Научная статья на тему 'Микросоциальные технологии и механизмы их воздействия на профессиональное самосознание студентов'

Микросоциальные технологии и механизмы их воздействия на профессиональное самосознание студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
181
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МИКРОСОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / PROFESSIONAL MENTALITY / A MICROSOCIAL CONTEXT / MICROSOCIAL TECHNIQUES / PSYCHOLOGICAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андреева О. С.

В статье анализируются возможности использования взаимодействия в группе для воздействия на профессиональное самосознание студентов. Дается понятие микросоциальных технологий и рассматриваются механизмы их воздействия на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Андреева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROSOCIAL TECHNIQUES AND MECHANISMS OF THEIR INFLUENCE ON STUDENTS' PROFESSIONAL MENTALITY

This article is devoted to the opportunities of using group interaction for influencing on students' professional mentality. The concept of microsocial techniques is given here, and different mechanisms of their influence on person are considered

Текст научной работы на тему «Микросоциальные технологии и механизмы их воздействия на профессиональное самосознание студентов»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ

О.С. Андреева (Тюмень)

Аннотация. В статье анализируются возможности использования взаимодействия в группе для воздействия на профессиональное самосознание студентов. Дается понятие микросоциальных технологий и рассматриваются механизмы их воздействия на личность.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, микросоциальный контекст, микросоциальные технологии, психологические механизмы.

Основным способом целенаправленного воздействия на профессиональное самосознание студентов является профессиональное обучение, в том числе использующее методы активного социально-психологического обучения: тренинги, решение проблемных ситуаций, выполнение практических занятий, а также имитационные и деловые игры и др. [1, 4, 6, 7, 9-11] . Эти методы в целом направлены на формирование умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Самосознанию профессионала при этом, как правило, уделяется значительно меньше внимания.

Более того, методы формирования профессионального самосознания рассматриваются преимущественно на уровне описания ситуации или видов деятельности; при этом за рамки обсуждения выносятся те конкретные способы достижения результата (технологии) и механизмы, которые при этом бывают задействованы.

В то же время существуют ресурсы, которые в этой области не используются - возможности микросоци-ального контекста1 при формировании профессионального самосознания, где весь процесс будет включен в систему реально существующих социальных связей студента, т.е. основан на использовании мик-росоциальных технологий.

За единицу анализа микросоциального контекста взаимодействия удобно принять социальную ситуацию. На основе анализа различных подходов к социальной ситуации можно сделать вывод, что именно социальная ситуация (как терминологически зафиксированное социальное явление) открывает большие возможности для направленного воздействия на личность, в том числе на характеристики самосознания личности.

Хотелось бы обратить внимание на то, чем отличается взаимодействие в микросоциальном контексте и в социальной ситуации как единице его анализа от взаимодействия в малой группе. Взаимодействие в малой группе отвечает следующим требованиям:

- непосредственный контакт каждого с каждым;

- относительная устойчивость (постоянство состава);

- ограниченность численности членов, входящих в группу.

Взаимодействие в рамках микросоциального контекста не требует жесткого соблюдения ни одного из вышеперечисленных параметров и таким образом предоставляет больше возможностей для его использования с целью воздействия на профессиональное самосознание.

В качестве средств воздействия в рамках микросо-циального контекста могут выступать микросоциаль-ные технологии. Под микросоциальными технологиями понимаются специально организованные краткосрочные формы работы с группой в микросоциальном контексте взаимодействия, которые с помощью воздействия на элементы социальной ситуации позволяют активно управлять процессом формирования и изменения установок и представлений.

Нами была выработана следующая схема описания микросоциальных технологий:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Целевая аудитория.

4. Составляющие профессионального самосознания, на которые производится воздействие.

5. Составляющие социальной ситуации, за счет которых производится воздействие.

6. Характеристики ситуации, с помощью которых производилось воздействие.

1 Межличностное общение, в том числе взаимодействие студентов в малой группе, как фигура на фоне, разворачивается всегда в рамках тех или иных контекстов. Микросоциальный контекст определяет включенность взаимодействующих людей в конкретные социальные ситуации. Такие ситуации образуют готовые рамки, в которых разворачивается большинство событий. Этот контекст накладывает значительные ограничения на поведение, чувства и даже желания участников, снижает их степени свободы [3].

№ 25

Сибирский психологический журнал

2007 г.

7. Исполнители.

8. Условия максимальной эффективности проведения.

9. Содержание технологии.

10. Ожидаемый результат.

11. Целесообразность.

Данная схема дает возможность технологически описать разрабатываемые способы воздействия (микросоциальные технологии) и сделать их воспроизводимыми для других исследователей.

Теоретический анализ позволил также выделить механизмы воздействия микросоциальных технологий на элементы профессионального самосознания. Под психологическими механизмами мы будем понимать постоянно действующую или ситуативно возникающую целостную психологическую систему средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций [12]. Таких механизмов можно выделить четыре:

1. Вовлечение в актуальную деятельность.

2. Эмоциональное вовлечение в ситуацию (обеспечение мотивационной основы изменений).

3. Взаимодействие между фигурой и фоном.

4. Использование реального социального взаимодействия.

Раскроем каждый механизм подробнее.

Вовлечение в актуальную деятельность

Любая составляющая психики человека (в том числе и самосознание) может формироваться и развиваться только в процессе деятельности. Для возникновения у человека образа предмета (представления о чем-либо) необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельностное отношение. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может [5].

Поскольку самосознание является системой представлений, то его элементы будут формироваться так же, как и любой психический образ, т.е. для его формирования необходимо обеспечить активность самого субъекта самосознания. Таким образом, именно вовлеченность в деятельность будет минимальным (необходимым) условием формирования профессионального самосознания.

Эмоциональное вовлечение в ситуацию (обеспечение мотивационной основы изменений)

Вовлечение человека в любую деятельность осуществляется после формирования ее мотивационной

основы. Это возможно либо через соответствие предлагаемой деятельности ведущим потребностям (мотивам, ценностям) субъекта, либо через ее эмоцио-нально-потребностную привлекательность [2, 5].

В нашем случае, учитывая разнородность мотивации группы, на которую будет оказываться воздействие, представляется неэффективным опираться только на общие для всей группы профессиональные потребности и мотивы, выявление которых потребовало бы специального исследования. В то же время при создании эмоциональной привлекательности ситуации обеспечивается максимальное включение в нее всех участников и начинают «работать» и все остальные ее элементы.

Таким образом, оказываемое воздействие должно быть как можно более эмоционально привлекательным для участников - ненавязчивым и интересным, что вполне соответствует возможностям, предоставляемым внеучебным контекстом. Благодаря эмоциональной привлекательности событий обеспечивается мотивационная поддержка (подпитка) того содержания, которое заложено в данную ситуацию.

Взаимодействие между фигурой и фоном

При создании микросоциальных технологий мы учитывали фундаментальное свойство человеческой психики, которое образует механизм формирования установок - механизм «фигура - фон». Кратко его можно описать следующим образом: все, что находится на месте фигуры (в фокусе сознательного внимания), требует активного действия с собой; все, что находится на месте фона, приводится в состояние готовности (ожидания). При естественном течении процесса содержание фигуры и фона постоянно обменивается. Т акой внутренний «диалог» между фигурой и фоном позволяет человеку находить решения, в наибольшей степени соответствующие его сущностным интересам [3].

В этом случае основная идея заключается в том, чтобы в качестве фигуры выставлять те элементы социальной ситуации, которые будут максимально интересны и актуальны для студентов «здесь и сейчас», а составляющие профессионального самосознания (профессиональные смыслы, нормы и т.д.) вынести в фоновое содержание. Возникающий при этом внутренний диалог приводит к формированию заданных категорий профсамосознания.

В результате во внутреннем мире студентов становится возможным создать необходимые смысловые векторы, которые будут обеспечивать их ориентацию на профессиональное развитие.

Таким образом, в то время как акцент делается на фигуру (увлекательный, часто юмористический аспект мероприятий), фон «распаковывает» определенные категории индивидуального сознания у включенных в ситуацию лиц. Эти актуализирован-

Психология образования

ные категории затем включаются в текущую деятельность, что может быть переведено и в самосознание студента (в имплицитной форме).

Использование реального социального взаимодействия

Все составляющие профессионального самосознания могут формироваться и проявляться только в процессе социального взаимодействия - на уровне активных отношений [8]. Следовательно, для воздействия (формирования, изменения) на них необходимо создать ситуацию реального социального взаимодействия, в которой эти составляющие профсамо-сознания могут проявиться в полной мере и где они действительно будут необходимы для ситуативной социальной успешности. В этом случае речь идет о естественном проявлении студентами себя в социальной среде. Деятельность может корректироваться за счет уже имеющихся у человека личностных характеристик, навыков и умений, студент сам должен найти собственные индивидуальные способы и стратегии, что позволяет сохранять и развивать индивидуальность в целом.

В этом случае снимается проблема перенесения человеком опыта из ситуации направленной психо-

логической работы в реальность, часто возникающая при создании искусственной среды взаимодействия (тренинги, аудиторные занятия и т.п.).

Кроме того, даже краткое воздействие на человека будет пролонгироваться за счет запуска естественных механизмов функционирования реальной группы, следовательно, снимается необходимость в обязательной длительности психологического воздействия. Группа выступает здесь не как инструмент воздействия, а как условие его эффективности.

Следовательно, речь идет о моделировании таких параметров социальной ситуации, которые не нарушали бы естественного развития социального взаимодействия и одновременно направленно актуализировали заданные составляющие профессионального самосознания. В этом случае реальные жизненные процессы в самосознании студентов связываются с профессиональными смыслами.

Использование указанных механизмов позволяет направленно влиять на составляющие профессионального самосознания с помощью элементов социальной ситуации. Выделение в качестве ведущих в разных технологиях различных элементов ситуации дает возможность варьировать воздействие без его повторения и навязчивости, что помогает сохранять эмоциональную привлекательность мероприятий для студентов.

Литература

1. Андреева Л.В. Формирование профессионального самосознания юристов в условиях деятельностной образовательной среды: Дис.

... канд. психол. наук. Казань, 2000. 196 с.

2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды. М., 1998. 480 с.

3. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 510 с.

4. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Воп-

росы психологии. 2000. № 3. С. 57-66.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

7. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-64.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. Москва; Воронеж: НПО «Модак», 1995. 356 с.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. М.,

2001. 477 с.

10. Рожкова А.П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 203 с.

11. Суркова Л.М. Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 278 с.

12. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000. 364 с.

MICROSOCIAL TECHNIQUES AND MECHANISMS OF THEIR INFLUENCE ON STUDENTS’ PROFESSIONAL MENTALITY O.S. Andreeva (Tumen)

Summary. This article is devoted to the opportunities of using group interaction for influencing on students’ professional mentality. The concept of microsocial techniques is given here, and different mechanisms of their influence on person are considered.

Key words: professional mentality, a microsocial context, microsocial techniques, psychological mechanisms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.