Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. НА ПРИМЕРЕ МОЛДАВИИ'

ГУМАНИТАРНОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. НА ПРИМЕРЕ МОЛДАВИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСТВО / ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / МОЛДАВСКО-ПРИДНЕСТРОВСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / "МЯГКАЯ СИЛА"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ушурелу Ольга Владимировна

В статье рассматривается гуманитарная политика России не только в составе культуры, языка, науки и образования, но и миротворческих миссий. На примере Молдавии показано, насколько уникальна реализуемая гуманитарная миссия, создаёт предпосылки расширения двусторонних и многосторонних контактов со всеми участниками миротворческого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN HUMANITARIAN PEACEKEEPING IN THE POST-SOVIET SPACE (THE EXAMPLE OF MOLDOVA)

The author considers in the article the humanitarian policy of Russia to a wide extend, including in the concept of humanitarian policy, in addition to culture, language, science and education, - peacekeeping missions. The peacekeeping mission in Moldova is implemented in a unique way, creating the prerequisites for expanding bilateral and multilateral contacts with all participants in the peace process.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. НА ПРИМЕРЕ МОЛДАВИИ»

УДК 327

Гуманитарное миротворчество

России

на постсоветском пространстве

На примере Молдавии

Ольга УШУРЕЛУ

Вопросам миротворчества посвящено большое количество трудов, где оно анализируется с правовой, военно-силовой и политической точек зрения. Как показала практика, миротворческие операции, которые всегда рассматривались в качестве «жёсткой силы», являются не только стабилизирующим фактором в регионе, но и имеют предпосылки развития двусторонних и многосторонних связей. При этом крайне редко кто-либо из исследователей изучает миротворчество в качестве гуманитарного аспекта внешней политики государства.

О гуманитарной политике

Гуманитарная политика имеет многоуровневый и разнонаправленный характер и представляет собой сферу особых взаимоотношений

государств. Основной особенностью является то, что связи в гуманитарной сфере носят более долговременный характер.

УШУРЕЛУ Ольга Владимировна - аспирант Московского государственного областного университета. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: миротворчество, гуманитарная политика России, молдавско-приднестровское урегулирование, «мягкая сила».

Длительное время при исследовании международных отношений учёные не уделяли должного внимания гуманитарной политике. Только в 50-е годы ХХ в. начали рассматривать результаты деятельности культурно-гуманитарной сферы и выявлять закономерности, которые она вносит в область межгосударственных отношений. После изучения эмпирического опыта и полученных закономерностей использования элементов культуры и образования внешнеполитической деятельности последовал этап привлечения более современных элементов взаимодействия при реализации задач внешней политики. Всё это привело к тому, что гуманитарные компоненты внешней политики встраиваются в общественные отношения и оказывают влияние на формирование государственной политики и межгосударственных отношений ещё больше, чем это было ранее.

Очень часто гуманитарную политику соотносят исключительно с «мягкой силой», которая, согласно концепции её основоположника Дж. Ная, никогда не противопоставлялась «жёсткой». Он утверждает, что «мягкая» и «жёсткая» сила родственны по значению, но имеют разные инструменты и поведение [1].

К основным инструментам реализации «мягкой силы» России относят традиционные: культуру, науку, образование, работу с соотечественниками, распространение информации по каналам средств массовой коммуникации и т. д. и специфические: гуманитарные и миротвор-

ческие миссии, гуманитарную помощь, а также межпартийное и межпарламентское сотрудничество и пр.

Современная конфликтогенность геополитики и новые вызовы и угрозы ставят перед Россией проблему поиска баланса между «мягкой» и «жёсткой» силой. На первый план выходит тенденция по усилению использования невоенных средств в решении мировых проблем, таких как политико-экономическое, научно-техническое, информационное, культурное и международное сотрудничество, которые делают гуманитарную политику частью системы национальной безопасности страны. Поэтому на данный момент невозможно рассматривать военную, внешнеполитическую и гуманитарную деятельность вне их тесной взаимосвязи.

Российская Федерация в своей гуманитарной политике стремится охватить следующие направления:

- гуманитарные и миротворческие операции как самостоятельно, так и в рамках ООН, ОБСЕ и иных международных организаций;

- защита прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом;

- сохранение культурно-этнических традиций общества и социально-политического строя государств, в которых реализуются гуманитарные миссии;

- развитие партнёрских контактов в области образования, науки и культуры, использование русского языка в двусторонних и многосторонних связях;

- организация доступа к информации российских СМИ населения,

1 Леонова О. Г. «Мягкая сила» - ресурс внешней политики государства // Обозреватель-ОЪэегуег. 2013. № 4. С 30.

проживающего за рубежом, а также защита каналов информации от вливания заранее сфабрикован-

ных фактов и разъяснение официальной позиции Российской Федерации.

О миротворчестве

Согласно ст. 24 Устава ООН на Россию, как и на других постоянных членов Совета Безопасности, возложена «главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Ответственность за международный мир, а также необходимость обеспечения своей безопасности сделали миротворческие операции важной частью её внешней политики.

Первые миротворческие операции, проведённые под эгидой ООН, были осуществлены на Ближнем Востоке в 1948 г. Советский Союз начал принимать участие в международной миротворческой деятельности только с 1973 г., так как первоначально СССР не придавал ей значения, а согласно Конституции СССР участие в военных операциях предусматривалось только в случае агрессии или выполнения международных договорных обязательств. По этой причине нормативно-правовая база, регулирующая работу советских военнослужащих в миротворческих операциях, отсутствовала. Привлечение советских, а позже российских военнослужащих к международным операциям проходила по линии Министерства обороны либо правительства Советского Союза (в дальнейшем Российской Федерации).

ООН осуществляет традиционно три категории миссий: наблюдательные, операции по поддержанию и установлению мира, первоначально чётко разграничивая операции по поддержанию мира и силовые действия без согласия сторон [2] с разработкой базовых принципов миротворчества, к которым относят:

- согласие конфликтующих сторон;

- беспристрастность миротворцев;

- использование ими вооружения только в целях самообороны.

Эти принципы позволили ООН передавать свои полномочия в миротворческой сфере региональным организациям, отдельным странам или их блокам (с доминированием Соединённых Штатов Америки и стран НАТО), что зачастую приводило к исключительно силовому решению конфликтов с нарушением суверенитета и территориальной целостности государств при утрате ООН своей ведущей роли.

Строительство нового миропорядка в последние десятилетия возвращает ООН лидирующую роль в миротворчестве. Пересматриваются концепции, программы и проекты в рамках базовых операций, которые расширяют деятельность миротворческих сил в регионе.

2 Шамаров П. Периодизация международного миротворчества // Обозреватель-ОЪзегуег. 2018. № 7. С. 66-67.

Среди новых направлений работы можно выделить:

- меры по стабилизации и постконфликтного восстановления, включая программы развития местных общин;

- программы стабилизации и сокращения преступности, рабочей занятости населения;

- работа по разоружению и роспуску квазирегулярных групп вооружённого ополчения, добровольцев и полиции и пр. [3]

Всё это создаётся в рамках уже имевшейся нормативно-правовой базы миротворчества ООН, в России же она появилась намного позже, чем произошло присоединение нашей страны к миротворческой деятельности. Несмотря на это, Российская Федерация осуществила и продолжает осуществлять ряд успешных миссий по всему миру и в частности на территории СНГ.

На данный момент нормативная база миротворческих операций на пространстве СНГ состоит из трёх групп.

1. Документы, регламентирующие стратегию миротворчества в СНГ, а именно Устав СНГ (1993 г.) и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на терри-

тории государств - участников Содружества (1996 г.) [4].

В Уставе закреплён механизм организации консультаций между государствами в случае возникновения конфликтов и порядок выработки мер по их урегулированию, а также право принимать решения по реализации мер при участии только заинтересованных государств. В Уставе записано, что поддержание мира и стабильности является главным условием существования Содружества.

Концепция фиксирует общие подходы к вопросам поддержания мира, урегулированию конфликтов и совместным действиям по разрешению споров и разногласий. Она не допускает принудительных действий при урегулировании конфликта без санкции Совета Безопасности ООН [5].

2. Документы, регламентирующие военные аспекты миротворчества, а также вопросы по использованию и формированию коллективных сил. Основным в этой группе является Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (1996 г.) [6] и дополняющие его документы. Хотя, как показала практика, все миротворческие под-

3 Тишков С. Новые подходы ООН к демилитаризации постконфликтных государств. Ч. 2. Концепции, миротворческие практики и полученные уроки // Обозреватель-Übserver. 2018. № 7. С. 74.

4 Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств -участников Содружества (принята 19 января 1996 г.) // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/ index.html#reestr/view/text?doc=536

5 Романчук С. Миротворчество России на постсоветском пространстве: итоги и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 1. С. 76.

6 Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/ reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=529

разделения, которые были созданы в рамках СНГ, были сформированы силами России.

3. Документы, касающиеся конкретных операций по поддержанию мира на территории государств Содружества.

В Концепции внешней политики России 2016 г., как и в её предыдущих редакциях, записано, что «миротворчество является действенным элементом поддержания мира».

Российское миротворчество в рамках СНГ имеет двойное значение. С одной стороны, проведение операций по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве необходимо для обеспечения безопасности границ с постсоветскими государствами, с которыми существуют тесные связи во многих сферах жизни. Это отвечает интересам России по отношению к защите прав и интересов российских граждан, этнических русских и рус-

скоязычного населения, подвергающегося давлению со стороны национального большинства. Это послужило причиной, по которой с начала 90-х годов миротворчество расценивается как механизм обеспечения национальной безопасности и защиты жизненно важных интересов России.

С другой стороны, проведение операций по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве способствует развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами СНГ, а также укреплению интеграционных структур с участием Российской Федерации на постсоветском пространстве, где проживает большое по численности русскоговорящее население. Россия стремится задействовать все площадки для создания достойных условий жизни своих граждан и соотечественников в государствах СНГ.

Миротворческая миссия в Молдавии

Вооружённый конфликт в Молдавии начался в 1992 г. Для Российской Федерации миротворческая операция на Днестре была одной из первых на постсоветском пространстве. Она отличается определённой спецификой и считается, по оценкам экспертов ООН, одной из самых результативных в мире.

Базовым документом, согласно которому до сих пор действует миротворческая миссия в Приднестровье,

является Соглашение «О принципах мирного урегулирования», подписанное 21 июля 1992 г. между президентами России Б. Ельциным и Молдавии М. Снегуром при участии лидера Приднестровья И. Смирнова [7]. Подписанию данного соглашения предшествовали события, связанные с боевыми действиями за правобережный приднестровский город Бендеры (19-21 июня 1992 г.), в частности:

7 Соглашение о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г. // URL: http://mfa-pmr. org/ru/sGv

- Верховный Совет РФ выступил с осуждением боевых действий в г. Бендеры;

- воинские подразделения 14-й российской армии, базировавшейся в левобережной части Молдавии (ныне территории Приднестровья), обратились к Б. Ельцину с просьбой разрешить им вмешаться в конфликт;

- президент Молдавии М. Снегур обратился к руководству России с просьбой о посредничестве в разрешении конфликта.

4-5 июля 1992 г. в Москве состоялась первая встреча сторон, а затем было подписано Соглашение о прекращении огня между сторонами конфликта (7 июля 1992 г.).

Благодаря достигнутому решению был:

- создан орган, руководящий миротворческой операцией - Объединённая контрольная комиссия (ОКК), состоящая из представителей Молдавии, Приднестровья и России;

- определена буферная зона, которую заняли прибывшие российские миротворцы совместно с молдавскими и приднестровскими военнослужащими.

1 августа 1992 г. стороны отвели вооружения с боевых позиций.

В 1992 г. Россия начала операцию на Днестре без мандата ООН, ОБСЕ или СНГ. Фактически на основании межгосударственного соглашения были развёрнуты российские национальные контингенты и с участием в миротворчестве вооружённых формирований противоборствующих сторон - Молдавии и Приднестровья, что выходило за рамки классических миротворческих механизмов ООН, но в условиях того времени это способствовало прекращению огня, вооружённых действий и человеческих

жертв. Привлечение сторон к принятию решений по прекращению огня и обеспечению безопасности переговоров явилось «нестандартной» формой осуществления миротворчества.

Помимо завершения открытого противостояния объединённые миротворческие силы способствовали стабилизации политической обстановки и создали условия для налаживания диалога Кишинёва и Тирасполя по разрешению конфликта, что являлось основной целью миротворческой операции. Переход к переговорам не был бы возможен, если бы обе враждующие стороны не имели желания, которому способствовал авторитет России в регионе. Это один из основных принципов миротворчества.

В дальнейшем состав участников переговоров расширялся: в 1994 г. присоединилась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в 1998-м - Украина. ЕС и США включились в формат в качестве наблюдателей, а до этого действовал формат «3 + 2», который был региональным. При этом главную роль в поддержании мира играли Совместные миротворческие силы, сформированные из военнослужащих Молдавии, Приднестровья и России. Ныне действует формат «5 + 2», в котором руководящим органом продолжает выступать ОКК, представленная на равноправной основе сторонами конфликта и Россией, а также наблюдателями из ОБСЕ и Украины. Площадка ОКК позволяет своевременно выявлять возможные разногласия и принимать необходимые меры. Украина в конфликте представлена своими военными наблюдателями в Совместных миротворческих силах.

Для Миссии ОБСЕ приднестровский конфликт является наиболее «близким к урегулированию» из всех конфликтов на постсоветском пространстве [8]. Эксперты ОБСЕ считают, что приднестровский конфликт является сугубо политическим, отсутствуют острые противоречия в религиозной и этнической сферах, что делает его относительно наиболее быстро разрешаемым при использовании инструментов переговоров. В задачи Миссии ОБСЕ вначале входило:

- способствовать достижению прочного политического урегулирования;

- сбор и предоставление информации о ситуации в регионе;

- способствовать осуществлению Соглашения о выводе иностранных войск с территории Молдавии;

- предоставлять консультации по правам человека, меньшинств, определить особый статус Приднестровья;

- устанавливать контакты со всеми сторонами конфликта.

В 1999 г. к мандату было добавлено:

- обеспечение условий, удовлетворяющих обе стороны конфликта, по вывозу и уничтожению российских боеприпасов;

- координация действий по изъятию имеющихся боеприпасов у населения [9].

Статья 5 Соглашения о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова (1992 г.) предусматривает переговоры сторон о возврате беженцев и восстановлении хозяйственных и жилых объектов при непосредственном содействии России. Это дало толчок развитию гуманитарных и инфраструктурных проектов в Приднестровье, которые осуществляются при участии России, программ развития ООН, ОБСЕ, различных зарубежных фондов и спонсоров. Проекты предусматривают следующие направления:

- обеспечение школ и детских садов литературой;

- оснащение социальных объектов необходимым инвентарём и оборудованием;

- проведение ремонта и восстановление социальной инфраструктуры;

- демонтаж канатной дороги между городами Рыбница и Резина;

- изъятие вооружения;

- привлечение сторон к сотрудничеству в правоохранительной деятельности и признании документов и пр.

Благодаря проведённой миротворческой операции в Приднестровье началась мирная жизнь и появились условия для возврата беженцев. Помимо охраны буферной

8 Popeccu N., Litra L. Transnistria: A Bottom - Up Solution // European Council on Foreign Relations. L., 2012. September.

9 Растольцев С. В. Роль ЕС и ОБСЕ в разрешении затяжных конфликтов на постсоветском пространстве // Вызовы для России в меняющемся мире. Серия «Библиотека Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова». 2015; Загорский А. В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью. М.: ИМЭМО РАН, 2015.

зоны миротворцы осуществляют изъятие оружия и боеприпасов в зоне конфликта, хотя население не спешит возвращать имеющееся оружие, опасаясь нового обострения ситуации.

По данным на 2014 г.:

- у населения было изъято 220 ед. стрелкового оружия, 43 гранатомёта, 1400 гранат, 155 тыс. патронов;

- разминировано 6,5 тыс. противотанковых мин, более 2 тыс. противопехотных мин, 250 фугасов и свыше 4 тыс. иных взрывоопасных предметов в зоне безопасности [10, с. 63].

Кроме того, в Приднестровье расположен крупнейший в Восточной Европе склад боеприпасов в с. Колбасное (Рыбницкий район). Много раз поднимался вопрос о его ликвидации, но так и не было достигнуто соглашение, хотя срок службы вооружения истёк.

Благодаря слаженному механизму миротворческой операции уже 26 лет удаётся предотвращать конфликт и обеспечивать мирное существование жителей обоих берегов Днестра.

Географическое положение Приднестровья (между Украиной и Молдавией) и обострение геополитической ситуации в 2014 г. между Россией и странами Запада из-за Украины, а также события на её юго-востоке привели к обострению приднестровского вопроса. Имея воору-

жённый конфликт на юго-востоке, Украина рассматривает Приднестровье в качестве угрозы национальной безопасности из-за находящихся в регионе российских вооружённых формирований, входящих в миротворческий контингент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Украина стремится выдавить российский миротворческий контингент из Приднестровья и фактически лишает себя статуса страны - гаранта безопасности: в 2015 г. Верховная рада Украины разорвала российско-украинское межправительственное соглашение «О транзите российских военных формирований по Украине из Приднестровья» [11].

Действия властей Республики Молдова и Украины направлены на ухудшение социально-экономического положения Приднестровья, заставляя руководство ПМР принимать невыгодные для региона условия вхождения в состав Молдавии.

Несмотря на прекращение огня и вооружённых действий, а также успешное функционирование миротворческой операции, стороны не решают вопрос о статусе Приднестровья. Этому способствуют и внутриполитические проблемы самой Молдавии: в стране никак не могут договориться о государственном языке - молдавский или румынский. Внутренние проблемы сопровождаются ростом коррупции, обнищанием населения, огромными потоками миграции, а также выдавливанием

10 Шамаров П. В., Лавренов С. Я. Российское миротворчество в Приднестровье (К 25-летию со дня начала) // Обозреватель-Observer. 2017. № 10.

11 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о транзите через территорию Украины воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова // URL: http://www.mid.ru/foreign_ poUcy/intemational_contracts/2_contract/-/storage-viewer/büateral/page-287/47789

русского языка. Это происходит несмотря на то, что раскол страны и появление ПМР (в 1992 г.) произошло именно из-за неопределённого статуса русского языка.

В 2016 г. власти Кишинёва совместно с Киевом изменили процедуру импорта по приднестровскому участку железной дороги, что привело к росту издержек приднестровских производителей. В 2016 г. был установлен первый молдавский погранично-таможенный пост на при-днестровско-украинском участке границы.

Таким образом, возникла ситуация, когда между молдавскими и приднестровскими военными отсутствует буферная зона и есть возможность прямых провокаций. Украинская сторона, расположив на своей территории молдавскую та-моженно-пограничную службу, предоставила Молдавии право контролировать не только экспорт из региона, но и импорт продовольственных товаров.

Другими причинами роста напряжённости в регионе являются призывы молдавской стороны к трансформации миротворческой миссии в формат международной военно-гарантийной или граждан-ско-полицейской миссии под эгидой НАТО [10, с. 67] и попытки подорвать деятельность ОКК, выдворяя российских дипломатов, входящих в её состав, из страны.

Все действия Молдавии и Украины направлены на сокращение российского присутствия в регионе. При этом Молдавия не готова к уре-

гулированию молдавско-приднестровского конфликта. Несколько раз стороны были близки к разрешению конфликта: в 2003 г. при участии экспертов из России, но молдавская сторона отказалась подписать «Меморандум Козака» [12], предусматривавший федеративное устройство страны, хотя он уже был подписан приднестровской стороной, которая согласилась на значительные уступки в своих требованиях.

На данный момент ситуация осложняется тем, что Молдавия, являясь парламентской республикой, находится в преддверии парламентских выборов и присоединение приднестровских территорий может привести к неожиданным результатам на них. Ни одна политическая фракция молдавского парламента не стремится к разрешению ситуации.

Современная проблема урегулирования конфликта очень непроста: с одной стороны, Молдавия хочет, чтобы прекратилось противостояние, но при этом нет плана дальнейшей интеграции Приднестровья в страну, а с другой - молдавские политики патологически боятся воссоединения страны. Приходится разыгрывать «российскую карту» перед европейскими партнёрами, обвиняя российских дипломатов в шпионаже и высылая их по разным поводам из страны для получения очередных траншей от ЕС, которые только усиливают коррупцию в стране.

Развитие ситуации в Молдавии внимательно отслеживается миро-

12 Меморандум об основных принципах государственного устройства объединённого государства» (не подписан) // URL: http://mfa-pmr.org/ru/KdT

вым сообществом. Регулярно проходят встречи сторон переговоров в Вене и Берлине при содействии участников формата «5 + 2», неоднократно лидеры европейских государств, Молдавии и России обсуждали проблемы приднестровского урегулирования и высказывали мнение о необходимости решения проблемы. Помимо сотрудничества на внешнеполитическом уровне идёт сотрудничество в рамках двусторонних контактов: Россия осуществляет гуманитарную помощь и проекты в регионах Молдавии, были заключены соглашения в сфере культуры, науки и об-

разования, которые позволяют населению получать доступ к российским учебным программам и ресурсам [13]. Около 300 тыс. жителей региона являются гражданами России, которые имеют доступ к образованию на русском языке только в Приднестровье и Гагаузии, остальная часть страны не имеет права выбора языка образования. На пике националистических настроений 90-х годов это представляло существенную проблему, которая вызвала переселение русскоговорящего населения в Приднестровье и за пределы Молдавии.

Российская Федерация, осуществляя миротворческую миссию на Днестре, использует прагматичный подход. Несмотря на все существующие проблемы, миротворческий формат, созданный ещё 26 лет назад, продолжает действовать и остаётся одним из самых успешных в мире. Благодаря «нестандартности» операции решаются базовые цели миротворчества и создаются предпосылки политического урегулирования конфликта.

Своевременные меры предотвратили дальнейшие боевые действия и жертвы среди населения и военизированных формирований. Российское присутствие в регионе оказывает стабилизирующее влияние на обстановку и политические процессы. Отказ Российской Федерации продолжать миротворческую деятельность может уменьшить её политическое влияние в регионе и негативно повлиять на обеспечение её национальной безопасности, что, несомненно, увеличит шансы стран Запада урегулировать конфликт своими методами и ускорит полную ориентацию политики и экономики Молдавии на Европейский союз, а также поспособствует размещению военных структур блока НАТО.

Проведение миротворческой миссии в Приднестровье затрагивает вопросы соблюдения прав и свобод соотечественников и граждан России, проживающих на территории Молдавии. Миротворческий формат создал предпосылки развития двустороннего и многостороннего сотрудничества со всеми участниками переговоров, что, несомненно, является частью гуманитарной политики.

13 Ушурелу О. В. Особенности современных российско-молдавских взаимоотношений в гуманитарной сфере // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2017. № 4. С. 137.

Библиография • References

Загорский А. В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью. М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 118 с. [Zagorskij A. V. Mirotvorchestvo i mezhdunarodnoe upravlenie reglonal'noj

bezopasnost'yu. M.: IMEMO RAN, 2015. - 118 s.] Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества (принята 19 января 1996 г.) // URL: http:// cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=536 [Koncepciyа predotvrashcheniya i uregulirovaniya konfliktov na territorii gosudarstv -uchastnikov Sodruzhestva (prinyatа 19 yanvarya 1996 g.) // URL: http://cis. minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=536]; Леонова О. Г. «Мягкая сила» - ресурс внешней политики государства //

Обозреватель-Observer. 2013. № 4. С. 27-40. [Leonova O. G. «Myagkaya sila» - resurs vneshnej politiki gosudarstva // Obozrevatel'-

Observer. 2013. № 4. S. 27-40] Меморандум об основных принципах государственного устройства объединённого государства» (не подписан) // URL: http://mfa-pmr.org/ru/KdT [Memorandum ob osnovnyh principah gosudarstvennogo ustrojstva ob»edinyonnogo

gosudarstva» (ne podpisan) // URL: http://mfa-pmr.org/ru/KdT] Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=529 [Polozhenie o kollektivnyh silah po podderzhaniyu mira v SNG // Edinyj reestr pravovyh aktov i drugih dokumentov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv // URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=529] Растольцев С. В. Роль ЕС и ОБСЕ в разрешении затяжных конфликтов на постсоветском пространстве // Вызовы для России в меняющемся мире. Серия «Библиотека Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова». 2015. С. 62-75. [Rastol'cev S. V. Rol' ES i OBSE v razreshenii zatyazhnyh konfliktov na postsovetskom prostranstve // Vyzovy dlya Rossii v menyayushchemsya mire. Seriya «Biblioteka Instituta mirovoj ehkonomiki i mezhdunarodnyh otnoshenij imeni E. M. Primakova». 2015. S. 62-75]

Романчук С. Миротворчество России на постсоветском пространстве: итоги и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 1. С. 72-79/

[Romanchuk S. Mirotvorchestvo Rossii na postsovetskom prostranstve: itogi i perspektivy // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 1. S. 72-79]

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о транзите через территорию Украины воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_ contract/-/storage-viewer/bilateral/page-287/47789 [Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Ukrainy o tranzite cherez territoriyu Ukrainy voinskih formirovanij Rossijskoj Federacii, vremenno nahodyashchihsya na territorii Respubliki Moldova // URL: http://www. mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/ bilateral/page-287/47789]

Соглашение о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г. // URL: http://mfa-pmr.org/ru/sGv [Soglashenie o principah mirnogo uregulirovaniya vooruzhyonnogo konflikta v Pridnestrovskom regione Respubliki Moldova ot 21 iyulya 1992 g. // URL: http:// mfa-pmr.org/ru/sGv] Тишков С. Новые подходы ООН к демилитаризации постконфликтных государств (часть 2). Концепции, миротворческие практики и полученные уроки // Обозреватель-Observer. 2018. № 7. С. 73-83. [Tishkov S. Novye podkhody OON k demilitarizatsii postkonfliktnykh gosudarstv (chast' 2). Kontseptsii, mirotvorcheskie praktiki i poluchennye uroki // Obozrevatel'-Observer. 2018. № 7. S. 73-83] Ушурелу О. В. Особенности современных российско-молдавских взаимоотношений в гуманитарной сфере // Вестник московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2017. № 4. С. 132142.

[Ushurelu O. V. Osobennosti sovremennykh rossijsko-moldavskikh vzaimootnoshenij v gumanitarnoj sfere // Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Istoriya i politicheskie nauki». 2017. № 4. S. 132-142] Шамаров П. В., Лавренов С. Я. Российское миротворчество в Приднестровье (К 25-летию со дня начала) // Обозреватель-Observer. 2017. № 10. С. 58-71. [Shamarov P. V., Lavrenov S.YA. Rossijskoe mirotvorchestvo v Pridnestrov'e (K 25-letiyu

so dnya nachala) // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 10. S. 58-71] Шамаров П. Периодизация международного миротворчества // Обозреватель-

Observer. 2018. № 7. С. 62-72. [SHamarov P. Periodizatsiya mezhdunarodnogo mirotvorchestva // Obozrevatel'-

Observer. 2018. № 7. S. 62-72] Popeccu N., Litra L. Transnistria: A Bottom - Up Solution // European Council on Foreign Relations. L., 2012. September. P. 3-14.

Статья поступила в редакцию 9 августа 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.