Научная статья на тему 'Миротворческая операция России по принуждению Грузии к миру как фактор защиты гражданского населения в вооруженном конфликте'

Миротворческая операция России по принуждению Грузии к миру как фактор защиты гражданского населения в вооруженном конфликте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1524
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тишков Сергей Александрович

В данной статье автор рассматривает миротворческую деятельность Российской Федерации по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миротворческая операция России по принуждению Грузии к миру как фактор защиты гражданского населения в вооруженном конфликте»

УДК 327.56(470+479.22)

Тишков С. А. Миротворческая операция России

по принуждению Грузии к миру как фактор защиты гражданского населения в вооруженном конфликте

В данной статье автор рассматривает миротворческую деятельность Российской Федерации по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Ключевые слова: урегулирование конфликта, миротворческая деятельность, принуждение к миру.

Современные тенденции развития миротворчества свидетельствуют о том, что его основу должна составлять основная гуманитарная миссия - спасение людей. Проблема обеспечения безопасности гражданских лиц в ходе конфликтов остается одним из наиболее острых вопросов в миротворческой деятельности. Во многих современных вооруженных конфликтах жертвы среди мирного населения и нанесение ущерба гражданской инфраструктуре являются не просто побочными продуктами войны, а следствием преднамеренных действий, направленных против некомбатантов.

Данный вывод получил подтверждение в ходе агрессии Грузии на территорию самопровозглашенной Республики Южная Осетия. Даже название «Чистое поле», выбранное для разработанной Грузией операции «по восстановлению конституционного порядка», говорит само за себя. В качестве целей грузинской артиллерии наряду с расположениями миротворцев и частей Вооруженных сил Республики Южная Осетия были отмечены больницы, школы, административные здания и другие явно не военные объекты. Беспорядочный обстрел жилых домов Цхинвала должен был посеять панику среди осетин и заставить их бежать за Кавказский хребет. Видимо, путем целенаправленного истребления мирных жителей президент Саакашвили хотел раз и навсегда решить проблему осетинского сепаратизма. Это подтверждается тем, что после ввода российских войск

в Южную Осетию, а затем - в Грузию мировые СМИ были переполнены фальсифицированной информацией о «жертвах среди мирного населения Грузии», при этом практически ничего не говорилось о сотнях осетин, погибших в Цхинвале.

Организация Объединенных Наций (ООН) на протяжении многих десятилетий прилагает значительные усилия по обеспечению защиты гражданского населения в ходе конфликтов. Приняты различные конвенции по международному гуманитарному праву и правам человека, в которых заложены нормы в отношении обращения с гражданскими и другими лицами, пользующимися защитой. Практически все государства-члены ООН ратифицировали Женевские конвенции 1949 года, при этом большинство подписали или ратифицировали Протоколы 1977 года.

Вместе с тем невыполнение сторонами в вооруженном конфликте норм международного права, отсутствие эффективных механизмов их обеспечения явились причинами возникновения ситуаций, при которых на долю гражданских лиц выпадают несоизмеримые страдания, предупредить которые международное сообщество оказывается бессильным. «Во время геноцида в Руанде в своих домах уничтожались целые семьи, а в рамках организованной кампании массового истребления людей жертвами становились целые деревни. В Сьерра-Леоне с 1997 года различного рода увечья получили свыше 500 гражданских лиц. В Бурунди

№ 4 2008 г.

свыше четверти миллиона человек погибли и сотни тысяч неоднократно изгонялись из своих мест обитания»1.

К сожалению, это имело место и в Южной Осетии.

Только стремительное силовое вмешательство Российской Федерации в конфликт на Кавказе и эффективное проведение в августе 2008 года операции по принуждению Грузии к миру позволило предотвратить геноцид осетин в Республике Южная Осетия.

Активная позиция Российской Федерации в данном конфликте является подтверждением того факта, что миротворческая деятельность стала одним из важных направлений внешнеполитической деятельности нашей страны.

Российская Федерация как постоянный член Совета Безопасности ООН сознает свою ответственность за поддержание мира в регионах, имеющих стратегическое значение для ее безопасности. Она активно участвует в предотвращении и урегулировании вооруженных конфликтов, содействии установлению и поддержанию мира как политическими средствами, так и посредством предоставления персонала для проведения миротворческих операций ООН и коллективных сил региональной безопасности.

В «кризисных» государствах правительства в условиях труднодоступных районов ввиду большой протяженности, сложности рельефа или отсутствия развитой инфраструктуры, активного вторжения незаконных формирований со стороны соседних государств, как правило, не контролируют порядок на большей части территории. К числу таких государств относится и Грузия.

В начале грузинской агрессии в августе 2008 года Российская Федерация оказалась перед непростым выбором между «плохим» и «очень плохим», по мнению Запада, вариантами развития событий.

Грузинские политики рассчитывали, что Россия не захочет портить отношения с Западом и посылать войска, а так как к этому в мире все уже привыкли, ограничится только гневными заявлениями и прервет отношения с Грузией. Первый вариант подразумевал продолжение не-

внятных политических действий в рамках Смешанной контрольной комиссии, демонстрацию слабости и сдачу позиций в Закавказье, а следовательно, и полную потерю авторитета как гаранта стабильности на постсоветском пространстве.

Россия выбрала второй вариант. В условиях, когда нормы международного права подменялись политической целесообразностью, Грузия рассчитывала на безнаказанность, а Россия, находясь в положении обороняющейся стороны, не имела другого выбора. Операция «по принуждению Грузии к миру» имела целью спасти население республики Южной Осетии, имеющее право на самоопределение, от уничтожения.

«Россия, выступив в защиту истребляемого грузинскими войсками населения Южной Осетии (большая часть которого является российскими гражданами) и поддержав своих военнослужащих из миротворческого контингента, на которых было совершено неспровоцированное нападение, сделала единственно возможный в сложившейся ситуации шаг. Логика защиты мирного населения в зоне своего миротворческого контроля безупречна как с политической, так и с моральной точек зрения. Операция войск в этой связи была совершенно правильно охарактеризована как «принуждение Грузии к миру» - не война против Грузии, а миротворческая акция, призванная вынудить агрессора прекратить свои действия»2.

Жесткие меры по защите мирного населения в зоне ответственности российских миротворцев подтвердили расширенную трактовку руководством страны понятия миротворческих операций. Поэтому реакцию Москвы на военную акцию Грузии необходимо, на наш взгляд, рассматривать с учетом новых реалий современного миропорядка.

Эти действия стали крайней мерой после безуспешного применения всего арсенала доступных мер по урегулированию конфликта. Как известно, Россия активно участвовала в политическом процессе грузино-осетинского конфликта, подготовке Дагомысского (Сочинского) соглашения о принципах урегулирования конфликта. В процессе 12-летнего периода мирного

урегулирования (1992-2004 гг.) были подписаны важные документы, обеспечивавшие реабилитацию конфликтной территории. Особо следует отметить Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте от 15 мая 1996 года и российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии и восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и о возвращении беженцев от 3 декабря 2000 года. До 2004 года Москва стремилась к объективности и нейтралитету, сохранению статус-кво как наилучшего выхода из создавшегося положения.

В ходе миротворческой операции, начатой в июле 1992 года, в зону конфликта в составе миротворческих сил был введен российский миротворческий батальон. Согласно мандату миротворцы контролировали 10-километровую разделительную зону и не имели права вмешиваться вооруженные действия сторон. Представители России активно участвовали в работе Смешанной контрольной комиссии (СКК) и фиксировали нарушения Грузией международных соглашений и законов.

Неоднократно допускаемые Грузией в 2004-2008 годах нарушения мирных соглашений по урегулированию конфликта послужили изменению позиции Российской Федерации. 21 марта 2008 года Государственная Дума приняла заявление, в котором в качестве условий для возможного признания независимости Абхазии и Южной Осетии обозначила вступление Грузии в НАТО и силовую операцию против непризнанных республик.

Применяя силу для урегулирования конфликта, Россия очень корректно выполнила операцию по принуждению Грузии к миру, ограничившись вытеснением грузинской армии из Южной Осетии и ликвидацией грузинской военной машины. При этом она не разрушила инфраструктуру Грузии и не наносила ударов по ее столице - г. Тбилиси, как это проделали силы НАТО в Югославии в 1999 году.

Продолжением последовательной политики России в кавказском кризисе стало

признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Россия до последнего оставалась верной принципу территориальной целостности государств и сочла возможным отклониться от него только в исключительной ситуации, обусловленной массовыми убийствами граждан России, после фактического нивелирования данного принципа ведущими мировыми державами при рассмотрении «косовского вопроса».

Признав Абхазию и Республику Южная Осетия, Россия показала миру, что навязываемая Западом модель сотрудничества, построенная на лицемерии и двусмысленности, больше не приемлема.

При этом следует особо отметить, что в соответствии с нормами международного права была признана независимость только тех территорий, в отношении которых метрополия допустила акты неоправданной жестокости, делающие дальнейшее пребывание этих территорий в составе метрополии в принципе невозможными327.

Таким образом, в ходе кавказского кризиса 2008 года Россия проявила себя как государство, способное обеспечить соблюдение прав человека и защиту своих граждан и гражданского населения в условиях вооруженных межэтнических конфликтов.

Опыт проведения Россией миротворческих операций позволяет сделать вывод о том, что существующий механизм миротворческой деятельности под эгидой ООН и в рамках региональных организаций (СНГ, ОДКБ) нуждается в дальнейшем совершенствовании, особенно в части согласования процедуры действий по применению военной силы в отношении стороны, нарушающей взятые перед мировым сообществом обязательства, и адекватности и допустимого предела использования военной силы.

В настоящее время предстоит коллективно выработать новую международную архитектуру коллективной безопасности и сотрудничества, соответствующую новым мировым реалиям.

В послании Федеральному Собранию РФ Президент страны Д.Медведев особо подчеркнул, что ответы на новые угрозы могут быть найдены только коллективными усилиями, и поэтому Россия последо-

№ 4 2008 г.

вательно выступает за продуманную реформу ООН и повышение эффективности ее структур и механизмов3.

В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Поэтому современная ситуация в мире требует поиска новых подходов, стратегии и тактики в разрешении конфликтов. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения до эскалации, создания механизмов их предотвращения и урегулирования. Урегулирование конфликтов является сложной задачей, и любое продвижение в этой области имеет важное значение для всего мирового сообщества.

Политический и правовой механизм урегулирования конфликтов должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях, включая:

- действенный механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками;

- многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон независимо от их региональной принадлежности;

- универсальный механизм в рамках международных институтов и организационных структур, включая региональные организации коллективной безопасности, международные неправительственные организации.

Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводится государствами по дипломатическим каналам при активном участии ООН.

К таким моделям можно отнести:

- прекращение огня в межгосударственной войне или внутригосударственном конфликте путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН и его специальных представителей, с участием дипломатии заинтересованных стран (эта модель была использована в ирано-иракской войне);

- двустороннее и многостороннее урегулирование при участии государств-гарантов и использовании миротворческих инициатив и возможностей ООН;

- межгосударственное урегулирование при посредничестве третьей стороны (ООН, СНГ, ЛАГ, АС, международных неправительственных организаций);

- политическое урегулирование конфликта на основе диалога.

1 Доклад Генерального секретаря ООН Совету Безопасности (8/1999/957)// Материалы официального сайта ООН (www.un.org).

2 Котляров И. Предварительные итоги российской миротворческой акции в зоне грузино-осетинского конфликта// Россия в глобальной политике. 2008. № 5.

3 Там же.

4 Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 05.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.