Во многих отраслях образуются пирамидальные структуры с несколькими гигантскими корпорациями на самом верху, довольно узкой прослойкой компаний в средней части пирамиды и большим числом малых, быстрорастущих компаний в самом низу. Одновременно границы компаний становятся все более призрачными по мере возникновения взаимосвязанных «экосистем», состоящих из поставщиков, производителей и потребителей. Появление эффективных источников финансирования с помощью рынка акций меняет структуру корпоративной собственности, жизненный цикл компании и предпринимательские ожидания. Компании, способные воспользоваться новыми структурными возможностями, смогут успешно капитализировать последствия трансформации бизнеса.

Управление компанией превращается из сферы искусства в сферу точной науки. Это еще одна заметная тенденция в развитии современного бизнеса. Более крупные и в структурном отношении сложные компании тре-

буют новых инструментов управления. Совершенствование технологий и статистически выверенных инструментов дало толчок появлению новых управленческих подходов, способных добиться эффективности даже мега бизнес-структур. Уходят в прошлое времена управленческого стиля, основанного на «правильном инстинкте» предпринимателя. Сегодня руководители компаний используют алгоритмические технологии принятия решений и исключительно сложные компьютерные программы для ведения бизнеса.

Наконец, повсеместный доступ к информации меняет экономику знаний. Знание становится во все возрастающей степени доступным благом и одновременно все более специализированным. Интернет позволяет получать мгновенно практически безграничный объем информации. Возникают новые модели производства знаний, доступа, распространения и владения информацией. Производство знаний постоянно растет: мировое число патентов увеличивается ежегодно на 20%.

Рассмотренные тенденции будут оказывать мощное влияние на развитие компаний и глобальных рынков в ближайшей перспективе. В рамках этих тенденций необходимо рассматривать и перспективы отдельных важнейших секторов глобальной экономики.

Представление о крупнейших секторах мировой экономики по уровню капитализации компаний дает таблица 1.

Глобальная чистка

Крупнейшим сектором глобальной экономики остается финансовый, включающий в себя банки, страховые компании и фирмы, предоставляющие специализированные финансовые услуги. После почти пяти лет кредитного бума и периода экстраординарной глобальной ликвидности цикл повернул вспять. Основой для смены тренда послужил кризис на американском ипотечном рынке, начавшийся в середине 2007 года, когда кредиторы и инвесторы, владеющие обесценивающимися ипотечными активами, стали переоценивать все виды инвестиционных рисков.

Многие из этих сомнительных ипотечных кредитов (предоставленных людям с плохой кредитной историей) перекупались в 2008 году по более высоким процентным ставкам, что приводило к перманентному росту просроченной задолженности и отказам от платежей. По мере ухудшения качества ипотечных займов связанные

Финансовый сектор - во главе глобальной экономики

Таблица 1. Крупнейшие секторы мировой экономики по капитализации

Сектора Млрд. $ %

Финансы* 6143 24,6

Нефть и газ (включая услуги) 4159 16,7

Торговля и потребительские товары, включая пищевую промышленность** 2738 11,0

Телекоммуникации, связь, транспорт 2410 9,6

Информационные технологии*** 2059 8,2

Фармацевтика, биотехнологии 1630 6,5

Горнодобывающая промышленность и металлургия 1587 6,3

Машиностроение**** 1495 6,0

Электроэнергетика и коммунальное хозяйство 1356 5,4

Химия 622 2,5

СМИ и развлечения 439 1,8

Здравоохранение 338 1,4

Итого 24976 100

* Банки, страховые компании, специализированные финансовые услуги ** Напитки, производство продуктов питания, табачные изделия *** Компьютеры, оборудование, программное обеспечение

**** Автомобилестроение, аэрокосмическая и оборонная, электронное оборудование, тяжелое машиностроение

Источник: FT 500. Financial Times, 28.06.2008

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008

с ними ценные бумаги, продаваемые инвесторам, включая банки, стали падать в цене.

Поскольку финансовые институты не могли точно определить причину возникших проблем, процесс кредитования и заимствования стал затухать, что привело к ужесточению условий кредитования. Это в свою очередь негативно отразилось на процессе слияний и поглощений, как и на рынке ценных бумаг, которые на протяжении последних нескольких лет испытывали продолжительный бум. Все это привело к снижению прибыльности финансового сектора и в конечном итоге к обвалу фондовых рынков в 2008 году.

В результате кризиса некоторые ипотечные и финансовые организации могут прекратить свое существование. Однако ведущие мировые финансовые институты обладают достаточной степенью устойчивости для адаптации к более сложным условиям ведения бизнеса. Большая часть крупных финансовых организаций имеет достаточно прочные позиции, чтобы противостоять кризису заимствования, росту проблемных кредитов и снижению прибыльности активов. Их финансовые балансы, как правило, положительны, риски равномерно распределены, а издержки находятся под надежным контролем. Центральные банки будут играть ключевую роль в предоставлении финансирования, когда возникнет соответствующий спрос, в то же время ужесточая регулирование внебалансовых активов.

Но все это касается в основном развитых стран. Финансовые услуги развивающихся государств, находящиеся в относительной изоляции от американского и европейского рынков, будут продолжать расти быстрыми темпами. В Китае, например, только 12 млн. человек имеют кредитные карточки, в то время как все население составляет 1,3 млрд. человек. В Индии, другой быстро-развивающейся стране, ежегодный рост объемов банковского кредитования ожидается на уровне 15—20%.

Продовольственная программа

Мировое сельское хозяйство в среднесрочной перспективе станет развиваться под знаком сохранения ведущих позиций США. Экспорт из этой страны будет возрастать, однако, скорее, за счет повышения мировых товарных цен, чем увеличения объемов производства. Основными потребителями выступают страны Азии, предъявляющие спрос, прежде

всего, на соевые бобы, хлопок и американскую говядину.

Биологическое разнообразие мирового поголовья уменьшается примерно на одну породу в месяц, отражая десятилетний тренд в своем развитии. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, примерно 20% пород крупного рогатого скота, коз, свиней, лошадей находится и будет находиться под угрозой исчезновения по крайней мере до тех пор, пока страны не улучшат управление генетическими ресурсами.

Спрос на этанол будет стимулировать выпуск сахара. Мировое производство его в ближайшие пять лет, по данным Международной сахарной организации, составит в среднем 190—210 млн. т. Индия опередит Бразилию в качестве ведущего производителя сахара. Однако по мере отведения все больших площадей под культуры для производства биотоплива, можно ожидать сокращения посевов других важных культур.

Цены на пшеницу, по всей вероятности, останутся на достаточно высоком уровне из-за чередования урожайных и неурожайных лет. Мировая же торговля рисом, известным протекционистским товаром, будет увеличиваться на 2,3% в год в период между 2008 и 2017 годами. 8% его мирового производства (36 млн. т) будет торговаться к концу этого периода на международном рынке. Эта доля окажется наивысшей со времени Второй мировой войны, что объясняется возрастающим спросом со стороны таких стран, как Индонезия, Филиппины, Бангладеш, государства Среднего Востока и Африки.

Мировые потребительские расходы росли пять лет (2002—2007) устойчивыми темпами в 3—3,5% в год. Если в начале десятилетия лидером здесь выступала Северная Америка, то сейчас инициатива перешла к Китаю, Индии, России и странам Восточной Европы. В развитых странах потребительский рынок для среднего класса будет определяться, с одной стороны, потребителями, желающими платить премию за высококачественные бренды, а с другой — высоким спросом на дешевые повседневные товары. Эти факторы окажут позитивное влияние на развитие сети дискаунтеров в развитых странах и повысят привлекательность таких магазинов в развивающихся экономиках.

Компания Wal-Mart, крупнейшая корпорация розничной торговли, планирует к 2010 году осуществлять 30% продаж вне стран Северной Америки по сравнению с 22% в 2007 году. Этому будет способствовать альянс с индийской компанией Bharti Enterprise, в рамках которого корпорация откроет в Индии более ста магазинов

в период с 2008 по 2010 годы. В свою очередь, британская компания ТеБСО намеревается выйти на американский рынок, построив сеть магазинов по продаже товаров повседневного спроса на западном побережье США.

Рост розничного товарооборота в Китае и России прогнозируется на уровне 10—12% в год. Большая часть этого роста в нашей стране придется на жителей больших городов, с доходами существенно выше среднего по стране. В Китае рост минимальной заработной платы и отмена сельскохозяйственного налога позволят потребителям сельских регионов и провинций больше средств направлять на покупку товаров.

После двух лет непрерывного роста на уровне 15—20% индекс цен на продовольственные товары, зерно и алкоголь, по всей вероятности, вернется к показателю 5%. Этому будет способствовать резкое замедление повышения цен на напитки, чай, кофе и какао. Однако подорожание других продуктов питания, зерновых, масличных культур и сахара прогнозируется выше среднего уровня.

Крупные инвестиции в биотопливные культуры и высокий спрос на продовольствие, особенно в развивающихся странах, держат в напряжении зерновой рынок и рынок масленичных. Эти факторы, а также стойкое сопротивление розничных торговцев и потребителей повышению цен означает, что условия для бизнеса в пищевой промышленности остаются достаточно сложными.

Расходы семей на продукты питания, напитки и табачные изделия в общих расходах домохозяйств достигли максимума в 2007 году (17,1%). В 2008-м этот показатель ожидается на уровне 17%, а в 2009-м — 16,9% с последующим плавным снижением. Однако это не означает уменьшения общих расходов на питание, а скорее относительное повышение трат обеспеченных потребителей в развивающихся странах на электронику и бытовые товары.

Потребители из развитых стран, озабоченные своим здоровьем, благосостоянием и качеством окружающей среды, будут предъявлять повышенный спрос на продукты питания более высокого качества, т.е. экологически чистые, местного производства, с меньшим использованием жиров и пищевых добавок.

По мере появления все больших запретов на курение в развитых странах транснациональные корпорации все чаще обращают свои взгляды на Китай. На эту страну приходится до 30% мирового потребления табачных изделий, однако рынок ее все еще закрыт для иностранцев.

Сельское

хозяйство,

торговля,

потребительские

товары и пищевая

промышленность

Скоростные рекорды

Сегодня почти половина населения планеты пользуется мобильными телефонами. Поэтому темпы их продаж снизятся с двузначных цифр в 2008 году до 5% к 2010-му. Мобильные телефоны все чаще используются не только для разговоров: в 2008—2010 годах доходы от продажи контента (видео, музыка, электронная почта) в три раза превысят поступления от традиционных мобильных услуг. Телефоны третьего поколения (30 с высокоскоростным подсоединением к интернету уже преобладают в Японии и будут расти высокими темпами в других развитых странах. В области фиксированной связи большая часть телекоммуникационных компаний направляет значительные объемы инвестиций в развитие своих широкополосных сетей.

Широкополосный доступ

В свое время ключевым фактором развития информационных технологий выступали продажи персональных компьютеров и полупроводников. Сейчас эта роль перешла к интернет-протоколам (1Р), широполос-ным линиям связи и сетевым устройствам последнего поколения. В 2008—2010 годах спрос на эти виды устройств будет определяться потребностью в онлайновых услугах — от загружаемых видеоклипов до соответствующего программного обеспечения. Вследствие этого рост расходов на ИТ-технологии прогнозируется на уровне 5—6%.

Продажи персональных компьютеров будут расти менее высокими темпами — на

уровне 4—5%. При этом в странах Среднего Востока и Африки доля населения, владеющего персональными компьютерами, возрастет с 7 до 17%, благодаря снижению налогов, падению цен и государственным усилиям по внедрению PC в школах. В странах Азии (исключая Японию) этот показатель будет ниже — на уровне 11%.

Неподвижный стиль жизни

По мере старения населения в развитых странах все большее распространение получают такие болезни, как рак, респираторные, сердечнососудистые заболевания и диабет. В то время как детская смертность, а также от инфекционных болезней продолжает падать, смертность от хронических и наследственных заболеваний растет. Именно на борьбу с этими болезнями будут направлены усилия здравоохранения, расходы на которое увеличатся до 11% мирового ВНП.

В результате политики государств по снижению цен на лекарства темпы продаж фармацевтических товаров снизятся с 8% в 2008 году до 7,5% в 2010 году. В то же время, по данным исследовательской фирмы IMS Health, продажи более дешевых дженериков будут, наоборот, расти более высокими темпами — на уровне 14—17% в год. Этому способствует прогнозируемое истечение сроков действия патентов после 2011 года, которое коснется большой части известных биотехнологических лекарств, открывая дорогу развитию нового рынка — биодженериков.

Предполагается, что одним из главных вызовов в области здравоохранения будет борьба с болезнями неподвижного стиля жизни, такими, например, как ожирение.

Телекоммуникации

Здравоохранение, фармацевтика и биотехнологии

Америка - страна кредитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Объемы банковского кредитования

на душу населения, $. 2007 год

Северная Америка 128690

Западная Европа 61110

Азия и Австралия 6130

Средний Восток

и Северная Африка 4950

Латинская Америка 4510

Страны Африки южнее Сахары 4190

Восточная Европа и Россия 3800

Источник: Economic Intelligence Unit. 2008

Как дорожает сталь

Таблица 3 Мировое производство и цены на сталь

Производство, млн. тонн Цена, $/тонна

2003 945 298

2004 1043 535

2005 1107 504

2006 1222 555

2007 1319 574

2009 1353 425

2010 1401 500

2011 1450 520

Источник: Economist Intelligence Unit. The world in 2008

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№12 (80) 2008 ■

Стальная логика

Исследовательская компания The Economist Intelligence Unit прогнозирует некоторое замедление индекса роста сырьевых промышленных материалов по мере увеличения инвестиций в производство металлов по сравнению со 150% ростом в прошедшие шесть лет. Стремление к самообеспеченности сталью толкает производителей на инвестиции в строительство новых заводов и оборудование. Согласно прогнозу британской исследовательской фирмы MEPS Inter-national, к 2010 году годовое производство стали в Китае достигнет 500 млн. т. Мировой показатель будет повышаться в 2008—2010 годах ежегодно на 6% с возрастающей ролью на этом рынке Индии и России. К концу десятилетия мировое потребление готовой стали достигнет 1 трлн. тонн.

Сочетание низкого спроса в США и большого количества запасов меди снизит цену этого металла к 2010 году на 12%, до уровня в $5,9 тыс. за тонну. В то же время, потребление меди будет возрастать на 5% в год благодаря спросу со стороны Китая.

Мировой спрос на никель будет расти на 7,5% в год, в то время как его производство — на 7,3%. Если спрос со стороны Китая на легированную сталь повысится, на рынке может возникнуть нехватка этого металла.

Возобновление интереса к ядерной энергии подтолкнет добычу и производство урана. Канадская компания Uranium One увеличивает добычу урана с 2 млн. фунтов в 2007 году до 7,5 млн. в 2010-м, ориентируясь на реализацию в стране четырех проектов в области ядерной энергетики. Вместе с другой канадской компанией, ведущим глобальным производителем урана Cameco, Uranium One планирует довести производство урана к 2013 году до 28 млн. фунтов.

Эра электро-и водородных двигателей

Глобальные продажи легковых автомобилей составят в среднем 3—5%. При этом рынок США будет стагнировать, в то время как продажи в Индии и Китае продолжают расти на 10—15% в год. Опережающими темпами будут увеличиваться

Машиностроение,

автомобиле-

строение

Горнодобывающая

промышленность

и металлургия

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008

продажи грузовых автомобилей (около 6% в год), отражая высокие темпы роста инвестиций в развивающихся экономиках. В развитых странах динамика спроса на грузовые машины существенно зависит от ужесточения экологического регулирования.

Высокие цены на нефть увеличат спрос на автомобили с менее высоким энергопотреблением. Вслед за компаниями «Тойота» и «Хонда» многие производители поставят на поток выпуск электро- или гибридных двигателей. В свою очередь гибридные двигатели будут испытывать возрастающую конкуренцию со стороны дизельных, которые на 20—30% эффективнее бензиновых.

«Хонда» уже вкладывает большие объемы инвестиций в технологии производства водородных двигателей с нулевой эмиссией. «Дженерал Моторс» также объявила о том, что покажет свой автомобиль, работающий на водородном топливе к 2011 году. Японские и южнокорейские компании захватывают все большую долю американского и европейского рынков. А к концу десятилетия на эти рынки выйдут автопроизводители из Китая и Индии. Это поставит на повестку дня радикальную реструктуризацию американской и европейской автомобильной промышленности с ее избыточными производственными мощностями.

Ружье на стене

Независимо от перспектив войн в Афганистане и Ираке расходы на оборону в мире будут увеличиваться. США останутся крупнейшей страной по расходам на вооружения, оборонный бюджет которой сопоставим с расходами всех остальных стран мира. В 2008 году бюджет Пентагона составит $480 млрд. или на 10% больше, чем в 2007-м. К этому необходимо добавить $140 млрд. расходов на войну в Афганистане и Ираке, $17 млрд. на ядерное оружие и $5 млрд. на прочие военные расходы. В итоге получится сумма в $645 млрд.

Британский оборонный бюджет будет увеличиваться ежегодно на 1,5% в период между 2008 и 2011 годами (в том числе из-за строительства двух авианосцев). Большинство экспертов оценивают ежегодный оборонный бюджет Китая на уровне $100 млрд., а Индии — $24 млрд. с ежегодным ростом 7—8%. Богатые природными ресурсами страны, такие как Алжир, Азербайджан, Саудовская Аравия, Чили и Перу, также собираются увеличивать свои

расходы на оборону, благодаря растущим доходам от продажи нефти, газа и минеральных ресурсов. Израильские расходы на оборону увеличиваются с $10,7 млрд. до $11,8 млрд. В 2011 году, благодаря в том числе и 25% ($3 млрд.) росту американской помощи. Россия планирует повысить военные расходы с $31,5 млрд. в 2007 году до $36,8 млрд. в 2008-м (рост на 16%) и $46 млрд. в 2010-м. Согласно плану восстановления своей военной мощи Россия планирует вдвое увеличить производство боевых самолетов к 2025 году, а также других видов военной техники: танков, авианосцев и ракет.

Газ вместо угля

Несмотря на высокие цены и проблемы экологии, мировое потребление энергии будет увеличиваться на 3,5% в год, главным образом благодаря быстрому экономическому подъему Китая и Индии. В то же время, начиная с 2009 года, ожидается некоторая ценовая стабилизация по мере ввода в эксплуатацию новых месторождений в странах бывшего Советского Союза и ОПЕК. Саудовская Аравия, например, намеревается увеличить суточную добычу нефти с 10,7 млн. баррелей в 2006 году до 12 млн. баррелей в 2010-м.

Мировое потребление газа будет увеличиваться на 3,4% в год, благодаря снижению транспортных и экологических издержек. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2015 году газ заменит уголь в качестве второго по значимости источника энергии. Возрастает интерес к ядерной энергии со стороны крупных государств-членов ЕС, Японии, США и ряда развивающихся стран. Один Китай планирует построить около 30 ядерных станций в течение 2008—2010 годов.

Internet наступает

Олимпиада в Пекине стала раем для средств массовой информации. Стоимость прав на трансляцию достигла $1,7 млрд. по сравнению с $1,5 млрд. на Олимпийских играх в Афинах четырьмя годами ранее. В США в связи с президентской компанией произошло резкое увеличение расходов кандидатов на рекламу по кабельному телевидению и радио. По оценке экспертов с Wall Street, доходы телевизионных станций могут составить

$3 млрд. в 2008 году по сравнению с $1,6 млрд. в 2006-м и $900 млн. в 2004-м.

На интернет в 2008 году придется 8% рекламных расходов и по этому показателю он впервые в истории опередит радио, на которое придется 7,9%. Интернет растет в шесть раз быстрее, чем другие традиционные СМИ. По расчетам британской исследовательской компании Forrester Research, к 2012 году европейские фирмы будут тратить на онлайновый маркетинг 18% своих медиабюджетов.

Несмотря на снижение тиражей газет и журналов, в большинстве развитых стран они остаются важным источником информации. В Азиатско-Тихоокеанском регионе доходы от издания газет, включая рекламу и подписку, увеличатся к 2011 году до $53,5 трлн. с $45 трлн. в 2006-м со среднегодовым ростом в 3,4%. В странах Латинской Америки рынок журнальной продукции растет на 6% в год и, по прогнозам, увеличится с $3 трлн. до $4,2 трлн. с 2006 по 2011 годы.

Конец десятилетия будет проходить под знаком борьбы между двумя ключевыми технологиями DVD: Blu-ray и High definition (HD), стремящихся занять ведущие позиции в качестве главного формата индустрии развлечений. Лидер технологии Blu-ray — компания Walt Disney, а HD — компания Toshiba, которая начнет поставлять на рынок свои лэптопы с HD DVD драйверами в качестве стандартного оборудования. Данная технология остается на рынке ведущей из-за низких производственных издержек.

Индийская компания Bollywood в 2008 году произведет более 800 фильмов (Голливуд — 600). Компания Pricewaterhouse-Coopers оценивает доходы от производства индийских фильмов на уровне $3,4 млрд. в 2011 году (в 2006-м — $1,8 млрд.). Индийская медийная и развлекательная компания Percept Holdings планирует инвестировать $100 млн. в строительство первого кино-парка в Мумбае, с кинотеатрами, кафе и игровыми залами.

Цифровое телевидение и трехмерные экраны заполнят американский рынок. Однако, по оценкам PwC, самым быстрорастущим сектором видео и кинопродукции с ежегодным подъемом на 4,5% будет оставаться азиатский. Он же станет лидером и в сфере звукозаписи с 5,4% ежегодного роста, превысив размеры североамериканского. Азиатский рынок продолжает лидировать и в сфере компьютерных игр. Его ежегодные темпы роста до 2011 года оцениваются на уровне 10%. По мере распространения технологии You Tube будут расти темпы интернет видео, доля которого достигнет к 2011 году 30% всего интернет-трафика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.