Научная статья на тему 'Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе'

Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
673
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смоляр Мария Овсеевна

Представлены результаты исследования миромоделирующего потенциала жанра загадки. Основная задача жанра заключается в ознакомлении носителя народной культуры с категориальной фольклорной системой. Одной из особенностей моделирования действительности в исследуемом жанре является представление объектов с учетом их прагматических признаков, а также внешних характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World-modeling function of the riddle genre in folklore discourse

In the article the results of world-modeling potential of the riddle genre is researched. Due to the main function of the riddle, which is to teach to group, categorise all objects in the world, one of the world-modeling peculiarities is to represent objects in accordance to their pragmatic and outward appearance.

Текст научной работы на тему «Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе»

М. О. Смоляр

МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЖАНРА ЗАГАДКИ В ФОЛЬКЛОРНОМ ДИСКУРСЕ

Представлены результаты исследования миромоделирующего потенциала жанра загадки. Основная задача жанра заключается в ознакомлении носителя народной культуры с категориальной фольклорной системой. Одной из особенностей моделирования действительности в исследуемом жанре является представление объектов с учетом их прагматических признаков, а также внешних характеристик.

Возникший на рубеже ХХ-ХХ1 столетия интерес к проблеме миромоделирования в языке и дискурсе и его национальным особенностям способствовал появлению большого числа трудов, посвященных этой теме. Так, особенности процесса миромоделирования изучались в художественном, политическом, образовательном, научном и других видах дискурса (см. работы Н.Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, О.А. Корнилова,

В.Н. Топорова, Н.И. Толстого, А. Д. Шмелева, З.И. Резановой и др.).

Особое внимание исследователей в аспекте миро-моделирования сосредоточено на материале народной культуры, в частности фольклоре (см. работы А.К. Байбурин, А.Т. Хроленко, Т.В. Цивьян, С.Ю. Неклюдов, Н.И. Толстой и др.). Являясь хранилищем многовекового опыта народа, «фольклор в пространстве повседневного общения... выполняет ряд важнейших функций: когнитивных, социальных, идеологических» [1. С. 312]. Среди пестрого разнообразия фольклорных форм (музыкальных, изобразительных) наиболее действенным для хранения и передачи информации о мире, несомненно, является язык. Функционирующий в рамках народной культуры, язык хранит в себе определенный образ мира, который одновременно оказывает обратное влияние на носителей культуры, «навязывая» им выработанное столетиями видение мира. Обработанная информация в виде сообщений хранится и передается через поколения, реализуясь в различных жанрах. Особым пластом фольклорных жанров являются малые жанры, к которым относится загадка.

Данный фольклорный жанр представляет собой «небольшое фольклорное произведение, где иносказательно даются изображения предметов, которые предлагается отгадать» [2. С. 9]. Одной из специфических черт жанра загадки является особый выбор объектов действительности, участвующих в загадывании. Среди большого набора объектов в «загадочном» жанре будут задействованы только те, которые относятся к реалиям материального мира, обладают яркими внешними характеристиками, выполняют важные, необходимые для человека функции. Такие требования к объектам действительности обусловлены задачей самого жанра, заключающейся в обучении категоризации действительности, вычленении важных с точки зрения прагматики предметов и явлений, что способствует адаптации индивидуума в обществе1.

Будучи паремиологическим жанром, загадка отличается малой формой и лаконичностью содержания. По мысли Г.А. Левингтона, «в связи с малыми жанрами возникает вопрос об особом уровне кодирования значений. Тексты этих жанров в значительной своей части выполняют функцию словаря мотивов, которые... закодированы в форме, более эксплицитной, чем в отдель-

ном слове, фразеологизме, тропе и т.д., но при этом в более компактной и удобозапоминаемой, чем в повествовательной сюжетной реализации мотива» [3. С. 148]. С целью сохранения краткости формы в загадке используются такие языковые средства, как сравнения, метафоры, а также отмечается использование языковых единиц, актуализирующих общекультурные фоновые смыслы. Так, наблюдается включение параллельных смыслов, выраженных в небольших речевых формулах «голодный, как волк», «задиристый, как петух», «тоненькая, как березка», «собака на сене»: На сене лежит, / сама не ест и другим не дает // На сене разлеглась, / сама есть не желает, / а на других лает (Собака). В тексте присутствуют лексические единицы лает, другим не дает, что дает представление о функции собаки, заключающейся в охране дома, имущества хозяина. При этом указывается, что собака лежит на сене, которое она охраняет от других, т.е. чужих. Таким образом, актуализированные признаки объекта, обозначенного в отгадке, позволяют разгадать загадку, чему может помочь и знание фразеологизма «собака на сене».

В загадке мир изображается в своей статичности. Т.М. Николаева, сравнивая загадку с пословицей, отмечает, что «смысловым центром пословицы является глагол, предикат. Центр загадки - имя. Именно имя-то обычно и отгадывается, то есть явление, предмет, феномен. В загадке возникает некий стоп-кадр» [4.

С. 171]. Функция, действие объекта в загадке становится его свойством, признаком. В связи с этим в тексте загадки часто используются лексические единицы со значением статичного действия: стоять, лежать или единицы со значением результата действия: пришел, ушел, нашел, одел, снял, распустил, взял, а также лексическая единица быть. На бору, на юру, / Стоит старичок / Красный колпачок (Гриб) // Сидит курочка на золотых яичках (Сковорода) // Стоит Федосья, / Распустив волосья (Береза).

Еще одной особенностью жанра загадки является одновременное соотнесение текста загадки с предметом-заменой (объектом, названным в тексте загадки и заменяющим отгадку) и загадываемой реалией (объектом, названным в отгадке). Образы, обозначенные в предмете-замене и загадываемой реалии, имеют сходные признаки, по которым производится замена. Эти тождественные характеристики актуализируются, становятся основными для данных объектов, в то время как различительные черты часто остаются невыраженными. Следует заметить, что в тексте актуализированные общие черты объектов являются, как правило, типичными. Таким образом, картина мира в загадке представлена в основном через объекты материальной природы, актуализирующие типовые, стандартные признаки. Иными словами, картина мира в загадке отражает

такие представления об объектах действительности, которые могут быть названы стереотипными.

Вслед за польским этнолингвистом Е. Бартминь-ским стереотип определяется нами как «устойчивое, т.е. воспроизводимое, а не создаваемое каждый раз заново сочетание, закрепившееся в коллективной памяти на уровне лексем» [5. С. 155]. В стереотипном образе фиксируется «наивный» способ познания мира. Стереотип высвечивает различные характеристики объекта и, как следствие, способствует выработке к нему устойчивого общественного отношения, которое формируется даже раньше знакомства носителя культуры с этим объектом. Стереотипный образ и актуализация тех или иных его признаков во многом зависят от жанра того текста, в котором он встречается. Так, в свадебных причитаниях «дом являет собой модель мира, соединяющую бытовое и сакральное, выстраивающую отношения человека к социуму и самому себе, выполняющую функции этической, эстетической оценки действительности» [6. С. 11]. Дом «уподобляется человеку/миру по структуре, имеет свой центр, периферию, границы; выполняет функции жизнеобеспечения, исцеления, этико-эстетическую, ритуальную, защитную, функцию социальной идентификации и др.» [там же].

В загадке дом является замкнутым пространством, населенным жильцами, состоит из дверей, стен (сторон), окон, порогов: Посмотрите, дом стоит, / До краев водой налит, / Без окошек, но не мрачный, / С четырех сторон прозрачный. / В этом домике жильцы / Все умелые пловцы (Аквариум) // Дом по улице идет, / На работу всех везет (Троллейбус) // Что за чудо синий дом, / Окна светлые кругом (Автобус). Дом населен людьми, братьями, сестрами, хозяевами -жильцами, которые, однако, несмотря на то что они находятся в своем доме, не чувствуют себя в безопасности: Дом шумит / Хозяева молчат / Пришли люди / Дом в окошки ушел (Рыбы в неводе). В загадке моделируется ситуация присутствия в доме хозяев, дом которых исчезает при появлении людей; люди разрушают его. В текстах загадок лексическая единица дом актуализирует семантические признаки: 1) «замкнутое пространство»; 2) «привычная среда обитания»; 3) «помещение,, населенное жильцами», которое не уберегает его жильцов от внешней опасности, разрушения.

Помимо жанровой принадлежности текста специфичность представления стереотипных черт образов зависит также и от самой природы объекта. Так, нами были проанализированы загадки, в которых отгадки относятся к классу «Натурфакты» («явления природы», «домашние животные» и «растительная жизнь») и «Артефакты» («реалии бытовой жизни, домашнего уклада»).

Исследование проводилось на материале текстов, собранных на протяжении второй половины и в конце 20-го столетия, что позволило проследить эволюцию сознания носителей русской культуры в отношении представления исследуемых реалий. Несмотря на то что взгляд на действительность, закрепленный в загадке, является достаточно статичным, ряд текстов отражает некоторые изменения в видении мира, что связано с изменением жизни, техническим прогрессом. В традиционных загадках, описывающих артефакты, наиболее частотными являются тексты о печи, что обуслов-

лено центральной ролью данного объекта в бытовой жизни русского человека. «Очаг, печь - организующий центр дома, символ духовного и материального единства живущих в доме родственников, источник жизни. Символическую функцию печь выполняет и в том отношении, что в ней готовится пища, т. е. природный продукт превращается в культурный объект, сырое - в вареное, печеное или жареное» [7. С. 116-117]. Печь символизирует женское начало, поскольку «домашнее пространство у русских угол с печью (очагом), образует женское пространство, правая сторона с красным углом - мужское» [там же]. Неслучайно в текстах загадок печь называется барыней, бабой, хозяйкой: Сидит барыня в амбаре, не свезешь ее на паре // Сидит хозяйка в углу // Стоит баба на юру, всяк ни вскочит, все в дыру (Печь).

В современных загадках происходит десакрализация печи как основного, принципиально важного атрибута дома. Во многом это связано с процессом урбанизации, развитием современных технологий. В современных загадках наиболее распространены тексты об утюге, чайнике, что обусловлено частым использованием реалий, которые оказываются необходимыми в быту. В описании характеристик образов этих современных приборов, как правило, присутствует парадокс, который строится на противопоставлении свойств бытовых приборов - быть холодным и горячим: Гладит все, чего касается, а дотронешься - кусается // Я похож на пароход, и на чайник тоже, а горячий мой живот гладить ткань поможет (Утюг). Благодаря присутствию лексических единиц кусается, горячий (живот) актуализируется свойство объекта причинять боль, быть горячим.

Для каждого класса объектов выделяется свой собственный набор свойств (фасеты - термин А. Вежбиц-кой), которые репрезентируют эти объекты с разных сторон. Фасета в нашем понимании представляет собой категорию, обозначающую какой-либо признак объекта (значимое его присутствие или отсутствие). В загадке нами были выявлены наиболее часто встречающиеся фасеты, используемые в тексте для представления того или иного объекта. Во многом это зависит от природы объекта, является ли он натурфактом или артефактом.

В классе натурфактов в традиционных текстах наиболее частотными оказались фасеты: функция, действие и внешний вид. Стоит лепешка на одной ножке, / Кто мимо не пройдет, / Никому не поклонится (Гриб) (Фасеты: внешний вид - лепешка (шляпка гриба), действие - не поклонится) // Есть древо - об четыре дела: / Первое дело - мир освещает, /Другое дело - крик утешает, / Третье дело - больных исцеляет, / Четвертое дело - чистоту соблюдает (Береза) (Фасеты: описание частей целого - первое, второе, третье, четвертое дело, функция, действие - освещает, утешает, больных исцеляет, соблюдает).

Однако в группе загадок, посвященных явлениям природы (паутина, снежинка, сосулька), по частотности использования была выделена фасета описание внешнего вида. Внешний вид описывался целиком. Такое представление загадываемой реалии в тексте загадки, на наш взгляд, отражает своеобразную автономность объектов, обозначенных в отгадке, от деятельно-

сти человека. Происходит формирование скорее «созерцательной», нежели активной позиции человека по отношению к исследуемым загадываемым реалиям. Сторонняя позиция человека как наблюдателя за явлениями природы выражается в том, что моделируется ситуация непричастности человека к возникновению данного объекта (не руками свито, в клубок не смотать): На потолке, в уголке / Висит сито не руками свито (Паутина) (Фасеты: описание внешнего вида -сито) // Тянется нитка, на клубок не смотать (Паутина) (Фасеты: описание внешнего вида - нитка) // Висит за окошком кулек ледяной (Сосулька) (Фасеты: описание внешнего вида - кулек ледяной).

В современных текстах наиболее часто актуализируемыми фасетами, как и в традиционных загадках, стали: внешний вид, описание частей целого, действие (образ действия и результат), функция с преобладанием фасеты функция. Четыре мягких лапки, а в лапках царапки / пара чутких ушей, он - гроза мышей (Кот) (Фасеты: описание частей целого - лапки, царапки (коготки), ушки) // Про лесного жителя спросили у ребят, / С сеткой кто работает, словно акробат (Паук и паутина) (Фасеты: описание внешнего вида - акробат, действие - работает). Преобладание фасет описания внешнего вида и описание частей целого приводит к мысли о том, что для современной культуры многие объекты действительности, относимые к классу натур-фактов, оцениваются человеком по внешним характеристикам. Функциональные характеристики становятся второстепенными, что во многом обусловлено изменением жизни, переходом на новый этап развития общества.

В классе артефактов в традиционных и современных текстах были использованы фасеты: функция, действие (образ действия и результат), внешний вид. Летом спит, / Зимой ест (Печь) (Фасеты: действие -спит, ест) // Тинная вида, железные берега (Сковорода) (Фасеты: описание частей содержимого и целого/емкости - тинная вода, железные берега) // Плывет пароход, то назад, то вперед (Утюг) (Фасеты: описание внешнего вида - пароход, действие - плывет). Для артефактов более свойственно представление объектов через описание их функциональных особенностей (действие, образ и результат действия) и менее - внешних характеристик.

Частотность признаков, распределяемых по фасетам, свидетельствует о наибольшей значимости той или иной характеристики предмета в народном представлении. «Порядок следования фасет является не свободным, а вытекает из внутренней логики понятия и поэтому схема дефиниции является одновременно гипотезой о когнитивной структуре понятия» [5. С. 93]. Кроме того, частотность признаков обусловлена той или иной точкой зрения, под которой подразумевается «субъективно-культурный фактор, определяющий способ говорения об объекте, в том числе категоризации объекта, о выборе признаков, которые приписываются предмету в конкретных высказываниях и закреплены в значении» [5. С. 89]. Принятая точка зрения соответствует в языке комплексу ограничений, направлений значения, наполняющих лексические единицы. Выбор точки зрения обусловливает оперирование определен-

ными категориями, которые выделяют в объекте такие признаки, которые будут наиболее актуальными и подходящими, а также будут выполнять различительную функцию, отличая одну точку зрения от другой. Так, в загадке представлены в основном две точки зрения: «описательная» и функциональная. «Описательная» представляет объект действительности с внешних сторон, высвечивая составляющие его части, внешнюю и внутреннюю организацию. Функциональная точка зрения основана на описании функций, действий объектов.

В классе «натурфакты» в традиционных загадках, в связи с актуализацией в первую очередь фасет действие, функция, преобладает функциональная точка зрения. Сознание носителя народной культуры вычленяет в мире объекты, которые могут быть ему полезны, его внимание сосредоточивается на функциональных свойствах объекта. Так, такие реалии, как грибы, береза, в тексте нередко предстают через описание их частей (ствол, листва, ветки, шляпка и ножка гриба), что отражает процесс использования данных натурфактов в быту. Исключение составляет группа натурфактов «явления природы», где реализуется «описательная» точка зрения, поскольку объекты этой группы расценивались традиционным человеком как то, что не имеет прагматической ценности, но как объект, которым можно любоваться, за которым можно наблюдать. В современных текстах отмечается преобладание фасет описание внешнего вида, а следовательно, загадываемые реалии представлены в соответствии с «описательной» точкой зрения.

При характеристике названного в отгадке объекта, относимого к классу артефактов, точка зрения становится функциональной. Это обусловлено тем, что данные объекты являются предметами домашнего обихода, созданные человеком с определенной целью. В соответствии с мыслью В. Я. Проппа о том, что «развитие первобытных форм мышления, первобытного мировоззрения связано не с пассивным поклонением солнцу» и в целом, всей природе, «а с трудом человека и его активной борьбой с природой» [8. С. 255], отметим, что человек во всем стремится извлечь для себя пользу и, преуспев в этом, оформить свой опыт для передачи будущим поколениям.

Таким образом, миромоделирование в загадке осуществляется во многом посредством особого представления стереотипных образов предметов. Объекты, названные в загадке, высвечивают в основном свои функциональные и внешние особенности, что подтверждается преобладанием функциональной и «описательной» точки зрения. В основе классификации или категоризации объектов действительности в сознании носителя русской культуры в исследуемом жанре лежит представление о прагматической ценности предмета, о возможности использовать его себе во благо. Чаще всего это предметы «своего» мира, то, что изучено, знакомо и то, что помогает человеку в быту, в ведении хозяйства. Несмотря на изменение условий жизни, человек по-прежнему стремится извлечь пользу из окружающих его объектов и явлений. Это свидетельствует о том, что в традиционных и современных загадках сам процесс категоризации мира, как правило, остается неизменным.

В случае невозможности использования того или иного объекта в своих целях, в тексте загадки стереотипный образ этого предмета описывается в соответствии с его внешними характеристиками. Не-

редко данные образы объектов представлены целиком, не разделяясь на составные части, а также указывается их автономность от сферы деятельности человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В традиционной культуре функция загадки заключалась в ознакомлении с категориальной системой объектов действительности, а также в обучении молодежи секретному коду. Сегодня функция обучения секретному коду теряет свою актуальность. Современная загадка, как правило, ориентирует на использование выработанной уже категориальной фольклорной системы и имеет дополнительную развлекательную функцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во СПб. ун-та; Амфора, 2004.

2. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1985.

3. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Режим доступа: www.philology.ru

4. Николаева Т.М. «Загадка и пословица: социальные функции и грамматика» // Исследования в области балто-славянской духовной культуры.

Загадка как текст. М.: Индрик, 1994. Т. 1.

5. Бартминьский Е. Ежи Бартминьский. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М.: Индрик, 2005.

6. ЖитниковаМ.Л. Дом как базовое понятие народного мировидения (лингвокультурологический аспект): Автореф. дис. ... канд. филол. наук.

Томск, 2006.

7. Этнолингвистический словарь «Славянские древности» / Под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995.

8. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 10 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.