УДК 94(450)
МИЛОСЕРДИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ГОРОДСКОМ ОБЩЕСТВЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
© 2015 г. О.Ю. Орехова
Орехова Оксана Юрьевна -аспирант,
кафедра археологии и всеобщей истории, Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета, ул. Пушкина, 1, г. Ставрополь, 355009. E-mail: [email protected]
Orekhova Oksana Yurievna -Graduate Student,
Department of Archaeology and World History, Institute of Humanities of the North Caucasian Federal University.
Pushkina St., 1, Stavropol, 355009, Russia. E-mail: [email protected]
На основе суждений выдающихся проповедников и моралистов эпохи итальянского Ренессанса, таких как Доме-нико Кавалька, Бернардино Сиенский и Фео Белькари, милосердие рассматривается как один из важнейших факторов духовной организации мировоззрения горожан в итальянских городах-государствах. Исследуется проблема отражения милосердия в религиозных практиках обычных верующих - как в рамках третьих орденов и братств, так и посредством проповедей монахов нищенствующих орденов.
Ключевые слова: милосердие, благотворительность, проповедь, горожане, религия, братство, города-государства.
On the basis ofjudgments of outstanding preachers and moralists of the Italian Renaissance, such as Domenico Cavalca, Bernardino of Siena and FeoBelkari, charity is considered as one of the most important factors in the spiritual world citizens organization in the Italian city-states. We investigate the problem of reflection of charity in religious practices ordinary believers - both within the Third Order and fraternities, and through the preaching of Friar.
Keywords: mercy, charity, preaching, citizens, religion, brotherhood, the city-state.
В эпоху средних веков итальянские города-государства оказывали огромное влияние на жизнь всей Европы. Так, например, во Флоренции XIV в. жили представители богатых купеческих родов, проповедовали одни из самых знаменитых монахов средневековья, творили гениальные литераторы эпохи - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо и др. Церковь, которая несла на себе функцию формулирования и распростра-
нения в обществе основных морально-нравственных ориентиров, должна была задуматься над спасением душ паствы, занятой подозрительными с религиозно-идеологической точки зрения делами - торговлей, или вовсе предосудительными - ростовщичеством. При ответе на вопрос, как богатому купцу, ростовщику или банкиру достичь царствия небесного, особую роль играли милосердие и благотворительность.
Милосердие - это одна из важнейших христианских добродетелей, которая проявляется в делах «милости телесных и духовных» [1]. К делам милости телесной можно отнести следующие: напоить жаждущего, одеть нагого, утешить больного, достойно погребать умерших. Дела милости духовные - добрым словом отвести грешника от заблуждения, подать ближнему добрый совет, молиться Богу за других, утешить печального. Таким образом, милосердие проявляется в двух формах: забота о душе и телесном благополучии другого человека.
Представления о милосердии и благотворительности находили свое отражение в трудах религиозных деятелей эпохи, а также в проповедях монахов нищенствующих орденов. Большое внимание проблеме милосердия уделял доминиканский проповедник Доменико Кавалька (ок. 1270 -1342 гг.). Он отмечал, что в вопросах милосердия каждый должен стремиться уподобиться Христу: «Можно сказать, что наше милосердие по примеру милосердия Христа должно быть высоким и глубоким, широким и долгим... Власть Христа есть форма и пример для каждого нашего совершенства» [2, р. 535, 537]. Проповедник призывал свою паству быть постоянной в своем милосердии, проявлять его всегда, как бы ни была тяжела жизнь: «Милосердие должно быть долгим в своем постоянстве, чтобы быть крепким под всеми порывами ветра и устоять против любого испытания. И оно должно быть направлено против тех, которые не любят Бога. и надо служить ближнему, не только тогда, когда тебя восхваляют за это и благодарят, но и тогда, когда они не благодарят, когда грубы» [2, р. 540].
Кавалька призывал не просто быть милосердным, но и постоянно доказывать через милосердие любовь к Христу: «.Христос призвал нас к любви и желал, чтобы милосердие проявлялось в делах. И потому из благоговения перед учителем мы должны стремиться к милосердию и особенно потому, что милосердие Христос особо отличал и именно по нему видно, кто ученик Христа, а кто нет. Христос говорил: "Люди узнают, что вы мои ученики не по умению творить чудеса, не по великим знаниям и умению проповедовать, не по большой бороде, не по лохмотьям, а лишь если вы будете милосердны"» [2, р. 541].
Более того, проповедник считал милосердие лучшим средством борьбы с дьяволом и в подтверждение приводил изречение Григория I: «Враг не боится нашего воздержания, потому что он не ест, ни нашего бодрствования, потому что он не спит, ни целомудрия, поскольку он не похотлив, ни наших познаний, потому что он всё равно более мудр,
чем мы. Он боится лишь милосердия и непоколебимости нашей любви, которые мы проявляем на земле, а они подготавливают нас к небу» [2, р. 541], поэтому «наш вечный враг не столь заботится о том, чтобы лишить нас каких-либо вещей. но о том, чтобы внушить нам ненависть и потерю милосердия» [2, р. 541].
Идеи Д. Кавалька, как и других церковных деятелей эпохи, находили свое выражение в религиозных практиках обычных верующих.
Немаловажную роль в делах милосердия и благотворительности играли третьи ордена и братства -организации мирян, стремящихся вести праведную жизнь в миру, в соответствии с заветами Бога, как правило, частично принимая для себя какой-либо монашеский устав [3, р. 403 - 414]. Часто подобные объединения создавались по инициативе или находились под покровительством нищенствующих монашеских орденов. В третьи ордена вступали как обычные горожане и горожанки, так и представители знатных и богатых семей [4, с. 69]. Чаще всего эти организации активно занимались благотворительностью [3, р. 350-352]. Ярким примером благотворительной деятельности являлось наиболее влиятельное флорентийское братство Ор Сан-Микеле, учрежденное в 1291 г. по оказанию помощи бедным. Так как в него входили представители состоятельных семей, все нуждавшиеся, а в голодные годы их были тысячи, могли рассчитывать, что найдут у братства денежную помощь [5, с. 104]. В Ор Сан-Микеле вели списки получателей карточек, по которым предоставлялась помощь. В список включалось в среднем до ста человек (обычно те, кого традиционно считали «бедными Господа Бога») - матери многодетных семей, вдовы с детьми, старики, инвалиды [3, р. 403414]. В голодные годы помощь получали до семи тысяч человек деньгами, продовольствием, предоставлением ночлега, одеждой [5, с. 104].
Кроме того, религиозные братства создавались и по инициативе самих горожан. В одном из таких братств состоял выдающийся литератор, поэт и моралист Фео Белькари (1410 - 1484 гг.) [6]. К нему, известному своим благочестием и поэтическим талантом, постоянно обращались за советом и помощью как поэты и писатели, так и обычные горожане, стремившиеся к спасению. В одном из своих писем к Пьеро ди Пиппо из Пистойи Бель-кари дает советы по регулированию работы нового братства Св. Иеронима [7, р. ХЬП]. Так, в качестве одной из главных задач братства помимо религиозной деятельности (молитвы, процессии и т.д.) автор считает оказание помощи своим членам, а также бедным и нуждающимся: «.и мы должны
помогать братьям в их духовных устремлениях и телесных нуждах, как и тем, кто находится вне нашей Компании, потому что все сыновья нашего Отца и главы Иисуса Христа, и члены его сообщества. Милосерден тот, кто старается убедить грешников вернуться к покаянию, чтобы снискать милость Господа... Кто убеждает братьев в милосердии и в других добродетелях, стараясь посеять в душу каждого страх и любовь к Богу» [8, р. 4344]. Таким образом, братство позволяло своим членам с большим успехом совершенствоваться в делах милосердия как духовного, так и телесного [8, р. 32-33], а также надеяться на взаимную поддержку со стороны братьев, «ведь первоначальное намерение, ради которого создается Компания, это не изобретение церемоний, а помощь одного другому в деле спасения души» [8, р. 43].
В письме Белькари не просто отмечает необходимость милосердия и помощь ближнему, но и перечисляет конкретные примеры, в которых это милосердие может проявляться: 1) стараться «убедить грешников вернуться к покаянию, чтобы снискать милосердие Господа, если они отчаялись. чтобы идти по пути добродетели; потому что путь к спасению является самым трудным в начале» [8, р. 44]; 2) кротко с милосердием демонстрировать «ближнему его заблуждения, стараясь, насколько возможно, чтобы он их исправил» [8, р. 44]; 3) стараться «установить мир и согласие между теми, которые ненавидят друг друга или вступили в ссору» [8, р. 44]; 4) утешать «удрученных и терзаемых, склоняя их к покаянию, показывая им, что им сочувствуют» [8, р. 44]; 5) убеждать братьев в необходимости милосердия и других добродетелей, «стараясь посеять в душу каждого страх и любовь к Богу» [8, р. 44]; 6) особенно «следует поучать каждого устроить семью в собственном его доме, и производить все те дела, которые надлежит им делать ради чести Господа, и для собственного спасения» [8, р. 44].
Таким образом, существует множество способов проявить милосердие к ближним, помочь им на пути к спасению. Однако, как отмечает Ф. Белькари, «мало пользы можно принести другим, если прежде не очистить и не упорядочить себя самого. великая смелость нужна нам, чтобы пытаться заботиться о других в той болезни, от которой мы сами страдаем» [8, р. 45]. То есть недостаточно просто помогать ближнему, необходимо постоянно и смиренно работать над собой, совершенствовать себя самого на пути к спасению «и стремиться прямо идти по пути нашего призвания к службе Господу более делами, нежели словами, быть добрыми более по существу, нежели по ви-
димости, идя от добродетели к добродетели без всякого притворства, восхваляя Бога более сердцем, чем устами» [8, р. 45]. Таким образом, милосердие требует постоянной работы верующего над самим собой, его собственного духовного развития и совершенствования, чтобы делиться своим опытом с другими, помогать им и наставлять на пути к спасению, как это делал Белькари в своих письмах.
Однако для проявления милосердия было вовсе не обязательно вступать в братство. Любой верующий мог заниматься благотворительностью и другими богоугодными делами самостоятельно.
Так, францисканский проповедник Бернардино Сиенский (1380 - 1444 гг.) особенно призывал заниматься благотворительностью состоятельных граждан [3, р. 102-104], считая, что человек обязательно должен делиться с бедным, ведь для этого и дано ему богатство: «И если Господь дает тебе больше, чем бедняку, ты должен это понимать и стремиться поделиться с нищим из любви к нему» [9, р. 297, 293].
В проповедях Б. Сиенский, как и Д. Кавалька, определял главной целью истинно верующего христианина в его земной жизни добрые дела [10, с. 174]. И одной из первых добродетелей он называл милостыню: «Господь желает сопровождать тебя и говорит: "Хочешь дать милостыню? Дай ее". Не можешь дать хлеба? Совсем? Дай хоть не-много.не можешь одеть бедняка? Совсем? Дай ему, тем не менее, что можешь, рубашку или пару кальсон. Не можешь помочь больному? Тем не менее прояви участие: посочувствуй ему, утешь его словами» [9, р. 295, 308 - 309].
При этом проповедник отмечал, что нужно различать, кому следует подавать милостыню, а кому нет, имея в виду прежде всего традиционные категории бедности: вдов, сирот, больных и убогих, нищих [11, с. 10]. Он даже выстраивал своеобразную иерархию милостыни, которая зависит от достатка человека: трем категориям бедняков - нуждающимся, остро нуждающимся и доведенным до крайности - могут оказывать помощь богачи, люди среднего достатка и те, кто сам испытывает нехватки, но при этом только богатые могут оказывать помощь всем беднякам, люди среднего достатка должны помогать только представителям последних двух разрядов, а тот, кто сам испытывает нужду, может поддерживать только доведенных до крайности [10, с. 174; 9, р. 302], но важно, чтобы ни один проситель не был отвергнут.
Бернардино считал, что благотворительность заложена в самой человеческой природе: «Человек
рационален, поэтому только человек обязан и побуждаем природой подавать милостыню такому же облаченному разумом творению, как и он сам. В тебе самом обитает дух, побуждающий тебя сделать другому то, что и сам ты хотел бы получить». Проповедник также говорил, что «.мы всегда прибегали к милосердию Господа, и как мы просим милостыни у него, так мы должны предоставлять ее другим» [9, р. 284-286]. Таким образом, человек, подающий милостыню, приближается к Богу, прикасается к его святости, уподобляясь Всевышнему в своем благородном деянии. Но проповедник указывал и на то, что в деле милосердия не должно быть холодного расчета, подобный порыв должен исходить из души христианина, а не из стремления купить через милостыню себе спасение [3, р. 75]. А тем, кто боялся потерять в постоянной благотворительности своё состояние, он отвечал: «Поверьте мне, вы не найдете ни одного человека, который бы впал в бедность оттого, что раздавал милостыню» [9, p. 33S].
Таким образом, проповедники и монахи призывали свою паству постоянно проявлять милость к окружающим, помогать страдающим, поддерживать слабых и тем самым «стараться и силиться, насколько возможно, исправить жизнь, очищая совесть и умеряя все желания и достигать святых добродетелей всеми возможными способами, которые доступны» [8, р. 45]. И одним из лучших способов сблизиться с Богом и спасти свою душу было милосердие, ведь именно «по своему милосердию человек объединяется с Богом» [2, р. 542]. Отсюда можно сделать вывод, что в средние века милосердие и благотворительность являлись обязательными условиями спасения души, ведь только верующий, помогающий ближнему, сострадающий несчастному, мог рассчитывать на милость Господа.
Литература
1. Библейская энциклопедия. М., 2005.
2. Cavalca D. Lo specchio della croce // Mistici del du-ecento e del trecento. A cura di A. Levasti. Milano; Roma, 1915.
3. Trexler Richard C. Public life in Renaissance Florence. New York, 1991.
4. Пименова Э.К. Франциск Ассизский. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1896.
5. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004.
6. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. URL: http://orpheusmusic.ru/publ/teatr_ehpokhi_renessansa/italja nskij_teatr_gumanizm_i_teatr/530-1-0-829 (дата обращения: 20.09.2014).
7. Moreni D. Avvertimento // Lettere di Feo Belcari. Firenze, 1825.
8. Lettere di Feo Belcari / Ed. D. Moreni. Firenze, 1825.
9. Bernardino da Siena. Le prediche volgari. Pistoia, 1934.
10. Краснова И.А. Бернардино Сиенский // Культура Возрождения: энциклопедия. Т.1. М., 2007.
11. Краснова И.А. Суждения о бедности и благотворительности в купеческой среде Флоренции XIV - XV вв. // Средние века. Вып. 59. М., 1997.
References
1. Bibleiskaya entsiklopediya [Bible Encyclopedia]. Moscow, 2005.
2. Cavalca D. Lo specchio della croce. Mistici del du-ecento e del trecento. A cura di A. Levasti. Milano; Roma, 1915.
3. Trexler Richard C. Public life in Renaissance Florence. NewYork, 1991.
4. Pimenova E.K. Frantsisk Assizskii. Ego zhizn' i obsh-chestvennaya deyatel'nost' [Francis of Assisi. His Life and Social Activities]. Saint Petersburg, 1896.
5. Antonetti P. Povsednevnaya zhizn' Florentsii vo vre-mena Dante [Daily Life in the Time of Dante's Florence]. Moscow, 2004.
6. Dzhivelegov A., Boyadzhiev G. Istoriya zapadnoe-vropeiskogo teatra ot vozniknoveniya do 1789 goda [The history of Western Theater from the Beginning to 1789]. Available at: http://orpheusmusic.ru/publ/teatr_ehpokhi_renessansa/ ital-janskij_teatr_gumanizm_i_teatr/530-1-0-829 (accessed 20.09.2014).
7. Moreni D. Avvertimento. Lettere di Feo Belcari. Firenze, 1825.
8. Lettere di Feo Belcar. Ed. D. Moreni. Firenze, 1825.
9. Bernardino da Siena. Le prediche volgari. Pistoia, 1934.
10. Krasnova I.A. [Bernardino of Siena]. Kul'tura Vo-zrozhdeniya. Entsiklopediya [Culture of the Renaissance]. Vol. 1. Moscow, 2007.
11. Krasnova I.A. Suzhdeniya o bednosti i blagotvori-tel'nosti v kupecheskoi srede Florentsii XIV-XV vv. [Judgments about Poverty and Charity among the Merchants of Florence XIV-XV Centuries]. Srednie veka. Issue 59. Moscow, 1997.
Поступила в редакцию 30 января 2015 г.