Научная статья на тему '«МИР ИСКУССТВА ВОКРУГ НАС»: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

«МИР ИСКУССТВА ВОКРУГ НАС»: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / эстетическое воспитание / начальная школа / младшие школьники / третьеклассники / внеурочная деятельность / программы внеурочной деятельности / психолого-педагогические характеристики / additional education / aesthetic education / Primary School / younger schoolchildren / third graders / extracurricular activities / extracurricular activity programs / psychological and pedagogical characteristics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

В данной статье раскрываются значение и особенности сферы дополнительного образования, которая призвана дополнить, углубить, расширить знания, умения и навыки, получаемые индивидом в традиционной системе образования. Особое место здесь отводится внеурочной деятельности, которая по форме и содержанию может оказаться шире объема, представленного в федеральных государственных образовательных стандартах. Часть педагогов подчеркивают, что во внеурочной деятельности может (и должна) быть усилена воспитательная составляющая, которая является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Однако для этого необходима соответствующая реновация содержания и форм организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. В качестве примера приводится описание годовой программы внеурочной деятельности «Мир искусства вокруг нас», разработанной для обучающихся начальной школы (третий класс). Психолого-педагогическими основами для разработки данной программы послужили следующие установки: учет не просто возрастных особенностей, но и специфических характеристик поколения альфа; разнообразие затрагиваемых сфер искусства и метапредметность в освоении содержания занятий; продуктивность предлагаемых обучающимся заданий (поисковых, проблемных, не имеющих однозначного ответа и т. п.); готовность «к выходу за пределы» своего мнения и даже пространства – класса, школы (темы «Театр», «Музей», «Улицы города»). Особое внимание в разработке данной программы – с учетом акцента на воспитательную составляющую – уделено произведениям искусства русских художников, ставшим национальным достоянием. В таком формате обучающиеся начинают воспринимать и оценивать сферу искусства как особую область, аккумулирующую, транслирующую и сохраняющую культурные, материальные и духовные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE WORLD OF ART AROUND US”: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR PRIMARY SCHOOLS

This article reveals the importance and features of the field of additional education, which is designed to complement, deepen, expand, etc. knowledge, skills and abilities acquired by an individual in the traditional education system. A special place here is given to extracurricular activities, which in form and content may be wider than the scope presented in federal state educational standards. Some teachers emphasize that the educational component, which is an integral part of the national education system, can (and should) be strengthened in extracurricular activities. But for this, an appropriate renovation of the content and forms of organization of extracurricular activities in educational institutions is necessary. As an example, the description of the annual extracurricular activity program “The World of art around us”, developed for elementary school students (third grade), is given. The following guidelines served as the psychological and pedagogical foundations for the development of this program: taking into account not only age characteristics, but also the specific characteristics of the Alpha generation; the variety of affected areas of art and meta-objectivity in mastering the content of classes; productivity of tasks offered to students (search, problematic, not having an unambiguous answer, etc.); readiness to “go beyond” your opinion, and even the classroom space, the school (themes “Theater”, “Museum”, “City streets”). Special attention in the development of this program, taking into account the emphasis on the educational component, is paid to the works of art by Russian artists who have become a national treasure. In this format, students begin to perceive and evaluate the field of art as a special area that accumulates, transmits and preserves cultural, material and spiritual values.

Текст научной работы на тему ««МИР ИСКУССТВА ВОКРУГ НАС»: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 373.31+37.036

ББК Ч420.054+Ч426.1 ГРНТИ 14.25.05 Код ВАК 5.8.2

Коротаева Евгения Владиславовна,

SPIN-код: 6573-3323

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: e.v.korotaeva@yandex.ru

«МИР ИСКУССТВА ВОКРУГ НАС»:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное образование; эстетическое воспитание; начальная школа; младшие школьники; третьеклассники; внеурочная деятельность; программы внеурочной деятельности; психолого-педагогические характеристики

АННОТАЦИЯ. В данной статье раскрываются значение и особенности сферы дополнительного образования, которая призвана дополнить, углубить, расширить знания, умения и навыки, получаемые индивидом в традиционной системе образования. Особое место здесь отводится внеурочной деятельности, которая по форме и содержанию может оказаться шире объема, представленного в федеральных государственных образовательных стандартах. Часть педагогов подчеркивают, что во внеурочной деятельности может (и должна) быть усилена воспитательная составляющая, которая является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Однако для этого необходима соответствующая реновация содержания и форм организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. В качестве примера приводится описание годовой программы внеурочной деятельности «Мир искусства вокруг нас», разработанной для обучающихся начальной школы (третий класс). Психолого-педагогическими основами для разработки данной программы послужили следующие установки: учет не просто возрастных особенностей, но и специфических характеристик поколения альфа; разнообразие затрагиваемых сфер искусства и метапредметность в освоении содержания занятий; продуктивность предлагаемых обучающимся заданий (поисковых, проблемных, не имеющих однозначного ответа и т. п.); готовность «к выходу за пределы» своего мнения и даже пространства - класса, школы (темы «Театр», «Музей», «Улицы города»). Особое внимание в разработке данной программы - с учетом акцента на воспитательную составляющую - уделено произведениям искусства русских художников, ставшим национальным достоянием. В таком формате обучающиеся начинают воспринимать и оценивать сферу искусства как особую область, аккумулирующую, транслирующую и сохраняющую культурные, материальные и духовные ценности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Коротаева, Е. В. «Мир искусства вокруг нас»: психолого-педагогические основы программы внеурочной деятельности для начальной школы / Е. В. Коротаева. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 166-171.

Korotaeva Evgenia Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical

University, Ekaterinburg, Russia

"THE WORLD OF ART AROUND US":

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS

OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR PRIMARY SCHOOLS

KEYWORDS: additional education; aesthetic education; Primary School; younger schoolchildren; third graders; extracurricular activities; extracurricular activity programs; psychological and pedagogical characteristics

ABSTRACT. This article reveals the importance and features of the field of additional education, which is designed to complement, deepen, expand, etc. knowledge, skills and abilities acquired by an individual in the traditional education system. A special place here is given to extracurricular activities, which in form and content may be wider than the scope presented in federal state educational standards. Some teachers emphasize that the educational component, which is an integral part of the national education system, can (and should) be strengthened in extracurricular activities. But for this, an appropriate renovation of the content and forms of organization of extracurricular activities in educational institutions is necessary. As an example, the description of the annual extracurricular activity program "The World of art around us", developed for elementary school students (third grade), is given. The following guidelines served as the psychological and pedagogical foundations for the development of this program: taking into account not only age characteristics, but also the specific characteristics of the Alpha generation; the variety of affected areas of art and meta-objectivity in mastering the content of classes; productivity of tasks offered to students (search, problematic, not having an unambiguous answer, etc.); readiness to "go beyond" your opinion, and even the classroom space, the school (themes "Theater", "Museum", "City streets"). Special attention in the development of this program, taking into account the emphasis on the educational component, is paid to the works of art by Russian artists who have become a national treasure. In this format, students begin to perceive and evaluate the field of art as a special area that accumulates, transmits and preserves cultural, material and spiritual values.

© Коротаева Е. В., 2024

FOR CITATION: Korotaeva, E. V. (2024). "The World of Art Around Us": Psychological and Pedagogical Foundations of Extracurricular Activities for Primary Schools. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 166-171.

Актуальный этап развития отечественного образования XXI в. характеризуется целенаправленными преобразованиями как в содержательном аспекте (разработка и внедрение федеральных образовательных государственных стандартов на всех ступенях образовательной системы), так и в организационном, т. е. в формах реализации (появление индивидуальных образовательных маршрутов [2], включение в общеобразовательные классы детей с ОВЗ [12], признание и принятие формы домашнего обучения [10], освоение дистанционного обучения [9; 10] и т. д.).

Эти и сопутствующие изменения, происходящие в социокультурной сфере, динамичное развитие цифровизации, геймифи-кации и т. д. обозначили новый сегмент для активной деятельности, связанный как со сферой досуга, так и с областью обучения, образования [1; 4; 14; 15]. Речь идет о сфере дополнительного образования, достаточно полно и обоснованно описанной в соответствующей монографии «Дополнительное образование в России: единое и многообразное», подготовленной Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» [3]. В данном издании наряду с характеристикой организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, обозначением векторов обновления содержания дополнительного образования и пр. имеется и обращение к внеурочной деятельности как значимой составляющей, расширяющей и/или углубляющей содержание основных общеобразовательных программ, являющихся обязательными. Стоит отметить, что проблема интеграции общего и дополнительного образования является достаточно обсуждаемой в педагогических публикациях (С. Г. Воровщиков, С. П. Исенко [6], А. В. Игнатенко, А. А. Кузнецова [5] и др.). При этом подчеркивается, что внеурочная деятельность - как составная часть дополнительного образования -«позволяет усилить, а точнее развить воспитательную составляющую ФГОС» (О. К. Келарева [7], Н. С. Сытина, Н. Е. Ха-бибова [13]).

Иными словами, программы внеурочной деятельности, разрабатываемые и реализуемые в общеобразовательной школе, соответствуя общей направленности Федеральной образовательной программы, должны предусматривать достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов в образовательной деятельности.

С учетом высказанных позиций про-

анализируем годовую программу внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы «Мир искусства вокруг нас», реализуемую по направлению эстетического воспитания.

Прежде всего, обратимся к целевым ориентирам ожидаемых результатов, обозначенным в Федеральной рабочей программе воспитания на уровне начального общего образования1. В данном документе обозначено, что эстетическое воспитание реализуется в способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, искусстве, творчестве людей; в проявлении интереса и уважения к отечественной и мировой художественной культуре, стремления к самореализации разных видах художественной деятельности, в присвоении и включении в эстетическую культуру на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщении к лучшим образцам отечественного и мирового искусства (п. 170.2.9.3).

Однако, раскрывая и реализуя именно воспитательные возможности программы внеурочной деятельности, имеет смысл обратиться и к ожидаемым результатам других направлений указанной программы воспитания. Так, имеется непосредственное обращение к эстетической составляющей в духовно-нравственном направлении, где выделено «осознание нравственной и эстетической ценности литературы, родного языка, русского языка». Кроме того, в направлении, связанном с трудовым воспитанием, подчеркивается значимость «уважения к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда». Очевидно, что произведения искусства - художественные полотна, картины, скульптуры, спектакли, романы и повести и др., - также представляют собой результаты труда, к которым стоит относиться с уважением и бережливостью. И - пусть и в меньшей степени - в воспитательном направлении, касающемся ценности научного познания, имеются установка на проявление любознательности и самостоятельности в познании, интерес и уважение к научным знаниям, а искусство, точнее искусствознание, напрямую связано с определенными научными основами, к тому же эта область сегодня наполняется новыми содержанием и формами, что связано с развитием искусствен-

1 Федеральные рабочие программы воспитания в составе Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».

ного интеллекта.

Вышеназванные ориентиры и были заложены в целевую составляющую годовой программы внеурочной деятельности «Мир искусства вокруг нас» для учащихся третьих классов. Декомпозиция цели представлена в конкретных задачах, которые можно подразделить на информационную, интерактивную и перцептивную: актуализация имеющихся и накопление новых знаний и представлений обучающихся в эстетической области, формирование активно-познавательной позиции в процессе знакомства и освоения художественно-эстетической действительности (умение вербализировать представления по произведениям искусства, готовность вступить в диалог, формирование рефлексивности в процессе обсуждения произведений искусства); формирование отношения к искусству как к ценности, осмысление ценностных ориентиров через произведения искусства.

Общая направленность содержания соотносится с программой обучения по «Изобразительному искусству» (Н. А. Горяева, Л. А. Неменская), где представлены темы: «Искусство на улицах твоего города», «Художник и музей», «Игры и игрушки», «В музыкальном театре» и др. Однако содержание занятий программы внеурочной деятельности или акцентирует, или расширяет представления третьеклассников об искусстве как значимой части культурной и эстетической составляющей человеческого бытия.

Реализация программы внеурочной деятельности «Мир искусства вокруг нас» предполагала три этапа - установочный, развивающий и итоговый. Занятия проводились раз в месяц, поскольку их содержание и форма заметно отличались от привычной урочной деятельности и требовали соответствующей подготовки - как в содержательном, так и в организационном плане. Отличительной характеристикой данной программы являются изначальная установка на динамизм проводимых занятий (что отличало их от статичных уроков рисования и музыки) и постепенное расширение «пространства», которое раскрывало мир искусства для третьеклассников.

Представим краткое описание проведенных занятий: «Русская игрушка», «По русским сказкам», «Как это сделано?», «Театр», «В музее», «Передвижники», «Искусство на улицах города», «Российские просторы».

На установочном этапе (задача которого состояла в общем знакомстве третьеклассников с тематикой формой проведения занятий, актуализации их представлений и знаний в художественно-эстетической области) сюжет первого сентябрьского занятия

«Русская игрушка» заключался в «подготовке и организации осенней ярмарки», в которой нужно было представить (разрекламировать) именно русские игрушки - глиняные, деревянные, тряпичные, сделанные из соломы, найти отличительные черты одной игрушки от других: Богородские, Каргополь-ские, Дымковские и пр. Завершалось все действие русской народной игрой. Следующее занятие (октябрь) было связано с актуализацией представлений младших школьников об основных образах русских народных сказок. Достаточно знакомый иллюстративный материал (картины М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.) был актуализирован через задания на определение жанра картины (пейзаж, натюрморт, портрет), решение ребуса (с названием картины), предложение подумать, какую песню могла бы петь Аленушка (В. М. Васнецова); сбор фрагментов (паззлов) картины и соотнесение с соответствующей сказкой и т. д.

На втором, развивающем (т. е. более интенсивном), этапе программы основная задача заключалась в разнообразном знакомстве третьеклассников с историко-культурным наследием.

Так, третье занятие «Как это сделано?» (ноябрь) предусматривало узнавание, объяснение (и даже пробу) различных техник рисования: и традиционных (карандашом, гуашью, акварелью, маслом и пастелью) и иных: мелом, «набрызгом», по мокрой бумаге, ниткография и пр. В итоге учащимся было предложено определить по представленному иллюстративному материалу используемые авторами картин техники рисования.

«Завязка» следующего занятия «Театр» (декабрь) заключалась в необходимости познакомить дошколят с правилами поведения в театре. В процессе составления «свода соответствующих правил» третьеклассники узнают о различных видах театров (оперы и балета, драматический, «детский» (театр юного зрителя»), театр пантомимы, театр теней и др.); составляют «словарь театральных терминов» (акт, антракт, галерка, генеральная репетиция, премьера и пр.). В итоге они все вместе вырабатывают правила поведения в театре. В конце занятия детям было предложено общее посещение театра (с поддержкой родителей). Этот поход в театр (во время январских каникул) оказался наполненным «радостью узнавания» -слов, предметов, общих переживаний, пониманием того, что правила поведения в «храме искусства» действительно важны.

Продолжая раскрывать мир искусства, в феврале младшим школьникам было предложено «посетить музей» как учреждение, занимающееся сбором, изучением,

хранением и экспонированием предметов искусства. «Сюжетная линия» напоминала завязку фильма-катастрофы: под зданием музея произошло локальное землетрясение, из-за которого многие музейные экспонаты или потерялись, или перепутались... «Поисковикам» было необходимо найти произведения искусства и расположить в соответствующих залах музея, при этом обосновав свой выбор. Пафос занятия «В музее» заключался в том, чтобы сформировать у третьеклассников представления о роли музея в качестве особого учреждения, задача которого заключается в сохранении историко-культурного наследия через предметы искусства как ценности, которые являются отражением идеалов и традиций той или иной эпохи.

Своеобразным развитием «музейной» тематики стало мартовское занятие, посвященное «передвижникам». Основная задача - познакомить младших школьников с особым явлением в истории российского искусства - деятельностью «Товарищества передвижных художественных выставок». Занятие началось с общей исторической справки и знакомства (или узнавания) с картинами, входившими в передвижную выставку. Затем третьеклассникам было предложено отобрать картины (из арсенала передвижников прошлого: «Богатыри» В. Васнецова, «Взятие снежного городка» В. Сурикова, «Устный счет» Б. Бельского, «Мальчик-механик» В. Максимова и др.) для современной передвижной выставки. Также участники должны были разработать варианты маршрута по нашей стране для такой выставки.

Задача итогового этапа описываемой программы внеурочной деятельности заключалась в самой идее, заложенной в названии: побудить младших школьников к тому, чтобы находить и видеть искусство в повседневной жизни.

В апреле было проведено занятие «Искусство на улицах города», которое предполагало виртуальный «выход за пределы» школы. В начале занятия детей кратко познакомили с жаровыми отличиями скульптур и скульптурных композиций (портретные, бытовые, анималистические), с материалами, из которых изготавливаются скульптуры (натуральный камень, металлы, дерево, гипс и др.). В процессе виртуальной экскурсии по улицам родного города школьники сами видели и определяли материал, символическое значение скульптурных изображений, переживая при этом «радость узнавания».

Основная задача девятого занятия данной программы «Российские просторы» заключалась в принятии идеи интеграции ис-

кусств - через соотнесение музыкальных фрагментов (из произведений русских композиторов) с пейзажными картинами, посвященными русской природе. Музыкальный звукоряд был составлен из произведений «Времена года. Апрель. Подснежник» П. Чайковского, «Танец птиц» Н. Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве реке» М. Мусоргского и др. В видеоряде были представлены картины русских художников: И. Левитан «Лето», «Золотая осень», И. Шишкин «Дорога во ржи», «Утро в сосновом бору», «Березовая роща», И. Грабарь «Февральская лазурь», «Иней», В. Поленов «Золотая осень» и др. Необходимо было соотнести музыкальный фрагмент с изображением, объяснить «настроение» сюжета картины и музыки. На этом занятии не было «неправильных» ответов, но значимым было то, что третьеклассники погружались в мир искусства, рассуждая, делясь эмоциональным переживанием, познавая особую красоту природы своей Родины и т. д.

Отметим, что после третьего занятия третьеклассники начали спрашивать: когда будет следующая встреча, что их ждет на предстоящем занятии и т. д. К концу учебного года учащиеся с удовольствием принимали участие в самых различных сюжетах и заданиях. Классный руководитель отметила, что дети стали активнее на уроках, с большей готовностью вступали в диалог, стали очевидны и позитивные сдвиги в развитии «класса» как коллектива. Да, эти изменения были обусловлены и соответствующей возрасту эволюцией учеников как субъектов учебной деятельности, однако и представленная программа внеурочной деятельности создала для этого определенные условия.

Что же входит в психолого-педагогические (не методические, а именно психолого-педагогические) характеристики программы внеурочной деятельности для начальной школы «Мир искусства вокруг нас»?

Прежде всего, это нетрадиционная (отличающаяся от доминирующей формы урока) структура проведения занятия. В некоторых случаях такие занятия тяготеют к форме квеста (к проведению которого далеко не всегда готовы педагоги [8]). Предлагаемые детям задания должны быть разнообразными (неповторяющимися), носить продуктивный (а не рутинно-репродуктивный) характер. Также стоит подчеркнуть и установку на «выход за пределы». Причем здесь имеется в виду не только «за пределы» конкретной - предметной - области, но и за «пределы» привычных учебных заданий: от «спиши», «нарисуй», «повтори» - к «сопоставь», «прояви», «передай (настроение, эмоцию)», причем не в области точных

знаний, а в сфере искусства.

Само занятие должно проходить в атмосфере эмоциональной насыщенности, что, кстати, далеко не всегда означает «мажорность», «энтузиазм» и пр. Готовность к размышлениям, вдумчивое слушание, процесс сопоставления, поиск вариантов решения вполне могут проходить во внешне спокойной среде. Здесь и должно проявляться мастерство педагога, учителя, готового к чуткому руководству, к балансу активности и созерцательности на занятии. Это особенно значимо для детей поколения альфа, которое не представляет себя без интернета, без социальных сетей; у этих детей преобладает клиповое мышление; они готовы к многозадачности в деятельности, но при этом порой с трудом удерживают отдельные (значимые) сведения, не умея отделить существенное от несущественного в информационном потоке и т. д. В связи с этим необходим поиск новых вариантов образова-

тельной деятельности, которые, учитывая специфику поколения, все же ориентированы на решение воспитательных задач. Во многом именно этим и объясняется тематический выбор занятий, интегрирующих область изобразительного искусства с воспитательной направленностью.

Также отметим, что при интенсивном развитии дополнительного образования часть педагогов высказывают беспокойство по поводу явного дисбаланса данной сферы в сторону цифровизации, технической направленности. Между тем эта (более чем востребованная сегодня) область человеческой деятельности носит преимущественно инструментальный характер, тогда как сфера искусства помогает аккумулировать, сохранить и транслировать ценности как индивидуального, так и общественного характера. Потому так необходимы программы для детей, которые раскрывают для них многообразие мира искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витольник, Г. А. Цифровая грамотность и формирование цифровых компетенций / Г. А. Витоль-ник, В. Н. Витольник. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 80-2. - С. 65-67.

2. Дейч, Э. В. Применение модульной технологии в построении индивидуального маршрута обучения студента / Э. В. Дейч. - Текст : непосредственный // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. - 2014. - № 1 (30). - С. 15-20.

3. Дополнительное образование в России: единое и многообразное / под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М. : НИУ ВШЭ, 2019. - 280 с. - Текст : непосредственный.

4. Звонарева, Н. А. Потенциал и риски геймификации педагогического образования / Н. А. Звонаре-ва, Г. С. Купалов. - Текст : непосредственный // Образование и право. - 2021. - № 2. - С. 270-275. - DOI: 10.24412/2076-1503-2021-2-270-275.

5. Игнатенко, А. В. Интеграция общего и дополнительного образования в рамках реализации государственной политики (на примере Г. Барнаула Алтайского края) / А. В. Игнатенко, А. А. Кузнецова. -Текст : непосредственный // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. -2018. - № 1 (34). - С. 43-46.

6. Исенко, С. П. Теоретические основы программирования интеграции общего, дополнительного образования детей и внеурочной деятельности / С. П. Исенко. - Текст : непосредственный // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2017 года / под общей редакцией С. Ю. Новоселовой. - Москва : Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017. - С. 489-502.

7. Келарева, О. К. Особенности организации кружковых занятий по изобразительному искусству для учащихся начальных классов / О. К. Келарева, Н. В. Бычкова. - Текст : непосредственный // Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования : материалы международной научно-практической конференции, Брянск, 18-20 мая 2016 года / Министерство образования и науки РФ ; ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского» ; Департамент образования и науки Брянской области. - Брянск : Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2016. - С. 193-196. - EDN WDAEEB.

8. Коротаева, Е. В. Образовательный квест: анализ актуальной теории и практики обучения / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина, С. Н. Бездетко. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. - С. 54.

9. Марьин, Е. В. Онлайн обучение: pro et contra / Е. В. Марьин. - Текст : непосредственный // Научный аспект. - 2021. - Т. 5, № 2. - С. 573-577.

10. Маслов, М. С. Дистанционное обучение как современный подход к дополнительному профессиональному образованию / М. С. Маслов, Л. А. Гриневич. - Текст : непосредственный / / Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6 (97). - С. 294-296. - DOI: 10.24412/1991-5497-2022-697-294-296.

11. Романова, М. В. Проблема домашнего обучения школьников в педагогической теории и практике / М. В. Романова, Ю. А. Сафронова. - Текст : непосредственный // Открытое образование. - 2023. -Т. 27, № 1. - С. 51-60. - DOI: 10.21686/1818-4243-2023-1-51-60.

12. Скрябина, Д. Ю. Инклюзивное образование в современной России: риски, проблемы, решения (обзор периодической печати за 2021 год) / Д. Ю. Скрябина, М. А. Захарищева. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - № 1. - С. 127-137. - DOI: 10.15293/1813-4718.2201.12.

13. Сытина, Н. С. Феномен «Внеурочная деятельность»: ключевые смыслы, проблемы организации и реализации / Н. С. Сытина, Н. Е. Хабибова. - Текст : непосредственный // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - № 6 (85). - С. 40-46.

14. Федосова, А. А. Геймификация как способ организации обучения: педагогический потенциал и риски / А. А. Федосова. - Текст : непосредственный // Научный поиск в сфере современной культуры и искусства : материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава Белорусского государственного университета культуры и искусств, Минск, 24 ноября 2022 года - 24 2024 года. - Минск : Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2023. - С. 413-418.

15. Яо, Ц. Содержание методологии и базовых аспектов педагогической и образовательной программы в эпоху цифровой революции / Ц. Яо. - Текст : непосредственный // Научный аспект. - 2023. - Т. 8, № 4. - С. 964-971.

REFERENCES

1. Vitolnik, G. A., Vitolnik, V. N. (2023). Tsifrovaya gramotnost' i formirovanie tsifrovykh kompetentsii [ Digital Literacy and Development of Digital Competencies]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. No. 80-2, pp. 65-67.

2. Deych, E. V. (2014). Primenenie modul'noi tekhnologii v postroenii individual'nogo marshruta obucheniya studenta [Application of Modular Technology in Building an Individual Student Learning Route]. In Vestnik Kuzbasskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii. No. 1 (30), pp. 15-20.

3. Kosaretsky, S. G., Frumin, I. D. (Eds.). (2019). Dopolnitel'noe obrazovanie v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe [Additional Education in Russia: Unified and Diverse]. Moscow, NIU VShE. 280 p.

4. Zvonareva, N. A., Kupalov, G. S. (2021). Potentsial i riski geimifikatsii pedagogicheskogo obrazovaniya [Potential and Risks of Gamification of Teacher Education]. In Obrazovanie i pravo. No. 2, pp. 270-275. DOI: 10.24412/2076-1503-2021-2-270-275.

5. Ignatenko, A. V., Kuznetsova, A. A. (2018). Integratsiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v ramkakh realizatsii gosudarstvennoi politiki (na primere G. Barnaula Altaiskogo kraya) [Integration of General and Additional Education within the Framework of the Implementation of State Policy (Using the Example of Barnaul, Altai Territory)]. In Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. No. 1 (34), pp. 43-46.

6. Isenko, S. P. (2017). Teoreticheskie osnovy programmirovaniya integratsii obshchego, dopolnitel'nogo obra-zovaniya detei i vneurochnoi deyatel'nosti [Theoretical Foundations for Programming the Integration of General, Additional Education of Children and Extracurricular Activities]. In Novoselova, S. Yu. (Ed.). Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste innovatsionnykh proektov obshchestvennogo razvitiya: sbornik materialov VIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 18 maya 2017 goda. Moscow, Akademiya povysheniya kvalifikatsii i professional'noi perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya, pp. 489-502.

7. Kelareva, O. K., Bychkova, N. V. (2016). Osobennosti organizatsii kruzhkovykh zanyatii po izo-brazitel'nomu iskusstvu dlya uchashchikhsya nachal'nykh klassov [Features of Organizing Circle Classes in Fine Arts for Primary School Students]. In Formirovanie professional'nykh kompetentsii obuchayushchikhsya v or-ganizatsiyakh obshchego i professional'nogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Bryansk, 18—20 maya 2016 goda. Bryansk, Bryanskii gosudarstvennyi universitet imeni akademika I. G. Petrovskogo, pp. 193-196. EDN WDAEEB.

8. Korotaeva, E. V., Andryunina, A. S., Bezdetko, S. N. (2022). Obrazovatel'nyi kvest: analiz aktual'noi teorii i praktiki obucheniya [Educational Quest: Analysis of Current Theory and Practice of Teaching]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 6-1, p. 54.

9. Maryin, E. V. (2021). Onlain obuchenie: pro et contra [Online Learning: Pro et Contra]. In Nauchnyi aspekt. Vol. 5. No. 2, pp. 573-577.

10. Maslov, M. S., Grinevich, L. A. (2022). Distantsionnoe obuchenie kak sovremennyi podkhod k dopolnitel'nomu professional'nomu obrazovaniyu [Distance Learning as a Modern Approach to Additional Professional Education]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 6 (97), pp. 294-296. DOI: 10.24412/1991-54972022-697-294-296.

11. Romanova, M. V., Safronova, Yu. A. (2023). Problema domashnego obucheniya shkol'nikov v pedagogicheskoi teorii i praktike [The Problem of Home Schooling for Schoolchildren in Pedagogical Theory and Practice]. In Ot-krytoe obrazovanie. Vol. 27. No. 1, pp. 51-60. DOI: 10.21686/1818-4243-2023-1-51-60.

12. Skryabina, D. Yu., Zakharishcheva, M. A. (2022). Inklyuzivnoe obrazovanie v sovremennoi Rossii: riski, problemy, resheniya (obzor periodicheskoi pechati za 2021 god) [Inclusive Education in Modern Russia: Risks, Problems, Solutions (Review of Periodicals for 2021)]. In Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. No. 1, pp. 127-137. DOI: 10.15293/1813-4718.2201.12.

13. Sytina, N. S., Khabibova, N. E. (2019). Fenomen «Vneurochnaya deyatel'nost'»: klyuchevye smysly, problemy organizatsii i realizatsii [The Phenomenon of "Extracurricular Activities": Key Meanings, Problems of Organization and Implementation]. In PedagogicheskiizhurnalBashkortostana. No. 6 (85), pp. 40-46.

14. Fedosova, A. A. (2023). Geimifikatsiya kak sposob organizatsii obucheniya: pedagogicheskii potentsial i riski [Gamification as a Way to Organize Learning: Pedagogical Potential and Risks]. In Nauchnyi poisk v sfere sovremennoi kul'tury i iskusstva: materialy nauchnoi konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, Minsk, 24 noyabrya 2022 goda — 24 2024 goda. Minsk, Belorusskii gosudarstvennyi universitet kul'tury i iskusstv, pp. 413-418.

15. Yao, Ts. (2023). Soderzhanie metodologii i bazovykh aspektov pedagogicheskoi i obrazovatel'noi pro-grammy v epokhu tsifrovoi revolyutsii [Contents of the Methodology and Basic Aspects of the Pedagogical and Educational Program in the Era of the Digital Revolution]. In Nauchnyi aspekt. Vol. 8. No. 4, pp. 964-971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.