ТЕМА НОМЕРА: 300-ЛЕТИЕ РУССКОГО ГЕНИЯ
С.В. Иванова
О НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЯХ К 300-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ М.В. ЛОМОНОСОВА
Как обычно бывает в период крупных юбилейных дат, повышается внимание к персоне юбиляра. 300-летний юбилей М.В. Ломоносова, как теперь говорят, «взорвал Интернет», и менее ярко выглядят на этом фоне реальные празднества, однако, чего только не было придумано и проведено для взрослых и детей: Ломоносовские школы, Ломоносовский обоз, Ломоносовская линейка, открытие Ломоносовских музеев в Марбурге и Калужской области (а может быть, и где-то еще!), Ломоносовский раут в московском «Метрополе» и Ломоносовские вечера на родине Михайлы Васильевича. И не счесть числа выставок и театрализованных представлений, школьных и студенческих конкурсов: и естественнонаучных, и поэтических, и различных искусств и ремесел, благо, гений Ломоносова коснулся многого...
Ученые откликаются на юбилей новыми исследованиями и публикациями, поиском новых данных. И, как ни странно, это удается даже в 300-летний юбилей такого великого ученого, как М.В. Ломоносов, чье творчество и жизненный путь, казалось бы, не должны иметь неисследованных моментов.
Не обсуждая собственный вклад Ломоносова во многие научные отрасли, хочется остановиться на юбилейных научных публикациях современных ученых в области педагогики и образования, на их видении ломоносовского гения с высоты трех столетий. Данная работа ни в коей мере не претендует на полноту постольку, поскольку еще и не вышли все труды, посвященные этому событию. Однако общая направленность публикаций уже понятна, чтобы сделать некоторый обзор. И в первую
6
© Иванова С.В., 2011.
очередь этот обзор коснется докладов Международных «Ломоносовских академических чтений», проведенных 10 ноября 2011 года в Институте теории и истории педагогики Российской академии образования по инициативе и под научным патронажем Отдела истории педагогики и образования (заведующий - член-корр. РАО М.В. Богуславский], которые отражены в данном юбилейном номере журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» и в специальном Сборнике научных трудов Ломоносовских академических чтений (далее - Сборник трудов), потому что все материалы не могли быть помещены в этом журнале. Также рассмотрены юбилейные статьи восьмого номера журнала «Педагогика».
Научно-педагогические публикации довольно разнообразны, и их можно систематизировать следующим образом.
1. Исследование педагогических, философско-педагогических воззрений М.В. Ломоносова. Преломление его идей в современном образовании (эти позиции различны, но смыкаются в рамках конкретных статей). Взгляд на Ломоносова как на родоначальника отечественной педагогики, «объединившего в применении к российским условиям и лучшие церковные принципы обучения, и традиции Славяно-греко-латинской академии, восходившие к итальянской и французской системам, и революционные концепции Я.А. Коменского..., и экспериментаторский дух научного исследования, воспринятый им от X. Вольфа, и строгость порядков и четкость немецкой школы», содержится в заглавной статье A.B. Боровских, Е.В. Кузнецовой, Г.В. Новиковой, Л.В. Попова, Н.Х. Розова «Педагогические воззрения М.В. Ломоносова» в журнале «Педагогика» № 8 за 2011 год [1]. И этот тезис не голословен, он обстоятельно доказывается авторами, достаточно подробно рассмотревшими дидактические взгляды Ломоносова в их взаимосвязи с его методологическими представлениями о познании, мышлении, языке, о логических формах мышления (восприятии, суждении, умозаключении), роли практики для проверки теоретических обобщений и т.п. В статье показана близость к современным представлениям дидактических идей, принципов Ломоносова: посильности обучения, использования лучшего опыта, основательности, прочности усвоения знаний, наглядности, активности и интереса к знаниям. Особо выделено авторами абсолютно новое для того времени (и не устаревшее до сегодняшнего дня) внимание Ломоносова к психологическим индивидуальным возрастным особенностям учеников, проверке готовности к учению при поступлении в гимназию, выявлению талантливых учеников. В статье указаны и три группы методов обу-
чения, которые могут быть выделены при исследовании педагогического наследия Ломоносова, некоторые из них и сегодня считаются подчас чуть ли не «новым словом» в педагогике. Подчеркнуто, что Ломоносов первым разработал план-схему урока, вычленил его основные этапы. В гимназии Ломоносова впервые появились классные журналы и табели контроля за успеваемостью учащихся, экзамены перед переводом в следующий класс, классно-урочная система в целом. Авторы приходят к выводу, что и сегодня на этом зиждется образовательный процесс. Проанализирован этой группой авторов и подход Ломоносова к воспитанию. Отмечена важнейшая особенность: «...в понятие «воспитание» он включал и понятие «обучение», и понятие «образование». Глубиной отличаются взгляды великого ученого на способности, на развитие талантов и индивидуальный подход к каждому ученику. Ломоносов, по представлению авторов статьи, задавался проблемой гармоничного развития личности, воспитания у молодежи таких нравственных качеств, как скромность, вежливость, учтивость, уважение к старшим, друг к другу, честность и дружелюбие, трудолюбие, прилежание, упорство, послушание. Важный акцент сделан Ломоносовым, как показывают авторы, на сохранение национальной культуры и русского языка, приумножение национальных традиций русского народа, гармонии человека и природы, общества, окружающего мира в целом. Как просветитель, воспитатель юношества и поэт Ломоносов не обошел свои вниманием формирование родной речи, чувства прекрасного, духовной культуры. И наконец, в статье отмечены роль Ломоносова как борца за образование разных слоев населения, за российскую науку и воспитательный потенциал его наследия для современной молодежи [1].
В упомянутом выше номере журнала «Педагогика» помещена аналогичная статья В.И. Беляева «М.В. Ломоносов - основоположник отечественной педагогики». В этой статье в другом ракурсе, на основе последовательного рассмотрения биографических данных показывается, как взращивался и обращался на науку и практику гений Ломоносова и как этот его личный опыт преломлялся в его педагогических идеях. Такой подход оказался доказательным для того, чтобы автор обоснованно сделал вывод о том, что Ломоносов «по праву считается создателем основ отечественной научной педагогики» (курсив В.И. Беляева) [2].
Не менее интересна и содержательна статья P.C. Бозиева в этом же юбилейном номере «Педагогики» «М.В. Ломоносов и отечественная система образования». Автор увидел новые идеи в педагогическом учении Ломоносова, особенно значимой из которых названа «идея Ломоносова о непрерывности начального, среднего и высшего образования, которая во многом
определила дальнейший прогресс отечественной системы образования и педагогической науки» (курсив P.C. Бозиева) [3]. Надо сказать, что автор нашел и другие продуктивные для современности подходы Ломоносова: формирование методологических основ воспитания и обучения, разработка конкретных принципов дидактики и частных методик, создание материальных условий для получения образования, поощрение талантливых студентов, разработка структуры и учебных программ гимназии и университета, регламента управления и организации образовательного процесса и в гимназии и в университете, обязанностей учителей, создание системы поощрений и наказаний в мельчайших подробностях и т.п. Это исследование также позволяет автору утверждать тезис об основополагающей роли Ломоносова в отечественной педагогической науке и сделать следующий вывод: «...мы ищем в его работах то, что могло бы нам помочь в современном образовании» [3].
В данном - втором номере журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» взглядам Ломоносова посвящена статья М.А. Лукацкого «Философско-педагогические воззрения М.В. Ломоносова и их отражение в учебной историко-педагогической литературе». В ней автор дает объективную оценку освещения взглядов Ломоносова в научно-педагогической литературе и отмечает явную недостаточность этого освещения. М.А. Лу-кацкий показывает Ломоносова как основоположника «традиции русского научно-философского реализма», чьи педагогические воззрения строились на деизме. Автор, представляя историософские взгляды русского гения, показывает, что видение Ломоносовым истории Родины связано с его мыслями о роли истории для формирования «чувства гордости за былые дни своего отечества». Аналогичными были и взгляды Ломоносова на русский язык, о чем подробно говорит автор статьи. Нельзя не согласиться с мнением, выраженным в этой статье, о неисчерпаемости наследия Ломоносова для образования, о недооценке этого наследия и необходимости соответствующих изменений в учебниках для будущих педагогов [4].
Исследователь законодательных образовательных актов в историческом аспекте A.B. Овчинников в своей работе «Михаил Васильевич Ломоносов: у истоков отечественного образовательного законодательства» подробно анализирует проекты регламентов московских и академической гимназий, оценивает их роль в развитии отечественной системы образования. Выводы автора статьи показывают актуальность организационно-педагогических и нормативно-методических усилий Ломоносова, который своими уставами объял практически весь пласт педагогических задач [5].
Как «крупнейший представитель российского Просвещения» показан М.В. Ломоносов в статье К.Ю. Милованова «М.В. Ломоносов и образовательная парадигма века Просвещения в России». И именно с этих позиций характеризуется энциклопедическая личность Ломоносова и рассматриваются его педагогические воззрения, вклад в историческую науку, в создание научных и учебных учреждений России. Автором дается представление о ломоносовских взглядах на воспитание, которые смело названы автором теорией воспитания, хотя, как мы знаем, в форме теории или концепции, строго говоря, Ломоносов свои воззрения не изложил, они разбросаны во множестве работ, которые называет и автор[6].
А.Н. Шевелев в работе «М.В. Ломоносов в контексте развития Петербургской школы XVIII века» описывает роль Ломоносова как педагога и ученого в развитии образования в Петербурге наряду с именами И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича, называя Ломоносова «символом результативности и эффективности» [7].
Статья «Три века спустя: о современном прочтении педагогических идей М.В. Ломоносова» Е.В. Кузнецовой является определенного рода обобщающей работой, предлагающей краткий анализ вклада Ломоносова в педагогическую науку. Основой для такого анализа послужили труды Ломоносова, в которых в какой-либо форме изложены его педагогические идеи, а главное, представлена сопоставительная таблица, анализирующая возможности применения идей М.В. Ломоносова в современном образовании. Эту таблицу каждый исследователь и педагог-практик может дополнить, но важно, что она теперь существует в исходном варианте. В статье сказано также о практическом использовании идей Ломоносова в образовательном процессе современной гимназии [8].
Продолжает эту тему статья Е.О. Ивановой и И.М. Осмоловской «Развитие идей М.В. Ломоносова в деятельности современных гимназий», в которой показано широкое применение конкретных педагогических идей в современном гимназическом образовании [9].
И опять же в продолжение этих двух статей публикуется работа Ю.Б. Алиева «Художественное творчество М.В. Ломоносова в школьных курсах», которая является и примером использования творчества Ломоносова в школе, и методическим пособием для учителей по применению и интерпретации поэтических текстов Ломоносова [10].
Материалы Б.Б. Эрдыниева из сборника научных трудов «Роль наследия М.В. Ломоносова в развитии отечественной педагогической науки» [11] и A.B. Калачева «Роль М.В. Ломоносова в развитии демократических тенденций отечественного образования» [12] продолжают развивать
аналогичные мысли, отраженные в названии статей, на основе известного фактического материала.
2. Ломоносововедение. Историко-педагогический анализ наследия М.В. Ломоносова и значение Ломоносовского периода отечественной педагогической науки для современности.
Эта тема емко раскрыта в статье М.В. Богуславского «Программа социокультурной модернизации российского образования М.В. Ломоносова» («Педагогика», №8, 2011). Сама постановка проблемы через современное понятие в названии говорит о многом: актуальная ныне «социокультурная модернизация» (по концепции А.Г. Асмолова, [13]) показана в преломлении к эпохе и роли Ломоносова в российском образовании. Это заинтересовывает и заставляет согласиться с авторским прочтением по мере изучения материала. М.В.Богуславский подчеркнул не только то, что Ломоносов «стал основоположником отечественного национального образования» (курсив М.В. Богуславского), но и пошел дальше, заявив, что он создал почву «для формирования педагогического самосознания России» (курсив М.В. Богуславского). Богуславский выделяет три историографических периода в изучении идей и деятельности Ломоносова в XX веке и проводит анализ исследований в эти периоды: первая половина XX века, 1955 - вторая половина 1980-х гг., середина 1980-х - по настоящее время. Однако автор не ограничился этим и предложил, основываясь на модели социокультурной модернизации образования России, предложенной А.Г. Асмоловым, исторический анализ идей Ломоносова. Таким образом, педагогическая наука имеет сегодня реальную опору на традиции отечественной педагогики, воплощенные во взглядах Ломоносова, и обоснованную таким значительным историческим опытом поддержку в продвижении современной социокультурной модернизации [14].
М.В. Богуславский развивает свои идеи и в статье «Отечественное ломоносововедение: историография, периодизация, перспективы» в данном номере. Здесь он говорит об оценке вклада Ломоносова в различные периоды российской истории, а также дает периодизацию научно-педагогической деятельности Ломоносова [15].
Известный российский ломоносововед Т.С. Буторина предлагает в этом номере статью «Ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования», в которой дан ретроспективный анализ работ авторов, пишущих о научном наследии Ломоносова. Обзор этих работ показывает их «связанность» с юбилейными датами: 100-летие со дня смерти, 200-летие, 250-летие со дня рождения. Представлены исследования о роли Ломоносова в развитии просвещения, становления
Московского университета, Академии наук. Буторина отмечает, что именно педагогическая деятельность русского просветителя слабо раскрыта в трудах ученых, недостаточно глубоко изучены его труды в этой области, мало известен поморский период его жизни, оказавший значительное влияние на становление [16]. Такая позиция авторитетного исследователя показывает всем нам, что этот путь еще не пройден, и Ломоносовские чтения 2011 года в нашем Институте могут заложить новую традицию.
Статья В.Л. Федяевой «Научно-педагогическое наследие М.В. Ломоносова в исследованиях ученых Украины» отчасти продолжает проблематику вышеупомянутой статьи Т.С. Буториной и предоставляет нечастую на сегодняшний день возможность познакомиться с направлениями развития ломоносововедения на Украине, где особое внимание, естественно, уделяется периоду пребывания Ломоносова в Киево-Могилянской академии. Автором отмечается и на Украине «маятниковый» характер интереса к наследию Ломоносова и недостаточная исследованность педагогических взглядов [17].
Важно отметить, что и предыдущий автор, и еще одна украинская исследовательница A.B. Белан в статье «М.В. Ломоносов как педагогическая персоналия в исторической ретроспективе», опираясь на историко-педагогическую школу Института теории и истории педагогики, исследуют ситуацию на Украине. В данной публикации показывается специфика подхода к Ломоносову как педагогической персоналии [18].
3. Жизненный путь М.В. Ломоносова. Опыт его личностного роста.
О жизненном пути Ломоносова, в частности, о периодах его учения говорится в статье В.Г. Безрогова «Стратегии ученичества в имперской России: случай Ломоносова». Автор на основе освещения ученического пути Ломоносова делает вывод, что этот путь послужил основой формирования представлений Ломоносова об отношениях учителя и ученика, о равенстве их «в научно-образовательном диалоге» [19].
Если Т.С. Буторина в своей статье отмечает малую исследованность поморского периода Ломоносова, то Л.В. Мошкова в своем материале «Ранние автографы М.В. Ломоносова: проблемы и перспективы анализа» предлагает графико-палеографический анализ ранних автографов М.В. Ломоносова, который позволяет пролить свет на поморские годы жизни Ломоносова [20].
Т.Д. Кочубей продолжает тему знакомства с различными этапами жизни Ломоносова и подробно освещает период его обучения в Киево-Могилянской академии в статье «Михаил Ломоносов и Киево-Могилянская академия: точки пересечения». Статья показывает истоки «мозаичного»
художества Ломоносова, его «Риторики», внимания к русской истории -истории Киевской Руси. Все это, по мнению автора, обогатило гений Ломоносова, придало «энциклопедичность его творческим устремлениям» [21].
В качестве попытки найти предшественников, повлиявших на формирование гения Ломоносова, представлен материал C.B. Снапковской «Симеон Полоцкий - предтеча просветительских взглядов М.В. Ломоносова: восточноевропейский синтез». Статья относится к юбилейным материалам, когда различные сопоставления становятся возможны, и в данном случае представление яркого образа самого Симеона Полоцкого и зримой картины той эпохи абсолютно извиняет недостаточно полную (как кажется на первый взгляд) доказанность его огромной роли как предтечи просветителя Ломоносова [22].
О.Ю. Колпачева, Н.К. Маяцкая в работе «Диалог национальной и европейской культур в отечественной школе и педагогике первой четверти XVIII столетия» раскрывают состояние педагогической мысли и практики в доломоносовский период. Это углубляет понимание того, от чего мог отталкиваться Ломоносов и каково его истинное значение в развитии педагогики. Это особенно важно для начинающих исследователей [23].
М.В. Савин в публикации «Взаимообусловленность педагогических учений В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова: сравнительный историко-педагогический анализ» продолжает и развивает ту же проблематику. В первую очередь, автор показывает влияние взглядов Татищева, ранее Ломоносова начавшего свою деятельность, на Ломоносова, а затем и анализирует общие подходы и различия в видении системы образования в России [24].
4. Следующая группа публикаций обращается к исследованию и влиянию взглядов М.В. Ломоносова на конкретные аспекты педагогики, обучения, воспитания, образования.
А.П. Беликова в материале «Гуманистические идеи российской педагогики Ломоносовской эпохи», представленном в сборнике научных трудов, показывает гуманизацию педагогической мысли России, широко охватывая весь период: от предшественников М.В. Ломоносова до его учеников и последователей. Важно отметить актуальность материала, потому что эта часть наследия Ломоносова и его эпохи недостаточно полно раскрыта в современных трудах, касающихся гуманизации образования [25].
Некоторые близкие по содержанию статьи объединены в одну группу. Эти работы посвящены дидактическим идеям Ломоносова и их воплощению в отечественной педагогике. Это публикации Л.М. Перминовой «Дидактическое наследие М.В. Ломоносова: ценностный подход» [26],
E.H. Селиверстовой «Дидактические идеи М.В. Ломоносова: взгляд в будущее» [27], Е.В. Чмелёвой «Реализация идей М.В. Ломоносова в отечественной педагогике конца XIX века» [28].
il.Н. Беленчук и Е.А. Прокофьева в работе «Педагогические идеи Ломоносова как источникуниверсалистской концепции Просвещения XIX века» показывают, как некоторые гуманитарные идеи великого русского просветителя - о роли родного и церковнославянского языка, о подходе к изучению иностранных языков, о воспитательном значении изучения истории - получили свое развитие у позднейших исследователей. Относительно заявленной темы рассмотрение проблематики несколько сужено, но представлено убедительно и достаточно глубоко. По причине рассмотрения нескольких аспектов, выбранных из довольно большого пространства педагогических идей Ломоносова, целесообразно поместить статью именно в эту, а не первую группу публикаций [29].
Малоизвестную тему о наказаниях учащихся и отношении к этому Ломоносова поднимает O.E. Кошелева в своей статье «Проблема наказаний в XVIII веке и ее осмысление М.В. Ломоносовым». В работе проанализирована динамика воззрений общества и деятелей просвещения на наказания, и в этом ключе представлена позиция Ломоносова [30].
Статья М.М. Ткачук «Два взгляда на одну проблему: М.В. Ломоносов и К.Д. Ушинский о роли и значении родного языка в контексте идеи народности в воспитании» представляет подробно позицию Ломоносова относительно родного языка как позицию, требующую борьбы и защиты в эпоху иностранных заимствований и влияний, видимо, поэтому работа носит научно-публицистический характер. Сопоставление со взглядами Ушинского показывает их неразрывную связь и одинаковое понимание великой роли родного языка в деле воспитания. И это положение является актуальным для сегодняшнего дня [31].
Работа Е.Е. Никитиной «Лексическое и стилистическое своеобразие поэтических текстов М.В. Ломоносова» являет собой - и по названию, и по сути - филологический взгляд на поэтику Ломоносова, но (что важно) в связи с ее формированием под влиянием выявления Ломоносовым специфических закономерностей развития русской речи. Автор обращает внимание на создание Ломоносовым системы классификации изобразительных средств языка, используемой до настоящего времени, и на раскрытые им воспитательные возможности родного языка [32].
А.Г. Задорина в своей статье «М.В. Ломоносов: наука о красноречии», как бы продолжая тему и далее конкретизируя открытия Ломоносова в языковой сфере, анализирует подходы Ломоносова к риторике на основе его трудов [33].
M.H. Ветчинова в работе «М.В. Ломоносов и отечественная литературно-историческая мысль о влиянии французского языка на российскую культуру и общество второй половины XVIII - начала XIX века» в ряду других российских деятелей науки и литературы раскрывает взгляды Ломоносова на значение и влияние французского языка. На основе этого материала также анализируется общий подход Ломоносова к иностранным заимствованиям [34].
Авторы О.Д. Федотова, О.П. Чигишева в статье «Вклад М.В. Ломоносова в становление основ международного образования в России» анализируют развитие образовательных международных контактов России с зарубежьем, включая в этот контекст и личный опыт Ломоносова как студента, направленного на обучение в Марбург, так и его последующую деятельность по развитию этого направления, например, в части подготовки профессоров для Московского университета [35].
A.B. Кудряшёв в сборнике научных трудов поместил материал «Педагогический потенциал Москвы в эпоху Ломоносова (1730-1755 гг.)», в котором освещается состояние московского образования ко времени появления у Ломоносова идеи создать в Москве университет. Автором показан учет этого состояния при решении вопроса об организации университета [36].
И.Д. Лельчицкий, Е.В. Теплякова в статье «Педагогические воззрения М.В. Ломоносова как концептуальные предпосылки обоснования феномена социального развития ребенка» развивают идеи Ломоносова о принципе ориентации образования на общественные и государственные потребности («...отечеству пользу чинить»), раскрывают вопрос всестороннего изучения человека, целостный подход к личности, выявляют мнение русского просветителя о влиянии среды на воспитание и о воспитании с гуманистических позиций [37].
В работе М.А. Захарищевой «Аксиологические приоритеты деятельности учителя по Ломоносову» сказано об уважении педагога Ломоносова к учительскому труду, приведены его подробные рекомендации для учителя, особенно по таким щекотливому вопросу, как наказание, показано решающее влияние его дидактических представлений на российскую школу. Внимание Ломоносова к учителю не случайно, он видел в учителе образец для юношества [38].
Целесообразно также упомянуть работы, посвященные конкретным направлениям деятельности Ломоносова либо воздействию его идей на эти направления. Само направление либо аспект понятны из названия материала: A.B. Духавнева «Идеи М.В. Ломоносова как ценностно-смысловые детерминанты в становлении образования взрослых в России
во второй половине XIX - начале XX вв.»[39]; A.A. Фролов, Е.Ю. Илалтди-нова «По пути создания и развития самобытной отечественной науки: от М.В. Ломоносова к педагогике A.C. Макаренко» [40]; И.А. Калашников «О военном образовании и воспитании в России XVIII века в контексте эпохи Просвещения и идей и подходов М.В. Ломоносова" [41]; Д.Ю. Труш-ников, В.И. Трушникова «Гуманитаризация современного инженерного образования: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова» [42]; К.А. Фиофанова, O.A. Фиофанова «От «универа» до «метавера»: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова в эпоху глобализации профессионального образования» [43]; С.З. Занаев «М.В. Ломоносов как организатор и популяризатор изучения естествознания» [44]; З.У Колокольникова, О.Б. Лобанова «Изучение педагогических идей М.В. Ломоносова в курсе истории педагогики» [45]; Е.Р. Пономарев «М.В. Ломоносов в советском школьном учебнике по литературе» [46]; М.А. Аристова «Литературный «Памятник» Ломоносова: диалог эпох (изучение творчества Ломоносова в контексте жанровой традиции] [47]; Е.В. Дякина «Становление и развитие на основе идей М.В. Ломоносова инновационного типа образовательного учреждения в России» [48]; Н.Г. Швец «Педагогические идеи М.В. Ломоносова о гражданственности и патриотизме и их влияние на организацию детских общественных объединений» [49].
5. Исследования, посвященные воспитательному влиянию Ломоносова на одаренную молодежь, его примеру стремления к познанию и собственному развитию, преодолению преград на тернистом пути в науку.
Об этом, в частности, говорится в статье Р.Н. Щербакова «Уроки Ломоносова для одаренной личности» в журнале «Педагогика» №8 за 2011 год. Автор на примере творческого, научного пути русского гения показывает, «что следует делать и чего избегать одаренной личности, чтобы, наметив для себя высокие духовные цели и задачи, она была готова к возможным помехам и неожиданностям на ее жизненном и творческом пути». Автор освещает путь формирования, идеалы Ломоносова в преломлении к данной проблеме и выстраивает весьма интересную систему уроков гения современному молодому человеку XXI века. Этих уроков - семь, и каждый из них содержит ряд последовательных логических задач. Нельзя не отметить такой практико-ориентированный подход автора, заслуживающий самого пристального внимания и учителей, и вузовских преподавателей, и самих молодых людей, ставящих такие задачи [50].
В статье В.М. Лобзарова «Жизненный путь М.В. Ломоносова: взгляд с позиций экзистенциальной педагогики» анализируется личность
Ломоносова как яркого представителя простого народа и в то же время интеллигента. Образ Ломоносова неординарно представлен в качестве «самоактуализирующейся творческой личности». Выделена особая значимость для педагогической науки условий, в которых формировалась личность «великого ученого» и «подлинного гражданина», и этого опыта для современной России [51].
Следует сделать примечание, что некоторая часть изученных материалов не вошла в обзор по двум причинам: 1 - исследования не касались педагогической, образовательной тематики; 2 - работы были посвящены педагогической проблематике, однако Ломоносов с его воззрениями включен «искусственным образом» в ранее подготовленный материал одним-двумя абзацами.
При понимании некоторой условности любых классификаций, тем не менее был принят такой подход, который позволяет увидеть впоследствии картину в целом, сложенную не из случайных кусочков «научной мозаики», а из систематизированных частей, дающих возможность расставить акценты и сделать выводы. Картина «научного педагогического празднования» 300-летнего юбилея М.В. Ломоносова такова:
• с годами и веками интерес к наследию русского гения в России и сопредельных странах не ослабевает, а возрастает;
• позитивным моментом являются продолжающиеся научные контакты ломоносововедов России и Зарубежья на основе научной историко-педагогической школы Института теории и истории педагогики РАО;
• очевидно, что педагогическое наследие - вероятно, в силу представлений о том, что Ломоносов не оставил целостных концепций и теорий, а его взгляды разнесены по разным трудам, не всегда и педагогическим - изучено недостаточно полно, однако при этом насыщено вольными толкованиями, что влияет сегодня на их научную значимость. Это требует новых исследований и, в первую очередь, освобождения ломоносовских воззрений от связанных с общественно-политической жизнью интерпретаций;
• требуется целостный взгляд на всю гуманитарную составляющую научного наследия Ломоносова, и в этих рамках откроются новые грани его педагогических идей;
• сегодня в поисках национальной идеи и поиска идеалов для молодежи важно постоянно обращаться к жизненному пути, идеалам и целям великого русского гражданина, являющего самим собою нашу национальную идею. Здесь вовсе не исчерпан этот ломоносовский потенциал.
И в заключение статьи и, повторяя мысли многих авторов юбилейных публикаций, хочется призвать научно-педагогическое сообщество таким образом обратить свой взор на наследие Ломоносова, чтобы оно могло быть востребовано и эффективно использовано в современной российской системе образования. Есть пророки в родном Отечестве!
Список литературы
1. Боровских A.B., Кузнецова Е.В., Новикова Г.В., Попов Л.В., Розов Н.Х. Педагогические воззрения М.В. Ломоносова // Педагогика. - 2011. - № 8.
2. Беляев В.И. М.В. Ломоносов - основоположник отечественной педагогики // Педагогика. - 2011. - № 8.
3. Бозиев P.C. М.В. Ломоносов и отечественная система образования // Педагогика. - 2011. - № 8.
4. Лукацкий М.А. Философско-педагогические воззрения М.В. Ломоносова и их отражение в учебной историко-педагогической литературе // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
5. Овчинников A.B. Михаил Васильевич Ломоносов: у истоков отечественного образовательного законодательства // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
6. Милованов К.Ю. М.В. Ломоносов и образовательная парадигма века Просвещения в России // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011.-№2.
7. Шевелев А.Н. М.В. Ломоносов в контексте развития Петербургской школы XVIII века // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
8. Кузнецова Е.В. Три века сйустя: о современном прочтении педагогических идей М.В. Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - №2.
9. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Развитие идей М.В. Ломоносова в деятельности современных гимназий // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
10. Алиев Ю.Б. Художественное творчество М.В. Ломоносова в школьных курсах // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
11. Эрдыниев Б.Б. Роль наследия М.В. Ломоносова в развитии отечественной педагогической науки // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования:
Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. -М- ИТИП РАО, 2011.
12. Каяачев A.B. Роль М.В. Ломоносова в развитии демократических тенденций отечественного образования // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения, 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
13. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. Интернет-журнал РАО. www.pmedu.ru - 2010. - № 4. - С.4-18.
14. Богуславский М.В. Программа социокультурной модернизации российского образования М.В. Ломоносова // Педагогика. - 2011. - № 8.
15. Богуславский М.В. Отечественное ломоносововедение: историография, периодизация, перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
16. Буторина Т.С. Ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№ 2.
17. Федяева В.Л. Научно-педагогическое наследие М.В. Ломоносова в исследованиях ученых Украины // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№ 2.
18. Белан A.B. М.В. Ломоносов как педагогическая персоналия в исторической ретроспективе // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011.-№2.
19. Безрогое В.Г. Стратегии ученичества в имперской России: случай Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
20. Мошкова Л.В. Ранние автографы М.В. Ломоносова: проблемы и перспективы анализа // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011,-№2.
21. Кочубей Т.Д. Михаил Ломоносов и Киево-Могилянская академия: точки пересечения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№2.
22. Снапковская С.В. Симеон Полоцкий - предтеча просветительских взглядов М.В. Ломоносова: восточноевропейский синтез // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
23. Колпачева О.Ю., Маяцкая Н.К. Диалог национальной и европейской культур в отечественной школе и педагогике первой четверти
XVIII столетия // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
24. Савин М.В. Взаимообусловленность педагогических учений В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова: сравнительный историко-педагогический анализ // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
25. Беликова А.П. Гуманистические идеи российской педагогики Ломоносовской эпохи // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
26. Перминова Л.М. Дидактическое наследие М.В. Ломоносова: ценностный подход // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
27. Селиверстова E.H. Дидактические идеи М.В. Ломоносова: взгляд в будущее // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
28. Чмелёва Е.В. Реализация идей М.В. Ломоносова в отечественной педагогике конца XIX века // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
29. Беленчук Л.Н., Прокофьева Е.А. Педагогические идеи Ломоносова как источник универсалистской концепции Просвещения XIX века // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
30. Кошелева O.E. Проблема наказаний в XVIII веке и ее осмысление М.В. Ломоносовым // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011.-№2.
31. Ткачук М.М. Два взгляда на одну проблему: М.В. Ломоносов и К.Д.Ушинский о роли и значении родного языка в контексте идеи
народности в воспитании // Отечественная и зарубежная педагогика. --2011.-№ 2.
32. Никитина Е.Е. Лексическое и стилистическое своеобразие поэтических текстов М.В.Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№ 2.
33. Задорина А.Г М.В. Ломоносов: наука о красноречии // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.
34. Ветчинова М.Н. М.В. Ломоносов и отечественная литературно-историческая мысль о влиянии французского языка на российскую культуру и общество второй половины XVIII - начала XIX века // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции„«Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
35. Федотова О.Д., Чигишева О.П. Вклад М.В. Ломоносова в становление основ международного образования в России // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. -М.: ИТИП РАО, 2011.
36. Кудряшёв A.B. Педагогический потенциал Москвы в эпоху Ломоносова (1730-1755 гг.) // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
37. Лельчицкий И.Д., Теплякова Е.В. Педагогические воззрения М.В. Ломоносова как концептуальные предпосылки обоснования феномена социального развития ребенка // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
38. Захарищева М.А. Аксиологические приоритеты деятельности учителя по Ломоносову // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
39. Духавнева A.B. Идеи М.В. Ломоносова как ценностно-смысловые детерминанты в становлении образования взрослых в России во второй
половине XIX - начале XX вв. // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
40. Фролов A.A., Илалтдинова Е.Ю. По пути создания и развития самобытной отечественной науки: от М.В. Ломоносова к педагогике A.C. Макаренко // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
41. Калашников И.А. О военном образовании и воспитании в России XVIII века в контексте эпохи Просвещения и идей и подходов М.В. Ломоносова // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
42. Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. Гуманитаризация современного инженерного образования: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
43. Фиофанова К.А., Фиофанова O.A. От «универа» до «метавера»: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова в эпоху глобализации профессионального образования // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
44. Занаев С.З. М.В. Ломоносов как организатор и популяризатор изучения естествознания // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г.. - М.: ИТИП РАО, 2011.
45. Колоколъникова З.У., Лобанова О.Б. Изучение педагогических идей М.В. Ломоносова в курсе истории педагогики // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-
г
теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
46. Пономарев Е.Р. М.В. Ломоносов в советском школьном учебнике по литературе // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
48. Аристова М.А. Литературный «Памятник» Ломоносова: диалог эпох (изучение творчества Ломоносова в контексте жанровой традиции) // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения»,10 ноября 2011 г. - Мм ИТИП РАО, 2011.
49. Дякина Е.В. Становление и развитие на основе идей М.В. Ломоносова инновационного типа образовательного учреждения в России // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
50. Швец Н.Г. Педагогические идеи М.В. Ломоносова о гражданственности и патриотизме и их влияние на организацию детских общественных объединений // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.
51. Щербаков Р.Н. Уроки Ломоносова для одаренной личности // Педагогика. - 2011. - № 8.
52. Лобзаров В.М. Жизненный путь М.В. Ломоносова: взгляд с позиций экзистенциальной педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011.-№ 2.