Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности формирования интернет-зависимости'

Индивидуальные особенности формирования интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
868
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МИКРОСОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РИСКА / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ / INTERNET DEPENDENCY / MICROSOCIAL CONDITIONS / HYPERACTIVITY / ATTENTION DEFICIT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цой Надежда Алексеевна

Рассматриваются микросоциальные условия формирования интернет-зависимого поведения: индивидуальные особенности пользователя (эмоциональные и поведенческие проблемы, гиперактивность, недостаток внимания). Представлены результаты впервые проведенного в России исследования связи феномена интернет-зависимости и признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цой Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual features of the Internet dependent generation

The article deals with microsocial conditions creating the Internet dependent conduct. The individual features of the Internet user (emotional and behavioural problems, hyperactivity, and insufficient attention) have been considered in it. It presents the results of a research, for the first time carried out in Russia, which has revealed a connexion between the phenomenon of Internet dependency and the symptoms of the syndromes of attention-deficiency and hyperactivity.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности формирования интернет-зависимости»

УДК 316.6 Н. А. Цой

индивидуальные особенности формирования интернет-зависимости

Рассматриваются микросоциальные условия формирования интернет-зависимого поведения: индивидуальные особенности пользователя (эмоциональные и поведенческие проблемы, гиперактивность, недостаток внимания). Представлены результаты впервые проведенного в России исследования связи феномена интернет-зависимости и признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Ключевые слова: интернет-зависимость, микросоциальный фактор риска, гиперактивность, дефицит внимания.

Individual features of the Internet dependent generation. NADEZHDA A. TSOY (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article deals with microsocial conditions creating the Internet dependent conduct. The individual features of the Internet user (emotional and behavioural problems, hyperactivity, and insufficient attention) have been considered in it. It presents the results of a research, for the first time carried out in Russia, which has revealed a connexion between the phenomenon of Internet dependency and the symptoms of the syndromes of attention-deficiency and hyperactivity.

Key words: Internet dependency, microsocial conditions, hyperactivity, attention deficit.

Интернет, чья аудитория увеличивается с каждым годом, стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Интернет сопровождает людей круглосуточно - дома, на работе, в поездках, даже в самолете. Сегодня лидирующее положение по интернет-пользованию в мире занимают страны Азии (42%), на втором месте - Европа (24,2%), далее Северная Америка (13,5%), Латинская Америка и Карибские острова (10,4%), Африка (5,6%), Средний Восток (3,2%), Австралия и Океания (1,1%). Россия находится на третьем месте: 59,7 млн чел., что составляет 42,8% ее населения и 12,6% всех интернет-пользователей Европы [4].

Как результат освоения информационных технологий появился новый феномен - зависимость от Интернета, или интернет-аддикция1. Феномен имеет разные названия: «зависимость от Интернета», «избыточное, или патологическое, применение Интернета», «чрезмерное интернет-пользование» и т.д. Но специалисты в основном едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену [1]. Мы придерживаемся

следующей трактовки термина «интернет-

зависимость»: отклоняющееся поведение, связанное со злоупотреблением пользованием Интернетом, т.е. действиями, которые человек предпринимает для своей социально-психологической адаптации.

Согласно оценкам специалистов, распростра-

ненность интернет-зависимости в разных странах колеблется от 2 до 30% пользователей [9]. Такой разброс данных объясняется методологическими трудностями в определении самого феномена:

отсутствием его общепринятого определения,

критериев, отличительных признаков; применением разного инструментария исследования, оценок, сделанных по различным выборкам, и т.д.

Следует отметить, что с каждым годом возраст приобщения к Интернету снижается, и риску развития зависимости от него подвергаются все более юные слои населения. Очевидно, что феномен интернет-зависимости является социальной проблемой

современного общества и нуждается в глубоком

исследовании для своевременной разработки системы мер его профилактики.

ЦОЙ Надежда Алексеевна, психолог Центра по профилактике наркомании и деструктивных воздействий (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: tcoy_nadeshda@mail.ru © Цой Н.А., 2011

1 Аддикция (от англ. addiction) - склонность, пагубная привычка. Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Микроуровень социальных отношений, в рамках которого мы строили нашу работу, подразумевает исследование повседневной жизни человека, его непосредственное социальное взаимодействие в относительно небольших группах [3, с. 416, 573-581].

Цель настоящего исследования: проверка наличия связи между интернет-зависимым поведением и признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)1, выявление эмоциональных и поведенческих проблем, а также затруднений в разных сферах повседневной активности среди студентов с различным уровнем интернет-пользования.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности привлекает значительный интерес специалистов в связи с высокой распространенностью среди детей и большой социальной значимостью проблемы. Он приводит к нарушениям адаптации, проявляющимся в различных ситуациях и в разной обстановке. Оказывая влияние на все сферы жизни, может проявляться низкой успеваемостью в учебе, заниженной самооценкой, плохими взаимоотношениями с ровесниками, членами семьи и т.д. [2]. Нарушения социальной адаптации детей с СДВГ в целом рассматриваются в качестве значимого предвестника для дальнейшего развития антисоциального поведения и злоупотребления психоактивными веществами.

Исследователи в рамках теорий индивидуальных различий пытаются найти причины интернет-зависи-мого поведения в индивидуальных особенностях. Ряд зарубежных авторов в работах, посвященных этому феномену, указывают на наличие положительной связи между интернет-зависимым поведением и симптомами СДВГ. Так, Дж. Йен и коллеги на выборке из 2114 студентов Тайваня определили связь между интернет-зависимостью, депрессией, симптомами дефицита внимания и гиперактивности, социальной фобии и враждебности, а также оценивали гендерные различия [7]. Результаты показали, что интернет-зависимые имеют более высокие значения по этим симптомам. При этом у юношей с интернет-зависимостью высокие значения связывались по симптомам СДВГ, депрессии и враждебности, а у девушек - по симптомам СДВГ и депрессии. В исследовании среди южнокорейских школьников, проведенном Чх. Йио с коллегами, было выявлено, что гиперактивность и дефицит внимания являются факторами риска интернет-зависимого поведения [8]. Для российской аудитории подобные исследования не проводились.

Для исследования социально-психологических аспектов феномена интернет-зависимости среди студентов Дальневосточного федерального университета

1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

- от англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)

- неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

(ДВФУ Владивосток) в 2010 г. нами была разработана анкета, состоящая из трех частей. В первой рассматривались вопросы об интернет-пользовании респондента: вид доступа к Интернету, стаж и причины интернет-пользования, степень его влияния на разные сферы жизни респондента и т.д. В первую часть анкеты также был включен тест на интернет-зависимость: 10 ключевых подвопросов (утверждений) классифицировали респондентов по трем группам: обычные интернет-пользователи, склонные к интернет-зависимости и интернет-зависимые. Ответы давались по 4-балльной шкале Лайкерта: от 1 (абсолютно неверно) до 4 (совершенно верно). Тест на интернет-зависимость принадлежит В. Вонг, переведен и адаптирован нами [6].

Вторая часть анкеты состояла из вопросника «Сильные стороны и трудности» (ССТ)2, который включает в себя 25 показателей, разделенных на 5 основных групп: эмоциональные нарушения, проблемы поведения, гиперактивность и невнимательность, трудности отношений со сверстниками, просоциальное поведение3, а также шкалу по общему количеству затруднений и их влиянию на разные сферы повседневной жизни (дом, дружеские отношения, учеба в вузе, занятие в свободное время) [5]. Результаты исследований отечественных и зарубежных авторов показывают, что опросник ССТ применительно к СДВГ позволяет получить определенную информацию о качестве жизни респондента, хотя, безусловно, не заменяет специально разработанные методы его оценки.

Третья часть анкеты включила в себя социальнодемографические данные респондента: пол, возраст, семейное положение.

Участие в исследовании носило анонимный и добровольный характер, 800 анкет были распространены среди студентов разных курсов и институтов, количество возвращенных заполненных анкет составило 702, из них 168 были исключены по следующим причинам: некорректно или не полностью заполнены, неправдоподобная или противоречивая информация. Окончательная выборка составила 534 чел., из которых 288 (53,9%) девушки, 246 (46,1%) - юноши от 16 до 28 лет. Семейный статус респондентов: женат/замужем, нет детей - 2,4%; женат/замужем, с детьми - 0,7%; разведен/а - 0,6%; холост/не замужем, но в длительных отношениях - 31,5%; не состою ни в каких отношениях - 50,9%; не заинтересован/а в отношениях - 5,7%; другое - 8,8%.

По данным нашего исследования, большинство студентов (90,3%) имеют доступ к Интернету через персональный компьютер, 44,2% - с помощью мобильного телефона. Другие способы доступа используются в меньшей степени (компьютерный класс, компьютеры друзей, в библиотеке, на работе, интернет-кафе).

2 The Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ).

3 Поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп.

социология

В среднем опыт интернет-пользования составляет 5,2 лет.

Выяснилось, что в день более получаса посвящается следующим видам интернет-активности: скачивание информации, файлообменные сети, поисковые системы, социальная сеть, электронная почта и онлайн-игры; от 10 до 30 мин. посвящается чатам, группам новостей, интернет-конференциям, форумам, сетевым играм, интернет-магазинам и др.; и до 10 мин. - ведению блога и электронным платежным системам.

Согласно тесту на интернет-зависимость, 59% респондентов составили группу интернет-зависимых, 24% - склонных к этому и 17% - обычных интернет-пользователей.

Почти половина опрошенных (42,1%) имеют знакомых, у которых возникли проблемы из-за чрезмерного интернет-пользования в учебной, социально-бытовой сфере, у 17,6% респондентов интернет-пользование, по словам близкого им человека, мешало отношениям и учебе.

Затем опрошенные были разделены нами на общую группу интернет-зависимых, включающую и «зависимых», и «склонных к интернет-зависимости», и группу «не интернет-зависимых». С помощью критерия х2 выявилась значимая связь респондентов, которые ответили положительно на оба вопроса, с группой «интернет-зависимых» (табл. 1)1.

Выявилась значимая положительная связь между

1) гиперактивностью и разными группами интернет-пользования: «нормальные интернет-пользователи», «склонные к интернет-зависимости» и «интернет-за-висимые» (х2 =23,528, df=4 и у=0,464 при р<0,001),

2) разными группами интернет-пользования и общим количеством затруднений (х2 =16,197, df=4, р=0,003 и у=0,351 при р<0,001), где df - число степеней свободы, Y - коэффициент гамма2, р - вероятность ошибки.

Связи по другим показателям опросника ССТ и разными группами интернет-пользования не было выявлено.

Средний пользователь, согласно полученным данным, имеет доступ к сети через свой персональный компьютер в течение примерно около 5 лет, в день социальным видам интернет-активности он посвящает более 30 мин. 17% всех респондентов составляют нормальные интернет-пользователи, 24% - склонные к интернет-зависимости и 59% - интернет-зависимые.

Несмотря на то что выраженные эмоциональные и поведенческие проблемы были выявлены в среднем примерно у 10% всех студентов, при этом 6,2% респондентов испытывают очевидные затруднения в различ-

1 Критерий X2 (Хи-квадрат) - непараметрический критерий значимости, применимый к переменным, значения которых представлены в идее таблицы сопряженности.

2 Гамма - мера связи, которая может применяться для свернутых порядковых переменных, представленных в табличном формате.

таблица 1

Результаты анкетирования по опроснику ССТ, % от общего числа респондентов

показатель шкалы норма пограничный патология

общая оценка трудностей 78,1 15,7 6,2

Гиперактивность и невнимательность 79,6 9,9 10,5

проблемы поведения 77,2 12,9 9,9

Эмоциональные нарушения 87,7 5,1 7,1

трудности отношений со сверстниками 74,3 19,5 6,2

просоциальное поведение 74,5 11,6 13,9

ных видах своей повседневной активности, данные, полученные в нашем исследовании по вопроснику ССТ, незначительно отличаются от данных исследований, проведенных в США, Великобритании и Австралии (табл. 2) [5].

Была выявлена значимая положительная связь между интернет-зависимостью и показателями по шкале «гиперактивность и невнимательность», а также «общее количество затруднений». Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые люди, которые имеют более высокие значения по шкале «гиперактивность и невнимательность» вероятнее имеют большие значения по уровню интернет-зависимости и по общему количеству затруднений, чем те, кто показал низкие значения по этой шкале.

Также выявлена значимая положительная связь у респондентов, имеющих знакомых с проблемами из-за чрезмерного интернет-пользования, и чье интернет-пользование мешало отношениям и учебе, с группой «интернет-зависимых». То есть интернет-зависимое поведение связано с негативными социальными последствиями в повседневной активности среди студентов.

Полученные данные подтверждают, что студенты с эмоционально-поведенческими проблемами, в частности гиперактивностью и дефицитом внимания (составляющие СДВГ), входят в группу риска по интернет-зависимости. Таким образом, наши результаты в целом совпадают с данными зарубежных исследований микросоциальных факторов риска интернет-зависимости.

Необходимо отметить, что проведенное исследование имеет некоторые ограничения, которые нельзя не принять во внимание при анализе результатов. Во-первых, оно носит описательный и единовременный характер: автор не претендует на исчерпывающее изложение возможных условий формирования интернет-зависимости, в частности на установление причинно-следственной связи между интернет-зависимостью и гиперактивностью. То есть осталось невыясненным, приводит ли интернет-зависимость

Таблица 2

Данные исследований по вопроснику ССТ в разных странах [5], M(S)*

Показатель шкалы Наше исследование США Великобритания Австралия

Общая оценка трудностей 11,5 (5,074) 6,4 (5,2) 10,3 (5,2) 9,0 (5,6)

Эмоциональные нарушения 2,6 (2,265) 1,5 (1,8) 2,8 (2,1) 2,4 (2,0)

Проблемы поведения 2,7 (1,334) 1,2 (1,5) 2,2 (1,7) 1,8 (1,7)

Гиперактивность и невнимательность 3,66 (2,185) 2,3 (2,2) 3,8 (2,2) 3,2 (2,3)

Трудности отношений со сверстниками 2,54 (1,736) 1,4 (1,5) 1,5 (1,4) 1,5 (1,6)

Просоциальное поведение 6,77 (2,104) 8,7 (1,6) 8,0 (1,7) 8,0 (1,7)

*M(S): М - среднее значение в группе, S - стандартное отклонение.

к повышению «компонентов» СДВГ или симптомы СДВГ увеличивают вероятность развития интернет-зависимости. Во-вторых, выборка состояла из студентов одного университета, поэтому не отражает все характеристики интернет-пользователей России. Однако, согласно полученным нами результатам, гиперактивность и дефицит внимания следует учитывать в этиологии интернет-зависимости. Безусловно, оценка симптомов СДВГ в качестве фактора риска развития интернет-зависимости должна включать определение и внешних социальных факторов: семейные, учебные и т.д., но это тема для дальнейших исследований, в том числе лонгитюдных.

В целом же наше исследование устанавливает наличие значимой связи и возможное негативное влияние гиперактивности, невнимательности и трудностей, испытываемых интернет-зависимыми, на их эмоциональное состояние и социальные отношения.

Таким образом, мы определили факторы риска интернет-зависимости, что в свою очередь способствует своевременной разработке профилактических мер и стратегии социально-психологического сопровождения. Результаты этого впервые проведенного в нашей стране исследования также могут служить для дальнейшего изучения влияния современных медиа, в частности Интернета, на психологическое и социальное благополучие человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. № 1. С. 90-100.

2. Заваденко Н. Н., Лебедева Т. В. и др. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: роль анкетирования родителей и педагогов при оценке социально-психологической адаптации пациентов // Журн. неврологии и психиатрии. 2000. № 11. С. 53-57.

3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПБ.: Питер, 2002. 688 с.

4. Internet usage statistics. The internet big picture. World internet users and population stats. URL: http://www. internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 17.05.2011).

5. SDQ questionnaires, scoring instructions, scoring transparencies and record sheets in Russian. Youth in mind. URL: http://www.sdqinfo.com/d26.html (дата обращения: 22.01.2010).

6. Wang W. Internet dependency and psychosocial maturity among college students // Int. J. Human-Computer Studies. 2001. Vol. 5, N 6. P. 919-938.

7. Yen J.Y, Ko CH. et al. The comorbid psychiatric symptoms of Internet addiction: attention deficit and hyperactivity disorder (ADHD), depression, social phobia, and hostility // J. Adolesc Health. 2007. Vol. 41, N 1. P. 93-98.

8. Yoo H.J., Cho S.C., Ha J. et al. Attention deficit hyperactivity symptoms and internet addiction // Psychiatry Clin Neurosci. 2004. Vol. 58, N 5. P. 487-494.

9. Zhang L., Amos C., McDowell W. A Comparative Study of Internet Addiction between the United States and China // CyberPsychology & Behavior. 2008. N 11. P. 727-729.

2011 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.