Научная статья на тему 'МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ САМОЛЕТА'

МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ САМОЛЕТА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА / АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНДИКАЦИИ / ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / ОБЩЕСАМОЛЕТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Зайцева Алина Александровна, Дудаев Николай Олегович, Щербаков Константин Викторович

Актуальность Постоянно возрастающие требования к безопасности применения авиационной техники неразрывно связаны с проблемой обеспечения противопожарной защиты летательных аппаратов как военного, так и гражданского назначения. Сложность проблемы обеспечения пожарной безопасности полетов связана с повышением интенсивности использования авиационной техники и расширением круга выполняемых ею функциональных задач. Связанное с этим усложнение бортового оборудования и увеличение числа энергоемких устройств создает предпосылки для возникновения пожаров на борту летательного аппарата. При этом удаленность мест, в которых возможно возникновение пожаров, разнообразие причин, приводящих к возгоранию, а также неоднозначность условий возникновения и распространения увеличивает вероятность отказов техники и затрудняет деятельность экипажа. Актуальность данного исследовательского проекта заключается в создании противопожарной системы самолета, которая обеспечит своевременное обнаружение перегрева/пожара в гондолах основной силовой установки, в отсеках вспомогательной силовой установки, багажно-грузовых отсеках и туалетах самолета; в обеспечении достоверности информации от систем обнаружения и ликвидации пожара; в повышении эффективности существующих средств пожаротушения. Цель исследования Цель исследования заключается в разработке перспективной системы противопожарной защиты самолета, которая повысит эффективность существующих средств пожаротушения. Задачи исследовательского проекта заключаются в следующем. 1. Выбор комплекса аппаратных средств электронной индикации и сигнализации противопожарной системы самолета. 2. Интеграция комплекса противопожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием. Методы исследования Анализ современных высокопроизводительных систем противопожарной защиты самолета и создание на основании полученных данных перспективной противопожарной системы. Результаты По результатам исследования выбран комплекс аппаратных средств электронной индикации и сигнализации противопожарной системы самолета, а также осуществлена интеграция комплекса противопожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Зайцева Алина Александровна, Дудаев Николай Олегович, Щербаков Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROPROCESSOR SYSTEM FOR AUTOMATIC CONTROL OF AIRCRAFT FIRE PROTECTION MEANS

Relevance The ever-increasing requirements for the safety of the use of aviation technology are inextricably linked with the problem of providing fire protection for aircraft, both military and civilian. The complexity of the problem of ensuring the fire safety of flights is associated with an increase in the intensity of the use of aviation equipment and the expansion of the range of functional tasks performed by it. The resulting complication of on-board equipment and an increase in the number of energy-intensive devices creates the prerequisites for the occurrence of fires on board the aircraft. At the same time, the remoteness of places where fires are possible, the variety of causes leading to fires, as well as the ambiguity of the conditions for the onset and spread, increase the likelihood of equipment failures, but also complicate the crew's activities. The purpose of the study is to implement a prospective aircraft fire protection system that will increase the effectiveness of existing fire extinguishing equipment. The relevance of this research project lies in the creation of an aircraft fire-fighting system that will provide timely detection of overheating/fire in the nacelles of the main power unit, in the compartments of the auxiliary power unit, baggage and cargo compartments and aircraft toilets; reliability of information from fire detection and elimination systems; increase the effectiveness of existing firefighting equipment. Aim of research The aim of the study is to develop a future aircraft fire protection system that will increase the effectiveness of existing fire extinguishing equipment. The objectives of the research project are: 1. Choosing a hardware complex for electronic indication and signaling of the aircraft fire-fighting system; 2. Integration of the fire protection complex into the general aircraft equipment control system. Research methods Analysis of modern high-performance aircraft fire protection systems and creation of a promising fire protection system based on the data obtained. Results In the course of this research project, a hardware complex for electronic indication and signaling of the aircraft fire system was selected, and the integration of the fire protection complex into the control system of general aircraft equipment was carried out.

Текст научной работы на тему «МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ САМОЛЕТА»

Алина Александровна Зайцева Alina A. Zaitseva

кандидат технических наук, доцент кафедры «Электронная инженерия» факультета авионики, энергетики и инфокоммуникаций, Уфимский государственный авиационный технический университет, филиал, Кумертау, Россия

В Николай Олегович Дудаев

Nikolai О. Dudayev

студент кафедры «Электронная инженерия» факультета авионики, энергетики и инфокоммуникаций, Уфимский государственный авиационный технический V ^^Ж университет, филиал, Ш. Iii Кумертау, Россия

Константин Викторович Щербаков Konstantin V. Shcherbakov

студент кафедры «Электронная инженерия» факультета авионики, энергетики и инфокоммуникаций, Уфимский государственный авиационный технический университет, филиал, Кумертау, Россия

УДК 629.7 DOI: 10.17122/1999-5458-2022-18-1-131-142

МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ САМОЛЕТА

Актуальность

Постоянно возрастающие требования к безопасности применения авиационной техники неразрывно связаны с проблемой обеспечения противопожарной защиты летательных аппаратов как военного, так и гражданского назначения. Сложность проблемы обеспечения пожарной безопасности полетов связана с повышением интенсивности использования авиационной техники и расширением круга выполняемых ею функциональных задач. Связанное с этим усложнение бортового оборудования и увеличение числа энергоемких устройств создает предпосылки для возникновения пожаров на борту летательного аппарата. При этом удаленность мест, в которых возможно возникновение пожаров, разнообразие причин, приводящих к возгоранию, а также неоднозначность условий возникновения и распространения увеличивает вероятность отказов техники и затрудняет деятельность экипажа. Актуальность данного исследовательского проекта заключается в создании противопожарной системы самолета, которая обеспечит своевременное обнаружение перегрева/пожара в гондолах основной силовой установки, в отсеках вспомогательной силовой установки, багажно-грузовых отсеках и туалетах самолета; в обеспечении достоверности информации от систем обнаружения и ликвидации пожара; в повышении эффективности существующих средств пожаротушения.

Цель исследования

Цель исследования заключается в разработке перспективной системы противопожарной защиты самолета, которая повысит эффективность существующих средств пожаротушения.

Задачи исследовательского проекта заключаются в следующем.

1. Выбор комплекса аппаратных средств электронной индикации и сигнализации противопожарной системы самолета.

2. Интеграция комплекса противопожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием.

Методы исследования

Анализ современных высокопроизводительных систем противопожарной защиты самолета и создание на основании полученных данных перспективной противопожарной системы.

Результаты

По результатам исследования выбран комплекс аппаратных средств электронной индикации и сигнализации противопожарной системы самолета, а также осуществлена интеграция комплекса противопожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием.

Ключевые слова: перспективная противопожарная система самолета, аппаратные средства электронной индикации, пожарное оборудование, авиационная техника, общесамолетное оборудование

MICROPROCESSOR SYSTEM FOR AUTOMATIC CONTROL OF AIRCRAFT FIRE PROTECTION MEANS

Relevance

The ever-increasing requirements for the safety of the use of aviation technology are inextricably linked with the problem of providing fire protection for aircraft, both military and civilian. The complexity of the problem of ensuring the fire safety of flights is associated with an increase in the intensity of the use of aviation equipment and the expansion of the range of functional tasks performed by it. The resulting complication of on-board equipment and an increase in the number of energy-intensive devices creates the prerequisites for the occurrence of fires on board the aircraft. At the same time, the remoteness of places where fires are possible, the variety of causes leading to fires, as well as the ambiguity of the conditions for the onset and spread, increase the likelihood of equipment failures, but also complicate the crew's activities. The purpose of the study is to implement a prospective aircraft fire protection system that will increase the effectiveness of existing fire extinguishing equipment. The relevance of this research project lies in the creation of an aircraft fire-fighting system that will provide timely detection of overheating/fire in the nacelles of the main power unit, in the compartments of the auxiliary power unit, baggage and cargo compartments and aircraft toilets; reliability of information from fire detection and elimination systems; increase the effectiveness of existing firefighting equipment.

Aim of research

The aim of the study is to develop a future aircraft fire protection system that will increase the effectiveness of existing fire extinguishing equipment.

The objectives of the research project are:

1. Choosing a hardware complex for electronic indication and signaling of the aircraft fire-fighting system;

2. Integration of the fire protection complex into the general aircraft equipment control system.

Research methods

Analysis of modern high-performance aircraft fire protection systems and creation of a promising fire protection system based on the data obtained.

Results

In the course of this research project, a hardware complex for electronic indication and signaling of the aircraft fire system was selected, and the integration of the fire protection complex into the control system of general aircraft equipment was carried out.

Keywords: advanced aircraft fire-fighting system, electronic indication hardware, fire equipment, aviation equipment, general aircraft equipment

Введение

Постоянно возрастающие требования к безопасности применения авиационной техники неразрывно связаны с проблемой обеспечения противопожарной защиты летательных аппаратов как военного, так и гражданского назначения. Сложность проблемы обеспечения пожарной безопасности полетов связана с повышением интенсивности использования авиационной техники и расширением круга выполняемых ею функциональных задач [1-10]. Связанное с этим усложнение бортового оборудования и увеличение числа энергоемких устройств создает предпосылки для возникновения пожаров на борту летательного аппарата. При этом удаленность мест, в которых возможно возникновение пожаров, разнообразие причин, приводящих к возгоранию, а также неоднозначность условий возникновения и распространения увеличивает вероятность отказов техники и затрудняет деятельность экипажа [11-15].

Цель исследования заключается в разработке перспективной системы противопожарной защиты самолета, которая повысит эффективность существующих средств пожаротушения.

Задачи исследовательского проекта заключаются в следующем.

1. Выбор комплекса аппаратных средств электронной индикации и сигнализации противопожарной системы самолета.

2. Интеграция комплекса противопожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием.

Реализация перспективной системы противопожарной защиты самолета. Обоснование состава пожарного оборудования самолета

Пожарное оборудование предназначено для обнаружения и ликвидации очагов пожара в отсеках двигателей, вспомогательной силовой установки (ВСУ), в багажно-грузовых отсеках (БГО) и туалете самолета, а также для тушения пожара в кабинах самолета.

Противопожарная система самолета интегрирована в систему управления общесамолетным оборудованием (СУОСО). Система управления общесамолетным оборудованием, в свою очередь, обеспечивает сбор, обработку, передачу информации и взаимодействие систем общесамолетного оборудования (ОСО).

СУОСО предназначена для вывода параметрической информации и кодов противопожарной системы в комплексную систему электронной индикации и сигнализации (КСЭИС) и для записи в бортовое устройство регистрации (БУР), для реализации алгоритмов управления и контроля ОСО, логической обработки информации и информационного обмена с ОСО по рабочей программе, а также для контроля состояния измерительных трактов, каналов выдачи команд управления и технического состояния системы встроенными средствами контроля (ВСК) (рисунок 1).

Противопожарное оборудование осуществляет:

Рисунок 1. Структурная схема пожарного оборудования Figure 1. Structural diagram of fire equipment

— сигнализацию о месте возникновения пожара, перегрева и дыма;

— выдачу информацию в систему управления общесамолетным оборудованием и бортовое устройство регистрации;

— ручное включение огнетушителей первой и второй очереди пожаротушения в гондолах двигателей, отсеке ВСУ и подпольных БГО;

— автоматическое включение огнетушителей первой очереди пожаротушения в гондолах СУ и отсеке ВСУ;

— автоматический контроль исправности системы пожарной защиты;

— тестовый контроль исправности системы пожарной защиты на земле перед вылетом;

— выдачу информации об отказах системы пожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием и бортовую систему технического обслуживания.

Контроль за работой пожарной защиты двигателей, отсека ВСУ и отсеков БГО осуществляется блоком контроля и управления системы пожарной защиты (БКУ-СПЗ), который взаимодействует с СУОСО, БСТО и БУР.

Блок контроля и управления системы пожарной защиты (СПЗ). Используется в составе системы в качестве интерфейсного блока, решения функциональных и логических задач, выработки управляющих и командных сигналов.

В результате анализа современных высокопроизводительных сигнальных процессоров выбран процессор i486DX4 в качестве центрального процессора блока контроля и управления системой противопожарной защиты.

Процессор i486DX4-90, разрядность 32, быстродействие, млн.оп/с.

Прием и измерение аналоговых сигналов от 30 датчиков-сигнализаторов

пожара/перегрева типа М801, установленных гондолах СУ и отсеке ВСУ.

Прием кодовой информации по CAN от 12 двухканальных датчиков-сигнализаторов дыма типа М604, установленных в багажно-грузовых отсеках.

Прием до 60 дискретных сигналов от компонентов СПЗ (одноканальных туалетных датчиков-сигнализаторов дыма и огнетушителей).

Логическая обработка входной информации и формирование для экипажа рекомендаций и аварийных/предупреждающих сигналов «Пожар», «Перегрев» и «Дым» в виде кодовой (ARINC-429) и дискретной выходной информации.

Контроль над состоянием компонентов СПЗ (датчиков-сигнализаторов М-801 и М-604, объема ОТВ и пиропатронов огнетушителей) с выдачей кодовой информации на системы технического обслуживания по ARINC-624 (рисунок 2).

\

1

Рисунок 2. Внешний вид блока контроля и управления системы пожарной защиты

Figure 2. External view of the control and management unit of the fire protection system

Информация о состоянии системы пожарной защиты также выдается через СУОСО на компьютерный индикатор систем и сигнализации КИИС и многофункциональный индикатор (МФИ) КСЭИС.

БКУ-СПЗ работает в различных режимах. Выбор режима работы управляется главным переключателем с тремя положениями: «работа», «контроль», «откл».

БКУ-СПЗ выполняет следующие функции.

1. В режиме «контроль»:

— по сигналу с главного переключателя производит тестовый контроль функционирования системы пожарной защиты;

— при тестовом контроле выдает сигналы на щитки системы пожарной защиты, в БУР, в СУОСО, на пульты бортпроводников;

— формирует и выдает сигнал «СПЗ не включена» в СПЗ;

— по результатам контроля исправности сменных единиц СПЗ формирует сигнал «СПЗ исправна» или «СПЗ неисправна» для СУОСО;

— обеспечивает контроль исправности цепей ручного управления огнетушителями от кнопок-табло на щитках СПЗ;

— взаимодействует с БСТО в интерактивном режиме.

2. В режиме «Работа»:

— принимает сигналы пожара, перегрева и отказов от линейных пневматических сигнализаторов пожара/перегрева;

— принимает сигналы пожара (дыма) и отказов от сигнализаторов дыма;

— принимает сигналы срабатывания пиропатронов и сигнализаторов минимального давления огнетушителей;

— принимает от щитков СПЗ сигналы на ручное включение огнетушителей;

— размножает сигналы о пожаре, перегреве и дыме и выдает их в виде постоянного тока напряжением 27 В в БУР, на щитки СПЗ, на пульты бортпроводников и в кодовом виде в СУОСО;

— выдает сигналы постоянного тока на срабатывание пиропатронов огнетушителей;

— выдает на щитки СПЗ через блоки САС сигналы напряжением постоянного тока 27 В о разряде огнетушителей;

-135

и системы. № 1, v. 18, 2022

— выдает в СУОСО сигналы отказа систем пожарной защиты двигателей, ВСУ и отсеков БГО;

— выдает в БУР в виде постоянного тока напряжением 27 В сигналы пожара, перегрева, дыма и ручного включения огнетушителей со щитков СПЗ и сигналы включения пиропатронов;

— принимает служебную информацию от БСТО в автоматическом режиме;

— записывает в энергонезависящее запоминающее устройство информацию об отказах и передает ее в БСТО в автоматическом режиме.

СУОСО на основании информации от БКУ-СПЗ и заложенных программ реализует:

— формирование команд выдачи сигнальной информации для КСЭИС;

— прием информации о исправности (неисправности) СПЗ от встроенной системы контроля БКУ-СПЗ;

КСЭИС на основании полученной информации обеспечивает:

— вывод аварийных, предупреждающих, уведомляющих и статусных сообщений на КИСС и МФИ;

— вывод рекомендаций по парированию аварийных и предупреждающих сообщений на КИСС и МФИ;

— выдачу звукового сопровождения сообщений в аппаратуру внутренней связи АВСА.

БСТО на основании информации, полученной от БКУ-СПЗ, и заложенных программ обеспечивает:

— выдачу в аппаратуру организации связи в поле информации об отказах для передачи ее на землю;

— выдачу во встроенную систему контроля БКУ-СПЗ служебной информации (дата, время и т.д.) и команд, по которым ВСК осуществляет запоминание об отказах и организовывает интерактивный режим своей работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БУР регистрирует информацию о пожаре/перегреве в отсеках гондол дви-

136-

Electrical and

гателей, отсеке ВСУ и отсеках БГО, также информацию о ручном включении огнетушителей. Для ликвидации очагов пожара в кабинах самолета, туалетах и заднем БГО применяются ручные огнетушителя типа ОР1.

Средства пожарной защиты

Для обнаружения пожара/перегрева в отсеках СУ и ВСУ устанавливаются линейные пневматические сигнализаторы пожара/перегрева. В отсеках основной СУ устанавливаются датчики типа 801 TRSS, в отсеке ВСУ — типа 801 DRSS.

Для обнаружения пожара в БГО устанавливаются 3 сигнализатора типа М-604 в переднем продольном БГО, 2 сигнализатора дыма типа М-604 в заднем подпольном БГО и 2 сигнализатора дыма типа М-604 в заднем БГО. В каждом туалете устанавливается один сигнализатор дыма типа М-604. Сигнал о пожаре выдается при срабатывании любого одного сигнализатора.

Блок контроля и управления системы пожарной защиты БКУ-СПЗ принимает сигналы от сигнализаторов пожара/перегрева, дыма и обеспечивает выдачу экипажу световой и звуковой сигнализации и текстовой индикации на экранах КСЭИС при пожаре перегреве или дыме, а также контроль исправности противопожарного оборудования в автоматизированном режиме в полете и тестовый контроль на земле перед полетом.

Сигнализаторы пожара/перегрева типа 801 TRSS, установленные в отсеках СУ, соединяются параллельно по три штуки в двух независимых каналах. Сигнализаторы пожара типа 801 DRSS, установленные в отсеке ВСУ, соединяются параллельно по три штуки в одном канале.

Блок БКУ-СПЗ выдает сигнал о пожаре или перегреве в отсеке основной СУ при срабатывании любых сигнализаторов в

двух каналах. При отказе одного из каналов блок автоматически переходит на работу по одному каналу. Отказ одного из сигнализаторов не влияет на работу других сигнализаторов.

Оборудование для тушения пожара

Для тушения пожара в отсеках основной СУ и ВСУ устанавливаются централизованная система пожаротушения, состоящая из двух стационарных шестилитровых огнетушителей, подводящих трубопроводов, распылительных форсунок и коллекторов.

При возникновении пожара система пожаротушения подпольных БГО обеспечивает сохранение огнегасящей концентрации хладона в защищаемых отсеках в течение 105 мин после разрядки огнетушителей первой и второй очереди пожаротушения. При этом сигнал на включение второй очереди пожаротушения выдается через 45 мин после разрядки огнетушителя первой очереди. Для тушения пожара в отсеках БГО устанавливаются централизованная система пожаротушения, состоящая из двух стационарных шестилитровых огнетушителей, подводящих трубопроводов и распылительных форсунок.

Подача огнегасящего вещества в отсеки БГО осуществляются в две очереди. Огнетушители первой и второй очередей включаются вручную. На каждом огнетушителе установлено два пиротехнических разрядных устройства, через которые осуществляется распределение огнегасящего состава.

Кнопки-табло управления огнетушителями и табло сигнализации их разрядки устанавливаются на щитках в кабине экипажа. Предусмотрены отдельные щитки для отсеков силовых установок и отсеков подпольных БГО.

Для тушения в мусоросборниках туалетов устанавливаются встроенные огнетушители. Огнетушитель действует автоЭлектротехнические и информационные комплексы

матически при повышении температуры в мусоросборнике.

Для тушения пожара в кабине экипажа, пассажирском салоне и заднем БГО на самолете устанавливаются пять ручных огнетушителей. Один огнетушитель заряжен хладоном, устанавливается в кабине экипажа. Из трех ручных огнетушителей, установленных в пассажирском салоне возле рабочих мест бортпроводников, два заряжены хладоном, а один — водоэти-ленгликолевой смесью, он устанавливается в заднем БГО.

Органы управления и контроля СПЗ показаны на рисунках 3-5.

Интеграция комплекса противопожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием

Система управления общесамолетным оборудованием (СУОСО) применяется на самолете для интегрирования функций управления, контроля и информационного комплексирования систем общесамолетного оборудования (ОСО), обеспечивающего сбор, обработку, передачу информации и взаимодействие систем ОСО, сопряжения и взаимодействия ОСО с цифровыми системами бортового оборудования по радиальным линиям связи средствами приема и передачи информации сигналов вида «Код последовательный», и предназначена для:

— реализации алгоритмов управления и контроля ОСО, логической обработки информации и информационного обмена с ОСО по рабочей программе, а также контроля состояния измерительных трактов, каналов выдачи команд управления и технического состояния системы встроенными средствами контроля (ВСК);

— приема и преобразования информации дискретных и аналоговых сигналов, поступающих от датчиков ОСО на входы СУОСО, программируемые для

-137

и системы. № 1, v. 18, 2022

Data processing facilities and systems

Eknut и дор. агнвтуш. 1 <nb(l / огматуи 1

БЛОК КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ БКУ-СПЗ

БУР

cnwtïuimtfb тпф

1-4-ЗМ ^ D4BP.J

Условные обозначения:

Рисунок 3. Функциональная схема системы пожарной защиты отсеков двигателей

и вспомогательной силовой установки

Figure 3. Functional diagram of the fire protection system for engine compartments

and auxiliary power uni

Рисунок 4. Функциональная схема системы пожарной защиты багажно-грузовых

отсеков и туалета

Figure 4. Functional diagram of the fire protection system for baggage and cargo compartments and the toilet

огнетушители

багаж огсеки-ручное

I 1 СЧПР 1 1 [МЕР

pjUPtfjKÉh. 1 Û4ÈP 1 П-рЯШП 1

Рисунок 5. Oрганы управления и контроля системы пожарной защиты Figure 5. Management and controls of the fire protection system

приема сигналов с заданными уровнями и видами;

— приема, обработки и передачи информации последовательным биполярным кодом сигналов вида «Код последовательный» для управления системами ОСО по рабочей программе;

— информационного взаимодействия «контроллера» и «оконечных устройств» между блоками БПМВС-05-5-01, БПМВС-05-6-01 и БПМВС-05-7-01

(БПМВС) в системе СУОСО по двум дублированным мультиплексным каналам информационного обмена (МКИО) магистрального последовательного интерфейса СУОСО;

— обработки поступающей информации и коммутации выходных сигналов команд управления вида «Разовая команда», передаваемых в сопрягаемое ОСО для управления исполнительными устройствами ОСО;

— вывода параметрической информации и кодов отказов в комплексную систему электронной индикации и сигнализации КСЭИС (КСЭИС) и для записи в бортовое устройство регистрации БУР-92А-05 (БУР);

— организации контроля работоспособности функциональных систем (ФС) самолета и локализации неисправностей по сигналам от ФС, не имеющих ВСК;

— выдачи сигналов разовых команд по конфигурации самолета в КСЭИС;

— связи систем ОСО, не имеющих собственных вычислительных средств, с цифровыми бортовыми системами;

— вывода параметрической информации и запомненных кодов отказов в бортовую систему технического обслуживания (БСТО);

— контроля исправности датчиков, сети сбора информации и цепей их подключения к системе.

Конструктивно СУОСО выполнена в виде трех отдельно установленных блоков приема и выдачи сигналов (БПМВС), объединенных МКИО СУОСО (рисунок 6).

СУОСО органов управления не имеет и включается в работу при подключении к бортсети самолета источников постоянного тока напряжением 27 В.

Электропитание СУОСО осуществляется постоянным током напряжением 27 Вот левых и правых аварийных шин РУ27 В.

СУОСО осуществляет контроль своего состояния и передает результаты контроля в БСТО на регистрацию. При потере связи с СУОСО КСЭИС формирует соответствующее текстовое сообщение и выводит его на свои индикаторы МФИ (КИСС).

Условные обозначения: —канэм ТПК 1 канвп ТПК 2

* = А В

СПВ лев. СПВ прав.

Рисунок 6. Структурная схема связей системы управления общесамолетным оборудованием с самолетными системами

Figure 6. Structural diagram of connections between the control system for general aircraft

equipment and aircraft systems

Выводы

В ходе проведения исследовательского проекта выбран комплекс аппаратных средств электронной индикации и сигнализации противопожарной системы самолета, а также осуществлена интеграция комплекса противопожарной защиты в систему управления общесамолетным оборудованием.

Разработана перспективная система противопожарной защиты самолета которая обеспечивает:

Список источников

1. Schmid A. High Level Architecture. IEEE Comm. Magn. 2011. 245 p.

2. ARINC 429. Mark 33 Digital Information Transfer System. November, 2010. 21 p.

3. Held G. Ethernet Networks: Design, Implementation, Operation, Management. Wiley, 2011. 610 p.

4. IEEE Std 1596-1992. Standard for Scalable Coherent Interface. 1992.

5. Post D.L., Task H.L. Visual Display Technology// International Encyclopedia of Ergonomics and Human Factors. London: Taylor & Francis, 2001. P. 850-855.

6. Rydell E.E. Avionics «Backbone» Interconnection for Busing in the Backplane: Advantages of Serial Busing // 13 th AIAA/IEEE Digital Avionics Systems Conference. NY: IEEE New York, 1994. P. 17-20.

7. Алиев Т.М., Тер-Хачатуров А.А. Измерительная техника. М.: Высшая школа, 1991. 384 с.

8. Байцер Б. Архитектура вычислительных комплексов. М.: Мир, 2011. 500 с.

9. Бетин А.В., Бондарева Н.В., Кобрин В.Н., Лобов С.А., Нечипорук Н.В. Функциональные системы аэрокосмической техники: учеб. пособие. Харьков: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2005. 112 с.

10. Богданов А.В. Архитектуры и топологии многопроцессорных вычислительных систем. М.: Энергоатомиздат, 2010. 288 с.

11. Евдокимов Ю.К. Автоматизированные системы измерения, контроля и управления РЭС. Казань: КГТУ, 1999. 51 с.

12. Ефанов В.Н., Бодрунов С.Д. Открытые архитектуры в концепции авио-

— своевременное обнаружение перегрева/пожара в гондолах основной силовой установки, в отсеках вспомогательной силовой установки, богажно-грузо-вых отсеках и туалетах самолета;

— достоверность информации от систем обнаружения и ликвидации пожара;

— повышение эффективности существующих средств пожаротушения.

ники пятого поколения // Мир Авионики: Журнал Российского приборостроительного альянса. 2004. № 5. С. 4-17.

13. Ефанов В.Н., Токарев В.П. Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы: учебное пособие. М.: Машиностроение, 2010. 783 с.

14. Климов В.Т., Борисов В.Д. Функциональные системы летательных аппаратов. М.: Московский рабочий, 2003. 256 с.

15. Кучерявый А.А. Бортовые информационные системы: Курс лекций / Под. ред. В.А. Мишина и Г.И. Клюева. 2-е изд., пере-раб. и доп. Ульяновск: УлГТУ, 2004. 504 с.

References

1. Schmid A. High Level Architecture. IEEE Comm. Magn. 2011. 245 p.

2. ARINC 429. Mark 33 Digital Information Transfer System. November, 2010. 21 p.

3. Held G. Ethernet Networks: Design, Implementation, Operation, Management. Wiley, 2011. 610 p.

4. IEEE Std 1596-1992. Standard for Scalable Coherent Interface. 1992.

5. Post D.L., Task H.L. Visual Display Technology. International Encyclopedia of Ergonomics and Human Factors. London, Taylor & Francis, 2001, pp. 850-855.

6. Rydell E.E. Avionics «Backbone» Interconnection for Busing in the Backplane: Advantages of Serial Busing. 13th AIAA/IEEE Digital Avionics Systems Conference, NY, IEEE New York, 1994, pp. 17-20.

7. Aliev T.M., Ter-Khachaturov A.A. Izmeritel'naya tekhnika [Measuring Techno-

Data processíng facíutíes and systems

logy]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991. 384 p. [in Russian].

8. Baitser B. Arkhitektura vychislitel'nykh kompleksov [Architecture of Computer Systems]. Moscow, Mir Publ., 2011. 500 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Betin A.V., Bondareva N.V., Kob-rin V.N., Lobov S.A., Nechiporuk N.V. Funkt-sional'nye sistemy aerokosmicheskoi tekhniki: ucheb. posobie [Functional Systems of Aerospace Engineering: Tutorial]. Khar'kov, Nats. aerokosm. un-t «Khar'k. aviats. in-t», 2005. 112 p. [in Russian].

10. Bogdanov A.V. Arkhitektury i topologii mnogoprotsessornykh vychislitel 'nykh system [Architectures and Topologies of Multiprocessor Computing Systems]. Moscow, Energoatomizdat Publ., 2010. 288 p. [in Russian].

11. Evdokimov Yu.K. Avtomatizirovannye sistemy izmereniya, kontrolya i upravleniya RES [Automated Systems for Measurement, Control and Management of RES]. Kazan, KGTU, 1999. 51 p. [in Russian].

12. Efanov V.N., Bodrunov S.D. Otkrytye arkhitektury v kontseptsii avioniki pyatogo

pokoleniya [Open Architectures in the Fifth Generation Avionics Concept]. Mir Avioniki: Zhurnal Rossiiskogo priborostroitel'nogo al'yansa — World of Avionics: Journal of the Russian Instrument-Making Alliance, 2004, No. 5, pp. 4-17. [in Russian].

13. Efanov V.N., Tokarev V.P. Aviatsionnye pribory i izmeritel'novychislitel'nye kompleksy: uchebnoe posobie [Aviation Instruments and Measuring Computing Systems: Textbook]. Moscow, Mashino-stroenie Publ., 2010. 783 p. [in Russian].

14. Klimov V.T., Borisov V.D. Funkt-sional'nye sistemy letatel'nykh apparatov [Functional Systems of Aircraft]. Moscow, Moskovskii rabochii Publ., 2003. 256 p. [in Russian].

15. Kucheryavyi A.A. Bortovye infor-matsionnye sistemy: Kurs lektsii [Onboard Information Systems: A Course of Lectures]. Ed. by V.A. Mishin and G.I. Klyuev. 2-e izd., pererab. i dop. Ul'yanovsk, UlGTU, 2004. 504 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.