Научная статья на тему 'Права и обязанности участников налоговых правоотношений'

Права и обязанности участников налоговых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3746
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ПЛАТЕЛЬЩИК СБОРОВ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скляренко З. А.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. В статье рассмотрены особенности взаимодействия участников налоговых правоотношений, права плательщиков и налогоплательщиков, а также обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) и вопросы обеспечения и защиты прав налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права и обязанности участников налоговых правоотношений»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

3. А. СКЛЯРЕНКО,

кандидат технических наук, генеральный директор аудиторской фирмы ООО «АЭЛИТА-сервис»

Правоотношения между физическими лицами и организациями оказывают влияние на экономические результаты их деятельности или представляемых ими лиц. В силу этого неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Вот почему важно знать особенности взаимодействия участников налоговых правоотношений, права плательщиков и налогоплательщиков, а также обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), вопросы обеспечения и защиты прав налогоплательщиков.

Участниками налоговых правоотношений являются:

• организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

• организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы). Филиалы российских организаций и иные

обособленные подразделения исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту их нахождения.

Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия их деятельности или экономические результаты, а равно — деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят:

• в брачных отношениях;

• отношениях родства;

• усыновителя и усыновленного;

• попечителя и опекаемого. Налогоплательщики. Налогоплательщики и

плательщики сборов имеют право:

• получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию: о действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать формы налоговыхдеклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

• получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах от Минфина России, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;

• использовать налоговые льготы;

• получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

• представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов;

• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

• не выполнять неправомерных актов и требований;

• обжаловать акты налоговых органов;

• на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

• на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов;

• на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируются административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов). Налогоплательщики обязаны:

• уплачивать установленные налоги;

• встать на учет в налоговых органах;

• вести в установленном порядке учетсвоихдохо-дов (расходов) и объектов налогообложения;

• представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

• представлять по месту жительства: индивидуального предпринимателя; нотариуса, занимающегося частной практикой; адвоката, учредившего адвокатский кабинет;

• представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

• представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

• представлять в налоговые органы документы для исчисления и уплаты налогов;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должнос-

тных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

• в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета;

• выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики обязаны также письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя по установленным формам:

• об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;

• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее 1-го месяца со дня начала такого участия;

• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в течение 1 мес. со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

• о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов по установленным формам.

Плательщики сборов обязаны уплачивать установленные сборы и выполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

• правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;

• письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 мес. со дня, когда

налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

• вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

• в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Представители налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутреннихдел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы. Налоговые органы РФ составляют единую централизованную систему контроля:

• за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

• за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. Налоговые органы Российской Федерации

составляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы вправе:

• требовать от налогоплательщика документы по установленным формам, служащим основаниями для исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов;

• проводить налоговые проверки;

• производить выемку документов при проведении налоговых проверок;

• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;

• налагать арест на имущество налогоплательщика;

• осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

• определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем в случаях:

— отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

— непредставления в течение более 2 мес. налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

— отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;

— ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

• взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

• предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Формы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые органы обязаны:

• соблюдать законодательство о налогах и сборах;

• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

• вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

• бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах; принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

• руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

• сообщать налогоплательщикам:

— сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке;

— сведения об изменении реквизитов этих счетов;

— иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

• принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

• соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

• направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

• представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

• по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении них.

Если в течение 2 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанной в данном требовании недоимки, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

• действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

• реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

• корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их чести и достоинства.

Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также утверждает порядок их заполнения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Письменные разъяснения предоставляются финансовыми органами в течение 2 мес. со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 мес.

Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исчисление и уплата налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговыхльгот.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы на-

лога возлагается на налоговый орган и налогового агента.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении указываются размер налога, подлежащего уплате; расчет налоговой базы; срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления устанавливается ФНС России.

Налоговое уведомление передается руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом.

Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней со времени направления заказного письма.

Элементы налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

К элементам налогообложения относятся:

1) объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, а также реализованные товары, работы, услуги ит.д.;

2) налоговая база—стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

3) налоговый период — время, по окончании которого формируется налоговая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов;

4) налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления налога — предусмотрен НК РФ для каждого налога;

6) порядок уплаты налога — способ исполнения обязанности по уплате налога, предусмотрен НК РФ для каждого налога.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и представляют собой период времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Исполнение обязанности по уплате налога и сбора. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возникает и возлагается на налогоплательщика или плательщика сборов при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

• с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

• со смертью физического лица — налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по поимущественным налогам в этом случае погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества;

• с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;

• с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно

исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налог может быть уплачен досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Обязанность по уплате налога считается исполненной:

• с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейс-

тва денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

• с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

• со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

• со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

• со дня удержания сумм налога налоговым агентом;

• со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

Обязанность по уплате налога не признается

исполненной в следующих случаях:

• отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

• отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

• возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику — физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;

• неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации соответствующий счет Федерального казначейства;

• если надень предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету и исполняются в первоочередном порядке и если на этом счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Пересчет суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ (Банка России) на дату уплаты налога.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России.

Эти правила применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

— залогом имущества (при неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества);

— поручительством (в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающихся сумм налога и соответствующих пеней);.

— пеней (пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора;

— приостановлением операций по счетам в банке (приостановление операций по счетам в банке организаций и индивидуальных предпринимателей применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету);

— наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов исполняется в принудительном порядке в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора и штрафа в установленный срок по уплате налога следующими способами:

— за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщиков, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщиков в течение 6 дней после вынесения указанного решения:

• под расписку;

• по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщиков, в течение

1 мес. со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в установленной законодательством очередности. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщиков. При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщиков;

— за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя. Налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщиков в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщиков принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в 2 месячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщиков по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности налогоплательщиков за счет вырученных сумм. Приведенные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов, а также при взыскании сбора за счет имущества налогоплательщиков;

— за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее — физическим лицом), в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 мес. после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами физического лица, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в бюджетную систему РФ пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

То же применяется при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора, а также пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет также исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) в следующих случаях:

• при ликвидации организации (обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных отреализации ее имущества);

• приреорганизации юридического лица (обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником);

• безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица.

Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Это лицо обязано уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогов и сборов, а также причитающиеся надень признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, атакже причитающиеся надень признания лица недееспособным пени и штрафы.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налога, сбора, пеней, штрафа. Сумма излишне уплаченного налога подлежит:

• зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

• возврату налогоплательщику. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налоговых органов или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 мес. со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, атакже штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока (более месяца) налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Приведенные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 1 мес.:

— со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;

—со дня вступления в силу решения суда.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, атакже штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами по ставке рефинансирования Банка России в течение 1 мес. со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Вышеприведенные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней,

штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Налоговая декларация, расчет авансового платежа. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика:

• обобъектахналогообложения;

• о полученных доходах и произведенных расходах;

• обисточникахдоходов;

• о налоговой базе;

• о налоговых льготах;

• об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика:

• о базе исчисления;

• об используемых льготах;

• исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в

случаях применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора:

• обобъектахобложения;

• облагаемой базе;

• используемых льготах;

• исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.

Расчет сбора представляется применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй НК РФ. Расчеты представляются в порядке, установленном частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию по утвержденной форме и утвержденному порядку заполнения Министерством финансов РФ.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 мес., календарным годом.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде. Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде следующими налогоплательщиками:

• среднесписочная численность работников, количество которых за предшествующий календарный год превышает 100 чел.;

• вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 чел.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя):

• не позднее 20 января текущего года;

• в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Указанные сведения представляются по утвержденной форме.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам, за исключением представления информации, отнесенной к государственной тайне.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган:

• лично;

• через представителя;

• в виде почтового отправления с описью вложения;

• передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган:

• не вправе отказать в принятии налоговой декларации;

• ставит на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе;

• передает налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Минфином Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.

Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Министерством финансов РФ.

Внесение изменений в налоговую декларацию При обнаружении поданной в налоговый орган налоговой декларации:

• факта неотражения;

• неполноты отражения сведений;

• ошибок, приводящих к занижению суммы налога

налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в установленном порядке.

При обнаружении в поданной в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет, который должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Положения, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (вторая часть) : Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.