МИР ГЕРОЕВ В РАССКАЗАХ А. И. КУПРИНА
Мустафа Мухамедович Байэшанов
Доцент Гулистанского государственного университета [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются типы «маленького человека» в произведениях, А.И.Куприна. Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. Создавая образ маленького человека, писатели хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек-тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
Ключевые слова: реализм, маленький человек, слабый, ущербный, елкий чиновник, безобидный.
THE WORLD OF HEROES IN THE STORIES OF A. I. KUPRIN
Mustafa Mukhamedovich Bayeshanov
Associate Professor of Gulistan State University
ABSTRACT
The article analyzes the types of the "little man" in the works of A. I. Kuprin. A small person is a person of low social status and origin, not gifted with outstanding abilities, not distinguished by strength of character, but at the same time kind, doing no harm to anyone, harmless. Creating the image of a little man, the writers wanted to remind readers who are used to admiring romantic heroes that the most ordinary person is also a person worthy of sympathy, attention, and support.
Keywords: realism, small person, weak, flawed, petty official, harmless.
ВВЕДЕНИЕ
Тема маленького человека в реалистической литературе берет своё начало с рассказа «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. В рассказе изображается подневольный, малоспособный на активные сопротивления
человек. С подобным героями мы сталкиваемся и в рассказе «Шинель» Н.В. Гоголя, таким бесправным является Феодор герой рассказа «Бурмистр» из серии «Записки охотника» И.С. Тургенева. После ликвидации крепостного права 1861 года, уже к концу XIX столетия подобные герои в творчестве русских писателей обретают новые черты. Начинается эпоха А. Чехова, И. Бунина, А. Горького. События в произведениях этих авторов протекает в разных уголках России и мира. А. Чехов демонстрирует своих героев в будничной жизни, для него были значимы проблемы внутрисемейного и человеческого счастья, в качестве образца можно рассмотреть знаменитые рассказы «Дама с Собачкой» и «Крыжовник». Для творчества И. Бунина значимым становится изображение проблемы жизни и смерти «Господин из Сан Франциско», «проблемы уходящей приусадебной дворянской жизни», «Антоновские яблоки», прошлый и настоящий Восток. Перечитывая произведения восточных авторов появляется у него желание обязательно побывать в странах, которые фигурировали в прочитанных книгах и побывал он в таких странах как Сирия, Египет, Турция, Израиль и др. В последствии он написал множество лирических и эпических произведений о Востоке. Романтические герои М. Горького сильные, смелые, незнающие преград, и они заявляют о своем несогласии с окружающим миром.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
К теме маленького человека обращались многие писатели XIX и начала XX века как : А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь,
И.Тургенев,,А. П. Чехов, И.А.Бунин, А. И. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, И. Шмелёв, С. Юшкевич, А.Мещеряков и т.д.. Маленький человек, хотя и не вписался в рамки социалистического реализма, но продолжал существовать в литературном подполье, в произведениях М. Зощенко, М. Булгакова, В. Войновича.
Первым мир «маленьких людей» открыл Н.М. Карамзин, который положил начало огромному циклу произведений русской литературы о «маленьких людях». «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы» -утверждал Белинский. В свою очередь определение «маленького человека» ввел в употребление В.Г.Белинский в своей статье «Горе от ума» (1840 г.)
Жизнью «маленького человека »заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам из жизни
таких героев. С каждым произведением все правдивее показывалась жизнь людей «низшего класса». «Маленькие люди» начали выходить из тени.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В творчестве И. Куприна, как и в прозе вышеуказанных авторов протекает жизнь в разных губерниях России, в ее провинциях, маленьких и больших городах, заселённых людьми различных национальностей. Произведения литератора притягивают читателя символическими героями, они обычно, маленькие люди, различающиеся от окружающих их людей человечностью, демократичностью в самом благороднейшем смысле этого слова.
Мир героев А. Куприна ярок и разнообразен. Он сам прожил яркую, заполненную богатыми переживаниями жизнь отведал долю и военного, и конторщика, и землемера, и актера бродячей цирковой труппы.
Ему человеку, с очень огромным жизненным опытом интересны человеческие судьбы, при этом герой и его произведений чаще всего не везучие, не преуспевающие, не довольные собой и жизнью люди. Но А. Куприн относится к своим внешне невзрачным и неудачливым героям с той теплотой человечности, которая всегда различала русских писателей. В персонажах многих рассказов угадываются черты "маленького человека". Его особо притягивает юг России с портовыми пристанищами, где по насмешки судьбы собирались огромное количество людей различных специальностей и национальностей из многих государств мира. Облик «маленького человека» в рассказах И. Куприна уже не объект общественного бесправия, он под влиянием современной жизни обретает новые черты, герой делается более деятельным, способным на акт негодования и постоять за себя. Одним из таких героев подразумевается Сашка музыкант из рассказа «Гамбринус» (1907). Нищий еврей скрипач из портового кабачка "Гамбринус". Много лет в этом кафе для увеселения и упоения визитёров играл на скрипке Сашка. По наружности выяснить его возраст трудно. Он человек не большого роста, сухощавым телосложением, полысевшей головой, овальным, исхудалым лицом, задумчивыми крохотными глазами, всегда от выпивки жизнерадостный и смиренный. В этом малозаметном человеке прятался подлинный виртуоз своего дела. Завсегдатаи пивного кафе приходили туда, чтобы послушать музыку у Сашки и заблаговременно уславливались между собой, намечали какую музыку послушают и не утаиваемой радостью звали друг друга, и народу было здесь
всегда много. В пивном собирались люди различных наций и мастей и все они просили, чтобы он разыграл ту музыку, которая была известна им, и он исполнял требования всех, не возражая никому, и было такое чувство, как будто он знал музыки всех народов мира и за что любили и ценили его. Часто выпившие люди цапались между собой и в таких случаях, присутствие Сашки уберегало их от огромного насилия. Клиенты иногда брали у него в долг деньги и никогда не возвращали, и он у них не просил возврата вот такой широчайшей душой был этот Сашка. С началом русско-японской войны старого музыканта призывают в армию.
Перед отъездом на службу, из его прощального диалога с мадам Ивановой становятся знамениты новые черты его нрава, выясняется этот малозаметный «маленький человек» всегда с большой теплотой и любовью относился своим близким родичам помогал и финансово поддерживал вдову своего племянника и двоюродного брата. С уходом Сашки в пивном уменьшается приход людей, исчезла и та притягательность которая была при Сашке. И на войне этот «маленький человек» не струсил, он соучаствует в трех больших битвах, ходит в атаку в составе музыкантской команды, даже угождает в плен. И своим участием на этих побоищах он очутился более полезным стране нежели те, которые, нашли способ скрыться от нее. И вот, однажды Сашка вернется в родной город, опять займет свое обычное место, со своей скрипкой в руке. Узнав о его прибытии с невиданной радостью люди опять стали протекать в «Гамбринус», вновь в кафе жизнь закипела, вернется все в свои русла, вновь заиграла Сашкина скрипка. В эту пору в стране начинаются события, содействующие преобразова ниям в жизни общества.
Вскоре круто поменявшие жизнь революционные события дотронулись и «Гамбринуса». Сюда заскакивали судебные приставы и полицейские агенты, они вслушивались трёпам визитёров и музыке, которые играл на своей скрипке Сашка. Один из прихожан был Мотька Гундосый - человек огромной телесной силы с перебитым носом, опробовавший многие профессии в трущобах жизни, а ныне полицейский осведомитель. Он почему-то в глубине души завидовал Сашкину таланту и был готов его покарать. Это был подлый человек, крещеный еврей, когда он заходил в помещение, Сашка играл на своей скрипке народную мелодию «Метелица».
И это случай сыграло ему в руки. Он захотел покарать - Сашку, своего единоверца, из-за, его вольностей, аргументировав свое поведение в его
ослушании представителей власти. Уличив его, якобы, по мольбе слушателей этот жид играл революционные гимны. Это было унижение человеческого благородства Сашки и сильно оскорбило его. Никто из завсегдатаев не ожидал от него такой внезапной, быстрой реакции. Он в ответ своему оскорбителю смело бросает вызов, обозвав царского полицейского агента "убийцей", долбанул его по шее своей скрипкой. А завсегдатаи не дали арестовать скрипача. Так, Сашка делается едва ли не самым храбрым из всех "маленьких людей" в произведениях И. Куприна. Таким его сделала жизнь. Идея социально активной и нравственно ответственной личности нашла свое яркое олицетворение в данном рассказе. Эта идея претворена не просто в образе «маленького человека»,
но в образе человека крайне подневольного в России той поры. Бунт героя в развязки рассказа против насилия и насильников-сыщиков-погромщиков. Его смелый отказ сыграть гимн «в честь обожаемого монарха», его властные и злобные слова обличения предателя народа, на нас производить сильное ощущение, потому что они принадлежат беспомощному еврею, «кроткому, веселому», отзывчивому музыканту Сашке. Картина колыхнувшегося времени с наступившей «ускоренной жизнью» складывается прежде всего образами различных музыкальных мелодий, то печальных «страстно-тоскливых, рыдающих проклинающих звуков» то веселых, как джига, то торжественных и героических, как «Бурский марш» и «Марсельеза», то «страдательных», как песня балаклавских рыбаков про войну на Дальнем Востоке. Дух революционного времени и героическая его красота превосходно воссозданы здесь в образе человеческой «спайки», «крепкой связи, которая спаивает людей, долго разделявших труд опасность и ежедневную близость смерти», той связи, которая свое поэзией возвеличивает простой люд Гамбринуса. Примечателен здесь, например, образ «здоровенного рабочего», который «вдруг вызвался идти на войну вместо Сашки». На той же почве, в рассказе утверждается еще одна высокая духовная, нравственная ценность, всегда дорогой Куприну идеал «всечеловечества», солидарности народов мира. Без причастности к этому идеалу Куприн не мыслил себе личности настоящего человека, и в наличие ее (такой причастности), как в замкнутости взглядов, укорял любимого им писателя Киплинг (статья «Редьярд Киплинг»). Художественное очарование «Гамбринуса» в большой мере и повязано с тем, что в обликах этого рассказа очень непосредственно и сильно сияют живые искры этого духа «всеединства» простого, трудового люда различных наций.
Он дан в облике «громадного порта», где «развевались сотни флагов со всех концов земного шара», с «итальянскими шкунами», «анатолийскими кочермами и трансзундскими фелюгами», со шныряющими грузчиками, «русскими босяками», «смуглыми турками», «мускулистыми персами», облик «международного города» с греческими и турецкими кофейнями и трактирами. И в центре - образ кабачка Гамбринуса, куда «большими артелями приходят тамошние рыбаки, малоазиатские греки, «гурьбой, держась рука об руку» являются английские матросы, где скрипач Сашка играет «итальянские народные куплеты, и хохлацкие думки, и еврейские свадебные танцы» и песни африканских негров. Не просто в облике «маленького человека», но, и, в облике человека максимально, как мы видим найти свое яркое выражение в данном рассказе.
Данная мысль бесценна не только потому, что героем рассказа подразумевается «маленький человек», но и человека совершенно подневольного. Бунт героя в финале произведения против нахального обхождения насильников - полицейских сыщиков, его отказ сыграть гимн в честь монарха производит на читателя неизбежное ощущение, так как поступок этот принадлежит беспомощному подневольному маленькому человеку. Еще к одной тонкости данного рассказа, можно соотнести показ большого обилия людей разных наций государств. И все они притягиваются к одному центру «Гамбринусу». И здесь люди различных национальностей едины. Здесь мы видим еще одну тонкость творчества Куприна устремлённого людской сплочённости выходцев разных национальностей. Он способен на акт гуманности и негодования. Произведения писателя заинтересовывают читателя своеобразными героями, выделяющимися от окружающих людей человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова.
Одним из интересных произведений писателя является повесть "Гранатовый браслет".
Небогатый чиновник Желтков, однажды ненароком повстречав княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем и на всю жизнь. Его любовь была бескорыстной и чистой и не оставляла в его сердце места для других чувств. Обычно в рассказах И. Куприна в сфере любви маленький человек выказывает свои большие чувства. Героиня рассказа - Вера Николаевна, получает от Желткова через прислужницу квадратный предмет закутанный в белую бумагу и обвязанный розовой ленточкой, развернув бумагу она увидала золотой браслет из низкой пробы, с внешней стороны покрытый не
отполированными старинными гранатами. Вера Николаевна, наклонив браслет перед огнем электрической лампочки узрела яркий блеск гранатов, которые сразили ее в ужас, сразу пронеслась у нее в голове мысль "точно кровь"- скрыто сулящий трагичный финал. С этого момента ее умиротворение нарушается. В развернутой белой бумаге было и письмо Желткова обращённый княгине, в котором он призвался ей в любви, это был волнующий случай. Вера сочла Желткова "несчастным", но она еще не смогла целиком осмыслить весь, трагизма этой любви. В своем письме он с волнением разъясняет значение зеленого камня, находившегося между гранатами браслета. Ведь в своем чувстве к Вере Желтков познал счастье. Но грубое вторжение в святые чувства, в прекрасную душу убили Желткова. А между тем, понемногу становится ясно что пылающие гранаты сопоставимы с душой Желткова зеленый безмятежный цвет можно соотносить с душой княгини. В течении долгих лет в своем жизненном пути она ни разу не встретилась с Г. С. Ж.». Но где-то в глубине своей души, как и любая другая женщина она думала об этом необычном человеке. Восемь лет плохой, самоотверженной любви, ничего не просящий взамен, восемь лет верности милому идеалу, жертвенности от собственных принципов. За один короткий миг счастья променять всем наработанным за такой большой срок - это не каждому под силу. Но любовь Желткова к Вере не повиновалась никаким образцам, она была выше их. В повести писателя мы узрели в лице Желткова, склонность на большую любовь. В его душе почти нет места другим чувствам. Невзирая на трагичный конец, прощение Желткова было поощрено. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным успокоением, одной мыслью". Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Хрустальный дворец, в котором жила Вера, раскололся, впустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сплетаясь в финале с музыкой Бетховена, она сплетается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.
Отдавая честь чувству Желткова, исследователь Афанасьев В. Н., впрочем, замечает "И если сам Куприн, предавая свои ощущения от оперы Бизе "Кармен", писал, что "любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение, и смерть", то переживание Желткова - это тихое, покорное обожание, без взлетов и падений, без борьбы за любимого
человека, без надежд на благосклонность. Такое обожание истощает душу, делает ее робкой и бессильной. Не потому ли так охотно соглашается уйти из жизни раздавленный своей любовью Желтков?". По мнению критика, "Гранатовый браслет" - одно из самых душещипательных и любимых читателями произведений Куприна, - и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя - Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, оградившейся своей любовью от жизни со всеми ее смущениями и тревогами, замкнувшемся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает истинной радости любви". Чем было чувство Желткова - подлинной ли
любовью, воодушевляющей, единственной, сильной или сумасшествием, помешательством, которое делает человека слабым и ущербным? Чем была смерть героя - слабостью, малодушием, пропитанным страхом или силой, желанием не досаждать и оставить любимую?
В этом, на наш взгляд и состоит истинная коллизия повести. В повести литератора мы видили в лице Желткова, склонность на большую люб овь. О смерти Желткова, она поняла случайно из газетного извещения и сильно встревожилась. Прощание с телом Желткова было финальным мигом ее жизни. Она притащила с собой красную розу, и подложила под шею трупа цветок. И только в этот момент она поняла, что подлинная любовь прошла мимо нее. В этот момент сила любви достигла предельного значения, стала равна смерти. Это повесть не столько о любви, сколько молитва о ней. Вера Николаевна от хозяйки квартиры где жил Желтков узнает о его последней просьбе, где он молил ее разыграть второй сонаты Бетховена. Она возвратилась домой поздно и упросила пианистку Женни что-нибудь разыграть для нее, заранее сознавая, что она разыграет именно ту музыку, которую она хочет услышать. Ощущения ее не обманули, Женни разыграла вторую сонату Бетховена. Музыка была так близка и ясна ей, от чего не могла сдержать свои слезы. Ее слезы соединяясь в финале с музыкой Бетховена, соединяется и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем. Чем было чувство Желткова - подлинной, вдохновляющей и единственной любовью, или сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным? Чем была смерть героя - немощностью, безволием, пронизанным страхом или силой извне, или желанием не докучать и оставить любимую на свой лад? На эти вопросы очевидного ответа нет. Произношение фамилии героя, розовая ленточка, не отполированные красные гранаты, розовый сад - эти детали сулят о драматичности финала истории. В этом, на наш взгляд и сводится истинная коллизия повести.
Рассказ "Олеся" был написан в 1898 году. Помимо темы любви, А. И. Куприн волнует в рассказе не менее важную тему - взаимоотношения цивилизованного и природного миров.
С самых первых страниц произведения мы угождаем в глухую деревеньку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба закинула Ивана Тимофеевича - грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о необузданных нравах тамошних крестьян. Иван Тимофеевич жутко скучает в этом месте, где не с кем поговорить, где абсолютно нечем заняться. Вот почему так сильно взбудоражил его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет похождений, он хочет хотя бы на некоторое время оторваться от повседневной обыдённости деревенской жизни. Вовремя, повторный охоты Иван Тимофеевич внезапно набредает на старую избушку, где случается его первая встреча с Олесей - внучкой здешней колдуньи Мануйлихи. Олеся чарует своей красотой - не изящностью светской дамы, а красой дикой лани, обитающей на лоне природы. И не только наружность этой девушки притягивает Ивана Тимофеевича. Молодой человек очарован
самоуверенностью, гордостью, дерзостью, с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он намеревается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована неожиданным гостем. Однажды по воле набожных людей очутившись с бабушкой в лесу и
выросшая в объятиях природы, она мало разговаривала с людьми, привыкла относиться к ним с большой внимательностью. Но Иван Тимофеевич очаровывает девушку своей беззаботностью, добротой, интеллигентностью. Олеся безмерно радуется, когда молодой гость приходит проведать её снова. Именно она, гадая по руке, характеризует нам героя, как человека "хотя и доброго, но только слабого", сознаётся, что доброта его "не сердечная". Сердце у него "холодное, ленивое", и тем, кто "будут его любить", принесёт он, хотя и непроизвольно, "много зла". Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек показывается перед нами как эгоист, малоспособный к глубоким эмоциональным чувствованиям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и целиком отдаются этому чувству.
Любовь Олеси делает очевидной её чуткую тактичность, глубокий ум, проницательность и такт, её подсознательные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь раскрывает огромную силу чувственности и самоотвержения, выявляет в ней великий человеческий талант осознания и великодушия. Олеся готова отречься от своего чувства, терпеть страдания и муки ради своего
любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её личность романтична и делает блёклыми окружающих. Образы полесских крестьян стают тусклыми, духовно порабощёнными, злобными, безответственно жестокими. В них нет ни широты ума, ни доброты сердца. А Олеся способна на всё ради своей любви: пойти в церковь, стерпеть насмешки тамошних жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, как знак бесконечной любви и верности. Для Куприна облик Олеси рассматривается идеалом низменной, необычайной личности. Эта девушка - открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимет её над уровнем обычных людей, она вручает ей счастье, но она же делает Олесю беспомощной. Ее гадания свершаются, обусловливая о уникальности её ума и таланта от природы.
Проигрывает от соседства с Олесей и Иван Тимофеевич. Его любовь типична, порой даже похожа на пристрастие. Молодой человек в глубине души осознаёт, что его возлюбленная никогда не сумеет жить в других условиях. Он не представляет Олесю в салонном платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в городе. Иван Тимофеевич даже не исключает мысли о том, чтобы ради своей любви отречься от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он целиком мирится с тем, что случилось и не намеривается бороться за свою любовь, бросать вызов создавшейся ситуации. Но все же А. Куприн относится к своим внешне невзрачным героям с большой теплотой. В образе Олеси открывается новые черты маленького человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так, маленькие люди в произведении Куприна, способны на помысел, на акт негодования, против издевательства его человеческого благородства, способен сделать независимый моральный выбор, даже вовсе отречься от уготовленной ему судьбой с ее обусловленностью, жестокостью или неспособностью любви, каковым рассматривается Сашка-музыкант из «Гамбринуса», Желтков из «Гранатового браслета», Олеся - героиня знаменитой повести. Однако схожий выбор часто обнаруживается трагичным, сочетанным с жизненной трагедией героя. И, наверное, здесь прячутся личностные тонкости писательства Куприна в отображении героев. С годами отображение темы «маленького человека» в произведении Куприна достигает огромного психологического мастерства.
REFERENCES
1. Гаврилова Ю. Ю., Гиршман М. М. Миф автор - художественная целостность: аспекты взаимосвязи / Ю. Ю. Гаврилова, М. М. Гиршман // Философские науки. - 1993. -№ 3. - С. 41-48.
2. Жегалов Н. Река жизни // Александр Иванович Куприн. Собр. соч.: в 5 т.-Т. 1-М., 1982-464 с.
3. Козловский Ю. Александр Иванович Куприн / Ю. Козловский //А. И. Куприн. Избранное. М.: Правда, 1988. - 448 с.
4. Куприн А. И. Повести и рассказы / А. И. Куприн. М.: Олимп, 2000-688 с.
5. Смирнова Л.В. В поисках духовной гармонии: Куприн А.И. - М.: Худож. лит., 1956.
6. Чупринин С. Перечитывая Куприна // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. - М., 1991-5-24с.