Научная статья на тему 'Михаил Васильевич ломоносов: у истоков российского образовательного законодательства'

Михаил Васильевич ломоносов: у истоков российского образовательного законодательства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.В. ЛОМОНОСОВ / РЕГЛАМЕНТ ГИМНАЗИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ И НАДЗОР В ГИМНАЗИЯХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАГРАД / ПООЩРЕНИЙ / НАКАЗАНИЙ / M.V. LOMONOSOV / GYMNASIUM REGULATIONS / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / CONTENT OF EDUCATION / UPBRINGING AND SUPERVISION IN GYMNASIUMS / EDUCATIONAL RIGHT / PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF AWARDS / ENCOURAGEMENTS / PUNISHMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинников Анатолий Владимирович

В статье анализируются знаменитые проекты уставов учебных заведений, составленные М.В. Ломоносовым. Показано, что автор проектов создал стройные нормативные акты, которые можно назвать одним из лучших образцов гимназических уставов того времени. Проекты уставов, принадлежащие перу великого российского гения, яркий пример воплощения передовых правовых учений и традиций воспитания в истории образовательного законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the Origins of Russian Education Legislation

Famous projects of charters of the educational institutions drawn up by M.V Lomonosov are analyzed in the article. It is shown that the author of projects created harmonious standard acts, which can be called one of the best samples of gymnasium charters of that time. The projects of charters written by the great Russian genius a striking example of an embodiment of the advanced legal doctrines and traditions of education in the history of the educational legislation of Russia.

Текст научной работы на тему «Михаил Васильевич ломоносов: у истоков российского образовательного законодательства»

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ - ПРЕДТЕЧА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ВЗГЛЯДОВ М.В. ЛОМОНОСОВА: ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЙ СИНТЕЗ

В статье предпринята попытка рассмотреть просветительские взгляды видного представителя русско-белорусского культурно-педагогического пограничья XVII в. Симеона Полоцкого и показать роль и значимость его творчества как предтечи просветительских взглядов М.В. Ломоносэва.

Юноши разум во книгах да изобретают...

Симеон Полоцкий

В творческом гении М.В. Ломоносова не стоит убеждать наших современников - это вещь аксиоматичная и потому неблагодарная. Но вот откуда явился свету этот непревзойденный талант мирового масштаба, на какой почве он мог «взойти» и кому мы обязаны этими «всходами», исследователям стоит подумать.

Великие просветители Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович (в монашестве Симеон Полоцкий) и Михаил Васильевич Ломоносов, безусловно, принадлежат к разным эпохам и цивилизациям. Однако исследования показывают, что у этих личностей, чей творческий талант имел универсальный характер, есть ряд общих черт, и им определение - белорусский культурный след, трансмиссию которого по сути и обеспечил в XVII в. мой соотечественник, белорус Симеон Полоцкий.

Во второй половине XVII в. Московское царство оказалось центром столкновения двух типов христианской цивилизации - восточного традиционализма, воплощенного в ортодоксальном православии, и новоевропейского просвещения,

С.В. Снапковская

Ключевые слова:

образовательная деятельность, русско-белорусское культурно-педагогическое по-граничье, новаторское просветительское творчество, дидактические произведения, восточноевропейский синтез.

) Снапковская С.В., 2011.

133

ориентированного на синтез веры и знания, религии и науки, теологии и философии, восточновизантийской и западной образовательно-воспитательных систем. Усиление влияния европейской науки, философии, художественной культуры на Москву было обусловлено геополитической трансформацией этого государства.

В результате войны 1654-1667 гг. она присоединила к себе территории (Левобережную Украину, ее столицу Киев и часть регионов Беларуси), которые пережили эпоху гуманистического Возрождения с ее просветительством и развитым книгопечатанием. Это, вероятно, и послужило основанием для призвания царским правительством из этих регионов образованных писателей, просветителей и богословов, которые усвоили в западных и своих, белорусских и украинских школах, основы европейской науки и культуры. Лидером этих «импортных» просветителей был белорус Симеон Полоцкий.

Талантливый и творчески активный «западник», лидер «латинской» партии в Москве, придворный писатель и просветитель царя Алексея Михайловича, позже - Федора Алексеевича, стал объектом полемических нападок ортодоксальных «грекофилов», что отразилось на тогдашних и будущих характеристиках его творческого наследия. Если первые отзывы и биографические сведения о Ломоносове, принадлежавшие гр. А.П. Шувалову, вышли в 1765 г., а биографический очерк о Ломоносове был напечатан при издании его сочинений 1784-1787 гг., то только через сто лет в 1886 г. в Москве вышло первое биографическое сочинение о С. Полоцком [6]. Более того по прошествии следующих ста лет в 1986 г. в фундаментальном издании «Антология педагогической мысли Белорусской ССР» имя Симеона Полоцкого и вовсе не упоминается.

В этой связи бросается в глаза явная неоднозначность в оценках деятельности и взглядов С.Полоукого как его современниками, так и последующими исследователями. И здесь С.Полоцкий на фоне столь масштабной фигуры М.В. Ломоносова, судя по материалам, имеющимся в наличии у российских историков педагогики, явно «проигрывает». В учебниках по истории педагогики белорусско-русский просветитель подается либо схематично без анализа самобытности его просветительских взглядов, либо с отрицательным оттенком, где подчеркивается, правда, отрывочно якобы «неоригинальность его идей». Для ясности и убедительности нашей позиции остановимся более подробно на анализе его творческого наследия в рамках обозначенной нами проблематики.

Просветитель, философ, писатель, ученый и педагог, общественный и церковный деятель Симеон Полоцкий являлся, на наш взгляд,

самым ярким представителем русско-белорусского «культурно-педагогического пограничья» XVII столетия. Также как и его последователь М. Ломоносов, он получил начальное образование на родине. Но что такое Полоцк для белоруса? Это - древне-белорусское государство Х-ХШ вв., не знавшее татаро-монгольского ига, равно как и свободная поморская земля, давшая миру гения Ломоносова.

Дальнейшее образование С. Полоцкий получил в Киево-Могилянской и Виленской иезуитской академиях. Поэтому, кроме старобелорусского, досконально владел латинским, старопольским и старославянским языками. Однако обратимся к историческим и биографическим фактам этого периода. Мать С. Полоцкого Татьяна Яковлевна Шеремет умерла от чумы, охватившей Полоцк после его захвата московскими войсками в 165 г. После чего ее муж, отчим С. Полоцкого, сторонник русского царя в Полоцком магистрате Емельян Шеремет, со своими сподвижниками обеспечил сдачу города московским войскам. Покинув свою семью и зачумленный город, Емельян Шеремет выехал в Московию [1, с. 193].

Вероятно, что за свои заслуги перед московским царем он получил соответствующую должность. По иронии судьбы через десять лет в 1664 г. сам С. Полоцкий принимает приглашение переехать из Полоцка временно (оказалось - навсегда) в Москву для осуществления своих просветительско-литературных, издательских и педагогических планов. Симеону Полоцкому была поручена подготовка проекта латинской школы при одном из московских монастырей для обучения «служилых людей» Тайного приказа - канцелярии царя. Его положение при дворе усилилось после назначения в 1667 г. воспитателем и учителем царских детей: Алексея, Фёдора, Софьи. Для царевичей он написал несколько «программных книжек», где были помещены предложения по развитию русской державы (в значительной степени осуществленные далее Петром I). Он являлся советником царя по церковным делам, переводчиком и редактором выпускаемых книг [3].

Симеон Полоцкий как просветитель компромиссной ориентации сформировался в Киево-Могилянской коллегии (затем - академии) под влиянием идеолога религиозно-культурного компромисса Петра Могилы. Поэтому не только как педагог, поэт и оратор, но и как дипломат он склонялся к компромиссу России и Речи Посполитой. Он умел талантливо лавировать между разновекторными геополитическими силами -Москвой и Великим Княжеством Литовским посредством литературного творчества. Одновременно с приветствиями к московскому царю он писал сатирические поэмы на польском языке «Отчаяние шведско-

го короля» и «Шведский король ищет своих офицеров» (конец 1657 г.) по поводу победы Речи Посполитой над шведской оккупационной армией [4, с. 27-41].

Но более всего С. Полоцкого - продолжателя дела Ф. Скорины - привлекало просветительское поприще. При царском дворе С. Полоцкий основывает независимую от патриаршей цензуры «Верхнюю типографию», где и начинается по сути его новаторское просветительское творчество. В результате - среди первых напечатанных в ней книг были и учебник для детей «Букварь языка словенского», и уникальный пересказ Псалтыри силлабическими стихами.

Под влиянием литературной и образовательной деятельности С. Полоцкого «учительная литература» Московии приобретает новый формат. Кроме таких жанров, как житие святых, псалтырь, моление, поучение, златоуст получают распространение декламации, лечебники, космографии, оды, трагедии, комедии, полемические трактаты, решающие комплексные задачи образования и воспитания молодого российского поколения. Так, сборник его стихов «Вертоград многоцветный» («Сад многоцветный») долгое время служил для русской публики энциклопедией знаний по истории, античной мифологии, натурфилософии, теологии, морали и христианской символике [3].

С. Полоцкий своей просветительской деятельностью и взглядами вносил важнейший вклад в формирование несущих конструкций российского образования. Просветитель видел существенный недостаток своей эпохи в оторванности образования от задач религиозно-нравственного воспитания детей и юношества, без решения которых можно было достичь лишь "полуобразованности". Стремясь к ликвидации пагубного влияния такой "разорванности" на процесс просвещения современников, С.Полоцкий в своих трудах обосновывает основные принципы просвещения - народности, гуманизации и демокра-тизиции. Идеи гуманного просвещения на основе синтеза восточных и западных традиций закладывались С.Полоцким в российское сознание уже в 60-х гг. XVII в. Занимая в Москве ключевую позицию в деле расширения западноевропейской культуры, предшественник идеологов просветительского абсолютизма эпохи Петра I Симеон Полоцкий сумел убедить консерваторов-традиционалистов при дворе Алексея Михайловича в необходимости народного образования по европейскому, школьно-университетскому методу, присоединения придворных к светской литературе, музыке, театру. В создавшихся условиях он совершенствует содержание образования через развитие литературного

творчества, воплощенного в учебной литературе, которая во многом демонстрировала образец культурно-педагогических взаимовлияний.

Следует отметить, что на протяжении XVI в. белорусское книгопечатание лидировало в восточнославянском мире по количеству и разнообразию изданий, давая 60% всей печатной продукции восточнославянских стран [3]. Существенно, что напечатанные книги в белорусском местечке Ивье (1619 г.) «Грамматики словенския правильная синтагма...» Смотрицкого, прожившего 30 лет на территории Беларуси, и «Псалтырь рифмотворную» С.Полоцкого, наряду с «Математикой» Магницкого, высоко ценил М.В. Ломоносов.

Результатом филологических изысканий Ломоносова явилось создание «Российской грамматики», сквозной идеей которой стала сублимация слова и мысли, поскольку изучение грамматики не самоцель, но способ овладения самим языком как наиболее важным источником народной культуры. Поэтому основное место он отдает грамматическим законам: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция... без грамматики» -и призывает молодое российское поколение к серьезному ее освоению [2, с. 394]. С. Полоцкий, осмысливая роль языка в становлении культурной личности, рекомендует «Грамматику» как начало всех знаний, поскольку она открывает «врата мудрости». М. Ломоносов, поставив учебник "Грамматики" на новый научно-педагогический уровень, назнал её «вратами своей учёности». Весьма созвучно богатство педагогических идей в содержании образования, разработанного в трудах С. Полоцкого, составленному Ломоносовым учебному плану - «Чистота русского языка» и «Красота русского языка», «Красноречие» и «Риторика».

Будучи поборником бессословности в образовании, последователь С. Полоцкого М.В. Ломоносов неустанно внедрял принцип демократизации в российское образовательное сознание. Для ученого был «тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». Этим он продолжал демократические традиции братских школ конца XVI в. западной части Беларуси и Украины, где принцип бессословности являлся основополагающим при приеме детей в школы. Демократические традиции развивал в середине XVII в. и С. Полоцкий на учительском поприще братской Полоцкой школы Богоявленского монастыря, где прослеживается поворот С. Полоцкого к формированию принципа народности в образовании. Он широко использует родной старобелорусский язык в педагогическом процессе, создавая на нем произведения светского воспитательного характера.

Последовательно развивая и отстаивая заложенную Ф. Скориной традицию образования на родном языке белорусов, в сложных политических условиях С. Полоцкий принимает серьезные конфессиональные решения. Стремясь преодолеть религиозный раскол белорусов на православных и католиков, принимает униатство, приветствовавшее в богослужении белорусский язык. После Брестской унии (1596 г.), которая синтезировала западную и восточную просветительские традиции, удалось приблизить христианскую церковь к белорусской национальной культуре, в чем немалая заслуга принадлежала Симеону Полоцкому [3]. Самоотверженно служа для православного братства, он в то же время уклонялся от критики католического костела и униатской церкви, оставался толерантным сторонником единения христианских народов, мирного согласования догматических расхождений христианских конфессий.

Общая исходная составляющая показала близость позиций М. Ломоносова и С. Полоцкого в вопросе о месте и значимости родного языка в образовании и воспитании. По Ломоносову, «польза его (родного языка - С.С.) толь велика, коль далече ныне простираются происшедшие от него в обществе человеческие знания» [2, с. 394]. Так в трудах М.В. Ломоносова классическая идея народности получила свое дальнейшее развитие. Так плодотворно разработанный К.Д. Ушинским принцип народности проявился в литературном творчестве белорусских просветителей и педагогов середины XIX в. (Я. Чечёт, Я. Борщевский, В. Дунин-Марцинкевич), и наиболее выразительно идея народности оформилась в трудах идеолога белорусского национально-культурного возрождения конца XIX в. Ф. Богушевича, призывавшего: «Не паюдайте ж мовы бела-рускай, каб не умёрлП». Именно идея народности составила ключевое звено концепции белорусской национальной школы, разработанной лидерами национально-культурного возрождения начала XX в. (Я. Купала, Я. Колас, Тетка, М. Богданович, С. Полуян, В. Ластовский) [3].

Просветительские взгляды С. Полоцкого, равно как и М. Ломоносова, базировались на синтезе славянских и западноевропейских духовных ценностей. Это создавало основу, на которой усилиями Ломоносова разрабатывалась система взаимосвязанных положений целостного педагогического процесса. Развитие Ломоносовым идей его предшественника и наставника позволило создать новое связующее общеобразовательное звено в педагогике, которое разрабатывалось путем взаимообогащения отечественных просветительских традиций и лучших западноевропейских образцов.

| C.B. Снапковская

Подытоживая наше исследование, находящееся только на подступах к проблеме разработки оснований становления просветительского творчества М.В. Ломоносова, выскажем умозаключение. Через показ деятельности и философско-просветительских взглядов Симеона Полоцкого мы постарались раскрыть глубину и значимость культурно-исторического фактора в становлении просветительских взглядов гения М.В. Ломоносова. В этом смысле С.Полоцкий являлся предтечей - как личностью и одновременно как культурным явлением - гения М.В. Ломоносова. В этой связи мы изначально не были нацелены на прямое схематичное сопоставление взглядов двух титанов, активных старателей на ниве просвещения, науки и образования.

- Литература -

*

1. Конан У.М. Псторыя эстэтычнай думю Беларусь У 3 т. T.I.X ст. - 1905 г. / У.М.Конан; Нац.акад.навук Беларуп, 1н-т фыасофп. - Мшск: Бела-рус.навука, 2010. - 439 с.

2. Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. - М.,1952. - Т.7. - 997 с.

3. Снапковская C.B. Развитие образования и педагогической мысли в Беларуси в контексте славянских культурно-педагогических влияний во второй половине XVII - начале XX вв. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. - № 4 (20), октябрь-декабрь. -С.147-156.

4. Симеон Полоцкий. Вирши. - Минск: Мастацкая литаратура, 1990. -447 с.

5. Симеон Полоцкий. Обед душевный. - М.: Верхняя типография, 1681.

6. Татарский И. Симеон Полоцкий. Его жизнь и деятельность. -М.Д886. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.