Научная статья на тему 'МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ'

МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
товарные потери / пищевые отходы / продовольственный ритейл / причины формирования потерь / мероприятия по сокращению отходов / commodity losses / food waste / food retail / causes of loss formation / waste reduction measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Ксения Владимировна, Ковалев Виктор Евгеньевич, Антинескул Екатерина Александровна

Сокращение потерь в продовольственном ритейле становится задачей не только повышения эффективности организации сбыта продукции, но и рационального применения всех ресурсов, используемых для производства этих товаров. Все крупнейшие российские ритейлеры в своих программах развития предусматривают поиск решений по минимизации продовольственных отходов. В связи с этим целью данного исследования является определение инструментов по снижению товарных потерь продовольственного ритейлера и обоснование их эффективности. Обобщены результаты зарубежных исследований, посвященных минимизации пищевых отходов. Проведен анализ нормативов доли потерь в товарообороте, используемых федеральными продуктовыми ритейлерами России. В эксперименте рассмотрено 14 товарных категорий, изучаемых на примере 55 магазинов торговой сети. Изучена структура товарных потерь в продуктовых категориях. Эксперимент предполагал разработку и реализацию в торговых точках мер по сокращению пищевых отходов. Результат исследования позволил выявить причины возникновения отходов, ранее не рассмотренных в других исследованиях, и апробировать мероприятия по снижению доли потерь в товарообороте продовольственного ритейлера, связанных с влиянием выявленных причин. Исследование позволило систематизировать комплекс мер, нивелирующих влияние факторов, негативно влияющих на производство пищевых отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMIZING THE LOSSES OF A FOOD RETAILER IN RUSSIA

Reducing losses in food retail becomes a task not only to increase the efficiency of the organization of sales of products, but also the rational use of all resources used for the production of these goods. All major Russian retailers in their development programs provide for the search for solutions to minimize food waste. Therefore, the purpose of this study is to identify tools to reduce commodity losses of a food retailer and substantiate their effectiveness. The results of foreign studies devoted to minimizing food waste are summarized. The analysis of the norms of the share of losses in turnover used by federal grocery retailers of Russia is carried out. In the experiment, 14 product categories were considered, studied on the example of 55 retail chain stores. The structure of commodity losses in product categories has been studied. The experiment involved the development and implementation of measures to reduce food waste in retail outlets. The result of the study made it possible to identify the causes of waste that had not previously been considered in other studies. To test measures to reduce the share of losses in the turnover of a food retailer associated with the influence of the identified causes. The study made it possible to systematize a set of measures that neutralize the influence of factors negatively affecting the production of food waste.

Текст научной работы на тему «МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

УДК: 339.15.054.23 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-3-73-92

МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ

Сокращение потерь в продовольственном ритейле становится задачей не только повышения эффективности организации сбыта продукции, но и рационального применения всех ресурсов, используемых для производства этих товаров. Все крупнейшие российские ритейлеры в своих программах развития предусматривают поиск решений по минимизации продовольственных отходов. В связи с этим целью данного исследования является определение инструментов по снижению товарных потерь продовольственного ритейлера и обоснование их эффективности. Обобщены результаты зарубежных исследований, посвященных минимизации пищевых отходов. Проведен анализ нормативов доли потерь в товарообороте, используемых федеральными продуктовыми ритейлерами России. В эксперименте рассмотрено 14 товарных категорий, изучаемых на примере 55 магазинов торговой сети. Изучена структура товарных потерь в продуктовых категориях. Эксперимент предполагал разработку и реализацию в торговых точках мер по сокращению пищевых отходов. Результат исследования позволил выявить причины возникновения отходов, ранее не рассмотренных в других исследованиях, и апробировать мероприятия по снижению доли потерь в товарообороте продовольственного ритейлера, связанных с влиянием выявленных причин. Исследование позволило систематизировать комплекс мер, нивелирующих влияние факторов, негативно влияющих на производство пищевых отходов.

Ключевые слова: товарные потери, пищевые отходы, продовольственный ритейл, причины формирования потерь, мероприятия по сокращению отходов.

Введение

Специфика функционирования продовольственного ритейла неразрывно связана с формированием списаний и потерь товаров и обусловлена естественными причинами, человеческим фактором и организационными особенностями. Так, по данным

К. В. Новикова

В.Е.Ковалев

Е. А. Антинескул

информационного ресурсе 8ва°81ахот [8]оиличвстоо пищивыо отходов в рииейиъ во вс ем мире увеоочилиоио 13,0 недо М5 нгма дошр наоеле-ния (рисунок 1). Эти цифры свидетельствует о необходимости поиска еовременных направлений минимизации товарных потерь в ритейле.

■ Итого Домашние хозяйства ■Розничнаяторговля

Рисунок1.Глобальныепищевыеотходынадушунаселениявразбивке по секторам, 2010-2015 годы и 2019 год во всем мире, в килограммах надушунаселения Источник: statista.com

Доляпищевых отходов в ритейле также увеличилась (рисунок 2) с примерно5%в 2015 году до15%в среднемв 2017 году.В основномрост произошел, за счет повышения спроса в категории «овощи и фрукты» (рисунок 3), доля которых выросла за период с 2011 года по 2017 год на 27% вовсеммире.

По данным statista.com, в России, на фоне крупнейших Европейских стран, объем пищевых отходов на душу населения в 2020 году был наименьшим и составил 33 кг в год (рисунок 4). Для сравнения, в Великобритании, Германии и Франции данный показатель был в среднем в 2,3 раза выше. При этом общий объем пищевых отходов лишь на 50 тысяч тонн меньше, чем у Великобритании, и в 3 раза больше, чем у Греции.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0.00

IL .1

2015 г.

Iii

2017 г.

■1.1 II

2015 г.

2017 г.

■ I

2015 г.

2017 г.

Ритейл

Обработка и упаковка

Потребление

■ Европа (включая Россию) Латинская Америка

■ Северная Америка и Океания

■ Северная Африка, Западная и Центральная Азия Страны Африки к кну от Сахары

■ ЮжнаяиЮго-Восточн&аА5ия

■ Япония, Китай и Республика Корея

Рисунок Л. Долярегиянагшыхпящевыхотхвдов, потерянных и растраченных впустую по всему миру в 2015 и 2017 годах,% Источник: statista.com

Фрукты и овощи

Молоко

7,00

Зерновые продукты

Морепродукгыи мясо

13,50

2017 И2011

Рисунок 3. Доля потери продуктов питания в розничной торговли в 2011 и2017 годахв разбивкепокатегориям,%(Источник:statista.com)

Рисунок 4. Ежегодные бытовые пищевые отходы на душу населения в отдельных странах мира по состоянию на 2020 год (в килограммах в год). Ежегодноепроизводствобытовых пищевыхотходовв отдельныхстранах Европы по состоянию на 2020 год, тонн в год Источник: statista.com

Таким образом, проблема сокращения пищевых отходов в России становится ключевой в условиях формирования экономической базы для промышленного,инновационного и экономического развития страны. А ведущаярольв борьбезаминимизациютоварных потерьвозлагается на продуктовый ритейл.

Цель данного исследования — найтии обосновать мерыпоминими-зациипищевыхпотерьвроссийском ритейле.

Зарубежные исследования рассматривают различные подходы при ре-шенииэтой проблемы.Так, исследованиеМ. Дора^. Dora etal.)(2021) [11] направлено на определение причин возникновения отходов издержек продуктов (ОПП) в глобальных цепочках поставок в ритейле. Для решениявыявленных проблемпредложенметодинтеграциинескольких участников канала сбыта в модель достижения полного исключения отходов (цепочка поставок с нулевыми отходами).

РаботаИ. Гарсия-Херреро (I. Garcia-Herrero, et al.)(2019) [^направлена на оценку пищевых потерь и отходов с точки зрения траты их энергии, макроэлементов,клетчатки, витаминов и минералов повсей цепочкепоставок.Выявленыпричинывозникновения данных издержек по нескольким пищевым продуктам и предложены направления ихминимизации.

Н. В. Мораэс и соавторы (N. V. Moraes et al.) (2021) [15] предложили несколько инициатив для решения проблем пищевых отходов и потерь, поддержки заинтересованных сторон по всей пищевой цепочке. В результате, в исследовании представлен библиометрический анализ выборки и классификация методов предотвращения и минимизации пищевых отходов, улучшающих действия по их сокращению в городах, ритейле и других устойчивых экосистемах.

Результаты другого исследования [14] проливают свет на то, что неэффективная деятельность супермаркетов приводит не только к производству отходов, но и к формированию излишков продуктов питания, которые гораздо более разнообразны. Авторы рекомендуют применять к товарным категориям различные способы оценки возникновения пищевых отходов в секторе розничной торговли.

А. А. Кариаппа и коллеги (Cariappa A. A. et al.) (2021) [9] исследовали влияние карантина, вызванного пандемией COVID-19, на потери продовольствия, а также возникновение пищевых отходов. По мнению авторов, контрактное фермерство, организации фермеров-производителей, создание и функционирование сетей социальной защиты для преодоления шоков в доходах, производстве и ценах, доступ к цифровым национальным рынкам и наращивание потенциала в области методов обращения с пищевыми отходами изолируют уязвимые слои населения, а также сократят потери продовольствия по всей цепочке поставок.

Д. Ли и М. Тонгарлак (Lee D., Tongarlak M. H.) (2017) [13] разработали на основе проведенного исследования оптимальную политику заказов ритейлера в рамках синергии побочных продуктов (BPS), то есть при совместном производстве, когда поток отходов одного (первичного) процесса используется в качестве полезного вклада в другой (вторичный) процесс. Было доказано, что BPS увеличивается при неопределенности первичного спроса, но уменьшается при неопределенности вторичного спроса. По мнению авторов, плата за утилизацию способна стимулировать процесс пожертвования продуктов питания в ритейле.

В работе других ученых (Cicatiello C., Franco S., 2020 [10]) произведена оценка отходов нескольких категорий продуктов питания в супермаркетах Италии до применения улучшенной процедуры учета и после. Выявлено, что более точная процедура учета может привлечь внимание персонала к проблеме пищевых отходов, тем самым в некоторой степени предотвращая их образование.

Однако в литературе по-прежнему отсутствует обзорный документ, в котором собраны методы и решения для сокращения пищевых отходов и потерь [4]. Для восполнения этого пробела авторы настоящего исследования произвели компиляцию и сбор методов предотвращения и минимизации пищевых отходов и потерь для поддержки ритейлеров, принимающих решения, и других заинтересованных сторон в пищевой цепочке.

Методология и методы исследования

В качестве ключевых факторов, влияющих на формирование пищевых отходов в ритейле, были рассмотрены две группы (таблица 1).

В качестве объекта исследования для проведения экспериментов по минимизации степени влияния причин возникновения товарных отходов выбран региональный продуктовый ритейлер, на базе которого рассмотрено 14 товарных категорий. Эксперимент проводился с привлечением сотрудников 55 магазинов торговой сети в течение года.

Таблица 1

Группы факторов, влияющих на потери от списания товаров

в ритейле

Группа человеческих факторов Группа технических факторов

1. Нарушение персоналом магазина процессов работы с товаром: — ненадлежащая приемка товара по качеству и количеству; — неправильное хранение продуктов; — ненадлежащее размещение продуктов (недостаточная ротация товаров по срокам годности в складских помещениях); — завышенные товарные запасы, некорректное формирование заказов продукции; — отсутствие контроля за сроками реализации (сроками годности). 1. Ошибки в учете (сбои товароучетной системы, некорректное оформление списаний, перемещений, возвратов, пересортицы)

2. Непринятие персоналом мер по сохранности товаров 2. Ассортиментная матрица не учитывает особенностей потребления в конкретном магазине клиентом

4. Нарушения кассовой дисциплины 3. Естественная убыль сверх норм

5. Хищения

В продуктовом ритейле отходы образуются из-за неопределенности спроса и неточности в логистических процессах [2]. Многие компании решают этот вопрос, создавая запасы, которые могут быть избыточными, а потому становятся отходами. Цифры зависят от формата магазина: для гипермаркета нормой можно считать общие потери меньше 1%, если это средний формат магазина, потери могут доходить до 2%. В среднем показатели разнятся от 0,2 до 10% [5]. В связи с этим были изучены нормативы списания продовольственных отходов федеральных ритейлеров (таблица 2).

Сравнительный анализ позволил выявить существенный разрыв между долей потерь по нормативу, не превышающему 5%, и практическими результатами, составляющими в среднем свыше 17%. При этом меры по минимизации данных отходов неразрывно связаны только с совершенствованием организационных процедур, но не учитывают в полной мере все факторы, рассмотренные в таблице 1. Поэтому приведенные в таблице 2 результаты исследований направлены на решение данной задачи.

Таблица 2

Сравнение нормативов товарных потерь ритейлеров в 2020 году в зависимости от формата магазина,%

Торговые сети Для товарных потерь ТО,% Меры по минимизации потерь

Формат магазина

Гипер-маркет Супермаркет У дома

Региональный продуктовый ри-тейлер* 0,28* 1,76* 2,27* Коллективная материальная ответственность. Наличие коэффициентов на забывчивость. Наличие физической охраны в магазинах

Монетка - - 2,3 Коллективная мат. отв-ть персонала отсутствует. При превышении норматива потерь — депремирование Физическая охрана отсутствует.

Х5 Retail Group 4 4 4 Коллективная мат. отв-ть персонала отсутствует. При превышении норматива потерь — депремирование Физическая охрана только в гипер-маркетах.

Магнит 1,2 2,4 3,7 Коллективная мат. отв-ть персонала отсутствует. При превышении норматива потерь — депремирование Физическая охрана только в гипер-маркетах.

Лента 1,0 - - Коллективная мат. отв-ть персонала отсутствует. При превышении норматива потерь — депремирование Наличие услуг охраны.

ВкусВилл - - 2 Коллективная мат. отв-ть персонала отсутствует. Установлен заведомо допустимый дефицит товара в 5-7% для снижения процента списания.

* С учетом нормативов на списание и уценку, коэффициента на забывчивость покупателей и услуги охраны

Также проведен сравнительный анализ схем закупок товаров тендерных категорий с применением электронных торговых площадок (ЭТП). Был оценен порядок организации закупок товаров у крупнейших федеральных ритейлеров [1] в сравнении с объектом эксперимента (таблица 3).

Таблица 3

Анализ систем организации закупок товаров для дальнейшей

реализации

№ п/п Ритейлер Порядок организации Примечание

1 АО «Тандер» Система взаимодействия с внешними партнерами https://srm. tander.ru [6] Оценка производится исходя из конкурентоспособности предложенной цены и условий поставки в сравнении с уже имеющимися условиями поставки аналогичного продукта и с новыми коммерческими предложениями других Поставщиков, по результатам заключается договор либо предложение отклоняется

2 X5 Retail Group Система Электронных Торгов Компании «X5 Retail Group N. V.» Система предназначена для проведения конкурсов в форме электронных торгов в режиме онлайн в сети Интернет, в том числе и для выбора поставщиков товаров основного ассортимента магазинов сетей

www.tender. x5.ru [7]

3 ООО «Лента» Собственная ЭТП отсутствует Предусмотрена возможность отправки коммерческих предложений через сайт компании. Отправка коммерческих предложений работает в пилотном режиме.

4 Региональный продуктовый ритейлер Собственная ЭТП отсутствует Предусмотрена возможность отправки коммерческих предложений через сайт компании, разработан алгоритм работы с коммерческими предложениями в Би-трикс 24

Выявлено, что два крупнейших федеральных ритейлера имеют собственную ЭТП, позволяющую наиболее эффективно контролировать уровень потерь продовольственных товаров. Учитывая эти обстоятельства, в рамках эксперимента предложен налог ЭТП, реализуемый через сайт ритейлера.

Результаты исследования, обсуждение

Для оценки особенностей возникновения товарных потерь проведен стоимостной анализ их видов в зависимости от причины возникновения в объектах исследования. Выявлено, что степень влияния факторов на недостачи зависит от корректной организации работы директором магазина. Это связано с тем, что свыше 80% потерь возникает в группах «Списание» и «Естественная убыть», то есть там, где контроль осуществляется непосредственно директорами магазинов (рисунок 5).

Экспертным путем установлены доли влияния негативных факторов на общий объем списания: 80% — это следствие завышенных товарных запасов скоропортящихся продуктов и отсутствия контроля сроков годности. Для детализации информации проанализирована структура списаний по товарным категориям (рисунок 6).

Данные (рисунок 6) подтверждают превалирующую долю списаний по скоропортящимся продуктам: овощи и фрукты — 40%; молочные продукты — 12%, мясная продукция охлажденная — 9%. При этом необходимо учитывать, что в утилизации списаний в сфере продовольственного ритейла участвуют непосредственно производители или поставщики товаров, и финансовое бремя ложится на них [3]. Для минимизации данной группы пищевых отходов необходимы меры, реализуемые совместно с компаниями, заинтересованными в сокращении списаний.

Ключевая

Потери 2020 год (вся сеть)

лема

с N

Известные потери

81,9 %

(списание, ест. убыль)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V У

Некачественна я продукция

Непредвиденные потери 18,1%

(недостачи по инв., в рамках коэффициентов на забывчивость)

Хищения

Умышленная порча, утрата

Ненадлежаща я приемка товара (без пересчета и

Рисунок 5. Структура товарных потерь регионального продуктового ритейлера, 2020 год, %

Рисунок б. Структура объемов списаний продовольственных товаров регионального ритейлера в 2019 году (доэкспериментый период), %

Структура группы товарных потерь, объем которых непосредственно связан с эффективным управлением магазином, рассмотрены на рисунке 7. В ней наибольшую долю также занимают свежие овощи и фрукты (24%). При этом следующими в рейтинге были категории со средним сроком хранения: немучные кондитерские изделия — 14%; колбасы — 10%. Это свидетельствует о некорректном формировании объемов заказов и возникновении излишков.

Рисунок 7. Структура объема потерь продовольственных товаров регионального ритейлера в 2019 году (доэкспериментый период),%

Рассмотренный выше анализ подтвердил гипотезу эксперимента о необходимости мотивировать сотрудников к минимизации товарных потерь в продовольственном ритейле. В соответствии с этой гипотезой

разработана программа эксперимента, предусматривающая организацию блоков работ по сокращению отходов в зависимости от видов товарных потерь (таблица 4).

Таблица 4

Структура эксперимента по мерам минимизации товарных потерь в продовольственном ритейле

Виды потерь Эксперимент (барьер для потерь) Блок работ Этап / Работа

Списание, уценка 1. Сокращение потерь от уценки и списаний Выявление фактов, генерирующих уценку, списание Закрепить роли и ответственность за работниками функциональных служб при выполнении мероприятий по проекту

Выездные контрольные мероприятия в магазины

Анализ динамики списаний и уценки

Внедрение комплекса ИТ-инструментов для сокращения потерь от списания Внедрение централизованного заказа, корректировка настроек, оптимизация товарных запасов

Поиск и оценка оптимальных ИТ-инструментов по контролю сроков годности товаров в магазине

Недостачи 2. Мотивация директоров магазинов на предотвращение потерь Изменение мотивации персонала Предложения по мотивации

Внедрение мер по мотивации

Мониторинг ситуации по динамике недостач

3. Оптимизация услуги физической охраны Сокращение объема услуг охраны Формирование и согласование предложений с директорами форматов

Повышение качества услуг охраны Проведение конкурса на услуги охраны

Заключение договоров

Потери в закупках 4. Формирование цены закупки товаров тендерных категорий на условиях конкуренции Внедрение порядка закупок товаров тендерных категорий Формирование графика проведения тендеров

Регламентирование закупок Утверждение регламента

Контроль выбора победителей и эффективности тендеров

Обобщение данных таблицы 3 позволяет предложить инструменты предотвращения потерь от недостач в рамках эксперимента:

1) оптимизировать услуги физической охраны;

2) изменить мотивацию директора магазина на предотвращение потерь.

Предлагается установить показатель потерь в магазине по недостачам по итогам месяца, непревышение которого будет увеличивать размер премии директора. Снижение премии за превышение показателя не предусматривать, так как компенсация потерь сверх лимита предусмотрена коллективной ответственностью по результатам полных инвентаризаций.

Потери по недостачам следует определять по результатам ежемесячных локальных учетов в магазине по тому или иному перечню категорий товаров (направлять утвержденный график локальных учетов), а по итогам выполнения показателя по потерям определять размер премии директора магазина.

Предлагается мотивировать весь персонал магазина на предотвращение потерь путем премирования по результатам проведения полных инвентаризаций при непревышении лимита на забывчивость. Представляется целесообразным разработать и ввести в действие регламент о закупках товаров тендерных категорий; обучить работников службы закупа эффективно использовать электронные торговые площадки (ЭТП) для выбора лучших предложений по цене и качеству товара.

Для повышения эффективности закупочной деятельности в рамках эксперимента предполагалось увеличение интенсивности закупок товаров тендерных категорий на различных ЭТП. Для решения данной задачи необходимо довести до поставщиков товаров тендерных категорий официальную информацию от продуктового ритейлера о заключении договоров по результатам конкурсных процедур на ЭТП. Выбор поставщиков товаров тендерных категорий проводить по результатам торгов на ЭТП.

Реализация всех перечисленных мер в рамках эксперимента позволила подтвердить гипотезу о влиянии системы управления магазином на минимизацию товарных потерь. Об этом свидетельствуют данные показателей оценки результатов эксперимента в таблице 5. Выявлено, что рассмотренные организационные меры способствовали минимизации потерь и списаний продовольственных товаров на 11,3%.

Таблица 5

Анализ эффективности реализации предложенных мер по минимизации потерь в рамках исследования за 2019 год (до эксперимента) и 2020 год (после эксперимента)

Показатели Доля в ТО Изменение доли в ТО,%

2019 г. факт 2020 г. план 2020 г. результат реализации эксперимента 2020 г. план к 2019 г. 2020 г. результат к 2019 г.

Потери, излишки 1,51 1,48 1,34 -2,0 -11,3

Потери сверх лимита (в пределах внутренних норм на забывчивость) 0,29 0,27 0,24 -6,9 -17,2

Списание на бой и порчу 1,12 1,09 0,98 -2,7 -12,5

Потери товаров в пределах норм естественной убыли 0,10 0,12 0,12 20,0 20,0

Потери от цены закупки до цены возможной реализации (справочно) 0,69 0,00 0,59 -0,0 -14,5

Отдельно проведена оценка мер по стимулированию закупочной деятельности через ЭТП. Данные, представленные в таблице 6, демонстрируют ту же долю сокращения недостач и потерь сверх лимита (51,4%).

После эксперимента в 55 магазинах продовольственного ритейлера определена потребность в реализации дополнительных мер по сокращению потерь. При этом они не утверждены руководством как приоритетные инструменты для предотвращения потерь от списания и уценки. В рамках этих мер предполагается включение в Автозаказ (то есть в размер заказа по количеству и перечню товарных единиц, автоматически формируемого программным продуктом на основе экспоненциального прогнозирования) инструментов для оптимизации товарных запасов; подготовка плана работ по комплексу ИТ-инструментов; внедрение программного обеспечения по контролю сроков годности товара в магазинах.

Таблица 6

Оценка эффективности мер по стимулированию использования ЭТП для минимизации товарных потерь в 2020 году в сравнении с плановыми значениями показателей

по эксперименту

Показатели Доля в ТО Изменение доли в ТО,%

2020 г.,-план 2020 г. результат реализации эксперимента 2020 г. результат к 2020 г., план

Потери, всего 2,51 1,22 -51,4

Недостачи (потери сверх лимита (в пределах внутренних норм на забывчивость) 0,3 0,24 -20,0

Списание 1,1 0,98 -10,9

Потери от цены закупа до цены возможной реализации 0,59 0,59 0,0

Услуги физической охраны 0,50 - -

* Потери от недостач удержать на планируемом уровне в случае принятия решения об отказе от физической охраны в магазинах формата «У дома» **Потери от уценки товаров (потери от цены закупа до цены возможной реализации) удержать на уровне 2019 года

Выявлена необходимость внедрения дополнительных мер по мотивации сотрудников магазинов, предполагающих следующее: денежную мотивацию директоров магазина на снижение потерь по недостачам по итогам месяца; составление рейтинга магазинов по процентам недостач, информирование всех директоров и руководства о достигнутых результатах.

Таким образом, эксперимент послужил отправной точной для разработки комплексной программы по снижению уровня товарных потерь в продовольственном ритейле.

Заключение

Реализация эксперимента по минимизации товарных потерь в продовольственном ритейле позволила внести корректировки в регламент по осуществлению закупки товаров (таблица 7).

Таблица 7

Корректировка элементов регламента закупки товаров по результатам эксперимента

Закупки товаров для дальнейшей реализации Вход (как есть) Выход (по результатам эксперимента, как будет)

Регламентирующий документ Правила соблюдения процедуры закупа товаров для дальнейшей перепродажи торговой сети Правила соблюдения процедуры закупа товаров для дальнейшей перепродажи торговой сети Регламент закупок товаров тендерных категорий для дальнейшей реализации

Планирование закупки Анализ товарных запасов План закупок тендерных категорий на год с учетом анализа товарных запасов и сезонности продаж

Техническое задание на поставку Номенклатура товара без условий поставки Техническое задание содержит все условия закупки: объем, начальная цена, место и условия поставки,

и предполагаемой цены закупа порядок расчетов, требования к товару и поставщику

Способ закупки Определяет менеджер по закупкам Способ закупки, параметры технического задания закупки согласовываются в СЭД

Поиск и выбор поставщика Осуществляет менеджер по закупкам Поиск поставщиков выполняется менеджером по закупу и функционалом ЭТП Выбор поставщика определяется коллегиально на основании результатов, полученных на ЭТП

Формирование цены Мониторинг цен выполняется на ЭТП Окончательная цена закупки формируется по результатам переговоров менеджера по закупкам и поставщика Цена закупа формируется рыночным способом на условиях конкуренции между поставщиками

Таким образом, корректировка регламента предполагает следующие изменения:

- по результатам инвентаризации убыль в пределах норм списывается

на издержки;

- наличие норм естественной убыли еще не говорит о том, что суммы, определенные в соответствии с нормами, списываются в расходы автоматически, поскольку нормы применяются только при фактической недостаче товаров, которая выявляется в процессе инвентаризации;

- по результатам инвентаризации целесообразно провести анализ сумм естественной убыли в сравнении с недостачей и браком. Значительные суммы естественной убыли сверх норм могут являться сигналом о проблемах с качеством товара.

Кроме корректировки регламента дополнительно предлагаются к реализации меры по мотивации персонала. До эксперимента объем недостач за прошедший месяц не влиял на ежемесячную премию директора магазина (оценивается только объем списаний). Предлагается установить показатель потерь в магазине по недостачам по итогам месяца, непревышение которого будет увеличивать размер премии директора. Снижение премии за превышение показателя не предусматривать, так как компенсация потерь сверх лимита предусмотрена коллективной ответственностью по результатам полных инвентаризаций. Потери по недостачам определять по результатам ежемесячных локальных учетов в магазине по заранее определенному перечню категорий товаров (утвержденный график локальных учетов).

По результатам выполнения показателя по потерям определять размер премии директора магазина. Это мотивирует того на организацию мер по сохранности, своевременное списание товара и исключит манипуляции с товаром в форме перетекания списанного товара в недостачи (уничтожение товара без списания) и обратно (списание утраченного товара), так как будет заинтересованность в получении бонуса за сокращение недостач. Кроме того, проведение периодических локальных учетов окажет положительное влияние на сохранность товаров в целом.

Литературы

1. Антинескул Е. А., Брезгина К. В., Солодникова И. Н. Особенности рынка продовольственных продуктов в промышленных регионах на примере Приволжского федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4 (85). С.360-364

2. Бурлакова И. В., Карх Д. А., РужанскаяЛ. С. Применение катего-

рийного менеджмента в процессе закупок на производственных предприятиях // Управленец. 2019. Т. 10. № 6. С. 54-66.

3. Новикова К. В., Колышкин А. В. Анализ рынка продуктового ритейла в пермском крае и перспективы развития данной отрасли // Экономическая среда. 2020. № 1 (31). С. 32-38.

4. Пирогова О. Е. Алгоритм оценки экономической эффективности системы утилизации отходов на торговых предприятиях // В сборнике: Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 234-237.

5. С потерями не нужно бороться! Ими надо управлять // New Retail. URL: https://new-retail.ru/business/s_poteryami_ne_nuzhno_borot-sya_imi_nado_upravlyat6941/ (дата обращения: 20 мая 2022 года).

6. Система взаимодействия с внешними партнерами. URL: https://srm.tander.ru (дата обращения: 20 мая 2022 года).

7. Система Электронных Торгов Компании «X5 Retail Group N. V.». URL: www.tender.x5.ru (дата обращения: 20 мая 2022 года).

8. Статистические данные statista.com (дата обращения: 20 мая 2022 года).

9. Cariappa A. A. et al. COVID-19 induced lockdown effects on agricultural commodity prices and consumer behaviour in India — Implications for food loss and waste management / AG Adeeth Cariappa, Kamlesh Kumar Acharya, Chaitanya Ashok Adhav, R. Sendhil, P. Ramasundaram // Socio-Economic Planning Sciences. 2021. DOI: https://doi.org/10.1016/j.seps.2021.101160

10. Cicatiello C, Franco S. Disclosure and assessment of unrecorded food waste at retail stores // Journal of Retailing and Consumer Services. 2020. Vol. 52. January 2020, 101932.

11. Dora M. et al. A system-wide interdisciplinary conceptual framework for food loss and waste mitigation strategies in the supply chain / Manoj Dora, Shreyasee Biswas, Sonal Choudhary, Rakesh Nayak, Zahir Irani // Industrial Marketing Management. 2021. Vol. 93, February 2021. Pp. 492-508.

12. Garcia-Herrero I., et al. Nutritional data management of food losses and waste under a life cycle approach: Case study of the Spanish agri-food system / I. Garcia-Herreroa, M. Margalloa, J. Lasoa, L. Batlle-Bayerb, A. Balab, P. Fullana-i-Palmerb, I. Vazquez-

Rowec, M. J. Gonzaleza, F. Amo-Setiena, M. J. Duráa, C. Sarabiaa, R. Abajasa, A. Quiñonesa, A. Irabiena, R. Aldacoa // Journal of Food Composition and Analysis. 2019. Vol. 82. September, 103223.

13. Lee D., Tongarlak M. H. Converting retail food waste into by-product // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 257. Issue 3. Pp. 944-956.

14. Lehtokunnas T, Pyyhtinen O. Food, excess, wastage and waste: An ethnography of the practices of framing food products in the Finnish retail sector // Geoforum. 2022. No. 129. Pp. 28-38

15. Moraes N. V. et al. A systematic literature review on food waste/loss prevention and minimization methods // Journal of Environmental Management. 2021. No. 286. 112268

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Antineskul E. A., Brezgina K. V., Solodnikova I. N. Features of the food market in industrial regions on the example of the Volga Federal District. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and entrepreneurship], 2017, no. 8-4 (85), pp. 360-364 (in Russian).

2. Burlakova I. V., Karkh D. A., Ruzhanskaya L. S. Application of category management in the procurement process at production enterprises. Upravlenecz [Manager], 2019, vol. 10, no. 6, pp. 54-66 (in Russian).

3. Novikova K. V., Kolyshkin A. V. Analysis of the grocery retail market in the Perm Region and prospects for the development of this industry. Ekonomicheskaya sreda [Economic environment], 2020, no. 1(31), pp. 32-38 (in Russian).

4. Pirogova O. E. Algoritm ocenki ekonomicheskoy effektivnosti sistemy utilizacii otxodov na torgovyh predpriyatiyah [Algorithm for assessing the economic efficiency of the waste disposal system at commercial enterprises], in: Social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii i Mongolii: problemy i perspektivy. Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Socioeconomic development of Russia and Mongolia: problems and prospects. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference], 2019, pp. 234-237 (in Russian).

5. There is no need to fight with losses! They need to be managed. New Retail. Available at: https://new-retail.ru/business/s_poteryami_

ne_nuzhno_borotsya_imi_nado_upravlyat6941 / (accessed: 20 May, 2022) (in Russian).

6. The system of interaction with external partners. Available at: https://srm.tander.ru (accessed: 20 May, 2022) (in Russian).

7. Electronic Trading System Of The Company "X5 Retail Group N. V". Available at: www.tender.x5.ru (accessed: 20 May, 2022) (in Russian).

8. Statistical data. Statista.com (accessed: 20 May, 2022) (in Russian).

9. Cariappa A. A. et al. COVID-19 induced lockdown effects on agricultural commodity prices and consumer behaviour in India — Implications for food loss and waste management / AG Adeeth Cariappa, Kamlesh Kumar Acharya, Chaitanya Ashok Adhav, R. Sendhil, P. Ramasundaram. Socio-Economic Planning Sciences, 2021. DOI: https://doi.org/10.1016/j.seps.2021.101160

10. Cicatiello C., Franco S. Disclosure and assessment of unrecorded food waste at retail stores. Journal of Retailing and Consumer Services, 2020, vol. 52, January 2020, 101932.

11. Dora M. et al. A system-wide interdisciplinary conceptual framework for food loss and waste mitigation strategies in the supply chain, ed. Manoj Dora, Shreyasee Biswas, Sonal Choudhary, Rakesh Nayak, Zahir Irani. Industrial Marketing Management, 2021, vol. 93, February 2021, pp. 492-508.

12. Garcia-Herrero I., et al. Nutritional data management of food losses and waste under a life cycle approach: Case study of the Spanish agri-food system, ed. I. Garcia-Herreroa, M. Margalloa, J. Lasoa, L. Batlle-Bayerb, A. Balab, P. Fullana-i-Palmerb, I. Vazquez-Rowec, M. J. Gonzaleza, F. Amo-Setiena, M. J. Duráa, C. Sarabiaa, R. Abajasa, A. Quiñonesa, A. Irabiena, R. Aldacoa. Journal of Food Composition and Analysis, 2019, vol. 82, September, 103223.

13. Lee D., Tongarlak M. H. Converting retail food waste into byproduct. European Journal of Operational Research, 2017, vol. 257, issue 3, pp. 944-956.

14. Lehtokunnas T., Pyyhtinen O. Food, excess, wastage and waste: An ethnography of the practices of framing food products in the Finnish retail sector. Geoforum, 2022, no. 129, pp. 28-38.

15. Moraes N. V. et al. A systematic literature review on food waste/loss prevention and minimization methods. Journal of Environmental Management, 2021, no. 286, 112268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.