Научная статья на тему 'Мир в миниатюре: голландские кукольные домики XVII века'

Мир в миниатюре: голландские кукольные домики XVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1261
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мир в миниатюре: голландские кукольные домики XVII века»

Ю.Б. Павлова

МИР В МИНИАТЮРЕ:

ГОЛЛАНДСКИЕ КУКОЛЬНЫЕ ДОМИКИ XVII ВЕКА

Дом для голландца был не просто жилым помещением, не только местом, где можно спать, принимать пищу или веселиться с друзьями, но храм, святилище, вклад каждого жителя в дело прославления государства. «.. .в Нидерландах, <.. .> семья концентрируется на ребенке, а семейная жизнь вращается вокруг дома; в голландском доме это проявилось на сто лет раньше, чем в других странах. Не один современный той эпохе путешественник высказывал мнение, что голландцы ценят три вещи выше других: во-первых - своих детей, во-вторых - свои дома, и, в-третьих - свои сады»1. Одним из свидетельств безграничной любви голландцев к своим домам, своему быту были кукольные домики.

Эти «дети любви» жителей Северных Нидерландов к своим уютным жилищам создавались по примеру коллекционного кабинета, «шкафа искусств» Kunstschrank, в котором вместо собрания редкостей размещалась миниатюрная модель жилого бюргерского дома. Такая своеобразная конструкция, по всей вероятности, оправдывалась, с одной стороны, теми миниатюрными произведениями искусства, созданными руками лучших мастеров и составлявших обстановку домика. С другой это обуславливалось внутренним отношением, привязанностью голландцев к своему дому, который был для них, вероятно, самой большой ценностью, достойной быть среди предметов коллекции.

Итак, голландские кукольные дома всегда имели одинаковую структуру. Это был кабинет традиционных пропорций, состоящий из основного объема, во фронтальной части которого находились дверцы, и установленный на соответствующее ему по художественному решению подстолье. Внутреннее пространство делилось полками, в свою очередь разбитыми на отдельные секции-комнаты. Комнаты воспроизводили общее построение бюргерского дома, демонстрируя ряд помещений с определенными функциями. В каждой из комнат был использован типичный вид отделки, и обставлены они были мебелью, характерной для подсобных помещений или парадных залов в домах зажиточных голландцев конца XVII века.

Кукольные дома как предмет искусства создавались и в соседних странах, таких как Франция

и Германия, а также в Англии. Но между ними и голландскими кукольными домами имелись существенные различия. Если английские, французские и немецкие кукольные дома всегда воспроизводили не только внутреннюю обстановку жилища, но и внешне выглядели как настоящие дома, то голландские дома - это лишь комнаты, находящиеся на полках внутри определенного предмета мебели - кабинета. В случае с голландскими кукольными домами мы, как нам кажется, сталкиваемся с метафорой: в Северных Нидерландах кабинет был создан для того, чтобы сохранить и представить все сокровища мира, а кукольный дом, находящийся также внутри кабинета, изображал внутреннее убранство дома, тоже своеобразной вселенной. А не был ли дом главным сокровищем голландцев?! Возможно, действуя на подсознательном уровне, голландцы выразили любовь к собственному дому, поместив его миниатюрное воспроизведение как раритет, как достояние внутрь кабинета.

Вторым важным отличием голландских кукольных домов являлось место, которое занимали домики в жизни семьи, а, следовательно, и отношение к ним. Основной функцией немецких, французских и английских кукольных домиков был воспитательный аспект, выражавшийся в игровых формах. Возможно, целевая аудитория и повлияла на внешний вид домика, представлявшего миниатюрную копию настоящего дома - так его было легче было воспринимать ребенку, в нем появлялось нечто сказочное, к чему можно прикоснуться. Для голландцев кукольный домик не был игрушкой, он был диковинкой, драгоценным творением рук многих мастеров, которое заслуживало бережного отношения и любования. Форма кабинета со стеклянными дверцами, которые позволяли заглянуть вовнутрь, не нарушая лишний раз порядка в миниатюрных комнатках, подчеркивала определенное положение кукольного домика среди коллекционных предметов.

Безусловно, игра в куклы входила в перечень детских игр, бытовавших в Нидерландах XVII века. «Богач покупал своей дочурке кукольную чету с атрибутами из фарфора, меди, железа и серебра. Кукольные домики насчитывали от шести до восьми комнаток с обстановкой из дерева или

ценных металлов»2. Но, следует отметить, что дороговизна таких «игрушек» породила некоторые требования к маленьким обладательницам домиков: так, чаще всего девочкам не позволяли играть в кукольном домике, они могли лишь переставлять и рассматривать утварь и посуду в кухне и в кладовках, а в гостиной и спальне им не разрешалось ничего трогать. Эти условия в обращении с кукольными домиками воспитывали помимо хозяйственности, чувство бережного отношения к собственности, столь чтимое голландцами.

Но кроме как игрушки, кукольные домики завоевали популярность среди взрослых и считались доказательством благосостояния семьи. Иногда устраивались демонстрации таких кукольных домиков широкой публике, за что взималась плата. Зачастую они передавались по наследству от матери к дочери. Здесь можно говорить о том, что кукольные домики сводили вместе интересы взрослого и ребенка, являясь одновременно игрушкой и коллекционным предметом. «Страсть воспроизводить в миниатюре людей и окружающие их предметы повседневной жизни <.. .> в одинаковой степени для развлечения детей и взрослых»3 наблюдалась с древних времен. Вероятно, это связано с любовью и восхищением маленькими предметами в целом, а также с нахождением удовольствия не только в их изучении, но и в процессе их создания. Флора Жиль Якобс очень точно замечает, что «люди всегда изготавливали модели городов, кораблей и различных машин в масштабе, и старательно пытаясь найти рациональное оправдание мотивам (повлекшим за собой их создание - Ю.П.), <...>, но возможно <...>, что они получают удовольствие от создания и рассматривания миниатюр»4. Все маленькое по размерам приобретает в глазах людей невыразимую прелесть, особенно если оно еще и воспроизводит окружающий их мир.

Для исследователей быта, убранства интерьеров и мебели кукольные домики являются своеобразными архивами истории, поскольку в первозданном виде интерьеров со всеми мельчайшими деталями обстановки и меблировки не сохранилось. Зачастую примеры мебели или утвари доходят до наших дней лишь в «малых» формах. Как пишут в своей книге супруги Вандевре, занимающиеся коллекционированием мебели маленьких размеров, «в конце XVI века в среде буржуазии и аристократии наблюдается увеличение накоплений, которые вкладывались в уб-

ранство интерьера»5. В соответствие с этой тенденцией растет количество мастерских, занимающихся производством мебели. На протяжении всего XVII века европейские кабинетмейкеры разрабатывают мебель на основе миниатюрных предметов, которые впоследствии могли играть роль демонстрационных экземпляров. Кроме того, миниатюрная мебель изготавливалась мастерами для получения звания мастера и для вступления в гильдию мастеров. Именно на примере такой мебели мастер мог показать свою искусность: все нюансы были видны на предмете, который можно было ощутить в руках, внимательно рассмотреть. В Голландии XVII века создавалась не только мебель маленьких размеров, но и целые комнаты, обставленные такой мебелью. Но, следует обратить внимание на различие между такими комнатами-моделями и кукольными домиками: если первые являются достаточно абстрактными произведениями, своеобразными макетами, нацеленными на демонстрацию мебели в обстановке, то вторые были произведениями искусства, синтезом работы лучших мастеров, наполненным теплотой и любовью владелицы домика.

Голландские кукольные домики XVII века, в отличие от английских или немецких произведений того же времени, были более дорогими и изысканно отделанными. Так, в своей книге Х. Шмидт-Гласснер и В. фон Леони6, подчеркивают, что, несмотря на сильное сходство инвентарных описей немецких и голландских домиков, между немецкими и голландскими предметами есть очень сильное отличие, заключавшееся в самом подходе к кукольному домику. Южно-немецкие домики были по-бюргерски добротными произведениями, рассчитанными на использование в качестве пособий для воспитания девочек. В голландских же кукольных домиках заметно стремление превратить предмет быта в произведение искусства. «Наиболее ранние кукольные дома фигурируют в описях домашнего хозяйства, датирующихся серединой XVII века. Анна Вейтс, вдова, проживавшая в Дельфте, и Оопейн Коппит из Амстердама, портрет которой написал Рембрандт, каждая владела кукольным шкафом («poppen cas»). Они включали 86 и 84 серебряных предметов кукольного хозяйства («poppegoet») соответственно, что зафиксировано в инвентарных описях домашнего хозяйства от 1653 и 1659 года»7.

На данный момент в музеях Нидерландов сохранилось три кукольных домика, относящихся

к интересующему нас периоду: два кукольных дома хранятся в Ряйхсмузеуме, Амстердам: дом Петронеллы Оортман (около 1687-1690 года) и дом Петронеллы Дунойс (около 1676 года), -и один - дом Петронеллы де ла Курт (16741690 годы) - в Городском музее, Утрехт. Следует отметить, что в основном обо всех этих кукольных домиках встречаются упоминания в отзывах путешественников XVIII века по Голландии. В этих отзывах путешественники говорят о домиках как о части коллекции редкостей, формированием которых увлекались многие представительницы крупной буржуазии. Иногда небольшие по размерам предметы из коллекции размещались в интерьерах кукольного домика. Например, в домике Петронеллы Оортман из Амстердамского Ряй-хсмузеума, «в шкафу-кабинете с золотой лаковой живописью на черном фоне можно обнаружить удивительную коллекцию морских рако-вин»8. Кроме того, культура коллекционирования во второй половине XVII века была столь сильна, что даже внутри кукольных домиков могла создаваться специальная кунсткамера. Примером такой комнаты является кунсткамера, находящаяся справа на втором этаже домика Петронеллы де ла Курт (Городской музей, Утрехт).

Интересным фактом является то, что известны владелицы всех трех домиков, а также история каждого из них, зачастую вплоть до попадания в коллекцию того или иного музея. Это, по большей части связано с тем, что домики традиционно передавались по наследству, а если продавались, то с подробной описью всего содержимого. Именно благодаря этим описям, а также заметкам путешественников и отзывам антикваров прошлых времен можно воссоздать историю каждого из сохранившихся голландских кукольных шкафов.

Самым ранним по времени изготовления является дом Петронеллы де ла Курт (Городской музей, Утрехт), датированный 1670-1690 годами. Кукольный кабинет представлял собой один из экспонатов богатой коллекции картин, фарфора, резных раковин и монет, которые находились в собрании Петронеллы де ла Курт. По традиции кукольный домик перешел от нее к дочери Пет-ронелле Оортманс, унаследовавшей страсть матери к коллекционированию. В. фон Леони и Х. Шмидт-Гласснер приводят цитату из дневника немецкого путешественника Захариаса Конрада фон Уффебаха, осмотревшего собрание Оор-тманс в 1711 году. В его восторженном описании

коллекции присутствует и упоминание о кукольном домике: «.у нее был стеклянный шкаф, в котором размещено маленькое кукольное хозяйство - РоррепЬШ, как говорят голландцы»9. Внешне кукольный домик Петронеллы де ля Курт выглядит аналогично предмету голландской мебели -кабинету. В центре фронтальной части неширокого фриза профилированного антаблемента находится щиток с инициалами владельца «АО» -Адама Оортманса, мужа Петронеллы де ла Курт, для которой и был изготовлен домик.

В целом на примере любого из домиков можно увидеть патрицианский дом в разрезе с примерной системой распределения комнат. В данном случае на трех этажах расположено одиннадцать комнат. Верхние этажи занимают четыре комнаты: две хозяйственного предназначения (бельевая и «ЬоИ:е1агу» - кладовая для продуктов и топлива), спальня и детская. Во втором этаже, как и во всех кукольных домиках, размещались помещения с самой изысканной отделкой. <^аеЪ> для приема гостей и, что примечательно, коллекционная комната с развешенными картинами, каминной полкой с китайским фарфором, кабинетом, наполненным искусно выполненным серебром. Между <«ае1» и кунсткамерой - маленькое проходное помещение, в которое превратился «voorhшs», над которым можно увидеть редкий пример так называемой «подвесной комнаты» -«hangkamer». Нижний этаж занимает кухня, комната роженицы и, что удивительно, сад с фруктовыми деревьями и цветами, виртуозно выполненным из слоновой кости павильоном и скульптурами. Обычно сад не включался в обстановку кукольного домика, поскольку предполагалось, что последний показывает только интерьер дома. Хотя, как можно видеть на полотне Якоба Аппеля, запечатлевшего около 1710 года кукольный домик Петронеллы Оортман (Ряйхсмузеум, Амстердам), который будет рассмотрен ниже, показан вид сада, открывающийся за стеклянными створками дверей в глубине <^ооЛшб». «Он был сконструирован в отдельном ящике, который можно поместить за холлом. В описании фон Уф-фенбаха, относящегося к 1718 году, упоминается интересный факт, что в нем (в саду домика Петро-неллы Оортман - Прим. автора) имелся фонтан, который извергал настоящую воду»10. В настоящее время этот удивительный сад не сохранился.

Кукольный домик Петронеллы Оортман, о котором мы говорили выше, был создан в 1686-

1705 годах и является наиболее роскошным по отделке и одновременно самым любопытным по своему происхождению. Этот кукольный домик долгое время связывался с именем российского императора Петра I, который якобы заказал его во время своего пребывания в Амстердаме и, когда домик был готов, отказался от него, так как цена, запрошенная мастером, была слишком высока. Вероятно, такая история могла быть порождена желанием продававших его людей повысить цену на домик, когда потомок реальных владельцев домика обанкротился. «.. .кукольный домик с имевшейся на нем монограммой причислялся к вещам, подлежащим распродаже»11.

Кабинет, в котором располагается домик, очень необычен по своему декору для Голландии XVII века: мастер использовал технику интарсии черепахой и золоченой латунью, характерную не для голландских, а для французских мастеров. Рассмотрев ряд кабинетов, мы считаем возможным предположить, что это единственный кабинет в стиле «Буль», который встречается среди мебели подобной конструкции и назначения в Северных Нидерландах этого периода. Своеобразное сочетание французских традиций в формах и декоре кабинета с голландскими комнатами внутри него также могли стать причиной для порождения многочисленных историй и легенд вокруг домика.

И последний факт, связанный с рассматриваемым домиком и, возможно, способствовавший возникновению истории с иностранным заказчиком, является уже упоминавшееся живописное полотно кисти Якоба Аппеля, которое, «по всей видимости, было выполнено вскоре после изготовления кабинета»12. Флора Жиль Якобс делает предположение, что «возможно и другие кукольные дома дополнительно увековечивались на хол-сте»13. Однако, до нашего времени дошел лишь «портрет» рассматриваемого кукольного домика.

На самом деле домик был создан для Петро-неллы Оортман по заказу её мужа Якоба Брандта, торговца шелком, где-то около 1686 года, после их женитьбы. О том, что домик принадлежал именно им, свидетельствует картуш в центре между вторым и третьим этажом домика в виде соединенных букв «В» (Brandt) и «О» (Oortman). Кроме того, тот же немецкий путешественник Захариус фон Уффенбах, который описал свой визит в коллекционные комнаты Петронеллы де ла Курт в 1711 году, в 1718 году побывал в доме

Петронеллы Оортман. Во всяком случае, Д. Пя-зель-Доммисс сообщает, что «в 1718 году Заха-риас фон Уффенбах написал интригующий отзыв о посещении (данного - Ю.П) кукольного дома, подчеркивая его роль в качестве горки, полной сюрпризов, которые могут удивлять в течение многих часов»14. Внутри домик традиционно разделен на три этажа, в каждом из которых находится по три помещения. В отличие от домика Петронеллы де ла Курт распределение комнат внутри кукольного шкафа Петронеллы Оортман симметричное, то есть в данном случае в большей степени соблюдались классицистические принципы, внедрявшиеся в архитектуру Голландии в XVII столетии. Все три центральных помещения, расположенные одно над другим имеют исключительно хозяйственное или подсобное назначение. В нижнем этаже находится «кооккеикеп», над ней холл или «voorhшs», из которого стеклянные двери вели в находившийся прежде за ними сад. На последнем этаже, под самой «крышей» располагалась «Ьойе1ату». По сторонам от этой центральной оси, намеченной хозяйственными комнатами, обустроены как помещения с бытовой функцией, так и парадные комнаты и залы. На нижнем этаже слева от кухни размещена столовая «ргопккеикеп» с великолепным шкафом, занимающим всю ширину задней стены со стеклянными дверцами, за которыми выставлена коллекция фарфора. «Известно, что этот миниатюрный фарфор был заказан для кукольного домика в Китае и Японии»15. Комнаты второго этажа, аналогично домику де ла Курт, отведены под самые изысканные по отделке залы. Один из них <^аеЪ>, украшенный живописными панно, предназначался для приема гостей и веселого времяпровождения. Симметричная <^ае1» комната значится как комната роженицы: ее роскошная отделка и наличие колыбели для новорожденного и так называемого «инвалидного кресла» для удобства роженицы свидетельствуют

о важности, придававшейся появлению на свет ребенка. Верхний этаж отводился под бельевую с комнатами прислуги, большим прессом для белья и всеми устройствами для сушки и глажки. С другой стороны от складского помещения располагается детская с изысканной кроватью под балдахином, детской колыбелью, крошечным стульчиком и шкафом, наполненным детским бельем.

Для декорировки помещений кукольного домика Петронеллы Оортман были не только ис-

пользованы дорогостоящие материалы, специально заказана маленькая утварь, но к отделке привлекались известные живописцы.

Третьим кукольным домиком, относящимся к XVII столетию, является кукольный шкаф Пет-ронеллы Дунойс (Ряйхсмузеум, Амстердам), изготовленный в 1676 году. Кукольный домик Пет-ронеллы Дунойс имеет довольно сложную историю атрибуции. Долгое время считалось, что он был создан для Маргареты де Ройтер, поскольку «сделанная после её смерти опись упоминает этот домик из орехового дерева»16. Как оказалось впоследствии, было сделано два похожих кабинета из ореха для размещения в них домиков. При исследовании рассматриваемого домика в комнате роженицы была обнаружена подушечка с вышитыми на ней бисером инициалами «PD» и годом «1676». Инициалы указывают на Петронеллу Ду-нойс, дочь одного из высокопоставленных лиц в свите штатгальтера Нидерландов, как на владелицу рассматриваемого кукольного домика. Кроме того, Д. Пяйзель-Доммисс сообщает о том, что кукольный домик Петронеллы Дунойс «передавался внутри семьи по женской линии до 1934 года, когда он был преподнесен в дар музею»17.

Внутри кукольный дом Петронеллы Дунойс, как и все миниатюрные домики этого периода, был разделен на три этажа с традиционным распределением на них комнат и залов согласно их роли в домашнем хозяйстве. В домике сделано всего восемь комнат, среди которых отсутствует «voorhшs», которому надлежало группировать вокруг себя все остальные помещения. Центральное положение на первом этаже занимает кухня, где происходило приготовление пищи. Однако в основном все предметы обстановки кухни выполнены из серебра, что автоматически превращает их в игрушки, прихоть богатой голландской дамы. В убранстве ее домика в целом присутствует «необычайное количество миниатюрных изделий из серебра, включая более ста предметов, относящихся к 17 столетию»18. Открыв дверь в правой стене кухни можно было попасть в комнату, которая в описях XVII века значилась как столовая. Думается, что по причине отсутствия «voorhшs», столовая исполняла и роль приемной, где велись деловые переговоры и принимались посыльные. Второй этаж домика, как это было принято, занимали самые богато обставленные комнаты. В кукольном домике Петронел-лы Дунойс их было всего две: комната рожени-

цы, которой хозяйка домика, по всей видимости обставляла с особой любовью, поскольку была бездетна, а также «Sael» для приема гостей. Третий этаж традиционно отведен под детскую и хозяйственные помещения - бельевую и кладовую для хранения торфа. В детской представлена различная мебель, конструировавшаяся голландскими мастерами специально для детей, что имеет большое значение для специалистов.

Кукольные домики играют, с одной стороны, важную роль при анализе одного из типично голландских предметов мебели - кабинета, поскольку они расширяют представление о вариантах и техниках его отделки. С другой стороны, кукольные домики многосторонне раскрывают обустройство жизни голландской семьи: они показывают планировку дома, содержат названия комнат, позволяют увидеть разнообразие использовавшихся в отделке помещений материалов (свидетельство о применении некоторых из них сохранилось лишь в инвентарных описях). Мы не только получаем наглядное представление обо всем разнообразии мебели, составлявшей убранство комнат, ее конструкции и употреблявшихся в ее обивке или при создании драпировок текстиле, но и видим, наряду с жанровыми картинами, принцип расстановки мебели. Таким образом, кукольные домики дают нам возможность прикоснуться непосредственно к повседневной жизни бюргеров, увидеть ее изнутри и, как следствие, лучшим образом понять отражение привычек и уклада голландцев на формировании их личного семейного пространства - дома и интерьера.

Примечания

1 И. Тэн. Философия искусства. - М., 1996. -С. 182.

2 Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. - М., 2001. - С. 203.

3 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 78.

4 Jacobs FJ. Dolls’ houses in America: historic preservation in miniature. - New York, 1974. - P. 5.

5 Vendeuvre G. et È. de. Le mobilier miniature: du XVI siècle a 1930. - Paris, 1987. - P. 7.

6 Leonie W.von, Schmidt-Glassner H. Das Puppenhaus: Vom Spiegelbild des bürgerlichen Hausstandes zum Spiegel zeug für Kinder. -München, 1978. - P. 52.

7 Pijzel-Dommisse J. Het Hollandse pronkpoppenhuis: Interieur en huishouden in de

17de en 18de eeuw. - Amsterdam, 2000. - P 446.

8 Leonie W.von, Schmidt-GlassnerH. Op. cit. - P. 55.

9 Ibid. - P. 52.

10 Pijzel-Dommisse J. The 17th-century dolls’ houses in the Rijksmuseum. - Amsterdam, 1994. - P 19.

11 Leonie W.von, Schmidt-Glassner H. Op. cit. - P 54.

12 Pijzel-Dommisse J. Het Hollandse pronkpoppenhuis: Interieur en huishouden in de 17de en 18de eeuw. - Amsterdam, 2000. - P 447.

13 Jacobs F.J. A history of doll houses: four

centuries of domestic world in miniature. - New York, 1953. - P 71.

14 Pijzel-Dommisse J. 17-th century dolls’ houses in the Rjiksmuseum. - Amsterdam, 1998. - C. 8.

15 Ibid. - P. 22.

16 Leonie W.von, Schmidt-Glassner H. Op. cit. - P 55.

17 Pijzel-Dommisse J. Op. cit. - P. 30.

18 Pijzel-Dommisse J. Het Hollandse pronkpoppenhuis: Interieur en huishouden in de 17de en 18de eeuw. - Amsterdam, 2000. - P 447.

Е.Л. Тихомирова

ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА «ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ УНЖЕНСКИЙ И ЖЕЛТОВОДСКИЙ» -УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ РЕЗЬБЫ РУБЕЖА XVM-XVШ СТОЛЕТИЙ

В коллекции Костромского музея-заповедника (ГУК КГОИАХМЗ) находится уникальный резной памятник, не имеющий на сегодняшний день аналогов в музейных, частных и церковных собраниях России. Это деревянная скульптура чтимого русского святого и одного из наиболее прославленных подвижников Костромской земли - преподобного Макария Унжен-ского и Желтоводского (КГОХМ, КП-2046).

Резная фигура происходит из старособорной Успенской церкви г. Солигалича Костромской губернии, откуда она поступила в 1968 г. в Солига-личский краеведческий музей, а затем в головной музей в Костроме. Размеры скульптуры 158х91х14 см, памятник выполнен в технике резьбы по дереву и раскраски темперой по левкасу. В 1975 г. «преп. Макарий» был реставрирован О.Н. Трофимовым во Всероссийском художественном научно - реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.

Святой представлен в рост, фронтально. Руки разведены в стороны и подняты в локтях. Преп. Макарий облачен в подризник цвета охры, препоясанный широкой темной лентой с геометрическим орнаментом «в сеточку». Поверх подризника широкой лентой спускается зеленая епитрахиль с восьмиконечным крестом в верхней части и охристой каймой с орнаментом в виде чередующихся завитков. Поверх подризника на святом одета черная мантия с двумя красными крестами на плечах. Складки на одежде написаны темной охрой и белилами.

Лик написан насыщенной охрой по санкирю, морщины и складки на лбу, щеках, крыльях носа

Рис. Деревянная скульптура преподобного Макария Унженского и Желтоводского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.