Научная статья на тему 'Мировая драматургия'

Мировая драматургия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2301
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировая драматургия»

Мировая драматургия

Драматургия (или драма) — один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляет собой текст, состоящий из реплик персонажей и ремарок автора и предназначенный для театрального исполнения (иногда просто для чтения). В драматургии выделяется множество жанров: трагедия, комедия, драма (в узком смысле, как жанр между трагедией и комедией), на основании этих базовых жанров — целая система жанров, в которых подчеркнуто какое-либо особое качество (например: историческая трагедия, лирическая комедия, психологическая драма), или соотнесение с направлениями в искусстве (например: классицистическая трагедия, романтическая драма, сюрреалистическая комедия), или историческая, национальная специфика (античная трагедия, средневековая драма, классическая драма Востока). Драматургия, будучи связанной с театром, по своим размерам ограничена возможностями зрительского просмотра, бывает одноактной, многоактной (так, в трагедии французского классицизма обычно 5 актов, в испанской национальной драме — 3 акта, для XIX века характерно 4 акта, для второй половины ХХ века — 2 акта), несколько драм могут составлять цикл, предназначенный для просмотра в течение нескольких дней. Драма пишется стихами, прозой, может сочетать стихи и прозу (например, у У. Шекспира), выглядеть как сценарий (например, в итальянской комедиа дель арте, фьябах К. Гоцци). Драматургический текст может сочетаться с музыкой (например, в мелодраме предро-мантизма и романтизма). В ней присутствуют как сценические персонажи, так и вне-сценические (упоминаемые). Среди драматических персонажей нередко выделяется главный герой (протагонист) и его противник (антагонист), что вытекает из особой значимости конфликта как организующего стержня сюжета драматического произведения. Конфликт лежит в основе особой — драматической — композиции, предполага-

ющей такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация (высшая точка конфликта), спад действия, развязка, финал. В драме как тексте главное средство — речь персонажей, отсюда особое внимание к выразительности речи, ее содержательности, достигающее вершины в драматургии античных авторов, У. Шекспира, П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Б. Мольера, Ф. Лопе де Вега, П. Кальдерона, Ф. М. Вольтера, П. О. К. Бомарше, К. Гольдони, Р. Б. Шеридана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Д. Г. Байрона, В. Гюго, П. Ме-риме и других выдающихся драматургов. «Новая драма» рубежа Х1Х-ХХ веков (особенно А. П. Чехов) развила другие возможности драматургии, усилив роль подтекста, атмосферы. Художественное время и пространство (хронотоп) драмы — это «здесь и сейчас», но особыми средствами хронотоп расширяется (эпичность драматургии классицизма, ретроспекция — взгляд в прошлое, проспекция — взгляд в будущее) и может соперничать со всеохватностью хронотопа прозы, микроанализом мира чувств в поэзии.

Драматургия развивалась не по общим законам литературного процесса, в ее истории выделяются отдельные циклы, нередко оторванные друг от друга, причем ее расцвет обычно обнаруживается в небольшом числе «ареалов».

1-й цикл начинается в культурах Древнего Востока (древнеегипетский ареал, мистерии, посвященные мифу об Осирисе).

2-й цикл, т. н. «первый золотой век драмы», связан с Древней Грецией, где драматургия возникла на рубеже VI-V веков до н. э., выдвинула великих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана, теоретика драматургии Аристотеля.

3-й цикл, «первый серебряный век драмы», развился в античном ареале (эллинис-тичекая Древняя Греция и Рим), римские комедии (Плавт, Теренций), трагедии (Сенека), впоследствии оказавшие большое влияние на европейскую драматургию. В специфических формах драматургия развилась в вос-

точном ареале — в Древней Индии (Калидаса), Китае, Японии, других странах Востока и частично сохранила древнюю форму в современном восточном искусстве (японский театр но, кабуки и др.).

В истории европейской драматургии есть особенность, не свойственная истории поэзии и прозы — полутысячелетний перерыв в развитии. После гибели Римской империи (V век) театр был уничтожен. Драма заново родилась в церкви в виде вставок в литургию в IX веке (литургическая драма, позже полу-литургическая драма, или драма на паперти, мистерия, миракль, моралите, к XV веку — фарс), что составляет 4-й цикл.

В эпоху Возрождения (5-й цикл) в драматургию возвращаются жанры трагедии, комедии.

На пороге Нового времени (6-й цикл) начинается «второй золотой век драмы», возникают как модели драмы, определяемые литературными направлениями эпохи (драматургия классицизма, драматургия барокко), так и персональные модели драмы (У. Шекспир, Ф. Лопе де Вега). Драматургия выходит на первый план среди родов литературы.

В эпоху Просвещения (7-й цикл) драматургия снова уходит в тень, хотя появляются такие крупные драматурги, как Вольтер, Дидро (с именем которого связано появление жанра драмы, занявшего промежуточное место между трагедией и комедией), К. Гольдони, Г. Филдинга и др.

На рубеже XVШ-XIX веков (8-й цикл) начинается «второй серебряный век драмы», давший миру шедевры И. В. Гёте и Ф. Шиллера, драматургию предромантизма (например, рождение жанра мелодрамы, в становлении которого сыграли большую роль Ж. Ж. Руссо, Л. С. Мерсье, Г. де Пиксерекур; появление немецкой драматургии «Бури и натиска») и романтизма (В. Гюго, А. де Виньи, Д. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Л. Тик и др.). К этому времени относится воцарение культа Шекспира и широкое распространение шекспиризации, спор о драме между классицистами и романтиками.

9-й цикл (XIX век) — новый спад в истории драматургии, воцарение «хорошо сделанной драмы» (самый яркий пример — драматургия Э. Скриба). Но к этому времени относится возникновение нового ареала — России, драматургия начинает играть выдающуюся роль в русской культуре (А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский). Россия позже вошла в поле европейской драматургии, на нее не оказали слишком большое воздействие споры классицистов и романтиков, европейская шекспиризация вылилась в форму пушкинского шекспириз-ма — отправной точки русского масштабного реализма в драматургии.

Рубеж XIX-XX веков, известный как «серебряный век поэзии», в истории драматургии соответствует «третьему золотому веку драмы» (10-й цикл). «Новая драма» (Г. Ибсен, О. Уайльд, Д. Б. Шоу, Г. Гауптман, А. Стриндберг, М. Метерлинк и др.) открывает новые художественные средства этого рода литературы. Вершиной мировой драматургии можно считать русскую драму (А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. М. Горький). Русская драматургия, наряду с русским романом, сыграла огромную роль в создании образа России в культурных тезаурусах Европы и всего мира.

В ХХ веке (11-й цикл) наступает «третий серебряный век драмы». Значительны достижения американской психологической драмы (Ю. О’Нил, Т. Уильямс), развивается философская драма (Ж. П. Сартр, А. Камю, Л. Пиранделло, С. Беккет), документальная драма. Одно из выдающихся достижений — драматургия Б. Брехта. В драматургии уменьшается региональность, расширяется диалог Востока и Запада. Драматургия выходит за рамки театра, оказывает воздействие на кино, радио, телевидение.

На протяжении веков к драматургии обращались крупнейшие представители прозы (М. Сервантес, Ж. Ж. Руссо, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Л. Н. Толстой, Э. Золя, О. Уайльд, Ж. П. Сартр) и поэзии (Д. Мильтон, Д. Г. Байрон, В. Гюго, А. С. Пушкин), а прославленные драматурги достигали выдающихся ус-

пехов в поэзии и в прозе (У. Шекспир, Ж. Расин, Ф. М. Вольтер, П. О. К. Бомарше, Ф. Шиллер, Б. Брехт, С. Беккет, Т. Уильямс). Драматические произведения в стихах и прозе нередко предназначались для чтения, а не для представления в театре («Фауст» И. В. Гёте, «Жакерия» П. Мериме). В то же время в репертуаре театров большое место занимали инсценировки романов и повестей (Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, Э. Золя). Это говорит о том, что между родами литературы нет непроходимой границы, они взаимодействуют друг с другом и дополняют друг друга.

На рубеже XX-XXI веков (12-й цикл) драматургия под влиянием постмодернистской

парадигмы в известном смысле утратила достигнутые позиции, но очевидно, что это неизбежная фаза ритма развития драматургии, за которой следует ожидать новый подъем.

Лит.: Аникст А. А. История учений о драме. [Т. 1-5]. М., 1967-1988; Волькенштейн В. М. Драматургия. М., 1969; Захаров Н. В. Шекспир в творческой эволюции Пушкина. Jyvaskula, 2003; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2006; Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986; McGraw-Hill encyclopedia of world drama. N. Y.; L., 1984.

Вл. А. Луков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.