Научная статья на тему 'МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРЕРОГАТИВЕ ФУНКЦИЙ ФТС РОССИИ'

МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРЕРОГАТИВЕ ФУНКЦИЙ ФТС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качанова Людмила Сергеевна, Абаджян Мариан Мануковна

В статье предлагаются рекомендации по минимизации угроз финансово-экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации, посредством применения системы управления рисками, которая способствует минимизации данных угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Качанова Людмила Сергеевна, Абаджян Мариан Мануковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMIZING THREATS TO THE FINANCIAL AND ECONOMIC SPHERE IN THE PREROGATIVE OF THE FUNCTIONS OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article offers recommendations on minimizing threats to financial and economic security by the customs authorities of the Russian Federation, through the use of a risk management system that helps to minimize these threats.

Текст научной работы на тему «МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРЕРОГАТИВЕ ФУНКЦИЙ ФТС РОССИИ»

Столыпинский вестник №7/2022

Научная статья Original article УДК 336.24

МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРЕРОГАТИВЕ ФУНКЦИЙ ФТС РОССИИ

MINIMIZING THREATS TO THE FINANCIAL AND ECONOMIC SPHERE IN THE PREROGATIVE OF THE FUNCTIONS OF THE FEDERAL CUSTOMS

SERVICE OF RUSSIA

Качанова Людмила Сергеевна, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры финансового менеджмента ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, e-mail: l.kachanova@customs-academy.ru

Абаджян Мариан Мануковна, студент магистратуры ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, e-mail: mm.abadzhyan@customs-academy.ru

Lyudmila Sergeevna Kachanova, Doctor of Economics, Candidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Financial Management of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, e-mail: l.kachanova@customs-academy.ru Marian Manukovna Abajyan, Master's degree student of the State Educational Institution of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, e-mail: mm.abadzhyan@customs-academy.ru

Столыпинский вестник

4094

Аннотация. В статье предлагаются рекомендации по минимизации угроз финансово-экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации, посредством применения системы управления рисками, которая способствует минимизации данных угроз.

Annotation: The article offers recommendations on minimizing threats to financial and economic security by the customs authorities of the Russian Federation, through the use of a risk management system that helps to minimize these threats. Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность, угрозы финансово-экономической безопасности, доходы бюджета, фискальная функция, система управления рисками.

Key words: financial and economic security, threats to financial and economic security, budget revenues, fiscal function, risk management system.

Введение. Обеспечение экономической безопасности является центральным направлением политики любого государства, ориентированного на устойчивое социально-экономическое развитие и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Ключевым субъектом защиты экономических интересов России в контексте ее внешнеэкономической безопасности на сегодняшний день являются таможенные органы - основной участник и контролер трансграничного перемещения товаров через таможенную границу [1 -2].

Материалы и методы исследования. Анализ компетенции таможенной службы Российской Федерации в условиях трансформации под влиянием в первую очередь евразийских интеграционных процессов свидетельствует о том, что ее участие в обеспечении экономической безопасности с каждым годом проявляется все ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на

4095

международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства [3].

Исходя из основных направлений государственной безопасности, определенных Стратегией национальной безопасности РФ и Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 г., в качестве главных целей таможенных органов следует определить обеспечение национальной безопасности и защиту экономических интересов страны. Реализация этих целей осуществляется путем выполнения таможенными органами следующих задач [1]:

- обеспечение пополнения доходной части государственного бюджета (осуществление фискальной функции);

- защита отечественных производителей от иностранных конкурентов (реализация протекционистской функции);

- противодействие деятельности преступных организаций и группировок, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми (выполнение правоохранительной функции);

- защита жизни, здоровья граждан, территории и природной окружающей среды, интеллектуальной собственности, исторических и культурных ценностей;

- создание благоприятных условий для развития внешней торговли, оказание таможенных услуг участникам ВЭД.

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве одного из ключевых инструментов таможенного контроля рассматривается управление рисками - система таможенного администрирования, обеспечивающая эффективность таможенного контроля посредством применения принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм и степени его проведения. Управление рисками обеспечивается за счет оценки вероятности

4096

несоблюдения таможенного законодательства на основе имеющихся сведений о возможных нарушениях таможенного законодательства и формирования так называемых профилей рисков - совокупности сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска [4-6].

Применение системы управления рисками подчинено, в том числе, следующим целям [7-8]:

- выявлению, прогнозированию и предотвращению нарушений таможенного законодательства, которые носят устойчивый характер, связаны с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах и подрывают конкурентоспособность товаров;

- ускорению проведения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- сосредоточению внимания на областях риска повышенного уровня и обеспечению эффективного использования ресурсов таможенных органов.

В 2020 году на практике было введено категорирование участников внешнеэкономической деятельности, совершающих всевозможные таможенные операции, по уровню риска. Рассмотрим на рис. 1 принимаемые меры по минимизации рисков в отношении деклараций на товары в отношении организаций-участников ВЭД разного уровня риска.

4097

0

Участники ВЭД высокого Участники ВЭД среднего Участники ВЭД низкого уровня риска (8 042) уровня риска (99 141) уровня риска (11 140)

■ Таможенный досмотр ■ Запрос документов ■ Таможенная экспертиза

Рисунок 1 - Итоги применения мер по минимизации рисков в системе риск-категорирования [9]

Из рисунка 1 наглядно показано, что в отношении организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска, та или иная форма таможенного контроля применялась относительно реже, что способствует благоприятному климату для участников ВЭД, что в конечном итоге, способствует устойчивому экономическому росту и развитию.

Организации низкого уровня риска обеспечили 83% всех таможенных платежей за 2020 г. и оформили 75% всех деклараций на товары.

Анализ позволяет определить сложности, обусловливающие недостаточную эффективность применения СУР в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации.

Основные проблемные вопросы, затрагивающие важность системы управления рисков в таможенной сфере:

- непосредственная связь с неуплатой таможенных платежей, налогов, сборов в значительном объеме;

4098

- подрыв конкурентоспособности производителей товаров;

- нанесение ущерба интересам государства, которые призваны обеспечить таможенные органы.

Таможенные органы Российской Федерации являются одним из важнейших элементов системы обеспечения госбезопасности, поэтому необходимо постоянно модернизировать их деятельность, а также систему управления рисками. Для наглядности рассмотрим основные направления усовершенствования, показанные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Направления совершенствования системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

Выводы. Деятельность ФТС России направлена на обеспечение условий национальной и экономической безопасности, которые изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов. Соответственно должна модернизироваться работа таможенных органов России в разрезе возникающих угроз. Так, современные тенденции международных экономических отношений диктуют необходимость развития процесса цифровизации при обязательном учете негативных сторон процесса.

4099

Литература

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019).

3. Блау С.Л. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации и роль таможенных органов в ее реализации // Вестник Российской таможенной академии № 1. 2018. С. 30-39.

4. Вербицкая Ю.Н. Проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах // Международный научный журнал «Вестник науки» № 1 (10) Т. 2. 2019.

5. Жебрик Э.Л. Обеспечение экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации в контексте управления рисками // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2018, т. 14, вып. 2, стр. 332-346.

6. Жебрик, Э. Л. Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России / Э. Л. Жебрик. — Текст: непосредственный // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 4-6.

7. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Болычева Е.А., Бобырева Е.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации // Вестник Евразийской науки, 2021 №2.

8. Финансовая безопасность России [Текст]: методические материалы / Магомедов Ш. М., Иваницкая Л. В., Каратаев М. В., Чистякова М. В.; Общероссийская общественная орг. «Российская акад. естественных наук». - Москва: Российская акад. естественных наук, 2016.

4100

9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 N 208 "On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030".

2. "Customs Code of the Eurasian Economic Union" (ed. dated 29.05.2019).

3. Blau S.L. Strategy of economic security of the Russian Federation and the role of customs authorities in its implementation // Bulletin of the Russian Customs Academy No. 1. 2018. pp. 30-39.

4. Verbitskaya Yu.N. Problems of applying the risk management system in customs authorities // International Scientific Journal "Bulletin of Science" No. 1 (10) Vol. 2. 2019.

5. Zhebrik E.L. Ensuring economic security by customs authorities of the Russian Federation in the context of risk management // National interests: priorities and security, 2018, vol. 14, issue 2, pp. 332-346.

6. Zhebrik, E. L. Risk management system as a mechanism for ensuring economic security by the customs authorities of Russia / E. L. Zhebrik. — Text: direct // Innovative economics: materials of the II International Scientific Conference (Kazan, October 2015). — Kazan : Buk, 2015. — pp. 4-6.

7. Kovarda V.V., Laptev R.A., Bolycheva E.A., Bobyreva E.V. Directions for improving the activities of the customs authorities of Russia on ensuring the national security of the country in the conditions of large-scale digitalization // Bulletin of Eurasian Science, 2021 No. 2.

8. Financial security of Russia [Text]: methodological materials / Magomedov Sh. M., Ivanitskaya L. V., Karataev M. V., Chistyakova M. V.; All-Russian Public Organization "Russian Academy of Sciences. natural sciences". - Moscow: Russian Academy of Sciences. of Natural Sciences, 2016.

4101

9. Official website of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru .

© Качанова Л.С., Абаджян М.М., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 7/2022.

Для цитирования: Качанова Л.С., Абаджян М.М. МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРЕРОГАТИВЕ ФУНКЦИЙ ФТС РОССИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 7/2022.

4102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.