Научная статья на тему 'Психология и религия в системе реализации духовных образов видений и сновидений при формировании состояний уверенности спортсменов'

Психология и религия в системе реализации духовных образов видений и сновидений при формировании состояний уверенности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ОБРАЗ / ВИДЕНИЕ / СНОВИДЕНИЕ / СИСТЕМА / УВЕРЕННОСТЬ / ДУХОВНіСТЬ / ВИДіННЯ / СНОВИДіННЯ / УПЕВНЕНіСТЬ / SPIRITUALITY / IMAGE / VISION / DREAM / SYSTEM / CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смаглий Михаил Евгеньевич, Смаглий Евгений Иванович

В работе дан анализ взаимодействия психологии и религии в системе реализации духовных образов посредством анализа символов видений и сновидений, формализуемых в самоотчетах, фантазиях и рисунках испытуемых при формировании психического состояния уверенности в действиях спортсменов. Показана возможность активизации взаимодействия бессознательного и осознаваемого уровня психики посредством формирования образов. Уверенность является системным психическим состоянием спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and religion in system of realization of spiritual appearances of visions and dreams at forming states of confidence of sportsmen

In the work the analysis of interaction of psychology and religion in system of realization of spiritual images by means of the analysis of symbols of visions and dreams formalized in self-reports, imaginations and drawings of examinees is given at formation of a mental condition of confidence of actions of sportsmen. Possibility of activization of interaction of unconscious and realised level of mentality by means of formation of images is shown. The reliance is systemic mental condition of the sportsman.

Текст научной работы на тему «Психология и религия в системе реализации духовных образов видений и сновидений при формировании состояний уверенности спортсменов»

Психология и религия в системе реализации духовных образов видений и сновидений при формировании состояний уверенности спортсменов

Смаглий М.Е., Смаглий Е.И.

Государственный университет информатики и искусственного интеллекта Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотации:

В работе дан анализ взаимодействия психологии и религии в системе реализации духовных образов посредством анализа символов видений и сновидений, формализуемых в самоотчетах, фантазиях и рисунках испытуемых при формировании психического состояния уверенности в действиях спортсменов. Показана возможность активизации взаимодействия бессознательного и осознаваемого уровня психики посредством формирования образов. Уверенность является системным психическим состоянием спортсмена.

Ключевые слова:

духовность, образ, видение, сновидение, система, уверенность.

Смаглій М.Є., Смаглій Є.І. Психологія і релігія в системі реалізації духовних образів бачень і сновидінь при формуванні станів упевненості спортсменів. В роботі даний аналіз взаємодії психології і релігії у системі реалізації духовних образів через символи видінь та сновидінь що формалізовані у самозвітах, фантазіях та рисунках досліджуваних під час формування психічного стану упевненості у діях спортсменів. Показана можливість активізації взаємодії несвідомого та свідомого рівня психіки за допомогою формування образів. Упевненість є системним психічним станом спортсмена.

духовність, образ, видіння, сновидіння, система, упевненість.

Smagliy M.E., Smagliy E.I. Psychology and religion in system of realization of spiritual appearances of visions and dreams at forming states of confidence of sportsmen. In the work the analysis of interaction of psychology and religion in system of realization of spiritual images by means of the analysis of symbols of visions and dreams formalized in self-reports, imaginations and drawings of examinees is given at formation of a mental condition of confidence of actions of sportsmen. Possibility of activization of interaction of unconscious and realised level of mentality by means of formation of images is shown. The reliance is systemic mental condition of the sportsman.

spirituality, image, vision, dream, system, confidence.

Введение.

Актуальность анализ проблем построения и реализации психических образов занимала практически всю историю становления человеческого общества [1]. В научной психологии «отец» психоанализа Зигмунд Фрейд и основатель глубинной аналитической психологии Карл Густав Юнг [2] уделяли огромное внимание анализу сновидений. Так Юнг в течение своей научной деятельности проанализировал 80.000 сновидений, в которых показал факторы, детерминирующие психические образы на основе символов, включая религиозные символы. В дальнейшем, исследуя сновидения В.П. Самохвалов показал, что символы обладают существенным терапевтическим значением и внедряются (или могут быть использованы для имплантации) в бессознательное [3]. В тоже время рассмотрение вопросов построения духовных образов, их психологических механизмов, и структуры, в системе видений и сновидений на основе религии в спортивной деятельности, особенно при формировании и реализации психического состояния уверенности практически не рассматривалась.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: показать психологические механизмы построения и реализации духовных образов ведений и сновидений при формировании состояния уверенности спортсменов.

Задачи работы: 1.Очертить круг вопросов психологии и религии в системе духовных образов видений и сновидений в спортивной деятельности.

2. Провести анализ механизмов реализации духовных образов видений и сновидений в спортивной деятельности.

© Смаглий М.Е., Смаглий Е.И., 2009

3. Показать роль духовных образов видений и сновидений при формировании и реализации психического состояния уверенности в спортивной деятельности.

Методика исследования: анализ первоисточников, самоотчетов сновидцев, анкетирование, рисунки визуальных образов психического состояния уверенности.

Результаты исследований.

Анализ сновидений предполагал три основные части:

1. Обстановка, ситуация или состояние испытуемого в соответствии со смыслом затронутой проблемы. Отмечается символы, реальные факты, фантастические факты, художественное оформление самоотчета.

2. Сюжет видения или сновидения. Анализируется ход действия и события в целом на протяжении видения или сновидения.

3. Заключение. Акцентируется внимание на финальной части видения или сновидения. Формализуются выводы. Решены ли проблемы испытуемого в процессе видения или сновидения? Что скрывается за концовкой видения или сновидения? Каков план реализации видения или сновидения при формировании уверенности для повышения вероятности успеха в спортивных действиях?

В начале работы следует определить наше представление о ключевых терминах. Мы придерживаемся понимания в русле глубинной психологии Юнга. Методологическим принципом такой психологии является феноменологическая точка зрения, отражающая психические состояния, в нашем случае состояние уверенности спортсмена, его опыт и другие факты. Обсуждение этих фактов субъективно лишь до того момента пока высказываемая о них идея принадлежит лишь одной личности.

Та же идея становится объективной, когда обсуждается и принимается между людьми путем соглашения или даже возражения. Традиционная психология трактует события как продукты воли человека и общества, совершенно упуская из вида, что основные идеи и производные от них действия существуют повсеместно у всех народов, во все времена. Они навязчиво реализуются посредством архетипа коллективного бессознательного. Иногда архетипы даже насильственно вторгаются в сознание через видения и сновидения в реальных образах посредством их реализации в конкретных действиях. [2, 4, 5, 6, 7, 8].

Религию, вслед за Юнгом, мы понимаем как особую установку человеческого ума, которая определяет программу наблюдения и рассмотрения таких факторов как духовность, идея, образ. Все древнейшие программы поведения в нашем бессознательном реализуются через архетип прошлых настоящих и будущих, предстоящих действий. Понятие образ и идея очень близки, точнее идея является «изначальным образом». Символ представляет данные всех психических функций, осознанные и неосознанные формы переработки информации, связь известного и неизвестного, личного и общественного, вечного и актуально насущного. Вследствие этого его природа ни рациональна, ни иррациональна. [2, 4]. Символ часто имеет противоположное толкование. Основы процесса, образующего символ обнаруживаются в скудных данных жизни основателей религий: Иисуса, Будды, Мухаммеда.

Имеются данные первоисточников, что уже во II тысячелетии до н.э. цари Египта и Месопотамии содержали на службе толкователей снов. [1, Быт. 41,8]. Акцентируя внимание на пророческих видениях и сновидениях древние тексты содержали формализованные символы и рекомендации, которые относились как частным лицам, так и, в большей мере, к целым народам. Рекомендации, представленные в образах вариативной символической или в императивной формах, указывали на пути спасения, как отдельных личностей сновидцев, так и их народов.

В тоже время подчеркивается необходимость отличать истинные сновидения от ложных. Указывается ряд критериев:

1. Если толкование сна ведет против заповедей Бога, оно ложно [1, Иереем. 23, 25, 32].

2. Сновидение и его толкование должны приносить реальную пользу.

В пророческих снах, сновидец должен определить говорит ли с ним Бог или его Ангел.

Случается, что во сне являются темные силы в образе Иисуса, Девы Марии, Священомучеников. Сновидец должен в своем же сне испытать явившиеся образы провоцируя их унижением. Христос в своем велико милосердии не накажет сновидца, не оставит его в беде, даст реальный или символический образ для спасения. Темные силы раскроются и быстро удалятся прочь [8].

Таким образом, подход к толкованию сновидений достаточно сложен. Фрейд считал, что «толкование сновидений - прямой путь к пониманию бессознательной активности мозга» [9, с. 21]. В тоже время мы

не имеем другого метода столь легко, прямо и глубоко проникнуть в бессознательное, которое Фрейд называл «широким полем предсознания». Основная мысль Фрейда, которую мы хотели бы отразить в наше работе при реализации духовных образов в процессе формирования уверенности спортсменов заключена в его определении: «сны - отражение реальности, а реальность - отражение снов» [9, с. 3].

По мысли Карла Юнга, бессознательное является установкой религии на изучение поведения, которое осуществляется на основе веры. В классической научной психологии (школа Д.Н. Узнадзе и его последователей) установка понимается как неосознаваемая готовность к действию.

Ректор Государственного университета информатики и искусственного интеллекта, доктор технических наук и доктор теологии А.И. Шевченко (первый в Украине объединивший духовное и общенаучное знание) в своей монографии «Христианство - историческая закономерность» считает, что вера является способностью человека признавать объективную реальность без ее фиксации измерительными системами или органами чувств. Его формула выражена в последовательных понятиях «вера - знание - вера

- знание» [10, с. 18]. Роль образов сновидения для формирования практических действий хорошо иллюстрирует цитата из Евангелие: «Встав от сна Иосиф поступил как повелел ему Ангел Господень...» [1, Матф. 1, 24].

В нашем исследовании мы предлагаем конкретизировать общие понятия «вера - знание - вера - знание» в психологические понятия «бессознательное - образы сновидения и психическое состояние уверенности

- соревновательные спортивные действия» [11, 12, 13, 14, 15].

Ряд образов символов наших испытуемых спортсменов не вкладываются в четкие логические формулировки и требуют вариативного, и интуитивного постижения. Одним из первых и главных символов следует назвать круг. Философ средневековья Николай Кузанский считал, что всякая теология имеет форму круга и опирается на круг. В наших исследованиях и на примере ряда других авторов разных стран, возрастов, культур и религий испытуемые изображают разные варианты круга. Кругами изображает веру и уверенность студент-психолог С.Ф. Серия кругов в форме спирали изображена в рисунке образа сновидения божества испытуемой из Германии [4, с. 225].

Приведенные символы показывают как образ круга в различных вариациях стимулирует формирование уверенности в спортивных действиях (а, б) и способствует преодолению невроза (по данным К. Г. Юнга).

Образ обычного круга (рис. 1, а) как в видениях, так и, особенно, в сновидениях способствует формированию общего фона психического состояния уверенности, без детализации движений в целостном действии. Образ круга в круге (рис. 1, б) способствует дифференциации состояния уверенности с четким видением (включая и состояние сновидения) важных, ключевых деталей спортивного действия.

в)

Рис. 1. Символы круга выражающие: а) созданное ограниченное пространство действие; б) пространство состояния уверенного действия; в) Образ бессознательного божества испытуемой из Германии

Рис. 2. Образ сновидения испытуемого спортсмена тяжелоатлета.

Свойство более четкого, осознанного выполнения спортивных действий, включая сокращение времени подготовительного ритуального поведения перед соревновательной попыткой (в тяжелой атлетике, легкоатлетических прыжках в длину и высоту), характерно для спортсменов более высокого класса (кмс, мс и ммк включая призеров чемпионатов Европы и Мира).

Более того, выделение ключевых деталей действия на осознанном уровне наряду с переносом многих деталей подготовительного поведения на неосознаваемый уровень косвенно показывает уровень мастерства спортсмена, степень его состояния уверенности. Для сравнения показана система окружностей (рис. 1. в), которую нарисовала испытуемая, изображая образ божества на фоне сформированной уверенности в работе Юнга [4, с. 225].

Один из авторов статьи (М. С.) описывает образ сновидения перед участием в чемпионате Украины (рис. 2), как достаточно сложный и противоречивый процесс формирования уверенности: «...вижу дорогу в форме большого круга разделенного как бы на три части. одна треть дороги совершенно темная. деревья растут с обеих сторон и бросают густые тени с обеих сторон. справа небольшая темная гора, по форме напоминающая шахтный террикон. кажется, я неожиданно скатился с него на мотоцикле и поехал, постепенно набирая скорость, по другой части дороги, усыпанной гравием. выехал на чистый асфальт ускоряя движение. казалось нет преград... но на встречу мчались три автомобиля марки «LANCIA». я растерялся на мгновение. но увидел на эмблеме «LANCIA» крест. вдруг мелькнула образная мысль

- мотокроссмены ставят мотоцикл на «козла» и пружком преодолевают препятствия. мгновенно дернул руль на себя и легко перепрыгнул через стремящиеся раздавить меня автомобили. с удивлением обнаружив легкость и уверенность. я без малейших повреждений .

Сходные символы описывает Фанти в работе с женщиной-психоаналитиком: «. иду навстречу себе самой. по очень длинной дороге, по пути моей жизни. и что я сейчас буду передумывать себя, переделывать себя самое .переживать то, что уже прожила. вновь находить себя самое и заново повторяться. повторяться во сне - сновидении. сновидении - сне. на дне огромной воронки, где мы все и наше «всегда». этого бескрайнего пространства, где можно все обрести вновь. на дне того пространства, о котором, может быть, ни одно человеческое существо не имеет еще ни малейшего понятия.» [б, с. 147].

В данном сравнительном анализе образов сновидений спортсмена и психоаналитика обращает на себя внимание сходность символов глубинной психологии, архетипов жизненного пути которое своеобразно перестраиваются в элементы формирования психического состояния уверенности.

Один испытуемый изобразил круг в треугольнике. Треугольник нарисован в форме непрерывной ленты Мебиуса, которая символизирует непрерывность и переход одного измерения в другое. Надписи на сторонах треугольника гласят: Vox populi (голос народа) -Vox Dei (голос Бога). Интересен, по нашему мнению, переход одного измерения, очевидно бессознательного уровня переработки информации, в другой осознаваемый уровень организации движений (рис. 3. а).

Следующий символ изображает фигуру человека стоящего на земле и касающегося головой звезд, что также, по нашему мнению, подчеркивает активи-

Космический

разум

а.

б.

в. Реальный мир

действия

Рис. 3. Духовные образы видений и сновидений при формировании уверенности

Рис. 4. Символ образа уверенности чемпиона Игр XXIV Олимпиады С.Н. Бубки

зацию взаимодействия сознания и бессознательного (рис. 3. б). Прямая и волнообразная связь между землей и космосом изображена в символе на рис. 3 в. В верхней части этого рисунка испытуемый сделал надпись «Космический разум», а в нижней на, «теле» Земли «Реальный мир действия», что подтверждает наше предположение о вариативности активизации взаимодействия форм переработки информации (осознаваемой и неосознаваемой) при формировании уверенности.

Известный спортсмен С.Н. Бубка изображая символ своей уверенности проявил волнение, задумался, попросил подсказать, как лучше изобразить это психическое состояние. Нарисовал круг двумя довольно резкими движениями. Образовалась фигура, в которой одна часть полукруга как бы наехала на другую сверху и снизу. Оба движения были словно разорванными, но круг получился цельный, хотя и не совсем правильный. Линия левой части круга очерчена сверху вниз, правая часть круга также резко очерчена сверху вниз. Правая линия «наехала» на левый полукруг сверху и снизу. На просьбу охарактеризовать свой символ испытуемый написал: «Божественность, гармония, целост-

ность». Углубленный анализ рисунка, его сравнение с символом уоробуса (змеи, которая кусает свой хвост), один из вариантов которого представлен у Блиндерма-на в «Энциклопедии символов» (1996). Символ представляет собой гравюру на дереве 1760 г. из «Авраам Елиазар». По данным основоположника полярной медицины академика Э. А. Гуляева, движение влево (против часовой стрелки) сверху вниз, при изображении окружности излучает негативную энергию. Движение вправо (по часовой стрелке) начиная с верхней точки, излучает великолепную позитивную энергию вращения при изображении окружности [14, с. 183-184]. В данном случае, визуальное изображение символа уверенности и его вербальная объяснение не полностью соответствуют одно другому. Как следует из нашего психологического анализа, в структуре видения образа уверенности выдающегося спортсмена обнаружено значительная часть отрицательной энергии (как минимум 50% - т.е. в половине круга). Небольшое сомнение перед началом рисования, едва заметная импульсивность движений и неполное соответствие визуального и вербального пояснения символа дало повод одному из авторов статьи (Е.С.) проводившему

данное исследование, обратить внимание С.Н. Бубки на эти факты. Следует отметить, что спортсмен полностью согласился с выводами психолога. Последующие соревнования (Игры XXVII Олимпиады) были проиграны по ряду системных причин, среди которых и обсуждаемая нами проблема активизации взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых способов переработки информации видений и сновидений при формировании уверенности.

Выводы:

1.Уверенность является системным психическим состоянием спортсмена. При ее формировании следует реализовывать духовные образы видений и сновидений путем визуального и вербального их изображения.

2. Формализованные символы видений и сновидений следует анализировать в русле глубинной психологии Юнга, учитывая древние первоисточники основных мировых религий (Веды, Библию, Коран) и информировать о них спортсменов при формировании состояния уверенности перед соревнованиями.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем реализации духовных образов видений и сновидений при формировании состояний уверенности спортсменов.

Литература

1. Библия.

2. Юнг К.Г Бог и бессознательное / К.Г Юнг. - М.: Олимп, 1998. - 48G с.

3. Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В.П. Самохвалов. - Симферополь, Сонат, 1999. - 184 с.

4. Юнг К. Г. Человек и его символы / К.Г Юнг. - М., 1997. - 368 с.

5. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М., 1984. - 264 с.

6. Фанти С.Д. Микропсихоанализ / С.Д. Фанти. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1997. - З99 с.

7. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2GG7. - 349 с.

8. Баранов А. Сны / А. Баранов. - М.: Образ, 2GG6. - 128 с.

9. Зигмунд Фрейд. . 1GG человек которые изменили ход истории / Зигмунд Фрейд. - 2GG8. - Вып. №13.

1G. Шевченко А.И. Христианство - историческая закономерность / А.И. Шевченко - Донецк: ДонГИИИ, 1998- 152с.

11. Смаглий Е. И. Проявление и формирование психического состояния уверенности. Автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. психол. наук / Е.И. Смаглий. - К. - 16 с.

12. Смаглий Е.И. Архитип Богообраза в психике и интеллекте человека / Е.И. Смаглий // Наука. Религия. Общество. - Донецк, 1999 - с. 55-58.

13. Смаглий Е.И. Психология - наука о единстве духовного и психофизического состояния человека. / Е.И. Смаглий // Наука. Религия. Общество. - Донецк, 2GGG - с. 84-87.

14. Гуляев Э.А. Исцелить себя просто / Э.А. Гуляев, Ф.И. Гуляева. -Одесса: «Optimum», 2GG8. - 352 с.

15. Смаглий Е.И. Применение аутогенной тренировки для формирования уверенности при максимальных психических напряжениях / Е. И. Смаглий, Е.П. Щербаков. // Эмоционально волевая подготовка спортсменов. - К.: Здоров’я, 1982. - с. 2G9-211.

Поступила в редакцию 24.10.2009г.

Смаглий Евгений Иванович Смаглий Михаил Евгеньевич dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.