Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ САМОЛЕТОВ'

СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ САМОЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1740
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛЕТ / АВИАСТРОЕНИЕ / ПОЖАРОТУШЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Макеев Дмитрий Александрович, Келарев Валерий Иванович

В статье рассматривается устройство систем пожаротушения самолетов. Данная система предназначена для обеспечения безопасности полета путем обнаружения и предотвращения возникновения пожара на борту летательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ САМОЛЕТОВ»

отношении классического флаттера. Основными дестабилизирующими причинами может оказаться упругая связь лопастей через втулку и их взаимное аэродинамическое влияние. Эти факторы могут оказаться решающими при выборе угла саблевидности лопасти.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://vpk.name/news/38470_vintoventilyator_nazad_v_budushee.htm/ (дата

обращения: 24.11.2020).

СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ САМОЛЕТОВ Макеев Д.А.1, Келарев В.И.2

1Макеев Дмитрий Александрович - бакалавр,

кафедра технической эксплуатации летательных аппаратов и наземного оборудования; 2Келарев Валерий Иванович - старший преподаватель, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматривается устройство систем пожаротушения самолетов. Данная система предназначена для обеспечения безопасности полета путем обнаружения и предотвращения возникновения пожара на борту летательного аппарата.

Ключевые слова: самолет, авиастроение, пожаротушение, безопасность, противопожарная система.

Одним из главных мероприятий, обеспечивающих безопасность полетов на летательном аппарате, является создание условий, при которых предотвращается возможность возникновения и распространения пожара. Для этого используется герметизирующие перегородки, трубопроводы, проходящие в районе горячих деталей выполнены из жаропрочных материалов, применяют термостойкую изоляцию. Агрегаты топливных, масляных и гидравлических систем помещают в холодных зонах двигателя. В горячей зоне применения легковоспламеняющихся материалов не допускают. Масляные баки располагают в гондолах так, чтобы их содержимое не имело возможности попасть на горячие элементы двигателя в случае утечки. Все электрооборудование, расположенное в местах скопления паров топлива и масла должны быть взрывобезопасной конструкции. Для уменьшения вероятности пожара оборудование изготовлено из невоспламеняющихся материалов. Применение материалов, выделяющих при горении значительное количество токсичных веществ, не допустимо.

Противопожарная система современного самолета состоит из системы сигнализации о возникновении пожара и дыма, системы обнаружения пожара и дыма и системы пожаротушения. При возникновении пожара члены экипажа оповещаются с помощью следующих технических средств:

- мигающего табло "Пожар" в кабне,

- речевой сигнал предупреждающий о пожаре;

- световой сигнал табло на панели управления сигнализацией противопожарной системы.

Возникновение пожара на летательном аппарате фиксируется системой регистрации режимов полета. Для обнаружения пожара в опасных зонах на

отечественных самолетах используют системы ССП-2А сер.2. Ее принцип работы основан на использовании явления возникновения термоЭДС в цепи при повышении температуры среды вокруг датчика. Величина термоЭДС датчика зависит от скорости изменения окружающей его температуры и при достижении предельного уровня происходит срабатывание исполнительного блока, который выдает сигнал о пожаре в систему противопожарной защиты. Датчики этой системы размещаются в отсеках, наиболее подверженных возгоранию. Они соединены с соответствующими исполнительными блоками по двухпроводной схеме.

Появление дыма в салоне или грузовом отсеке контролируется фотоэлектрическими сигнализаторами дыма. Действие сигнализатора основано на регистрации фоторезистором света. Экран защищает фоторезистор от внешнего света, но способен пропускать дым. В случает попадания дыма в корпус фоторезистора, лучи лампы отражаясь от частиц дыма попадают на рабочий элемент и уменьшают его сопротивление. из-за этого ток в цепи повышается и срабатывает система оповещения. Табло горит до тех пор, пока не снизится концентрация дыма до безопасного уровня.

Система сигнализации необходима для того, чтобы своевременно оповестить экипаж летательного аппарата о возникновении пожара и при необходимости привести в действие первую очередь системы тушения пожара. Система тушения пожара состоит из необходимого количества огнегасящего вещества и системы его подачи от баллонов к месту возгорания. В качестве огнегасящего вещества могут быть использованы фреон-114 или хладон-114, а так же жидкости содержащие бромистый метилен и бромистый этилен.

Широкой распространение получили системы заполнения баков нейтральным газом. Они предотвращают возможность возгорания топлива. Так же для этого применяют технологию азотирования топлива - предварительного перенасыщения газообразным азотом, но широкого применения данная технология не получила ввиду высокой стоимости.

Если система стоит на автоматическом режиме, то одновременно с сигнализацией включается первая очередь пожаротушения. Если через 10 секунд после включения первой очереди огнетушителей пожар не был ликвидирован, вручную включается вторая очередь огнетушителей. Если спустя 10 секунд табло "Пожар" продолжает гореть, то вручную включается третья очередь огнетушителей. Так же есть возможность при визуальном обнаружении пожара вручную включить первую очередь огнетушителей.

Для предотвращения возникновения возгорания при посадке с убранными шасси командир воздушного судна включает автоматический механизм срабатывания системы пожаротушения при ударе. В данном случае срабатывают все три очереди баллонов.

Основным чувствительным элементом системы сигнализации являются специальные датчики извещатели. Они делятся на две группы в зависимости от принципа действия: реагирующие на температуру и реагирующие на температуру и скорость ее нарастания (дифференциальные извещатели). К первой группе относят полупроводниковые, биметаллические и некоторые другие типы извещателей. Второй тип из счет устройства своей конструкции срабатывает при более низких температурах.

Если пожар был обнаружен членами экипажа и не зарегистрирован сигнализирующими устройствами и в эти отсеки экипаж имеет доступ во время полета, то тушение пожара может быть выполнено переносными ручными огнетушителями.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.priborist.net/catalog/produktsiya-aviatsюnmgo-i-spetsialшgo-naznacheniya/sistemy-kontrolya-temperatшy/sistemy-signalizatsii-o-pozhare/ (дата обращения: 06.12.2020).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flamestop.ru/ (дата обращения: 06.12.2020).

ВИДЫ ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ Макеев Д.А.1, Келарев В.И.2

1Макеев Дмитрий Александрович - бакалавр,

кафедра технической эксплуатации летательных аппаратов и наземного оборудования; 2Келарев Валерий Иванович - старший преподаватель, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются виды воздухозаборников воздушно-реактивных двигателей, их конструкции и назначение.

Ключевые слова: воздухозаборник, самолет, авиастроение, реактивный двигатель, сверхзвук, аэродинамика.

На летательных аппаратах с воздушно-реактивными двигателями применяются различные входные устройства. Они необходимы для уменьшения скорости потока на входе в двигатель. Основными требованиями являются: обеспечение высоких значений коэффициента полного давления, создание равномерного потока на входе в двигатель, минимальное аэродинамическое сопротивление.

Воздухозаборник - элемент, предназначенный для подвода атмосферного воздуха к двигателю летательного аппарата с параметрами, задающими максимальную эффективность силовой установки по тяге и расходу топлива. Так же он должен обладать минимальным аэродинамическим сопротивлением и высокой надежностью.

Конструкция входного устройства зависит во многом от расчетного числа М полета летательного аппарата, потребного диапазона скоростей, места расположения силовой установки на фюзеляже, типа применяемого двигателя. В зависимости от вышеперечисленных характеристик входные устройства можно разделить на два типа:

1) дозвуковые - для дозвуковых самолетов (скорость полета не превышает числа М)

2) сверхзвуковые - для сверхзвуковых летательных аппаратов.

Дозвуковой воздухозаборник состоит из коллектора и диффузора. Коллектор может быть выполнен с автоматическими окнами для впуска воздуха. Он предназначен для обеспечения втекания воздуха из атмосферы в канал при взлете и маневрировании. Диффузор улучшает сопряжение коллектора с гондолой двигателя. За ним, вплоть до двигателя, может быть канал почти постоянного сечения по длине и нередко криволинейный.

Сверхзвуковой воздухзаборник состоит из сверхзвукового диффузора - участка торможения сверхзвукового воздушного потока и его сжатия и дозвуковой диффузор, расположенный за "горлом" - самым узким участком канала. Основной задачей данного вида воздухозаборников является сжатие сверхзвукового потока за счет скачков уплотнения при помощи профилированной обечайки и клиновидным телом у плоских воздухозаборников или конусообразным телом у осесимметричных. Скачок уплотнения - ударная волна, возникающая при обтекании тела потоком газа. Прямой скачок уплотнения движется в том же направлении, что и тело, с той же скоростью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.