Научная статья на тему 'Министерство финансов Российской Федерации письмо от 1 июня 2009г № 03-02-07/1-281 о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций'

Министерство финансов Российской Федерации письмо от 1 июня 2009г № 03-02-07/1-281 о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Министерство финансов Российской Федерации письмо от 1 июня 2009г № 03-02-07/1-281 о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций»

ПИСЬМО

от 29мая 2009г. №03-03-06/1/355

О порядке учета в целях налогообложения прибыли материальных расходов

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли материальных расходов и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

— материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1и4 п. 1 ст. 254 Кодекса;

— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Учитывая изложенное, при разделении затрат на прямые и косвенные налогоплательщику следует руководствоваться вышеприведенными нормами ст. 318 Кодекса.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н. А. КОМОВА

ПИСЬМО

от 1 июня 2009г № 03-02-07/1-281

О возврате (зачете) сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций и сообщается следующее.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Порядок возврата (зачета) сумм излишне уплаченных налогов регламентируется ст. 78 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 78 Кодекса установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5 ст. 78 Кодекса).

В соответствии с п. бет. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 № 173-0 разъяснил,

что в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса для подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае применяются общие правила исчисления срока исковой давности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что, принимая во внимание положения ст. 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики H.A. КОМОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.