Научная статья на тему 'МИХЙАР АД-ДАЙЛАМИ В АРАБСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСТОЧНИКАХ'

МИХЙАР АД-ДАЙЛАМИ В АРАБСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСТОЧНИКАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ПОЭЗИЯ / ШИИТЫ / ХРОНИКИ / ИРАН / ЗОРОАСТРИЗМ / ИБН БУРХАН / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махсудов Х.А.

Статья посвящена теме отражения жизни и творчества Михйара ад-Дайлами в средневековых арабских источниках. На основе анализа сведений, разбросанных в биографических и исторических хрониках, а также поэтических антологиях, автор считает, что они обошлись с ним несправедливо, ограничиваясь скудными и редкими сообщениями о нем. По мнению автора, их оценки творчества Михйара противоречивы, порой доходят до взаимоисключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИХЙАР АД-ДАЙЛАМИ В АРАБСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСТОЧНИКАХ»

истории арабской литературы и исследования нового времени, в которых жизнь и творчество поэта рассмотрены самостоятельно или в контексте исследования определенного литературного направления. В рамках данной статьи мы коснемся первых трех, оставляя третью группу темой отдельной статьи, с тем, чтобы иметь возможность более подробно остановиться на материалах, опубликованных о Михйаре за последнее десятилетие, как в арабских странах, так и в Иране.

Михйар ад-Дайлами - уникальное явление в истории арабской литературы, особенно если принять во внимание то обстоятельство, что именно в его творчестве шиитская касыда на протяжении своего долгого исторического развития приобретает завершенный вид, а шуубитская касыда находит свои еще полноценные образцы. Тем не менее тема творчества Михйара ад-Дайлами еще не нашла достаточно полного отражения в арабском литературоведении. Не приходится говорить и о сколько-нибудь серьезном упоминании его имени в отечественном востоковедении. Между тем, пожалуй, ни одному арабскому поэту не было суждено того, чтобы вокруг него существовало столько противоречивых мнений.

Многие обвинительно указывали на него, подвергая сомнению его обращение в ислам и принятие им шиизма, однако в то же время находились другие, которые признавали за ним незыблемость веры и непоколебимость в деле исповедуемого религиозного толка. К сожалению, это противоречие в оценках не ограничивалось рамками личной жизни поэта, его убеждений и взглядов, оно распространилось и на его художественное творчество, охватило его поэзию. Еще среди ранних критиков и историков литературы мы встречаем таких, которые мало того, что его совершенно отрицали, но и вопреки законам жанра обходили его молчанием, упорно не замечая его в ряду современников. Известны и обратные случаи, когда ученые рассматривали поэзию Михйара с позиции добросовестного, тонкого исследователя, обращающегося к ней за доказательствами, чтобы обосновать ее достоинства и недостатки.

Впервые биография Михйара дана ал-Хатибом ал-Багдади (ум. в 463/-1072) в книге "История Багдада". Самым ценным в ней является сооб-щение о том, что у Михйара были ученики и поклонники, с которыми он занимался. Ал-Хатиб утверждает, что он видел поэта в соборной мечети ал-Мансур, но время не позволило ему попасть в кружок поэта и слушать его [1, 276].

Сообщение ал-Хатиба ал-Багдади приобретает особое значение, если учесть, что оно самое старое и что автор был современником поэта. Ал-Хатиб называет Михйара поэтом и катибом, правда, он таким образом именует всех известных персонажей своих биографических заметок. Мы не вправе ожидать от ал-Хатиба обширных биографий поэтов, поскольку о них автор рассказывает в своей книге в последнюю очередь.

Далее только через целое столетие историки предоставляют нам две биографии Михйара, которые разнятся между собой по своему подходу к поэту. Первая из них принадлежит Ибн Шахрашубу (ум. в 588/1193) и написана в его книге "Ма'алим ал-'улама'". Данная книга посвящена описанию биографий шиитских деятелей и содержит главу о поэтах. Автор дает краткую лаконичную биографию Михйара, при этом указывая на то, что он из числа поэтов, беззаветно преданных семье Пророка, и гуламов - воспитанников аш-Шарифа ар-Ради. Понятие "ал-галмана" - гуламство, кажется, в данном случае подразумевает ту заботу, которую в значительной степени ар-Ради проявлял к своему ученику Михйару. Было бы неуместным предполагать, что под этим словом имеется ввиду какое-либо другое значение, поскольку Ибн Шахрашуб известен благочестием и праведностью [2, 146]. Автор, сам известный историк, включил в биографию разговор, состоявшийся между Михйаром и ханафитским факихом Ибн Бурханом, подчеркивая этим религиозные убеждения поэта. Примечательно, что кунья Михйара здесь приводится как "Абу-л-Хусайн". В дальнейшем эта кунья будет перекочевывать из одной в другую во всех шиитских биографических хрониках.

Вторая биография составлена Ибн ал-Джаузи (1116-1200) и приведена в его книге "Ал-Мунтазам". В этом случае биография Михйара написана лучше и по объему

больше. Тут подробно излагается история Михйара с тем же Абу-л-Касимом ибн Бурханом по поводу поношения поэтом сподвижников Пророка. Кстати эта история в той или иной форме повторяется во многих хрониках. Ал-Джаузи сообщает нам о зороастрийском прошлом Михйара, о принятии им ислама и его приверженности рафидитской секте шиизма, также указывает на место, где он жил, и время, когда он умер. Кроме того, от него мы узнаем об аресте Михйара в дни правления Джалал ад-Даулы [3, 94].

Детальную биографию, соответствующую положению Михйара, мы вправе были встретить у Йакута ал-Хамави (1179-1229) в книге "Му'джам ал-удаба'", ибо в ней должным образом освещена жизнь литераторов. Но в данном случае наши надежды не оправдались. Трудно сказать, что послужило причиной подобного пренебрежения: то ли умышленная преднамеренность, то ли обыкновенная невнимательность. Это тем более непонятно, поскольку автор включил отрывки из михйаровских касыд в биографию вазира Ахмада ад-Даби.

В седьмом веке хиджры - XIII в. н. э. к Михйару должный интерес проявил Ибн ал-Асир (1160-1234). В своей "Истории" он упоминает имя поэта в связи с несколькими историческими событиями и, рассказывая о событиях 428/1037 г., приводит краткую биографию поэта. Ибн ал-Асир, указывая на огнепоклонническое прошлое Михйара, отмечает его обращение в ислам и год, в котором это событие состоялось. Помимо того автор подтверждает его дружбу с аш-Шарифом ар-Ради и пересказывает его историю с Ибн Бурханом [4, 14].

Самую обширную биографию Михйара составил Ибн Халликан (1211-1282) и привел в книге "Вафайат ал-а'йан". Он пересказал сообщения, встречавшиеся о Михйаре у ал-Багдади, ал-Бахарзи и Ибн Бассама, и высказал очень ценные критические замечания относительно поэтики Михйара, отметив выбор Михйаром тех же стихотворных размеров, что использовал для своих касыд его учитель аш-Шариф ар-Ради, также подтвердив факт ученичества Михйара у ар-Ради. Важным является также его сообщение о принятии Михйаром ислама благодаря ар-Ради. Кроме того, Ибн Халликан фиксирует кунью поэта как "Абу-л-Хусайн", дает перечень томов дивана Михйара и приводит отрывки из его касыд, в том числе той касыды поэта, которую ал-Бахарзи по ошибке приписывает его сыну [5, 441].

Биография Михйара, данная Ибн Халликаном и содержащая его критические замечания, а также выше упомянутую информацию, сохранила свою актуальность и на последующих этапах, она служила основным источником для биографических и исторических хроник, появившихся в свет после Ибн Халликана. На эту же биографию ссылались также авторы книг о шиитских деятелях.

Как мы знаем, у авторов VIII в. хиджры - XIV в. н. э. огромным успехом пользовалось составление исторических и биографических справочников, в них мы встречаем многочисленные биографии Михйара, хотя тут уместно оговориться в том смысле, что все они являются пересказом уже знакомых нам по предыдущим хроникам сообщений и сведений, то есть фактически новыми данными о жизни Михйара они нас не снабжают.

Тем не менее, о некоторых авторах все-таки стоит упомянуть. Первый из них, Абу-л-Фида, (1273-1331) приводит точную копию биографии Михйара, заимствованную им у Ибн ал-Асира, и к ней только прибавляет одну из известных шуубитских касыд Михйара. Но больше всех в VIII в. хиджры Михйаром интересовался историк ал-Хафиз аз-Захаби (ум. в 748/1348). Давая в своей книге "Уроки преданий о тех, кто ушел [из жизни]", он называет его "известным катибом и поэтом", подтверждает, что Михйар был учеником аш-Шарифа ар-Ради и благодаря ему обратился в ислам. Кроме того, автор упоминает о диване поэта, перечне его томов и отмечает приверженность Михйара к крайним шиитским позициям. А в другой своей книге этот же автор дает огласование имени Михйар и повторяет о нем свое прежнее мнение, подчеркивая, что он был поэтом своего времени. Наконец, в третью принадлежащую ему книгу, ал-Хафиз

аз-Захаби снова включил краткую биографию Михйара, сообщив о принятии им ислама, о его ученичестве у ар-Ради и дав описание его дивана [6, 103].

Можно остановиться еще на двух биографиях, похожих друг на друга по хронологической последовательности подаваемой информации и стилю изложения, а иногда и по тексту. Автор первой из них Ибн Шакир ал-Кутуби (ум. в 764/1362) включил ее в книгу "'Уйун ат-таварих", а вторая содержится в книге "ал-Вафи би-л-вафайат" историка ас-Сафади (1296-1362). В их основу легли биографические данные Михйара, почерпнутые авторами из хроники "История Багдада", "Думйат ал-каср", "Вафайат ал-а'йан" и "ал-Камил фи-т-та'рих". Новое в этих биографиях то, что оба автора привели идентичное по содержанию сообщение о том, что Михйар практиковал китабу, т.е. занимал должность катиба. Вот как выглядит текст данного сообщения: "Говорят, что он (т.е. Михйар - М.Х.) был катибом (т.е. писцом - М.Х.) свитков в Дамаске". Однако, Михйар, как можно судить по его биографии и дивану, никогда не посещал Дамаска. Подобное утверждение косвенно подкрепляется и тем обстоятельством, что указанное сообщение встречается только в этих двух источниках, авторы которых по всей вероятности впали в заблуждение. На определенную мысль наводит и тот факт, что оба автора включили в свои произведения большую подборку одинаковых фрагментов из творчества Михйара [7, 121].

Наряду с этими биографиями можно указать и на книгу "Мир'ат ал-джинан", автор которого ал-Йафи'и (ум. в 768/1367) на основании сообщений Ибн Халликана включил краткую биографию Михйара, где подчеркнул огнепоклонническое прошлое поэта и принятие им ислама по наставлению ар-Ради. А другой автор Ибн Касир аш-Шами (ум. в 774/1373) пересказывая биографию Михйара, написанную Ибн ал-Джаузи, приводит те же отрывки, что мы находим у последнего, то есть у ал-Джаузи.

Без существенных изменений, не добавляя ничего нового, повторили сведения, содержащиеся в вышеперечисленных источниках, Ибн Тагрибирди (1409-1469) в книге "ан-Нуджум аз-захира" и Ибн 'Имад ал-Ханбали (ум. в 1089/1677) в книге "Шазарат аз-захаб".

Примечательно, что в начале XI в. хиджры на персидском языке появляется биография Михйара, включенная шиитским историком Саййидом Нуруллахом Шуштари (ум. в 1019/1608) в его книгу "Маджалис ал-му'минин". Биография составлена автором на основе арабских источников "ал-Мунтазам", "Мир'ат ал-джинан" и "ал-Бидайа ва-н-нихайа". Ничего нового Шуштари к имеющимся сведениям не добавляет, если не считать его утверждения о хосровском происхождении Михйара и его восхищения поэзией и религиозной позицией поэта [8, 532].

В XII в. хиджры появляется книга Йусуфа ибн Йахйа ас-Сан'ани (ум. в 1121/1708) "Насамат ас-сахар". Автор привлекает внимание тем, что биографию Михйара начинает в форме рифмованной прозы и включает в нее те же сведения о принятии Михйаром ислама и его ученичестве у аш-Шарифа ар-Ради. Тут автор допускает явную ошибку, когда причисляет Михйара к поэтам, упомянутым в " Йатимат ад-дахр" ас-Са'алиби, поскольку последний в своей книге ни словом не обмолвился о поэте. Далее ас-Сан'ани приводит высказывания о Михйаре таких историков, как ал-Багдади, ал-Бахарзи и Ибн Халликана и прилагает к биографии многочисленные фрагменты из его касыд. Важно отметить, что автор уделяет определенное внимание художественным достоинствам поэзии Михйара, оценивая жанры, которые поэт разрабатывал. Наконец, ас-Сан'ани подчеркивает, что Михйар придерживался имамитского течения в шиизме [9, 240].

Другой автор XII в. хиджры 'Али Хан аш-Ширази (ум. в 1120/1707) удостаивает Михйара отдельной биографией, довольствуясь упоминанием имени Михйара в той главе своей книги "ад-Дараджат ар-рафи'а", где речь идет об аш-Шарифе ар-Ради. Здесь же он не скрывает своего восхищения двумя элегиями Михйара на смерть ар-Ради. Указанная хроника примечательна тем, что в ней впервые имя Михйара поставлено в определенное состояние.

Биографические хроники нового времени в основном строятся на повторении уже известных нам сведений, в них главным образом пересказывается краткая биография

Михйара, составленная Ибн Шахрашубом. Далее авторы ссылаются на ал-Багдади, ал-Бахарзи, Ибн ал-Джаузи и Ибн Халликана. Так, автор начала XIV хиджры - конец XIX в. н. э. Мирза Мухаммад Астарабади (ум. в 1313/1895) в книге "Манхадж ал-макал" пересказывает сведения о Михйаре из книги "Ма'алим ал-'улама'". Правда, к сказанному добавляет следующее критическое мнение о поэзии Михйара: "Некоторые ученые считают, что выбор Михйара лучше выбора аш-Шарифа, а у аш-Шарифа плохого совсем не бывает" [10, 511]. Очевидно, что подобное мнение появилось впервые, поскольку оно в исторических хрониках и литературной критике отсутствовало. Другой особенностью указанной книги можно считать то, что в ней помещено множество фрагментов из касыд Михйара с шиитским содержанием. В остальном она ничем не отличается от других источников.

Среди поэтических антологий самой близкой к Михйару по времени появления является "Йатимат ад-дахр". Однако ее автор ас-Са'алиби (961-1038) упустил имя Михйара, хотя нашел достаточно места для многочисленных образцов из произведений его современников: ар-Ради, Ибн Нубаты ас-Са'ди, ас-Салами - придворных поэтов Буидов.

Мы можем только догадываться, что единственная разумная причина, по которой ас-Са'алиби не включил Михйара в свою антологию, возможно, заключалась в том, что "Йатимат ад-дахр" была закончена до того, как завершилось формирование Михйара как зрелого поэта. Трудно представить какую-либо другую причину этого забвения. Не может быть приемлемым предположение, что его лишили такого права только из-за шиитских убеждений - в "Йатимат ад-дахр" полно шиитских поэтов и образцов их произведений.

С большей справедливостью отнесся к Михйару Абу-л-Хасан ал-Бахарзи (ум. 467/1075), который в своей книге "Думйат ал-каср" поместил отличную биографию Михйара, где он высоко отозвался о нем как о катибе и поэте, отдавая должное его таланту. Кроме того, автор привел стихотворный фрагмент из поэтического творчества Михйара. Биографию поэта ал-Бахарзи заканчивает упоминанием о его сыне, которому приписывает одну из касыд отца [11, 76]. Следует сказать, что эта биография Михйара отличается художественным вкусом и снабжает нас новыми данными о поэте.

Кажется, художественные вкусы и конфессиональные приоритеты авторов явным образом наложили свой отпечаток на ряд антологий, составленных в V в. хиджры и остановивших свой выбор на поэтических и прозаических жанрах. Эти книги иллюстрированы большим количеством образцов из произведений поэтов-обновленцев. Однако поэтическое творчество Михйара не представлено ни в сборнике "Захр ал-адаб" Абу Исхака ал-Кайрувани, ни в сборнике "ал-'Умда фи-ш-ши'р" Ибн Рашика (995-1064).

Между тем рады обратить внимание на Михйара некоторые шиитские авторы, такие как Ибн Синан ал-Хафаджи (1032-1073) и Усама ибн Мункиз (1095-1188). Замечания, высказанные ал-Хафаджи, свидетельствуют о его широкой информированности и глубоком изучении им дивана Михйара. Он обнаружил в нем частые повторы и дал им приемлемое литературоведческое объяснение [12, 119]. Своим изяществом поэзия Михйара покорила также Усаму, который, характеризуя ее утонченность, приводит соответствующие образцы.

Полезными и меткими являются суждения ал-'Имада ал-Исфахани (1125-1200) по поводу некоторых частей дивана Михйара. По утверждению этого автора, примером для подражания стали поэтический стиль и бедуинский характер его поэзии. Он приводит множество фрагментов из тех касыд Михйара, на которые ориентировались поэты в VI/XII в. Очевидно, ал-'Имад испытывал сильный восторг перед поэзией Михйара, ее утонченностью и изысканностью [13, 116].

В дальнейшем некоторое время Михйар оставался вне поэтических и литературных антологий. Исключением может быть мимолетное упоминание его имени как удачливого в своих любовных зачинах поэта в книге "ал-Масал ас-са'ир" Ибн ал-Асира (1162-1229).

В неменьшей степени поэзией Михйара восхищался Ибн Хиджжа ал-Хамави (13361434), который удостоил его особым вниманием в книге "Хизанат ал-адаб", считая его

касыды прекрасным примером применения таких поэтических фигур как "бара'ат ал-истихлал" и "хусн ал-илтифат". Автор высоко оценил газели Михйара, внутреннюю гармонию его стихов, их неусложненность и провел параллель между его касыдами и касыдами аш-Шарифа ар-Ради [14, 153].

В некоторой степени схожую оценку дает касыдам Михйара 'Али Хан аш-Ширази, по мнению которого Михйар превзошел своего учителя аш-Шарифа ар-Ради, преуспел в достижении структурной гармоничности своих касыд, как истинный мастер справился с "хусн ал-илтифат" - переходным бейтом и был далек от неестественности и вычурности [15, 420].

Вышесказанное неумолимо приводит нас к выводу о том, что Михйар ад-Дайлами относится к числу тех поэтов, с которыми несправедливо обошлись все источники как исторического и литературного, так и религиозно-сектантского характера. Их сообщения о поэте можно характеризовать как скудные и редкие. Приходится добавить, что противоречивые, порой доходящие до взаимоисключения, мнения бытовали о Михйаре не только на каком-то определенном этапе. До сих пор амплитуда оценок его творчества колеблется от глубокого восхищения им до недвусмысленного намека на его идейно-художественную пустоту.

Между тем большинство авторов средневековых арабских антологий единодушно во мнении, что иранский арабоязычный поэт Михйар ад-Дайлами, будучи одним из крупнейших представителей литературы эпохи правления Буидов, стоял во главе придворных поэтов первой половины V/XI в.

Литература:

1. Al-Khatib al-Baghdady. Ta'rikh Baghdad. Cairo, 1935, vol. 12.

2. Ibn Shahrashub. Ma'alim al-'ulama'. Al-Najaf, 1961.

3. Ibn al-Jawzi. Al-Muntazam. Haidarabad, 1353-1358 hijri, vol. 8.

4. Ibn al-Athir. Al-kamil fi-t-ta'rikh. Cairo, 1353 hijri, vol. 8.

5. Ibn Khillikan. Wafayat al-a'yan. Cairo, 1938-1949, vol. 4.

6. Al-Zahaby Hafiz. Sayr a'lam al-nubala'. Cairo, 1961, vol. 26.

7. As-Safady Salah al-din. Al-Wafy bil- Wafayat. Cairo, 1949, vol. 26.

8. Shushtary Sayyid Nur Allah. Majalis al-mu'minin. Tehran, 1375-1376 hijri, vol. 2.

9. As-San'any. Nasamat al-sihr. Al-Najaf.

10. Astarabady Mirza Ahmad. Manhaj al-maqhal. Iran.

11. Al-Bakharzy Abu-l-Hasan. Dumyat al-Qhasr. Halab, 1940.

12. Al-Khaffajy Abu Muhammad. Sirr al-Fasahat. Cairo, 1952.

МИХЙАР ад-ДАЙЛАМИ В АРАБСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСТОЧНИКАХ

Махсудов Х.А.

Статья посвящена теме отражения жизни и творчества Михйара ад-Дайлами в средневековых арабских источниках. На основе анализа сведений, разбросанных в биографических и исторических хрониках, а также поэтических антологиях, автор считает, что они обошлись с ним несправедливо, ограничиваясь скудными и редкими сообщениями о нем. По мнению автора, их оценки творчества Михйара противоречивы, порой доходят до взаимоисключения.

Ключевые слова: Буиды, арабская поэзия, шииты, хроники, антологии, китаба, Иран, Шариф Ради, зороастризм, Ибн Бурхан, шуубиты, литературная критика.

MIHYAR ad-DAYLAMI IN THE ARABIC MEDIEVAL SOURCES

Makhsudov H. A.

The article is devoted to the theme of reflection of life and the creative works of Mihyar al-Daylami in medieval Arabic sources. Based on the analysis of data disconnected in

biographical and historical chronicles and also poetry anthologies, the author believes that they treated him unfairly limited scarce and rare reports about him. According to the author, their assessment of the creative works of Mihyar is contradictory, and sometimes reaching to the mutual exclusion.

Key words: Buids, Arabic poetry, Shiites, chronicles, anthologies, kitaba, Iran, Sharif Radi, Zoroastrianism, Ibn Burhan, shuubits, literary criticism.

Сведения об авторе: Махсудов Хасанбой Абдуллоевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков Таджикского государственного института языков им. С. Улугзаде, тел.: (+992) 91 9648911

Information about the author: Makhsudov Hasanboi Abdulloevich, PhD in philology sciences, associate professor of Oriental languages chair in Tajik State Institute of languages named after S. Ulugzoda, tel. (+992) 91 9648911

УДК: 070. 1 (575. 3) ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГАЗЕТЫ «УРВАТ-УЛ-ВУСКО» В СТРАНАХ ВОСТОК-ЗАПАДА

Гаибова Ф.М.

Таджикский национальный университет

Газета «Урват-ул-вуско» самая популярная и влиятельная восточная газета XIX века, которая была создана С.Д.Афгани и Мухаммедом Абдо и дала огромный толчок к развитию политической мысли и самосознания мусульманских народов Востока. В ней отражались наилучшие образцы свободолюбия, интеллигентности и превосходные мысли. Эта газета до сегодняшнего дня не потеряла своей духовной ценности, и вокруг реформаторских и свободолюбивых целей и мыслей ее учредителей продолжаются дискуссии, размышления и исследования.Появление в центре Европы газеты с политической платформой, которая была направлена против колониализма и его захватнической политики на Востоке,уже само по себе имело большое значение. Если учесть, что к тому же газета нелегально распространялась в Египте, Индии, Судане, Турции, Иране, Сирии и странах Северной Африки, то значение и влияние ее трудно переоценить. Безусловно, газета «Урват-ул-вуско» была первой политической и публистической газетой на арабском языке, которая сыграла роль воспитателя народов Ближнего и Среднего Востока в деле их пробуждения. Каждая статья-это отражение судьбы индийского, египетского, суданского, иранского и других народов Востока.С. Д. Афгани еще во время проживания в Египте познакомился с учёными, такими как Мухаммед Абдо и Рашид Рида, и они с учетом достоверных фактов обсуждали угрозу присутствия англичан в Египте. Они хорошо осознавали, что для ослабления опоры английской колонизации в этом регионе необходимоиспользовать силу народа, и просвещениинарода, а также в его подготовке к этой цели пресса играет важную роль. Поэтому перед восстанием «Ароби» в Египте Абдо тоже был намерен создать газету, которая содействовала бы достижению данной цели. Кроме того, он сам как журналист работал в популярных газетах Каира.Англичане, после того как узнали об антианглийских идеях Афгани и Абдо и их сообщниках, преследовали их, чтобы найти повод для изгнания из Египта. В этот же момент под воздействием пропаганды Афгани один из представителей христианской веры принял ислам, это стало поводом для англичан заставить египетских правителей изгнать Афгани из Египта. Англичане под этим предлогом, что присутствие такой личности станет причиной раздоров и восстаний, сговорились с хидевом Египта об изгнании Афгани. Они для сохранения своих позиций в Египте, которые укрепили после изгнания французов, постарались, чтобы не было никаких препятствий на их путях.Несмотря на все усилия англичан и тогдашних египетских правителей, через некоторое время в стране произошло

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.