Научная статья на тему 'Ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования'

Ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛОМОНОСОВСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / LOMONOSOV STUDIES / EDUCATIONAL MEDIUM / LOMONOSOV PERIOD IN HISTORY OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буторина Татьяна Сергеевна

В статье затронуты вопросы педагогического ломоносововедения как предмета историко-педагогического исследования, не получившего должного освещения в современной научной литературе. Это связано прежде всего с отсутствием систематической исследовательской деятельности по данной проблеме, слабым знанием произведений М.В. Ломоносова, необъективной оценкой роли ученого в истории русской педагогической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lomonosov Studies as Historical and Pedagogical Problem

The presented article discloses the Lomonosov studies problem as the subject of historical and pedagogical research. Its topicality is determined by absence of Lomonosov’s heritage methodical research and inadequate assessment of scientist's share in the Russian pedagogical thout.

Текст научной работы на тему «Ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования»

ТЕМА НОМЕРА: 300-ЛЕТИЕ РУССКОГО ГЕНИЯ

С.В. Иванова

О НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЯХ К 300-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ М.В. ЛОМОНОСОВА

Как обычно бывает в период крупных юбилейных дат, повышается внимание к персоне юбиляра. 300-летний юбилей М.В. Ломоносова, как теперь говорят, «взорвал Интернет», и менее ярко выглядят на этом фоне реальные празднества, однако, чего только не было придумано и проведено для взрослых и детей: Ломоносовские школы, Ломоносовский обоз, Ломоносовская линейка, открытие Ломоносовских музеев в Марбурге и Калужской области (а может быть, и где-то еще!), Ломоносовский раут в московском «Метрополе» и Ломоносовские вечера на родине Михайлы Васильевича. И не счесть числа выставок и театрализованных представлений, школьных и студенческих конкурсов: и естественнонаучных, и поэтических, и различных искусств и ремесел, благо, гений Ломоносова коснулся многого...

Ученые откликаются на юбилей новыми исследованиями и публикациями, поиском новых данных. И, как ни странно, это удается даже в 300-летний юбилей такого великого ученого, как М.В. Ломоносов, чье творчество и жизненный путь, казалось бы, не должны иметь неисследованных моментов.

Не обсуждая собственный вклад Ломоносова во многие научные отрасли, хочется остановиться на юбилейных научных публикациях современных ученых в области педагогики и образования, на их видении ломоносовского гения с высоты трех столетий. Данная работа ни в коей мере не претендует на полноту постольку, поскольку еще и не вышли все труды, посвященные этому событию. Однако общая направленность публикаций уже понятна, чтобы сделать некоторый обзор. И в первую

6

© Иванова С.В., 2011.

очередь этот обзор коснется докладов Международных «Ломоносовских академических чтений», проведенных 10 ноября 2011 года в Институте теории и истории педагогики Российской академии образования по инициативе и под научным патронажем Отдела истории педагогики и образования (заведующий - член-корр. РАО М.В. Богуславский], которые отражены в данном юбилейном номере журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» и в специальном Сборнике научных трудов Ломоносовских академических чтений (далее - Сборник трудов), потому что все материалы не могли быть помещены в этом журнале. Также рассмотрены юбилейные статьи восьмого номера журнала «Педагогика».

Научно-педагогические публикации довольно разнообразны, и их можно систематизировать следующим образом.

1. Исследование педагогических, философско-педагогических воззрений М.В. Ломоносова. Преломление его идей в современном образовании (эти позиции различны, но смыкаются в рамках конкретных статей). Взгляд на Ломоносова как на родоначальника отечественной педагогики, «объединившего в применении к российским условиям и лучшие церковные принципы обучения, и традиции Славяно-греко-латинской академии, восходившие к итальянской и французской системам, и революционные концепции Я.А. Коменского..., и экспериментаторский дух научного исследования, воспринятый им от X. Вольфа, и строгость порядков и четкость немецкой школы», содержится в заглавной статье A.B. Боровских, Е.В. Кузнецовой, Г.В. Новиковой, Л.В. Попова, Н.Х. Розова «Педагогические воззрения М.В. Ломоносова» в журнале «Педагогика» № 8 за 2011 год [1]. И этот тезис не голословен, он обстоятельно доказывается авторами, достаточно подробно рассмотревшими дидактические взгляды Ломоносова в их взаимосвязи с его методологическими представлениями о познании, мышлении, языке, о логических формах мышления (восприятии, суждении, умозаключении), роли практики для проверки теоретических обобщений и т.п. В статье показана близость к современным представлениям дидактических идей, принципов Ломоносова: посильности обучения, использования лучшего опыта, основательности, прочности усвоения знаний, наглядности, активности и интереса к знаниям. Особо выделено авторами абсолютно новое для того времени (и не устаревшее до сегодняшнего дня) внимание Ломоносова к психологическим индивидуальным возрастным особенностям учеников, проверке готовности к учению при поступлении в гимназию, выявлению талантливых учеников. В статье указаны и три группы методов обу-

чения, которые могут быть выделены при исследовании педагогического наследия Ломоносова, некоторые из них и сегодня считаются подчас чуть ли не «новым словом» в педагогике. Подчеркнуто, что Ломоносов первым разработал план-схему урока, вычленил его основные этапы. В гимназии Ломоносова впервые появились классные журналы и табели контроля за успеваемостью учащихся, экзамены перед переводом в следующий класс, классно-урочная система в целом. Авторы приходят к выводу, что и сегодня на этом зиждется образовательный процесс. Проанализирован этой группой авторов и подход Ломоносова к воспитанию. Отмечена важнейшая особенность: «...в понятие «воспитание» он включал и понятие «обучение», и понятие «образование». Глубиной отличаются взгляды великого ученого на способности, на развитие талантов и индивидуальный подход к каждому ученику. Ломоносов, по представлению авторов статьи, задавался проблемой гармоничного развития личности, воспитания у молодежи таких нравственных качеств, как скромность, вежливость, учтивость, уважение к старшим, друг к другу, честность и дружелюбие, трудолюбие, прилежание, упорство, послушание. Важный акцент сделан Ломоносовым, как показывают авторы, на сохранение национальной культуры и русского языка, приумножение национальных традиций русского народа, гармонии человека и природы, общества, окружающего мира в целом. Как просветитель, воспитатель юношества и поэт Ломоносов не обошел свои вниманием формирование родной речи, чувства прекрасного, духовной культуры. И наконец, в статье отмечены роль Ломоносова как борца за образование разных слоев населения, за российскую науку и воспитательный потенциал его наследия для современной молодежи [1].

В упомянутом выше номере журнала «Педагогика» помещена аналогичная статья В.И. Беляева «М.В. Ломоносов - основоположник отечественной педагогики». В этой статье в другом ракурсе, на основе последовательного рассмотрения биографических данных показывается, как взращивался и обращался на науку и практику гений Ломоносова и как этот его личный опыт преломлялся в его педагогических идеях. Такой подход оказался доказательным для того, чтобы автор обоснованно сделал вывод о том, что Ломоносов «по праву считается создателем основ отечественной научной педагогики» (курсив В.И. Беляева) [2].

Не менее интересна и содержательна статья P.C. Бозиева в этом же юбилейном номере «Педагогики» «М.В. Ломоносов и отечественная система образования». Автор увидел новые идеи в педагогическом учении Ломоносова, особенно значимой из которых названа «идея Ломоносова о непрерывности начального, среднего и высшего образования, которая во многом

определила дальнейший прогресс отечественной системы образования и педагогической науки» (курсив P.C. Бозиева) [3]. Надо сказать, что автор нашел и другие продуктивные для современности подходы Ломоносова: формирование методологических основ воспитания и обучения, разработка конкретных принципов дидактики и частных методик, создание материальных условий для получения образования, поощрение талантливых студентов, разработка структуры и учебных программ гимназии и университета, регламента управления и организации образовательного процесса и в гимназии и в университете, обязанностей учителей, создание системы поощрений и наказаний в мельчайших подробностях и т.п. Это исследование также позволяет автору утверждать тезис об основополагающей роли Ломоносова в отечественной педагогической науке и сделать следующий вывод: «...мы ищем в его работах то, что могло бы нам помочь в современном образовании» [3].

В данном - втором номере журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» взглядам Ломоносова посвящена статья М.А. Лукацкого «Философско-педагогические воззрения М.В. Ломоносова и их отражение в учебной историко-педагогической литературе». В ней автор дает объективную оценку освещения взглядов Ломоносова в научно-педагогической литературе и отмечает явную недостаточность этого освещения. М.А. Лу-кацкий показывает Ломоносова как основоположника «традиции русского научно-философского реализма», чьи педагогические воззрения строились на деизме. Автор, представляя историософские взгляды русского гения, показывает, что видение Ломоносовым истории Родины связано с его мыслями о роли истории для формирования «чувства гордости за былые дни своего отечества». Аналогичными были и взгляды Ломоносова на русский язык, о чем подробно говорит автор статьи. Нельзя не согласиться с мнением, выраженным в этой статье, о неисчерпаемости наследия Ломоносова для образования, о недооценке этого наследия и необходимости соответствующих изменений в учебниках для будущих педагогов [4].

Исследователь законодательных образовательных актов в историческом аспекте A.B. Овчинников в своей работе «Михаил Васильевич Ломоносов: у истоков отечественного образовательного законодательства» подробно анализирует проекты регламентов московских и академической гимназий, оценивает их роль в развитии отечественной системы образования. Выводы автора статьи показывают актуальность организационно-педагогических и нормативно-методических усилий Ломоносова, который своими уставами объял практически весь пласт педагогических задач [5].

Как «крупнейший представитель российского Просвещения» показан М.В. Ломоносов в статье К.Ю. Милованова «М.В. Ломоносов и образовательная парадигма века Просвещения в России». И именно с этих позиций характеризуется энциклопедическая личность Ломоносова и рассматриваются его педагогические воззрения, вклад в историческую науку, в создание научных и учебных учреждений России. Автором дается представление о ломоносовских взглядах на воспитание, которые смело названы автором теорией воспитания, хотя, как мы знаем, в форме теории или концепции, строго говоря, Ломоносов свои воззрения не изложил, они разбросаны во множестве работ, которые называет и автор[6].

А.Н. Шевелев в работе «М.В. Ломоносов в контексте развития Петербургской школы XVIII века» описывает роль Ломоносова как педагога и ученого в развитии образования в Петербурге наряду с именами И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича, называя Ломоносова «символом результативности и эффективности» [7].

Статья «Три века спустя: о современном прочтении педагогических идей М.В. Ломоносова» Е.В. Кузнецовой является определенного рода обобщающей работой, предлагающей краткий анализ вклада Ломоносова в педагогическую науку. Основой для такого анализа послужили труды Ломоносова, в которых в какой-либо форме изложены его педагогические идеи, а главное, представлена сопоставительная таблица, анализирующая возможности применения идей М.В. Ломоносова в современном образовании. Эту таблицу каждый исследователь и педагог-практик может дополнить, но важно, что она теперь существует в исходном варианте. В статье сказано также о практическом использовании идей Ломоносова в образовательном процессе современной гимназии [8].

Продолжает эту тему статья Е.О. Ивановой и И.М. Осмоловской «Развитие идей М.В. Ломоносова в деятельности современных гимназий», в которой показано широкое применение конкретных педагогических идей в современном гимназическом образовании [9].

И опять же в продолжение этих двух статей публикуется работа Ю.Б. Алиева «Художественное творчество М.В. Ломоносова в школьных курсах», которая является и примером использования творчества Ломоносова в школе, и методическим пособием для учителей по применению и интерпретации поэтических текстов Ломоносова [10].

Материалы Б.Б. Эрдыниева из сборника научных трудов «Роль наследия М.В. Ломоносова в развитии отечественной педагогической науки» [11] и A.B. Калачева «Роль М.В. Ломоносова в развитии демократических тенденций отечественного образования» [12] продолжают развивать

аналогичные мысли, отраженные в названии статей, на основе известного фактического материала.

2. Ломоносововедение. Историко-педагогический анализ наследия М.В. Ломоносова и значение Ломоносовского периода отечественной педагогической науки для современности.

Эта тема емко раскрыта в статье М.В. Богуславского «Программа социокультурной модернизации российского образования М.В. Ломоносова» («Педагогика», №8, 2011). Сама постановка проблемы через современное понятие в названии говорит о многом: актуальная ныне «социокультурная модернизация» (по концепции А.Г. Асмолова, [13]) показана в преломлении к эпохе и роли Ломоносова в российском образовании. Это заинтересовывает и заставляет согласиться с авторским прочтением по мере изучения материала. М.В.Богуславский подчеркнул не только то, что Ломоносов «стал основоположником отечественного национального образования» (курсив М.В. Богуславского), но и пошел дальше, заявив, что он создал почву «для формирования педагогического самосознания России» (курсив М.В. Богуславского). Богуславский выделяет три историографических периода в изучении идей и деятельности Ломоносова в XX веке и проводит анализ исследований в эти периоды: первая половина XX века, 1955 - вторая половина 1980-х гг., середина 1980-х - по настоящее время. Однако автор не ограничился этим и предложил, основываясь на модели социокультурной модернизации образования России, предложенной А.Г. Асмоловым, исторический анализ идей Ломоносова. Таким образом, педагогическая наука имеет сегодня реальную опору на традиции отечественной педагогики, воплощенные во взглядах Ломоносова, и обоснованную таким значительным историческим опытом поддержку в продвижении современной социокультурной модернизации [14].

М.В. Богуславский развивает свои идеи и в статье «Отечественное ломоносововедение: историография, периодизация, перспективы» в данном номере. Здесь он говорит об оценке вклада Ломоносова в различные периоды российской истории, а также дает периодизацию научно-педагогической деятельности Ломоносова [15].

Известный российский ломоносововед Т.С. Буторина предлагает в этом номере статью «Ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования», в которой дан ретроспективный анализ работ авторов, пишущих о научном наследии Ломоносова. Обзор этих работ показывает их «связанность» с юбилейными датами: 100-летие со дня смерти, 200-летие, 250-летие со дня рождения. Представлены исследования о роли Ломоносова в развитии просвещения, становления

Московского университета, Академии наук. Буторина отмечает, что именно педагогическая деятельность русского просветителя слабо раскрыта в трудах ученых, недостаточно глубоко изучены его труды в этой области, мало известен поморский период его жизни, оказавший значительное влияние на становление [16]. Такая позиция авторитетного исследователя показывает всем нам, что этот путь еще не пройден, и Ломоносовские чтения 2011 года в нашем Институте могут заложить новую традицию.

Статья В.Л. Федяевой «Научно-педагогическое наследие М.В. Ломоносова в исследованиях ученых Украины» отчасти продолжает проблематику вышеупомянутой статьи Т.С. Буториной и предоставляет нечастую на сегодняшний день возможность познакомиться с направлениями развития ломоносововедения на Украине, где особое внимание, естественно, уделяется периоду пребывания Ломоносова в Киево-Могилянской академии. Автором отмечается и на Украине «маятниковый» характер интереса к наследию Ломоносова и недостаточная исследованность педагогических взглядов [17].

Важно отметить, что и предыдущий автор, и еще одна украинская исследовательница A.B. Белан в статье «М.В. Ломоносов как педагогическая персоналия в исторической ретроспективе», опираясь на историко-педагогическую школу Института теории и истории педагогики, исследуют ситуацию на Украине. В данной публикации показывается специфика подхода к Ломоносову как педагогической персоналии [18].

3. Жизненный путь М.В. Ломоносова. Опыт его личностного роста.

О жизненном пути Ломоносова, в частности, о периодах его учения говорится в статье В.Г. Безрогова «Стратегии ученичества в имперской России: случай Ломоносова». Автор на основе освещения ученического пути Ломоносова делает вывод, что этот путь послужил основой формирования представлений Ломоносова об отношениях учителя и ученика, о равенстве их «в научно-образовательном диалоге» [19].

Если Т.С. Буторина в своей статье отмечает малую исследованность поморского периода Ломоносова, то Л.В. Мошкова в своем материале «Ранние автографы М.В. Ломоносова: проблемы и перспективы анализа» предлагает графико-палеографический анализ ранних автографов М.В. Ломоносова, который позволяет пролить свет на поморские годы жизни Ломоносова [20].

Т.Д. Кочубей продолжает тему знакомства с различными этапами жизни Ломоносова и подробно освещает период его обучения в Киево-Могилянской академии в статье «Михаил Ломоносов и Киево-Могилянская академия: точки пересечения». Статья показывает истоки «мозаичного»

художества Ломоносова, его «Риторики», внимания к русской истории -истории Киевской Руси. Все это, по мнению автора, обогатило гений Ломоносова, придало «энциклопедичность его творческим устремлениям» [21].

В качестве попытки найти предшественников, повлиявших на формирование гения Ломоносова, представлен материал C.B. Снапковской «Симеон Полоцкий - предтеча просветительских взглядов М.В. Ломоносова: восточноевропейский синтез». Статья относится к юбилейным материалам, когда различные сопоставления становятся возможны, и в данном случае представление яркого образа самого Симеона Полоцкого и зримой картины той эпохи абсолютно извиняет недостаточно полную (как кажется на первый взгляд) доказанность его огромной роли как предтечи просветителя Ломоносова [22].

О.Ю. Колпачева, Н.К. Маяцкая в работе «Диалог национальной и европейской культур в отечественной школе и педагогике первой четверти XVIII столетия» раскрывают состояние педагогической мысли и практики в доломоносовский период. Это углубляет понимание того, от чего мог отталкиваться Ломоносов и каково его истинное значение в развитии педагогики. Это особенно важно для начинающих исследователей [23].

М.В. Савин в публикации «Взаимообусловленность педагогических учений В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова: сравнительный историко-педагогический анализ» продолжает и развивает ту же проблематику. В первую очередь, автор показывает влияние взглядов Татищева, ранее Ломоносова начавшего свою деятельность, на Ломоносова, а затем и анализирует общие подходы и различия в видении системы образования в России [24].

4. Следующая группа публикаций обращается к исследованию и влиянию взглядов М.В. Ломоносова на конкретные аспекты педагогики, обучения, воспитания, образования.

А.П. Беликова в материале «Гуманистические идеи российской педагогики Ломоносовской эпохи», представленном в сборнике научных трудов, показывает гуманизацию педагогической мысли России, широко охватывая весь период: от предшественников М.В. Ломоносова до его учеников и последователей. Важно отметить актуальность материала, потому что эта часть наследия Ломоносова и его эпохи недостаточно полно раскрыта в современных трудах, касающихся гуманизации образования [25].

Некоторые близкие по содержанию статьи объединены в одну группу. Эти работы посвящены дидактическим идеям Ломоносова и их воплощению в отечественной педагогике. Это публикации Л.М. Перминовой «Дидактическое наследие М.В. Ломоносова: ценностный подход» [26],

E.H. Селиверстовой «Дидактические идеи М.В. Ломоносова: взгляд в будущее» [27], Е.В. Чмелёвой «Реализация идей М.В. Ломоносова в отечественной педагогике конца XIX века» [28].

il.Н. Беленчук и Е.А. Прокофьева в работе «Педагогические идеи Ломоносова как источникуниверсалистской концепции Просвещения XIX века» показывают, как некоторые гуманитарные идеи великого русского просветителя - о роли родного и церковнославянского языка, о подходе к изучению иностранных языков, о воспитательном значении изучения истории - получили свое развитие у позднейших исследователей. Относительно заявленной темы рассмотрение проблематики несколько сужено, но представлено убедительно и достаточно глубоко. По причине рассмотрения нескольких аспектов, выбранных из довольно большого пространства педагогических идей Ломоносова, целесообразно поместить статью именно в эту, а не первую группу публикаций [29].

Малоизвестную тему о наказаниях учащихся и отношении к этому Ломоносова поднимает O.E. Кошелева в своей статье «Проблема наказаний в XVIII веке и ее осмысление М.В. Ломоносовым». В работе проанализирована динамика воззрений общества и деятелей просвещения на наказания, и в этом ключе представлена позиция Ломоносова [30].

Статья М.М. Ткачук «Два взгляда на одну проблему: М.В. Ломоносов и К.Д. Ушинский о роли и значении родного языка в контексте идеи народности в воспитании» представляет подробно позицию Ломоносова относительно родного языка как позицию, требующую борьбы и защиты в эпоху иностранных заимствований и влияний, видимо, поэтому работа носит научно-публицистический характер. Сопоставление со взглядами Ушинского показывает их неразрывную связь и одинаковое понимание великой роли родного языка в деле воспитания. И это положение является актуальным для сегодняшнего дня [31].

Работа Е.Е. Никитиной «Лексическое и стилистическое своеобразие поэтических текстов М.В. Ломоносова» являет собой - и по названию, и по сути - филологический взгляд на поэтику Ломоносова, но (что важно) в связи с ее формированием под влиянием выявления Ломоносовым специфических закономерностей развития русской речи. Автор обращает внимание на создание Ломоносовым системы классификации изобразительных средств языка, используемой до настоящего времени, и на раскрытые им воспитательные возможности родного языка [32].

А.Г. Задорина в своей статье «М.В. Ломоносов: наука о красноречии», как бы продолжая тему и далее конкретизируя открытия Ломоносова в языковой сфере, анализирует подходы Ломоносова к риторике на основе его трудов [33].

M.H. Ветчинова в работе «М.В. Ломоносов и отечественная литературно-историческая мысль о влиянии французского языка на российскую культуру и общество второй половины XVIII - начала XIX века» в ряду других российских деятелей науки и литературы раскрывает взгляды Ломоносова на значение и влияние французского языка. На основе этого материала также анализируется общий подход Ломоносова к иностранным заимствованиям [34].

Авторы О.Д. Федотова, О.П. Чигишева в статье «Вклад М.В. Ломоносова в становление основ международного образования в России» анализируют развитие образовательных международных контактов России с зарубежьем, включая в этот контекст и личный опыт Ломоносова как студента, направленного на обучение в Марбург, так и его последующую деятельность по развитию этого направления, например, в части подготовки профессоров для Московского университета [35].

A.B. Кудряшёв в сборнике научных трудов поместил материал «Педагогический потенциал Москвы в эпоху Ломоносова (1730-1755 гг.)», в котором освещается состояние московского образования ко времени появления у Ломоносова идеи создать в Москве университет. Автором показан учет этого состояния при решении вопроса об организации университета [36].

И.Д. Лельчицкий, Е.В. Теплякова в статье «Педагогические воззрения М.В. Ломоносова как концептуальные предпосылки обоснования феномена социального развития ребенка» развивают идеи Ломоносова о принципе ориентации образования на общественные и государственные потребности («...отечеству пользу чинить»), раскрывают вопрос всестороннего изучения человека, целостный подход к личности, выявляют мнение русского просветителя о влиянии среды на воспитание и о воспитании с гуманистических позиций [37].

В работе М.А. Захарищевой «Аксиологические приоритеты деятельности учителя по Ломоносову» сказано об уважении педагога Ломоносова к учительскому труду, приведены его подробные рекомендации для учителя, особенно по таким щекотливому вопросу, как наказание, показано решающее влияние его дидактических представлений на российскую школу. Внимание Ломоносова к учителю не случайно, он видел в учителе образец для юношества [38].

Целесообразно также упомянуть работы, посвященные конкретным направлениям деятельности Ломоносова либо воздействию его идей на эти направления. Само направление либо аспект понятны из названия материала: A.B. Духавнева «Идеи М.В. Ломоносова как ценностно-смысловые детерминанты в становлении образования взрослых в России

во второй половине XIX - начале XX вв.»[39]; A.A. Фролов, Е.Ю. Илалтди-нова «По пути создания и развития самобытной отечественной науки: от М.В. Ломоносова к педагогике A.C. Макаренко» [40]; И.А. Калашников «О военном образовании и воспитании в России XVIII века в контексте эпохи Просвещения и идей и подходов М.В. Ломоносова" [41]; Д.Ю. Труш-ников, В.И. Трушникова «Гуманитаризация современного инженерного образования: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова» [42]; К.А. Фиофанова, O.A. Фиофанова «От «универа» до «метавера»: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова в эпоху глобализации профессионального образования» [43]; С.З. Занаев «М.В. Ломоносов как организатор и популяризатор изучения естествознания» [44]; З.У Колокольникова, О.Б. Лобанова «Изучение педагогических идей М.В. Ломоносова в курсе истории педагогики» [45]; Е.Р. Пономарев «М.В. Ломоносов в советском школьном учебнике по литературе» [46]; М.А. Аристова «Литературный «Памятник» Ломоносова: диалог эпох (изучение творчества Ломоносова в контексте жанровой традиции] [47]; Е.В. Дякина «Становление и развитие на основе идей М.В. Ломоносова инновационного типа образовательного учреждения в России» [48]; Н.Г. Швец «Педагогические идеи М.В. Ломоносова о гражданственности и патриотизме и их влияние на организацию детских общественных объединений» [49].

5. Исследования, посвященные воспитательному влиянию Ломоносова на одаренную молодежь, его примеру стремления к познанию и собственному развитию, преодолению преград на тернистом пути в науку.

Об этом, в частности, говорится в статье Р.Н. Щербакова «Уроки Ломоносова для одаренной личности» в журнале «Педагогика» №8 за 2011 год. Автор на примере творческого, научного пути русского гения показывает, «что следует делать и чего избегать одаренной личности, чтобы, наметив для себя высокие духовные цели и задачи, она была готова к возможным помехам и неожиданностям на ее жизненном и творческом пути». Автор освещает путь формирования, идеалы Ломоносова в преломлении к данной проблеме и выстраивает весьма интересную систему уроков гения современному молодому человеку XXI века. Этих уроков - семь, и каждый из них содержит ряд последовательных логических задач. Нельзя не отметить такой практико-ориентированный подход автора, заслуживающий самого пристального внимания и учителей, и вузовских преподавателей, и самих молодых людей, ставящих такие задачи [50].

В статье В.М. Лобзарова «Жизненный путь М.В. Ломоносова: взгляд с позиций экзистенциальной педагогики» анализируется личность

Ломоносова как яркого представителя простого народа и в то же время интеллигента. Образ Ломоносова неординарно представлен в качестве «самоактуализирующейся творческой личности». Выделена особая значимость для педагогической науки условий, в которых формировалась личность «великого ученого» и «подлинного гражданина», и этого опыта для современной России [51].

Следует сделать примечание, что некоторая часть изученных материалов не вошла в обзор по двум причинам: 1 - исследования не касались педагогической, образовательной тематики; 2 - работы были посвящены педагогической проблематике, однако Ломоносов с его воззрениями включен «искусственным образом» в ранее подготовленный материал одним-двумя абзацами.

При понимании некоторой условности любых классификаций, тем не менее был принят такой подход, который позволяет увидеть впоследствии картину в целом, сложенную не из случайных кусочков «научной мозаики», а из систематизированных частей, дающих возможность расставить акценты и сделать выводы. Картина «научного педагогического празднования» 300-летнего юбилея М.В. Ломоносова такова:

• с годами и веками интерес к наследию русского гения в России и сопредельных странах не ослабевает, а возрастает;

• позитивным моментом являются продолжающиеся научные контакты ломоносововедов России и Зарубежья на основе научной историко-педагогической школы Института теории и истории педагогики РАО;

• очевидно, что педагогическое наследие - вероятно, в силу представлений о том, что Ломоносов не оставил целостных концепций и теорий, а его взгляды разнесены по разным трудам, не всегда и педагогическим - изучено недостаточно полно, однако при этом насыщено вольными толкованиями, что влияет сегодня на их научную значимость. Это требует новых исследований и, в первую очередь, освобождения ломоносовских воззрений от связанных с общественно-политической жизнью интерпретаций;

• требуется целостный взгляд на всю гуманитарную составляющую научного наследия Ломоносова, и в этих рамках откроются новые грани его педагогических идей;

• сегодня в поисках национальной идеи и поиска идеалов для молодежи важно постоянно обращаться к жизненному пути, идеалам и целям великого русского гражданина, являющего самим собою нашу национальную идею. Здесь вовсе не исчерпан этот ломоносовский потенциал.

И в заключение статьи и, повторяя мысли многих авторов юбилейных публикаций, хочется призвать научно-педагогическое сообщество таким образом обратить свой взор на наследие Ломоносова, чтобы оно могло быть востребовано и эффективно использовано в современной российской системе образования. Есть пророки в родном Отечестве!

Список литературы

1. Боровских A.B., Кузнецова Е.В., Новикова Г.В., Попов Л.В., Розов Н.Х. Педагогические воззрения М.В. Ломоносова // Педагогика. - 2011. - № 8.

2. Беляев В.И. М.В. Ломоносов - основоположник отечественной педагогики // Педагогика. - 2011. - № 8.

3. Бозиев P.C. М.В. Ломоносов и отечественная система образования // Педагогика. - 2011. - № 8.

4. Лукацкий М.А. Философско-педагогические воззрения М.В. Ломоносова и их отражение в учебной историко-педагогической литературе // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

5. Овчинников A.B. Михаил Васильевич Ломоносов: у истоков отечественного образовательного законодательства // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

6. Милованов К.Ю. М.В. Ломоносов и образовательная парадигма века Просвещения в России // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011.-№2.

7. Шевелев А.Н. М.В. Ломоносов в контексте развития Петербургской школы XVIII века // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

8. Кузнецова Е.В. Три века сйустя: о современном прочтении педагогических идей М.В. Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - №2.

9. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Развитие идей М.В. Ломоносова в деятельности современных гимназий // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

10. Алиев Ю.Б. Художественное творчество М.В. Ломоносова в школьных курсах // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

11. Эрдыниев Б.Б. Роль наследия М.В. Ломоносова в развитии отечественной педагогической науки // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования:

Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. -М- ИТИП РАО, 2011.

12. Каяачев A.B. Роль М.В. Ломоносова в развитии демократических тенденций отечественного образования // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения, 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

13. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. Интернет-журнал РАО. www.pmedu.ru - 2010. - № 4. - С.4-18.

14. Богуславский М.В. Программа социокультурной модернизации российского образования М.В. Ломоносова // Педагогика. - 2011. - № 8.

15. Богуславский М.В. Отечественное ломоносововедение: историография, периодизация, перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

16. Буторина Т.С. Ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№ 2.

17. Федяева В.Л. Научно-педагогическое наследие М.В. Ломоносова в исследованиях ученых Украины // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№ 2.

18. Белан A.B. М.В. Ломоносов как педагогическая персоналия в исторической ретроспективе // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011.-№2.

19. Безрогое В.Г. Стратегии ученичества в имперской России: случай Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

20. Мошкова Л.В. Ранние автографы М.В. Ломоносова: проблемы и перспективы анализа // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011,-№2.

21. Кочубей Т.Д. Михаил Ломоносов и Киево-Могилянская академия: точки пересечения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№2.

22. Снапковская С.В. Симеон Полоцкий - предтеча просветительских взглядов М.В. Ломоносова: восточноевропейский синтез // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

23. Колпачева О.Ю., Маяцкая Н.К. Диалог национальной и европейской культур в отечественной школе и педагогике первой четверти

XVIII столетия // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

24. Савин М.В. Взаимообусловленность педагогических учений В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова: сравнительный историко-педагогический анализ // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

25. Беликова А.П. Гуманистические идеи российской педагогики Ломоносовской эпохи // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

26. Перминова Л.М. Дидактическое наследие М.В. Ломоносова: ценностный подход // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

27. Селиверстова E.H. Дидактические идеи М.В. Ломоносова: взгляд в будущее // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

28. Чмелёва Е.В. Реализация идей М.В. Ломоносова в отечественной педагогике конца XIX века // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

29. Беленчук Л.Н., Прокофьева Е.А. Педагогические идеи Ломоносова как источник универсалистской концепции Просвещения XIX века // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

30. Кошелева O.E. Проблема наказаний в XVIII веке и ее осмысление М.В. Ломоносовым // Отечественная и зарубежная педагогика. -2011.-№2.

31. Ткачук М.М. Два взгляда на одну проблему: М.В. Ломоносов и К.Д.Ушинский о роли и значении родного языка в контексте идеи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

народности в воспитании // Отечественная и зарубежная педагогика. --2011.-№ 2.

32. Никитина Е.Е. Лексическое и стилистическое своеобразие поэтических текстов М.В.Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. -№ 2.

33. Задорина А.Г М.В. Ломоносов: наука о красноречии // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2.

34. Ветчинова М.Н. М.В. Ломоносов и отечественная литературно-историческая мысль о влиянии французского языка на российскую культуру и общество второй половины XVIII - начала XIX века // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции„«Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

35. Федотова О.Д., Чигишева О.П. Вклад М.В. Ломоносова в становление основ международного образования в России // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. -М.: ИТИП РАО, 2011.

36. Кудряшёв A.B. Педагогический потенциал Москвы в эпоху Ломоносова (1730-1755 гг.) // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

37. Лельчицкий И.Д., Теплякова Е.В. Педагогические воззрения М.В. Ломоносова как концептуальные предпосылки обоснования феномена социального развития ребенка // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

38. Захарищева М.А. Аксиологические приоритеты деятельности учителя по Ломоносову // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

39. Духавнева A.B. Идеи М.В. Ломоносова как ценностно-смысловые детерминанты в становлении образования взрослых в России во второй

половине XIX - начале XX вв. // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

40. Фролов A.A., Илалтдинова Е.Ю. По пути создания и развития самобытной отечественной науки: от М.В. Ломоносова к педагогике A.C. Макаренко // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

41. Калашников И.А. О военном образовании и воспитании в России XVIII века в контексте эпохи Просвещения и идей и подходов М.В. Ломоносова // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

42. Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. Гуманитаризация современного инженерного образования: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

43. Фиофанова К.А., Фиофанова O.A. От «универа» до «метавера»: развитие педагогических идей М.В. Ломоносова в эпоху глобализации профессионального образования // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

44. Занаев С.З. М.В. Ломоносов как организатор и популяризатор изучения естествознания // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г.. - М.: ИТИП РАО, 2011.

45. Колоколъникова З.У., Лобанова О.Б. Изучение педагогических идей М.В. Ломоносова в курсе истории педагогики // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-

г

теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

46. Пономарев Е.Р. М.В. Ломоносов в советском школьном учебнике по литературе // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

48. Аристова М.А. Литературный «Памятник» Ломоносова: диалог эпох (изучение творчества Ломоносова в контексте жанровой традиции) // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения»,10 ноября 2011 г. - Мм ИТИП РАО, 2011.

49. Дякина Е.В. Становление и развитие на основе идей М.В. Ломоносова инновационного типа образовательного учреждения в России // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

50. Швец Н.Г. Педагогические идеи М.В. Ломоносова о гражданственности и патриотизме и их влияние на организацию детских общественных объединений // Развитие идей М.В. Ломоносова в контексте социокультурной модернизации российского образования: Сб. научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Ломоносовские академические чтения», 10 ноября 2011 г. - М.: ИТИП РАО, 2011.

51. Щербаков Р.Н. Уроки Ломоносова для одаренной личности // Педагогика. - 2011. - № 8.

52. Лобзаров В.М. Жизненный путь М.В. Ломоносова: взгляд с позиций экзистенциальной педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011.-№ 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.