Научная статья на тему 'МИР БЕЗ ВОЙН И КОНФЛИКТОВ - ВОЗМОЖЕН ЛИ? ВОПРОСЫ, ВОЛНУЮЩИЕ УЧЕНЫХ'

МИР БЕЗ ВОЙН И КОНФЛИКТОВ - ВОЗМОЖЕН ЛИ? ВОПРОСЫ, ВОЛНУЮЩИЕ УЧЕНЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
690
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МИР / КОНЦЕПЦИЯ «МИР ВО ВСЕМ МИРЕ ЧЕРЕЗ ЗАКОН» / ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПРАВО БЕЗОПАСНОСТИ / ЯДЕРНАЯ ВОЙНА / ХИРОСИМА И НАГАСАКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алферова Елена Васильевна

Прошло более 77 лет со дня атомной бомбардировки США японских городов, но «колокол» Хиросимы и Нагасаки вновь взывает к нашей памяти и ответственности каждого живущего на этой планете. В данном обзоре представлены позиции ученых - юристов, философов, политологов, социологов - на волнующий каждого вопрос: как можно обеспечить мир в наши неспокойные времена, полагаясь на механизмы, институты и ценности международного и национального права, на человеческую мудрость и разум государственных деятелей? Показаны причины и пути трансформации международной системы в целях обеспечения мира и разрешения вооруженных конфликтов и международных споров, раскрывается суть концепции «Мир во всем мире через закон» и роль права в обеспечении международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS A WORLD WITHOUT WARS AND CONFLICTS POSSIBLE? QUESTIONS THAT CONCERN SCIENTISTS

More than 77 years have passed since the US atomic bombing of Japanese cities, but the «bell» of Hiroshima and Nagasaki once again appeals to our memory and the responsibility of everyone living on this planet. This review presents the positions of legal scholars, philosophers, political scientists, sociologists and others on the question of concern to everyone: how can peace be ensured in our turbulent times, relying on the mechanisms, institutions and values of international and national law, on human wisdom and the mind of statesmen? The reasons and ways of transformation of the international system in order to ensure peace and resolve armed conflicts and international disputes are shown, the essence of the concept of «World peace through law» and the role of law in ensuring international security are revealed.

Текст научной работы на тему «МИР БЕЗ ВОЙН И КОНФЛИКТОВ - ВОЗМОЖЕН ЛИ? ВОПРОСЫ, ВОЛНУЮЩИЕ УЧЕНЫХ»

УДК 341 DOI: 10.31249/iajpravo/2023.01.03

АЛФЕРОВА Е.В.1 МИР БЕЗ ВОЙН И КОНФЛИКТОВ - ВОЗМОЖЕН ЛИ? ВОПРОСЫ, ВОЛНУЮЩИЕ УЧЕНЫХ. (Обзор)

Аннотация. Прошло более 77 лет со дня атомной бомбардировки США японских городов, но «колокол» Хиросимы и Нагасаки вновь взывает к нашей памяти и ответственности каждого живущего на этой планете. В данном обзоре представлены позиции ученых - юристов, философов, политологов, социологов - на волнующий каждого вопрос: как можно обеспечить мир в наши неспокойные времена, полагаясь на механизмы, институты и ценности международного и национального права, на человеческую мудрость и разум государственных деятелей? Показаны причины и пути трансформации международной системы в целях обеспечения мира и разрешения вооруженных конфликтов и международных споров, раскрывается суть концепции «Мир во всем мире через закон» и роль права в обеспечении международной безопасности.

Ключевые слова: международное право; мир; концепция «Мир во всем мире через закон»; верховенство закона; международные конфликты; право безопасности; ядерная война; Хиросима и Нагасаки.

ALFEROVA E.V. Is a world without wars and conflicts possible? Questions that concern scientists. (Review)

Abstract. More than 77 years have passed since the US atomic bombing of Japanese cities, but the «bell» of Hiroshima and Nagasaki once again appeals to our memory and the responsibility of everyone

1 Алферова Елена Васильевна - ведущий научный сотрудник, зав. отделом правоведения ИНИОН РАН, канд. юрид. наук.

40

living on this planet. This review presents the positions of legal scholars, philosophers, political scientists, sociologists and others on the question of concern to everyone: how can peace be ensured in our turbulent times, relying on the mechanisms, institutions and values of international and national law, on human wisdom and the mind of statesmen? The reasons and ways of transformation of the international system in order to ensure peace and resolve armed conflicts and international disputes are shown, the essence of the concept of «World peace through law» and the role of law in ensuring international security are revealed.

Keywords: international law; peace; the concept of "World peace through law"; the rule of law; international conflicts; security law; nuclear war; Hiroshima and Nagasaki.

Для цитирования: Алферова Е.В. Мир без войн и конфликтов -возможен ли? Вопросы, волнующие ученых. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4 : Государство и право. - 2023. - № 1. - С. 40-54. -DOI: 10.31249/iajpravo/2023.01.03

В Фундаментальную библиотеку ИНИОН РАН поступила книга «Колокол Нагасаки», новая для российского читателя. Ее автор - доктор Такаси Нагаи. Когда 9 августа 1945 г. над Нагасаки взорвалась атомная бомба «Толстяк», Такаси Нагаи работал в университетской клинике неподалеку от эпицентра взрыва Ураками, района Нагасаки. Его рассказ о первых трагических днях после атомной бомбардировки города и ее последствиях лег в основу этой книги. Путь книги в Россию был долгим: в переводе Марка Тульчинского она издана в России в 2022 г.; в Японии - в 1949 г.; и несколько десятков раз переиздана на родине автора.

Из истории мы знаем об атомной бомбардировке США Хиросимы и Нагасаки. В результате взрыва погибли от 129 тыс. до 226 тыс. гражданских лиц; каждый год 6 и 9 августа в России и во всем мире вспоминают эту трагическую дату. Но прочувствовать всю боль японского народа и ужас ядерной войны можно, только прочитав книгу доктора Такаси Нагаи. Он умер от лейкемии через два года после ее первого издания. Данное эссе - уникальное свидетельство очевидцев ядерной катастрофы - Такаси Нагаи и его коллег врачей и медсестер, размышления автора - ученого и врача

о природе и силе атомной бомбы, о воздействии радиационного облучения на организм человека и поиске способов лечения от лучевой болезни. В ней звучит гуманистический призыв: «Люди, никогда больше не начинайте войн! Подобное никогда не должно повториться. С появлением атомной бомбы война может означать для человечества только самоубийство» [1, с. 187].

Пересказать это эссе сухим научным языком невозможно. Его надо читать, сопереживать и - бороться за мир. Сегодня это важно для всех и каждого, живущих на этой прекрасной планете. «Если человечество будет благоразумным, мы выживем; если нет, то нас не будет» = «If mankind is good, we will survive; if not, we won't» - лейтмотив этой книги.

Следующая книга, на которой остановимся подробнее, -книга Джеймса Тейлора Рэнни1 «Мир во всем мире через закон: замена войны глобальным верховенством закона» [3]. Эта книга о том, как можно обеспечить мир в наши неспокойные времена, разумно полагаясь на механизмы, институты и ценности закона. В отзывах известных американских ученых-международников, предваряющих данное исследование, называется несколько причин, по которым следует обратить внимание на этот труд. Во-первых, международная система неизбежно трансформируется под воздействием технологий и глобальной интеграции: в этой книге представлен анализ взглядов многих известных ученых на системы-преемницы, которые превосходили бы другие, предлагаемые в настоящее время, раскрываются интеллектуальные корни концепции «Мир во всем мире через закон» («World peace through law»), (далее - WPTL), анализируются взгляды ученых и политиков, включая многих президентов США, на мироустройство. Во-вторых, международная система, которую описывает Дж.Т. Рэнни, является ответом на извечное возражение против ликвидации ядерного оружия как лучшего способа предотвратить войну. Но автор утверждает - такое средство есть. В-третьих, эта книга - энциклопедическая история о «мире во всем мире через закон»,

1 Джеймс Тейлор Рэнни - адъюнкт-профессор юридической школы Университета Уайденер (Вайднер). Он был соучредителем Центра мира имени Жан-нет Рэнкин, председателем Филадельфийского отделения организации «Граждане за глобальные решения». В настоящее время является участником Проекта по повышению осведомленности о ядерной проблеме.

включающая анализ идей и конкретных мер, которые могли бы привести страны к ликвидации ядерного оружия и созданию обязательных международных механизмов урегулирования споров, войн и эффективных правоприменительных механизмов [3, р. ГГ-ГУ].

Концепция WPTL не является ни новой, ни радикальной. Это обновленная версия предложений, суть которых - замена международного применения силы (войны) глобальным верховенством права. Ключевыми ее компонентами являются: 1) сокращение вооружения (включая ликвидацию ядерного оружия), а не всеобщее и полное разоружение; 2) глобальные альтернативные системы разрешения споров, а не мировое правительство или мировой федерализм; 3) жизнеспособные механизмы принуждения (включая международные полицейские силы), а не пацифизм [3, р. XIII]

По мнению автора, в последние годы наблюдается безразличие к концепции WPTL, которое сопровождается аналогичным пренебрежением к проблемам ядерной войны и мира. «В 1990-х годах ядерное оружие - особенно ядерное оружие США - исчезло с радаров общественности. Вопросы контроля над ядерными вооружениями, нераспространения и разоружения становились все более изолированными от вопросов, волнующих большинство обычных людей, включая вопросы войны и мира...» (цит. по: [3, р. ХШ]).

Самая важная проблема, стоящая перед человечеством сегодня, - это вопрос о том, как избежать ядерной войны между сверхдержавами, войны, способной уничтожить цивилизацию и всю экосистему планеты.

Прежде всего автор предлагает объективно взглянуть на то, что «мы делали некомпетентно на протяжении многих лет (например, Первая мировая война, Три-Майл-Айленд (крупнейшая авария АЭС в США), Чернобыль, Фукусима-дайити, разлив нефти в Персидском заливе, Челленджер и т.д.), и то, что делали намеренно (например, Катынский лес, Айнзацгруппы, Майданек, Освенцим, Бухенвальд, Дахау, Дрезден, Хиросима, Нагасаки и т.д.)». Эта трагическая история, пишет автор, «оставляет мало уверенности в нашей способности избежать того, что могло бы стать окончательной катастрофой: бессмысленная "битва [взаимного] уничтожения"». «Необходимо четко понимать, что на карту поставлена

вся человеческая жизнь. Человечество - это кульминация удивительного эволюционного процесса, который делает нас родственными не только всем остальным людям, но и камням и деревьям» [3, p. 3-4].

Суть идеи «Мир во всем мире через закон» Дж.Т. Рэнни формулирует простыми словами: это «некий всеобъемлющий и эффективный механизм урегулирования споров для разрешения всех форм международных конфликтов, подкрепленный эффективными механизмами правоприменения». Основная логика, лежащая в основе WPTL, состоит в следующем силлогистическом аргументе: есть только два способа разрешить конфликт на международном уровне: (1) с помощью войны и (2) закона. «Поэтому, -призывает Дж.Т. Рэнни, - выбирайте закон, и единственный вопрос заключается в том, что именно мы подразумеваем под "законом", т.е. какой "закон" потребуется для того, чтобы заменить применение силы верховенством права на международном уровне?» [3, p. 9].

Мировые федералисты (world federalists) утверждают, что будет достаточно только «мирового права», определяемого как закон, созданный глобальным парламентом и применяемый глобальной судебной и исполнительной властью. Они считают, пишет автор, что существующее «международное право» и международно-правовые институты слабы и не имеют адекватных механизмов правоприменения. Здесь он согласен с цитируемым им профессором Эриком Познером, утверждающим: «Международные правовые институты кажутся исключительно тонкими и несбалансированными... Такая система может привести к анархии» (цит. по: [3, р. 9]).

Дж.Т. Рэнни убежден, что предлагаемая версия WPTL XXI в. представляет собой набор из нескольких ключевых концепций, ни одна из которых не является оригинальной, но которые в совокупности представляют собой новую идею: (1) определенные конкретные сокращения вооружения (в первую очередь отмена ядерного оружия с сопутствующими сокращениями обычных вооруженных сил); (2) четырехступенчатая система глобального альтернативного разрешения споров; и (3) различные механизмы принуждения, включая международные миротворческие силы. «Хотя мы сохраним классическую терминологию "Мир во всем

мире посредством права", мы не будем использовать традиционное определение WPTL, которое ограничило бы его существующим международным правом. Скорее, наш более всеобъемлющий взгляд на право будет отличаться в двух основных аспектах: (1) мы включим в наше определение права все альтернативные механизмы разрешения споров, такие как посредничество и арбитраж, которые до недавнего времени вообще не признавались частью права; и (2) в полной мере будем использовать принцип справедливости на стадии судебного разбирательства» [3, р. 11].

Траектория пути к новому порядку «мира и справедливости» -это глобальное верховенство закона. Здесь Дж.Т. Рэнни предлагает начать с составления списка некоторых основных положений международного права и институтов, созданных за последние несколько столетий, чтобы напомнить себе о достигнутом прогрессе, несмотря на многочисленные недостатки, которые все еще сохраняются. С «глобализацией» мировой экономики и экстернализаци-ей вопросов, которые когда-то считались чисто национальными, международное право теперь применяется ко многим предметам и областям права - таким, как уголовное право, экологическое право, семейное право, юрисдикция и судебные процедуры, права человека и экономическая, политическая и социальная деятельность, которые ранее регулировались в основном или даже исключительно внутренним законодательством [3, р. 36]. Несмотря на то что нынешнее международное право и институты, по мнению неоконсервативных критиков, подобных Э. Познеру, слабы и неэффективны, особенно в критической области глобальной безопасности, Рэнни считает, что они становятся сильнее с каждым днем: «Постепенно архитектура международного права будет становиться все более впечатляющей и получать все большее признание» [3, р. 37-38]. Это подтверждается примерами из области международной торговли: первоначально ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г.) действовало только на основе консенсуса при принятии решений. Однако теперь, с 1994 г., в новой ВТО (Всемирной торговой организации) действует прямо противоположное правило: санкции теперь вводятся автоматически по решению Трибунала ВТО в отсутствие консенсуса, блокирующего их. Аналогичным образом, Конвенция ООН по морскому праву (1982) заменила противоречащие друг другу претензии, основан-

ные на силе, и стала основой для регулирования всего океанского пространства (70% земного шара). Значительная часть изменений в международном праве, по мнению Дж.Т. Рэнни, «произойдет не в контексте стран, участвующих в переговорах по многосторонним договорам, а, скорее, в ходе повседневных судебных разбирательств в залах судов по всему миру, где адвокаты, обслуживающие клиентов, и судьи, рассматривающие дела, неизбежно вынуждены иметь дело с вопросами международного права» [3, p. 38].

По Рэнни, для достижения глобального верховенства закона потребуются: во-первых, всеобъемлющая и эффективная международная система разрешения споров; во-вторых, эффективные механизмы правоприменения. Все насильственные попытки изменения существующего порядка могут быть предотвращены в долгосрочной перспективе только путем предоставления адекватных и гибких средств для мирных изменений, таких как переговоры, посредничество, арбитраж, примирение и вынесение судебного решения, или такой их комбинации, которая может быть наиболее подходящей для конкретного случая [3, p. 56-57]. В этом автор солидарен с Бертраном Расселом, британским философом и пацифистом, который написал книгу под названием «Здравый смысл и ядерная война» (Russell B. «Common Sense and Nuclear Warfare») и в целях ядерного разоружения предложил создать постоянный совместный орган для поиска мер, направленных на установление мира, включая «разрешение споров путем арбитража или международным трибуналом» (цит. по.: [3, р. 93]).

Очевидно, что для разрешения международных споров необходимы тщательно организованные мировые институты. Звучат предложения обеспечить Организацию Объединенных Наций более всеобъемлющим и усовершенствованным механизмом для рассмотрения на ранней стадии всех важных международных споров. Так, с точки зрения американских ученых Гренвилла Кларка и профессора Луиса Б. Сона, позиции которых анализируются в книге, необходимо учредить наряду с Международным судом Всемирный согласительный совет и Всемирный трибунал справедливости. Это шаг, считают они, позволит создать всеобъемлющую систему (процесс) обязательного международного разрешения споров, состоящую из четырех элементов: (1) обязательные пере-

говоры; (2) обязательная медиация; (3) обязательный арбитраж; и (4) обязательное вынесение судебного решения [3, р. 57-59].

Ученые-международники, как отмечает автор, почти не уделяли внимания той роли, которую, например, могли бы сыграть в разрешении международного конфликта принудительные переговоры. Но историки, тщательно изучившие этот вопрос, пришли к выводу, что одни только переговоры вполне могли не допустить начала Первой мировой войны. Более того, переговоры наверняка предупредили несколько крупных войн. Дж.Т. Рэнни считает, что не следует недооценивать важную роль, которую принудительные переговоры могли бы сыграть в предотвращении войны. Но если такие переговоры не разрешат конфликта, государствам-участникам следует использовать второй этап международного разрешения споров: обязательное международное посредничество. Однако, по его мнению, не следует переоценивать существующие возможности подобных «третейских» учреждений по крайней мере в трех основных аспектах. Во-первых, трудно побудить государства соглашаться быть контролируемыми третьей стороной и передачи этой стороне своих полномочий по определению основных условий, от которых может зависеть судьба государства. Во-вторых, есть проблема с тем, кто будет этими «мудрыми арбитрами», из которых должен состоять подобный орган, чтобы иметь хотя бы шанс на успех. В-третьих, идеи «справедливости» или «равноправия» в их нынешней форме и содержании вряд ли станут стандартом, которому будет следовать «третейский суд» и с которым согласятся стороны [3, р. 60-62]. «Отказ государств принимать решения третьей стороны в широком спектре конфликтов, которые в наибольшей степени угрожают международному миру, является суровым фактом жизни. и никакие надежды на верховенство закона... скорее всего, не приведут к исчезновению этих конфликтов», - считает Джулиус Стоун, австралийский профессор юриспруденции и международного права (цит. по: [3, р. 61]).

Как признает Дж.Т. Рэнни, многие ученые-международники скептически относятся к идее об установлении глобального верховенства права. Профессор международного права Принстонского университета Ричард Фальк сформулировал этот «трагический парадокс» международного права следующим образом: «Необходимость эффективного управления насилием в мировых делах суще-

ствует наряду с невозможностью достижения управления консен-сусными средствами» (цит. по: [3, р. 61]).

Рассматривая проблему создания международных полицейских сил, Дж.Т. Рэнни отмечает, что многие, если не большинство комментаторов нынешнего поколения считали это совершенно невозможным. Самым аргументированным он признает заявление профессора права Эрика Познера: «Такому [правоохранительному] агентству понадобилась бы армия или полиция, вооруженные оружием, и если бы это было эффективно против могущественных государств, само агентство должно было бы иметь мощную армию. Но что помешало бы этому агентству использовать свою власть для достижения собственных геополитических целей - или целей его сотрудников, или тех, кто его контролирует, включая, возможно, влиятельные другие страны? Ответ таков - ничего. И именно поэтому реального международного правоохранительного органа не существует» (цит. по: [3, p. 73-74]).

Как отмечает автор, ему известно, что на сегодняшний день существует лишь одна книга, в которой систематически рассматривается именно этот вопрос, - книга под редакцией профессора Линкольна П. Блумфилда «Международные вооруженные силы: вопрос поддержания мира в вооруженном и разоружающемся мире» (International Military Forces: The Question of Peacekeeping in an Armed and Disarming World), (1964). В этой книге представлены различные взгляды экспертов по вопросу о создании международных сил с полицейскими полномочиями. Одно из возражений против идеи о создании общих международных полицейских сил касается надежности солдат, входящих в состав этих сил. «Мы не можем ожидать, что большие массы отдельных представителей разных наций смогут быть настолько лояльными, чтобы выполнять надежно и беспрекословно любые приказы, которые может дать им международная организация... Таким образом, международным полицейским силам... всегда угрожает частичный или полный распад» (цит. по: [3, p. 74]).

Профессор Стэнли Хоффман считает: «О международной постоянной армии не может быть и речи. Проблемы состава и дислокации были бы неразрешимы, и вопрос лояльности встал бы в своей самой острой форме.. Невозможно представить, как сегодняшние соперники [нации] согласились бы на создание такого

монстра.» Кроме того, важные проблемы видятся в разделении Востока и Запада, что делает невозможным создание любого вида международных полицейских сил и решение вопроса «командования и контроля». С помощью какого процесса и по чьему решению должны быть приведены в действие международные силы? - задает вопрос С. Хоффман (цит. по: [3, p. 75-77]).

Все вышесказанное, считает Дж.Т. Рэнни, пугает любого, кто надеется дополнить элементы концепции «Мир во всем мире посредством закона» какими-то, казалось бы, логически необходимыми миротворческими силами ООН. «Любая попытка в современном мире обеспечить коллективную безопасность против крупной державы "почти так же невозможна, как рассчитывали составители Устава ООН"» [3, p. 78].

Означает ли это конец всей идеи «Мира во всем мире через закон»? Здесь автор оптимистично надеется на ее жизнеспособность и называет две причины. Во-первых, этому будет способствовать создание общепринятого набора правовых структур, представляющих собой всеобъемлющую систему разрешения международных споров, которой «не потребуется много "силы" для обеспечения ее соблюдения». Во-вторых, определенные задачи могут выполнять миротворческие силы ООН (United Nations Peace Forces - UNPF).

С точки зрения Дж.Т. Рэнни, «по мере того как мы с каждым днем приобретаем все больший опыт работы с уже существующими миротворческими силами ООН, повышая их потенциал и компетентность, с сопутствующим вероятным сокращением численности вооруженных сил отдельных стран, мы придем к тому моменту, когда нормальным ожиданием будет то, что международные миротворческие силы станут единственным надлежащим средством разрешения международных конфликтов. Одновременно такой конфликт должен регулироваться всеобъемлющим набором международных норм и механизмов разрешения споров. Когда это произойдет, мы придем к тому, что фактически заменим применение силы для разрешения международных конфликтов верховенством права. Если и когда этот день наступит, мы осуществим давнюю мечту человечества о мире во всем мире с помощью закона» [3, p. 82].

Большое внимание в книге Дж.Т. Рэнни уделено роли общественного мнения - «королевы мира». Общественное мнение, подчеркивает он, становится одной из самых важных «санкций» в международных отношениях, с которой государства должны считаться. По мере роста знаний о международном праве и его приоритете общественное мнение будет усиливать эффект «моральной санкции», налагаемой в случае нарушения международного права [3, р. 78].

Подводя итог, автор утверждает, что: (1) практически всех насильственных конфликтов можно было бы избежать, если бы была доступна какая-либо форма принудительного разрешения споров; (2) даже если можно представить себе случай, когда WPTL не сработал, нет никакого вреда в попытке использовать международные методы разрешения споров; и (3) тот факт, что WPTL напрямую не касается «малых войн», он способствует предотвращению крупных войн [3, р. 91].

В некотором смысле, и это подчеркивает Дж.Т. Рэнни в заключении, сильный акцент на «Мире во всем мире посредством закона» может ввести в заблуждение: «Если мы когда-либо сможем обеспечить мир во всем мире в соответствии с законом, это будет лишь своего рода краеугольным камнем для развития во многих других областях деятельности. В конце концов, закон - это всего лишь кристаллизованное общественное мнение. Таким образом, в некотором смысле эту книгу можно было бы озаглавить «"Мир во всем мире через углубление понимания"; или "Мир во всем мире через межконфессиональный диалог"; или "Мир во всем мире через образование"; или "Мир во всем мире через эгалитарную революцию"; или "Мир во всем мире через торговлю и туризм"; или "Мир во всем мире через музыку"» [Ibid., р. 98].

Далее мы кратко остановимся на новом научном исследовании - объемной коллективной монографии под названием «Международное право в области конфликтов и безопасности», авторский коллектив которой включает ученых «буквально со всех континентов и всех основных правовых систем мира» [2]. По своему объему и содержанию ее можно признать одним из наиболее серьезных и комплексных научных международных исследований последнего года. Как отмечает в предисловии Саймон Честерман, декан и профессор Национального университета Сингапура, «от-

правной точкой в подготовке этой работы было то, что угрозы международному миру и безопасности многочисленны и не обязательно военного характера, и поэтому исследование международного права конфликтов и безопасности выходит за рамки узко определенных классических областей, таких как применение силы, право вооруженных конфликтов, миротворчество, беженское право и международное уголовное право» [2, р. у].

В этой книге, с учетом реалий современного мира, большое внимание уделяется вопросам, касающимся международных конфликтов и безопасности, которые рассматриваются с различных точек зрения: политической, правовой, социологической, философской, экономической и культурной. Одним из аспектов такого повышенного внимания является то, что значительное число высших учебных учреждений либо ввели отдельные курсы по проблемам международных конфликтов и безопасности, либо интегрируют элементы этих тем в общие курсы по международному публичному праву, международным отношениям, политологии, журналистике и т.д. Как полагают соредакторы книги, помимо студентов, данная работа также принесет пользу тем, кто работает в аналитических центрах, межправительственных и неправительственных организациях, занимающихся вопросами мира, конфликтов и безопасности, а также служит в вооруженных силах и обучается в военных академиях.

Часть I («Охраняемые ценности») включает главы, авторы которых исследуют ценности, защищаемые соответствующими международными правовыми нормами, а также описывают деятельность некоторых ключевых международных институтов, обеспечивающих соблюдение этих правил. Подчеркивается, что безопасность и благополучие человечества основаны на фундаментальных ценностях как естественного, так и позитивного характера. В центре внимания - идея гуманности (Р. Атаджанов); принцип самоопределения народов (Б. Кашников); теория верховенства права (Э. Каллен и К. Горобец); место и роль общего наследия человечества (В. Вентура и Э. Фильо); концепция культурного релятивизма в международном праве прав человека (А. Энгеланд ван).

В части II («Право») исследуются основные области международного права, касающиеся конфликтов и безопасности. Здесь представлен обзор по правовому регулированию применения силы

(О. Бакирджиоглу), обсуждается деятельность Совет Безопасности ООН, его эволюционирующая роль в поддержании международного мира и безопасности, анализируются условия для введения санкций Советом Безопасности (Р. Деплано, Б. Мерфи, С. Хас-слер), рассматриваются режим экстерриториального развертывания государственных вооруженных сил и правовой режим запрещения химического и биологического оружия, вопросы правового регулирования новых видов оружия, в том числе ослепляющего лазерного оружия, концепция прямого участия в военных действиях фРН), анализируются воздействие вооруженных конфликтов на окружающую среду и природные ресурсы, а также гаагское право о военно-космических операциях. Много внимания в этой части уделяется защите культурных ценностей в ходе вооруженных конфликтов (К. Байрон, Д. Ванденбугаард, Р. Атаджанов, Е. Цыбуленко, А. Платонова, К. Мачак, Т. Смит, М. Лосталь и др.).

Часть III («Институты») посвящена универсальным и региональным институтам, как межправительственным, так и неправительственным, которые играют важную роль в обеспечении соблюдения международного права в области конфликтов и безопасности и в поддержании международного и регионального мира и безопасности. Поскольку таких учреждений множество, авторский коллектив подошел избирательно к выбору этих институтов: ряд статей касаются представительных региональных организаций с широкими компетенциями, включая вопросы безопасности, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Восточной Азии (АСЕАН), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и др. (И. Циварас, О. Хамулака, Й. Валюха, С. Сахариев). В этой части представлены обзоры деятельности Международного уголовного суда (МУС), действия «гибридных» трибуналов и механизмов постконфликтного правосудия, описывается работа экстраординарных камер в судах Камбоджи (ЕССС) (О. Боваллет, Ж. Терезешмит, Э. Биссет, М. Вагиас).

Ряд глав части III посвящен универсальным институтам, как то: Интерпол (Е. Цыбуленко и С. Суарес), ЮНЕСКО (У. Кадам), ЮНИСЕФ и ВОЗ (Н. Хендель) и ПРООН (Хулио П.Ф. Х. де Си-кейры, Э. Мтевы и Д.С. Фабриса), Международное движение

Красного Креста и Красного Полумесяца (Х. Шпике), правозащитные и гуманитарные НПО (Н. Гендель, Т. Короткий и Р. Еделиев).

Часть IV («Вызовы») иллюстрирует несколько угроз, требующих творческого и новаторского применения существующих правил. Во вступительной главе обсуждается проблема изменения климата (Т. Смит), далее идет глава о браконьерстве в дикой природе как угрозе международному миру и безопасности (Ф. Дал-пане и М. Байделдинова). В следующих двух главах рассматривается вопрос о применении силы в конкретных контекстах, в том числе ее использовании в целях реализации права на самоопределение (Э. Чедвик). В центре внимания Э. Оморогбе - действия Африканского союза против наемников, С. Бок и Н. Бюлте - политика международного правосудия. В последующих главах обсуждаются проблемы прав пожилых людей и инвалидов в контексте вызовов безопасности и проблемы бедности (Х.П.Ф.Х. де Сикейра, Д.С. Фабрис и Х.Дж. Хомем де Сикейра, Э. Шмид).

Часть V («Преступления») посвящена международным преступлениям и некоторым транснациональным преступлениям. «Основные» преступления по международному праву - это преступления против человечности: Г. Кемп пишет об апартеиде, Е. Салкевич и С. Саяпин - о военных преступлениях, А.Л. Хартиг -об агрессии. Рассматриваются такие темы, как военный экоцид (П. Хаф), религиозный экстремизм (Ш. Ералиева), контрабанда людей и торговля людьми (Н. Саблевская) и организованная преступность (Т. Крюссмана).

Наконец, в части VI («Тематические исследования») обсуждаются несколько конфликтов с географической и тематической точек зрения (в Камбодже, Мьянме, Северном Кипре и бывшей Югославии, Северной Ирландии). Тематические исследования включают «войну с терроризмом» (Р. Арк ван), размышления об ответственности религиозных деятелей за конфликты, мотивированные религией, и об ответственности Католической церкви за секуляризацию церкви (Н. Замбран-Тевар). Роль международного права в предотвращении и разрешении возможных конфликтов из-за воды в Центральной Азии показана в главе, написанной Х. Нашунга.

В заключение подчеркивается, что в международном праве понятия конфликта и безопасности часто понимаются узко. Такой подход не учитывает более широкий спектр ситуаций и факторов, которые создают или смягчают конфликты или изменяют их природу. По мнению соредакторов данного издания, оправдан более широкий взгляд, принятый в этой книге. Он позволяет больше узнать о причинах конфликтов и насилия и изменить национальную правовую систему в целях обеспечения надлежащего разрешения конфликтов, устранения их причин, разумного подхода к тем противоположным интересам в обществе, которые часто стоят за вспышками насилия и нарушения прав человека [2, p. XI-XII].

Список литературы

1. Такаси Нагаи. Колокол Нагасаки / пер. с англ. М. Тульчинского. - Москва : Индивидуум Принт, 2022. - 192 с.

2. International conflict and security law : a research handbook : eBook / ed.: S. Sayapin, R. Atadjanov, U. Kadam, G. Kemp, N. Zambrane-Tevar, N. Quenivet. -The Hague, the Netherlands : Springer-Verlag ; Berlin ; Heidelberg, 2022. -XXXII, 1497 p. - URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-6265-515-7 (дата обращения: 10.10.2022)

3. Ranney J.T. World peace through law : replacing war with the global rule of law : eBook. - London ; New York, 2018. - XII, 127 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.