Научная статья на тему '"мир Дикого запада" через призму теории К. Г. Юнга'

"мир Дикого запада" через призму теории К. Г. Юнга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / UNCONSCIOUS / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бушуева Татьяна Ивановна

В статье сделана попытка на основе анализа и поиска подтверждения взаимодействия сознания и бессознательного, выявить точки соприкосновения американского фантастического художественного сериала «Мир Дикого запада» (англ. Westworld)с теорией К. Г. Юнга. Сделана попытка показать, как в художественном сериале моделируется процесс взаимодействия сознания и бессознательного, приводящий к развитию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"WORLD OF WILDWEST" THROUGH THE PRISM OF THE THEORY OF KG YUNGHA

In the article an attempt is made to analyze the search for confirmation of the interaction between consciousness and the unconscious, to reveal the points of contact of the American fantasy art series "World of the Wild West" (English Westworld) with the theory of CG Jung. An attempt is made to show how in the artistic series the process of interaction between consciousness and the unconscious is modeled, leading to the development of the personality.

Текст научной работы на тему «"мир Дикого запада" через призму теории К. Г. Юнга»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

«МИР ДИКОГО ЗАПАДА» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ К. Г. ЮНГА

Бушуева Татьяна Ивановна

аспирант кафедры философии и историиУралъского государственного университета путей сообщения, 620034, РФ, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

Аннотация

В статье сделана попытка на основе анализа и поиска подтверждения взаимодействия сознания и бессознательного, выявить точки соприкосновения американского фантастического художественного сериала «Мир Дикого запада» (англ. Westworld)с теорией К. Г. Юнга. Сделана попытка показать, как в художественном сериале моделируется процесс взаимодействия сознания и бессознательного, приводящий к развитию личности.

Ключевые слова: сознание, бессознательное, искусственный интеллект, развитие личности.

В XX веке при первых удачных попытках создания компьютеров с большими вычислительными возможностями, в обществе началось активное обсуждение вопроса о возможностях создания компьютеров, обладающих свойствами, которые традиционно считались прерогативой человеческой деятельности. В середине ХХвека в науке появляется направление о создании искусственного интеллекта. У философов эта тема сразу нашла отклик. Философская проблема создания искусственного интеллекта разделила философов на два лагеря. Одним было важно определить, что такое искусственный интеллект, возможно ли его создание, и, если возможно, то как это сделать. Для вторых был важен ответ на вопрос: «Каковы последствия создания искусственного интеллекта для человечества?».

Никто не будет отрицать, что в современном мире установилась компьютеризация различных сфер общества. Сложные информационные системы, интеллектуальные системы управления и обработки информации, искусственный интеллект - это уже не будущее, а наше настоящее.

В октябре 2016 года состоялась премьера американского фантастического сериала «Мир Дикого запада» (англ. Westworld). Место действия сериала - созданный человеком своеобразный футуристический паркаттракционов «Западный мир». Парк создан для развлечения состоятельных людей, приезжающих для отдыха и получения «свежих» ощущений. Этот парк населен человекоподобными андроидами или биороботами, разыгрывающими для гостей парка определенные сценарии из жизни жителей городка времен Дикого запада. Создан некий идеальный мир. С одной стороны приехавшие гости имеют реальную возможность погрузиться

в мир приключений без опасности для себя, с другой стороны расслабиться и проявить все худшие стороны своего характера. В сериале один из гостей парка говорит о том, что создается чувство опасности, а от этого чувства проявляется все низменное. В сериале звучит фраза: «Тот, кто создавал этот парк, был не большого мнения о людях».

Попытаемся на основе анализа этого сериала,через определение, что есть сознание и бессознательное, выявить точки соприкосновения сюжетной линии сериала с теорией К. Г. Юнга.

В философском энциклопедическом словаре XXI века сознание определяется, как «совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание», лат. Сошшепйа) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание). Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание)»[2, с. 423].

В том же философском энциклопедическом словаре бессознательное-определяется как «психическая жизнь, совершающаяся без участия созна-ния»[2, с. 42].

Всем известно, что сознание и бессознательное может быть только у человека. У биороботов не может быть сознания и бессознательного. У биороботов есть программа, определяющая алгоритм действий.В сериале люди для анализа и проверки работы программ погружают роботов в сон. У биороботов есть сновидения. Юнг пишет: «Сновидения содержат образы и мысленные ассоциации, в производстве которых сознательное намерение не участвует. Они возникают спонтанно, без нашей помощи и являются представителями непроизвольной психической деятельности» [3,с. 152].

Мы анализируем фантастический сериал, в котором делается смелое предположение, что созданные человеком роботы, от сложных программных улучшений и усовершенствований становятся похожими на людей. Даже в физическом плане: у биороботов создается похожая на человеческую плоть и кровь. Доктор Форд, один из основателей этого парка, стремясь улучшить биороботов, создает программу «грёз». «Грёзы» создают образ, что у их обладателя есть внутренний мир. И биороботы могут передавать человекоподобные эмоции. Хочется отметить, что в дискуссиях ученых XX века о возможностях компьютеров выявились свойства мышления человека, которыми не может обладать компьютер - это эмоции и свобода воли. Через обновление программного обеспечения (а именно появления эмоций) неожиданно кардинально изменяется поведение биороботов, они ведут себя странно, нарушают сценарий.

Что же это за проявления, когда биоробот действует не по сценарию, когда он меняет свое поведение, начинает самостоятельно думать. Это похоже на проявление сознания. Юнг говоря о сознании, обращает внимание на то, что «наше сознание не создает само себя; оно, подобно роднику, бьет из каких то неведомых глубин. Сознание постепенно пробуждается в

детстве; в течение всей последующей жизни оно ежеутренне пробуждается из глубокого сна, из бессознательного состояния. Оно - словно дитя, рождающееся каждый день заново из первичного материнского лона бессознательного» [1, с. 544]. Исходя из этого, можем заключить, что при появлении свойств мышления, у биороботов, как у детей пробуждается сознание.

Еще одним свойством человека является возможность видеть сны. Как ни странно, но биороботам снятся сны. Сны Юнг относит к области бессознательного. По мнению Юнга бессознательное это «... все, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю; все, что я некогда осознавал, но теперь забыл; все, воспринимается моими чувствами, но не отмечается моим сознательным разумом; все, что я невольно чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю, не обращая на это внимания; все, что только начинает формироваться во мне и когда-нибудь будет мною осознано: все это составляет содержимое бессознательного» [1, с. 538]. Стоит предположить, что бессознательное биороботов формировалось за счет бессознательного создателей парка. Разработчики роботов расписывали сценарий действия каждого персонажа на основании своего бессознательного. Каждая роль -это своеобразный архетип.

Из всех ярких персонажей сериала хочется отметить Долорес Аберна-ти. Это молодая девушка, которая с первых серий начинает прозревать. Доктор Форд в разговоре с ней говорит: «Где то там, под всеми обновлениями твой разум, там за стеной». Доктор Форд пытается выявить причины осознанного поведения Долорес. Она самостоятельно пытается осознать мир. И когда она задает вопрос: «Что со мной не так?», слышит ответ: «Возможно, ты прозреваешь!». Все происходящее с ней, заставляет Долорес уйти в самопознание. В парке Долорес отведена роль красивой, образованной молодой барышни. В конце одной из серий Долорес спасает друга, после этогоона говорит: «Сюда приходят изменить свою историю. Я не барышня в беде!». С точки зрения теории Юнга виден процесс совершенствования личности. Долорес решается бежать из дома (Парка). Она осознает, что ее окружают призраки, и главное их осознать. Побег - это единственный путь, чтобы изменить свою жизнь. После осознания, она говорит: «Весь мир зовет меня по-новому!».

Сериал еще не завершен. Трудно предположить какой будет финал. Но он заставляет задуматься современного человека о своем будущем. Задуматься о безграничных возможностях взаимодействия человеческого сознания и бессознательного. Осознать к чему движется человечество.

Список литературы:

1. Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник. Пер. с нем. - М.: Практика, 1996. - 560 с.

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 576 с.

3. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного / Пер. с англ. -Издание 2-е. - М.: Когито-Центр, 2013. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.