МИРОТВОРЧЕСКИЕ МИССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Мудрик Е.Е.1, Саблин Д.А.2
1Мудрик Екатерина Евгеньевна - студент, направление: правоохранительная деятельность;
2Саблин Дмитрий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории государства и права и конституционного права, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в данной статье рассмотрены миротворческие миссии как инструмент решения конфликтов и обеспечения безопасности. В работе указано, что конфликты могут иметь разную подоплеку и самые разные причины, включая идеологию, экономику, территориальные споры, религиозные воззрения. Постулируется, что для ликвидации конфликтов и для обеспечения безопасности зачастую требуется подключение миротворческих сил. Рассматриваются история вопроса и условия современности. В статье также указано, что миротворческие миссии помогают в том числе остановить применение ядерного оружия. В ходе миротворческих миссий силы ООН играют роль нейтральной стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между противоборствующими сторонами.
Ключевые слова: миротворчество, миротворческие миссии, решение конфликтов, безопасность, обеспечение безопасности.
Миротворческие миссии - это важный инструмент для того, чтобы разрешать конфликты, обеспечивать безопасность на государственном и мировом уровне. В современном мире общество часто сталкивается с конфликтными ситуациями, которые перерастают в боевые столкновения враждующих сторон. Конфликты могут иметь разную подоплеку и самые разные причины, включая идеологию, экономику, территориальные споры, религиозные воззрения. Для ликвидации конфликтов и для обеспечения безопасности зачастую требуется подключение миротворческих сил. Играют роль такие организации как ООН (Организация объединенных наций), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), ОАГ (Организация Американских государств) и др. [1].
Согласно требованиям международных стандартов, эти организации должны направлять в зону конфликта подготовленных морально, физически людей. Лица, участвующие в миротворческих миссиях, должны обладать развитым правосознанием, понимать в целом ситуацию, иметь образование и поступать легитимно, разумно и рационально [2].
Что касается правовых определений, можно отметить, что миротворческая деятельность ООН -деятельность, направленная на формирование условий, способствующих сохранению как можно большего числа человеческих жизней. Миротворческие миссии оказывают влияние на урегулирование и сдерживание конфликтов между странами, тем самым внося значительный вклад в мировую политику. В ходе миротворческих миссий силы ООН играют роль нейтральной стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между противоборствующими сторонами [3].
Возможность остановить, «загасить» конфликт может быть особенно важна в сложных ситуациях, в острых, конфликтогенных ситуациях.
Например, как известно, миссия ОМиС была создана резолюцией 143 Совета Безопасности ООН в 1960 году, когда правительство Республики Конго (КонгоЛеопольдвилль) обратилось с просьбой о помощи в сохранении территориальной целостности и суверенитета страны для предотвращения военной и политической интервенции Бельгии [2]. Были определены первоначальные цели операции: восстановить закон и порядок; удержать другие страны от кризиса; помочь выстроить экономическую систему страны и восстановить стабильность в регионе. Основной целью ОМиС было выведение бельгийских военнослужащих и оказание помощи для обеспечения внутренней стабильности. Развернувшийся по всей территории Конго военный контингент ООН вынудил Бельгийскую армию покинуть страну. Однако республика столкнулась с новой угрозой: провинции Южное Касаи и Катанга провозгласили свою независимость, активизировав сепаратистскую деятельность в регионе. Это поспособствовало в результате серьезному и существенному изменению мандата. Очевидно, все миротворческие миссии издавна и априори преследуют конкретные цели. И эти цели зачастую достигаются довольно результативно.
Миротворческие миссии помогли остановить применение ядерного оружия. В целом, оружие массового поражения находилось еще с 1961 года под строгим запретом. И по сей день этот возлагаемый запрет существенно влияет на безопасность, на мир и спокойствие в обществе.
На данный момент каждая из сторон (в случае участия в каком-либо конфликте) может обращаться к миротворческим миссиям по вопросам психологической, медицинской, продовольственной, информационно-правовой помощи. Миротворцы должны оказывать эту помощь, отказ недопустим [5].
Огромную роль сыграла миротворческая миссия в Нагорном Карабахе в 2020 году. Миротворцев командировали в Нагорный Карабах для предотвращения новых столкновений, для того, чтобы огонь
наконец-то прекратился. Информацию о нарушениях режима прекращения огня оперативно и без каких-либо промедлений передавали командованию. Миротворческая миссия также заключалась в том, что миротворцы следили за безопасностью движения транспорта, поддержанием правопорядка и пресекали противоправные действия в отношении обычных граждан (то есть не военных, а мирных жителей). Тогда же патрулирование вдоль линии соприкосновения, сопровождение колонн и грузов взяли на себя подразделения российской военной полиции [1].
Так, без данной миротворческой миссии в Нагорном Карабахе не было бы прекращения огня, жертвы могли быть в разы выше. Миссия 10 ноября 2020 года сыграла огромнейшую роль.
Миротворцы в Нагорном Карабахе жили автономно, в специальных помещениях. Они имели определенную подготовку, руководили процессом опытные люди [1].
Пример миротворческой миссии в Нагорном Карабахе является ярким, наглядным.
На основе анализа литературы можно постулировать, что авторитет института миротворческих миссий напрямую зависит от уровня защиты мирного населения. Значение также имеет то, что миротворческие миссии созданы для защиты гражданского населения. Если же местные жители не допускают и не верят, что гражданские лица находятся под защитой, в таком случае не представляется возможным создать импульс к мирному, безопасному развитию событий. Важно учитывать, что люди, наиболее пострадавшие и живущие в зоне конфликта, ожидают действенной защиты своих прав и законных интересов. Практика миротворческих миссий в разных регионах мира свидетельствует, что неспособность обеспечения безопасности и защиты гражданского населения, как главной задачи проведения миротворческой операции, приводит к неисполнению мандата миссии. Но нужно также понимать и то, что миротворцы ООН не могут и не должны нести единоличную ответственность за защиту гражданских лиц. Они несут службу в тесной координации с иными субъектами обеспечения безопасности. В особенности это касается полноценного и многоаспектного взаимодействия с силами принимающей стороны [4].
Несмотря на эффективность и несомненную значимость, иногда всё же возникают проблемы. К примеру, члены миссии косвенно находятся на стороне одного из участников конфликта, неверно расставляют приоритеты. Возможны также фальсификации и провокации, которые приводят лишь к усугублению конфликта, к острым и патовым ситуациям, не способствующим миротворчеству и компромиссу [4].
Ошибочные стратегии и неверные приоритеты однозначно деструктивно влияют на обстановку в мире, приводят к неприязни сторон [2].
Это зачастую происходит из-за неравномерного распределения позиций мировых держав в международных организациях. Назрела необходимость переформатирования международных органов, ответственных за мировую безопасность (Совета безопасности ООН). В условиях многополярного мира важно предоставить возможность странам, не входящим в Совбез ООН, но влияющих на мировую обстановку, иметь равные права с постоянными членами организации. За последние годы миротворческим силам не удалось окончательно решить военный конфликт мирным путем ни в одной горячей точке. Возможным решением по усовершенствованию деятельности миссий может быть ряд мер, использование которых может улучшить ситуацию.
Во-первых, должна быть сформирована четкая политика по подбору квалифицированных кадров для миротворческих сил, в приоритете независимость, честность, ответственность, профессионализм персонала. При этом, политические элиты не должны вмешиваться в этот процесс и продвигать своих сторонников [3].
Во-вторых, контингент должен оказывать полную гуманитарную, психологическую, медицинскую поддержку населению, оставшемуся без кормильцев, крова, получившему увечья и т.д.
В-третьих, необходимо проводить работу по продвижению мира, равенства, например, занятий по толерантности, терпимости. Особенно это важно для населения детского и подросткового возраста, ведь именно в это время формируется психика и мировоззрение человека[4].
В-четвертых, правовая регламентация миротворческих миссий должна быть применительна к конкретной территории.
Зачастую инфраструктура, расположенная вблизи линии разграничения, находится в разрушенном или частично разрушенном состоянии в связи с боязнью обострения конфликта. Как способ сближения враждующих сторон можно рассматривать восстановление зданий, дорог, жизненно важных объектов, религиозных сооружений совместными усилиями сторон на подконтрольных территориях и демилитаризованной зоне под контролем миротворцев. Следует полагать, что вдобавок возможно в дальнейшем проведение совместных мероприятий среди сторон, которые вступили в конфликт. Культурологический аспект может сыграть большую роль.
Использование данных мер в дополнение к существующим может позитивно повлиять на дальнейшее развитие отношений враждующих сторон и скорейшее завершение конфликта, так как наличие качественной инфраструктуры, достойное образование, здравоохранение, просветительская деятельность отбивают желание вести боевые действия, способствуют нормализации обстановки и возвращению людей к мирной жизни.
Список литературы
1. Болотников Е.А. Проблемы и перспективы развития работы миротворческих миссий / Е.А. Болотников // Актуальные проблемы конфликторазрешения в современном мире: от теории к практике, 2021. С. 28-31.
2. Габец Н.С. Проблемы ответственности участников миротворческих миссий / Н.С. Габец // Международное право и современный мир. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. С. 12-14.
3. Лобзов Г.П. Миротворческие миссии ООН: история, правовой статус, особенности / Г.П. Лобзов, А.С. Литвинов // Вопросы российского и международного права, 2021. Т. 11. № 6-1. С. 142-149.
4. Тишков С.А. Многокомпонентные миротворческие миссии ООН: опыт, проблемы, перспективы / С.А. Тишков. Орел: ОрелГУЭТ, 2017. 160 с.
5. Шамаров П.В. Международное миротворчество: политико-правовые основы / П.В. Шамаров // Этносоциум и межнациональная культура, 2019. № 6(132). С. 104-113.