Научная статья на тему 'МИРНО-ВОЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ'

МИРНО-ВОЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРНО-ВОЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РОЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / МИРООТНОШЕНИЕ / PEACE AND MILITARY PROCESSES / CIVILIZATION / WORLD CIVILIZATIONS / CIVILIZATIONAL INTERESTS / THE ROLE OF CIVILIZATION IN THE FIRST WORLD WAR / WORLD ACCEPTANCE / WORLD RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьева Е. В., Слоботчиков О. Н., Чернышов Б. А.

Предметной областью статьи является анализ роли цивилизаций, в том числе русской, в Первой мировой войне. Всякая война имеет свою цель, но не всегда вся цель лежит на поверхности, часто она имеет глубинный, скрытый характер. Такая цель была и у тех, кто развязывал Первую и Вторую мировые войны. В статье рассматриваются Первая мировая война через призму цивилизаций, отношение мировых цивилизаций к войне, роль цивилизационного фактора во вступлении России в Антанту и развязывании Первой мировой войны и использование этих факторов в войне, влияние изменения цивилизационной ситуации на завершение Первой мировой войны и развертывание и ход Гражданской войны в России, раскрываются цель и необходимость цивилизационного расчленения России. Делаются выводы из анализа роли цивилизаций в Первой мировой войне и современности. Данная статья является первой в планируемой серии статей о мирно-военных процессах человечества. Дается краткий анализ борьбы государств за мировое господство в разное время. Делаются выводы и посыл исследований - почему государства объединяются в коалиции и союзы, даже вопреки национальным интересам и потребностям, а самое главное - вопреки цивилизационным потребностям безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEACE AND MILITARY PROCESSES IN THE HISTORY AND REALITY OF THE LIFE OF CIVILIZATIONS

The subject area of the article is the analysis of the role of civilizations, including Russian, in the First world war. Every war has its goal, but not always the entire goal lies on the surface, often it has a deep, hidden character. This was the goal of those who unleashed the First and Second world wars. The article examines the First world war through the prism of civilizations, the attitude of world civilizations to war, the role of the civilizational factor in Russia’s entry into the Entente and the outbreak of the First world war and the use of these factors in the war, the impact of changes in the civilizational situation on the end of the First world war and the deployment and course of the Civil war in Russia, reveals the purpose and necessity of civilizational dismemberment of Russia. Conclusions are drawn from the analysis of the role of civilizations in the First world war and modernity. This article is the first in a planned series of articles about the peaceful and military processes of humanity. A brief analysis of the struggle of States for world domination at different times is given. Conclusions are drawn and the research message is why States unite in coalitions and alliances, even in spite of national interests and needs, and most importantly - in spite of civilizational security needs.

Текст научной работы на тему «МИРНО-ВОЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

УДК 327

Е.В. Афанасьева,

кандидат исторических наук, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель научного центра по исследованию истории и развития Востока,

Институт мировых цивилизаций, г. Москва

О.Н. Слоботчиков, кандидат политических наук, профессор, ректор Института мировых цивилизаций, г. Москва

БА. Чернышов, доцент кафедры, Институт мировых цивилизаций, г. Москва, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

МИРНО-ВОЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

E.V. Afanasieva,

PhD in historical Sciences

member of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, head of the research center for the study of the history and development of the East,

Institute of World Civilizations, Moscow

ON. Slobotchikov,

PhD in political Sciences, Professor, the rector of the Institute of World Civilizations, Moscow

BA. Chernyshov, associate Professor, Institute of World Civilizations, Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation

PEACE AND MILITARY PROCESSES IN THE HISTORY AND REALITY OF THE LIFE OF CIVILIZATIONS

Аннотация. Предметной областью статьи является анализ роли цивилизаций, в том числе русской, в Первой мировой войне. Всякая война имеет свою цель, но не всегда вся цель лежит на поверхности, часто она имеет глубинный, скрытый характер. Такая цель была и у тех, кто развязывал Первую и Вторую мировые войны. В статье рассматриваются Первая мировая война через призму цивилизаций, отношение мировых цивилизаций к войне, роль цивилизационного фактора во вступлении России в Антанту и развязывании Первой мировой войны и использование этих факторов в войне, влияние изменения цивилизационной ситуации на завершение Первой мировой войны и развертывание и ход Гражданской войны в России, раскрываются цель и необходимость цивилизационного расчленения России. Делаются выводы из анализа роли цивилизаций в Первой мировой войне и современности. Данная статья является первой в планируемой серии статей о мирно-военных процессах человечества. Дается краткий анализ борьбы государств за мировое господство в разное время. Делаются выводы и посыл исследований — почему государства объединяются в коалиции и союзы, даже вопреки национальным интересам и потребностям, а самое главное - вопреки цивилизационным потребностям безопасности.

Ключевые слова: мирно-военные процессы, цивилизация, мировые цивилизации, цивилизацион-ные интересы, роль цивилизации в Первой мировой войне, мировосприятие, мироотношение.

Abstract. The subject area of the article is the analysis of the role of civilizations, including Russian, in the First world war. Every war has its goal, but not always the entire goal lies on the surface, often it has a deep, hidden character. This was the goal of those who unleashed the First and Second world wars. The article examines the First world war through the prism of civilizations, the attitude of world civilizations to war, the role of the civilizational factor in Russia's entry into the Entente and the outbreak of the First world war and the use of these factors in the war, the impact of changes in the civilizational situation on the end of the First world war and the deployment and course of the

Civil war in Russia, reveals the purpose and necessity of civilizational dismemberment of Russia. Conclusions are drawn from the analysis of the role of civilizations in the First world war and modernity. This article is the first in a planned series of articles about the peaceful and military processes of humanity. A brief analysis of the struggle of States for world domination at different times is given. Conclusions are drawn and the research message is why States unite in coalitions and alliances, even in spite of national interests and needs, and most importantly - in spite of civilizational security needs.

Key words: peace and military processes, civilization, world civilizations, civilizational interests, the role of civilization in the First world war, world acceptance, world relations.

В 2020 году человечество празднуя отмечает 75-летие Победы. Сегодня, празднуя, многие говорят только о Второй мировой войне. Безусловно, Вторая мировая война оставила след в истории как жестокая, длительная, самая кровопролитная, изменившая политическую картину мира, формации, приведшая к созданию новых мировых политических систем, объединившая государства, как впоследствии оказалось, для очередного противоборства, противостояния друг другу до грани войны и т.д. Но для советского народа это была — Великая Отечественная война. Война освободительная и решающая вопрос о сохранении, прежде всего, русской цивилизации. Победа советского народа в Великой Отечественной войне — событие значимое, оно многосторонне исследовано и исследуется. Но несколько аспектов в массиве исследований пока остались без внимания. К ним относятся исследования Великой Отечественной войны, мировых войн ХХ века в контексте мирно-военных процессов и роль и значение русской цивилизации в Победе. В результате появляются новые виды войн, изменяется характер их ведения.

Государства воюют между собой, объединяясь в коалиции. Причины начала войн различны — политические, экономические, территориальные и т.д. Как ни парадоксально, но войны ведутся ради мира. И мирные процессы часто приводят к возникновению войн. Знаменитая формула К. Клаузевица «война есть продолжение политики иными средствами» сегодня меняется. Экономика начинает все больше управлять не только политикой, но и войной. Именно поэтому необходимо исследовать мирно-военные процессы, их сущность, содержание. И начать цикл этих исследований необходимо с Первой мировой войны.

1. Первая мировая война через призму цивилизаций

Первая мировая война оказала огромное воздействие на жизнь и последующую историю всех народов, особенно большие пагубные последствия она принесла нашей Родине — России. Но длительное время эта война у нас оказалась как бы сдвинутой в тень исторического сознания и науки. Но в последние годы отношение к ней изменилось. Начали выходить фундаментальные труды [5], исследования, проведены ряд научных конференций, множество «круглых столов», дискуссий в связи со столетием начала и окончания этой войны, а также двух судьбоносных для нашего Отечества революций 1917 года.

Теория развития цивилизаций в то время еще находилась на начальном этапе. Но политическая практика активно использовала цивилизационные факторы в интересах войны. Связь войны и цивилизации начала активно исследоваться в конце ХХ века [4]. Но это не основание, чтобы оставить Первую мировую войну без анализа через призму цивилизаций.

Первая мировая война — грандиозное и многостороннее событие. Не все стороны этой войны одинаково исследованы, и из нее извлечены не все уроки. Наиболее слабо раскрыты место и роль мировых цивилизаций в подготовке, развязывании и ведении войны, а также влияние на развитие мировых цивилизаций.

Можно сделать вполне обоснованный вывод: тема «Первая мировая война и цивилизация» разработана исторической и военной науками далеко не так, как она того заслуживает, хотя в настоящее время много пишут и говорят о современной важности связи войны и цивилизаций. Правда, потребовалась, чтобы об этом вначале

заговорили в Америке, чтобы там появилась статья, а затем книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Но такое столкновение было уже в Первую мировую войну. Только на него не было обращено должного внимания ни тогда, ни через сто лет.

Причина понятна. Значение и роль материальной составляющей человеческого бытия более осязаемы и очевидны, чем его духовная составляющая. Многим кажется, что духовная культура представляет украшение на могучем материальном теле социума. В условиях войны все решает оружие, экономика, людская масса как физическая сила, а дух играет всего лишь обеспечивающую роль. Но все не так просто, как кажется. Могучая материальная сила оказывается бессильной, когда лишается цивилизационной поддержки, точнее цивилизационного освоения.

Цивилизационные интересы и устремления великих держав играли не второстепенную, а одну из ключевых ролей в том, что эта война случилась, как шла и завершилась. Рассмотрим кратко эту роль на различных этапах войны. Но вначале остановимся на общей цивилизационной картине мира в конце XIX — начале ХХ века.

2. Мировые цивилизации

на рубеже Х1Х—ХХ веков, их отношение к войне

Сам факт различий цивилизацион-ных свойств народов и важность учета их проявлений наукой был отмечен только в XIX веке. В числе первых это сделал наш соотечественник Н.Я. Данилевский работе «Россия и Европа» [3]. Он дал свое представление о существовавших в истории и существующих или самобытных культурно-исторических типах человеческих общностей. По его мнению, всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. Таких типов, уже проявивших-

ся в истории, Данилевский насчитывал 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский. К этим несомненным, естественным группам он причисляет еще два сомнительных типа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития» (в отношении Новой Америки Данилевский не признавал особый, вырабатывающийся культурно-исторический тип).

Россия со славянством, по Данилевскому, образуют новый культурно-исторический тип, который должен проявиться в скором времени, совершенно отличный и отдельный от Европы. История развития и эволюции Российской цивилизации пошла не совсем по Данилевскому.

Идея не линейного развития человечества, а параллельного цивилизационного развития и различий народов была быстро и широко воспринята. До этого цивилизация понималась для обозначения отличия от варварства. Термин «цивилизация» в научный оборот впервые ввел философ Фергюсон [7]. Но он под ним понимал развитие общества: дикость — варварство — цивилизация. Появились разные трактовки и классификации цивилизаций, но факт их существования и влияния на историю был признан.

Анализ истории без учета цивилизаций стал восприниматься как неполный. Исследования и историческая практика подтверждали: с ходом истории одни цивилизации развиваются, другие деградируют, некоторые погибают, в то же время формируются новые. В то же время цивили-зационные интересы и цивилизационные устремления народов существенно влияют на национальную и мировую историю. Границы цивилизаций могут совпадать и не совпадать с государственными границами. Цивилизационный фактор может учитываться и не учитываться политикой государств. Но он дает о себе знать успехами или провалами политики.

Во второй половине XIX века в цивили-зационном отношении человечество быстро развивалось и изменялось. К XX веку

многое изменилось. На мировой исторической арене возрастал рост и влияние мировых цивилизаций. Самой большой и влиятельной была Западная цивилизация, которая охватывала государства Западной и Центральной Европы. Западная цивилизация неуклонно росла с начала XVI века. Она активно боролась за расширение своего влияния на весь остальной мир. Между входившими в ее состав государствами, несмотря на цивилизационное сходство, часто шли войны за региональное и европейское лидерство, которое было равнозначно мировому лидерству.

Наибольших успехов в борьбе за европейское, а следовательно, и мировое лидерство добилась Англия. За него она вела много войн с Францией и победила ее с помощью России. В то же время она вела упредительную борьбу с появлением любого нового претендента на лидерство. Таким претендентом в начале XX века стала Германская империя. Она обошла Англию по промышленному производству и многим другим показателям. Германия стала самым сильным государством Европы в экономическом и военном отношении. Англия не могла остановить в одиночку ее дальнейший рост, к тому же Германия создала коалицию Центральных держав. Остановить рост и влияние Германии могла только война с ней коалиции мощных держав. И Англия взялась за ее создание. В 1904 году она создает Сердечный союз с Францией.

В результате в составе Западной цивилизации в интересах борьбы за цивили-зационное и геополитическое лидерство были сформированы две военно-политические коалиции. Дальнейшее все известно. Важно отметить, что Первая мировая война зарождалась в недрах Западной цивилизации. Другие цивилизации вовлекались по мере развития процесса подготовки ведения этой войны. При этом особый интерес представляла Россия. От нее в решающей степени зависел баланс сил создаваемых коалиций. Втянуть ее на свою сторону стремились Германская и Британская империи. Успеха добилась та коалиция, которая полнее учла цивилизацион-ные интересы и стремления России.

Россия в начале ХХ века представляла в цивилизационном отношении серьезного

конкурента Западной цивилизации, хотя и отставала от нее по многим показателям. Но государство не имело разработанной стратегии развития и защиты Русской (Российской) цивилизации. Оно допускало активную деятельность разных течений сторонников Западной цивилизации, которые обесценивали достоинства своей цивилизации и выступали за переход на нормы, принципы и образ жизни Западной цивилизации.

Из других цивилизаций интерес представляла Турецко-арабская цивилизация, которая, хотя и находилась на этапе деградации, но представляла большой интерес для обеих коалиций в военном отношении. Ее на свою сторону перетащила Германия.

Другие мировые цивилизации играли малую или вовсе незначительную роль на начальном этапе войны в силу своей территориальной отдаленности от театра войны. Так, Японская цивилизация в конце XIX — начале XX века явно проявила агрессивные стремления в сторону Китая, Кореи. В 1895 году она победила в войне с Китаем и устремилась на азиатский континент. Усилиями России и других держав ее претензии были ограничены. Это стало причиной войны Японии против России в 1904-1905 годах. В Первую мировую войну Япония выступила на стороне Антанты, прежде всего за поддержку Великобритании и других Западных стран в войне с Россией.

На рубеже веков активизировалась Китайская цивилизация. Она стала важным фактором сохранения единства страны, отвергая иностранное цивилизационное влияние. Свидетельством этого является боксерское восстание 1899-1901 гг. В ходе войны Китай также встал на сторону Антанты. Другие цивилизации (Индуистская, Латиноамериканская, Африканская) еще не играли самостоятельной роли, но, в конечном итоге, оказались на стороне Антанты.

Что касается США, то на рубеже веков решался вопрос их дальнейшего цивили-зационного развития: как особой Американской цивилизации или составной части Западной цивилизации. Как и предвидел Н.Я. Данилевский, они вошли в состав Западной цивилизации. В начале ХХ века

США набрали уже большой цивилизаци-онный вес, достаточный для активной позиции в борьбе за цивилизационное влияние в мире. Похоже, что еще до начала Первой мировой войны они уже сделали свой выбор, на чьей стороне они окажутся в зависимости от хода этой войны.

Таким образом, краткий анализ состояния мировых цивилизаций показывает, что у всех великих государств были свои цивилизационные интересы и устремления. В зависимости от них они строили отношения к Первой мировой войне.

3. Роль цивилизационного фактора во вступлении России в Антанту и развязывании Первой мировой войны

Основным инициатором Первой мировой войны была Великобритания. Но она это тщательно скрывала и скрывает до сих пор, «переводя стрелки» на других. Обладая большим опытом и искусством организации коалиционных войн, позволявшим ей ограниченно непосредственно участвовать в сухопутных операциях, она стремилась его применить и в организации войны по укрощению растущего могущества Германии. Сокрушить Германию без вовлечения в коалиционную войну против нее России было невозможно. Но и вовлечь Россию в коалицию против Германии было сложно. Их длительное время связывали союзнические отношения, родство императорских семей, научно-культурные связи и многое другое. Но болезненным местом было игнорирование Германией и особенно ее союзницей Австро-Венгрией цивилиза-ционных интересов России на Балканах, ее связей с единоверными православными народами. Естественно, особый интерес Россия проявляла к колыбели православия, святой Софии и Черноморским проливам. Искусное дипломатическое обыгрывание этих цивилизационных интересов России Великобританией и Францией сыграло значительную роль в деле вовлечения ее в Антанту.

Вступление России в коалицию не означало, что она автоматически вступит в войну. Для Великобритании и Франции важно было, чтобы она вступила в войну первой и не могла выйти из нее до конца.

Для этого нужны были серьезные причины и повод. Их надо было создать. Как известно, Первая мировая война началась с выстрела в столице Сербии городе Сараево. Об этом факте имеется огромное количество версий, но не одна из них не является достоверной. Несомненно, только одно, что дерзкая провокационная операция — убийство наследника престола Австро-Венгерской империи и его жены — произошла в Сербии не случайно. Выстрел в Сараево был цивилизационным капканом для России. Она не могла не вступиться за православную Сербию, которую Австро-Венгрия в качестве наказания лишала государственной самостоятельности. А это означало вступление России в войну с Австро-Венгрией. Германия, распираемая военным и экономическим могуществом и превосходящими его политическими амбициями, недовольная союзничеством России с Францией и Великобританией, потребовала от Австро-Венгрии не делать никаких уступок России, а в ответ на мобилизацию армии 1 августа 1914 года объявила ей войну. Так хитро устроенный для России ци-вилизационный капкан сработал.

Такой ход событий предвидел выдающийся разведчик России Алексей Ефимович Вандам (Едрихин) [2], хорошо знавший политику и методы работы спецслужб Великобритании. В 1913 году он определил, что война начнется с Балкан. Вступление России в Антанту не означало ее автоматического участие в войне. Ее западным союзникам важно было, чтобы война началась на востоке, со вступления в нее России. Задержка означала крах для Франции. К ее разгрому Германия изготовилась давно. Откладывать развязывание войны становилось все неприемлемым для Великобритании и Франции. Война могла не состояться вообще. В таком случае Франция должна была распрощаться с идей реванша, а Великобритания — с ролью европейского и мирового лидера. Так что вовлечение России в войну первой было не тактической, а стратегической задачей для ее западных союзников. Ее решение обеспечивал чувствительный удар по цивилизационной связи России и Сербии. Выстрел в Сараево и был таким ударом, который Россия не могла вынести без

ответа. Она объявила мобилизацию своей армии, а Германия, распираемая военным и экономическим могуществом, объявила ей войну. Россия и Германия не осознавали себя в роли разыгрываемых карт. Они считали, что каждая из них отстаивает свое цивилизационное достоинство. Обе заплатят дорогую цену.

4. Использование цивилизационных факторов в ходе Первой мировой войны

С началом войны цивилизационные интересы и отношения участников вроде бы отодвинулись на задний план. Нет, они оказались активно действующим фактором, хотя не всегда очевидным. Отношения всех участников Западной цивилизации к России как другой цивилизации строились с позиции превосходства. В Германии это проявлялось в особо жестоком отношении к русским военнопленным. Союзники по Антанте надеялись и требовали от России, чтобы она выполнила основную боевую работу на самом протяженном фронте войны. Они считали, что она не вправе на равных даже учитывать потери, поскольку считали, что их личный состав имеет более высокую цивилизационную ценность.

Германия в начале войны решила разгромить Францию, выбить ее как орудие Великобритании на европейском континенте. И она эту задачу решила бы, если бы Россия не начала ущербного для себя поспешного, неподготовленного наступления в Восточной Пруссии. Франция была спасена, французы и англичане создали укрепленный Западный фронт, но Россия потерпела серьезное поражение в Пруссии и добилась значительных успехов в Галиции.

В 1915 году Германия организовала наступление своей коалиции против Русской армии с целью вывести Россию из войны. Русская армия вынуждена была отступать, противник превосходил ее в тяжелой артиллерии, не испытывал недостатка в боеприпасах и других боевых средствах. На просьбы к союзникам помочь наступлением или хотя бы оружием и боеприпасами те отвечали отказом, занятостью укреплением своего фронта и развертыванием военной промышленности. Генерал-лейте-

нант А. Байов вспоминал: «Даже в посылке нам оружия и особенно необходимых нам в этот период снарядов нам отказывали союзники под предлогом, что их заводы работают для покрытия собственных нужд. Как удары молота по голове, как укус змеи в сердце отдавались в душах наших слова наших "благородных" союзников: "не готовы, не можем, самим нужны". Только и слышали мы тогда от наших союзников, да еще постоянные советы потерпеть и назойливые просьбы не отступать, крепко держаться...» [1].

Западные союзники ставили свои личные интересы выше союзнического долга, считая что территория и численность народонаселения России, героическая стойкость русского солдата позволит сдержать и выдержать удар противника. При этом надеясь на затрату больших сил и средств Российской Империи в войне. Цена, которую за это платит Россия, их не волновала. Такая позиция разочаровала армию и российский народ в союзниках.

Чтобы удержать Россию в составе коалиции и побудить к активным наступательным действиям, союзники пообещали щедро удовлетворить ее цивилизационные интересы и устремления после окончания войны при установлении послевоенного мира. В марте 1915 года британское правительство признало притязания России на Черноморские проливы и Константинополь, при условии, что война будет доведена до успешного завершения [6]. В апреле этого же года о своем согласии на присоединение к России проливов и Константинополя на таких же условиях сообщила Франция. Как покажут последующие события, это была явная прежде всего циви-лизационная приманка для России.

Когда Первая мировая война после кровопролитных сражений 1915 года приняла позиционный характер, Германия и Австро-Венгрия развернули против России операции по подрыву ее цивилизаци-онного единства методами подготовки и засылки в Россию сепаратистских групп в западные и южные районы России. К сожалению, эта деятельность противника не получила соответствующей оценки. Но ее плоды обнаружились сразу после Февральской революции в России.

Но главное влияние цивилизационного фактора на ход Первой мировой войны и участие в ней России проявилось в результате февральского переворота, называемого Февральской революцией (о революции у нас утвердилось априорное представление как о грандиозном положительном историческом событии). Этот переворот совершили почитатели Западной цивилизации с целью перевода российской жизни на ее нормы и принципы. Они создали в Государственной думе организацию — Прогрессивный блок, которая всячески дискредитировала правительство, вплоть до применения лжи и клеветы. Разрушив систему монархической власти, они оказались не способными управлять воюющей страной, хотя жаждали выполнить требования своих западных душеприказчиков усилить наступательные действия Русской армии. Декларировав демократизацию всего и вся, включая воюющую армию, они создали в стране организационный и цивилизационный хаос. Традиционные такие цивилизационные российские ценности, как почитание царя как божьего помазанника, были опорочены и отброшены. Армия быстро утрачивала боеспособность, тыл — управляемость.

В условиях организационного и цивилизационного хаоса продолжать участвовать на стороне Антанты в Первой мировой войне Россия объективно не могла, как того хотели устроители Февральского переворота. Попытка выхода из тупикового положения через установление военной диктатуры провалилась. Но и завершиться всеобщим миром без аннексий и контрибуций эта война не могла, за что выступали левые радикалы, вступившие в яростную борьбу за государственную власть. Слишком большой счет был военных преступлений, особенно совершенных Германией. Да не для того развязывалась война.

Россия, три года ведшая ожесточенную кровопролитную борьбу на фронте против всех четырех держав Центральной коалиции, в конце 1917 года и начале 1918 года в результате двух революций 1917 года оказалась беззащитной перед этим фронтом. Большевики, когда боролись с Временным правительством за власть, обещали народу установить мир без аннексий и контрибу-

ций. Взяв власть, они могли заключить только сепаратный капитулянтский мир с державами Центральной коалиции, что и сделали в марте 1918 года, подписав с ними «похабный» Брестский мирный договор. Но такие мир и власть, декларировавшую перестройку всей жизни народа, не могла принять значительная часть армии и народа. Стране предстояло пройти через голгофу Гражданской войны.

5. Новая цивилизационная ситуация, ее влияние на завершение Первой мировой войны, на развертывание и ход Гражданской войны в России

После взятия большевиками власти и вывода России из Первой мировой войны-резко изменилось, во-первых, соотношение сил между воюющими коалициями, во-вторых, цели и характер цивилизаци-онной борьбы. Сепаратный выход России из Первой мировой войны в условиях, когда победа Антанты уже обозначилась, изменил соотношение сил между воюющими коалициями в пользу Центральной коалиции. У нее появилась надежда переломить ход войны в свою пользу и добиться победы.

Еще более значительно изменилась цивилизационная ситуация в России и во всем мире. Если российские западники, совершившие Февральский переворот, свергшие монархию, стремились поставить Россию на рельсы Западной цивилизации, то большевики провозгласили своей целью перевести Россию и все другие страны и народы на рельсы принципиально новой коммунистической цивилизации, основным принципом которой является социальное равенство, исключение войн и социальных конфликтов вообще. При этом переход осуществлять немедленно революционно-силовым методом, включая переход идущею межгосударственной войны в гражданскую войну. Для измученных войной народных масс важным было, прежде всего, прекращение войны. Сложилась общая ситуация восприимчивости радикальных лозунгов. Коммунистическая цивилизация выдвигалась как альтернатива всем другим цивилизациям, в первую очередь

Западной цивилизации. Правящие круги государства, принадлежащие к этой цивилизации, почувствовали серьезную ци-вилизационную опасность, исходящую от Советской России. Тем более что внутри них нашлись радикальные силы, развернувшие борьбу за переход на советскую модель цивилизации. В результате вражда западных членов Антанты к Советской России за выход из коалиции дополнилась межцивилизационным антагонизмом.

Выход России из Первой мировой войны сделал вопрос о победителе альтернативным. Его решение теперь зависело от того, на чью сторону станут США или не станут вообще. Война для них оказалась благодатным временем экономического и финансового роста. Из должника европейским государствам они превратились в их кредитора. У них была свобода выбора по отношению к воюющим коалициям. Они готовились к непосредственному участию в войне, если потребует обстановка или это окажется выгодным. Выход России из войны, изменение соотношения сил между коалициями потребовали от США решить вопрос о непосредственном участии в войне. Кроме других критериев выбора важным был цивилизационный критерий. Самой близкой США по цивилизационному критерию была Великобритания, возглавлявшая Антанту. Переброска двухмиллионной армии в Европу для поддержки Антанты обеспечивала ее военную победу.

В данном случае важно подчеркнуть, что окончательная победа в Первой мировой войне определялась цивилизацион-ным фактором, хотя в большинстве работ, освещающих эту тему, он даже не упоминается.

6. Цивилизационное расчленение

России — одна из главных целей иностранной интервенции

Главная цель Великобритании в Первой мировой войне — остановить рост могущества и претензий Германии на равенство морских сил — была достигнута. Германия была принуждена к безоговорочной капитуляции и поставлена в положение второстепенной европейской державы. Россия оказалась не в лучшем положении.

Теперь подъем ее до уровня конкурента Великобритании, которым Россия неизбежно стала бы после войны, исключался на неопределенно длительное время.

Крах России раскрыл подлинное отношение к ней как цивилизации со стороны субъектов Западной цивилизации, как бывших союзников, так и противников. Те и другие оказались готовыми грабить и расчленять слабую Россию как великое государство. Никто не проявил заботы о сохранении ее целостности как субъекта геополитики и цивилизации. Россия стала объектом интервенции иностранных государств, располагающих силами и средствами. Среди целей интервенции были цивилизационное расчленение России, образование на ее территории возможно большего числа государств, независимых от центральной российской власти, но зависимых от других государств. На образование независимых государств были подняты все сепаратистские силы, которые в довоенной России давно перестали действовать по причине отсутствия массовой поддержки. Теперь им ее оказывала открыто иностранная интервенция.

7. Русский народ как создатель и охранитель Российской цивилизации

Точкой отсчета начала формирования русского народа в особый цивилизацион-ный тип общности, отличающийся от других общностей по мировостриятию и миро-отношению, можно считать принятие им православия в качестве религии. Так что к началу Первой мировой войны процесс формирования и развития русской цивилизации насчитывал более тысячи лет. За это время русский народ вырос численно и расселился на огромной территории северной Евразии. При этом он тесно общался с проживающими на ней большими и малыми по численности народами. Общение это носило в основном равноправный характер.

Мировосприятие и уклад жизни других народов воспринимались русскими с уважениями. Естественно, не без местных эксцессов. Государство их пресекало, не делило страну на неравноправные территории в зависимости от проживающих на ней народов. Глава государства (царь, им-

ператор России) считался отцом и вождем всех народов. В стране формировалась интегральная Российская цивилизация.

Как Россия воспринималась в канун Первой мировой войны, можно судить по тому, как ее народы отнеслись к призыву и службе в армии. По решению правительства призыву не подлежали только народы Средней Азии как еще не готовые к освоению современной техники и организации. Все остальные нерусские народы восприняли призыв как должное и хорошо воевали почти на всех фронтах.

При общей положительной тенденции формирования Русской (Российской) цивилизации в истории был ряд сложных событий и периодов, когда ее развитию наносился серьезный ущерб и ставилось под сомнение ее будущее.

В период, когда русскиекняжества были поставлены в вассальную зависимость от Золотой Орды и были объектом экспансии со стороны западных рыцарских орденов, им пришлось выбирать между сохранением своих цивилизационных основ, на которые посягали западные завоеватели, и административно-даннической(ясачной) зависимостью от Орды, не посягавшей на цивилизацию. Выбор был сделан в интересах цивилизационных основ. И он оправдал себя.

Серьезные удары по формированию и развитию цивилизационного единства русского народа нанес церковный раскол в XVII веке, разделивший православных верующих на сторонников официальной церкви и старообрядцев. Последствия раскола еще чувствуются в настоящее время, не говоря уже о предшествующем. Раскол показал, насколько важны для народа символы его цивилизационной самостоятельности.

Развитие общения России с Западом происходило без должной заботы государства и элиты о сохранении и развитии ценностей собственной цивилизации, методом бездумного копирования. В отдельные исторические периоды дело доходило до того, что элита говорила не на русском, а на иностранном языке. Западническое течение становилось влиятельным. Интеллигенция разделилась на западников и славянофилов. Только народная масса оставалась приверженной своей русской

цивилизации. Но на общем цивилизацион-ном развитии это сказывалось негативно.

8. Уроки и выводы из анализа роли

цивилизаций в Первой мировой войне

От Первой мировой войны нас отделяет целый век. Это не означает, что из этого грандиозного события извлечены все уроки и сделаны соответствующие выводы. Многое было упущено, неглубоко понято, в том числе роль мировых цивилизаций.

В XXI веке важно знать, как конкретно складывались отношения между воюющими коалициями и государствами, как цивилизационные проблемы повлияли на судьбу нашей Родины.

Анализ роли цивилизаций в Первой мировой войне, отношения Запада к России как низшей цивилизации, давления на Россию в то и настоящее время показывает: это не принципиально новые явления, а конкретное воплощение исторической тенденции. И сегодня такое явление будет также воплощением исторической тенденции. Существенно изменились только средства и методы. Выросли возможности многократно. Западная цивилизация попыталась стереть цивилизационные различия. Но это только усилило цивилиза-ционные войны.

В результате цивилизации поставлены на службу войне. Перевод их на службу мира — актуальная задача человечества. Но она сегодня даже не поставлена перед мировым сообществом.

Список литературы

1. Байов А.К. Вклад России в победу союзников. — TALLIN: REVAL, 1924. — С. 27.

2. Вандам (Едрихин) А.Е. Геополитика и геостратегия / Сост., вступ. ст. и коммент. И. Образцова; заключ. ст. И. Даниленко. Жуковский. — М.: Кучково поле, 2002. — 272 с. — (Серия «Геополитический ракурс»)

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост. и коммент. Ю.А. Белова; отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 816 с.

4. Ерасов Б.С Сравнение цивилизаций: Хрестоматия: учебное пособие для студентов. — М.: Аспект ПРЕСС, 1998. — 536 с.

5. Первая мировая война 1914-1918 годов. В 6 т. — М.: Кучково поле, 2017.

6. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. — М.; Л., 1952. — С. 431432.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фергюсон Н. Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира. / К. Бандуровский, пер. под ред. И. Кригера. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. — 412 с.

УДК 328

ВА. Волох,

доктор политических наук, профессор Государственного университета управления, действительный член Академии политической науки, г. Москва

ВА. Суворова,

кандидат политических наук, доцент, Государственного университета управления, г. Москва

Е.В. Афанасьева,

кандидат исторических наук, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель научного центра по исследованию истории и развития Востока,

Институт мировых цивилизаций, г. Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

VA. Volokh,

doctor of Political Sciences, Professor State University of management full member of the Academy of political science, Moscow

E-mail: [email protected]

VA. Suvorova,

PhD in Political Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow E-mail: [email protected] E.V. Afanasieva, PhD in historical Sciences

member of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, head of the research center for the study of the history and development of the East,

Institute of World Civilizations, Moscow

USING PROJECT-BASED LEARNING TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ACCORDING TO THE EDUCATIONAL PROGRAM "POLITICAL SCIENCE"

Аннотация. В статье авторы рассматривают очень актуальную для системы высшего образования в Российской Федерации тему — проектное обучение бакалавров и магистров в политологии. Многие высшие учебные заведения уделяют большое внимание разработке и внедрению для студентов проектных навыков. Однако, ряд вузов испытывают определенные трудности в этой новой работе.

Исследователи считают, что проектный менеджмент должен стать неотъемлемым компонентом государственной политики, направленной на разработку и осуществление национальных программ, а также на совершенствование деятельности институтов публичной власти. При этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.